Зачем нужен план работы с обучающимися с овз в школе
Обновлено: 04.07.2024
Цель: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ
3. Помощь детям с ОВЗ в освоении образовательной программы начального общего образования и интеграции в образовательном учреждении
4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ
5. Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ
6. Разработать упражнения и занятия по развитию познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Ожидаемый результат программы:
- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- адекватное восприятие учебного материала ребенком с ОВЗ
- конструктивное межличностное взаимодействие, терпимость со стороны сверстников к ребенку с ОВЗ
- развитые компенсаторные навыки, выравнивание психофизических нарушений.
Салькова Дарья Петровна
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
· Патологическая инертность нервных и психических процессов;
· Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
· едостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
· Низкая точность и прочность запоминания;
Учебная карта
Предметы, изучаемые с удовольствием
Предметы, вызывающие трудности
Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ:
Личностные особенности
Мероприятия
Ответственный
Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
Работа с семьей
Адресные посещения, постоянный контроль
Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение
Индивидуальная коррекционная работа по развитию интеллектуальных способностей
Повышение воспитательной и педагогической компетенции.
Регулярный медицинский осмотр ребенка
Сужен объем зрительного восприятия, затруднено
1. ориентирование. Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, с трудом отличает съедобное от несъедобного. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность
2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).
3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
Взаимодействие с социальным педагогом школы, классным руководителем
Консилиум на базе школы
Консультирование классного руководителя
Обучение ребенка навыкам конструктивного диалога
Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает. Даша привязана к педагогам, которые с ней занимаются. Она очень долго привыкает к учителю. Относится настороженно. Если ей кто-то не нравится, будет молчать, может плакать.
Психогимнастика и психотерапевтические методы
Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выраженной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие самостоятельности и инициативы.
Отреагирование негативных эмоций, релаксация
Обучение навыкам распознавания и выражения эмоций
У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства носят иной характер, чем у нормально развивающихся детей, заключающийся, прежде всего, в незрелости, что обусловлено особенностями их потребностей, мотивов и интеллекта. Тревога у таких детей довольно часто скрывается за агрессивностью и проявляется в речи, манерах поведения, внешнем виде. Однако это лишь способы избавления от собственных комплексов, чувства неуверенности в себе, осознания своей неспособности жить, как хотелось бы ребенку.
На перемене не отдыхает, ходит кругами по классу. Повторяет одни и те же движения.
Преобладание игровой мотивации
Обучение навыкам самоконтроля
План индивидуальной работы
Отметка о выполнении и динамике
Изучение личности учащегося, составление характеристики
1. В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность
2. Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).
3. Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
стала более общительной, привыкла к педагогам, которые с ней занимаются. Замыкается, если заходят другие педагоги и задают вопросы. Даже может заплакать.
Изучение жилищно-бытовых условий
У Даши имеется все необходимое для занятий и обучения. В доме чисто. Есть свое рабочее место, своя комната. Много игрушек, книг и развивающих игр.
Стала писать очень аккуратно, старается. Любит, когда ее хвалят.
Посещение на дому
Вовлечение в систему дополнительного образования
В течение года стараемся вовлекать Дашу в различные конкурсы школьного и районного уровней.
Даша участвовала в школьных и районных конкурсах рисунков и чтения стихов. В районном конкурсе рисунков заняла 3 место, в конкурсе чтецов-участник.
Контроль за учёбой, выполнением д/з
Даша всегда выполняет домашнее задание под руководством мамы.
Стала самостоятельно выполнять д/з, если что-то не понятно спрашивает у мамы или старшего брата. Стала быстрее заучитать стизи, лучше рисовать, штриховать и красить. Научилась в пределах 20 считать по линейке.
Контроль поведения в школе
Даша не умеет в достаточной мере слушать то, о чем ее спрашивают, и не всегда отвечает на заданный вопрос. В одних случаях — молчит, в других отвечает невпопад. Очень многое зависит от настроения. На музыке часто плакала. Не любила слушать и петь песни.
Стала здороваться с другими учителями, сама ходит в туалет, знает, где находится столовая. Стала слушать музыку и иногда петь.
Цикл индив. бесед
У Даши недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Ее затрудняет решение простейших практических задач, таких, как объединение разрезанного на 2-3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной данной.
1.Как вести себя в школе и дома.
2. Любовь к родителям и уважение к учителям.
4. О правилах поведения в общественных местах.
5. Для чего нужно учиться в школе?
6.Азбука дорожного движения.
7.Кем я хочу быть?
8. Я- прилежный пешеход!
10.Участие в конкурсах
11.Мои успехи и неудачи в учебе (Итоги за год).
12.Викторина по сказкам.
У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.
С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.
Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.
1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:
- занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;
- мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему чаду выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;
- учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;
- начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;
- для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;
- весь процесс обучения должен быть соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;
- установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;
- навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола.
· Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.
· Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.
· Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.
· бъяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.
· Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.
· Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.
Школы, в которых обучаются дети с ОВЗ, к началу нового учебного года должны подготовить адаптированную основную общеобразовательную программу. В документе много нюансов, и при его подготовке важно соблюсти регламент по части структуры и содержания. Рассказываем, как разработать АООП.
Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы
Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.
Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.
Варианты соотношения частей учебного плана
Варианты 1 и 2
80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.
Второй этап. Продумываем пояснительную записку
Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.
Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана
Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.
В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.
А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.
Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.
Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.
По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.
В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.
В учебном пособии рассматривается существующая система коррекционной помощи детям с нарушенным слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие и имплантированные дети) в дошкольном и школьном возрасте в учреждениях здравоохранения и в образовательных организациях.
Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана
Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?
- больше времени на учебные предметы обязательной части;
- дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
- внеурочная деятельность.
Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность делится на две части:
- максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
- минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.
Как подсчитать часы внеурочной деятельности?
Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.
Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий
Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.
Коррекционные занятия для первого варианта АООП
Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные занятия для второго варианта АООП
Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.
На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с ОВЗ
классный руководитель 5 В класса
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе Федерального закона об образовании от 29.12.2012 №273 - ФЗ.
- Выявление особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и индивидуальных возможностей
- создание условий для освоения ребёнком с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования
- повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития
- корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики
- способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей
Карта сопровождения ребёнка с ОВЗ
Фамилия, имя, отчество:
Фамилия, имя, отчество матери
Фамилия, имя, отчество отца
Статус ребенка – ребенок с ОВЗ
Дата прохождения ТПМПК
Рекомендованная образовательная программа - ФГОС ООО
Фактически реализуемая образовательная программа - ФГОС ООО
Форма обучения - очная
План индивидуальной работы классного руководителя с учащимся с ОВЗ
Содержание работы
Ответственные
Изучение состояния здоровья, возможностей учащегося с ОВЗ по карте ИПР
Классный руководитель, медработник, педагог психолог
Изучение личности учащегося с ОВЗ
Классный руководитель, педагог психолог
Изучение семьи и семейных отношений учащегося с ОВЗ
Изучение интересов и способностей учащегося с ОВЗ
Классный руководитель, педагог психолог
Вовлечение учащегося с ОВЗ во внеурочную деятельность
Классный руководитель, педагог - организатор
Изучение микроклимата в классном коллективе, в котором обучается учащийся
Классный руководитель, педагог психолог
Контроль за успеваемостью
Классный руководитель, учителя предметники
Оказание своевременной помощи в обучении
Классный руководитель, учителя предметники
Индивидуальный план воспитательной работы классного руководителя с обучающимся с ОВЗ
Направления социализации
Художественное ( организовать участие ребенка в концертах, выставках, конкурсах творческих работ и проектов )
индивидуальная работа, групповые – участие в представлении класса
положительный, принимала активное участие в мероприятии
положительный, принимала активное участие в подготовке и проведении мероприятия
Интеллектуальное ( организовать участие в предметных конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предметам, посещение элективных курсов и факультативов)
Участие в конкурсах, олимпиадах, проводимых в течение учебного года.
призер школьной олимпиады по английскому языку, участник школьной олимпиады по истории
Социальное (вовлечение в общественную жизнь школы, класса, профориентация; развитие ответственности за порученное дело; работа с родителями и т.п.)
Посещение ребенка на дому классным руководителем (определение условий проживания и готовности к учебному году: наличие учебников, школьно-письменных принадлежностей, рабочего места и т.д.).
условия проживания и готовность и готовность к учебному году хорошие
Формирование толерантного отношения в обществе к проблемам детей с ОВЗ
толерантное отношение одноклассников к обучающимся с ОВЗ
Выполнение поручений в классе
поручения выполняются вовремя и с ответственностью
Досуговое (привлекать к прогулкам, объединениям дополнительного образования, посещению секций, кружков)
Прогулка по городу с классом
Занятия в художественной школе
Культпоход в кино
Спортивное (организовать участие в спортивных праздниках и соревнованиях, посещение спортивных секций).
Секция настольного тенниса
Элементы системы работы с родителями по социально-педагогической поддержке семей
Цель: организация работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
План организации работы классного руководителя по социально-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи
1.Беседа «Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни
Систематическая социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями
Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей.
Родители получили знания и умения, необходимые им для конструктивного взаимодействия с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи в целом, умеют применять их на практике
Систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;
Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи
Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Систематическая и психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки и т.п.;
взаимодействие с ребенком и окружающими, для нормализации жизни семьи
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
Систематическая и психолого-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Основные темы занятий группы определены в зависимости от потребностей родителей
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;
Пропаганда возможностей и достижений детей с ОВЗ например, выставки художественного творчества;
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
2.Патронаж. Заполнение с получателями услуги анкеты - опросника, обобщение результатов анкетирования
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей в домашних условиях
Создание социально-педагогических условий для эффективного психического развития;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития;
Родители получили индивидуальную поддержку в зависимости от проблем семьи
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;
Актуализация позитивных навыков и опыта, полученных родителями во время работы
2.Проведение итогового занятия
Систематическая и социально-педагогическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде бесед, обсуждений;
Оказание помощи родителям по организации воспитания и обучения своих детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ по биологии
Цели обучения биологии для детей с ОВЗ следующие:
овладение комплексом минимальных географических (биологических) знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности;
развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
формирование предметных основных общеучебных умений;
создание условий для социальной адаптации учащихся.
Карта формирования УУД у учащегося 5 В класса МБОУ СОШ №6
Классный руководитель Антонова Е.Ю.
Сроки мониторинга
Промежуточный
2. Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
умение использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
умение оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД
умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
умение отвечать на вопросы учителя.
умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3 б – устойчивое проявление (Высокий уровень), 2 б – частое проявление (Повышенный уровень), 1 б – эпизодическое
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовую школу.
Система работы с обучающимися с ОВЗ на уроке
Подготовила: учитель начальных классов
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовую школу.
Должна быть выработана определенная система работы с обучающимися с ОВЗ в помощь учителям массовой школы.
При работе с детьми с ОВЗ использую следующие методические приемы:
Следует придерживаться
следующих правил работы:
Рекомендации учителям при работе с ребенком с общим недоразвитием речи
Рекомендации учителям при работе с ребенком с нарушением слуха
Рекомендации учителям при работе с ребенком с расстройством аутистического спектра
Рекомендации учителям при работе со слабовидящими школьниками
Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита внимания, гипереактивностью
Рекомендации по обучению детей с ЗПР
Рекомендации по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Автор: Каракутова Светлана Николаевна
Организация: МБОУ Комиссаровская СОШ
Населенный пункт: Ростовская область, п.Розет
«Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно
не рождается. Каждый ребёнок есть
явление в земную жизнь. Он родился
потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа вошла в список учебных заведений, в которых создаются условия для реализации модели инклюзивного образования. Наша цель вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс.
С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, плохим зрением, задержкой психического развития различного генеза, зачастую осложненная эмоционально-волевыми нарушениями, а также гиперактивностью и чрезмерной возбудимостью нервной системы.
Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают учащиеся с задержкой психического развития. Эта категория детей наиболее многочисленно представлена в общеобразовательных школах.
В наиболее благополучных случаях часть детей с ОВЗ успешно адаптируется в пространстве общеобразовательной школы и не нуждается в специальных условиях воспитания и обучения. Тем не менее неуклонно растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи.
В организации учебного процесса для детей с ОВЗ обязательным становится принцип коррекционной направленности обучения, предполагающий активное воздействие на их сенсорное, умственное и речевое развитие . И подход к данной категории детей должен быть особый, совершенно иной, чем к обычным детям. Очень часто учителю на уроке приходится быть и артистом и врачом и психологом, работая с данной категорией детей. Зачастую приходится полностью перестраивать весь заранее намеченный план урока, включать дополнительные паузы, минутки релаксации, и вообще сочинять на ходу.
В настоящее время многие дети с проблемами поведения и особенностями развития эмоционально-волевой сферы все еще не получают адекватного обучения и воспитания. Большая часть их оказывается выключенной из образовательного процесса, получает образование значительно ниже своих возможностей или обучается индивидуально и не имеет возможности контактировать со сверстниками. В школе дети сталкиваются с большим количеством различных правил и ограничений. Любому ребенку требуется время, чтобы организовать свое поведение в соответствии с этими правилами.
Хотелось бы рассмотреть группы детей с ОВЗ, наиболее часто встречающиеся в школе и специфические методы и приемы работы с ними.
1 группа – дети с ЗПР различного генеза.
– занимательные формы работы: игра, ребусы, кроссворды; составление стихотворений, загадок, проведение конкурсов, викторин;
– введение физминуток через каждые 15-20 минут урока;
– создание ситуации успеха на уроках;
– поэтапность преподнесения учебного материала;
– увеличение объема тренировочных упражнений;
– создание системы повторения пройденного материала;
– формирование учебных интересов;
– поэтапное предоставление инструкции ребенку, при выполнении какого-либо задания, т.е. дробление заданий на более простые составляющие;
– переключение с одного вида деятельности на другой .
2 группа – дети с ЗПР, осложненной эмоционально-волевыми нарушениями (расторможенность, агрессивность, вспышки гнева).
– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;
– обеспечение постоянного места проведения уроков, четкое соблюдение единых требований к ребенку со стороны всех педагогических работников;
– четкое следование постоянно выработанному режиму дня ребенка как учителями, так и родителями;
– дозированное применение прямой вербальной инструкции и максимальное использование опосредованной организации ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения, включением в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка;
– оказание физической помощи ребенку в управлении своими руками, мелкой моторикой при выполнении различных заданий на уроках;
– применение физических разгрузок, пауз, физкультурных минуток и т.д.;
3 группа – дети с ЗПР и различными нарушениями речи (ОНР, ФФН, дисграфия и т.д.).
– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;
– разнообразные логоритмические упражнения и различные речевые игры;
– формирование навыков автоматизации и дифференциации звуков у учащихся;
– формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков во всех ситуациях общения;
– расширение объема активного словаря учащихся, обогащение речевых впечатлений детей;
– мотивирование детей к общению, формирование потребности в общении, обучение собщению со взрослыми и сверстниками;
– обучение навыкам грамотного, последовательного пересказа прочитанных текстов.
– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;
– дополнительные индивидуальные задания, которые можно использовать в момент, когда ребенок устал;
– развитие творческих способностей, использование их потенциала на уроках общеобразовательного цикла;
– самостоятельная работа на уроке с дополнительными источниками информации ( энциклопедии, справочники, словари);
– применение элементов арт-терапии на уроках общеобразовательного цикла (лепка, рисование, музыка);
– прослушивание спокойной, расслабляющей, успокаивающей музыки на уроках, в момент, когда ребенок возбужден;
– терпение и терпимость со стороны учителя, умение прощать.
– создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе;
– отвлечение ребенка от ухода в болезнь;
– интересное, доступное, личностно - и практико- ориентированное содержание уроков;
– проявление педагогического такта учителем;
– активная смена видов деятельности;
– активация всех каналов восприятия: подкрепление рассказа просмотром видео, демонстрация наглядности;
– применение элементов лечебной физической культуры на уроках и переменах.
У меня в классе обучаются дети с ЗПР, поэтому самое главное в работе - не навязывать обучающимся своего мнения о решении поставленной проблемы, а
Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится.
Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для школы. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность. Школа обязана дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.. .
Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми.
2.Дубровина, И.В.Рабочая книга школьного психолога[Текст]/И.В.Дубровина, М.К. Акимова, Е.М.Борисова.- М.: Просвешение.1991.-31
3. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. 184 с.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.
Мельник Ю. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья: монография /Под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др]. Красноярск: Центр информации, 2012. С. 185 - 207 (1,11 п.л.)
Читайте также: