Доклад о земледелие башкир

Обновлено: 07.07.2024

Общая численность 1584,6 тысяч человек (2010), в том числе в Республике Башкортостан – 1172,3 тысячи.

Башкиры живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской областях и в Республике Татарстан.

Кроме того, живут в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Украине.

Башкиры говорят на башкирском языке. Широко распространены татарский и русский языки.

Религия

Верующие башкиры – мусульмане-сунниты.

Этногенез

Первые письменные упоминания о башкирах относятся к IX–X вв. (Ибн Фадлан и др.).

По проблеме этногенеза башкир долгое время существовали 2 гипотезы: угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлёцер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюркская (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров, Д.Н.Соколов, С.И.Руденко).

В XX в. на основе исследований С.И.Руденко, Н.К.Дмитриева, Р.Г.Кузеева, Дж.Г.Киекбаева и др. появилась гипотеза, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика наряду с коренными обитателями Башкирии – финно-угорскими племенами и ираноязычными сарматами решающую роль сыграли тюрки-баджанаки, булгары, кипчаки, в XIII–XV вв. – тюрко-монгольские народы Золотой Орды.

История

С X в. башкиры находились под властью Волжской Булгарии, с середины XIII в. – Золотой Орды. После распада Золотой Орды во второй половине XV в. башкиры разделились: одна часть оказалась в составе Ногайской Орды, другая – Казанского ханства, третья – Сибирского ханства.

Во второй половине XVI в., после присоединения татарских ханств к Русскому государству, большая часть башкирских племен была вынуждена признать вассальную зависимость от русского царя и перешла в российское подданство. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

Численность башкир в момент вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им башкиры приобщались к иной культуре.

Политика колонизации земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточенное сопротивление со стороны народов Башкирии. Долгое время башкиры, совместно с татарами, казахами и др. народами боролись против социального, национального и религиозного гнета (см. Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755–1756).

Большую роль в становлении и развитии башкир сыграли тесные этнокультурные связи с татарским и русским народами.

После Февральской революции башкир активно включились в общественно-политическую борьбу. В 1918 г. татарами и башкирами была предпринята попытка создания татаро-башкирского государства – Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.

В силу определенной негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 г. БАССР были переданы Белебеевский, Бирский, Уфимский уезды Уфимской губернии. С июня 1922 г. столица республики – город Уфа.

Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнической консолидации башкир, развитии их культуры.

В октябре 1990 г. Верховный Совет БАССР принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики (с февраля 1992 г. Республика Башкортостан).

Традиционные занятия

Основой традиционного хозяйства башкир было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, в южных и восточных районах – верблюдов.

С XVII в. полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В северо-западных районах уже с XVIII в. земледелие становится основным занятием населения, однако повсеместный переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершен лишь к началу XX в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают место залежно-паровой и трехпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и технических (лен, конопля) культур; появляется огородничество.

Охота (в степных районах – облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе бортничества развивается пчеловодство.

Наиболее распространенные ремесла и промыслы – обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество, кузнечно-ювелирное дело; на реке Илек занимались добычей соли.

В XVII – первой половине XVIII вв. начинается промышленная эксплуатация рудных месторождений края, а к концу XVIII в. Урал уже становится основным центром российской металлургии.

Постепенно включается в сферу промышленного производства и коренное башкирское население – участвует в изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.

Поселения, жилища

Ведя кочевую жизнь, башкиры устраивали сезонные поселения: зимние (єышлау), весенние (яґгы йорт), летние (йәйләү), осенние (көґгө йорт). В процессе перехода к оседлости у них образовывались постоянные поселения: как правило, на местах зимников, вблизи рек и озер.

Центры волостей, места ярмарок насчитывали до 200–300 дворов и более. Помимо мелких деревень в 3–4 десятка дворов, встречались небольшие выселки в 10–20 дворов.

Войлочная юрта (тирмә) тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа – традиционное жилище башкир – на юге и востоке бытовала вплоть до XX в.

В лесной и степной зонах башкиры значительно раньше приобщились к строительной культуре соседних народов Урало-Поволжья: ставили привычные для степей глинобитные, пластовые, саманные дома; в лесной и лесостепной полосе возводили срубные избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки, изредка – крестовые и двухэтажные дома.

Дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши служили временными жилищами на пастбищах или летними кухнями.

Часть усадьбы отводилась под хозяйственные постройки (гумно, амбар, загон для скота, конюшня, пасека).

Жилища делились на гостевую и хозяйственно-будничную половины, интерьер оформлялся в общетюркских традициях – многофункциональные полати (сәке), обилие предметов мягкого убранства (вышивки, паласы, кошмы) и др.

Традиционная одежда

Женская одежда отличалась богатством декоративной отделки. Длинные отрезные по талии платья с оборками (күлдәк), фартуки украшались тканым узором, вышивкой; бархатные камзолы, распашные кафтаны (елән), чекмени из цветного сукна – позументом и серебряными монетами.

Женский костюм дополняли разнообразные украшения из серебра, кораллов, бисера, монет, бирюзы, сердолика, цветного стекла – серьги, браслеты, перстни, косники, застежки.

Традиционная кухня

Традиционная пища – мясо-молочная и крупяно-мучная. Пищевой рацион разнообразили продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда: конина или баранина с бульоном (бишбармає, єуллама), лапша (һалма) на мясном или молочном бульоне, крупяные супы (өйрә), каши, вяленая домашняя колбаса из конины, сыр (єорот), различные виды творога, пресные лепешки и с XVIII в. – кислый хлеб.

Картофельные, овощные блюда распространялись по мере развития огородничества.

Популярные напитки: кумыс (из кобыльего молока), айран (разбавленное кислое молоко), бал (из меда и сахара), буза (из проросших зерен ячменя).

Фольклор

Самым значительным народным праздником у башкир был йыйын (см. Джиен), общий для нескольких деревень, а в далеком прошлом – для всего племени, рода. До XVIII в. каждая из четырёх областей (даруг) Башкирии в середине лета проводила свой джиен, на котором решались различные общественные вопросы, совершались торговые сделки на ярмарке, брачные сговоры, устраивались пиршества, состязания.

По наиболее важным вопросам созывался общенародный джиен. Ему предшествовали менее масштабные празднества – Һабантуй (см. Сабантуй), Бәйге, Майзан, которые проводились либо в канун сева, либо после завершения весенних работ. Женщины и дети отмечали прилет грачей праздником Каргатуй.

Для всех этих праздников характерны общая трапеза, спортивные состязания, массовые игры. Иногда они сопровождались коллективными молениями на местных кладбищах.

Определенную роль в общественном быту играли мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Башкирские народные обряды, как календарные, так и семейные (свадебные, родинные, похоронно-поминальные), представляют сложное переплетение традиционных и мусульманских верований.

Литература

Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М. – Л., 1955.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения. М., 1974.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Мажитов Н.А. Южный Урал в VII–XIV вв. М., 1977.

Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985.

Народы России. М., 1994.

Башкортостан: краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.

История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Уфа, 2004. Т. 1.

Разводили лошадей, дрессировали соколов для охоты, безупречно обрабатывали древесину, варили клей из рыбьей шкуры, занимались земледелием. Интересные факты из жизни древних башкир рассказал ученый, который посвятил изучению их культуры более 40 лет.

Птенцов снимали со скалы

- Вы говорите о земледелии, но ведь башкир считают кочевым народом.

- Они в древности вели оседлый образ жизни. Потом утратили этот навык и стали кочевниками. О том, что люди обрабатывали землю, свидетельствуют сохранившиеся обряды. Войны и монгольское нашествие привели к регрессу. В документах территория расселения башкир определяется от реки Тобол до реки Дона и от Камы до Аральского моря. Такая огромная площадь предполагала прогрессивное хозяйствование. Куда всё исчезло, предстоит ещё разобраться.

- Соколиная охота – это ноу-хау башкир?

- В одном из архивов я познакомился с казахским учёным. Он доказывал, что соколиная охота в классической форме появилась у них в начале 16 века. Но у нас она известна со времени татаро-монгольского нашествия. Ведь захватчикам башкиры платили налог дрессированными птицами. Птенцов они собирали более мягким методом, чем их юго-восточные соседи. Те со скалы спускали на верёвке ведро с камнями и гремели о склон у гнезда, птенцы падали от испуга, их ловили на лету. Кто-то погибал.

А как делали наши предки? У моей родной деревни есть отвесная белая скала, там как раз и гнездовались соколы. Оттуда снимали птенцов орла, сокола и самого ценного – кречета. На вершине вбивали два столба, привязывали веревку, наматывая её вокруг них восьмёркой, по ней спускался охотник и брал птенцов. Одного всегда оставлял для размножения.

На щук с шестом

- Чем они ещё занимались?

- Безупречно обрабатывали древесину. Народов, которые лучше их владели этим ремеслом, я не знаю. Заявляю об этом ответственно, после изучения многих источников. Кумысный ковш, например, вырезали из берёзового капа корня. Это болезнь дерева в виде нароста – деформация волокон древесины. Такой материал не поддавался растрескиванию и гниению. В Японии изготавливают из него сувениры. Ручку посудины делали ажурной, с деревянной цепочкой. Изделие из цельного куска дерева изготовлялось минимумом инструментов: топор, нож, 3-4 резца. Ковш после изготовления проверяли другие мастера, нет ли следов клея. Эти произведения экспонируются даже в Лейпцигском музее этнографии!

- Говорят, чем точно башкиры никогда не занимались, так это рыбалкой. Правда?

- Я доказал обратное. У них имелся оригинальный способ ловли. Брали два шеста. У одного расщепляли конец, вставляли в него самца щуки и опускали в воду. К рыбе подплывали самки. К другому шесту привязывали аркан из верёвки и ловили им собравшихся вокруг щук. Были и удочки, но этот способ прогрессивнее. С его помощью выбирали только крупную рыбу.

- Тогда почему в национальной кухне нет блюд из неё?

- Для длительного хранения рыбу коптили. В тяжёлые годы, когда несколько лет подряд стояла засуха, выручали эти заготовки. А так в основном ели уху. Рыбу жарили очень редко, так как заботились о своём здоровье. В чём причина раковых заболеваний среди казахов и французов? И те, и другие едят много жареного мяса, причём французы ещё и запивают его вином.

- Есть интересные подробности, как разводили знаменитых башкирских лошадей?

- Башкиры были прекрасными коневодами, это отмечал в XIX веке немецкий учёный геолог и этнограф Фридрих Ратцель. Например, чтобы порода не мельчала, в неё надо вливать свежую кровь. Брали лошадей у соседей. Не всегда законными методами, проявляя находчивость. В чужой табун пускали кобылу. Жеребца, конечно, начинало тянуть к новенькой. А лошадь была так вышколена, что шла к лесу, где прятался хозяин, заманивая ухажёра. А там уже дело техники: жеребца арканили и уводили в свой табун. Попросту говоря, воровали. Правда, рискуя при этом жизнью: если поймают, могли и убить.

Русский писатель XIX века Пётр Добротворский хорошо написал о таланте башкир по разведению и вольтижировке коней. Сегодня эта традиция утеряна. Произошло это из-за башкирских восстаний. Тогда не только люди погибали, но и лошади. Кроме того, власти конфисковывали их в большом количестве. Другая причина – миграция, люди приходили сюда со своим скотом. Породы перемешались.

- Сегодня же разводят башкирскую породу.

- В Салаватском районе? Это не те скакуны, о которых писал генерал Пётр Румянцев, восторгаясь их быстротой и лёгкостью бега. В его армии в Восточной Пруссии в Семилетнюю войну воевало четыре полка башкирской конницы. Кстати, и в Великую Отечественную кони наших бойцов 112-й кавдивизии отличались выносливостью и обученностью. Например, во время вражеского обстрела они по команде ложились на землю, создавая живую защиту для хозяина.

Как ловили медведя

- Что ещё утеряно?

- Раньше умели варить клей из семи видов рыбьей шкуры. Его использовали для изготовления орудий труда, утвари, например посуды из бересты, склеивания бочек. Лук делали из двух пород дерева: сосновой и лиственной. С таким оружием можно было воевать и в дождь, и в зной. Охотничьи лыжи снизу обклеивали мехом, а клей готовили на основе крови животных. Как – неизвестно, технология утеряна. Когда человек шёл в гору, такие лыжи не скатывались вниз.

- Но бортничество сумели сохранить.

- Башкиры испокон веков занимались бортничеством, хотя есть мнение, что они переняли его от финно-угорских племён. Была придумана целая система защиты мёда от медведей. Перед бортями на верёвках закрепляли площадку с ловушкой. Когда мишка забирался на неё, она опрокидывалась, аркан фиксировал его заднюю лапу, и так он качался на дереве до прихода бортника, который, кроме мёда, ещё и свежую медвежатину получал.

Или на ветку перед бортью привязывали тяжёлый чурбак, чтобы он висел перед летком (отверстие, через которое пчелы попадают в борть). Медведь отталкивал чурбак лапой, и он, возвращаясь, бил его по морде. Чем сильнее толкал медведь чурбак, тем сильнее был возвратный удар.

Башкиры вообще активно использовали то, что давала им природа: дикорастущие травы, корнеплоды и кору деревьев. Эти знания им помогали в межсезонье, особенно ранней весной, когда зимние запасы уже закончились, а нового урожая еще нет. Дикий чеснок, очень богатый крахмалом, ели вместо картошки, заправляя им шурпу. В голодные годы варили кору ильма, липы, сосны.

- А что башкиры переняли у других народов?

- У русских - овощеводство, более прогрессивные методы хлебопашества. Дёгтекурение переняли у мордвы. Дёготь вытапливали из бересты, смазывали оси телеги, пропитывали сбрую. Смешивая со змеиным ядом, делали мазь, которая помогала при ревматизме и суставных заболеваниях. Это лекарство высоко ценилось купцами из среднеазиатских городов Хорезма, Бухары и т.д.

- Говорят, у вас есть какое-то уникальное седло, которому уже сотни лет?

- Мне действительно посчастливилось найти очень редкое башкирское седло. Его передняя и задняя луки были изготовлены из дерева, а соединительные пластины-полочки из бересты. Вся конструкция скреплена нитями из конских сухожилий. Береста очень устойчива к воздействию внешней среды, поэтому не гниёт и не разрушается. Найденное мной седло служило уже седьмому поколению его владельцев. Такие сёдла изготавливали только в Башкирии! Причем известны они были уже в эпоху Средневековья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:




 Материальная культура. Хозяйство и быт башкир.

Материальная культура. Хозяйство и быт башкир.

Сегодня мы познакомимся с основными родами занятий жизни, котор.


Сегодня мы познакомимся с основными родами занятий жизни, которые нашли отражение в труде и быте башкир.

Что нужно человеку для жизни? Огонь Одежда Вода Обувь Еда.

Что нужно человеку для жизни?
Огонь Одежда
Вода Обувь
Еда Орудия труда
Жилище Оружие

Что из необходимого человеку дает природа? - Природа дает еду, огонь и во.

Что из необходимого человеку дает природа?
- Природа дает еду, огонь и воду. Остальное человек может сделать сам, используя материал, который ему также даст природа.
- Так человек становится скотоводом, землепашцем, ремесленником.

Национальный характер и образ жизни башкирского народа ярко отражается.

Национальный характер и образ жизни башкирского народа ярко отражается в пословицах и поговорках. Почитаем пословицы, отражающие разные виды деятельности башкир:

- Кто разводит скот, (тот мясо жует);
- Человек землю поднимает, (а земля человека;)
- Если не знаешь цену пище, (голод тебя накажет).

Чем же занимались башкиры? Скотоводство с незапамятных в.

Чем же занимались башкиры? Скотоводство с незапамятных времен было основным родом занятий башкир. Основные черты башкирского скотоводства носило сезонный характер.
Ведущую роль в хозяйстве играли лошади, они были основным средством передвижения, источником пищи.

Запись в тетрадях: Скотоводство – основное занятие башкир, кото.

Запись в тетрадях:
Скотоводство – основное занятие башкир, которое имело сезонный характер. Ведущую роль в скотоводстве играла лошадь.

Основное богатство башкир составляли табуны лошадей. Малоприхотливая.

Основное богатство башкир составляли табуны лошадей. Малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей давала почти все, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, щиты, конскую сбрую т.д. Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством.

Башкирская порода лошадей – низкоросла, мохната, вынослива в.


Башкирская порода лошадей – низкоросла, мохната, вынослива в трескучие морозы, сама добывает себе корм. Легко карабкается по горам, юркая в лесу. Используется для длительных переходов, как во время кочевок с пастбища на пастбище, так и во время войны.



Большое значение в хозяйстве и в быту также играли овцы и козы.


Большое значение в хозяйстве и в быту также играли овцы и козы. Поголовье крупного рогатого скота было в два – три раза меньше, чем лошадей.

Также, башкиры занимались пчеловодством (бортничеством). Башкортоста.

Также, башкиры занимались пчеловодством (бортничеством). Башкортостан всегда славился своим медом, и пчеловодство является древним промыслом башкир. Пчеловодство было трудоемким, но продуктивным занятием. Мед являлся подспорьем в питании, а в хорошо налаженных хозяйствах приносил доход. Башкирский мед отмечен наибольшим количеством медалей на международных выставках.



Где жили башкиры? Основным типом жилища башкир-кочевников была.

Где жили башкиры?
Основным типом жилища башкир-кочевников была переносная войлочная юрта (тирмэ).
Во́йлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти, который обладает уникально низкой теплопроводностью и достаточно хорошо пропускает воздух.
Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоками. Диаметр средней юрты составлял 5—6 метров. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам войлока, юрта одинаково надежно защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления пищи в непогоду и зимнее время в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел.



Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной час.


Другим типом жилища был бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, бревенчатый дом являлся преобладающим. Срубные постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и у кочевников, которые ставили их на зимниках.

Что ели башкиры? Основу пищевого рациона башкир составляли мя.

Что ели башкиры?
Основу пищевого рациона башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пище был велик летом и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, а на зиму и весну мясо замораживали, на лето — коптили. Особым лакомством считались казы - вяленые колбасы из конского жира и мяса.
Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока — кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

Хозяйственная утварь Условия кочевой жизни требовали и удобную.

Хозяйственная утварь
Условия кочевой жизни требовали и удобную для перевозки утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры считали шкуры скота.
Более широкое распространение получила утварь из дерева и древесных материалов


Домашнее задание: Составить кроссворд по теме «Материальная культур.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. 1). Одна из осн. отраслей х-ва Башкортостана. Переселенческое движение в 17-18 вв. привело к увеличению в крае земледельч. нас. и расширению З. среди башкир. Более быстрыми темпами З. развивалось в Сев., Зап. и Сев.-Зап. Башкирии. К кон. 18 в. размеры усадеб и пашен составляли здесь ок. 25% всех зем. угодий. Острый дефицит в обеспечении хлебом нас. крепостей и з-дов вынудил оренб. губернаторов В.А.Перовского и В.А.Обручева в сер. 19 в. предпринять ряд мер по поощрению башкир, занимающихся преим. З., созданию семенных магазинов для беспроцентной ссуды семян; запретить выход на хутора и т.п. Массовое расхищение баш. земель резко сократило пастбищные угодья, и к кон. 19 в. зона полной оседлости распространилась вплоть до Челябинска. В лесных р-нах Башкортостана сложилась подсечно-огневая, в степных - переложная система З.; господствующей системой стало трехполье. Ведущей культурой на С.-З. с сер. 19 в., на С.-В., и З. Башкортостана и на Сев. Зауралье была рожь. Овес преобладал в сев.-зап. и зап. р-нах, пшеница и просо - на Ю. и Ю.-З., ячмень - на остальной терр. Башкортостана. На 1 дес. земли засеивалось ок. 1,1 - 1,4 четв. озимых и 1,3-1,6 четв. яровых семян. Урожай составлял в ср. сам-2,5-3,5, в кон. 19 - нач. 20 вв. сам-4-5 (до сам-7). Осн. земледельч. орудия труда - плуг на колесах (hабан), дерев. соха с двумя жел. сошниками, соха-косуля, борона-суковатка (ботаkлы тырма), вязаная борона (агас тырма), дерев. борона, коса-горбуша и др.

К сер. 20 в. на всей терр. Башкортостана завершился переход к комплексному земледельч. х-ву с использованием с.-х. машин.

В 1990-94 по сравнению с 1928 посев зерновых увеличился в 2,1 раза, свеклы сахарной (по сравн. с 1940) в 1,2 раза; техн. культур в 2,7, кормовых - в 5,5 раза; урожайность зерновых повысилась на 81,7%, подсолнечника на 36,2%, картофеля на 83,3%.

2). Раздел агрономии. Гл. ее задачи - сохранение и воспроиз-во плодородия почвы, создание благоприятных условий для посева и произрастания р-ний и увеличения их урожайности. В совр. условиях разрабатываются и внедряются зональные системы З. с учетом природно-климатич., экон. условий. Все совр. зональные системы З. являются почвозащитными, водоохранными, ресурсосберегающими и направлены на повышение коэф. использования удобрений, защиту окружающей среды и увеличения сборов с.-х. продукции. З. неразрывно связано с др. разделами агрономии: растениеводством, почвоведением, агрохимией, селекцией и семеноводством, с.-х. фитопатологией и энтомологией, мелиорацией, а также с экологией и экономикой.

Иссл. основ З. в респ. занимаются: Баш. н.-и. институт земледелия и селекции полевых культур, учебно-опытные х-ва Баш. гос. аграрного университета, Ин-ститут биологии УНЦ РАН, Баш. филиал ин-та "ВолгоГИПРОЗЕМ", проектно-изыскательская ст. химизации, респ. ст. защиты р-ний, Баш. полеводческая ст. (Бирское, Стерлитамакское, Уфимское, Баймакское, Казангуловское опытные поля). Большой вклад в развитие науч. З. внесли ученые: А.П.Скоробогатов, С.Н.Тайчинов, Ю.А.Усманов, С.А.Кунакбаев, В.Х.Хангильдин, Д.В.Богомолов, Н.Р.Бахтизин, Г.Н.Лысак, Г.С.Смородин, В.К.Гирфанов, Ф.Ш.Гарифуллин, Ф.Х.Хазиев, В.К.Трапезников, Э.М.Рахимов, Х.К.Хасанов, Ш.А.Гайсин и др.

Лит.: Янгузин Р.З. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989; Научно-обоснованные системы земледелия по зонам БАССР. Отв. ред. Н.Р.Бахтизин. Уфа, 1990; Комплексная программа повышения плодородия почв Башкирской АССР на 1990-95 гг. Отв. ред. Ф.Х.Хазиев. Уфа, 1990.

Г.Т.Фархутдинова, Н.Р.Бахтизин, Р.Р.Исмагилов.

ЗАВАРИЦКИЙ Александр Николаевич (14.3.1884, Уфа, - 23.7.1952, Москва), геолог-петрограф. Акад. АН СССР (1939). Окончил геол. ф-т С.-Петербургского горн. ин-та (1909). В 1909-40 преподаватель того же ин-та, сотр.

ЗАГАДКА (йомаk), жанр нар.-поэтич. т-ва, иносказательное описание к.-л. предмета или явления, предназначенное для отгадывания. З. возникла в древности, она была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.

ЗАГАФУРАНОВ Файзрахман Загафуранович (10.10.1913, д. Сулейманово Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Мечетлинского р-на РБ, - 5.9.1975, Уфа), гос. и парт. деятель. Участник сов.-финской и Вел. Отеч.

ЗАГИДУЛЛИН Зариф Шакирович (14.2. 1904, Уфа, - 4.8.1982, там же), терапевт. Д-р мед. наук (1961), проф. (1962). Засл. врач РСФСР (1946), засл. деят. науки БАССР (1956). Окончил мед. ф-т Казанского ун-та (1935).

ЗАГИТОВ Газий Казыханович (20.8.1921, д.Янагушево Удельно-Дуванейской вол. Уфимской губ., ныне Мишкинского р-на РБ, - 23.8.1953, там же), участник Вел. Отеч. войны, штурма рейхстага в Берлине. Член ВКП(б) с 1942.

ЗАГРЕТДИНОВ Роберт Абдрахманович (р. 16.12.1932, с.Азикеево Мечетлинского р-на БАССР), баш. нар. музыкант-кубызист, баянист, самодеят. композитор. Засл. работник культуры РСФСР (1987) и БАССР (1981). Окончил муз.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, привнесение в среду или возникновение в ней новых, не свойственных ей хим. в-в, физ. влияний, биол. агентов. Различают З.о.с. хим. (выбросы хим. и нефтехим. пром-сти, транспорта и др.

ЗАИМОВ Халик Шакирович (13.11.1914, д.Султаево Челябинского у. Оренб. губ., ныне Сосновского р-на Челябинской обл., - 9.2.1977, Уфа), баш. композитор, муз.-обществ. деят., педагог. Член Союза композиторов (СК) СССР с 1941, пред.

ЗАИМСТВОВАНИЕ (в языке), элемент другого яз. (слово, морфема, синтаксическая конструкция), привнесенный в яз. в результате экон., политич., культ. связей с др. народами. В словарном составе совр. башкирского языка имеется огромное кол-во рус.

ЗАЙДЕНТРЕГЕР Моисей Акимович (28.3.1914, Оренбург - 29.6.1994, Уфа), пианист, педагог. Засл. работник культ. РСФСР (1973), засл. деят. иск-в БАССР (1963). В 1938 окончил Моск. консерваторию им. П.И.Чайковского (кл.

ЗАЙНУЛЛИН Марат Валиевич (р.5.11.1935, д.Верхнее Сазово Кугарчинского р-на БАССР), баш. языковед. Д-р филол. наук (1989), проф. (1991). Засл. деят. науки РБ (1991). Окончил ист.-филол. ф-т Башкирского государственного университета (1959).

ЗАЙЦЕВ Михаил Алексеевич (р.1.3.1938, д.Боголюбовка Чишминского р-на БАССР), гос. деятель. Окончил Уфим. авиац. ин-т им. С.Орджоникидзе (1972). В 1960-63 мастер Уфим. электролампового з-да. В 1963-1980 на комс.

ЗАКАЗНИКИ, участки территории в пределах к-рых постоянно или временно запрещены отд. виды и формы хоз. деят-сти, для обеспечения охраны одного или мн. видов живых существ, биогеоценозов и сохранения общего пейзажного характера местности.

ЗАКИ Шамсетдин Ярмухаметович (1822, д.Изяк-Ишметово 10-го Баш. кантона Оренбургской губ., ныне Куюргазинского р-на РБ., - сент. 1865, г.Таганрог), баш. поэт, последователь суфизма. Род. в семье муллы. Был слепым от рождения.

ЗАКИРОВ Акрам Юсупович (р.6.11.1928, д.Бишевлярово Дувано-Кущинского кантона БАССР, ныне Салаватского р-на РБ), геолог-нефтяник. Засл. работник Мин-ва топливно-энергетич. пром-сти России (1994), засл.

ЗАКИРОВ Фарит Шарифуллович (р. 27.3.1952, Уфа), спортсмен, тренер. Мастер спорта междунар. класса (1973), засл. тренер России (1993), судья Всесоюз. категории (1991) по лыжному двоеборью. Чемп. Европы среди юниоров (1972), 5-кратный чемп.

ЗАКИРЬЯНОВ Кабир Закирьянович (р.10.4.1931, с.Еланлино Кигинского р-на БАССР), языковед, педагог-методист. Д-р пед. наук (1979), проф. (1981). Засл. деят. науки БАССР (1981). Окончил ист.-филол. ф-т Баш.

ЗАЛАВИН Константин Петрович (р.19.9. 1915, с.Белорецкое Троицкого у. Оренбургской губ.), гос. и хоз. деятель. Засл. химик РСФСР (1985). Участник Вел. Отеч. войны (1941-42). Окончил партшколу при ЦК КПСС (1956).

"ЗАМАН-БАШКОРТОСТАН" ("Zaman"), еженед. междунар. независимая обществ.-полит. газета. Выходит на баш., тат., турецком и рус. языках. Издается в Уфе. Учредитель - частное турецкое АО "FEZA" ("Космос"). Первый номер вышел в мае 1993.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, участие граждан в произ-ве обществ. продукта. Занятое нас. - трудоспособные граждане, к-рые выполняют работу за вознаграждение в течение полного или неполного раб. дня (недели); имеют оплачиваемую работу, но временно отсутствуют в связи с болезнью, отпуском и т.

Читайте также: