Занятие школы актива по теме социальное проектирование в деятельности доу

Обновлено: 02.07.2024

Нажать на слайд, чтобы появилось солнышко.

- От сиянья ваших глаз засветилось яркое солнышко, пусть оно согревает нас своими лучиками в этот морозный весенний день.

Я прикрепляю солнышко на доску.

I. Презентация педагогического опыта

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Встаёт вопрос: как его реализовать? Мой ответ: используя метод проектов.

Использование проектной деятельности позволяет мне повышать познавательную активность учеников, эффективно решать педагогические задачи. Когда ко мне приходят первоклассники, я начинаю очень важную и сложную работу по формированию классного коллектива. Моделировать систему гармоничных взаимоотношений мне помогает социальное проектирование.

II. Цель мастер-класса

- Поднимите руки, кто ещё не занимался с учениками проектной деятельностью? С вами я поделюсь опытом организации и проведения проекта. Кто уже делал проекты? На моём мастер-классе вы сможете провести своеобразную ревизию своих знаний. У всех вас на столах листочки с алгоритмом работы над проектом. Когда учитель начинает работать с учениками над проектом, он точно должен знать, что будут делать дети на каждом этапе, какой будет результат. Мне очень удобно расписать алгоритм работы над проектом в такой таблице. Листочки останутся у вас, на них можно делать свои пометки.

- Как известно, любой проект включает в себя 5П. Кто уже работал с проектной технологией, скажите, какие 5П? Постановка проблемы, планирование работы, поиск информации, создание продукта, презентация проекта.

III. Проведение имитационной игры

- Сейчас мы с вами, работая по алгоритму, разработаем социальный проект, и я покажу некоторые приёмы работы с учениками на этапе постановки проблемы и этапе планирования работы. Сегодня роль учеников сыграют фокус-группа Весна и фокус-группа Подснежники. Коллеги, кто хотел бы сегодня поработать в фокус-группе? Вы будете обсуждать, сигналить о готовности зелёным кружком.

1 этап. Постановка проблемы.

- Самый сложный этап проекта, на мой взгляд, -это постановка проблемы. Можно предложить ученикам просмотр такого видеоролика.

Просмотр видеоролика.

- Что вы увидели? (Как дети проводят перемену).

- Обсудите в группе и запишите на листочке то, что понравилось, что не понравилось под соответствующим смайликом. Когда будете готовы, просигнальте зелёным кружком.

Фокус-группа работает на листочках.

- Что не понравилось? (Дети дерутся, ссорятся, не могут занять себя чем-то полезным).

- Вот и нашему солнышку не понравилось, спряталось оно за тучку.

Определение цели проекта.

- Затем определяем цель проекта. Добьётся цели только тот, кто знает её.

- А как бы вы хотели, чтобы выглядела перемена? Обсудите в группе и напишите справа от значка цели. Когда будете готовы, покажите зелёный кружок.

- Сразу хочется уточнить, что дети ставят цель, понятную им. Моя цель: создать условия для социализации учащихся в школьном коллективе.

- Когда мы определяем цель проекта, мы точно знаем, какой хотим получить результат. Цель проекта и результат зеркальны. В этом отличие проектной деятельности от исследовательской. Когда проводим исследование, результат заранее нам не известен, выдвигается гипотеза, которая подтверждается или нет.

- Обсудите в группе, придумайте название проекта и запишите над табличкой. Просигнальте о готовности зелёным кружком.

2 этап. Планирование

- Дальше идёт этап планирования работы. Любая ли игра нам подойдёт?

- Поможет определить критерии выбора игры солнышко на ножке. Догадались, что это?

- На доске только сердечко ромашки, а лепесточки у вас. Прочитайте правила внутреннего распорядка школы и отберите лепесточки с теми критериями выбора игры, которые нам подходят. И прикрепите лепесточки к сердечку вот так. (Показываю).

Фокус-группа работает, затем зачитываем требования. После этого следующий слайд.

- Где мы можем найти подходящие игры?

- Мы с ребятами решили, что можно найти в интернете, узнать из книг, купить в магазине, спросить у родителей.

- Когда мы подберём подходящие игры, что мы можем сделать, чтобы удобно было их использовать?

- Мы с ребятами решили сделать сборник игр.

- Это и будет продукт нашего проекта.

- Кто будет организовывать игры?

- Мы с ребятами решили ввести поручение затейники.

- Далее следует определить сроки реализации проекта.

- Сколько времени вам понадобится, чтобы найти нужную информацию?

- Сколько времени у нас займёт создание сборника?

- Как долго будем играть? Учтите, что для выработки навыка нужно не меньше 21 дня.

- Мы с ребятами решили так: весь проект будет длиться 2 месяца.

Ресурсы проекта:

- Очень важный момент - ресурсы проекта. В нашем проекте будут задействованы:

  • информационные ресурсы (интернет-ресурсы, школьный библиотечный фонд)
  • материально-технические (бумага, компьютер, принтер, папка для сборника)
  • финансовые (средства для закупки игр). Бюджет проекта утверждён родителями.

Проходит распределение ребят по группам:

  1. Яндекс поиск;
  2. Библиотекари;
  3. Киндер бум;
  4. Анкетёры.

3 этап. Поиск информации.

- Наличие этапа поиска информации позволяет нам отличить проект от КТД, в котором такого этапа нет.

- По результатам поиска обсуждаем, какие игры подходят.

4 этап. Создание продукта проекта.

Составляется сборник игр - продукт проекта. На большой перемене затейники организовывают игры в течение месяца.

Результат проекта

- Через два месяца обсуждаем результат проекта. Какой мы хотели видеть перемену в нашем классе?

- Получилось ли у нас? Можно предложить ребятам просмотр такого фильма.

(Да, ребята стали играть, нет ссор, драк, стало интересно).

Проект оправдал своё название, перемена стала совсем другой, большая перемена во взаимоотношениях учеников, проект признан успешным.

5 этап. Презентация проекта

Портфолио проекта

- Все материалы проекта учителем собираются в папку - портфолио проекта.

- Коллеги, на ваших лисах с алгоритмом работы над проектом вы видите в верхнем левом углу мой электронный адрес, если вас заинтересовали какие-то материалы мастер-класса, моих проектов, я с удовольствием с вами поделюсь, пишите, вышлю по электронке. Буду рада, если вы поделитесь своими наработками.

- Солнышко снова сияет, и, как часто бывает после дождя, на небе появилась радуга. Давайте пройдёмся по радужной дорожке, назовём все этапы работы над проектом.

Участники называют этапы.

- В моём понимании проект держится на трёх китах: проблема, цель-результат, продукт. Если учитель видит проблему, понимает, как её решить, какой будет результат, какой будет продукт для достижения результата, всё остальное дело техники.

IV. Рефлексия мастер-класса

- Пришло время открыть вам тайну Мудрой свинки.

Одна из притч Шао-Дао начинается так: «Когда Мудрую Свинью спросили, что она думает о мудрости, та, не задумываясь, ответила:

- Большое спасибо фокус-группе за помощь в проведении мастер-класса. Коллеги, мне было очень приятно сегодня работать с вами, вы были очень активными, думающими сотрудниками. А было ли полезно для вас? Мне очень важно ваше мнение. (Передача свинки, высказывание участников).

- Благодарю вас за сотрудничество! Если у вас появились вопросы с удовольствием на них отвечу.

Познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах.

Предварительный просмотр:

Педагоги дополнительного образования:

Цветкова Маргаритта Федоровна

Голощапова Ольга Ивановна

Цель занятия: познакомить с процессом создания социального проекта от возникновения замысла (идеи) до получения полезного результата методом работы в малых группах.

Задачи занятия: познакомиться с особенностями данного вида деятельности с перспективой дальнейшего использования в работе лидера;

  • показать один из способов работы МИГе в духе сотрудничества;
  • учиться друг у друга, ценить различные точки зрения;
  • научить продуктивно работать вместе;
  • познакомить с процессом создания проекта;
  • развивать умения вести дискуссию или вступать перед зрителями в качестве спикера, сообщающего групповое решение;
  • выбор проблемы требующей взаимодействия для ее выполнения;
  • развитие творческих способностей;
  • дать возможность воспитанникам в процессе познания создания проекта попробовать свои силы (ступени - соучастия, участия, сотрудничества в совместной деятельности);

- Обнаружение трудностей и социальных проблем, актуальных для группы, объединения, общества.

- Выбор темы проекта.

- Разработка плана действий.

- Этап практических действий.

- Внешняя презентация проекта.

Ход интегрированного занятия:

Рассадка обучающихся на стулья по кругу.

1. Приветствие обучающихся.

Педагог: Добрый день! Мы сегодня проводим интегрированное занятие. Занятие будем вести мы, педагоги дополнительного образования: Цветкова Маргаритта Федоровна и Голощапова Ольга Ивановна.

4. Проверка подготовки необходимого материала.

2. Основная часть:

Содержание теоретической части занятия –

Педагог: Прежде чем преступить к раскрытию темы, обратимся к словарю. Как трактуются термины, с которыми нам необходимо познакомиться.

  1. Проект
  2. Социальный проект
  3. Проектирование
  4. Моделирование
  5. Структура
  6. Проблема

Педагог: Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы через детей).

Педагог: Проект - специально организованный и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий по решению значимой проблемы, завершающийся созданием продукта; Проект — это то, чего еще нет, нечто новое, придуманное, что хочется попробовать. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для вас, но и для ближайшего социального окружения, это то, что реально отсутствует в обществе, то, что является новым для его социального окружения.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.

Проектирование — комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и предусматривает практическую деятельность).

Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.

Структура проекта - это состав проектируемой системы (образовательной, творческой или воспитательной) с указанием и описанием деятельности.

Обнаружение трудностей позволяет сформулировать социальную проблему, разрешение которой может стать предметом социального проекта. Проблемой – это противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

Продукт (итог) результат социального проекта обязательно должен иметь социальную значимость, т.е. не только разрешать трудность, но являться решением социальной проблемы (попыткой решения).

Диалог с ребятами от увиденного проекта видеосюжета.

Педагог: Вопросы детям:

1. Понравился видеофильм?

2. Какая проблема поднята ребятами?

3. Как решалась проблема?

4. Какими средствами?

Содержание практической части занятия

Педагог: Внимание на экран, сейчас мы познакомимся с процессом создания социального проекта.

Педагог: Мы откроем конверт с цветными фигурами. Прошу каждого из вас вытащить один из цветов (по цвету, дети разбиваются на малые инициативные группы (МИГи); формирование групп по 3-4 человека).

Разбивка на МИГи.

Педагог: Прошу представителей каждого МИГа подойти и методом жеребьевки вытянуть свое направление для работы в группе. Познакомимся с получением полезного результата методом работы в малой группе.

Метод работы в малой группе.

Содержание творческой части занятия:

Метод "Мозговой атаки" представляет собой спонтанные наброски (генерирование) участниками множества идей по поставленной проблеме. Быстро, как атака. Запрещается критиковать или высказывать отрицательные оценки. Принимаются самые бредовые предложения и фиксируются.

Педагог: Познакомимся с процессом возникновения замысла (идеи). Задача каждой группы набросать как можно больше идей и предложений по выбранномй направлению. Свои идеи предлагает каждый член группы.

Педагог: Если необходима помощь, поднемите руку. Работа над идеями (5-7 мин); Время пошло.

Педагог: Защита идей. Представитель МИГа высказывает мнение группы.

3. Заключительная часть :

Педагог: Спасибо за предложения и идеи, мы подошли к финалу нашего занятия

- Какие понятия мы сегодня с вами вспомнили?

- Что такое МИГ? (малая инициативная группа)

Педагог: Что было сложно и не понравилось?

Педагог: Задание на дом - провести опрос одноклассников – какие проблемы на их взгляд существуют на сегодняшний день?

Нажмите, чтобы узнать подробности


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНСПЕКТ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

ВЕСЕЛОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА,

методист МБУ ДО ДДТ

первой категории

Тема: Социальное проектирование: основные понятия, этапы.

Тип: вводное занятие.

Оборудование и материалы:

Основная проблема занятия:

На занятии обучающиеся актуализируют собственные знания по обществознанию, истории, экономике, социологии и другим школьным предметам; знакомятся с терминологией, применяют свой личный опыт в практической работе.


Ход занятия:

Таблица 3

Поэтапные цели

учебного занятия

Возможные действия педагога

Организационное начало учебного занятия:

психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

обеспечение нормальной обстановки на занятии

взаимное приветствие педагога и учащихся, проверка отсутствующих, оглашение темы занятия и задач;

проверка технического состояния помещения;

проверка рабочих мест и организация внимания.

Проведение диагностики уровня знаний по теме занятия:

устный опрос обучающихся.

Работа в микро-группах:

классификация видов проектов,

представление своего варианта,

Изучение нового материала:

Формирование личностных мотивов изучения технологии социального проектирования и ее использования.

Групповое обсуждение и создание единого списка.

Работа с презентацией и графиками.

Формирование мотива успешной деятельности.

Работа с презентацией: знакомство с основными причинами неудач.

Закрепление пройденного материала в

практической деятельности

развитие творческого мышления, коммуникативных навыков.

актуализация личного опыта и знаний.

формирование позитивного психологического климата в группе для дальнейшей совместной работы.

Разделение на 4 микро-группы.

Выступление представителей микро-групп.

выработка позитивной мотивации к получению знаний;

воспитание объективной самооценки

приобретенные умения оцениваются педагогом на протяжении всей практической деятельности учащихся.

оценка результатов проводится в виде индивидуального собеседования в ходе выполнения итогового практического задания.

Обобщение и подведение итогов занятия:

выработка системы знаний, умений, способностей,

выработка позитивной мотивации к применению полученных получению знаний,

воспитание объективной самооценки.

актуализация теоретического материала;

самоанализ обучающимися практической работы и выявление наиболее сложного и трудного;

подведение итогов занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 344 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.

Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

Буйлова Л. Социальное проектирование в дополнительном образовании детей / Л. Буйлова // Соц. педагогика. – 2006. – № 4. – С. 35–46.

Воржецов А.Г., Гатина Л. И. Социальное проектирование: учебное пособие. – Казань: КГТУ, 2007.

Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.

Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.

Луков Вал. А. Социальное проектирование. М.: Флинта : Социум, 2003.

Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Издательство "Самарский университет", 2003

Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ. / Под общ. ред. ВА.Чесноковой, С.А.Белановского. М.: Академический проект

Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-мето­дологические и методические проблемы . Ин-т социологии РАН; Отв. ред. Т. М. Дридзе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1994.

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практич. пос. для работников общеобраз. учреждений / И.С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2003. – 80 с.

Социальное проектирование : реком. по оформ., оценке эффективности и ресурсному обеспечению соц. проектов / [сост. О. Б. Коновалова, Ж. В. Рыжова]. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. – 95 с. : ил. – (Детское общественное движение и ученическое самоуправление).

Сысоева И. М. Школа социального становления / И.М. Сысоева // Вестн. пед. инноваций. – 2006. – № 4. – С. 157–160.

Сценарий практикума "Мастерская социального проектирования" содержит алгоритм написания социальных проектов с комплексом упражнений на отработку некоторых шагов организации проектной деятельности. Данное мероприятие можно провести для педагогов (классных руководителей, вожатых и др.), которые находятся на первоначальном этапе изучения и организации проектной деятельности.

Оценить 812 0

Любое мероприятие, в том числе и осуществление социального проекта всегда содержит в себе как хорошие шансы, так и какие-то моменты риска. Наши опасения, что мы не справимся с каким-то заданием, всегда уравновешиваются оправданными надеждами на то, что мы получим какие-то новые стимулы и сможем расширить диапазон собственных возможностей. Опасения и надежды и определяют микроклимат в начале работы над любой проблемой.

Цель данной методики заключается в том, что участники самостоятельно формулируют свои ожидания и опасения от предстоящего мероприятия и знакомят с ними других участников. Кроме того, они пишут о вкладе, который бы могли внести, работая по заданной теме.

Когда все костюмчики висят, участники подходят, чтобы познакомиться с общим настроем группы или это озвучивает ведущий.

Эти костюмчики вы можете оставить себе, чтобы, начав активную работу по социальному проектированию, вспомнить свои надежды и опасения и понять, насколько они были оправданы.

Но для начала предлагаем выполнить небольшое задание.

У вас на столе клей, ножницы, два листа бумаги. Прошу вас с помощью этого соорудить нечто, оно должно быть устойчивым и достичь максимально возможной высоты.

Звучит негромкая музыка, участники в группах выполняют задание.

А теперь давайте вспомним, какое было задание: построить НЕЧТО, ОНО ДОЛЖНО СТОЯТЬ БЕЗ ПОМОЩИ НАШИХ РУК И ДОСТИГАТЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ ВЫСОТЫ.

Вы только что выполнили проект.

По каким признакам можно судить, что вы создавали проект?

О том, что вы выполнили проект, свидетельствуют следующие его признаки:

Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.

Установленные сроки начала и завершения.

Измеряемый продукт или результат.

Также эта деятельность по созданию НЕЧТО способствовала развитию коммуникативных навыков, активизации общения. Во время совместной работы вы помогали друг другу, советовались, шутили, т.е. развивали коммуникативную компетентность, что тоже является составляющей проектирования - развитие компетентностей обучающихся.

Итак, сейчас в ходе практической части нашего мастер-класса вам предстоит овладеть алгоритмом социального проектирования.

Шаг 1. Изучение общественного мнения

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Актуальность проекта определяется тем, насколько значима для общества социальная проблема, решению которой призван способствовать проект.

Следовательно, на первом этапе необходимо составить представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в окружении обучающихся путем изучения общественного мнения.

Изучать общественное мнение можно различными способами:

- анкетирование, социальный опрос (телефонный, раздаточный, прессовый, интернет-опрос);

- открытая дискуссия, интервью;

- получение информации из Интернета.

Шаг 2. Определение социальной проблемы и её описание

Некоторые определения социальных проблем

Проще говоря, социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Эти 2 этапа (изучение общественного мнения и определение социальной проблемы) могут быть поменены местами. Авторы проекта могут сначала определить для себя проблему (-ы), над решением которой хотели бы трудиться, а затем уже выяснить, актуальна ли данная (-ые) проблема (-ы) для окружающих.

Второй вариант – они сначала определяют потребность окружающих в каком-либо изменении и уже затем анализируют и определяют, каким образом могут помочь в решении данного вопроса. Соответственно, если они выявили несколько проблем, они выбирают наиболее интересную для них, которой они хотят заниматься.

Критерии отбора социальных проблем:

Важность и острота проблемы

Масштабность (какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы)

Возможно ли решение в принципе?

Что реально вы можете сделать? Кого можно привлечь в качестве союзников?

Сколько времени требуется для решения данной проблемы?

Какие средства (материальные и финансовые ресурсы) нужны для ее решения?

Какими ресурсами вы располагаете?

Чтобы определить круг проблем, актуальных для обучающихся вашего класса (в случае социально-педагогического проекта) можно также использовать способы изучения общественного мнения. Но более действенной и результативной формой будет организация игровой деятельности.

Установка: В результате выполнения задания каждая группа должна выбрать для себя одну проблему, решением которой будет заниматься в ходе социального проекта.

Выполняют задания в группах.

Значение данного упражнения: В результате этой методики одна крупная проблема разбивается на несколько более мелких и появляется множество идей – путей решения этих проблем. Теперь только остается определиться, в решение каких проблем вы можете внести свою лепту. И приступить к формулировке разных вариантов названия этих проблем.

Специалисты предлагают следующую схему формулирования социальной проблемы:

Практическое задание: Сформулируйте выбранную вами проблему одним предложением.

После формулировки проблемы, необходимо придумать название проекта, которое должно быть запоминающимся, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

На слайдах предлагаются фотографии некоторых социальных проектов. Ваша задача – определить основную идею данного проекта и придумать ему оригинальное название.

Практическое задание: Придумайте название своего проекта.

На этом же этапе необходимо провести и описать анализ потребностей:

Для кого осуществляется проект?

В чем выражаются потребности?

Кто и какую получит пользу?

Какие имеются доказательства подтверждения целесообразности проектирования?

социальные группы, например: воспитанники детских домов, дошкольники, ветераны ВОВ и труда и т.д.

примерное количество людей, ощутивших на себе результат реализации проекта.

Шаги 4-9 Содержание проекта.

Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач. Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете: в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Все задачи проекта записаны по отдельности на разных листах. Эти листы раздаются участникам, которые в течение заданного отрезка времени записывают свои идеи по решению указанных задач. Затем участники обмениваются листами с рядом сидящими, анализируют высказанные соседом идеи и дописывают к ним свои предложения. После этого листы передаются дальше по кругу до тех пор, пока не побывают в руках каждого из участников. Затем листы собираются и предлагаются для коллективного обсуждения.

Участники выполняют практическое задание.

Составление плана работы

План работы составляется в произвольной форме, удобной для проектировщиков.

(А. Острогорский)

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальный заказ на развитие системы образования пред определяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.

В концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры); свободного гражданина (субъекта истории, общества); творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить

самого себя в основных формах человеческой деятельности;

развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня.

Одной из функций учреждений образования является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.

Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями.

Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей, наличие существенных отклонений в их личностном развитии.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Создаются условия:

для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

воспитания уважения к труду взрослых.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя :

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

-взаимодействие с семьями воспитанников

Реализовали совместно с родителями следующие проекты :

-взаимодействие с образовательными учреждениями.

Для реализации проекта приобщения дошкольников и родителей к ЗОЖ, привития и развития их социальных и нравственных качеств совместно с родителями, тренерами ДЮСШ, преподавателями и студентами Павловского педколледжа физкультурного отделения провели Малые зимние и Малые летние Олимпийские игры.

Осуществляем сотрудничество с педагогами Базовой начальной школы, средней образовательной школой №2. Нами организовано взаимопосещение образовательной деятельности, проведение педсоветов, семинаров.

Договор о совместной образовательной деятельности по организации образовательного процесса. (ДДТ, с павловской ДЮСШ, МКОУДОД СЮН,

-взаимодействие с учреждениями культуры МКОУДОД детская музыкальная школа,

С целью привития любви к родному краю, изучения истории прошлого и настоящего нашего города, воспитания патриотических чувств тесно сотрудничаем с краеведческим музеем, где была организована встреча с интересными людьми, экскурсия по залам музея. Организовали экскурсию в музей Станции по многолетним травам, где прошла встреча с научными сотрудниками и рабочими этой организации.

- Казанский храм Россошанской Епархии Русской православной Церкви (. Московского Патриархата)

-взаимодействие с местными органами самоуправления ОГБДД отдел МВД,

В целях профилактики и предупреждения дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения, а также повышения ответственности за соблюдение правил дорожного движения на улицах города, активное участие в тематических беседах принимают сотрудники ГИБДД.

Тесное сотрудничество с Павловской РБ дает возможность детям больше узнать о физиологии детского организма, о гигиене, профилактике простудных заболеваний, возрастных особенностях дошкольников.

ДОУ №7 - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Социальное партнерство предполагает формирование единого информационного образовательного пространства; налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами.

Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовно-нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Одновременно этот процесс:

- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;

- поднимает статус учреждения;

- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный.

Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

установление контактов с организациями и учреждениями микрорайона, города и т. д. ; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический.

Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка методических материалов для реализации данных проектов; разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектов взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

проведение анализа проделанной работы; определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Сотрудничество с социальными партнерами позволяет создать нам единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок и его интересы.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении; в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Читайте также: