Внутрикамерная разработка орд доклад

Обновлено: 05.07.2024

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность*(1), результатов ОРД*(2) органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"*(4) судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)*(5) являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций*(6), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй - приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченному должностному лицу (органу), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, - к материалам номенклатурного дела.

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъёмки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами*(8).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

*(2) В соответствии с подпунктом 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

*(5) Далее - "уполномоченные должностные лица (органы)".

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921. Далее - "УПК РФ".

*(8) Далее - "материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ".

Репрессии и тюремное заключение — нередкие гости в жизни анархистов, антифашистов и просто неравнодушных людей, отстаивающих свои права. Попав в тюрьму, человек оказывается во власти репрессивных служб, имеющих многовековой опыт ломания человеческой воли и игр с психикой задержанного. С попаданием в тюремную камеру испытания для анархиста не заканчиваются, а лишь начинаются.

Ниже: милицейское пособие по организации внутрикамерных разработок задержанных.

Тактика проведения внутри камерных разработок.

Выработка легенды является одним из основных этапов проведения внутрикамерной разработки. От качества проработки легенды зависит то, как источник будет воспринят разрабатываемым, на сколько он сможет войти к нему в доверие.

2. Ввод источника в разработку.

Ввод источника в разработку заключается в создании ему необходимых условий для выполнения заданий на основе разработанной легенды и выработанной линии поведения. В практике существуют много различных способов ввода источника в оперативную разработку задержанных и заключеиных под стражу, однако, наиболее распространены следующие:

В. Другом способ ввода источника в оперативную разработку — водворение его в камеру, где уже содержится разрабатываемый. Данный способ ввода не всегда эффективен и применяется в следующих случаях: — когда в отношении задержанного или заключенного под стражу собраны достаточные доказательства его преступной деятельности; когда разработка проводится внезапно и вовремя не был подобран подходящий источник; — когда разработка одним источником не дала результатов и необходимо ее продолжить с помощью другого: — когда заключение под стражу или задержание явились для разрабатываемого полной неожиданностью. Во всех этих случаях разрабатываемому дают возможность вначале побыть в камере одному и ощутить потребность в общении с сокамерниками.

Г. Иногда применяется способ ввода агента в общую камеру, в которой уже находится разрабатываемый, или разрабатываемый и агент водворяются в общую камеру одновременно. Если разрабатываемый уже находится в общей камерой туда водворяется источник, то через некоторое время их сокамерники переводят из камеры, и источник с разрабатываемым остаются наедине. Если агент и разрабатываемый одновременно водворены в общую камеру, через некоторое время под благовидным предлогом их переводят вдвоем н другую камеру. При осуществлении оперативных комбинаций по вводу источника н разработку, его в большинстве случаев не надо посвящать по существо дела, по поводу которого задержанный разрабатывается. Тем самым источник лишается возможности строить различные предположения, делать произвольные выводы.

З. Поведение источника в камере. Приемы, применяемые дли развития доверительных отношений с разрабатываемым.

1. Задача: подорвать уверенность объекта в себе; сориентировать его на то, что ответственности не избежать и от наказания не уйти.

Б. Оба источника создают обстановку недоверия к разрабатываемому с тем, чтобы он сам, доказывая непричастность к сотрудничеству с правоохранительными органами, рассказал о своей преступной деятельности. Достигается это различным путем, в зависимости от осведомленности разрабатываемого о негласных методах работы РОВД. В одном случае агенты, не общаясь с ним, в своих репликах, замечаниях и вопросах просто проявляют недоверие к нему, в другом — намекают на его связь с сотрудниками РОВД либо прямо обвиняют его в сотрудничестве с оперативным аппаратом. Однако для того чтобы недоверие, которое высказывают источники разрабатываемому было внешне обоснованным, необходимо создать к этому реальные поводы. Например, вызывая последнего на допрос и отсылая его с допроса в камеру, сотрудники полиции обращаются с ним особенно вежливо; иногда один из источников, якобы вызванный на допрос, застает разрабатываемого распивающим чай и мирно беседующим с оперативным сотрудником и т.п. Все это может быть использовано как повод для выражения недоверия. Данный способ достаточно эффективен при разработке бывших сотрудников правоохранительных органов, когда ввод источников осуществляется поочередно и второй вдруг вспоминает, что раньше видел фигуранта в формеином обмундировании. После чего оба источника начинают проявлять недоверие к разрабатываемому, высказывая мнение, что его подсадили к ним специально.

В. Агенты внушают разрабатываемому недоверие к одному из находящихся в камере задержанных. Таким образом, они оба, или один из них завоевывают доверие разрабатываемого, а затем получают от него необходимую информацию. Психологически указанная линия поведения таких источников основывается на том, что они оба или один из источников, заподозрив сокамерника в негласном сотрудничестве с оперативными работниками, откровенно делятся своими подозрениями с разрабатываемым. у разрабатываемого постепенно исчезает недоверие к последним. Более того, откровенность источника побуждает также к откровенности с ним. Для более эффективного применение данного способа необходимо создать внешнее обоснование подозрения, указанное в п. Б.

При осуществлении рассматриваемой комбинации в любом ее варианте необходимо принять все меры к тому, чтобы разрабатываемый не мог учинить расправу над сокамерником, заподозренным в связи с оперативными работниками. В случае возникновения подобной опасности источники должны занять правильную позицию и предотвратить расправу, не потеряв при этом доверия разрабатываемого. Они поясняют разрабатываемому, что расправа над заподозренным сокамерником ничего не даст и только осложнит положение разрабатываемого, советуют ему не связываться с заподозренным. Ведение разработки в этом случае необходимо контролировать с помощью специальной техники.

5. Использование специальных технических внутрикамерных разработок. Использование специальны технических средств (далее СТС) является перспективным направлением и неотъемлемой частью оперативных комбинаций при проведении внутри камерны разработок.

Применение СТС в ходе проведения ВКР может использоваться с целью:

1) проверки объективности информации, предоставляемой источником, своевременного выявления и предотвращения фактов двурушничества (при установлении подобного факта запрещается ставить в известность источника о полученных сведениях);

2) контроля хода проведения ВКР, своевременной корректировки оперативной комбинации, поведения источника;

3) обеспечение безопасности: недопущение суицидов, нападений и побегов, конфликтов среди сокамерников, расшифровки источника;

4) получения оперативно-значимой информации, оставшейся без достаточного внимания у внедренного источника. Информировать источника о наличии категорически запрещается.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

вид негласной деятельности органов госбезопасности, которая осуществляется в отношении заключенного под стражу лица в целях быстрейшего раскрытия преступления, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, а также получения данных оперативного характера.

Цели и задачи внутрикамерной разработки в процессе расследования являются производными от целей и задач предварительного следствия. При расследовании конкретного уголовного дела внутрикамерная разработка имеет вспомогательный характер. В этом случае внутрикамерная разработка существенно отличается от оперативной разработки, проводимой органами госбезопасности до возбуждения уголовного дела. Это отличие состоит в том, что при оперативной разработке разрабатываемый находится на свободе и проверяются факты проводимой им подрывной деятельности. В ходе же предварительного расследования разрабатываемый находится в изоляции и его преступная деятельность пресечена. Внутрикамерная разработка позволяет лишь выявить сведения о той преступной деятельности разрабатываемого и его связей, которая была совершена до ареста разрабатываемого.

При обычной разработке оперативными подразделениями заводятся дела оперативного учета. При внутрикамерной разработке дела оперативного учета не наводятся. В разработке используются агенты или лица из числа осужденных, признавших себя виновными в совершении преступления, агенты оперативных отделов, средства слухового и визуального контроля. Внутрикамерная разработка направляется следователем, в производстве которого находится уголовное дело.

Внутрикамерная разработка должна вестись в соответствии с требованиями конспирации, которые предъявляются к ведению разработок оперативными подразделениями органов госбезопасности, и при строгом соблюдении советских законов.

Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского . 1972 .

Смотреть что такое "Разработка внутрикамерная" в других словарях:

Читайте также: