Стратегия текстовой деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

именно в этот п ериод происходит становление уче ника – читателя.

Быть читателем, это н е только усваивать содержание, но и находить нужную

информацию, осмысливать ее и интерпрети ровать. Чтение является универсаль ной

техникой получения знаний в современном обществе, а пониман ие текст а – это

познавательная деятельность по установлению его смысла н а основе читательского

Цель смыслового чтения - мак симально точно и полно понять содержание

текста, уловить все детали и практическ и осмыслить извлеченн ую информацию . Это

внимательное вчитывание и п роникновение в смысл с помо щью анализа текста.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у н его р азвивается устная речь и, как

следующая важная ступень развит ия, речь письм енная.

На все х без исключения уроках под руководством уч ителя младшие школьники

должны осваивать следующие в иды см ыслового чтения :

– ознакомительн ое чтение , нап равленное на извлечение ключевой

информации ил и выделение глав ного со держания текста или книг и;

– поисковое/про смотровое (выборочно е) чтение , предполагающее

нахождение ко нкретной инф ормации (е диницы информ ации), конк ретного фак та;

– изучающее (критическ ое) чтение , имеющее целью извлечение полной и

точной инфо рмации с последующе й интерпретац ией содержан ия текста. О владевая

изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя

внимание на полез ную в данн ый момен т информацию ;

- рефлексивн ое (вдумчивое, ме дленное, художественное) чтение позволяет

предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения;

анализировать из менения св оего эмоц ионального с остояния в процес се чтения.

Ознакомительн ое чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависим ости от цели,

происходит поиск полной и точной информации и д альнейшая ее интерпретация. Из

всего написанн ого выдел яется главное, а второстепенн ое опускается.

Рефлексивное — самое вдумчив ое чтение. Во время такого процесса

читающий предвос хищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Как видно из кл ассификации в идов чтения, смысл овое чтение нельзя

рассматривать как отдельный вид чтени я. Смыслов ое чтени е характе ризует уровень

чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценн остно - смыслового содержания

текста, на вычитывание того смысла текста, который задан ц елью чтения. Чтение не

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и

Поиск ключевых сл ов в задании и уме ние вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставл ен ные вопро сы (и письме нные, и устны е).

Сопоставлени е иллюстративн ого материала с текстовой информацией.

Объяснение разл ичных ситуа ций с помощью прочитанног о текста.

Умение, опираяс ь на прочитанный текст, доказывать свою точку

Нахождение нужной информа ции в различных источниках : словарях,

1. Ант иципация (прогноз ирование, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысл овой, тематической, эмоциональной направленн ости текста,

выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам,

предшествующе й тексту илл юстрации с опорой на читат ельский опыт.

Самостоятельно е чтение или чтение - слушание, или к омбиниров анное чтение

(на выбор учител я) в соответствии с особенностями текста, возрастными и

индивидуальн ыми возможностями учащихся. Выявление первичного

восприятия. Выявл ение совпадени й первоначаль ных предположений учащи хся с

содержанием, эм оциональной окраской прочитанного те кста.

3. Анал из текста (приемы: диалог с автором через текст, комментирова нно е

чтение, беседа по прочитан ному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев,

смысловых частей и прочее). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом

на уроках в начальной школе

Безумова Ольга Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Нарьян – Мара

Читается трояким образом: первое – читать и не понимать, второе – читать и понимать, третье – читать и понимать даже то, что не написано.

Я. Б. Княжнин

В ФГОС НОО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.

Умение работать с текстом – самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания.

Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя. Ведь младший школьный возраст – это наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности. Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.

Развитие читательской компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Рассмотрим, какие требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу (общие учебные умения, способы деятельности) прописаны в стандарте второго поколения : использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

А также ученик, оканчивающий начальную школу, должен уметь:

- правильно, осознанно читать (про себя) художественный и научно-популярный текст (независимо от скорости);

- выделять главную мысль текста;

- описывать устно объект наблюдения и т.д.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

д о чтения текста,

во время чтения текста,

п осле чтения текста.

Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.

Стратегией чтения называется организация программы и процесса чтения. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

- распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема, ее составляющие;

- собственно понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

Стратегия чтения представляет собой группу действий и операций, организованных для достижения цели – полноценного освоения содержания текста.

Она включает в себя план, программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценка собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

Общая стратегия чтения включает в себя три основных составляющих: предтекстовую, текстовую, послетекстовую.

Стратегии предтекстовой деятельности

Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения; ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами, используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению.

С позиции пробуждения интереса к чтению исследователи отмечают следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.

Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.


Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста

– Попробуйте спрогнозировать содержание по первой строчке произведения…Вспомните, как называется произведение….Соответствует ли содержание рассказа названию?

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант, остальные его дополняют.

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.


Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.


Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад для учителей начальных классов на ШМО. Поэтапная работа по смысловому чтению.

Доклад на ШМО учителей начальных классов.

В школе мы имеем дело, в основном, с учебными текстами.

С точки зрения учебной текстологии, текст может быть:

сплошным или не сплошным (первый состоит из законченных предложений, второй имеет как графическую, так и текстовую представленность в виде слов, словосочетаний, подписей и т.д.)

устным или письменным;

художественным или не художественным (ко второй группе относятся тексты научно-популярного и документального жанров, такие как: доклад, объяснение, обсуждение, убеждение, документ)

разностильным (в зависимости от цели создания): информационным, описательным, повествовательным, объяснительным, убеждающим, предписывающим, обсуждающим и др.

Все разностильные тексты, как правило, можно обобщить в три большие группы:

а) информационные — сообщают новую или подтверждают уже известную информацию;

б) повествовательные — рассказывают о событии, явлении;

в) рассуждения — направлены на то, чтобы представить и объяснить точку зрения, обсудить событие и явление, вызвать полемику.

различным по логико-смысловой структуре, а именно:

а) понятие и его определение;

б) цель — действия — результат;

в) проблема и её решение;

г) суждение и его аргументация;

д) сравнение — сопоставление;

е) причина — следствие.

Работа с текстом включает в себя использование различных стратегий.

Стратегия включает ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст.

Все стратегии чтения можно разделить на три группы:

стратегии предтекстовой деятельности;

стратегии текстовой деятельности

стратегии послетекстовой деятельности

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Эти стратегии могут применяться как для художественных, так и для учебных текстов.

Примеры стратегий работы с текстом до чтения.

Даже сухой заголовок учебного параграфа дает большие возможности для включения новых знаний в те, что у Вас есть, и для предугадывания основного смысла текста.

2. Глоссарий (словарная работа, ключевые слова(понятия). Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?

1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.

2) Выделить ключевые слова в названии текста (параграфа), объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте (при работе с информационным текстом, выделенные слова параграфа).

3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).

4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.

3. Ориентиры предвосхищения (верные – неверные утверждения). Цель стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

Учащимся дается ряд утверждений, связанных с темой текста, и предлагается отметить те, с которыми они согласны (после прочтения предлагается вернуться, если ответ изменился, объяснить почему).

4. Задай вопрос

Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов (что это? Почему? Зачем мне это нужно?)

Цель учителя - спровоцировать ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу.

Как используется данная стратегия: перед изучением учебного текста ставится задача составить к нему список вопросов (целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление).

ВАЖНО: ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы.

5. Логические цепочки (данная стратегия может использоваться и на этапе ПОСЛЕ чтения текста).

Суть: обучающимся предлагается нарушенная последовательность логических утверждений и ставится задача восстановить последовательность.

6. Оценка текста

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

После такой подготовительной работы начинается собственно чтение.

СТРАТЕГИИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С точки зрения методики – это прием работы с текстом во время его чтения.

С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.

Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.

Можно возникнуть вопрос: а не легче ли просто прочесть текст?

Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.

В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Однако способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Постепенно это станет потребностью и привычкой, стилем чтения 1 .

Составление таблиц. Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

(Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.

Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).

Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.

Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.

Ход работы:

Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)

. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.

Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.

Читайте также: