Здоровье ребенка как объект исследовательского внимания кратко

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурным формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.

В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке

В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседуем с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

Ø приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

Ø разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Ø природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

Ø бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

Ø технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;

Ø разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Ø красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Ø медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Ø прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

Ø безопасность для жизни и здоровья детей;

Ø доступность расположения.

Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

· В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

· живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);

· неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

· человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).

Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.

В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.

Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


Курсовая 500 450


Диплом 3000 2500


Реферат 200

Поиск по каталогу:


Длительный опыт и постоянная работа над собой позволили нам выстроить очень эффективную систему, дающую возможность уменьшить издержки и сделать цены на дипломы и курсовые максимально привлекательными для Вас:

  • Диплом на заказ – от 8100 руб.
  • Заказать курсовую – от 1100 руб.
  • Заказ реферата – от 650 руб.
  • Заказать отчет по практике - 1620 руб.
  • Заказать магистерскую - 24300 руб.
  • заказать кандидатскую диссертацию - от 100000 руб.

Постоянные клиенты нашей компании являются обладателями дисконтных карт, позволяющих сделать заказ еще более выгодным для Вас. Мы также регулярно проводим акции, участие в которых принесет Вам дополнительные скидки на дипломы и курсовые, а также приятные подарки.

При написании любой работы, будь то дипломная работа на заказ, курсовая или реферат, наши авторы уделяют особое внимание поиску источников и литературы, содержащих самую современную информацию.

Исследования, предполагающие использование нормативной базы, основаны на законах последней редакции.

При обнаружении замечаний работа возвращается автору для внесения правок и передается клиенту уже после повторной проверки.

Каждая наша работа является авторской и выполняется строго по Вашим требованиям.

Для максимально полного соблюдения стандартов мы рекомендуем предоставить методические указания, план работы, пожелания к структуре и содержанию исследования, список источников и литературы.

  • 6 мес. – для дипломных работ
  • 2 мес. – для курсовых
  • 1 мес. – для контрольных и рефератов

Такой подход является гарантией успешного прохождения Вами этапа подготовки к защите работы.

Десятилетний опыт нашей работы по написанию курсовых и дипломных работ, сотрудничество с ведущими специалистами гуманитарных направлений и активное открытие новых филиалов позволило довести количество выполненных исследований до 250 000.

Все работы проверены на соответствие образовательным стандартам, успешно прошли защиту в ВУЗах России и содержаться в нашем банке готовых работ.

Диплом на заказ

Диплом на заказ, выполненный нашими специалистами – это высококачественная авторская работа, исключающая плагиат и недобросовестное исполнение. После того, как вы решите заказать диплом у нас, мы обязуемся сопровождать Вас до защиты. При необходимости без доплаты внесем в заказанную дипломную все исправления согласно требованиям Вашего преподавателя.

Заказать курсовую

Заказ реферата

Заказать отчет по практике

Мы профессионально занимаемся написанием отчетов по преддипломной и производственной практике. Заказ отчета по практике включает в себя подробное описание и анализ базы практики, работ, выполненных практикантом, формулирование выводов по проделанной работе, а также написание других разделов, предусмотренных методическими указаниями Вашего ВУЗа. Мы также заполним для Вас дневник и календарный план практиканта.

Качественно выполним для вас рефераты, курсовые, дипломы на заказ

Как быстро заказать диплом: рефераты, курсовые, отчеты, презентации и другие работы

Заказать дипломную работу вы сможете двумя способами:

В обоих случаях необходимо предоставить нам как можно больше информации и материалов: если вам требуются рефераты (контрольные, курсовые) на заказ, то опишите требования к структуре, содержанию, уникальности и оформлению очень подробно, а также приложите методички, документы, наработки.

Если тема популярная и несложная, то можно не заказывать написание, а уже готовый купить диплом: курсовая работа и реферат также доступны для приобретения. Зайдите в наш каталог и поищите среди более 100 тысяч вариантов, среди них наверняка найдется тот, который вам подойдет. Идеально при ограниченном бюджете: готовое намного дешевле, чем рефераты (курсовые, дипломы) на заказ. Возникли сложности с поиском? Сделайте запрос, и наши специалисты отыщут вам готовую работу.

Почему выгодно купить диплом: диссертация, диплом, магистерская на заказ

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения: зависимость здорового образа жизни от полезных и вредных привычек, правильного питания, занятий спорта.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_deyatelnost_doshkolnikov_metod_obedinenie.docx 21.28 КБ

Предварительный просмотр:

выступление из опыта работы

Федоровой Ю.А., воспитателя

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения: зависимость здорового образа жизни от полезных и вредных привычек, правильного питания, занятий спорта.

Одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является здоровьесбережение детей. В успешной реализации здоровьесберегающих технологий я считаю необходимым интегрировать ее с познавательно - исследовательской деятельностью, решая таким образом следующие задачи:

1. Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника, показать многогранную его природу на основе естественно-научных знаний. Сформировать у детей представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

2. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье. Формировать представления о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путём наблюдения реальных объектов, явлений и событий. Путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи. Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.

3. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

В своей работе я широко применяю опытно-экспериментальная мини-среду, которая стимулирует исследовательскую и познавательную деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, познании себя, как человека. Она включает в себя: ростомеры для измерения роста детей, сантиметровые линейки для измерения окружности головы, грудной клетки, модели термометров, градусники для тела, воды, весы, лупы, песочные часы, микроскоп, природный материал, красители, пипетки, колбы, вату, зеркала, и т.д. Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов.

В процессе проведения экспериментальной детской деятельности я придерживаюсь структуры, которая включает: постановку проблемы, отбор способов её решения, проверку гипотез предложенных детьми, формулировку выводов, фиксацию результатов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность дошкольников, побуждает их к самостоятельным исследованиям. Я считаю, что основной функцией воспитателя является не трансляция информации, а рациональная организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем.

Исследовательско-поисковую работу я провожу в разнообразных формах образовательной деятельности: во время непосредственной образовательной деятельности, в игровых обучающих ситуациях и свободной повседневной деятельности детей, при нерегламентированном общении взрослого с ребёнком. Тематика опытов, разработанных мною по данной проблеме, позволяет решить несколько педагогических задач: осуществлять познавательное развитие детей, давать им определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закреплять гигиенические навыки, формировать мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивать логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

Работу по формированию привычки к здоровому образу жизни на основе исследовательской деятельности, я начинаю со своими воспитанниками с младшей группы. Провожу простейшие опыты и наблюдения, в игровой форме учу детей различать и называть части тела, уточняю, для чего нужны те или иные органы. Постепенно подвожу детей к выводу: все органы и части тела человека выполняют какую-то важную функцию, ненужных органов нет, поэтому свой организм надо беречь.

Использую такие игры и опыты как:

Средний дошкольный возраст.

Для исследовательской деятельности важен метод самообследования, так, при ознакомлении с опорно-двигательным аппаратом человека мои воспитанники, выяснили, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета, а при ярком свете настольной лампы внимательно рассматривали кисти рук, сравнивая их с предложенными картинками строения конечностей человека и животного. Исследовательские действия помогли им понять, что скелет – это основа человека, он поддерживает и защищает все органы.

При изучении внешнего вида и строения кожи, дети с интересом проводили опыты, рассматривали кожу в лупу, изучали пальцевые рисунки, проверяли кожную чувствительность, фиксируя результаты исследований в дневнике наблюдений. В процессе работы ребята поняли важность гигиенических процедур для своего здоровья и разработали памятку по уходу за кожей, которой придерживаются дома и в детском саду.

Мой опыт позволяет сделать вывод, что в процессе совместной исследовательской деятельности воспитателя, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и усиления интереса у детей к здоровому образу жизни, повышения уровня знаний по культуре здоровья, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения.

Лекция 1. Исследовательское поведение в современной психологии

Список литературы

1. Венгре Л.А. Формирование познавательной способности в дошкольном возрасте. // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.

2. Дьяченок О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.

3. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995.

4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.

Введение

Феномен исследовательского поведения

Два способа реагирования на внешние раздражители

Движущие силы исследовательского поведения

Об индивидуальных различиях в исследовательском поведении

Маленькие дети рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает, у кого это хуже получается. Поскольку исследовательское поведение имеет явно выраженные биологические корни, небезынтересен вопрос и о том, в какой степени исследовательское поведение и исследовательские способности детерминированы генотипом, а в какой мере это свойство приобретается со временем под влиянием средовых условий. Мы частично уже ответили на этот важный, особенно с педагогической точки зрения, вопрос.

Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития. Благодаря ей биологический организм становится активным соучастником прогресса не только своей популяции, но и всего живого.

Наблюдения и эксперименты биологов убедительно свидетельствуют о том, что уровень развития потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше развита потребность в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Получается любопытная закономерность: чем совершеннее нервная система, тем интенсивнее она себя совершенствует (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко). Главным инструментом, обеспечивающим это ускорение, является поисковая активность.

Различия в уровнях выраженности склонностей и развитии способностей к исследовательскому поведению у разных индивидов объясняется точно так же, как в общей психологии трактуется дифференциация в становлении любых других способностей. Результат развития исследовательских способностей, достигаемый на каждой его ступени, изначально не содержится в генотипе и фатально им не определяется, при этом он не может быть произвольным, свободным от генотипических влияний. Уровень развития исследовательских способностей естественно детерминирован и генотипом, и средой, но самое важное то, что этот уровень определяют не доминирующие генотипические или доминирующие средовые факторы, а их индивидуальное комбинирование в результате случайных и потому труднопрогнозируемых обстоятельств жизни индивида. Определяющим на каждом этапе является то, что достигнуто на предыдущих уровнях, это — фундамент будущих достижений. Естественно, то, что упущено на одном этапе развития, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями.

Исследовательское поведение как проблема межполушарной асимметрии

Читайте также: