Геноцид и экоцид доклад

Обновлено: 05.07.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

Глава I. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности

Глава II. Геноцид как уголовно наказуемое деяние………………………………………9

2.1 Понятие геноцида и его историческая характеристика……………………………9

2.2 Уголовно – правовая характеристика геноцида…………………………………….16

Глава III. Экоцид как уголовно наказуемое деяние…………………………………….20

3.1 Понятие экоцида и его историческая характеристика……………………………20

3.2 Юридическая характеристика экоцида…………………………………………………23

Выдержка из текста

В Уголовном кодексе России 1996 года, во 2 статье, впервые в качестве задачи уголовного закона было закреплено обеспечение мира и безопасности человечества. В действующем Уголовном кодексе также впервые появилась и самостоятельная глава

Современная история доказала необходимость борьбы с преступлениями, посягающими на безопасные условия существования всего мирового сообщества и отдельных его составляющих.

Тема проблем, связанных с таким преступлением как геноцид и экоцид, становятся сегодня актуальнее еще и потому, что 1 июля 2002 года в Гааге начал функционировать Международный Уголовный Суд, созданный для судебного расследования преступлений геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, действующий на основании Римского статута.

Список использованной литературы

1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

2) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от

1. декабря 1976 г.

3) Конституция Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

4) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Российская газета"

5) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"// "Собрание законодательства РФ".

6) Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" // "Собрание законодательства РФ"

7) Бриллиантов А.В., Долженкова Г.Д. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) М.: Проспект, 2010. 1392 с.

8) Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовное право. Особенная часть М.: Эксмо, 2005 г., 705 с., 2-е изд.

9) Дуюнов В.К Уголовное право России. Общая и Особенная части М.: РИОР, 2013 г., 664 с.

10) Уголовное право Российской Федерации. Общая часть Учебник / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. М., 1999 г.

11) Кочои С. Геноцид: понятие, ответственность, практика/ Уголовное право. № 2, 2006 г.

12) Кудрявцев В.Н., Наумов А.В. Курс российского уголовного права. Особенная часть М.: Спартак, 2002 г., 1040 с.

15) Военнвй экоцид / Всероссийский институт научной и технической информации РАН, 2009 г.

Содержание

Введение…………………………………………………….………………….…3
Глава 1. Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
§ 1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества………………………………………………………………….……5
§ 2. История развития уголовного законодательства о преступлениях против мира и безопасности человечества…………………………………………..…..8
Глава 2. Геноцид
§ 1. Понятие геноцида………………………………………………………. …16
§ 2. Уголовно-правовая характеристика геноцида…………………….………17
Глава 3. Экоцид
§ 1. Понятие экоцида………………………………………………………. …..19
§ 2. Уголовно-правовая характеристика экоцида……………………….……..21
Заключение………………………..…………………………………….………23
Список литературы……………………..…….………………………….…….25

Работа содержит 1 файл

КурСОВАя - Геноцид Экоцид.doc

Под расовой подразумевается группа людей, характеризующаяся определенной совокупностью внешних признаков (цветом кожи, волос, глаз, особенностями головы, ростом и т.п.) и другими исторически сложившимися особенностями. Религиозная группа - общность людей, исповедующих соответствующую религию, отличную от доминирующей в данном обществе.

Насильственным воспрепятствованием деторождению считается противозаконная кастрация или стерилизация людей в репродуктивном возрасте, а также производство против воли женщины искусственного прерывания беременности или иные действия насильственного характера, направленные на недопущение деторождения среди названных выше групп людей.

Насильственное переселение людей означает перемещение их в другие, непривычные для них климатические и иные природные условия, которые ведут к вымиранию людей соответствующей группы. Создание иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение людей таких групп, означает преднамеренное осуществление мер, делающих неизбежной гибель людей в силу тех или иных обстоятельств (заражение природной среды обитания радиоактивными веществами, биологическими или химическими токсинами и т.д.). Геноцид является оконченным преступлением с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Целью виновного является полное или частичное уничтожение соответствующей национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Мотивом могут быть национальная и религиозная вражда и нетерпимость, другие побуждения.

Субъект деяния - лица, занимающие государственные должности государственной, гражданской, военной и правоохранительной службы РФ и гражданской службы субъектов РФ, а также частные лица, достигшие 16 лет 8 .

Глава 3. Экоцид

§ 1. Понятие экоцида

Экоцид (от греческого oicos - дом, и латинского caedo - убиваю) – это массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу 9 .

§ 2. Уголовно-правовая характеристика экоцида

Экоцид – это разновидность геноцида.

Объектом является безопасность человечества, т.е. состояние защищенности человеческого сообщества от угроз уничтожения и загрязнения окружающей природной среды как естественной основы обитания людей.

Предметом экоцида являются различные компоненты природной среды - земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 12 ).

Под растительным миром понимается совокупность растительных сообществ (фитоценозов) страны или отдельных ее регионов, которые характеризуются определенной численностью и сочетаемостью видов и различных форм растений, их пространственной структурой и динамикой.

Под животным миром подразумевается совокупность всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны или ее региона и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" 13 ).

Под атмосферой понимается воздушная среда вокруг Земли. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Водные ресурсы - это запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы 14 .

Выражается в массовом (т.е. в больших количествах и на больших площадях) уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также совершении иных действий, могущих вызвать экологическую катастрофу с целью уничтожения или разрушения биологической основы существования населения.

Под иными действиями, способными вызвать экологическую катастрофу, понимаются имеющиеся ныне в арсенале военных различные методы и способы воздействия на окружающую среду, могущие, в частности, породить искусственные ливни (с целью уничтожения посевов, дамб, дорог, плотин и сооружений), землетрясения, извержения вулканов, цунами 15 .

Экоцид относится к материальным составам. Деяние считается оконченным с момента наступления последствий.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым либо косвенным умыслом. Мотивы - ложно понимаемые интересы военного и производственного характера, корыстные и другие соображения.

Субъектом экоцида может быть должностное лицо Вооруженных Сил РФ, лицо, занимающее иную государственную должность государственной службы РФ или субъекта РФ 16 .

Геноцид и экоцид - одни из тягчайших преступлений против человечества.

Геноцид выражается в действиях, направленных на полное или частичное истребление отдельных групп населения по расовым, этническим, религиозным, национальным признакам.

Экоцид выражается в массовом (т.е. в больших количествах и на больших площадях) уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также совершении иных действий, могущих вызвать экологическую катастрофу с целью уничтожения или разрушения биологической основы существования населения.

Проявление геноцида и экоцида, которые имели место в относительно недавнем прошлом на нашей планете и признаны тягчайшими преступлениями в документах мирового содружества, впервые криминализированы Уголовным кодексом 1996 года, хотя на протяжении многих лет на официальном государственном уровне заявлялось о поддержке соответствующих решений ООН.

Жизнь показала, что бороться за мир и его безопасность можно и нужно всем миролюбивым государствам, в том числе с помощью права, его общепризнанных норм и принципов, которые способствуют укреплению отношений дружбы и сотрудничества между государствами и народами, ставят правовые барьеры силам агрессии. Особую роль в этом деле играют уголовно-правовые нормы, предусматривают ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, совершаемые должностными лицами с использованием всего арсенала средств, находящихся в распоряжении государства, а также иными лицами. Геноцид и экоцид не только ущемляют права и свободы человека, влекут за собой пагубные последствия для экономического, физического и социального развития отдельных государств, но и дестабилизируют ситуацию во всем мире, представляют собой угрозу жизнедеятельности всего мирового сообщества.

Особую актуальность проблема борьбы с преступлениями против мира и безопасности человечества приобрела в нашей стране. Россия прочувствовала на себе все ужасы чеченской войны, столкнулась с наемничеством, терроризмом, попытками разжигания межнациональной розни, широкомасштабного уничтожения национальных групп, распространения оружия массового поражения.

Геноцид и экоцид являются одними из самых тяжких преступлений в современном мире. Само их существование не соотносится с цивилизованным государством и мировым сообществом. Именно поэтому на современном этапе развития общества и государства необходимо усиление уголовно-правовых мер борьбы с геноцидом и экоцидом.

В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, а также для образования колониальных империй европейских держав.

Геноцид (от греч. γένοςрод, племя и лат. caedoубиваю)действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем:

- убийства членов такой группы;

- причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

- предумышленного создания для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в среде такой группы;

- насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую.

Многие великие державы долгое время по различным причинам откладывали ратификацию этой конвенции. Первыми Конвенцию поддержали Франция и Китай. СССР ратифицировал ее в 1954 году, Великобритания – в 1970, КНР – в 1983, а США – в 1988 году. Таким образом, международное сообщество начало предпринимать реальные попытки остановить геноцид и покарать его виновников лишь немногим более двух десятилетий назад.

Наказание за геноцид – преступление против мира, безопасности и человечества – предусмотрено ст. 357 УК РФ.

Экоцид

Экоцид (от греч. οικοςдом и лат. caedoубиваю)массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах.

Экологическая катастрофа (от греч. katastropheпереворот)труднообратимое за длительное время очень неблагоприятное явление, приводящее к упадку экономического развития, впредь до воссоздания благоприятной природной среды.

К экологической катастрофе может привести:

– региональная природная аномалия: длительная засуха, массовый мор скота и т.д.;

– авария технического устройства, приводящая к остро неблагоприятным изменениям в среде и массовой гибели живых организмов и экономическому ущербу.

Экоцид – преступление против мира, безопасности и человечества, предусмотренное ст. 358 УК РФ. В последние годы в международном праве наметилась тенденция к признанию экоцида преступлением международным.

Вопрос об экоциде как виде преступления появился во время войны во Вьетнаме. Вооруженные силы США распылили на территории Вьетнама и Камбоджи свыше 100 тыс. тонн химикатов, в том числе с примесью диоксинов. В результате были уничтожены тропические леса на площади 2 млн. га и 43 % площади сельскохозяйственных угодий Вьетнама. Произошло обеднение фауны (из 160 видов птиц в зараженных районах сохранилось менее 20). На загрязнённой почве лес не восстанавливается или восстанавливаются малоценные вторичные породы.

Военный экоциднарушение экосистем как среды обитания человека в ходе военных действий.

Экологическая борьба в современной войне представляет собой комплекс мер и действий, направленных на создание неблагоприятных экологических условий на территории, занятой противником, создание трудностей для действий его вооруженных сил, функционирования экономики и проживания населения. В своих крайних формах предполагает создание обстановки, исключающей нормальную жизнедеятельность государств. Ведется как военными, так и невоенными средствами, включает разрушение атомных электростанций и центров производства особо опасных химических веществ для заражения обширных территорий, атмосферы и водных пространств, преднамеренное разрушение озонного слоя, формирования катастрофических явлений, затоплений, пожаров, а также предупреждение и срыв подобного рода действий со стороны противника.

Уголовный кодекс РФ к преступлениям против безопасности человечества отнес два преступления - геноцид (ст.357) и экоцид (ст.358).

Состав геноцида раскрывает Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцид и наказании за него. Состав геноцида в российском Уголовном кодексе строго соответствует данной международной конвенции, воспроизводит его фактически текстуально.

Геноцид (ст.357 УК). Согласно диспозиции ст.357 - это действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Экоцид (ст.358 УК). Это преступление по характеру и степени международной опасности является близким к геноциду. Статья 358 УК определяет его как массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших экологическую катастрофу.

Экоцид - буквально "убийство природы". Родственен ему биоцид - убийство всего живого на Земле. Объект экоцида как здоровая основа безопасности человечества - природная среда обитания людей.

Проявление геноцида (ст.357) и экоцида (ст.358), которые имели место в относительно недавнем прошлом на нашей планете и признаны тягчайшими преступлениями в документах мирового содружества, впервые криминализированы новым УК, хотя на протяжении многих лет на официальном государственном уровне заявлялось о поддержке соответствующих решений ООН.

1. Геноцид - опаснейшее из преступлений против мира и безопасности человечества по уголовному кодексу РФ

1.1 Происхождение термина "геноцид"

Термин "геноцид" создан из двух слов: греческого genos (раса, племя) и латинского cide (убийство). Он впервые был введен в 1944 г. польским правоведом и будущим американским прокурором на Нюрнбергском процессе Рафаэлем Лемкиным для квалификации варварских действий нацистской Германии в отношении евреев (под геноцидом Р. Лемкин понимал "уничтожение нации или этнической группы"). Хотя в приговоре Нюрнбергского трибунала ничего не было сказано о геноциде, в обвинительном заключении были слова о том, что обвиняемые осуществляли "геноцид, т.е. истребление расовых и национальных групп, истребление гражданского населения части оккупированных территорий с целью уничтожения определенных народов и классов, определенных национальных, этнических и религиозных групп. " 11 декабря 1946 г. Генеральная Ассамблея ООН, приняв на первой сессии резолюцию, заявила: "Геноцид - это отрицание права на жизнь целых групп людей; такое отрицание права на жизнь потрясает человеческое сознание, ведет к огромным потерям человечества в целом, потерям вклада этих групп в культуру и другие сферы, оно противоречит моральным нормам, духу и целям Организации Объединенных Наций"[1] . По поручению Генеральной Ассамблеи, Экономический и Социальный Совет ООН начал работу над проектом конвенции о геноциде. Именно принятая в 1948 г. и вступившая в силу в 1951 г. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него предложила легальное определение понятия "геноцид". Согласно ст. II Конвенции, "под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую[2] :

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую" (ст. III Конвенции специально оговаривает, что наказуемы также заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, покушение на совершение геноцида и соучастие в геноциде).

Конвенцию Советский Союз подписал уже в 1949г., однако в отечественном законодательстве ответственность за геноцид впервые была установлена в 1996 г. статьей 357 УК РФ. Согласно данной норме, геноцидом признаются действия, "направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы".

Сравнивая содержание ст. II Конвенции 1948 г. ист.357 УК РФ, нетрудно установить определенные различия, существующие между ними. В Конвенции "полное или частичное уничтожение" национальной этнической, расовой или религиозной группы сформулировано как намерение виновного лица, т.е. оно относится к субъективной стороне геноцида. В УК РФ нет ничего о цели виновного, а "полное или частичное уничтожение" человеческой группы относится к действиям виновного, т.е. к объективной стороне геноцида.

Далее, в Конвенции убийство, причинение телесных повреждений и т.д. (пп. а-с ст. II) характеризуются как действия, образующие геноцид, тогда как в УК РФ (ст.357) убийство, причинение телесных повреждений и т.д. сформулированы как способы совершения действий при геноциде (на это указывает использованное отечественным законодателем слова "путем").

В Конвенции говорится о причинении "серьезных" телесных повреждений и умственном расстройстве, а в УК РФ только о причинении "тяжкого вреда здоровью"; Конвенция говорит о "мерах, рассчитанных на предотвращение деторождения", а УК только о "насильственном воспрепятствовании деторождению"; Конвенция к геноциду относит "насильственную" передачу детей из одной человеческой группы в другую, а УК "принудительную" такую передачу; в Конвенции сказано в "предумышленном" создании жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение человеческой группы, а в УК не только об этом (правда, без уточнения формы вины), но и о "насильственном переселении" такой группы с целью ее уничтожения.

Объяснить причины расхождения текста ст.357 УК РФ и ст. II Конвенции 1948 г. сложно. На мой взгляд, в УК РФ надо было полностью воспроизводить содержание ст. II Конвенции без какой либо его интерпретации.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что ряд государств, установивших в своем национальном законодательстве ответственность за геноцид, выбрали путь его расширительного, по сравнению с Конвенцией, толкования. Например, ст.71 Уголовного закона Латвии к геноциду относит "умышленное действие с целью полного или частичного уничтожения" не только национальной, этнической, расовой или религиозной группы, но и "социальной группы людей, группы людей определенных общих убеждений". Согласно ст.127 УК Республики Беларусь, геноцид образуют "действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично" как названных в ст. II Конвенции групп людей, так и "группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия".

Действительно, исключение из Конвенции упоминания о других группах людей сужает сферу ее применения. Однако не следует забывать, при каких исторических условиях принималась Конвенция. Государства, подписавшие ее, не хотели давать кому-либо повод для вмешательства в будущем в их внутренние дела. Им удобнее было обвинять побежденный фашизм и нацизм в геноциде, но не более того. И если сегодня какое - либо государство устанавливает ответственность за убийства и т.п. действия других, не названных в Конвенции 1948г., групп людей, то это следует лишь приветствовать. Однако называть такие действия геноцидом сомнительно. Поэтому российский законодатель поступил правильно, не распространив понятие геноцида на иные, не предусмотренные ст. II Конвенции действия. Другое дело, что в национальном законодательстве, в том числе в российском, а еще важнее в международном уголовном праве пора устанавливать ответственность, в частности, за достаточно распространенные в сегодняшнем мире политицид (т.е. уничтожение политической группы людей) и этноцид (т.е. уничтожение культуры народа) [3] . В противном случае отсутствие такой ответственности можно рассматривать как санкционирование на совершение, например, государствами указанных действий. Надо сказать, что перечень международных преступлений не остается неизменным. Например, в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом Комиссией международного права в 1991 г., наряду с геноцидом, говорится о таких преступлениях, как колониальное господство и другие формы иностранного господства (ст.18). апартеид (ст. 20), систематические или массовые нарушения прав человека (ст.21) и т.д. В уставах трибуналов для Югославии и Руанды упомянуты депортация, истребление, пытки, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и т.д.43 литературе одновременно с геноцидом употребляются понятия "резня", "массовое убийство", "этническая чистка", "геноцидная резня" и др. Вот почему важно и в национальном, и в международном уголовном праве четко сформулировать признаки смежных составов преступлений с тем, чтобы обеспечивать максимально эффективное применение соответствующих уголовно-правовых норм) [4] .

Ст. V Конвенции требует от государств, подписавших Конвенцию, "предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида или других упомянутых в статье III преступлений". Санкцией ст.357 УК РФ за геноцид альтернативно предусмотрены лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы. Очевидно, назначение смертной казни за действия, не связанные с убийством, противоречит ч.2 ст.20 Конституции РФ. Ее назначение, как и осуждение в подобных случаях виновного к пожизненному лишению свободы противоречит также ч.1 ст.57ич.1 ст.59 УК РФ. По нашему мнению, в УК РФ вид и размер наказания следовало дифференцировать в зависимости оттого, какие совершены деяния, образующие геноцид. К примеру, по УК Испании (ст.607) наиболее строгое наказание назначается за убийство члена национальной, этнической, расовой или религиозной группы, менее строгое за остальные действия, составляющие объективную сторону геноцида. Подобная дифференциация наказания имеет место также в УК Республики Польша (ст.118) и УК Федеративной Республики Германия (параграф 222а) [5] .

В литературе высказаны мнения о том, что "после Холокоста самым явным случаем геноцида была резня в Руанде (апрель-июль 1994 г)", "за исключением геноцида евреев и цыган, это (резня армян турками в 1915г) наиболее несомненный случай геноцида в истории"" и т.д. Подобное соревнование в вопросе о том, какой геноцид является "самым-самым" нам представляется по меньшей мере неприемлемым. Любое преступление, в том числе геноцид, либо имеет место, либо не имеет. Оно не может быть "самым явным" или "наиболее несомненным". К тому же список актов геноцида настолько обширен, что полностью составлять его просто невозможно. Уже после принятия Конвенции 1948 г. их жертвами, по разным оценкам, стали до 3 миллионов бенгальцев (во время войны в 1971 г. Бангладеш за независимость от Пакистана), около 1 миллиона ибо (во время гражданской войны в 1960-х годах в Нигерии), около 100 тыс. хуту (во время войны между тутси и хуту в 1966 г. в Бурунди), 500 тыс. христиан (во время войны между севером и югом в 1960-1980-х годах в Судане), почти 500 тыс. индонезийцев (во время военного переворота в 1964 г. в Индонезии), 100 тыс. тиморцев (во время расправ над населением Восточного Тимора в 1975 г. армией Индонезии), более 1 миллиона камбоджийцев (во время правления "красных кхмеров" в 1970-х годах в Камбодже), более 100 тыс. курдов (при проведении карательных акций армии Саддама Хусейна в 1988 г. на севере Ирака). "[6]

В период конфликта в Восточной Бенгалии международная правовая комиссия ООН пришла к выводу, что в действиях индуистов есть черты геноцида; во время войны в Бурунди Бельгия (бывшая метрополия) заявила, что там имеет место геноцид; на Генеральную Ассамблею ООН была вынесена резолюция о геноциде в Камбодже; в рапорте Специального докладчика ООН был сделан вывод о том, что политика Ирака в отношении курдов содержит признаки преступления геноцид. Однако ни в одном случае мировое сообщество, в том числе ООН, не смогло оказать действенную помощь жертвам геноцида. Виновники же геноцида, почувствовав свою безнаказанность, продолжают список актов геноцида во многих "горячих точках" планеты.

К сожалению, геноцид был и будет впредь. Остановить его можно при условии наличия сильного международного суда, допуска к участию в его деятельности представителей названных в Конвенции 1 948г. групп, четких формулировок в современном праве признаков геноцида и желания мирового сообщества наказать виновных в совершении любого акта геноцида. При отсутствии этих условии нормы международного и национального уголовного права о геноциде останутся всего лишь декларацией.

1.2 Уголовная ответственность за геноцид

Родовым (и видовым) объектом геноцида являются интересы обеспечения мира и безопасности человечества. Под "миром" надо понимать такое состояние отношений между государствами - субъектами международного права, которое характеризуется отсутствием фактических военных действий между ними. "Безопасность человечества" - это состояние защищенности неопределенного круга лиц от любых угроз, посягающих на их жизненно важные интересы, связанные с физическим существованием человечества в целом или какой-либо демографической группы людей. При этом такие угрозы должны исходить от субъектов уголовного права[7] .

Основным непосредственным объектом геноцида надо признать только безопасность человечества, так как юридически допускается совершение этого преступления и в мирное время, и во внутригосударственной политике[8] .

Текстуальный анализ нормы о геноциде заставляет говорить о существовании дополнительного непосредственного объекта данного преступления - жизни и здоровья людей, принадлежащих к демографическим общностям. Соответственно, потерпевшими от этого преступления могут быть представители (члены) национальной, расовой, этнической или религиозной группы. Исходя из высочайшей степени общественной опасности рассматриваемого преступления, представляется, что потерпевшими от геноцида необходимо признавать всех представителей демографической группы, вне зависимости оттого, скольким лицам причинен вред.

В ст.357 УК называется шесть деяний, образующих объективную сторону геноцида. Необходимо отметить, что факт уничтожения демографической группы как последствие, к которому стремится виновный, остается за рамками геноцида как оконченного состава преступления. В то же время в качестве характеристики действий, образующих геноцид, называется убийство и причинение тяжкого вреда здоровью, поэтому вопрос о характеристике состава геноцида с точки зрения конструкции объективной стороны сам по себе представляется проблематичным.

Под "убийством" членов демографической группы надо понимать любое умышленное причинение смерти, подпадающее под признаки ст.105 УК. Закон при характеристике объективных признаков геноцида оперирует термином "убийство" во множественном числе ("убийства членов. "). Поэтому этот "способ" осуществления геноцида имеет место минимум при двукратном причинении смерти представителям демографической группы (при установлении соответствующих признаков субъективной стороны). С другой стороны, само по себе количество убитых на формальную квалификацию геноцида не влияет, но должно учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство по признаку наступления тяжких последствий. Причинение тяжкого вреда здоровью представителям демографической группы имеет место при причинении в результате действий виновного здоровью любого из последствий, указанных в диспозиции ч.1 ст.111 УК, также как минимум двум представителям демографической группы[9] .

Если само по себе количество погибших или травмированных при осуществлении актов геноцида юридически не может повлиять на квалификацию содеянного по ст.357 УК, то абсолютно неясно, в чем состоит обоснованность установления "нижнего предела" количества жертв таких проявлений геноцида, как убийство и причинение тяжкого вреда здоровью членам демографической группы. Представляется, что характер и степень общественной опасности геноцида настолько велики, что юридически не должно существовать никакой "нижней границы" числу его жертв. Тем более что при осуществлении иных (формальных) проявлений геноцида вообще неважно, причинены кому-либо смерть либо тяжкий вред здоровью. По этим причинам предлагаем в ст.357 УК указать на единственное число потерпевших от геноцида, которое позволило бы избежать возможных юридических коллизий и споров при определении "минимально" допустимого количества жертв.

Читайте также: