14 сентября 2008 года авиакатастрофа boeing 737 в перми доклад

Обновлено: 16.05.2024

Alenochka777: Пассажирский самолёт, Москва – Пермь, погибли все. Упал на 4 деревянных дома. Осколки везде валяются, куча трупов. Взорвался до того, как упал. Летел, как комета.

Васса: Друзья на Крохалевке (район Перми) видели крушение. Сначала услышали очень сильный гул, потом взрыв в воздухе, а потом удар о землю и огромное облако от взрыва.

Crash!: Да вообще козлы! Запели про то, что 737-й может спокойно с 1 двигателем лететь, т.е. это пилоты летать не умеют. А то, что разброс обломков свидетельствует о том, что он взорвался в воздухе, никого не волнует.

Шадов: Ещё немного, и задело бы многих из нас. Земля им пухом. Если повесят всё на экипаж, я очень сильно разочаруюсь в государстве. Голые факты: самолёт освещал всю округу своим огнем ещё до взрыва. Гул. Взрыв был большой. От моей точки просмотра более 500м до места падения. Тем не менее, высота взрыва была практически наравне со строящимся домом рядом с нами.

Maunt: Я на работу собирался, в 5-10 гудение близкое, и сначала одна оранжевая вспышка во всё небо, чуть притухла – и вторая вспышка ещё ярче. Очень жутко – фантастически яркий свет, неземной. Ощущение было – ядерный заряд рванул, ждал ударной волны – нету, только гул.

gdv1969: 5:10 Взрыв и сотрясение здания. Меня разбудило именно это – глянул на часы – 5:10 Пермского времени.

Авторы расследования обращают особое внимание на две последние реплики, судя по которым, взрыв в воздухе в некоторых местах города казался даже сильнее, чем взрыв при падении. Это более чем странно, ведь разница между событиями была целых четыре минуты или чуть меньше.

Медленно как-то падал горящий самолет. Причем упал он так, что не оставил даже приличной воронки (что обычно для колоссальной массы самолета), а осколки разбросал аж на 4 километра:

Все эти свидетельства неоспоримо говорят о том, что самолет взорвался в воздухе. Однако почему был такой громкий взрыв? Для гарантированного уничтожения пассажирского авиалайнера, находящегося в воздухе, достаточно несколько сот грамм тротила в нужном месте. Максимум – пара килограмм, пишут журналисты.

Однако взрыв, наблюдаемый с земли, – это явно не взрыв сотен грамм и даже не взрыв нескольких килограмм. Взорвалось нечто много большее, разбросавшее осколки самолета на 4 км и сильно фрагментировавшее тела людей. При падении с 1800 метров такого не происходит, тела находят не сильно поврежденными, и даже случаются выжившие. Здесь не выжил никто, хотя самолет, напомним, падал около четырех минут. То есть в землю он врезался не на скорости 1000 километров в час.

Версия с ПЗРК тоже отпала, поскольку в момент катастрофы над городом шёл дождь, и нижняя кромка облачности была 240 метров. Стрельба из переносного зенитного комплекса в таких условиях практически невозможна. Тогда, если бомбы и попадания ПЗРК не было, но взрыв всё-таки был, причем взрыв большой – то, что же тогда было?

Из свидетельств очевидцев ясно: перед падением самолет взорвался в воздухе. Почему он взорвался, и почему взрыв был столь сокрушительной силы, мы ответим, однако для этого важно упомянуть некоторые другие обстоятельства полета борта, а именно – связь с самолётом прекратилась за 30 минут до катастрофы.

Chiefson: На полосу можно сесть и с другой стороны – со стороны Башкултаево. Тогда при отказе от посадки и заходе на второй круг – тем маршрутом, который Вы описали, только в обратном направлении. Но от него до места происшествия – около 3 км. Вот и загадка.

solodn: Но почему самолет оказался в Ераничах? Разве с этой стороны на посадку заходят?

Авторы расследования не сильно разбираются в топографии Перми, и названия типа Ераничи, Бахаревка и Савино им ни о чем не говорят, но люди, живущие в городе, прекрасно знают курс лайнеров, заходящих на посадку – он стандартный. Стандартный он и для повторных заходов.

Вместе с тем, упавший борт летел как-то не так и упал явно куда-то не туда – в район города, находящийся далеко от всех возможных маршрутов. В этом ключе интересны обнародованные в Интернете показания диспетчера, проводившего переговоры с самолетом:

WhiteGhost: Народ, про то, что пилот был не в адеквате, это полный бред, диспетчера знали, что происходило с самолетом, т.к. при посадке его уже на ВПП встречали МЧС и пожарка.

Павел: Знакомый с Крохалевки сказал, что все большие детали почти сразу эвакуировали вертолетами, видимо, еще по темноте.

Самолет упал в 5.14 по местному времени. Чтобы успеть затемно убрать какие-то детали – нужно очень поспешить. Причем настолько, что уборщики уже должны быть готовы к работе. И они были готовы: когда к месту катастрофы прибыли горожане и телевизионщики – ни хвостовой части машины, ни кабины, ни крупных элементов фюзеляжа и крыльев уже не было. Возникает вопрос – зачем их так срочно убирали?

Резюмируем уже известные факты:

1. Связь с самолетом была потеряна приблизительно за полчаса до падения.

2. Начиная с этого момента (если не раньше), в аэропорт прибывают машины спасателей – пожарных и МЧС.

3. При подлете к городу на высоте около 1 800 метров борт снова вышел на связь, после чего стал выполнять странные маневры, не реагируя на команды диспетчера.

4. В 5.10 местного времени в небе раздался громкий взрыв, который многие видели и слышали (несмотря на облачность), после чего люди увидели падающую машину. Оно очень сильно и ярко горела.

Из всех возможных объяснений этих фактов есть только одно объяснение, не только удовлетворяющее всем этим четырем пунктам, но и отвечающее на много других доселе непонятных вопросов. Объяснение это – захват самолета террористами, после чего он был сбит ракетой ПВО. Попробуем насколько возможно подробно реконструировать эти события.

MoX: Как быть с тем, что в обломках все паспорта пассажиров были найдены одним пакетом?

Когда террористы ворвались в кабину пилотов, те, вероятно, успели передать на землю некую кодовую фразу – и там уже знали, что борт захвачен. Кем? С какой целью? Эти же вопросы наверняка задавали себе и люди, сидевшие ночью 14 сентября в аэропорту Перми.

И об этом хорошо знали на земле, предугадав конечную цель захвативших лайнер террористов. Дальше последовательность событий была стандартной. Боевая готовность средств ПВО. Были подняты по тревоге истребители, начавшие сопровождать опасный авиалайнер:

yapl: В соседнем топике упомянул информацию о том, что той ночью в районе Кукуштана (с. Бабка – где-то 7 км по осинской дороге) был слышен необычно сильный шум двигателей самолета. Самолеты там не летают.

Вот, собственно, и вся конечная версия произошедшей над Пермью драмы. Возможно, мы не увидели и упустили те или иные детали, но в общих чертах всё было именно так ибо только с изложенных позиций можно объяснить и состыковать необъяснимые и нестыкуемые факты.

И это мужественный человек, поскольку выбирать приходилось из ужасного и ещё более ужасного: или убить 88 человек своих сограждан, или позволить террористам вогнать самолет в ПНОС и взорвать или отравить целый город Пермь. Смерть людей на борту в этом случае предполагалась сама собой.

И еще более страшно то, что эти события вообще имели возможность произойти в России, ведь не будем забывать, что самолет летел из Москвы, где проверка пассажиров очень строгая. Не будем забывать, что теракт был совершен не в как-то удобный террористам день (когда свой человек заступил в аэропорту на смену), а 14 сентября – в день рождения президента страны.

Да и завербовать любого из них много легче, чем завербовать русского, ибо чужаку с паспортом Российской Федерации нет никакого смысла любить ни эту федерацию, ни живущих в ней людей. Наверняка некоторые из таких граждан Российской Федерации с радостью бы работали на враждебные спецслужбы.

Эти люди предоставлены сами себе, некоторые неприкрыто демонстрируют враждебность к русским – народу-хозяину этой земли, тем не менее, нет никакой системы, позволяющей не допускать таких ненавистников в Россию. В США или в Германии, попробуйте что-то скажите или продемонстрируйте своё негативное отношение к стране и её народу – больше никогда такой чужеземец не сможет въехать в страну, тем более получить гражданство.

Второе важное звено опутавшей страну террористической сети – связи террористов во власти, о которых замечено выше. Не простые пастухи планировали угон самолета и не передовые чабаны готовили операцию – это лишь расходный материал.

Всё сделано профессионально, и эти профессионалы, между прочим, работают во власти Российской Федерации, спецслужбах, начиная от аэропорта в Москве и заканчивая какими-то кабинетами в ФСБ, которые подкармливаются у чужих коммерсантов и сливают им важную информацию.

Пермь, Наум Захаров

Транспортная прокуратура выявила нарушения у двух авиакомпаний. / Верховный суд разрешил спор двух граждан по поводу автомобиля. / В Красноармейске задержан 50-летний вандал. Читать дальше


Содержание

Обстоятельства катастрофы

Самолёт вылетел из аэропорта Шереметьево в 1:12 по местному времени (UTC+4) [3] .

При заходе на посадку в а/п "Большое Савино", согласно показаниям диспетчера, курировавшего рейс 821 [4] , экипаж не выполнял диспетчерские указания: при разрешённой посадке самолёт вновь начал набирать высоту, при указании уйти на второй круг, начал поворачивать в другую сторону и т. д. При этом экипаж утверждал, что на борту всё в порядке и что они следуют указаниям диспетчера.

Расследование причин катастрофы

10 февраля 2009 года комиссия объявила о завершении расследования.

Расшифровка записей речевого самописца

23 сентября в живом журнале hectop появилась неподтвержденная расшифровка переговоров диспетчера с экипажем. [15] [16] [17]

  • Диспетчер: Аэрофлот 821, удаление 13, подходите к глиссаде.
  • Аэрофлот 821:
  • Диспетчер: Аэрофлот 821, подходите к курсу.
  • Аэрофлот 821: …
  • Диспетчер: 821, по моим данным, набираете, … высота 900, подтвердите.
  • Аэрофлот 821: (пауза) Подтверждаю набор, снижаемся.
  • Диспетчер: Аэрофлот 821, выполняйте правый разворот на курс 360, снижайтесь 600.
  • Аэрофлот 821: Аэрофлот, выполняем разворот 600, 821.
  • Диспетчер: 821, рассчитывайте повторный заход, векторение до четвёртого разворота.
  • Аэрофлот 821: если вы не возражаете (пауза), продолжим заход.
  • Диспетчер: Аэрорфлот 821, курс 360, снижайтесь 600, рассчитывайте повторный заход.
  • Аэрофлот 821: Повторный заход, снижаемся 600, Аэрофлот 821.
  • Диспетчер: 821, у вас все нормально в экипаже?
  • Аэрофлот 821: подтверждаю.
  • Диспетчер: 821, понял, тогда строго выполняйте команды, рассчитывайте векторение до четвёртого разворота, правый разворот на курс 360.
  • Аэрофлот 821: 600 на курс 360, Аэрофлот 821. 20 секунд.
  • Диспетчер: Аэрофлот 821, работайте с подходом…

Самолёт

Экипаж

Кроме того, эксперты обнаружили алкоголь в мышечных тканях командира воздушного судна Родиона Медведева, что гипотетически может говорить о нетрезвости пилота во время полёта. [24] [25]

Жертвы

На борту самолета находились 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа [26] .

Гражданство Количество погибших
Россия 65 человек
Азербайджан 9 человек
Украина 5 человек
Белоруссия 1 человек
Франция 1 человек
Швейцария 1 человек
Латвия 1 человек
США 1 человек
Германия 1 человек
Турция 1 человек
Италия 1 человек
Китайская Народная Республика
Китай
1 человек

Пять пассажиров, опоздавших на рейс 821, были доставлены сотрудниками аэропорта на Ярославский вокзал и отправлены в Пермь железнодорожным транспортом [29] .

Среди погибших оказалось несколько известных людей: советник президента РФ Герой России генерал-полковник Геннадий Николаевич Трошев, первый вице-президент Всероссийской федерации самбо России Владимир Евгеньевич Погодин, президент Федерации самбо Чувашии и депутат госсовета республики Александр Иванович Трофимов.

15 сентября 2008 года объявлено в Пермском крае днём траура по погибшим в авиакатастрофе [30] .

Погибшие опознаны с помощью анализа ДНК [31] .

Последствия

Повреждение железной дороги

Руководил полетом 34-летний командир Родион Медведев. Вторым пилотом был 43-летний Рустем Алабердин. У обоих тысячи налетанных часов.

Согласно официальным данным следствия, первые 1,5 часа в воздухе прошли без проблем. Первые сигналы появились, когда самолет начал готовится к посадке в пермском аэропорту.

Роковому рейсу пришлось ждать разрешение на посадку.

Экипаж получил распоряжение снизиться до 600 метров и развернуться, но в этот момент что-то пошло не так.

По официальной версии, Boeing 737 начал неправильный заход на посадку и диспетчер дал указание заходить на второй круг. Но вместо того, чтобы выполнять действия по плану, самолет начал крениться влево, отклонился от курса. Через несколько минут лайнер рухнул в районе улицы Самолетная на железные пути.

Те, кто был там


Фото: архив Аркадия Константинова

Первые месяцы, пока шло следствие, никаких точных данных не было. Родственники погибших собрались в краевом Доме Культуры. Там организовали штаб.

Люди на белых листах искали знакомые фамилии. Даже писали от руки свои, то есть тех, кто должен был быть там.


Фото: архив Аркадия Константинова

— Впервые часы взяли добровольцев с аэропорта, кто работал в ночную смену. Нужно было обломки собирать. Ребята потом рассказывали, что там мясо кругом и кровь. Эти останки потом привезли к нам аэропорт. Сложили на дальней стоянке (речь об обломках самолета — прим.ред.), — делится воспоминаниями с порталом Еремин.


Фото: архив Аркадия Константинова

— Ни одного фрагмента тела более или менее большого не нашли. Только фрагменты. Руки, ноги и то частями, — рассказала Колчанова.

Поломка, ошибка пилотов или алкоголь?

Всего их три — поломка самого Boeing 737, непрофессионализм пилотов и даже алкогольное опьянение командира рейса.

Почти четыре года шло расследование. В 2012 году комиссия пришла к выводу, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна Родиона Медведева, нет.

Установлено, что диспетчеры пермского аэропорта Большое Савино допустили несколько незначительных отклонений в технологии радиообмена с экипажем. Но эти ошибки не были фатальными.

Погода тоже не сыграла трагичную роль. В тот день видимость была на 10 км. Шел слабый дождь, который ничуть не мешали экипажу совершить нормальную посадку.

Даже при разбалансировке двигателей на 20 %, которая по официальным данным, была в том полете, позволяла посадить самолет без таких жертв.

На него завели уголовное дело по часть 3 статьи 286 УК РФ, но в связи со смертью командира, дело закрыли.

Однако авиатехник Андрей Еремин уверен, что нельзя всю вину бросать на пилотов.

Память в камне

Со дня трагедии прошло 13 лет. В Перми многие помнят тот страшный день, унесших жизни 88 человек. То место, где долгие месяцы чернела трава и лежали мелкие осколки большого самолета, уже и не найти.

Но на Северном кладбище в зоне почетных граждан установлен монумент павшим. Серые однотипные могилы выстроены в ряд. На каждом выгравированы последние слова близких, которые они никогда не смогут сказать пассажирам Boeing 737.

А завершает композицию небольшая ротонда с белыми птицами. Как символ полета, который никогда не закончится.

14 сентября 2008 года в авиакатастрофе в Перми погибли 88 человек.

Трагедия случилась в пять утра

Трагедия случилась в пять утра

Это – уже сегодня. 14 сентября вновь собирает их вместе. Семьи погибших придут к часовне на месте трагедии. Ровно в пять утра зажгутся 88 лампад.

Нам удалось встретиться с очевидцами тех событий и родными погибших.

Обломки самолета были разбросаны на огромной площади

Фото: Аркадий Константинов

Журналист, военкор Аркадий Константинов на место крушения прибыл вместе с МЧС.

По словам собеседника, личные вещи пассажиров, в том числе бумажники с деньгами и документы, разлетелись очень далеко, поэтому оцепление раздвинули в строну садовых домиков.

На место трагедии приехали власти

Фото: Аркадий Константинов

– А в некоторых из них, видать, бомжи обретались – поэтому так быстро прибрели, – отметил Константинов. – Пытались что-то взять, но их всех удалили и обыскали. Да, мародеры были, но их действия пресекли в самом начале, а затем выставили двойное оцепление. Сам Попов надел резиновые сапоги и отдавал команды прямо на месте, поэтому так быстро сотрудники МЧС и выполнили свою работу. Кстати, там было ещё два моих студента из МЧС, один из них – Дмитрий Байнов. Он очень самоотверженно вел себя. Дима приехал усталый, в мокрой робе, но без отдыха приступил к работе. Жаль, тогда никого толком не наградили.

Другие очевидцы сообщали о страшном пожаре. По их словам, обоженные покореженные обломки горели на земле.

Фотограф Алексей Журавлев пришел на место трагедии одним из первых

Фото: Алексей Журавлев

В одном из ближайших домов живет и Алексей Журавлев. По его словам, земля была усеяна сотнями горящих фрагментов самолета.

Фото: Алексей Журавлев

Пермячка Маргарита Неугодова живет по улице Советской Армии, на субботу пришелся ее день рождения, и в ночь трагедии в ее квартире гости разошлись только под утро.

На столе в рамке стоит фото молодой счастливой пары и крохотная иконка. Фотография стоит здесь уже девять лет.

Наталья Залазаева, мама погибшей Ольги

Фото: Вероника Свизева

За ее спиной в ряд выстроены тяжелые большие кирпичи, которые женщина превратила. в картины. Бегущие лошади, природа, образ княгини Ольги, особенно много Наталья рисует лошадей. А вместо холста женщина взяла то, что каждый день под руками – кирпичи с ее завода.

– Я не художник, я и рисовать-то не умею, – говорит Наталья Залазаева. – Просто беру кисть, рисую на кирпиче и дышать легче.

Наталья спасается творчеством и работой

Фото: Вероника Свизева

На фотографии слева – Ольга, справа – Ольга и ее муж

Фото: Вероника Свизева

– Причем она сначала ездила на легком мотоцикле, – вспоминает мама. – Втайне от меня она съездила в Москву и привезла в багажнике машины разобранный мотоцикл. Сама его потом собрала и ездила. Я, конечно, очень переживала. Сережа, глядя на нее, купил и себе мотоцикл. Он однажды упал с него, и с тех пор Оля ездила на его мотоцикле. Первое время Сережа за ней следом на машине ездил: байк был очень тяжелый, в случае падения Оля не подняла бы его. Она могла ночью сорваться и спешить к подруге, которой надо было помочь выехать. Друг не на словах, а на деле. И она с детства такая была. Однажды рыжего котенка подобрала в подъезде. Такой умный кот был. Все девять лет жил у нас, напоминал о моей Оле. Недавно его не стало, ушел к Оле.

В первые дни на месте крушения появился стихийный мемориал

Фото: Вероника Свизева

Сейчас Наталья Залазаева – глава инициативной группы родственников погибших. Каждый год семьи дважды выходят на субботник к месту падения. Они высадили аллею из 88 деревьев. В первые годы неизвестные поджигали мемориал, потом вандалы обрезали все провода, частично разобрали железную лестницу. Кто-то выкопал часть саженцев деревьев.

Каждое 14 сентября родные погибших запускают в небо воздушные шары

Фото: Евгения Бродникова

О расследовании

Обломки самолета как вещдоки собрали на аэродроме

Фото: Алексей Журавлев

Неоднократно семьи погибших пытались добиться пересмотра уголовного дела. В официальную версию трагедии они не верят до сих пор.

– Когда прошло первое расследование, обвинили летчика, что он якобы оказался пьяным, – отметила Наталья Залазаева. – Я до сих пор повторяю и, наверно, с этой мыслью и умру, если от наших родных ничего не осталось, самолет взорвался и сгорел, то как проверили его кровь? Сейчас я выскажу свое мнение. Пассажиры погибли 14 сентября, а хоронила я своих ребят только 20 октября, спустя 39 дней. Алкоголь в крови держится всего неделю. Учитывая, что невозможно было сразу определить, где чьи останки, как могли с такой точностью определить, что именно в крови пилота был алкоголь. Там, наверно, и крови-то не осталось. Как могли объявить летчика пьяным?

Сначала расследование велось в Перми. Потом все документы увезли в Москву.

– Мы ничего не могли добиться. Нам обязаны были предоставить все материалы. Всем родным, – продолжает Наталья Залазаева. – Мы имели право ознакомиться с ними. Нам ничего не дали. Мы несколько раз возвращали дело. Когда исполнилось пять лет после трагедии, приезжали родственники летчиков из Украины. Мы разговаривали с ними. И мы им открыто сказали, что не виним их родных, их мужей. Спустя девять лет я понимаю, что мне не станет легче, если я узнаю правду. Дело не пересмотрели, мы уже больше не пишем. Сейчас органы могут ссылаться, что истек срок давности. Самолет, точнее собранные обломки, долго лежали на аэродроме, сейчас, скорее всего, его утилизировали. Я думаю, теперь концов не найти.

Родственники погибших склоняются к версии, что это был теракт.

– Мы все понимаем, что тут скрывать, это был теракт, – подчеркнула Наталья Залазаева. – Как объяснить, что нашли в одной куче телефоны, нашли много документов, собранных в одном месте. Почему так долго все скрывали? Многие уверены, что самолет летел на ПНОС. Могло погибнуть гораздо больше людей. В момент падения там близко шел поезд. Кроме того, там вокруг столько жилых домов. Если бы самолет упал на ПНОС, тут не было бы ни Нагорного, ни Кондратово, ни Индустриального района. Поэтому мы живем благодаря нашим ребятам.

Boeing-737 авиакомпании

Падению "Боинга-737-500", разбившегося в Перми 14 сентября 2008 года, способствовали техническая неисправность и особенности конструкции самолета, неправильные действия диспетчера, а также ошибки экипажа и состояние его командира, в тканях которого эксперты нашли алкоголь.

Самолет авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший рейс из Москвы, разбился при повторном заходе на посадку (ФОТО). Все находившиеся на борту 88 человек погибли. На прошедшей неделе Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил о завершении работы технической комиссии по расследованию катастрофы, но не обнародовал итоги.

Обнаружение алкоголя в мышечных тканях погибшего командира экипажа Родиона Медведева не свидетельствует о том, что летчик был пьян – это могло быть остаточным явлением после давних приемов спиртного или следствием употребления спиртосодержащих лекарств, сказали изданию эксперты. Все члены экипажа проходили предполетный медицинский контроль: их давление и пульс были в норме, от летчиков не пахло спиртным, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на участников расследования.

"Ты же сам видишь, что я не могу", – сказал командир экипажа, передавая штурвал своему напарнику, когда диспетчер в сложных метеоусловиях отправил самолет на второй круг. В этот момент необходимо было, отключив автоматику, приступить к посадке по приборам. Между тем, команду руководителя полетов аэропорта Большое Савино Эрика Бикбова члены техкомиссии считают "необоснованной", поскольку он не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс.

"Для выполнения диспетчерской команды пилотам "Боинга" нужно было фактически задать автоматике машины новую посадочную программу, то есть вбить в память бортового компьютера географические координаты четырех новых контрольно-посадочных точек, а это 24 восьмизначных цифры. Делать это они за неимением времени не стали и "пошли в рукопашную" – стали сажать машину, перейдя на ручное управление и ориентируясь только на расположенные в кабине приборы", – сказал газете участник расследования.

По мнению специалистов, диспетчер имел право изменить условия посадки, но лишь в экстренной ситуации. Но в данном случае, пермский диспетчер задержал садящийся лайнер, предоставив полосу вылетающему Airbus компании Lufthansa, поскольку немецкий пилот посчитал нужным взлетать против ветра. Решение руководителя полетов попридержать в воздухе российский экипаж, специалисты расценивают как нарушение неписаных правил в авиации: пилот, находящийся в воздухе, имеет приоритет перед своими коллегами, ожидающими на земле.

Одним из способствовавших катастрофе факторов, по данным экспертов, стал так называемый "разнотяг" на турбинах "Боинга" - правый двигатель развивал большую мощность. Автомат тяги компенсирует этот недостаток, перемещая рычаги управления двигателями (РУДы) по своей программе, но после отключения автоматики пилотам пришлось вручную выставлять режим работы двигателей. В качестве вещественного доказательства комиссия получила любительскую фотографию, сделанную в кабине летящего "Боинга" "Аэрофлот-Норда". Рычаги управления двигателями в прямолинейном полете стояли не вместе, а были раздвинуты автоматикой для компенсации разнотяга.

Обычно летчик двигает РУДы одной рукой, полагая, что тяга турбин одинаковая и ее увеличение или уменьшение тоже будет происходить пропорционально. Между тем, как отмечает "Коммерсант", когда управлявший посадкой второй пилот Рустем Аллабердин переместил рычаги вперед, чтобы увеличить тягу, лайнер резко повело влево. Пилоты не смогли определить, в какой именно крен они попали, добавили левый крен, после чего самолет сорвался в неуправляемый штопор.

Специалисты утверждают, что пилотов мог сбить с толку непривычный им иностранный авиагоризонт – прибор, показывающий наклон самолета в продольной и поперечной плоскостях. Российский авиагоризонт имеет обратную индикацию – пилот в нем видит качающийся символ самолета на фоне неподвижного горизонта. Иностранные -показывают реальный вид из кабины и качающийся горизонт.

Эксперты считают, что летчики "Аэрофлот-Норда" знали об особенностях авиагоризонтов, но эта индикация была для них непривычной, что сказалось в критической ситуации, когда для принятия решения есть всего несколько секунд. Экипаж не имел большого опыта полетов на "Боинге": первый пилот Родион Медведев почти все свои летные часы провел в кресле второго пилота Ту-134, а в качестве командира экипажа "Боинг-737" – только 452 часа. Аллабердин налетал на "Боинге-737" 220 часов, а весь летный стаж набран им, в основном, на Ан-24.

В авиакомпании "Аэрофлот-Норд" ("Аэрофлот" объявил о прекращении сотрудничества со своей "дочкой" сразу после катастрофы) отказались комментировать выводы технической комиссии, сославшись на то, что еще не получили их, сообщает издание.

Читайте также: