Докажите что философия в средние века являлась служанкой богословия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для добавления вопроса на сайт, блог или форум просто скопируйте и вставьте в html код:

Средневековая философия представляет собой огромный отрезок в истории европейской философии (1-15 веках), который непосредственно связан с христианской религией. В средневековье философия играла роль служанки религии , так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфической чертой средневекового мышления был теоцентризм , согласно которому центром и началом всего существующего, главным началом является Бог. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм - учение о том, что все существующие сотворено Богом из нечего одной лишь его волей. Бог мыслиться как бесконечный, всемогущий, абсолютно не материальный и вместе с тем являющийся личностью. Бог - не только творец но и гарант существование мира. Без Бога мир превратился бы в хаус.

Антропоцентризм - учение о человеке как венце творения , центральном объекте мира, созданному по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни - в заботе о душе, подготовке ее к жизни вечной. Главная помеха на этом пути - тело и его потребности, с которыми надлежало бороться, ведя аскетический образ жизни.

Провиденциализм - учение о предопределении всего происходящего в мире Божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, тверда веря в Божественную мудрость и справедливость.

Эсхатология - учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечество были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мертвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.

Откровение - учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которая не возможна получить обычным путем. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума. В позднем Средневековье появляется "теория двух истин", примеряющая веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же - инструмент познания земного, естественного мира. В месте вера и разум дают целостное представление о мире. Но приоритет все же принадлежит вере.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика .

Патристика - этап в истории философии, охватывающий период 1-7 век. Для патристики характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми "отцами - основателями церкви" - Августином Блаженным, Василием Великим и другие) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и другое.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признания в каждом человеке уникальной личности с ее морали, ценности, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении "о граде Божьем" Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, то есть светский мир и град Божий - единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

1. В мире все имеет свою причину, следовательно существует и первопричина - Бог.

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель - Бог.

3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое - Бог.

4. Все, что существует, имеет различной степени качества, следовательно, должно быть высшее качество - Бог.

5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель - Бог.

Для средневековой философии в Европе очень важной была полемика между реализмом и номинализмом по вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия. Общие понятия (универсалий) существуют реально. Отсюда и термин "реализм". Причем, общие как нечто идеальное предшествует вещи (Альберт Великий, Фома Аквинский). Согласно взглядам номиналистов, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и по мимо единичных вещей. Общее понятие (универсалий) - это звуки голоса (номинал). Отсюда название "номинализм" (П. Абеляр, У. Оккам и другие).

Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и Нового времени.

Монах-бенедиктинец Петр Дамиани, философ и богослов Фома Аквинский, католический историк Цезарь Бароний — все они в разное время так или иначе формулировали похожие утверждения.

Схоластика

Из науки, познающей и пытающейся объяснить окружающий мир, философия на целых 10 веков превратилась во вспомогательную дисциплину, призванную трактовать Святое Писание так, как этого требовала церковь.

И именно в этот период (Средние века) сформировалась схоластика.

Схоластика — это .

Схоластика — это сплав философии и богословия, целая эпоха в развитии философских учений, совпадающая с огромным периодом в истории человечества, который мы называем Средними веками.

Начало Средневековья совпало с падением Римской империи в V веке. Это слом эпох, кризис, который определил развитие Европы на много веков вперед. Культура, образование, философия и религия — все круто меняется. На смену языческому многобожию Древнего мира приходит новая религия — христианство.

Среди общего упадка христианские монастыри становятся центрами развития культуры и образования.

Монастырь

*Монастырь Сен-Виктор близ Парижа стал центром схоластики в XII веке

Новую философию называют схоластикой. Это направление, опираясь на лучшие достижения древнегреческих мыслителей (в основном на логику Аристотеля и учение Платона), повернуло философию в христианское русло.

В развитии схоластики можно выделить четыре периода:

  1. VI–IX века. Подготовка почвы.
    Значимые имена: ирландский философ Иоанн Скот Эриугена (около 810–877), римский философ Боэций (480–524).
  2. IX–XII века. Интенсивное формирование.
    Значимые имена: итальянский архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), французский теолог Пьер Абеляр (1079–1142).
  3. XIII век. Расцвет.
    Значимые имена: итальянский философ-богослов Фома Аквинский (1225–1274), немецкий алхимик Альберт Великий (1193–1280), английский монах-естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214–1292), генерал францисканского ордена Бонавентура (1221–1274).
  4. XIV-XV века. Упадок.
    Ярчайший представитель — английский монах-францисканец Уильям Оккам (ок. 1285–1349).

Первые университеты — центры схоластического учения

Изначально схоластикой называли школьные предметы в монастырских школах, а схоластами — учителей.

В конце концов сложилась система образования, где для освоения схоластической науки нужно было пройти несколько ступеней.

В XI–XII веках в Болонье и Париже появились первые университеты, и при активной поддержке католической церкви к XV веку в Европе сформировалась сеть университетов.

Университет

*Болонский университет основан в 1088 году

Церкви нужны были ученые, способные трактовать Священное Писание, но чтобы пресечь невежество и самодеятельность, к истолкованию и изучению Библии допускались только студенты, прошедшие все ступени обучения.

Суть средневековой схоластики

Схоласты считали, что Бога можно и нужно постигать через логику и философские рассуждения.

Что нужно для хорошего схоластического диспута?

    Библейские тексты и комментарии к ним непререкаемых авторитетов — патрициев.

Особо почитаются три Великих Святителя:

  1. Василий Великий (Кесарийский) (330–379),
  2. Григорий Богослов (Назианзин) (329–389),
  3. Иоанн Златоуст (около 347–407).

Святители

*Три Великих Святителя

Если патриции — это Отцы церкви, то схоласты — это Учителя церкви.

В схоластике Святое писание и труды патрициев воспринимались как аксиома, не требующая доказательств. Религия принимается верой безо всяких условий.

Но натуральную философию и логику Аристотеля средневековые мыслители тоже не могли скинуть со счетов, поэтому труды древних греков стали методом изучения религии.

Схоласты хотели привести к гармонии веру и разум.

Удивительно, но схожая проблема у церкви возникла в XIX веке, когда научные открытия снова нужно было как-то увязывать с религией.

Баобаб

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Елена, спасибо за интересную статью! Дальнейших творческих успехов.

По правде говоря, мало что понимаю в схоластике, хотя философией немного интересуюсь, а схоластика — одно из ее ответвлений, если я не ошибаюсь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Средневековая философия – служанка богословия Разработал учитель технологии и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Средневековая философия – служанка богословия Разработал учитель технологии и.

Средневековая философия – служанка богословия Разработал учитель технологии и истории Балтабаев Марат Бопышевич

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало средневековья связывают с падением Западной Ри.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия - это философия эпохи феодализма V - XV веков. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза.

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Тесная связь со Священным писанием, к.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Отношение веры и знания Основной тез.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Отношение веры и знания Основной тезис - вера выше разума Основной философский вопрос – отношение общего к единичному

Этапы развития средневековой философии Патристика Схоластика

Этапы развития средневековой философии Патристика Схоластика

Промежуточные этапы патристики Патристика Апологетика (II - III вв. ) Классич.

Промежуточные этапы патристики Патристика Апологетика (II - III вв. ) Классическая патристика (IV - V вв. ) Заключительный период (VI - VIII вв.)

Патристика Патристика - это совокупность философско-теологических учений хрис.

Апологетика Промежуточный этап патристики (II - III вв.). В этот период проис.

Классическая патристика (IV - V вв.) Формирование мировоззренческого и теолог.

Классическая патристика (IV - V вв.) Формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли. Наиболее острые проблемы - тринитарная (учение о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа), христологическая (сочетание в Христе двух природ - божественной и человеческой), антропологическая ( вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления) и др. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе - Амвросий Медиоланский, Иероним Стриданский, Аврелий Августин; на Востоке - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст. Византийские богословы более органично связаны с античной культурой, нежели философы латинского Запада. Византийская философия - это драматический напряженный поиск духовных основ новой христианской культуры, определивший дальнейшее развитие не только Византии, но и других стран на целое тысячелетие. Огромную роль в систематизации средневекового мировоззрения сыграли труды Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Яркие представители западной патристики Амвросий Медиоланский Аврелий Августин

Яркие представители западной патристики Амвросий Медиоланский Аврелий Августин

Яркие представители восточной патристики Григорий Нисский Григорий Богослов В.

Яркие представители восточной патристики Григорий Нисский Григорий Богослов Василий Великий Иоанн Златоуст

Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.) Стабилизация догматики, энцикл.

Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.) Стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией. Греческие мыслители - Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама; западные - Боэций и Кассиодор.

Яркая фигура заключительного этапа патристики Иоанн Дамаскин

Яркая фигура заключительного этапа патристики Иоанн Дамаскин

Достижение патристики Основным теоретическим достижением патристики стало при.

Схоластика Схоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.

Важнейшие проблемы схоластики Рациональное доказательство бытия бога, креацио.

Важнейшие проблемы схоластики Рациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из основных проблем схоластики - это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциальным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей?

НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ В зависимости от ориентации философа на аристотелевско.

НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское наследие, схоласты делились на номиналистов и реалистов. Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др. Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер Абеляр и др.

ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА Пьер Абеляр - средневековый французский философ.

ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА Пьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения.

ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА Ансельм Кентерберийский Аврелий Августин

ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА Ансельм Кентерберийский Аврелий Августин

ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА Фома Аквинский - итальянский философ и теолог, система.

Альберт Больштедский или Великий Альберт Великий (Больштедский) пытался прими.

Альберт Больштедский или Великий Альберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов и номиналистов, утверждая, что, во-первых, универсалии существуют до вещей в уме бога. Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом. В-третьих, существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Развитие теологического рационализма привело к утв.

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии.

УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Уильям Оккам

УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ Уильям Оккам

ВЫВОД На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианском.

Средневековая философия В основе философии и культуры средних веков лежит тек.

Средневековая философия В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование (экзегетика) которых и есть основной путь богопознания. Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации. Благодаря многозначности текстов Священного писания открывалась возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир частично постижим с помощью разума.

Средневековое мышление Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек н.

Средневековое мышление Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек не просто момент космоса, вещь среди вещей, а существо привилегированное, созданное богом по образу и подобию своему. Человек - господин и повелитель всего, что создано для него (природы). В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли догматы о боговоплощении - крайне парадоксальном в силу трансцендентности бога и человека, чуждом всем дохристианским религиям, и догмату воскресения во плоти. Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения - теодицею (оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла), эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Культура средневековья имеет символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.

Средневековая философия Средневековая философия - это философия, основанная н.

Средневековая философия Средневековая философия - это философия, основанная на традиции, преемственности, консерватизме. Ее пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Она выступает как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Основные понятия Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности.

ВЫВОД Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного.

ВЫВОД Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).

Представленные материал характеризует особенности развития философии в Средневековье. Значительное внимание уделяется представителям средневековой христианской философии (таким теологам как Аврелий, Августин , Фома Аквинский). Также характеризуются особенности философской мысли на мусульманском востоке, где также большую роль при рассмотрении философских вопросов играла религия. Кратко характеризуется такое направление как скептицизм.

Аврелий Августин ‎(Проект Энциклопедия)‎.mp4


Фома Аквинский ‎(Проект Энциклопедия)‎.mp4


Читайте также: