Доклад ганс гольбейн младший

Обновлено: 17.05.2024

Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere, 1497 год, Аугсбург – 29 ноября 1543 года, Лондон) — известный немецкий портретист, график, представитель Ренессанса. Обучался искусству рисования в мастерской у своего отца, Гольбейна Старшего, который занимался алтарной живописью. Талант юного Ганса принес ему известность в 21 год и подарил возможность стать членом базельской гильдии художников. Гольбейн был близко знаком с Э.Роттердамским, Т.Мором и другими выдающимися личностями того времени. Придворный живописец Генриха VIII.

Особенности творчества художника Гольбейна Младшего : работам живописца присущи точность, четкость передачи образов персонажей картин, основных черт их характеров. Он отдает предпочтение мелким деталям, которые подчеркивают замысел автора, создает выверенные композиции и уверенно играет со светотенью. Многие картины Гольбейна не лишены определенной доли иронии и сарказма, которые выдают истинное отношение мастера к персонам, изображенным на его полотнах. По свидетельствам очевидцев, за написание портрета Ганс Гольбейн Младший брался только после некоторого периода наблюдений за моделью: это позволяло художнику с поразительной точностью передать на холсте внутренний мир персонажа.

Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца

Жизнь в семье художников накладывает свой отпечаток: Гансу Гольбейну Младшему по факту своего рождения было суждено стать человеком искусства. Он рос среди творцов, создававших прекрасные фрески и полотна — его отцом был Ганс Гольбейн, впоследствии названный Старшим; старший брат и дядя также не представляли свою жизнь без красок и мольберта.

Столкновения между католиками и протестантами, побудили художника Гольбейна переехать в Лондон — это произошло в 1526 году. Подписанное Э.Роттердамским рекомендательное письмо открыло ему двери в дом Томаса Мора. За два года, проведенных живописцем в Англии, он успел написать множество портретов, большинство из которых являются шедеврами.

Последующие годы (вплоть до кончины в 1543 году) были для Ганса Гольбейна Младшего наполнены поездками из Швейцарии в Англию и обратно, новыми знакомствами с влиятельными людьми, и, конечно же, новыми картинами.

Картины Ганса Гольбейна Младшего

В юности на молодого художника произвели огромное впечатление работы Ханса Бургкмайра — немецкого художника из Аугсбурга, занимавшегося ксилографией, писавшего портреты горожан и картины на библейские темы. Это влияние можно проследить в ранних картинах Ганса Гольбейна Младшего, который впоследствии отыскал собственный стиль, сделавший его знаменитым.

В своих работах художник стремился с максимальной точностью передать не только мельчайшие детали интерьера и костюма позировавшей ему модели, но также и основные черты характера индивидуума. Чтобы понять человека, которого ему предстояло писать, Гольбейн проводил несколько предварительных сеансов, во время которых делал наброски карандашом. Используя сангину, мел и уголь для создания контраста, художник уделял особое внимание чертам лица и его выражению, практически не прорисовывая руки.

Помимо обычных портретов, созданных Гансом Гольбейном Младшим, до нас дошли также портретные миниатюры его авторства. Его работы были настолько совершенны, что приводили современников художника в изумление и восхищение.

Гольбейн Ганс Младший (1497 - 1543)

Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев сязан со средневековой традицией. Самая сильная часть творчества Гольбейна - портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту. В ранний период портреты были менее живые, парадные, а в поздний период - более просты, более реальны.

Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.

Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве "Триумф смерти" ("Пляска смерти").

Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.

Послы (1533)



Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром. На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба. Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане. Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся "блуждающий анаморфоз черепа". Это, безусловно, знак смерти.

Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства.

Бонифациус Амербах (1519)



Бонифациус Амербах - молодой гуманист, близкий друг Эразма Роттердамского. Это представитель новой европейской интеллигенции. Он всесторонне развит, образован, цельный духовно. Бонифациус окружен ореолом особого благородства. Черты его красивого лица строгие, тонкие.

Не прикасайся ко мне! (1524)



На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария - в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами. После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения. После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла ее пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа. Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: "Не прикасайся ко мне". На нее была возложена миссия - возвестить о воскресении апостолам.

Генрих VIII

Лаис Коринфская (1526)



Лаис Коринфская - известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами. Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача - развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги. Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены. Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп. В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург. Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н.хитон), закрепив его заколками. Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.

Портрет Эразма Роттердамского (1523)



Эразм Роттердамский - крупнейший ученый Северного Возрождения, мыслитель, прозванный "князем гуманистов". Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний. Он способствовал возвращению литературного наследия античности. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь. Художник был дружен с великим мыслителем и несколько раз рисовал его. В этом портрете Гольбейн передает облик человека с глубоким и острым умом, о чем говорят его проницательный взгляд, поджатые уголки тонких губ. Ученый одет в богатую, отделанную мехом, одежду. Руки великого философа лежат на книге,может быть, это Библия. Портрет выполнен в скупой гамме темных коричневых тонов.

Кристина Датская, герцогиня Миланская(1538)



Кристина Миланская - младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, в 13 лет она овдовела. Когда Генрих VIII собирался жениться в четвертый раз, Кристина была одной из претенденток. Однако Генрих выбрал Анну Клевскую. Через 8 лет Кристина вторично вышла замуж - за герцога Лотарингии Франсуа. В этом браке родилось трое детей. Но все же девушка так и не была счастлива - браки ее были по расчету, ее никто не спрашивал, ее просто выдавали замуж. Портрет написан на дубовой доске. Здесь она изображена в момент вдовства. На густо-зеленом фоне изображена юная миловидная женщина в черном бархатном платье, опушенном мехом. Она смотрит на нас с печалью. Светлыми пятнами выделяются на холсте ее лицо и руки. Во всем облике Кристины Датской ощущается грусть раннего вдовства. Художник безусловно относится к ней с симпатией.

Портрет дамы с белкой



Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом. Белка ясно символизирует, что дама - прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо. Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.

Портрет французского посла в Англии сэра Моретта Шарля де Солье



Перед нами французский посол при английском дворе 16 века сэр Моретт Шарль де Солье. Гольбейн почему-то не указал имени модели на портрете и долгое время считали, что здесь изображен герцог Миланский кисти Леонардо да Винчи. И только в xx веке удалось точно идентифицировать, что это французский посол. Это великолепный портрет Гольбейна, признанный шедевр портретного жанра 16-го века. Художник показал нам уверенного в себе, умного человека с решительным характером - о чем говорит его твердый, чуть ироничный взгляд слегка прищуренных глаз, плотно сжатые губы. У него внушительная фигура. широкие плечи, сильные руки. Чувствуется, что этот человек достиг определенного положения в обществе, он уважаем и обеспечен. Картина написана в строгой палитре темных и светлых коричневых тонов.

Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII (1540 - 1541)



Катарина Говард (Кейт) - пятая жена короля Генриха VIII. Казнена по обвинению в супружеской измене. Происходила из знатнейшего рода Говардов. После смерти матери леди Кейт была отдана на воспитание Агнессе, мачехе своего отца. В доме этой престарелой родственницы Кейт не получила хорошего образования, однако рано приобрела навыки "в любовной науке", чему способствовала царившая в доме атмосфера распущенности. Сэр Томас Говард, герцог Норфолкский пристроил племянницу ко двору. К тому времени король Генрих развелся с четвертой женой Анной Клевской и уже присматривал себе пятую жену. Юная Кейт приглянулась королю, что не ускользнуло от предприимчивого Говарда. Брак был заключен. Генрих был очень счастлив в этом браке. Король обожал свою супругу, называл ее "розой без шипов", т.к. она обладала добрым, простодушным характером, как ребенок радовалась подаркам. Однако, юная королева была слишком неосторожна в поступках и связях, принимала ко двору всех своих "друзей юности", имела отношения с пажом короля. Этим обстоятельством воспользовались враги Томаса Говарда, влиятельного дяди королевы. Королю донесли о неверности жены. Было строгое дознание. Король был в отчаянии, но, не скрывая слез, вынужден был отдать приказ о заточении юной жены в Тауэр. Вскоре на глазах у любопытной толпы она была казнена. Здесь Катарина изображена строгой, с чувством собственного достоинства, настоящей женой короля. Не виден свободный нрав молодой женщины. Возможно, этому способствовала строгая одежда, скромный колорит портрета.

Портрет купца Георга Гиссе (1532)



Купцы в эпоху Ренессанса имели огромный вес и уважение в обществе. Перед нами портрет немецкого купца Георга Гиссе. Купец изображен в своей конторе, в ппривычной обстановке, которую художник написал довольно подробно: деревянные стены, полки с книгами, дорогой ковер на столе и скромный букетик цветов в вазе. Но предметы не загромождают пространство картины и не заслоняют собой главное - образ самого купца. Его одежда свидетельствует о материальном достатке Георга, осанка полна достоинства и горделивого спокойствия. Художник выступает в картине как великолепный колорист. Портрет написан в гармоническом сочетании зеленых, черных, розовых и желтоватых оттенков. Виртуозно написана шелковая рубашка, ковер на столе, цветы в вазе. Над головой Георга надпись, которые часто в ту эпоху делали художники: " Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532".

Портрет Роберта Чизмена, сокольничего короля

Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539 - 1540)



Томас Говард, герцог Норфолка, государственный и военный деятель, дядя жены Генриха VIII, отец поэта Генри, графа Суррея. Все эти родственники сложили голову на эшафоте. Кавалер Ордена Подвязки. Получил титул лорд-адмирала. Участвовал в победоносной битве при Флодене против Шотландии (1513), под начальством отца бился с мятежниками в Ирландии. Говард унаследовал от отца титул герцога Норфолка, занял место отца как лорд-казначей и граф-маршал. У него была сложная судьба. Говард был против Реформации церкви, начатой королем Генрихом VIII, и вместе со старшим сыном Генри, графом Сурреем был заключен в лондонскую тюрьму Тауэр. Сын вскоре был казнен, а затем эшафота ждал и сам Говард. Но за день до казни король умер. Так Норфолк был спасен, но просидел в тюрьме еще 6 лет. На портрете Томас Говард одет в роскошную шубу. Лицо смуглое, большой с горбинкой нос, сжатые губы, взгляд темных глаз жесткий и чуть усталый.

Святая Урсула (1523)



Святая Урсула, героиня христианской легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах. Согласно легенде, Урсула, дочь британского короля, славилась красотой, мудростью и правдивостью. Она хотела избежать ненавистного ей замужества и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку. Поэтому Урсула дала согласие на брак, но лишь по истечении трех лет и при условии, что жених примет христианство. Затем Урсула отправилась со свитой в Рим. К Урсуле по пути присоединились девственницы, посвятившие себя, как и она, Христу. Их число достигло 11 тысяч. В Риме Урсулу принял Папа. Он узнал об ожидавшем ее и ее спутниц мученичестве и пожелал разделить его с девственницами. Папа рассказал всем о своем решении и торжественно сложил с себя сан, а затем присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Они ненавидели христианство, с возмущением узнали о решении дев дать обет безбрачия и тогда гунны всех истребили. Последней погибла Урсула, потому что отказалась стать женой плененного ее красотой вождя гуннов.

Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной (1528)


Художники разных стран

Ганс Гольбейн Младший – гениальный немецкий художник XVI века, самый именитый представитель разветвлённой династии живописцев.

Происхождение

Родился в 1497 году в древнем городе Аугсбург на юге Германии. Профессиональная деятельность была предопределена с раннего детства: отец, тоже Ганс Гольбейн (1465 – 1524), был художником, последователем фламандской, а позже школы итальянского Возрождения. Одинаковое имя отца и сына, занимающихся одним делом, обусловило использование возрастного уточнения при их упоминании: отец Ганс Гольбейн Старший, а сын соответственно Ганс Гольбейн Младший. Брат отца Зигмунд и ещё один сын Амброзиус также были художниками. Так что с рождения окружённый творческой атмосферой и кипучей деятельностью родных перед мольбертами, Ганс-сын по-другому никак не представлял свою жизнь.

Швейцария, Базель

В 1515 году, когда Гансу исполнилось 18 лет, он с братом (Амброзиус был старше на 3 года) едет учиться в швейцарский Базель, в то время город просвещения, науки и искусства. Местный художник Хербстер на 2 года стал учителем Ганса. В этот период Гольбейн Младший начинает проявлять самостоятельность по поводу выбора тем для своих рисунков. К примеру, увлечение произведениями крупнейшего учёного и гуманиста Эразма Роттердамского (1466 – 1536), имеющего всеевропейскую славу, подвигло Ганса к иллюстрированию текстов Эразма. Сочинитель высоко оценил рисунки молодого художника и изъявил желание познакомиться с ним лично. Знакомство состоялось и положило начало крепкой дружбе.

Швейцария, Люцерн

В период 1517 – 1519 годы Гольбейн Старший привлёк сыновей к оформлению дома главы городского магистрата в Люцерне. Семья расписывала здание в стиле итальянской живописи эпохи Возрождения. До наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент подлинной росписи, который хранится в музее Люцерна.

Возвращение в Базель

В 1524 году Гольбейн Младший ненадолго отлучался из Базеля – ездил во Францию.

Частная жизнь

Получить базельское гражданство помогло то обстоятельство, что художник женился на жительнице города, вдове мастера по выделке кож, Елизавете Шмит. До наших дней дошла весьма скудная информация о семейной жизни: известно лишь, что у четы Гольбейнов было четверо детей (две девочки и два мальчика).

Отцовская гордость

Успехи обоих сыновей делают счастливым их именитого отца. Это подтверждают его работы с изображением своих дорогих мальчиков. Собственный автопортрет с сыновьями изображён Гольбейном Старшим среди других персонажей на картине, сюжетная линия которой основана на книге Деяний апостолов, в частности, Павла. Позже, в 1511 году, в технике серебряного рисунка, нестираемого и особо эффектного, гордый за детей отец рисует их парный портрет.

Переезд в Лондон

В 1526 году Гольбейн Младший после долгих раздумий оставил Базель с его неспокойной обстановкой, связанной с участившимися религиозными столкновениями протестантов и католиков. По совету Эразма, бывавшего не раз в Англии, и с его же рекомендательными письмами к влиятельным лицам Гольбейн переехал в эту благополучную страну. Англия представлялась тихой гаванью, где правил мудрый король и где можно было спокойно творить.

Работы первого лондонского периода

Гольбейн поселился у Томаса Мора, второго после короля человека в стране. Отличился первой же работой: написал групповой портрет семьи Мора, который стал первым подобным портретом в истории живописи. Подлинник утрачен – сгорел в 1752 году, но сохранились многочисленные копии, которые позволяют получить представление о работе. Много пишет художник и других именитых англичан, заказчики в восторге от портретов. Гольбейну удаётся хорошо заработать.

Неожиданный возврат в Базель

Собрав достаточную для покупки дома сумму, художник вновь возвращается в Швейцарию – ведь там семья. Дом приобретён, престижных и интересных заказов много, но ситуация с противостоянием католиков и протестантов лишь ухудшается – Гольбейн в Базеле чувствует себя некомфортно. Он принимает решение вновь уехать в Англию.

Второй лондонский период

Оставив семью, Гольбейн покидает Швейцарию, теперь навсегда. Но в Англии всё изменилось: развод короля Генриха VIII, его религиозная реформа и статус главы новой созданной англиканской церкви, интриги на религиозной почве, казнь Томаса Мора… Лишились влияния и положения и другие люди, оказывающие покровительство Гольбейну ранее.

Но художник старался обходить острые углы, главным для него было творчество. Он обзаводится новыми знакомствами и новыми благожелателями. В частности, благодаря Томасу Кромвелю, занимающему теперь пост главного королевского советника, портрет которого Гольбейн написал в 1533 году, художник в конце концов стал придворным живописцем. Он украшает дворец Уайт-холл, новую королевскую резиденцию, причём его художественная концепция касается каждого элемента в стенах дворца: от книжных переплётов до парадных костюмов придворных. Продолжает писать портреты: ему позировали как сам Генрих VIII со своей семьёй, так и многочисленные приближённые к королю.

Последние годы

В 1538 году Гольбейн Младший на короткое время посетил Базель. Несмотря на роскошные одеяния и внешнее благополучие, художник был лишён душевного покоя. Причиной тому стали многочисленные долги как следствие необузданной страсти к красивой свободной жизни. Некоторым документальным подтверждением этого служит сохранившееся завещание художника, из которого следует, что в Англии у него появились два внебрачных ребёнка. Завещание было написано 7 октября 1543 года – в это время в Англии буйствовала эпидемия чумы. Примерно через месяц Гольбейн Младший скоропостижно скончался. Дата смерти и место захоронения точно неизвестны.

Направления творчества

Некоторые произведения художника сохранились до наших дней. Они принадлежат крупнейшим музеям мира: в Дармштадте, Нью-Йорке, Берлине, Лондоне и других городах.

Гольбейн Младший создавал:

  • Религиозные картины – в основном, в раннем творческом периоде, до Базеля. Причём, исследователи сомневаются в авторстве, так как стили отца и сына вначале были идентичны;
  • Портретные миниатюры – после 1520-х, относятся к лондонскому периоду жизни;
  • Предметы прикладного искусства (эскизы к ним) – от ювелирных украшений и одёжной фурнитуры до элементов декора и архитектуры;
  • Книжные иллюстрации – пристрастившись к этому виду искусства в Базеле, на то время крупнейшем центре европейского книгопечатания;
  • Портреты – самое объёмное и наиболее успешное творческое наследие художника;
  • Фрески – минимально сохранившиеся лишь фрагментами.

К каждой работе художник относился с полной самоотдачей, в высшей степени серьёзно и увлечённо.

Лучшие картины

Итог художественной деятельности Гольбейна Младшего состоит в создании совершенно уникального, психологически точного и реального отражения действительности.

Самые известные картины художника — это портреты:

  • Эразма Роттердамского (1523-1524);
  • Леди с белкой и скворцом (1526-1528);
  • Шарля де Солье (1534-1535);
  • Короля Генриха VIII (1536);
  • Христины Датской (1538);
  • Боса ван Стенвийка (1541).

Ценное наследие

Прославило Гольбейна его мастерство: спокойное, обдуманное и объективное. Он никогда не принимал участия в религиозных противостояниях, выполняя заказы как от протестантов, так и от католиков. Будучи немцем по происхождению, всю жизнь жил в Швейцарии и Англии. В самом широком смысле он космополитичен как яркий гуманист Европы своего времени.

Благодаря Гольбейну Младшему сегодняшний зритель имеет возможность взглянуть в реальные, содержательные и мыслящие, вдумчивые и мечтательные, лица людей, живших, творивших и правящих пять веков назад…

Ганс Гольбейн Младший — биография и картины

Гольбейн Ганс Младший один из самых известных художников Германии, наиболее известный представитель семейства с такой фамилией.

Художник родился в Аугсбурге, в семье известного художника Ганса Гольбейна Старшего. Его художественный стиль испытал серьезное влияние популярного мастера той эпохи – Бургкмайра Ханса. В начале своей художественной карьеры Гольбейн Младший учился у собственного отца.

По окончании базельского периода Гольбейн переехал в Англию (1526 год). В этой стране он отметился только как талантливый портретист. Через два года он вернулся в Швейцарию, в Базель, где завершил работу над фресками в ратуше города и написал несколько портретов.

Еще через четыре года волнения на религиозной почве Гольбейн вынужден был вновь приехать в Англию. Второй английский период продлился целых девять лет, в это время художник сумел написать множество портретов известных особ, что помогло ему стать придворным живописцем знаменитого английского короля Генриха VIII.

Этот период творчества художника, который также называется Тюдоровским, сохранил до наших дней несколько известнейших изображений членов королевской семьи, включая портреты самого Генриха VIII, одной из его жен – Джейн Сеймур, а также наследника Эдуарда VI.

Интересно, что кроме живописных работ Гольбейн создавал и эскизы потрясающе пышных и эффектных нарядов, которыми славился король-многоженец.

Творческий стиль художника легко узнаваем. Кто видел портрет короля Генриха, с легкостью опознает кисть мастера. Его портреты отличаются удивительно точной и скрупулезной проработкой деталей, мастерской работой с цветом и светом, отличной передачей объемов, форм и фактур.

Перед началом живописной проработки мастер всегда делал много набросков, в которых много внимания уделял лицу и мелким деталям. Возможно, поэтому его готовые работы производят настолько цельное впечатление, а лица персонажей запоминаются с первого взгляда.

Мастер настолько часто использовал в своих работах пестрые драпировки, ковры и восточные ткани, что его именем был назван один из видов вышивки и даже вариант ковров с характерным рисунком.

Читайте также: