Метаболизм в архитектуре доклад

Обновлено: 19.05.2024

Что такое архитектура метаболизма?

Пускай эти проекты и были чересчур грандиозными, некоторые из них были реализованы и до сих пор возвышаются над Токио.

Кто хочет еще больше узнать про архитектуру, её стили и направления - оставлю ссылки на 2 мои любимые книги.

Зарождение метаболизма

Киенори Кикутакэ писал:

При этом сам термин метаболизм был взят из биологии.
Vетаболизм - это набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды."

При всей новизне такого подхода для организации в ее рамках пространства, авторы одновременно заимствовали традиционные для Японии принципы, основным элементом которых являлся татами (мат для застилания пола жилища) . Татами, важнейший объект для национального дома, выступал в качестве своеобразного модуля строго определенной формы и площади, на базе которого и организовывалось пространство.

Не выходи из капсулы, не совершай ошибку.

Все дополнительные помещения представляли собой модули, подвешенные к этой единой платформе, и могли сниматься или устанавливаться назад в зависимости от возникновения соответствующей необходимости. Например, в случае рождения ребенка семья могла добавить к такому зданию детский модуль и убрать его, когда ребенок вырастал и уезжал из родительского дома.

Sky House выражал основную идею метаболизма: трансформация здания в зависимости от потребностей.

Капсулы при этом производились индустриальным методом на специальном заводе, который был частью всего комплекса. Кикутакэ при этом предполагал, что каждые 50 лет набор таких модулей обновлялся бы, что еще больше роднило бы мегаструктуру с живым организмом.

Реализованные проекты

Во второй половине 1960-х почти одновременно в Токио и в Кофу были сданы два здания, созданные Кэндзо Тангэ. Центр коммуникаций - это комплекс зданий, в которой должны были разместиться редакция одной из местных газет, типография, офис теле- и радиостанции.

Каркас здания состоял из 16 полых железобетонных колонн разной высоты, в которых проходили все коммуникации, а в созданную решетку были размещены модули, которые организовывались по функциональному принципу. При этом в решетке остались свободные ячейки, которые начали использоваться для рекреационных общих пространств (садов) , но могли быть при необходимости заполнены дополнительными модулями.

Капсульная башня Накагин

Капсульная башня Накагин Курокавы Кисё, расположенная недалеко от станции Симбаси, является самым ярким и узнаваемым примером метаболизма. Здание состоит из двух прочных и устойчивых центральных колонн, на которых располагаются модульные блоки с круглым окном. Эти блоки — жилое пространство со всем необходимым для одного человека.

Капсулы длиной 4 метра и шириной 2,5 метра (~10 кв.метров) крепились к опорам всего лишь четырьмя болтами, независимыми друг от друга, и могли заменяться, удаляться, обновляться и объединяться.

Модули при этом были меблированы и укомплектованы бытовой техникой уже на предприятии-изготовителе. Курокава смог оптимальным образом организовать внутреннее пространство, в котором нашлось место не только для кровати, рабочей зоны и шкафов, но и для санузла, размерами напоминавшего туалет самолета, но оборудованного даже ванной. Для связи с внешним миром было предусмотрено окно-иллюминатор диаметром 1,3 метра.

Это здание благодаря отдельному производству ячеек-капсул построили в 1972 году всего за 30 дней. Идея башни заключалась в замене блоков каждые 25 лет, что по проекту позволило бы прослужить зданию два века.

С момента постройки блоки ни разу не заменялись, и здание пришло в упадок. Незадолго до своей смерти в 2007 году Кисё Курокава записал видео с призывом к сохранению здания, которое он выделил как образец жизнестойкости.

  • English
  • 日本語
  • 简体字
  • 繁體字
  • Français
  • Español
  • العربية
  • Русский

После Второй мировой войны Япония лежала в руинах. За десятилетним процессом восстановления последовал период стремительного роста экономики, длившийся вплоть до нефтяного кризиса 1973 года. В развитии городского строительства значимую роль сыграло новое поколение архитекторов, создававших утопические проекты, опережавшие своё время.

Рассмотрим несколько зданий, созданных участниками этого экспериментального движения. Наиболее известна капсульная башня Накагин, расположенная в токийском квартале Гиндза. Удачное расположение и близость к туристическим достопримечательностям обеспечивали башне внимание СМИ и позволили дожить до наших дней, однако здание неумолимо стареет, и его владельцы уже согласились на постройку нового здания.

Капсульная башня Накагин (1972) – одно из немногих зданий в стиле метаболизма, сохранившихся до наших дней. Модель Накагин в комнате жильца башни Сэкинэ Такаюки. (23 июля 2016 г.)


Капсульная башня Накагин (1972) – одно из немногих зданий в стиле метаболизма, сохранившихся до наших дней. Модель Накагин в комнате жильца башни Сэкинэ Такаюки. (23 июля 2016 г.)

Что такое метаболизм?

Капсульная башня Накагин

Проект: Курокава Кисё (1934–2007)
Местонахождение: Токио, Тюо-ку, Гиндза
Дата постройки: 1972 год

В 2007 году в ходе голосования на общем собрании жильцов было принято решение о перестройке башни, однако впоследствии ответственная за проект инвестиционная компания обанкротилась. Часть владельцев постепенно скупала остальные капсулы и принимала меры по сохранению и модернизации здания. Однако весной 2021 года башню приобрёл риэлтор с целью последующего демонтажа и постройки нового здания. Демонтаж башни запланирован на март 2022 года.

Слева: капсульная башня Накагин со стороны Токийской скоростной автотрассы (6 октября 2016 года). Справа: Сэкинэ Такаюки в своей капсуле (23 июля 2016 г.)


Слева: капсульная башня Накагин со стороны Токийской скоростной автотрассы (6 октября 2016 года). Справа: Сэкинэ Такаюки в своей капсуле (23 июля 2016 г.)

Государственный международный центр Киото

Проект: Отани Сатио (1924–2013)
Местонахождение: город Киото, Сакё-ку
Дата постройки: 1966 год

Первый государственный конференц-зал в Японии. В 1997 году здесь была принята Киотская декларация. Комплекс расположен неподалёку от парка Такарагаикэ на территории площадью 156 000 кв. м. Крыша здания представляет собой современную версию традиционного стиля гассё-дзукури. Главный корпус построен в 1966 году. В 1985 году появился Event-Hall, в 1998 году – новое крыло. Все здания спроектированы архитектором Отани Сатио и его лабораторией.

Государственный международный центр Киото (14 июня 2016 г.)

Государственный международный центр Киото (14 июня 2016 г.)

Государственный международный центр Киото (14 июня 2016 г.)


Государственный международный центр Киото (14 июня 2016 г.)

Дворец культуры Яманаси

Проект: Тангэ Кэндзо (1913-2005)
Местонахождение: город Кофу (префектура Яманаси)
Дата постройки: 1966 год

Дворец культуры Яманаси (7 июля 2016 г.)


Дворец культуры Яманаси (7 июля 2016 г.)

Проект: Кикутакэ Киёнори (1928–2011)
Местонахождение: город Ёнаго, префектура Тоттори
Дата постройки: 1964


Административное здание синтоистского святилища Идзумо

Проект: Кикутакэ Киёнори
Местонахождение: город Идзумо, префектура Симанэ
Дата постройки: 1963 год

Железобетонное здание построили вместо деревянного строения, сгоревшего в 1953 году. Внешние стены были декорированы узором, символизирующим сушащийся на поле рис. Здание из двух огромных колонн и 40-метровой горизонтальной балки воссоздавало конструкцию сгоревшего деревянного предшественника. Оно было устойчиво к пожарам и построено с применением новейших технологий своего времени, однако органично вписывалось в традиционную атмосферу комплекса святилища Идзумо. К сожалению, здание было демонтировано в ноябре 2016 года.


Административное здание синтоистского святилища Идзумо (9 сентября 2016 г.)


Административное здание синтоистского святилища Идзумо (9 сентября 2016 г.)

Здание NOA

Проект: Сираи Сэйити (1905–1983)
Местонахождение: Токио, Минато-ку, Адзабудай
Дата постройки: 1963 год

Потолок в холле здания NOA (13 октября 2016 г.)


Потолок в холле здания NOA (13 октября 2016 г.)

Мемориальный парк мира в Хиросиме

Проект: Тангэ Кэндзо
Местонахождение: префектура Хиросима, город Хиросима, р-н Нака
Дата постройки: 1954 год

Мемориальный парк мира в Хиросиме и купол Гэмбаку (10 сентября 2016 г.)


Мемориальный парк мира в Хиросиме и купол Гэмбаку (10 сентября 2016 г.)

Здание посольства Кувейта в Японии

Проект: Тангэ Кэндзо
Местонахождение: Токио, р-н Минато, Мита
Дата постройки: 1970 год

Здание посольства Кувейта построено через 16 лет после завершения строительства Мемориального парка мира в Хиросиме. Это символ международного признания таланта Кэндзо Тангэ. Благодаря этому проекту Тангэ впоследствии смог принять участие в разработке зданий в странах Персидского залива. В 2017 году было объявлено о реновации здания посольства, а новое здание планировали построить к апрелю 2020 года. Судя по тому, что здание до сих пор не демонтировано, планы по реновации были пересмотрены.

Здание посольства Кувейта (7 июля 2017 г.)


Здание посольства Кувейта (7 июля 2017 г.)

Муниципальный центр Мияконодзё

Проект: Кикутакэ Киёнори
Местонахождение: город Мияконодзё (префектура Миядзаки)
Дата постройки: 1966 год

Здание расположено во втором по величине городе префектуры Миядзаки. На протяжении четырёх десятилетий здесь проводили муниципальные и культурные мероприятия, однако здание постепенно старело и в 2007 году было закрыто в связи с непомерным бременем расходов на обслуживание. Центр является типичным представителем архитектуры метаболизма и обладает уникальными признаками стиля Кикутакэ, поэтому одно время рассматривался вопрос о его сохранении, однако в марте 2020 года здание было демонтировано.

Муниципальный центр Мияконодзё (8 мая 2017 г.)


Муниципальный центр Мияконодзё (8 мая 2017 г.)

Проект: Кикутакэ Киёнори
Местонахождение: Токио, р-н Бункё, Оцука
Дата постройки: 1958 год

Жилой дом Кикутакэ Киёнори, спроектированный самим архитектором. Четыре железобетонные колонны служат опорой для стен и создают квадратное пространство. На момент постройки в окрестностях не было высотных зданий, однако впоследствии жилой район претерпел изменения, адаптируясь к современным демографическим тенденциям в соответствии с концепцией метаболизма.

Проект: Курокава Кисё
Местонахождение: префектура Нагано, район Китасаку
Дата постройки: 1973 год

Дача Курокавы Кисё, построенная архитектором для своей семьи в окрестностях курорта Каруидзава. В центре здания находится балка, к которой прикреплена лестница, ведущая в гостиную, а также 4 капсулы, аналогичные тем, что использовались в башне Накагин. В капсулах расположены две спальни, кухня и чайная комната. С осени 2021 года дача сдаётся в аренду.

Проект: Тангэ Кэндзо
Местонахождение: Токио, р-н Тюо, Гиндза
Дата постройки: 1967 год

Фотография к заголовку: Капсульная башня Накагин (Токио, р-н Тюо), демонтаж которой запланирован на начало 2022 года (23 июля 2016 г.; все фотографии © Жереми Сутейра)

Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке:



Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения.

Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран.

Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке. [1]

Родственные концепции

В отличие от идей японских коллег, концепции вышеназванных групп в реальном проектировании успеха не имели.

Источники

  1. Ришат МуллагильдинМетаболизм: возвращение легенды // ARX. — Ноябрь-декабрь 2005. — № 1.

Ар-деко (1925–1939) • Ар-нуво (1890–1905)• Арт-модерн (1926—1950-е) • Баухаус (1919–1933) • Био-тек (1920-е—1960-е) • Блобитектура (1960-е—) • Брутализм (1950-е—1980-е) • Гуги (1940-е—1960-е) • De Stijl (1917—1931) • Деконструктивизм (1980-е—) • Интернациональный стиль (1920-е—1960-е) • Конструктивизм (1920—1932) • Критический регионализм • Метаболизм (1950-е—) • Модерн mid-century (1940-е—1960-е) • Модернизм (1888—1911) • Неомодерн (1990-е—) • Новый объективизм (1922—1933) • Органическая архитектура (1920-е—) • Постконструктивизм (1930-е—) • Постмодернизм (1960-е—) • Сталинская архитектура (1930-е—1950-е) • Структурализм (1959—) • Школа прерий (1890-е—1920-е) • Экспрессионизм (1910—) • Архитектура фашизма (1920-е—1930-е) • Функционализм (1920-е—1970-е) • Футуристическая архитектура (1920—) • Хай-тек (1970-е—)

После роспуска в 1959 году Международной архитектурной ассоциация (CIAM), основанной в 1928 году Ле Корбюзье и другими европейцами, нужно было заполнить пустоту. И на Всемирной конференции дизайнеров в Токио в 1960 году группа молодых японских архитекторов-метаболистов оспаривала старые европейские идеи статического урбанизма, продвигая идеи постоянного изменения архитектурной композиции. Японские архитекторы под началом Кендзо Танге, составили манифест метаболизма, где было прописано их основное архитектурное правило - здание построено по принципу живого организма с множеством клеток, каждую из которых можно заменить или усовершенствовать.

Символ метаболизма - Капсульная башня Накагин в Токио.


В 1970 году архитектор Курокава Кисё предложил на всемирной выставке "ЭКСПО-70" экспозицию "Будущие жилые дома капсульного типа" и со временем реализовал эту концепцию - в 1972 году были завершены работы по строительству Капсульной башни Накагин. Капсулы – это блоки здания одинаковых размеров: длина 2,3 м., ширина 3,8м., высота 2,1 м., а в центре – большое круглое окно. Изготовленные на заводе блоки-капсулы устанавливались при помощи кранов.


Почти 50 лет прошло с момента постройки башни, и то, что здание устаревает – это неизбежный факт, но ни одна капсула так и не была заменена:)

Своеобразным манифестом метаболизма можно считать Центр коммуникаций в городе Кофу (1962-1967 гг.), автором которого является архитектор Кэндзо Танге. Центр в Кофу словно специально не закончен и транслирует готовность к трансформации с учетом изменения окружающей среды или собственной программы.


Эти же идеи возможности изменения в будущем нашли свое отражение и в здании пресс-центра и телецентра Сидзуоки, который был построен в 1967 году по проекту архитектора Кэндзо Тангэ.


Здание построено на земле площадью всего 189 кв. метров, и представляет собой цилиндрический ствол, высотой 57 метров и диаметром 7,7 метра, который со временем мог бы обрастать всё большим количеством модулей. Как и в случае с башней Никагин, изменений с момента постройки так и не было:)

Если рассматривать здания архитекторов метаболизма как дерево, то ячейки это листья, которые отмирают, чтобы выросли новые. Здание, согласно идее метаболистов, развивается, как живой организм, и если ячейка приходит в непригодность, то ее без проблем можно заменить такой же, сделанной на заводе, без ущерба конструкции здания.

Читайте также: