Здоровьеориентированная деятельность детского сада

Обновлено: 04.07.2024

В статье автор делится тем, как сделать процесс обучения эффективным, успешным, доступным, интересным, увлекательным. Одним словом, здоровьеориентированным.

ВложениеРазмер
statya.docx 42.92 КБ

Предварительный просмотр:

В РАМКАХ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В ДОУ

Анализ научной литературы и практической деятельности педагогов показывает, что с того момента, когда дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, наиболее сложным и мало разработанным аспектом здоровьеориентированной организации образовательного процесса является учебное занятие.

Здоровьеориентированная деятельность интегративна по своей сути, включает три направления (вида) деятельности (здоровьесберегающая - сохранение здоровья обучающихся в образовательном процессе, здоровьеукрепляющая - наращивание резервов здоровья обучающихся в образовательном процессе и здоровьеформирующая - формирование компетентности обучающихся в сфере здорового образа жизни). Все они соотносимы с задачами и принципами по обеспечению здоровья дошкольников: сохранение, укрепление и формирование их здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровьеориентированная деятельность – это работа педагога, которая в рамках образовательного процесса реализует идею воспитания и развития здорового ребёнка.

Современное учебное занятие характеризуется высокой степенью интенсивности, чрезмерными умственными нагрузками, нервно-психическим и статическим напряжением обучающихся, недостаточным вниманием педагога к их индивидуальным особенностям. Сохранение здоровья детей в условиях стрессирующей образовательной среды актуализирует проблему построения на идеях и принципах педагогики здоровья.

В своей статье хотелось бы поделиться тем, как сделать процесс обучения эффективным, успешным, доступным, интересным, увлекательным. Одним словом, здоровьеориентированным.

Прежде всего, огромное значение имеет организация занятия. Педагог должен строить его в соответствии с динамикой внимания детей, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Во избежание усталости необходимо использовать смену видов работ:

-ответы на вопросы,

-работа с картинками, опорными схемами,

Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху.

В деятельности с кинестетиками используйте следующие приёмы. При изучении букв, цифр, геометрических фигур детям предлагается на ощупь, держа руки за спиной, угадать букву, цифру или фигуру (они вырезаны из бархатной бумаги). Для этой же работы можно использовать шерстяные нитки разных цветов. Дети слышат букву или цифру, видят ее, повторяют ее про себя и строят из ниточек.
Детям – кинестетикам также предлагается следующее задание: они делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впереди стоящего букву, цифру или рисует фигуру, следующий игрок таким же образом передает понятый образ, а первый, стоящий у доски ребёнок, записывает всё на доске.

На какие ещё особенности дошкольников должен обращать педагог при подготовке и организации учебного занятия?

Немаловажен на занятии учёт темперамента дошкольника. Педагогу важно помнить, что сангвиника легко увлечь интересным объяснением материала, а с холериком надо быть готовым к спадам его активности на занятии, отстранением от общения. У флегматиков и меланхоликов нервные процессы инертны. Поэтому они медленнее схватывают информацию. Им нужно лучше объяснять, дать время на обдумывание и не следует торопить с ответом.

Следует особо подчеркнуть влияние половых различий детей на способы и темп усвоения учебной информации, уровень умственной работоспособности и состояние их здоровья. Отмечено, что существуют различия в темпах развития мальчиков и девочек.

Способы восприятия и переработки получаемой информации в процессе обучения, особенности мышления, памяти, речи, эмоций дошкольников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.

На учебных занятиях достаточно широко практикуется самооценивание и взаимооценка . Например, оцени свою работу на уроке: Очень хорошо, нормально, не очень хорошо.

Индивидуальный и дифференцированный подход на занятиях осуществляется через учет личных интересов и особенностей ребёнка и возможность выбрать свой уровень и объем задания.
Важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы разноуровневых заданий.

При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и определенными видами деятельности.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие продолжительной или интенсивной работы. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключаться на иные виды деятельности, применять всевозможные средства восстановления работоспособности.

Во-первых, это упражнения для кистей рук и для пальцев или Пальчиковые игры .

Как известно, любая деятельность детей, в которой задействованы кисти и пальцы, способствует развитию речи. На ладони и на стопе находятся около 1000 биологически активных точек, которым необходим массаж. И если делать это регулярно – дети начинают лучше и быстрее рисовать, лепить, у них улучшается координация движений, тренируется память, если отчего-то разволновались - быстрее успокаиваются.

Данный вид деятельности можно использовать и в начале занятия. Это настроит детей, даст позитивный заряд, а также поможет активизировать мозговую деятельность.

Посмотрите в окно. Какая сегодня погода?

Солнечно? (Скрещиваем ладошки и двигаем пальчиками – лучиками)

Дождик? (Постукиваем кончиками пальцев по парте)

Ветер? (размахиваем руками, показывая порывы ветра)

Облачно? (прикрываем лицо ладонями)

Сухо? ( имитируем вытирание рук, пальчиков полотенцем)

Мокро? (стряхиваем с рук воду)

Также практикуются зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при рисовании, лепке, аппликации. (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

Важное место в релаксации занимают игры . Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для детей являются игровые элементы деятельности, на следующем этапе нужен другой тип игры, который бы способствовал раскованности обучающихся. Необычная деятельность привлекает их внимание и служит релаксацией.

-изобразить букву, цифру, фигуру (нарисовать в воздухе головой или в паре с партнером).

Ребёнок (дети) у доски выполняет(ют) это задание, а другие отгадывают .

- изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Далее упражнения для сосудов головного мозга и зрения.

Количество детей с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз помогает гимнастика :

Посмотрите налево, направо,

Посмотрите на ваш нос,

Откройте, моргните и улыбнитесь.

Ваши глазки снова счастливы!

Снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает работа с офтольмотренажером.

Пару лет назад автор статьи открыла для себя пользу дыхательной и звуковой гимнастики , и нашла ей применение на учебных занятиях.

Оказывается, произносить звуки очень полезно – не только в смысле коммуникации, но и в смысле здоровья. Это своеобразная зарядка нервной системы, позволяющая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, головной боли. Знаете ли вы, например, что

-Произнесение звуков [a] и [a:] стимулирует работу лёгких, трахеи, гортани.

-Произнесение звука [м] вызывает вибрацию голосовых связок, которая передаётся на трахею, бронхи, лёгкие, что способствует расслаблению спазмированных бронхов. А ещё произнесение этого звука положительно влияет на сосуды головного мозга, даёт ощущение покоя, улучшает память.

-Полезнее всего при бронхите звуки п, т, к, ф, чуть меньше полезно произнесение их звонких пар: б,д,г,в.

-Произнесение [и:] очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

-Произнесение звука [я] благотворно влияет на нижнюю часть лёгких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли и придаёт уверенность в собственных силах.

-Звук [ы] положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

-Произнесение звука [ч] способствует профилактике бессонницы.

-А произнесение звуков [и-а] укрепляет мягкое нёбо и связки и полезно тем, кто храпит во сне.

Эти упражнениям дыхательной гимнастики из метода Стрельниковой Александры Николаевны, певицы, автора уникальной методики лечения заболеваний дыхательных путей. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Конечно, подбирая фонетические упражнения, не стоит увлекаться их лечебным эффектом – мы всё-таки не врачи, а в звуковой гимнастике есть свои нюансы, в которых разобраться могут только специалисты.

Отдельные слова хочется сказать о массажных играх. Это массаж активных точек. В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение.

Посмотрите на меня и послушайте.

Глазки, вы готовы? (поглаживание век)

Да. (поглаживание век по часовой и против часовой стрелки)

Ушки, вы готовы? (поглаживание ушей)

Да. (прикладывание ладоней к ушам)

Ручки, вы готовы? (поглаживание кистей рук)

Да. (хлопки в ладоши)

Ножки, вы готовы? (поглаживание ног)

Плечики, вы готовы? (поглаживание плечей)

Да. (постукивание по плечам)

Дети, вы готовы? (развести руки в стороны)

Да. (обнять себя руками)

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм ребёнка. Педагог должен стремиться вызывать положительное отношение к занятию. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Внедрение в педагогическую практику любых идей требует определенной рефлексии.

По итогам тестирования был сделан вывод, что использование здоровьеориентированной деятельности на занятиях у детей прослеживается повышение качества знаний, положительная мотивация к занятиям повышается.

В заключение хотелось бы сказать, что сохранению здоровья современного дошкольника уделяется большое внимание, однако не менее важен вопрос о сохранении здоровья педагога.

Очевидно, что только здоровый педагог реально способен создать эмоционально комфортную атмосферу на занятии, обеспечивающую не только обучение и развитие ребенка, но и его воспитание как личности.

Педагогическая профессия относится к умственному труду и требует большого интеллектуального напряжения, но предполагает слабую мышечную активность.

Умение пользоваться способами регуляции своего эмоционального состояния может помочь педагогу снизить психоэмоциоанльное напряжение и сохранить своё здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку.

Одним из способов регуляции своего эмоционального состояния является самовнушение.

Согласно утверждению психологов, в борьбе со стрессом помогают: ранний подъем, разделение труда в доме, периодический отдых, физические упражнения, снисхождение к себе. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому, что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит, расслабление, желание прощать.

Вопрос восстановления профессионального здоровья – это процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и профилактические меры по предотвращению заболеваний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дошкольный возраст обосновано считается наиболее важным периодом в формировании личности человека. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что в свою очередь создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями, начал компетентности в области укрепления здоровья. Здоровьеориентированная деятельность предстает как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, в форме самоорганизации и самореализации ребенка; с другой – как результат деятельности педагога по созданию определенных условий для формирования компетентности в области укрепления здоровья. Компетентностный подход в области укрепления здоровья позволяет акцентировать внимание на результатах образовательного процесса дошкольного учреждения, при этом в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной ребенком информации об укреплении здоровья, его представлений, а прежде всего его способность осуществлять здоровый стиль поведения. В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении компетентности дошкольников в области укрепления здоровья является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей. Содержание, средства, методы формирования должны определяться исходя из ведущего вида деятельности дошкольника-игры.

Главная задача дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Здоровье дошкольника, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие зависят от окружения, в котором ребёнок находится. Большинство детей с 1,5 до 7 лет посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), соответственно, педагоги несут ответственность за физическое и эмоциональное состояние воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в условиях ФГОС

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.

Дети выполняют упражнение с палками в спортивном зале

Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту

Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей:

  • применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
  • неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
  • отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.

Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

Дети слушают выступление медсестры в ДОУ

Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его

Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:

  • осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
  • проведение диспансеризации,
  • организация режима двигательной активности,
  • рациональное питание,
  • контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.

Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.

Дети занимаются на фитболах в зале

У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии

Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий

  • Сформировать представления о полезной пище;
  • рассказать о работе медсестёр и врачей;
  • сформировать представления о том, что такое здоровье;
  • пополнять словарный запас.
  • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
  • пополнять словарный запас;
  • научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим.
  • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
  • передать знания о болезнях и способах защиты от них.
  • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
  • развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
  • развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
  • формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
  • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
  • совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
  • развивать все виды восприятия;
  • сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде.
  • Повысить двигательную активность;
  • осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
  • развивать аналитические способности и логическое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность;
  • создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам.
  • Воспитывать чувство коллективизма;
  • прививать полезные привычки, желание заниматься спортом.
  • Научить избегать вредных привычек;
  • воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
  • стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.

Дети ходят по сенсорным коврикам

Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию

Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

Две команды дошкольников соревнуются в прыжках на фитболах в День Здоровья в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах

Медико-профилактические технологии

К таким технологиям в ДОУ относят:

    Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи), комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.

Медосмотр детей в ДОУ, мальчику делают УЗИ

Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов

  • постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
  • сон с открытой форточкой (круглый год),
  • воздушные и солнечные ванны на прогулках,
  • обтирание, реже — контрастное обливание,
  • ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.

Трое детей моют руки

В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания

Кислородный коктейль в детском саду

Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников

Фитобар в детском саду

Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний

Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.

Физкультурно-оздоровительные технологии

В детском саду это:

    Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Дети и педагог стоят на ковре, вытянув руки в стороны

Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс

Дети босиком идут по гимнастической дорожке на территории ДОУ

Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания

Дыхательная гимнастика в младшей группе

Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами

Офтальмотренаж в детском саду

Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение

Четверо детей выполняют самомассаж ушных раковин

Самомассаж активизирует работу внутренних органов

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

В ДОУ практикуется:

  • Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
  • Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
  • Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Тёмная сенсорная комната со световым оборудованием

Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил

Образовательные технологии в здоровьесбережении

В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни: дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:

  • Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
  • Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.

Дошкольники рассматривают картинки с изображёнными детьми

Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью

Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

  • предметную,
  • исследовательскую,
  • игровую,
  • творческую.

Дети и родители передают друг другу мячи

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников

Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.

Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению

Празднование Дня Здоровья в детском саду

Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий

Игры по здоровьесберегающим технологиям

Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.

Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.

Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению:


3. Зверкова А. Ю. Здоровьесберегающая деятельность воспитателя в соответствии с профессиональным стандартом // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VI международной научно-практической конференции (Челябинск, 23 февраля 2015 г.). – Челябинск: Сити-Принт, 2015. – С. 32-42.

6. Френе С. Избранные педагогические сочинения: пер. с франц. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. – М.: Прогресс, 1990. – 304 с.

Здоровье и эмоциональное благополучие дошкольников во время пребывания в дошкольной образовательной организации является приоритетной задачей, которая сформулирована в действующем федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Эффективная реализация здоровьесберегающего образования напрямую зависит от материально-технических ресурсов дошкольной образовательной организации и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды как группы, так и детского сада в целом. Воспитатель, владеющий здоровьеориентированными педагогическими технологиями, способен использовать различные материально-технические ресурсы для обеспечения педагогического процесса в области овладения культурой здоровья.

На текущем этапе реформирования дошкольного образования доминирующее влияние оказывает действующая нормативно-правовая база. Санитарно-эпидемиологические требования к жизнедеятельности детей последние годы не претерпели глобальной трансформации, чего нельзя сказать о других законах, приказах и документах. Вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обозначило базовые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.

Исходя из того, что образовательная программа дошкольного образования организации является центральным документом, описывающим особенности организации целостного педагогического процесса этого уровня образования, как и других в общем образовании, необходимо выявить связанные с ней здоровьесберегающие элементы.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1.ФГОС дошкольного образования) [5].

Создание насыщенной развивающей, предметно-пространственной среды обогащает самореализацию дошкольников, позволяет осваивать навыки ведения здорового образа жизни в естественной игровой деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Например, если на территории дошкольной образовательной организации оборудована спортивная площадка, то возможности выполнения мероприятий по физическому развитию значительно больше как в летний период, так и зимой, когда она может выполнять функции катка.

Здоровьесберегающая деятельность в системе образования зависит от активности педагога, создателя адаптивно-развивающей образовательной среды, субъекта оценивающего здоровьесберегающую деятельность образовательной организации по показателям физического, психического развития и здоровья обучающихся [4]. На конструирование здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды влияет как собственное здоровье воспитателя, так и профессиональная готовность педагогов к реализации здоровьесберегающих педагогических технологий.

Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации зависит от соблюдения требований к наполняемости групп, которые каждый муниципалитет определяет исходя из потребностей жителей. Негативное влияние большого количества детей на потенциал здоровьесбережения развивающей предметно-пространственной среды более остро наблюдается в группах коррекционной направленности.

В группах коррекционной направленности к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной образовательной организации предъявляются более жесткие требования. В зависимости от направления коррекционной работы необходимо оборудовать в группе тематический центр, сконструированный педагогом-логопедом, тифлопедагогом, дефектологом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом и т. д. Здоровьеориентированная развивающая предметно-пространственная среда группы объединяет в себе функцию как здоровьесбережения, так и здоровьесозидания в дошкольной образовательной организации.

Не менее актуальной остается проблема конструирования общей развивающей предметно-пространственной среды. В зависимости от наличия материально-технических ресурсов дошкольная образовательная организация предполагает разный уровень здоровьесбережения. Наличие свободных помещений может качественно улучшить освоение ребенком образовательной программы дошкольного образования за счет деятельности в изостудии, музыкальной и театральной студии, дополнительных пространств для занятий физической культурой, ритмикой, лечебной физической культурой.

Существенную роль как в общем развитии дошкольника, так и для организации здоровьеориентированной развивающей предметно-пространственной среды, играет оборудованная сенсорная комната. В сенсорной комнате находятся специальные информационно-коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций и клип-арта. Сенсорная комната позволяет расширить возможности применения здоровьеориентированных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации. Сенсорная комната - это организованная определенным образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы.

Рецензенты:

Читайте также: