Семья в современном обществе план урока

Обновлено: 04.07.2024

Разработала: учитель ОБЖ МОУ СШ № 20 Краснооктябрьского района г. Волгоград Черкесова Виктория Дмитриевна.

Класс, предмет: 11. Основы безопасности жизнедеятельности.

Тема урока: Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

Тип урока: Открытия новых знаний.

Вид урока: Беседа.

Раскрыть правовые основы заключения и расторжения брака.

Выработать на начальном уровне умение практического применения норм права в различных жизненных ситуациях.

Воспитывать уважение к праву и закону.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор и экран, учебник.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации к учебной деятельности (1 минута)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2 минуты)

Этап выявления места и причины затруднений (5 минут)

Этап построения выхода из создавшейся ситуации (5 минут)

Реализация построенного проекта (10 минут)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 минут)

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 минут)

Этап включения в систему знаний и повторения (5 минут)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке ( 2 минуты)

На экране появляются цитаты:

Прием цитирования . Учитель зачитывает учащимся цитаты.

Слушают; настраиваются на урок;

Учитель задает вопросы :

О чем мы будем беседовать на данном уроке?

Как вы считаете, что такое семья?

С каким высказыванием вы согласны\не согласны и почему?

Учащиеся формулируют тему, отвечают на вопросы, вспоминают , что знают по данной теме, высказывают свои мнения и предположения, выстраивают общую схему определения.

Учитель чертит схему на доске:

Учащиеся вспоминают термины и определения по теме, высказывают идеи, составляют в тетради схему, вписывают ключевые понятия и смысловые выражения (функции семьи, законы, брак, дети, права, обязанности, ограничения и т.д.),

- Попробуйте определить цель и задачи урока?

Для этого нарисуем дерево целей.

В центре у нас будет главная цель урока, а ветви вокруг будут задачами!

Формулируют цель и задачи урока, определяют вопросы, ответы на которые нужно дать в ходе урока.

Изображают в тетради дерево целей.

- Чтобы мы с вами могли ответить на все данные вопросы, мы воспользуемся учебником и семейным кодексом РФ. Разделитесь на 2 команды, мы сыграем с вами в игру, которая и позволит нам больше узнать о семейном законодательстве. У каждой команды есть на столе учебник и семейный кодекс РФ, я буду задавать вам вопросы по теме, кто ответит первый, получит балл.

Делятся на 2 команды, ищут ответы в материалах, отвечают на вопросы.

Учащиеся работают в группах , составляют синквейны, представляют их друг другу.

Учащимся раздаются карточки с заданием на соответствие (необходимо соединить термин и определение к нему).

По истечении времени верные варианты появляются на экране, учащиеся сверяют ответы, меняясь с соседом по парте.

Выполняют задание , осуществляют взаимопроверку .

Индивидуальная форма работы, творческое задание

Самостоятельно пишут эссе, тренируют навык письменной речи, учатся высказывать свое мнение на письме

Учитель поддерживает тех, чей уровень оказался низким, выражая уверенность в том, что на следующем уроке уровень повысится.

Учащиеся рисуют в тетради пирамиду и закрашивают тот уровень , который, по их мнению, усвоили на уроке (низкий, средний, высокий)

Список использованной литературы:

Левитес, Д.Г. Педагогические технологии.: Учебник. – М.: ИНФРА, 2019 г.

Браверман, Э.М. Система современных подходов к обучению учащихся.: Теоретическое и практическое пособие – М.: Илекса, 2019 г.

Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – М. Учитель, 2015 г.

Лукьянова М. И., Абдуллина Т. Н., Разина Н. А. Личностно – ориентированный урок. Конструирование и диагностика. – М.: Педагогический поиск, 2006 г.

Даутова О.Б., Ивашедкина О.А., Иваньшина Е.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – М.: Каро, 2017 г.

Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. – М.: Каро, 2015 г.

Семья – это группа людей, объединённых родственными и брачными отношениями, характеризующиеся эмоциональной привязанностью между членами группы.

Брак – это семейный союз между мужчиной и женщиной, основанный на их правах и обязанностях по отношению друг к другу и к детям.

Гражданский брак – брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния.

Семейный кодекс – основной законодательный акт Российской Федерации, регулирующий сферу семейных отношений.

Супруги – люди, заключившие гражданский брак в органах записи актов гражданского состояния.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 336 с. (страницы 78 – 82)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Семейный кодекс в Главе 7 определяет Законный режим имущества супругов и указывает на то, что законным является режим совместной собственности.

К общему имуществу супругов относится:

- имущество нажитое совместно после заключения брака – доходы от трудовой, предпринимательской и интеллектуальной деятельности, пенсии, выплаты, пособия;

- приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи (автомобиль, квартира, комната, дачный участок, дом, ценные бумаги, вклады, доли в капитале и пр., независимо от того, на имя кого оно оформлено).

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу/супруге, который/которая в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, вёл уход за ребенком/детьми или по иным причинам не осуществлял профессиональную деятельность.

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному соглашению супругов.

Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным причинам является его собственностью.

Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и пр.) за исключением драгоценностей и иных предметов роскоши, признают собственностью каждого и не подлежат делению.

Глава 8 Семейного кодекса указывает на договорной режим имущества супругов и разъясняет правила заключения брачного договора между супругами.

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Брачный договор может быть заключен до вступления в брак или после – по желанию супругов. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Брачный договор может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению супругов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Текст задания: Где заключается гражданский брак на территории Российской Федерации? Выберите все правильные ответы.

б) в администрации района города/населенного пункта

в) в органах записи актов гражданского состояния

г) на портале государственных услуг

Информация об ответах

Правильный вариант: В

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Выберите тип интерактивного теста:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

А. со дня совместного проживания

Б. со дня регистрации брака

В. со дня венчания в церкви

Г. через две недели после регистрации брака

Информация об ответах

А. со дня совместного проживания

Б. со дня регистрации брака

В. со дня венчания в церкви

Г. через две недели после регистрации брака


коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием семья, какие бывают семьи, на основе системно – деятельностного подхода; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, притчи, легенд. Применение полученных знаний в жизни.

Задачи урока:

1 личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи.

2 метапредметные: умение защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

3 предметные: знать и характеризовать особенности семьи, типы семей, приводить примеры функции семьи, объяснять нравственные качества членов семьи, объяснять взаимоотношения семьи и государства.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2мин.)

2. Создание проблемной ситуации.

- Урок мы с вами начнем с разгадывания кроссворда

Кроссворд на ватмане.

- Молодцы! Как вы думаете, что такое семья? Что семья даёт человеку?

(когда муж и жена любят друг друга, хотят жить вместе, хотят иметь детей и вместе их воспитывать, помогаю друг другу, поддерживают )

- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.

- Откроем тетради и запишем тему нашего урока:

Семья – это главная опора в жизни человека. Человек в семье отдыхает душой, снимает психологическое напряжение, заряжается положительными эмоциями и энергией.

Взрослые и дети любят проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать, вместе выполнять домашние задания.

- А сейчас давайте мы с вами прочитаем притчу:

Слайд № 2 (притча)

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие.

Конспект урока по обществознанию Современная семья

Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…

Какое это слово?

Слайд №3 Понимание.

- Там было написано слово: Понимание.

- А теперь я предлагаю вам составить пословицы и объяснить их смысл

Слайд №4 Пословицы.

1 В дружной семье и в холод тепло

2 Везде хорошо, но дома лучше

3 В недружной семье добра не бывает

4 В хорошей семье хорошие дети живут

- Так что же такое семья?

Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена)

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями. Отношения в семье могут скалываться по-разному. Очень много примеров жестокого обращения с детьми, когда родители бросали их на произвол судьбы. В хорошей семье царит доброжелательная атмосфера.

В такой семье каждый переживает за другого больше, чем за самого себя, радуется его успехам, разделяет печаль, во всем старается ему помочь.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цель: коллективное решение главных вопросов, связанных с понятием семья, какие бывают семьи, на основе системно – деятельностного подхода; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, притчи, легенд. Применение полученных знаний в жизни.

1 личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи.

2 метапредметные: умение защищать свою точку зрения, развивать умение анализировать текст, иллюстрации, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

3 предметные: знать и характеризовать особенности семьи, типы семей, приводить примеры функции семьи, объяснять нравственные качества членов семьи, объяснять взаимоотношения семьи и государства.

Оборудование: компьютер, проектор , презентация, раздаточный материал (Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка), ватманы, фломастеры.

1 Организационный момент (1-2мин.)

2 Создание проблемной ситуации.

- Урок мы с вами начнем с разгадывания кроссворда

Кроссворд на ватмане

- Молодцы! Как вы думаете, что такое семья? Что семья даёт человеку?

(когда муж и жена любят друг друга, хотят жить вместе, хотят иметь детей и вместе их воспитывать, помогаю друг другу, поддерживают )

- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.

- Откроем тетради и запишем тему нашего урока:

Семья – это главная опора в жизни человека. Человек в семье отдыхает душой, снимает психологическое напряжение, заряжается положительными эмоциями и энергией. Взрослые и дети любят проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать, вместе выполнять домашние задания.

- А сейчас давайте мы с вами прочитаем притчу:

Слайд № 2 (притча)

Какое это слово?

Слайд №3 ПОНИМАНИЕ

- Там было написано слово: Понимание.

- А теперь я предлагаю вам составить пословицы и объяснить их смысл

Слайд №4 пословицы

1 В дружной семье и в холод тепло

2 Везде хорошо, но дома лучше

3 В недружной семье добра не бывает

4 В хорошей семье хорошие дети живут

- Так что же такое семья?

Семья – это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена)

Рассказ учителя

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями. Отношения в семье могут скалываться по-разному. Очень много примеров жестокого обращения с детьми, когда родители бросали их на произвол судьбы. В хорошей семье царит доброжелательная атмосфера. В такой семье каждый переживает за другого больше, чем за самого себя, радуется его успехам, разделяет печаль, во всем старается ему помочь.

Физкульминутка

- Скажите, какая семья называется дружной?

- О дружной семье слагаются легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

- Вот некоторые заповеди семьи которые вы должны знать и соблюдать:

- Уважайте мнения всех членов семьи

- Старайтесь понять каждого и если надо – простить.

- Никогда не смейтесь над кем-то

Работа с учебником

2 Как государство заботится о семье?

Самостоятельная работа с раздаточным материалом

А сейчас давайте вспомним с вами, что такое конституция РФ? И когда она была принята?

(конституция-это основной закон нашего государства, был принят 12 декабря 1993года)

Что такое кодекс?

(кодекс-это свод законов)

Какие кодексы существуют в нашей стране?

(семейный, гражданский, трудовой и т.д.)

Как вы думаете, в каком кодексе вы можете найти информацию о семье, о браке, родителях, о защите прав детей?

(в семейном кодексе)

- Перед вами лежат карточки со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и Конвенции прав ребенка, вам нужно их прочитать, в конце даны вопросы, на которые вам нужно будет ответить.

Конституция РФ – статья 38 (п.1-2)

1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2 Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный кодекс РФ – статьи 54,56.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1 Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

2 Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на их совместное проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Статья 56. Право ребенка на защиту.

1 Ребенок имеет право на защиту прав и законных интересов.

2 Ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при не выполнении или при ненадлежащим выполнении родителями (одним их них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами , ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в праве обратиться в суд.

Конвенция прав ребенка

Стать 8. Сохранение индивидуальности.

Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9. Разлучение с родителями.

Ребенок не должен разлучаться с родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если, в результате государственного решения ребенок разлучается с родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку.)

1 Вы живете в семье, какие у вас есть правa?

2 Как государство заботится о семье?

- Давайте вспомним, что такое герб?

( Герб – символ фамильной чести. У отдельных людей, областей, городов, государств есть отличительные знаки, которые называются гербами.)

Практическая работа

- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы .Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

Лев – сила, великодушие

Олень – символ воина

Волк – жадность, злость

Слива (дерево) – мир

- Давайте попробуем составить герб семьи, например в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.

Перед вами лежат ватманы и фломастеры, приступаем к работе.

- На доке написаны незаконченные предложения

Мама и папа для меня самые….

Я доверяю свои тайны…..

Я люблю бабушку за то…..

Свою семью я считаю….

Родным я хочу пожелать…

Домашнее задание:

Домашнее задание

1.Прочитать параграф 15 и выполнить задания на странице 94. Вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме.

Презентация на тему: " Тема: Семья в современном обществе. План урока: 1.Что такое семья. 2.Типы семей. 3.Функции семьи." — Транскрипт:

1 Тема: Семья в современном обществе

2 План урока: 1.Что такое семья. 2.Типы семей. 3.Функции семьи.

4 Значение понятия семья. Значение понятия семья. «Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми.С.И. Ожегов Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей. Д. Мердок, анг. социолог Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.Э. Гидденс, анг. социолог «Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности. Л.Н. Боголюбов, академик

6 Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка условий, установленных законом, имеющих целью создания семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. ФОРМЫ БРАКА МОНОГАМИЯ (1 мужчина + 1 женщина) ПОЛИАНДРИЯПОЛИГИНИЯ ПОЛИГАМИЯ (многоженство)

7 В основном законе страны - ___________________, в статье 38 сказано: 1.Материнство и детство, _______________ находятся под защитой ___________________. 2.Забота о детях, их _____________________- равное _______________ и _____________________________ родителей. 3.Трудоспособные дети, достигшие __________ лет, должны заботиться о нетрудоспособных ____________________________. КОНСТИТУЦИИ СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВА ВОСПИТАНИЕ ПРАВО ОБЯЗАННОСТЬ 18 РОДИТЕЛЯХ

8 2. Типы семей. Семья Нуклеарная (СУПРУГИ + ДЕТИ) Расширенная (ВМЕСТЕ БОЛЕЕ 2-Х ПОКОЛЕНИЙ) Семья Бездетная С детьми Семья Полная (наличие обоих родителей) Неполная (НАЛИЧИЕ ОДНОГО ИЗ РОДИТЕЛЕЙ)

11 Задание: Задание: решите задачу Население России в конце ХIХ составляло 71, 6 млн. человек. Количество семей приблизительно равнялось 8 тысячам. В начале 2009 года население России составляло 141, 9 млн. человек. А количество семей равнялось 74 тысячам. Сравните, сколько человек было в среднем в семье конца ХIХ века и сколько в начале 2009 года.

13 3. Функции семьи. 1. Репродуктивная 2. Хозяйственно- экономическая 3. Воспитательная 4. Духовно- эмоциональная 5. Досуговая

14 идеальную семью: Задание: из предложенного списка качеств, выберите те 5, которые по вашему мнению характеризуют идеальную семью: все любят друг друга; не ссорятся, не дерутся; помогают друг другу; есть папа и мама; не бьют посуду; умеют радовать друг друга; поддерживают в трудную минуту; понимают друг друга. все любят друг друга; не ссорятся, не дерутся; помогают друг другу; есть папа и мама; не бьют посуду; умеют радовать друг друга; поддерживают в трудную минуту; понимают друг друга. идеальных детей: Задание: из предложенного списка качеств, выберите те 5, которые по вашему мнению характеризуют идеальных детей: послушные; хорошо учатся; умные; помогают родителям; едят все подряд; любят родителей; дети, которых любят; понимают родителей. послушные; хорошо учатся; умные; помогают родителям; едят все подряд; любят родителей; дети, которых любят; понимают родителей. ?! А какие же чувства НЕ ДОЛЖНЫ. быть присуще НИ ЧЕЛОВЕКУ, НИ ГРАЖДАНИНУ, НИ СЕМЬЕ…

15 СЕМЬЯ Я ХОЧУ,чтобы МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ БЫЛА … Я ХОЧУ,чтобы МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ БЫЛА …

16 СЕМЬЯ. Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хотим, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая эта семья!

Читайте также: