Проект родительский всеобуч школа компетентности

Обновлено: 01.06.2024

Дата публикации: 02.05.2020

Должность: социальный педагог

Учебное заведение:

Населенный пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

Краевое государственное казенное учреждение

«Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Составили: Сендирович Елена Геннадьевна,

Социальный педагог КГКУ Детский дом 10

Педагог-психолог КГКУ Детский дом 10

Одной из многочисленных проблем, с которыми сталкиваются выпускники детских домов, является трудность выполнения ими родительских обязанностей. Юноши и девушки, ставшие мамами и папами в 17 -19 лет, оказались не готовы к социальной роли родителя, они затрудняются в решении психолого-педагогических и юридических вопросов. У них отсутствуют знания о том, как следует воспитывать ребенка в семье, так как они сами воспитываясь вне ее, не получили опыта детско-родительских отношений. А у тех, выпускников, которые жили в социально неблагополучной семье до поступления в детский дом, такой опыт был наполнен равнодушным и порой жестоким отношением к ним кровных родителей.

Мы, сотрудники постинтернатной службы, сопровождающие молодежь от 16 до 23 лет, относящуюся к категории сирот, занимаемся не только вопросами их личной социализации, но и помогаем им реализовать себя в роли родителя. Выпускники, имеющие детей раннего и младшего дошкольного возраста, затрудняются организовать своевременное, полноценное питание ребенка, его режим дня, следовать санитарно-гигиеническим нормам, просто вовлечь в игру собственного ребенка дома. Особенно трудно приходится одиноким матерям, которые, столкнувшись с материальными трудностями, перекладывают свои родительские обязанности на плечи государства – передают своих малышей на воспитание в интернатное учреждение.

Таким образом, возникает проблема, связанная с неготовностью выпускников детских домов полноценно выполнять родительские обязанности. Поэтому, мы разработали образовательный проект, способствующий приобретению ими психолого-педагогических и правовых знаний, необходимых для полноценного ухода и воспитания их собственных детей. Данный проект находится у нас на апробации с сентября 2018 г.

выявление проблем молодых родителей, посредством запросов;

подбор базы для проведения образовательных мероприятий;

использование специальной научной литературы и интернет ресурсов для

методической разработки занятий-практикумов;

межведомственное взаимодействие с узкими специалистами медицинского и юридического профиля;

организация молодых родителей для участия в проекте;

активное участие выпускников со своими детьми в качестве субъектов в образовательной деятельности проекта;

осуществление рефлексии полученных знаний и навыков родителей.

Проект рассчитан на один календарный год с цикличностью мероприятий 1 раз в месяц, с проведением в выходной день.

повышение уровня родительской компетентности выпускников:

получение выпускниками психолого-педагогических и правовых знаний;

приобретение практических навыков в воспитании, обучении и уходе за детьми в семье;

развитие родительской ответственности за физическое и психологическое здоровье своих детей;

формирование осознания себя в социальных ролях отца и матери в детско-родительских отношениях;

предотвращение вторичного сиротства.

Данный проект может быть востребован нашими коллегами других Служб постинтернатного сопровождения, так как он может стать методическим материалом при организации работы по социализации выпускников детских домов, испытывающих трудности в воспитании собственных детей.

Проект дает возможность молодым родителям, особенно одиноким матерям, не оказаться в одиночестве, а учиться решать свои проблемы в объединении, таких же молодых родителей.

Проект позволяет отследить возможные появившиеся положительные изменения в родительской модели поведения выпускников, которые мы можем наблюдать, навещая молодые семьи, по месту их проживания.

Мы предполагаем, что после завершения проекта возможность таких событий, как регистрация брака раннее сожительствовавших выпускников, установление отцовства, предупреждение травм у малышей, отказ от оформления малыша в Дом ребенка.

Привлекая к работе внешних социальных партнеров, мы тем самым расширяем социальное окружение, среди которого они получают новые знания по уходу и воспитанию своих детей, а после окончания проекта будут взаимодействовать самостоятельно с узкими специалистами.

Педагогическое сопровождение направлено на получение выпускниками детских домов нового образовательного опыта посредством их личного и регулярного участия в проекте и осмысливания себя в роли родителя.

Проект имеет 3 образовательных блока:

психолого-педагогический (5 мероприятий);

здоровьесберегающий (5 мероприятий);

правовой (2 мероприятия).

Блок 1. Психолого-педагогический - 5 мероприятий

Развитие положительных эмоций в детско-родительских отношениях

Вводное родительское собрание.

Совместная игровая деятельность ребенка и родителя

Приобщение родителей к навыку использовать в воспитании творческий подход

Приготовление утренней каши и сладких блюд в виде животных

Повышение уровеня психолого-педагогических знаний

Тема « Стили и типы семейного воспитания

Ознакомление молодых родителей с понятием стилей и типами семейного воспитания

Формирование представления о социальных ролях матери и отца, на основе православных традиций.

чаепитие, дегустация выпечки молодых мам, фольклорные игры)

Повышение уровеня психолого-педагогических знаний

Мини-лекция с использованием видео с рекомендациями доктора Комаровского;

Получение знаний о том, что такое детские капризы, их причины появления и способы преодоления

Блок 2 Здоровьесберегающий - 5 мероприятий

Приобретение выпускниками знаний, необходимых для укрепления здоровья ребенка

Мини-лекция с привлечением узкого специалиста

Прослушивание рекомендаций медицинского работника

Привлечение к опыту организации режима дня в семье

Упражнение в построении режимных моментов в выходной день

Приобщение к опыту выполнять расслабляющий массаж

Занятие-практикум с привлечением узкого специалиста

Упражнения в выполнении расслабляющего массажа ребенку

Приобщение родителей и их детей к здоровому образу жизни

Участие в совместной физкультурной деятельности

Дать знания о том, как укреплять иммунитет ребенка

Мини-лекция с презентацией

Получение знаний о способах укрепления детского иммунитета

Блок 3. Правовой - 2мероприятия

Повышение родительской ответственности

Просвещение выпускников о недопустимости халатного обращения с детьми, соблюдении контроля за здоровьем и поведением ребенка

Приобретение выпускниками юридических знаний, связанных с соблюдением родительских обязанностей

Проект разработан Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике совместно с Управлением образования Администрации города Ижевска с целью вовлечения родителей в процесс противодействия наркотизации молодого поколения, оказания помощи в вопросах профилактики наркомании, информировании родителей о причинах и последствиях немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми, подростками и молодежью.

Дополнительная информация по телефонам: 41-45-57, заместитель начальника Управления образования Администрации города Ижевска Кузьмина Татьяна; 41-45-62, главный специалист-эксперт отдела дополнительного образования и воспитания Управления образования Администрации города Ижевска – Светлана Емшанова

Проект разработан с целью просвещения родителей воспитанников ДОУ в вопросах воспитания, развития и здоровья детей.

ВложениеРазмер
proekt_vseobuch.docx 22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация. Проект разработан с целью просвещения родителей воспитанников ДОУ в вопросах воспитания, развития и здоровья детей.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. Актуальность приобретают новые формы просвещения родителей. Одна из которых – родительский педагогический всеобуч. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.

Организация такой работы с родителями возможна в целостной системе мероприятий, таких как – родительский педагогический всеобуч.

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.

4. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

5. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Вид проекта: долгосрочный, комплексный, информационно-ориентированный.

Целевая группа: родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1. Предварительная подготовка.

2. Практическая часть.

Сроки реализации проекта: с 01.09.2016 по 31.05.2016.

Направления проектной деятельности:

  • информационное: подбор материала по тематике;
  • технологическое: разработка мероприятий;
  • организационное: проведение мероприятий и создание информационно-просветительской среды.

Основными направлениями реализации проекта создания родительского педагогического всеобуча являются:

  • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и ДОУ в процессе формирования личности ребёнка;
  • создание в дошкольном образовательном учреждении системы педагогического образования родителей;
  • формирование основ семейного воспитания у дошкольников;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье воспитанников, коррекция отклонений развития, пропаганда здорового образа жизни.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями воспитанников, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
  • гуманизации отношений и общения;
  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;
  • преемственности семьи, детского сада и, в дальнейшем, школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
  • сотрудничества по созданию Образа Человека.

Краткое описание проделанных мероприятий:

Аннотация проекта:

Социальный эффект, полученный от реализации проекта, заключается в его широкомасштабном просветительском характере, как на уровне Томской области, так и за ее пределами (для педагогов и родителей учащихся); в развитии и тиражировании проекта через школу лекторского мастерства и образовательный ресурс сети Интернет; в приобретении родителями навыков семейной профилактики как гаранта успешного воспитания ребенка в семье.

География проекта

Преимущественно Томская область

Оргкомитет проекта

Акимова Елена Федоровна, руководитель проекта

Колесникова Нина Владимировна, методист проекта,

Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект

Практика показывает, что современные родители испытывают потребность в психолого-педагогических знаниях, готовность преодолевать трудности в общении с детьми и т.д. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения проблем в воспитании детей, определяют содержание и формы родительского всеобуча, в том числе, по вопросам формирования навыков семейной профилактики.

Актуальность проекта:

— защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

— содействие развитию культуры семейного воспитания, ответственного отношения родителей (законных представителей) к воспитанию детей;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, обеспечивая тем самым их социальную, коммуникативную и психолого-педагогическую компетентности.

Важным результатом реализации Стратегии является, в том числе, снижение уровня негативных социальных явлений в детской среде.

Основные целевые группы проекта

Педагоги и родители детей и подростков образовательных организаций Томской области.

Основная цель проекта

Поддержка семейного воспитания средствами просветительской деятельности.

Задачи проекта

1. Поэтапная разработка и внедрение в образовательную практику комплекса эффективных научно-популярных лекций для педагогов и родителей, направленных на формирование навыков семейной профилактики.

2. Развитие проекта через ресурс сети интернет (сайт проекта) и школу лекторского мастерства.

Методы реализации проекта:

1. Описательный метод.

Формирование содержания проекта основано на дифференцированном подходе в работе с педагогом (как потенциальному лектору родительского всеобуча) и родителями (как слушателю родительского всеобуча) по теме проекта и включает в себя два раздела:

2. Систематизация и распространение перспективного лекторского опыта работы с педагогами и родителями.

В 2010 году впервые разработано и распространилось методическое пособие для классных руководителей 5-9 классов по теме проекта. Методическое пособие включало цикл лекций для родителей, который охватывал максимальное количество вопросов, связанных с семейными факторами риска и защиты. Материалы пособия содержали не только обоснованный и актуальный перечень тем лекций, но и некоторый минимумом необходимой информации, определяя основные точки самостоятельного поиска, как классного руководителя, так и родителей в области теории и практики каждой рассматриваемой проблемы. Комментарии к лекциям содержали доказательный информационный материал. Раздаточный материал для родителей, оформленный в форме Блокнота содержал полезные советы и рекомендации.

Важными составляющими организационных условий реализации проекта является:

— создание и продвижение сайта социально-просветительского проекта;

— разработка и распространение издательской продукции проекта;

— партнерское взаимодействие с ведущими учеными, научными и другими заинтересованными организациями;

— финансирование проектных мероприятий;

разработка и научно-методическое обеспечение программы Школы лекторского мастерства для педагогов.

1. Разработка материалов проекта и их экспертная оценка.

2. Организационный (первое полугодие 2017 г.). Презентация проекта. Продвижение сайта проекта. Формирование состава участников. Определение круга партнерских отношений. Разработка и согласование плана мероприятий проекта. Апробация разработанного цикла научно-популярных лекций.

3. Основной этап (2017-2018 учебный год).

Реализация мероприятий проекта. Развитие сайта проекта.

Ожидаемые результаты:

Количественные показатели

Численность вовлечения участников проекта в мероприятия:

— охват составит до 30% педагогов от всего количества находящихся в образовательной системе Томской области (ступень основного общего образования);

— позитивная динамика расширения участников проекта.

Качественные показатели

Владение педагогами и родителями основными навыками семейной профилактики (психолого-педагогической компетентности в сфере семейного воспитания), в том числе:

— навыки доверительного контроля и отношений в семье;

— навыки культуры общения, правовой, психолого-педагогической культуры и др.

Читайте также: