Персонификация личности в коммуникации доклад
Обновлено: 22.04.2024
Содержание
Личность в системе коммуникации.
Различные подходы к определению структуры личности.
Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.
Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.
Типы коммуникативной личности.
Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.
Сущность индивидуальных особенностей личности.
Теории темперамента.
Классификация типов темперамента, их психологические особенности.
Коммуникативная сторона общения.
Коммуникативные барьеры.
Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Министерство связи и массовых коммуникаций рф.docx
Министерство связи и массовых коммуникаций рф
гоу впо Московский Технический университет связи и информатики
Публичные деловые и научные коммуникации
Тема № 3
Типы коммуникативных личностей и их роль в коммуникации
Факультет Экономики и управления
Кафедра менеджмента
Курс 1, семестр 1
Группа 1301
Тхай Хоай Тху
Москва,2013
- Личность в системе коммуникации.
- Различные подходы к определению структуры личности.
- Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.
- Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.
- Типы коммуникативной личности.
- Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.
- Сущность индивидуальных особенностей личности.
- Теории темперамента.
- Классификация типов темперамента, их психологические особенности.
- Коммуникативная сторона общения.
- Коммуникативные барьеры.
- Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности.
Личность в системе коммуникации
Для раскрытия проблем коммуникации наибольший интерес представляет человек, реализующий себя как коммуникативную личность. (Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-неса и управления, 1997. – С. 164.)
Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер.
В зависимости от роли, придаваемой стадиям процесса формирования личности, различаются подходы в исследовании личности.
В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже);
в теории нравственного развития – понимание чувств других людей (Л. Колберг);
в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания – формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.
(Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-т биз-Чеса и управления, 1997.)
Сторонники ролевой теории считали, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892-1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902-1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в *символичности (наличии символических механизмов регуляции – язык, ценности и пр.), в *нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в *волюнтаристичности, (иррациональности и независимости от условий среды).
Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы. Компаративная референтная группа представляет собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. Нормативная референтная группа играет регулятивную роль по отношению к индивиду.
Личность в системе коммуникации
Особое значение в изучении роли личности в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи.
Так Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:
а) степенью структурно-языковой сложности
б) глубиной и точностью отражения действительности
Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня:
По мнению В. П. Конецкой, такая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках *вербально-семантической, *когнитивной и *прагматической характеристик.
Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации.
При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.
Когнитивная (познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. В сознании каждого индивидуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использование своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.
Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установки.
Попытки определения типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности. Тем не менее обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.
В теории коммуникации важно определение корреляции понятия языковой личности с понятием личности как члена различных социальных структур. *Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы.
Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности. (Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ун-т биз-и управления, 1997. – С. 166-168)
Коммуникативная личность имеет свои особенности.
Проявления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.
Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами.
Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее, они играют различную роль в формировании личности.
Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности.
Коммуникативная потребность определяется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнедеятельности. *Потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой.
Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивированность через определенные механизмы влияет на коммуникативную деятельность.
Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида.
Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации, и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию.
Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен.
Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик (коммуникабельность, харизма и др.).
Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты.
Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.
Харизма (гр. charisma – милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр.
Персонификация – это что такое? Это иностранное слово редко употребляется в повседневной жизни, и его толкование известно немногим. Тем не менее, это явление довольно часто встречается, например, в художественной литературе, а также в сказках, мифах, религиозных культах и тесно связано с понятиями олицетворения и антропоморфизма. Подробнее о том, что это – персонификация, будет рассказано в обзоре.
Что сказано в словарях?
О том, что такое персонификация, в словарях говорится, что выделяют два значения этого понятия.
Одушевление природы
Люди стали прибегать к нему еще с древних времен. В силу отсутствия у них научных знаний о мире они представляли природные явления и объекты (например, времена года, солнце, ветер, океан, небо, реки и горы) в различных образах действующих лиц, в том числе и в образе человека. Им приписывались и свойства человеческой психики. А также персонификация распространялась и на абстрактные явления, например, Лихо, олицетворявшее зло у славян, или богиню любви и красоты Венеру у римлян, богиню юности Гебу у древних греков.
Примеры
Как правило, не обходятся без персонификации мифология, языческие религии, сказки, притчи, культы и магия, художественная и другая литература. Так, в русских народных сказках и верованиях присутствуют Дед Мороз и Снегурочка, Весна-красна, Леший, Русалка, Баба Яга.
Продолжая рассмотрение вопроса о том, что это – персонификация, нельзя не сказать и о других его значениях.
Персонификация в педагогике
Иначе педагоги еще называют ее индивидуализацией. Она является одним из принципов в воспитании и обучении и предполагает, что в развитии каждого из воспитанников должна быть определена индивидуальная траектория и выделены специальные задачи, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
Педагог, осуществляющий принцип персонификации, первым делом должен:
- определить особенности включения ребенка в различные виды деятельности;
- раскрыть потенциал личности как в учебной, так и во внеклассной работе;
- предоставить каждому ребенку возможности для оптимального самораскрытия и самореализации.
Для успешной реализации указанного принципа также необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Работу, которая проводится с группой учащихся, нужно направлять на развитие каждого ребенка.
- Достижение успеха в воспитательном воздействии во время работы с одним учеником не должно негативным образом повлиять на воспитание других.
- Выбор воспитательного средства должен происходить с учетом индивидуальных качеств ребенка.
- Выбирая способы коррекции поведения воспитанника, нужно взаимодействовать с ним.
- Постоянный мониторинг эффективности воздействия на каждого из детей определяет совокупность тех воспитательных средств, что используются педагогами.
Персонификация в психологии
В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.
Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.
Персонификация по Салливану
Первый возникает в детском сознании из-за того предмета, что не приносит младенцу еды. Им, к примеру, может быть пустышка. Данный образ не является идентифицированным, ведь пустышку можно получить от кого угодно.
Третий этап – это персонификация идола. Она возникает из-за недостатка внимания или общения. Тогда ребенок сочиняет воображаемого друга, который может стать ему даже не менее дорогим, чем реальные люди. Подобная персонификация может проявляться и у людей взрослых. Это происходит, когда окружающие наделяются ими такими чертами характера, которыми они в действительности не обладают. В результате этого могут возникнуть конфликты в межличностном общении.
Ключевые слова: персонализация, персонификация, личность, субъект, знак, метафора, символ
Советская психология традиционно рассматривала основные процессы становления субъекта (персонализация, индивидуализация – А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, В.А.Петровский и др.) как движимые стремлением индивида стать личностью. В то же время в психологической науке существует иное видение, в котором конвенциональное понятие личности предстает как преграда к самореализации: самоактуализации, индивидуации, аутентификации, персонификации – К.Г.Юнг (C.Jung), А.Маслоу (A.Maslow), К.Роджерс (C.Rogers), А.Х.Алмаас (A.Almaas), А.Б.Орлов и др., обусловленной стремлением человека быть самим собой.
Целью нашего исследования мы видим построение такой методологии изучения процессов актуалгенеза субъекта, которая позволила бы эмпирически поставить вопрос о возможности качественного различения процессов персонализации и персонификации как различных форм его становления.
Концепции персонализации и персонификации: status quo
Мы предлагаем в качестве исходных следующие определения рассматриваемых понятий. Под персонализацией и персонификацией мы будем понимать процессы развития личности. При этом процессы персонализации и персонификации в нашем понимании воплощают в себе реализацию различных потребностей индивида. Процесс персонализации воплощает в себе реализацию потребности (и одновременно способности) индивида быть личностью (А.В.Петровский, В.А.Петровский). В процессе персонификации реализуется потребность (и одновременно способность) человека быть самим собой (А.Б.Орлов).
Концепция персонализации: от индивида к социуму
Продолжая данный способ рассмотрения личности, В.А.Петровский высказал гипотезу о наличии у индивида особой потребности – быть личностью, потребности в персонализации, обеспечивающей активное включение индивида в систему социальных связей.
Концепция персонификации: от личности к сущности
Конфликт концепций: терминология или вопрос о парадигме
Как в концепции персонализации, так и в концепции персонификации человек представлен как активный субъект. Однако представления В.А.Петровского и А.Б.Орлова о природе человеческой субъектности существенно расходятся.
Формы языкового опосредования и актуалгенез субъекта: системный подход
В связи с этим мы считаем целесообразным начинать поиск методологии с определения и выделения того особого языка, который мог бы нести в себе искомые эмпирические данные. Основываясь на этой задаче, мы считаем перспективным предложить к применению в исследовании трехуровневую модель субъектности Д.Э.Волковой, А.Б.Орлова, Н.А.Орловой, в которой рассматривается становление субъектных смысловых структур человека [Волкова и др., 2010]. Данный подход предполагает различение трех форм языкового опосредования деятельности субъекта: знаковой, метафорической и символической, которые отражают внутреннюю структуру субъектности, состоящую из трех уровней. Различение знака, метафоры и символа является для авторов модели принципиальным методологическим моментом.
Исходя из рассмотренных выше положений, мы видим перспективным соотнести процессы персонализации (В.А.Петровский) и персонификации (А.Б.Орлов) по их содержанию с содержаниями различных уровней субъектности. Также мы видим перспективным рассматривать персонализацию и персонификацию их как именно те процессы, которыми будет сопровождаться достижение субъектом результатов как знаковой, так и предметной деятельности на соответствующем уровне. Так, по содержанию, вкладываемому в это понятие А.Б.Орловым, персонификацию можно рассматривать как процесс, сопровождающий достижение указанного результата на третьем уровне субъектности. В то же время содержание результата, достигаемого на втором уровне субъектности, близко по содержанию успешно протекающему процессу персонализации в ее метаиндивидном аспекте.
Заключение
В настоящий момент мы планируем проведение эмпирического исследования проявлений процессов актуалгенеза субъекта в языке. Целью исследования мы видим эмпирическую проверку выдвигаемых нами положений относительно соотносимости семантической отраженности в языке гипотетических потребностей индивида быть личностью и быть собой с определенными формами языкового выражения, а именно с метафорической и символической соответственно. В качестве задач исследования мы видим обнаружение проявлений рассматриваемых нами процессов актуалгенеза субъекта в речевой деятельности и соотнесение их с конкретными формами знакового выражения. Планирование исследования находится на этапе разработки методического инструментария.
Хотелось бы отметить, что нас не менее интересует проблематика системно-методологического описания субъектности и построение стройной и прозрачной модели субъектности как системы. В связи с этим в нашей разработке находится также эскиз модели субъектности как трехуровневой функциональной системы на основе приведенной нами модели субъектности Д.Э.Волковой, А.Б.Орлова, Н.А.Орловой [Волкова и др., 2010], представлений К.Г.Юнга о трансцендентальной функции символа [Юнг, 2007], а также основных принципов теории функциональных систем П.К.Анохина [Александров, Дружинин, 1998; Анохин, 1975], в том числе принципе изоморфизма [Анохин, 1975].
Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии. Психологический журнал, 1998, 19(6), 4–19.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.
Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ – методология субъектности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010, 7(3), 89–119.
Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-центр, 2008.
Ильенков Э. Что же такое личность. В кн.: С чего начинается личность? М.: Политиздат, 1979. С. 183–237.
Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.
Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии, 1995a, No. 2, 5–19.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995b.
Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.
Орлов А.Б., Орлова Н.А. Индивидуальность vs. индивидность: роковой вопрос современности. Мир психологии. Научно-методический журнал, 2011, No. 1, 32–44.
Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии, 1981, No. 2, 40–46.
Петровский В.А. Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний? Методология и история психологии, 2010a, 5(1), 136–148.
Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010b.
Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
Розин В.М. Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010, 7(1), 90–103.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
Юнг К.Г. Трансцендентальная функция. В кн.: Синхронистичность. М.: Рефл-бук, 1997. С. 11–41.
Примечания
[1] В отличие от буквальной (типичной), постоянной (устойчивой в культуре) и бессмысленной (случайной) в теории метафоры Д.Бикертона.
Поступила в редакцию 17 февраля 2015 г. Дата публикации: 14 июня 2015 г.
Сведения об авторе
Этко Евгений Александрович. Аспирант, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), Волгоградский проспект, д. 46Б, 109316 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение
Коммуникативные способности являются одним из основных факторов социализации человека в обществе, где он развивается как личность. Чтобы общение было успешным, важно уметь достигать определенного уровня взаимопонимания. За это отвечает перцептивная сторона.
Перцептивная сторона общения — это восприятие человеком своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании.
В рамках перцептивной стороны общения человек воспринимает внешние признаки собеседника, индивидуальные черты, цели и мотивы его поступков. Подразумевается, что индивид не просто понимает и оценивает точку зрения собеседника, но принимает и разделяет ее. В процессе того, как люди познают друг друга, между ними выстраиваются более близкие отношения, которые могут перейти в дружбу, симпатию или привязанность. В то же время неверная интерпретация мотивов собеседника может привести к конфликту и недопониманию.
Основные функции
Умение расположить к себе собеседника и понять его внутренний мир помогают правильно выстраивать отношения в целом. В процессе диалога люди не просто обмениваются информацией, но оказывают друг на друга определенное влияние и узнают лучше не только своего собеседника, но и себя самого. Эти функции взаимодействия отражены в перцептивной стороне общения. Традиционно выделяют четыре функции, влияющие на социализацию личности:
Самопознание. Индивид познает себя через других людей или объекты окружающей среды. Во время общения с другим человеком можно получить информацию и о самом себе. Часто через восприятие личности собеседника и особенностей его характера человек получает возможность посмотреть со стороны на самого себя, осознать свои скрытые желания, сомнения, страхи.
Познание других людей . Только благодаря успешно выстроенной коммуникации можно узнать другого человека, понять его внутренний мир и мировоззрение. Общение на уровне перцепции основано на взаимодоверии и взаимопонимании, что позволяет получить правдивую и точную информацию о собеседнике.
Построение совместной деятельности . Только на основе взаимопонимания получится организовать успешную совместную деятельность. Осознавая мотивы, ценности и интересы собеседника, можно построить подходящую модель взаимодействия с ним. При этом чем больше участников в группе, тем важнее роль социальной перцепции.
Формирование эмоциональных взаимоотношений . В общении с другим человеком мы испытываем определенные эмоции, которые говорят о нашей симпатии или наоборот неприязни по отношение к собеседнику. Перцептивное общение помогает осознать свое отношение к человеку и то, какие чувства он испытывает.
Основными механизмами социальной перцепции являются:
Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером. В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное.
Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.
Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.
Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.
Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.
активность всех участников коммуникации;
мотивированность;
соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;
интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;
наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);
умение принимать обратную связь;
способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.
Примеры социальной перцепции в жизни
Навыки перцептивного общения развиваются с детства, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. По мере усложнения механизмов восприятия человек при общении учитывает все больше факторов, которые позволяют ему составить наиболее полное впечатление о собеседнике и его характеристику.
Если человек испытывает интерес к новому знакомому, он старается узнать о нем побольше и задает вопросы для того, чтобы лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение позволяет ускорить адаптацию индивида в новом окружении, так как именно в процессе коммуникации человек рассказывает о себе и узнает о других участниках группы.
Читайте также: