Персонификация личности в коммуникации доклад

Обновлено: 22.04.2024

Содержание

Личность в системе коммуникации.
Различные подходы к определению структуры личности.
Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.
Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.
Типы коммуникативной личности.
Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.
Сущность индивидуальных особенностей личности.
Теории темперамента.
Классификация типов темперамента, их психологические особенности.
Коммуникативная сторона общения.
Коммуникативные барьеры.
Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство связи и массовых коммуникаций рф.docx

Министерство связи и массовых коммуникаций рф

гоу впо Московский Технический университет связи и информатики

Публичные деловые и научные коммуникации

Тема № 3

Типы коммуникативных личностей и их роль в коммуникации

Факультет Экономики и управления

Кафедра менеджмента

Курс 1, семестр 1

Группа 1301

Тхай Хоай Тху

Москва,2013

  1. Личность в системе коммуникации.
  2. Различные подходы к определению структуры личности.
  3. Понятие языковой личности: вербально-семантический, лингво-когнитивный, мотивационные уровни.
  4. Параметры коммуникативной личности: мотивационный, когнитивный, функциональный.
  5. Типы коммуникативной личности.
  6. Оценка коммуникативной личности: соотношение социальных и коммуникативных характеристик, индивидуальное и социальное.
  7. Сущность индивидуальных особенностей личности.
  8. Теории темперамента.
  9. Классификация типов темперамента, их психологические особенности.
  10. Коммуникативная сторона общения.
  11. Коммуникативные барьеры.
  12. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности.

Личность в системе коммуникации

Для раскрытия проблем коммуникации наибольший интерес представляет человек, реализующий себя как коммуникативную личность. (Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-неса и управления, 1997. – С. 164.)

Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер.

В зависимости от роли, придаваемой стадиям процесса формирования личности, различаются подходы в исследовании личности.

В теории развития познания рассматривается создание познавательных навыков (Ж. Пиаже);

в теории нравственного развития – понимание чувств других людей (Л. Колберг);

в теории динамических смысловых систем индивидуального сознания – формирование личностного смысла как осознанного отношения к действительности, индивидуализированного отношения личности к миру.

(Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ин-т биз-Чеса и управления, 1997.)

Сторонники ролевой теории считали, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892-1974) разработал систему методов выявления и количественного измерения эмоциональных, межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Американский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902-1979) приходит к пониманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в *символичности (наличии символических механизмов регуляции – язык, ценности и пр.), в *нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в *волюнтаристичности, (иррациональности и независимости от условий среды).

Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве таких референтных групп он рассматривал семью и другие социальные группы. Компаративная референтная группа представляет собой стандарт, с помощью которого индивид оценивает себя и других. Нормативная референтная группа играет регулятивную роль по отношению к индивиду.

Личность в системе коммуникации

Особое значение в изучении роли личности в процессах формирования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индивидуальной речи.

Так Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразумевает «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются:

а) степенью структурно-языковой сложности

б) глубиной и точностью отражения действительности

Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня:

По мнению В. П. Конецкой, такая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках *вербально-семантической, *когнитивной и *прагматической характеристик.

Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характеристика включает в себя определение всего запаса слов и словосочетаний которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации.

При этом обращается внимание на умение правильно использовать вербальные средства в соответствии с нормами социальной дифференциации и вариативности, функционально-стилистической ценности и на имеющие место нарушения нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с интеллектуальным потенциалом личности, его познавательной деятельностью. В сознании каждого индивидуума идеи представлены в виде иерархии системы ценностей. Личность проявляет себя и через использование своих любимых разговорных формул, авторских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установки.

Попытки определения типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагматической характеристики личности. Тем не менее обоснование модели языковой личности является значительным вкладом в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации.

В теории коммуникации важно определение корреляции понятия языковой личности с понятием личности как члена различных социальных структур. *Поскольку языковая личность участвует во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учитывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы.

Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности. (Конецкая В. П. Социология коммуникаций. – М.: Междунар. ун-т биз-и управления, 1997. – С. 166-168)

Коммуникативная личность имеет свои особенности.

Проявления коммуникативной личности, обусловлено совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации, адекватно воспринимать информацию.

Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами.

Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее, они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в структуре языковой и в целом коммуникативной личности. Он является сильным стимулом для коммуникативной деятельности и одновременно характеристикой индивида как коммуникативной личности.

Коммуникативная потребность определяется необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией в процессе жизнедеятельности. *Потребность взаимосвязана с коммуникативной установкой.

Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивированность через определенные механизмы влияет на коммуникативную деятельность.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида.

Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации, и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию.

Коммуникативная личность представляет собой специфический социальный феномен.

Для выполнения таких социально значимых функций, как взаимодействие и воздействие, коммуникативная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик (коммуникабельность, харизма и др.).

Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и поддерживать контакты.

Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (гр. charisma – милость, божественный дар) понимается как исключительная одаренность, личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр.


Персонификация – это что такое? Это иностранное слово редко употребляется в повседневной жизни, и его толкование известно немногим. Тем не менее, это явление довольно часто встречается, например, в художественной литературе, а также в сказках, мифах, религиозных культах и тесно связано с понятиями олицетворения и антропоморфизма. Подробнее о том, что это – персонификация, будет рассказано в обзоре.

Что сказано в словарях?

О том, что такое персонификация, в словарях говорится, что выделяют два значения этого понятия.

Персонификация солнца

Дед Мороз и Снегурочка

Одушевление природы

Люди стали прибегать к нему еще с древних времен. В силу отсутствия у них научных знаний о мире они представляли природные явления и объекты (например, времена года, солнце, ветер, океан, небо, реки и горы) в различных образах действующих лиц, в том числе и в образе человека. Им приписывались и свойства человеческой психики. А также персонификация распространялась и на абстрактные явления, например, Лихо, олицетворявшее зло у славян, или богиню любви и красоты Венеру у римлян, богиню юности Гебу у древних греков.

Примеры

Русалка ка олицетворение водной стихии

Как правило, не обходятся без персонификации мифология, языческие религии, сказки, притчи, культы и магия, художественная и другая литература. Так, в русских народных сказках и верованиях присутствуют Дед Мороз и Снегурочка, Весна-красна, Леший, Русалка, Баба Яга.

Персонификация в синтоизме

Продолжая рассмотрение вопроса о том, что это – персонификация, нельзя не сказать и о других его значениях.

Персонификация в педагогике

Иначе педагоги еще называют ее индивидуализацией. Она является одним из принципов в воспитании и обучении и предполагает, что в развитии каждого из воспитанников должна быть определена индивидуальная траектория и выделены специальные задачи, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Педагог, осуществляющий принцип персонификации, первым делом должен:

  • определить особенности включения ребенка в различные виды деятельности;
  • раскрыть потенциал личности как в учебной, так и во внеклассной работе;
  • предоставить каждому ребенку возможности для оптимального самораскрытия и самореализации.

Для успешной реализации указанного принципа также необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Работу, которая проводится с группой учащихся, нужно направлять на развитие каждого ребенка.
  2. Достижение успеха в воспитательном воздействии во время работы с одним учеником не должно негативным образом повлиять на воспитание других.
  3. Выбор воспитательного средства должен происходить с учетом индивидуальных качеств ребенка.
  4. Выбирая способы коррекции поведения воспитанника, нужно взаимодействовать с ним.
  5. Постоянный мониторинг эффективности воздействия на каждого из детей определяет совокупность тех воспитательных средств, что используются педагогами.

Персонификация в психологии

В психологическом контексте рассматриваемое понятие связывается с именем Гарри Салливана, американского исследователя. В соответствии с его теорией, персонификация представляет собой образы, рождающиеся в человеческом сознании с самого младенчества, в процессе его взаимодействия с окружающим миром.

Особенностью персонификаций является возможность их несовпадения с действительностью. Они рождаются как реакция на те или иные события, эмоции и закрепляются в сознании как стереотипы. А затем они проецируются на других людей, которые не всегда подходят под этот шаблон.

Персонификация по Салливану

Персонификация во младенчестве

Первый возникает в детском сознании из-за того предмета, что не приносит младенцу еды. Им, к примеру, может быть пустышка. Данный образ не является идентифицированным, ведь пустышку можно получить от кого угодно.

Третий этап – это персонификация идола. Она возникает из-за недостатка внимания или общения. Тогда ребенок сочиняет воображаемого друга, который может стать ему даже не менее дорогим, чем реальные люди. Подобная персонификация может проявляться и у людей взрослых. Это происходит, когда окружающие наделяются ими такими чертами характера, которыми они в действительности не обладают. В результате этого могут возникнуть конфликты в межличностном общении.

Ключевые слова: персонализация, персонификация, личность, субъект, знак, метафора, символ

Советская психология традиционно рассматривала основные процессы становления субъекта (персонализация, индивидуализация – А.Г.Асмолов, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, В.А.Петровский и др.) как движимые стремлением индивида стать личностью. В то же время в психологической науке существует иное видение, в котором конвенциональное понятие личности предстает как преграда к самореализации: самоактуализации, индивидуации, аутентификации, персонификации – К.Г.Юнг (C.Jung), А.Маслоу (A.Maslow), К.Роджерс (C.Rogers), А.Х.Алмаас (A.Almaas), А.Б.Орлов и др., обусловленной стремлением человека быть самим собой.

Целью нашего исследования мы видим построение такой методологии изучения процессов актуалгенеза субъекта, которая позволила бы эмпирически поставить вопрос о возможности качественного различения процессов персонализации и персонификации как различных форм его становления.

Концепции персонализации и персонификации: status quo

Мы предлагаем в качестве исходных следующие определения рассматриваемых понятий. Под персонализацией и персонификацией мы будем понимать процессы развития личности. При этом процессы персонализации и персонификации в нашем понимании воплощают в себе реализацию различных потребностей индивида. Процесс персонализации воплощает в себе реализацию потребности (и одновременно способности) индивида быть личностью (А.В.Петровский, В.А.Петровский). В процессе персонификации реализуется потребность (и одновременно способность) человека быть самим собой (А.Б.Орлов).

Концепция персонализации: от индивида к социуму

Продолжая данный способ рассмотрения личности, В.А.Петровский высказал гипотезу о наличии у индивида особой потребности – быть личностью, потребности в персонализации, обеспечивающей активное включение индивида в систему социальных связей.

Концепция персонификации: от личности к сущности

Конфликт концепций: терминология или вопрос о парадигме

Как в концепции персонализации, так и в концепции персонификации человек представлен как активный субъект. Однако представления В.А.Петровского и А.Б.Орлова о природе человеческой субъектности существенно расходятся.

Формы языкового опосредования и актуалгенез субъекта: системный подход

В связи с этим мы считаем целесообразным начинать поиск методологии с определения и выделения того особого языка, который мог бы нести в себе искомые эмпирические данные. Основываясь на этой задаче, мы считаем перспективным предложить к применению в исследовании трехуровневую модель субъектности Д.Э.Волковой, А.Б.Орлова, Н.А.Орловой, в которой рассматривается становление субъектных смысловых структур человека [Волкова и др., 2010]. Данный подход предполагает различение трех форм языкового опосредования деятельности субъекта: знаковой, метафорической и символической, которые отражают внутреннюю структуру субъектности, состоящую из трех уровней. Различение знака, метафоры и символа является для авторов модели принципиальным методологическим моментом.

Исходя из рассмотренных выше положений, мы видим перспективным соотнести процессы персонализации (В.А.Петровский) и персонификации (А.Б.Орлов) по их содержанию с содержаниями различных уровней субъектности. Также мы видим перспективным рассматривать персонализацию и персонификацию их как именно те процессы, которыми будет сопровождаться достижение субъектом результатов как знаковой, так и предметной деятельности на соответствующем уровне. Так, по содержанию, вкладываемому в это понятие А.Б.Орловым, персонификацию можно рассматривать как процесс, сопровождающий достижение указанного результата на третьем уровне субъектности. В то же время содержание результата, достигаемого на втором уровне субъектности, близко по содержанию успешно протекающему процессу персонализации в ее метаиндивидном аспекте.

Заключение

В настоящий момент мы планируем проведение эмпирического исследования проявлений процессов актуалгенеза субъекта в языке. Целью исследования мы видим эмпирическую проверку выдвигаемых нами положений относительно соотносимости семантической отраженности в языке гипотетических потребностей индивида быть личностью и быть собой с определенными формами языкового выражения, а именно с метафорической и символической соответственно. В качестве задач исследования мы видим обнаружение проявлений рассматриваемых нами процессов актуалгенеза субъекта в речевой деятельности и соотнесение их с конкретными формами знакового выражения. Планирование исследования находится на этапе разработки методического инструментария.

Хотелось бы отметить, что нас не менее интересует проблематика системно-методологического описания субъектности и построение стройной и прозрачной модели субъектности как системы. В связи с этим в нашей разработке находится также эскиз модели субъектности как трехуровневой функциональной системы на основе приведенной нами модели субъектности Д.Э.Волковой, А.Б.Орлова, Н.А.Орловой [Волкова и др., 2010], представлений К.Г.Юнга о трансцендентальной функции символа [Юнг, 2007], а также основных принципов теории функциональных систем П.К.Анохина [Александров, Дружинин, 1998; Анохин, 1975], в том числе принципе изоморфизма [Анохин, 1975].

Александров Ю.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии. Психологический журнал, 1998, 19(6), 4–19.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986.

Волкова Д.Э., Орлов А.Б., Орлова Н.А. Знак, метафора, символ – методология субъектности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010, 7(3), 89–119.

Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии. М.: Когито-центр, 2008.

Ильенков Э. Что же такое личность. В кн.: С чего начинается личность? М.: Политиздат, 1979. С. 183–237.

Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.

Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии, 1995a, No. 2, 5–19.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995b.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.

Орлов А.Б., Орлова Н.А. Индивидуальность vs. индивидность: роковой вопрос современности. Мир психологии. Научно-методический журнал, 2011, No. 1, 32–44.

Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. Вопросы психологии, 1981, No. 2, 40–46.

Петровский В.А. Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний? Методология и история психологии, 2010a, 5(1), 136–148.

Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010b.

Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

Розин В.М. Психологическая реальность как проблема цехового самоопределения. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2010, 7(1), 90–103.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Юнг К.Г. Трансцендентальная функция. В кн.: Синхронистичность. М.: Рефл-бук, 1997. С. 11–41.


Примечания

[1] В отличие от буквальной (типичной), постоянной (устойчивой в культуре) и бессмысленной (случайной) в теории метафоры Д.Бикертона.

Поступила в редакцию 17 февраля 2015 г. Дата публикации: 14 июня 2015 г.

Сведения об авторе

Этко Евгений Александрович. Аспирант, департамент психологии, факультет социальных наук, Высшая школа экономики (Национальный исследовательский университет), Волгоградский проспект, д. 46Б, 109316 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение

Коммуникативные способности являются одним из основных факторов социализации человека в обществе, где он развивается как личность. Чтобы общение было успешным, важно уметь достигать определенного уровня взаимопонимания. За это отвечает перцептивная сторона.

Перцептивная сторона общения — это восприятие человеком своего собеседника в процессе коммуникации, основанное на полном взаимопонимании.

В рамках перцептивной стороны общения человек воспринимает внешние признаки собеседника, индивидуальные черты, цели и мотивы его поступков. Подразумевается, что индивид не просто понимает и оценивает точку зрения собеседника, но принимает и разделяет ее. В процессе того, как люди познают друг друга, между ними выстраиваются более близкие отношения, которые могут перейти в дружбу, симпатию или привязанность. В то же время неверная интерпретация мотивов собеседника может привести к конфликту и недопониманию.

Основные функции

Умение расположить к себе собеседника и понять его внутренний мир помогают правильно выстраивать отношения в целом. В процессе диалога люди не просто обмениваются информацией, но оказывают друг на друга определенное влияние и узнают лучше не только своего собеседника, но и себя самого. Эти функции взаимодействия отражены в перцептивной стороне общения. Традиционно выделяют четыре функции, влияющие на социализацию личности:
Самопознание. Индивид познает себя через других людей или объекты окружающей среды. Во время общения с другим человеком можно получить информацию и о самом себе. Часто через восприятие личности собеседника и особенностей его характера человек получает возможность посмотреть со стороны на самого себя, осознать свои скрытые желания, сомнения, страхи.


Познание других людей . Только благодаря успешно выстроенной коммуникации можно узнать другого человека, понять его внутренний мир и мировоззрение. Общение на уровне перцепции основано на взаимодоверии и взаимопонимании, что позволяет получить правдивую и точную информацию о собеседнике.


Построение совместной деятельности . Только на основе взаимопонимания получится организовать успешную совместную деятельность. Осознавая мотивы, ценности и интересы собеседника, можно построить подходящую модель взаимодействия с ним. При этом чем больше участников в группе, тем важнее роль социальной перцепции.


Формирование эмоциональных взаимоотношений . В общении с другим человеком мы испытываем определенные эмоции, которые говорят о нашей симпатии или наоборот неприязни по отношение к собеседнику. Перцептивное общение помогает осознать свое отношение к человеку и то, какие чувства он испытывает.

Основными механизмами социальной перцепции являются:

Рефлексия — это способность человека к самоанализу, которая позволяет ему понять то, как он воспринимается партнером. В процессе социального взаимодействия нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, что он о нас думает и какой эффект на него производит сказанное.


Идентификация — это механизм, благодаря которому человек может поставить себя на место своего партнера, чтобы посмотреть на проблему с его точки зрения. Это позволяет полностью или частично принять мнение собеседника и его взгляды.


Эмпатия — это способность искренне сочувствовать и сопереживать другому человеку, основана на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира партнера.


Аттракция — это механизм, сущность которого заключается в уже сформированном положительном отношении к человеку. Позитивный формат общения приводит к дружеским или романтическим отношениям. Аттракция строится на совпадении интересов, ценностей и других объединяющих факторов.
Казуальная атрибуция — это механизм, который подразумевает интерпретацию поведения и слов окружающих, опираясь на собственные предположения и наблюдения. Индивид приписывает поступкам людей различные причины, на основании которых составляет мнение об их мотивах. При этом, трактовки, которые формирует человек, исходя из собственных размышлений, не всегда оказываются верными.


  • активность всех участников коммуникации;

  • мотивированность;

  • соотнесение внешних признаков человека с его индивидуальными чертами характера;

  • интерпретация и прогнозирование его поступков и слов;

  • наблюдение за невербальными формами коммуникации и их оценка (жесты, мимика, поза, интонация и т.д.);

  • умение принимать обратную связь;

  • способность анализировать и трактовать реакции собеседника и т.д.


Примеры социальной перцепции в жизни

Навыки перцептивного общения развиваются с детства, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. По мере усложнения механизмов восприятия человек при общении учитывает все больше факторов, которые позволяют ему составить наиболее полное впечатление о собеседнике и его характеристику.

Если человек испытывает интерес к новому знакомому, он старается узнать о нем побольше и задает вопросы для того, чтобы лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение позволяет ускорить адаптацию индивида в новом окружении, так как именно в процессе коммуникации человек рассказывает о себе и узнает о других участниках группы.

Читайте также: