Андрей боголюбский почему такое прозвище кратко

Обновлено: 30.06.2024

Владимиро-Суздальское княжество, во времена правления Андрея Боголюбского, достигло небывалого могущества и в последующем, стало основой для построения Российского государства. Согласно данных исторических источников, прозвище было получено от названия города Боголюбова. По преданию, по пути в Ростов князю явилась богородица во сне и повелела оставить икону в городе Владимир, что и было сделано, а на месте пришествия был образован поселок Боголюбово. Спустя время, основанный Андреем поселок стал его резиденцией.

Князь Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Отец еще при жизни выделил удел своему сыну – город Вышгород. Конкретных сведений об этом этапе жизни князя не очень много. Известно только, что некоторое время правил в Вышгороде, но после самовольно покинул город и отправился во Владимир. Почему Андрею достался ничем не примечательный Вышгород? Дело в том, что Юрий долгорукий должен был передать власт после своей смерти Андрею, поэтому хотел держать сына возле себя.

Почему получил прозвище "Боголюбский"

князь Андрей Боголюбский

Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

крта Владимиро-Суздальского княжества

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

В-третьих, город Боголюбов находился на исключительно выгодном месте – и в стратегическом, и в экономическом плане (перекресток важнейших торговых путей по Клязьме и Нерли), и это было достаточным основанием для его заложения именно там. Было и дополнительное – символическое – основание, произведшее впечатление на современников 15 : Боголюбов находился на таком же расстоянии от Владимира, как Вышгород от Киева.

В-четвертых, если мы даже абстрагируемся от легендарной остановки коней и предположим, что с местом будущего города Боголюбова были связаны какие-либо религиозные переживания, то такое предположение будет аналогично тому, что название было просто выдумано князем или кем-либо из его приближенных (что на уровне наших знаний о XII веке практически одно и то же), то есть имел место некий творческий акт, который с исторической точки зрения является случайностью.

В-пятых, если мы примем версию творческого акта, то обязаны будем признать, что источником вдохновения могли послужить не только религиозные переживания, а вообще любые случайные ассоциации 16 .

Задачей же данного исследования является определение возможной исторической обусловленности названия города и прозвища князя.

Для Северо-Восточной Руси XII – XV веков случайность выбора названия для новых городов нехарактерна. Трудно, а зачастую невозможно установить мотивацию только названий, появившихся ранее имевшей место в X – XI веках русской колонизации Залесья (как Ростов, Суздаль, Муром) 17 , вариантов же мотивации названий новых городов было не так много:

Покажем, почему второе толкование предпочтительнее первого.

Но древнерусская традиция прозвищ князей никогда не была связана ни с местами их рождения, ни с местами княжения. Иногда к именам князей для их различения добавлялись места княжений, но устойчивыми прозвищами они становились крайне редко и в позднее время (как Даниил Романович Галицкий, Даниил Александрович Московский и Михаил Ярославич Тверской; такую же цель отличия от многих других Мстиславов преследовало, например, весьма почетное прозвище Мстислава Владимировича – Великий) 19 . По всей видимости, закреплению за князьями мест их княжений в качестве устойчивых прозвищ мешала частая смена этих мест. И в любом случае Боголюбов не был самостоятельным княжеством, и Андрей по такому принципу должен был бы именоваться Владимирским или Суздальским.

И, наконец, в отношении князя Андрея:

Мы также можем полагать, что и до, и после 1158 года такое титулование Андрея было еще более употребительным, чем в отношении других князей. Подтверждений тому несколько.

Во-вторых, даже обычная для того времени набожность такого знаменитого и отважного воина, как Андрей, должна была впечатлять современников.

В-третьих, такое же впечатление мог произвести и вывоз князем в 1155 году из Вышгорода иконы Богоматери.

В-пятых, именование князя Андрея исключительно по христианскому имени в те времена было большой редкостью. Огромное большинство русских князей домонгольского времени известно нам либо только под языческими именами (Всеволод Ольгович , Святослав Всеволодович, Мстислав Юрьевич Безокий и др.), либо под христианским именем в дополнение к языческому (Ярослав Мудрый, в крещении Георгий; Владимир Мономах, в крещении Василий; Изяслав Мстиславич , в крещении Пантелеймон ; и др.). Такое именование Андрея, конечно, могло быть случайностью (мы не знаем языческое имя, например, Юрия Долгорукого, христианский облик которого предстает в летописях достаточно сомнительным), но в свете всего вышеизложенного это все же может иметь значение.

2. Там же. С 207–210.

5. Новгородская первая летопись. В кн.: Русские летописи. Т. 10. Рязань, 2001. С. 467.

6. ПСРЛ. Т. IV . СПб., 1848. С. 10.

7. ПСРЛ. Т. XXX . С. 68.

8. Тихомиров М.Н. Малоизвестные летописные памятники. В кн.: Исторический архив. Т. VII . М., 1951. С. 211.

9. Виноградов А.И. История кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. Владимир, 1905. Приложение. С. 71.

10. ПСРЛ. Т. II . Стб . 581.

11. Там же. Стб . 581–582.

12. Рыбаков Б.А. Даниил Заточник и Владимирское летописание конца XII в. В кн.: Археографический ежегодник за 1970 год, М., 1971. С. 45.

13. Подробно о статусе города Боголюбова и его укреплениях см.: Заграевский С.В. Новые исследования… С. 108–122.

14. Сиренов А.В. Указ. соч. С. 228.

15. ПСРЛ. Т. II . Стб . 581.

17. Вокруг названий древнейших городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Муром, Суздаль и др.) сложилось множество легенд, подпитываемых местным краеведением, но задачу выявления истинной мотивации этих названий делает практически невыполнимой невозможность точно ответить даже на основной вопрос: имели ли эти названия славянское или угро-финское происхождение.

19. Даже если полагать, что Иоанн Берладник получил свое прозвище непосредственно от города Берлада (что, как мы показали в предыдущем примечании, маловероятно), то он в принципе не мог княжить в этом городе, находившемся на территории не Руси, а Венгрии. И в любом случае спорный факт (прямое топонимическое происхождение прозвища Берладника ) не может считаться подтверждением другого спорного факта (топонимическое происхождение прозвища Боголюбского ).

22. Охотникова В.И. Повесть о Довмонте в составе псковских летописей (к вопросу о старшей редакции). В кн.: Источниковедение литературы древней Руси. Л., 1980. С. 210.

23. Охотникова В.И. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском. В кн.: Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Сб. науч . Трудов. Л., 1985. С. 16–27.

24. Лурье Я.С. Севернорусский летописный свод 1472 года: Реконструкция текста и комментарии. В кн.: ПЛДР. Вторая половина XV в. М., 1982. С. 410–443.

25. Кiевопечерскiй Патерикъ по древнимъ рукописямъ . Въ перелож . на совр . рус. яз. Марiи Викторовой. Кіевъ , 1893. С. 1–5.

28. Мемориальная надпись на фреске церкви Спаса на Нередице , посвященная князю Ярославу Всеволодовичу.

29. Шахматов А.А. Исследование о Радзивиловской , или Кенигсбергской , летописи . М., 1902. Т. II. С. 18—19,

30. Житие Авраамия Смоленского. В кн.: Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981. С. 69.

31. Окружная грамота патріарха Іова . В кн.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею императорской Академии наук . Т. 2. СПб., 1836. С. 346.

33. ПСРЛ. Т. II . Стб . 581–582.

34. Подробнее о датировке этих храмов см. Заграевский С.В. Новые исследования… С. 140.

35. ПСРЛ. Т. II . Стб . 581–582.

36. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991. Т. 2–3. С. 155.

37. Сиренов А.В. Указ. соч. С. 207.

38. Сапожников О.Я., Сапожникова И.Ю. Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674). М., 2010. Гл. 65. Автор выражает благодарность С.Ю. Попову за ссылку на эту книгу.

39. Половецкий хан Китан упоминается и русскими летописями (ПСРЛ. Т. II . Стб . 246).

40. ПСРЛ. Т. II . Стб . 282.


Великий князь владимирский Андрей Боголюбский, причисленный Русской православной церковью к лику святых, является одним из самых выдающихся правителей в древнерусской истории. Его жизненный путь отмечен многочисленными победами, а смерть была мученической, принятой от рук предателей из собственного окружения. Верующий человек, Андрей умер с молитвой на устах. Произошло его убийство 845 лет назад, 29 июня 1174 года.


Покинув Вышгород, Андрей направился во Владимир. По дороге он проезжал через село Боголюбово. В этом селе конь Андрея остановился, и его не могли сдвинуть с места. Князь посчитал это добрым знаком и божьим явлением, поэтому приказал построить на этом месте дворец и церковь Богородицы. Именно поэтому в историю князь вошел как Андрей Боголюбский.

Сын Юрия Долгорукого

Будущий князь Владимирский, Андрей Боголюбский родился примерно в 1111 году в семье Юрия Владимировича Долгорукого, князя ростово-суздальского и великого князя киевского, который считается основателем Москвы, нынешней столицы государства российского. Матерью Андрея была Анна, дочь половецкого князя Каипа (Аепы), которую тот в 11-летнем возрасте выдал замуж за князя Юрия Долгорукого. Таким образом, в жилах Андрея Боголюбского текла и половецкая кровь.

Молодые годы Андрея практически не освещены в исторической литературе, поскольку нет источников, которые бы давали хоть какую-то информацию. Известно, что в 1146 году, когда Андрею было уже 35 лет, он изгнал из Рязани Ростислава Ярославича, а в 1149 году Андрей получил от Юрия Долгорукого Вышгород, став князем вышгородским. Во время похода против Изяслава Михайловича Андрей очень хорошо себя зарекомендовал при осаде Луцка, хотя город взять и не удалось.


В 1148 году Юрий Долгорукий женил 37-летнего сына на дочери казненного боярина Степана Кучки Улите, которая отличалась красотой. В течение жизни Улита родила Андрею пятерых детей – Изяслава (умер в 1165), Мстислава (умер в 1173), Юрия (умер 1190), Глеба (умер в 1175 году в 20 лет, причислен к лику святых) и дочь Ростиславу.

В 1152 году Андрей участвовал в осаде Чернигова, где получил тяжелое ранение. В 1153 году Юрий Долгорукий сделал Андрея князем рязанским, однако в результате нападения на Рязань Ростислава Ярославича, заручившегося поддержкой половецкой орды, Андрей был вынужден бежать из Рязани. Сохранилось предание, что бежал он из города в одном сапоге.

Когда Юрий Долгорукий окончательно утвердился в Киеве, он вновь сделал Андрея князем вышгородским.

В Вышгородском женском монастыре Андрей в буквальном смысле выкрал очень почитаемую местными жителями икону Богородицы. Когда в 1155 году Андрей уехал во Владимир-на-Клязьме, он забрал чудотворную икону с собой и она, получившая название Владимирской иконы Божьей матери, впоследствии превратилась в одну из главнейших православных святынь Руси.


По преданию, икона Богородицы была привезена из Царьграда (Византия), а написал ее сам евангелист Лука. Икону уже в то время наделяли чудесными свойствами – якобы она сама отходила от стены ночью и становилась посередине церкви. Андрей очень хотел обладать этой иконой, но взять ее открыто было невозможно, поскольку это не позволили бы местные жители. Поэтому с помощью священника Николая и диакона Нестора Андрей выкрал икону ночью и скрылся в суздальской земле. Ночью Андрею явилась во сне Богородица и велела оставить икону во Владимире. Князь так и поступил, а на том месте, где ему явилась Матерь Божья, основал город Боголюбый (Боголюбово).

Правление Андрея Боголюбского

После этого в течение нескольких лет он построил белокаменную крепость с 5 воротами. Интересен факт, что одни из них – Золотые ворота, можно увидеть и сегодня.


Золотые ворота во Владимире

Кроме этого Боголюбский возвел Успенский собор и известную Церковь Покрова на Нерли, а также занимался строительством оборонительных сооружений. Затем он начал проводить политические реформы, желая укрепиться на престоле.

В 1161 г. Андрей Юрьевич изгнал из своих земель мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с ее 3 сыновьями. Стараясь единолично управлять всеми владениями, он решил упразднить проведение вече, на которых князья и вельможи решали разные серьезные вопросы.

В результате Боголюбский прогнал всех бояр, служивших еще его отцу, и многих близких родственников. Стараясь развивать феодальные отношения, он, прежде всего, надеялся на дружину и жителей Владимира. Также князь вел торговлю с Ростовскими и Суздальскими областями.

В 1159 г. Андрей оккупировал небольшое новгородское укрепление Волок Ламский. Затем он предпринял попытку создать на подчиненных землях митрополию, независимую от киевской. Однако эта попытка не увенчалась успехом.


Реконструкция замка Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский приглашал для постройки церквей и монастырей западноевропейских мастеров. Желая провести реформы и в области религии, он ввел на Руси некоторые праздники. Считается, что он был инициатором учреждения таких праздников, как Медовый Спас и Покров Пресвятой Богородицы.

Взятие Киева (1169)

После смерти Ростислава в 1167 г. власть в роду Рюриковичей переходила Святославу Всеволодовичу черниговскому.

Мстислав делал все возможное, чтобы всецело управлять Киевским княжеством. Однако ему противостали его двоюродные братья Ростиславичи.

Такое положение вещей было только на руку Андрею Боголюбскому. Не теряя времени он направил свою дружину в сторону Киева, заручившись поддержкой еще 11 русских князей.

Киевский поход 1169 г., возглавляемый сыном Боголюбского Мстиславом Андреевичем, окончился взятием Киева. После этого город подвергся двухдневному разграблению, а многие его жители оказались плененными.

В конечном счете, новым государем киевских земель стал брат Андрея – Глеб. Интересен факт, что Андрей Юрьевич был первым на Руси, кому удалось изменить представления о старшинстве в династии Рюриковичей.

Поход на Новгород (1170)

Подчинив себе Киев, Андрей Боголюбский решает собрать дружину против Новгорода. При этом новгородцы хотели видеть своим правителем Романа Галицкого, который приходился сыном Мстиславу Изяславичу.

Вскоре начались сражения между армиями Андрея и Романа. В итоге уверенную победу одержал последний князь. В скором времени в Новгороде наступил большой голод, который побудил его жителей наладить отношения с Андреем.


Андрей Боголюбский на открытке работы Ивана Билибина

Ряд историков полагает, что именно Боголюбский после поражения организовал продовольственную блокаду, что в итоге возымело эффект и привело к перемирию.

Осада Вышгорода (1173)

Когда в 1171 г. умер Глеб Юрьевич, на киевском престоле оказался Владимир Мстиславич, но вскоре скончался. Затем трон перешел к князю из смоленских Ростиславичей – Роману.

Андрей Боголюбский потребовал от него выдачи всех высокопоставленных лиц, которых он подозревал в отравлении Глеба.

Однако Роман не захотел идти на такой шаг. В связи с этим Андрей убрал его с престола и приказал ему и его братьям отправляться обратно домой. Тот не посмел ослушаться указа Боголюбского, но один из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, отказался подчиниться повелению государя.


Андрей Боголюбский реконструкция Герасимова

Мстислав заявил, что не допустит такого грубого обращения с ним и его братьями. В результате он остриг бороду послу Андрея, что послужило поводом для войны.

Когда дружина Боголюбского подошла к Вышгороду, она начала крупномасштабную осаду. Интересен факт, что Андрей повелел взять в плен Мстислава живым, чтобы поквитаться со своим обидчиком. Тот в свою очередь был вынужден вместе со своей армией спрятаться в крепости, поскольку понимал свое бессилие.

Тем временем Ярослав Изяславич направил волынские и галицкие войска на помощь осажденным. Когда полки Андрея Боголюбского издали заметили огромную рать Ярослава, они начали в спешке убегать с поля боя. Мстислав, увидев поддержку, покинул крепость и вместе со своей дружиной вступил в сражение.

Многие суздальцы при отступлении нашли свою смерть в Днепре, а другие пали на поле боя. Таким образом осада Вышгорода оказалась крайне неудачной для Андрея Боголюбского.

Походы в Волжскую Булгарию

В 1164 г. Андрей Юрьевич пошел войной на волжских булгар. Противник понес большие человеческие и технические потери. Был взят Бряхимов и испепелено 3 других города.

Через 6 лет Боголюбский вместе с союзниками вновь пошел войной на булгар. Князья зашли на булгарскую территорию и стали ее беспощадно грабить.

И хотя Андрею порою приходилось вступать в сражения с противником, ему удалось полностью подчинить себе эти земли.


Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Личная жизнь

В 1148 г. Андрей взял себе в жены боярскую дочь Улиту, которая отличалась особой красотой. В этом браке у них родилось 5 детей: Изяслав, Мстислав, Юрий, Глеб и Ростислава.

Интересен факт, что Улита состояла в заговоре против супруга, за что в 1175 г. была казнена. Однако ряд историк полагают, что убили не ее, а другую, неизвестную жену Боголюбского.

Смерть и канонизация

Поражение 1173 г. и напряженные отношения со знатью привели к заговору против Андрея Боголюбского. Как следствие, в ночь с 28 на 29 июня 1174 г. князь был до смерти забит боярами.

Существует версия, что заговорщики, предварительно напившись вина, пришли в покои Андрея, чтобы совершить над ним расправу. Государь не стал открывать дверь и сразу бросился к мечу, который всегда висел возле его кровати. Но как оказалось, оружие было заранее украдено ключником Анбалом.

Сломав замок, бояре набросились на беззащитного князя и стали его избивать. И хотя Боголюбский оказал достойное сопротивление заговорщикам, силы были слишком не равными. Наконец весь израненный он свалился на землю.


Убиение Андрея Боголюбского

Подумав, что Андрей умер, убийцы торжествуя отправились пить вино в погреб. Однако князь, придя в сознание, попытался убежать из своей резиденции.

Но злодеи нашли его по кровавому следу, после чего нанесли ему смертельные удары. Труп Боголюбского лежал во дворе, а тем временем народ мародерствовал в его покоях.

Андрей Юрьевич Боголюбский был похоронен в Успенском соборе во Владимире. В 1702 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Князь был мудрым и смелым человеком

И действительно, политическим деятелем Андрей Боголюбский был незаурядным. От многих князей он отличался умением держать ситуацию под контролем. Его практически никогда нельзя было застигнуть врасплох. И лишь в последние годы жизни, в пожилом возрасте, Андрей несколько снизил бдительность, что и стало причиной его гибели. Но надо отметить, что прожил Андрей 63 года, что для древнерусского князя в век распрей и постоянных войн было очень и очень много.

Андрей Боголюбский, как и многие другие русские князья, пролил за свою жизнь немало крови, в том числе и родственников своих. Но главная заслуга князя, которой у него не отнять, относится к превращению Владимиро-Суздальской земли в самостоятельный политический центр земли Русской. И в этом плане Андрей был достойным сыном и продолжателем дела своего отца Юрия Долгорукого, а в плане политической мудрости – достойным внуком и наследником Владимира Мономаха.

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 14511
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: