Зайцев преподобный сергий радонежский анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ Сергия Радонежского в повести Б. Зайцева

1.1. Писатель Б.К.Зайцев и Россия с.7- 9

1.2. Путь любви к людям и Богу с.9-26

Библиографический список с.34-36

Приложение 1 Глоссарий с.37-38

Приложение 2 с.39-46

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

проанализировать, как на примере жизни великого святого земли Русской писатель Б.К.Зайцев показал путь Любви к людям и Богу, пошаговое восхождение Сергия к святости; понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни государства;

показать, как можно использовать данный материал в работе по воспитанию в детях милосердия, доброты, любви к ближнему, уважения к историческому прошлому России.

Методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение материала.

«Желаю лучше учиться, нежели учить”, - говорил Сергий Радонежский ученикам. Но он учил, учил своим поведением, всем образом жизни, “учил собой”, - писал Борис Зайцев. Неслучайно эпиграфом к своей работе я взяла слова из Евангелия: “Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. Светлый образ Преподобного Сергия всегда волновал сердца людей. На протяжении многих веков после его смерти и до наших дней писатели и художники обращались к этому образу.

Почему образ Преподобного Сергия так взволновал писателя Б.Зайцева в 30-е годы 20 века? - проблемный вопрос, ответ на который я постараюсь дать в своей работе.

Актуальность работы заключается в том, что Сергий Радонежский в своё лихое время проповедовал духовность, которой так не хватает в наше время . В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского, и мы — потомки — должны помнить о том, что подвиги не всегда могут быть громкими победами, что подвиг Преподобного Сергия велик своим примером и жизненной позицией.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из 2 глав, и заключения.

1 глава имеет теоретический, реферативный характер. В этой главе я постаралась показать, как писатель Б.К.Зайцев шел к созданию образа Преподобного Сергия Радонежского, следуя канонам древнего жанра жития, и в то же время, нарушая эти законы, подчиняя повествование художественной задаче: создавая образ Преподобного Сергия Радонежского, исследовать корни русской духовности как основы национального характера.

Е. Е. Голубинским (1834-1912), - наиболее полное, обстоятельное и авторитетное научно-историческое сочинение, посвященное знаменитой русской обители и ее основателю.

Частично при написании работы была использована литература, указанная в библиографическом списке.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что она может быть полезна учителям при проведении уроков литературы и внеклассных мероприятий, на которых мы учим детей размышлять о ценностных ориентирах человека, о нравственном выборе, о смысле жизни, о том, ради чего стоит жить.

Первая глава

Писатель Б.К.Зайцев и Россия.

Непростая жизнь беженца, как, впрочем, и жизнь всякого человека, была наполнена своими печалями и радостями. Только, пожалуй, на чужбине они воспринимались острее, больнее, с какой-то, может быть, яркой силой.

1.2. Путь любви к людям и Богу.

Удивительная гармо­ния внутреннего мира художника и его творчества, художественные достоинства его произведений, продолжение им лучших традиций русской литературы дали основание современникам говорить о Зай­цеве как о классике отечественной литера­туры и последнем (учитывая дату смерти — 1971 год) представителе литературы Се­ребряного века.

Оказавшись вдали от родины, писатель, быть может, еще сильнее, еще больнее почувствовал коренную, неистребимую связь с Россией, с Православием, со своим народом. Естественным было стремление сказать об этом, выгово­риться, исповедаться в любви к Отечеству. Именно такой исповедью и стала его историко-философская книга о Сергии Радонежском.

Автор размышляет, но не навязывает свою позицию читателю (что подтверждает наличие вводных слов в суждениях), и словно приглашает нас к раздумьям, побуждая тем самым активнее следить за повествованием, глубже прочувствовать и осмыслить жизненный путь Сергия, понять движения его души. И делает он это вполне естественно, органично — отклик читателя в дан­ном случае логически предопределен.

Каждая из глав книги открывает новый этап жития преподобного, это как бы ступени лествицы, по которой восходит Варфоломей-Сергий к Богу.

Наивно полагать, мне кажется, что св. Сергию в особенно трудные, первые месяцы одиночества помог тысячелетний опыт монашества. Опыт одиночества передать невозможно. К этому человек приходит сам, перешагнув через себя, и учась у самого себя, и поддерживая сам себя.

Безусловно, эти заключительные слова повести писатель обращал, в пер­вую очередь, к своим современникам — русским людям, оказавшимся волею судьбы на чужбине, стремясь поддержать бодрость духа соотечест­венников, помочь им достойно пройти через тернии изгнаннического бытия, помочь остаться русскими. Но равным образом слова эти обращены и к нам, читателям начала ХХI века…

Глава вторая.

Целью первого урока является развитие у учащихся навыков анализа информационного текста, монологической речи, логического мышления, коммуникативных навыков средствами технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) и ИКТ.

Задачи, которые решаются на уроке:

создание условий для расширения кругозора учащихся, углубления знаний об истории Древней Руси и личности Сергия Радонежского;

развитие умения работать с информационным текстом, анализировать материал, систематизировать и обобщать его, графически оформлять материал в виде кластера, таблицы “ Журнал исследования”; развитие навыков совместной работы в группе, умения высказывать и отстаивать собственное мнение.

Средства обучения: информационный текст из Интернета, иллюстрации, справочная литература.

Техническое оснащение: компьютеры, доступ к Интернету, проекционная система.

Класс разбивается на микрогруппы (по желанию учащихся или с использованием жеребьевки), выбирается хранитель времени, который фиксирует время на этапах работы в группах.

Стадия “Вызов” .

Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.

Кто наш герой? (Учащиеся называют варианты).

Значение стадии вызова. Осуществление нескольких познавательных видов деятельности. 1) Вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Далее идет чтение и осмысление текста.

Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. Приемы на этой стадии: чтение с остановками с соответствующей системой вопросов. Значение смысловой стадии: 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова;

2) Поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) Критический и сравнительный анализ и синтез осуществляются на этой стадии.

На второй стадии учащиеся записывают все, что знают о жизни Преподобного Сергия в первый столбик таблицы, которая называется “Журнал исследования”.

Что известно по теме

Что узнал из текста.

Отводится 2-3 минуты на выполнение, хранитель времени засекает время.

(По окончании работы учащиеся по очереди озвучивают свои варианты, а без каких – либо комментариев я фиксирую их на доске.)

На следующем этапе урока дети должны сформулировать определение понятия “Жизнь и подвиги святого Сергия ”, используя только записи на доске. Получившееся определение надо записать в первый столбик.

Жизнь и подвиги святого Сергия – это время…

Как вы думаете, верно ли вы охарактеризовали жизнь великого подвижника на данном этапе? Все ли вам известно об этом?

На эту работу отводится 15 мин.

Этап обмена информацией. По окончании анализа текста дети обмениваются новой информацией с одноклассниками. (На этом этапе для ускорения процесса обмена информацией и для того, чтобы каждый ученик смог проговорить новую для себя информацию необходимо разбиться на группы).

На следующем этапе идет анализ уровня сохранения информации. Сравниваем уровень знаний в начале урока (возвращаемся к записям на доске) и сейчас. Что вы можете сказать по этому поводу?

Можно начать так: В начале урока я знал, что …, а сейчас знаю, что …

Чтобы проверить, действительно ли дети сохранили информацию, я предлагаю для выполнения несколько заданий различного типа.

Нужно выбрать столько, , сколько они смогут выполнить. Создайте собственный электронный (или рукописный) текст.

Закончите предложения, вставив пропущенные слова:

Жизнь Святого Сергия можно охарактеризовать как…

В своей жизни Святой Сергий…

Выскажите свое мнение по поводу высказываний:

Сергий Радонежский смог достичь святости только при абсолютном доверии к Слову Божию и вере в Силу Божию..

Сергий Радонежский смог достичь святости, потому что был воспитан к любви к людям и Богу.

Таким образом, большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни. Литература Древней Руси – это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является

Итак, я считаю, что цель моей работы достигнута. Я познакомилась с литературой по изучаемой проблеме «Образ Сергия Радонежского в повести

✨Бетховен — одно из величайших явлений мировой культуры. .

Музы Музы, мусы (M o u s a i, "мыслящие"), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокре.

Свиридов — последний из русских композиторов, который относился.

, таинственный город из глубины веков. В наши дни существует немало люде.

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Непростая жизнь беженца, как, впрочем, и жизнь всякого человека, была наполнена своими печалями и радостями. Только, пожалуй, на чужбине они воспринимались острее, больнее, с какой-то, может быть, яркой силой.

В сердце светлой памяти короля Александра I Карагеоргиевича Россия занимала особое место — второе Отечество — и этим сказано все! Сербия приняла наших изгнанников в свое материнское лоно. Но не только тех русских, которые нашли здесь свое пристанище, опекал король Александр. Он явился настоящим меценатом для деятелей русской культуры, рассеянных по Европе: Бунин и Шмелев, Гиппиус, Ремизов, Куприн, Зайцев, жившие в Париже, и многие другие ощущали его постоянную поддержку. На Белградский форум съехались писатели из многих стран Русского рассеяния. 29 сентября король Александр пожаловал четырнадцати писателям высокий орден св. Саввы, сре­ди них был и Борис Константинович Зайцев. Думается, что именно для него, человека православного, эта награда имела особое значение; и для нас факт этот наполняется специальным смыслом — вот так, просто, поземному великий святитель Сербский прикоснулся к груди, сердцу, душе писателя…

Оказавшись вдали от родины, писатель, быть может, еще сильнее, еще больнее почувствовал коренную, неистребимую связь с Россией, с Православием, со своим народом. Естественным было стремление сказать об этом, выгово­риться, исповедаться в любви к Отечеству. Именно такой исповедью и стала его историко-философская книга о Сергии Радонежском.


Автор размышляет, но не навязывает свою позицию читателю (что подтверждает наличие вводных слов в суждениях), и словно приглашает нас к раздумьям, побуждая тем самым активнее следить за повествованием, глубже прочувствовать и осмыслить жизненный путь Сергия, понять движения его души. И делает он это вполне естественно, органично — отклик читателя в дан­ном случае логически предопределен.

Каждая из глав книги открывает новый этап жития преподобного, это как бы ступени лествицы, по которой восходит Варфоломей-Сергий к Богу.


Показывая роль Сергия в строительстве государства, Зайцев, в частности, рассказывает о миротворческом хождении преподобного к Рязанскому князю Олегу, давнему врагу Москвы. Присмотримся, как сделан этот эпизод в повести.

Значительное место в главе уделено рассуждениям о политике и борьбе князя Димитрия за объединение русских земель вокруг Москвы. И вот, наконец, одно из важнейших земных деяний Сергия — благословение князю на Кули­ковскую битву.


Безусловно, эти заключительные слова повести писатель обращал, в пер­вую очередь, к своим современникам — русским людям, оказавшимся волею судьбы на чужбине, стремясь поддержать бодрость духа соотечест­венников, помочь им достойно пройти через тернии изгнаннического бытия, помочь остаться русскими. Но равным образом слова эти обращены и к нам, читателям начала ХХI века…

Жизнеописание Сергия Радонежского было написано Борисом Зайцевым в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Повествование о жизни очень известного и весьма почитаемого на Руси святого не могло не заинтересовать читателей, принадлежавших к различным слоям общества. Сам автор признается, что выбранная им тема не могла бы быть раскрыта в дореволюционные годы, когда жизнь текла относительно неторопливо и спокойно. И действительно, после прочтения этого произведения возникает непоколебимая уверенность в том, что именно в периоды сильнейших

потрясений государственного строя, обывательской жизни, самого мироустройства может появиться такое повествование, проникнутое искренней печалью, светлой любовью, неугасимой надеждой – теми чувствами, которые переполняют душу человека, любящего свою Отчизну и страдающего вместе с ней. Святой старец изображен в жизнеописании традиционно, образ русского святого раскрыть полно и многопланово.

Основным качеством Сергия Радонежского Зайцев называет “скромность подвижничества”. Главный герой произведения не проявляет никаких особенных талантов, не владеет ораторским искусством и даром убеждения,

но при этом от него исходит какой-то особый немеркнущий свет, который показывает дорогу заблудшим душам и выводит их на путь истинный. Жизненный путь самого Сергия к вершине человеческого бытия – святости – был постепенным, лишенным драматических потрясений и героических поступков, словно святость, как некое душевное качество, накапливалась в нем постепенно, в течение всей жизни. Сергий Радонежский, несмотря на свою безусловную доброту, вовсе не мягок характером – в своем смирении и кротости он твердо стоит на свое линии, не участвуя в волнениях и зная, чего он хочет от жизни. Например, во время во время возмущений среди монахов Сергий не участвовал в выражении недовольства, при этом он и не стремился наставить своих братьев в Христе на путь истинный – он, будучи уже весьма немолод, взял свой верный посох и ушел прочь, “в дикие места”, где впоследствии основан монашеский скит Киржач.

Святой также не принял от своего хорошего друга, московского митрополита Алексия, золотой крест, сказав следующие слова: “От юности я не был златоносцем, а в старости тем более желаю пребывать в нищете”. На мой взгляд, автор жития преподобного Сергия Радонежского ставил перед собой задачу не просто описать подвиг всей жизни святого и его помощь в победе русских во время Куликовской битвы. Сей исторический факт известен всем и не нуждается в дополнительной демонстрации.

Суть произведения заключается в понимании, как же отроку Варфоломею удалось достичь полного самоотречения, как он сумел подняться к самому главному подвигу всей его земной жизни. Да, ему не удалось полностью освободить родную землю от пришлых захватчиков, но именно Сергий, как талантливый строитель, сумел заложить прочный фундамент духовности, который в дальнейшем стал основой новой России.

Читайте также: