Стратегия текстовой деятельности в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
именно в этот п ериод происходит становление уче ника – читателя.
Быть читателем, это н е только усваивать содержание, но и находить нужную
информацию, осмысливать ее и интерпрети ровать. Чтение является универсаль ной
техникой получения знаний в современном обществе, а пониман ие текст а – это
познавательная деятельность по установлению его смысла н а основе читательского
Цель смыслового чтения - мак симально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практическ и осмыслить извлеченн ую информацию . Это
внимательное вчитывание и п роникновение в смысл с помо щью анализа текста.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у н его р азвивается устная речь и, как
следующая важная ступень развит ия, речь письм енная.
На все х без исключения уроках под руководством уч ителя младшие школьники
должны осваивать следующие в иды см ыслового чтения :
– ознакомительн ое чтение , нап равленное на извлечение ключевой
информации ил и выделение глав ного со держания текста или книг и;
– поисковое/про смотровое (выборочно е) чтение , предполагающее
нахождение ко нкретной инф ормации (е диницы информ ации), конк ретного фак та;
– изучающее (критическ ое) чтение , имеющее целью извлечение полной и
точной инфо рмации с последующе й интерпретац ией содержан ия текста. О владевая
изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя
внимание на полез ную в данн ый момен т информацию ;
- рефлексивн ое (вдумчивое, ме дленное, художественное) чтение позволяет
предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;
анализировать из менения св оего эмоц ионального с остояния в процес се чтения.
Ознакомительн ое чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависим ости от цели,
происходит поиск полной и точной информации и д альнейшая ее интерпретация. Из
всего написанн ого выдел яется главное, а второстепенн ое опускается.
Рефлексивное — самое вдумчив ое чтение. Во время такого процесса
читающий предвос хищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Как видно из кл ассификации в идов чтения, смысл овое чтение нельзя
рассматривать как отдельный вид чтени я. Смыслов ое чтени е характе ризует уровень
чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценн остно - смыслового содержания
текста, на вычитывание того смысла текста, который задан ц елью чтения. Чтение не
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и
Поиск ключевых сл ов в задании и уме ние вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставл ен ные вопро сы (и письме нные, и устны е).
Сопоставлени е иллюстративн ого материала с текстовой информацией.
Объяснение разл ичных ситуа ций с помощью прочитанног о текста.
Умение, опираяс ь на прочитанный текст, доказывать свою точку
Нахождение нужной информа ции в различных источниках : словарях,
1. Ант иципация (прогноз ирование, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысл овой, тематической, эмоциональной направленн ости текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,
предшествующе й тексту илл юстрации с опорой на читат ельский опыт.
Самостоятельно е чтение или чтение - слушание, или к омбиниров анное чтение
(на выбор учител я) в соответствии с особенностями текста, возрастными и
индивидуальн ыми возможностями учащихся. Выявление первичного
восприятия. Выявл ение совпадени й первоначаль ных предположений учащи хся с
содержанием, эм оциональной окраской прочитанного те кста.
3. Анал из текста (приемы: диалог с автором через текст, комментирова нно е
чтение, беседа по прочитан ному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев,
смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом
на уроках в начальной школе
Безумова Ольга Борисовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Нарьян – Мара
Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано.
Я. Б. Княжнин
В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.
Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:
- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);
- выделять главную мысль текста;
- описывать устно объект наблюдения и т.д.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
д о чтения текста,
во время чтения текста,
п осле чтения текста.
Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.
Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;
- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.
Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.
Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.
Стратегии предтекстовой деятельности
Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.
С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.
Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.
Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.
Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.
Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста
– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?
Приведите примеры подобных расхождений.
Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.
Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.
Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.
8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.
2 этап – этап текстовой деятельности.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.
3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.
Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.
Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Доклад для учителей начальных классов на ШМО. Поэтапная работа по смысловому чтению.
Доклад на ШМО учителей начальных классов.
В школе мы имеем дело, в основном, с учебными текстами.
С точки зрения учебной текстологии, текст может быть:
сплошным или не сплошным (первый состоит из законченных предложений, второй имеет как графическую, так и текстовую представленность в виде слов, словосочетаний, подписей и т.д.)
устным или письменным;
художественным или не художественным (ко второй группе относятся тексты научно-популярного и документального жанров, такие как: доклад, объяснение, обсуждение, убеждение, документ)
разностильным (в зависимости от цели создания): информационным, описательным, повествовательным, объяснительным, убеждающим, предписывающим, обсуждающим и др.
Все разностильные тексты, как правило, можно обобщить в три большие группы:
а) информационные — сообщают новую или подтверждают уже известную информацию;
б) повествовательные — рассказывают о событии, явлении;
в) рассуждения — направлены на то, чтобы представить и объяснить точку зрения, обсудить событие и явление, вызвать полемику.
различным по логико-смысловой структуре, а именно:
а) понятие и его определение;
б) цель — действия — результат;
в) проблема и её решение;
г) суждение и его аргументация;
д) сравнение — сопоставление;
е) причина — следствие.
Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.
Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.
Все стратегии чтения можно разделить на три группы:
стратегии предтекстовой деятельности;
стратегии текстовой деятельности
стратегии послетекстовой деятельности
СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.
Примеры стратегий работы с текстом до чтения.
Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у Вас есть, и для предугадывания основного смысла текста.
2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия). Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?
1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).
3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.
3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения). Цель стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).
4. Задай вопрос
Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (что это? Почему? Зачем мне это нужно?)
Цель учителя - спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.
Как используется данная стратегия: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).
ВАЖНО: ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.
5. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста).
Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.
6. Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.
Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.
После такой подготовительной работы начинается собственно чтение.
СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?
Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения 1 .
Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
(Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)
Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.
Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Ход работы:
Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
Читайте также: