За что критикует монтескье французского монарха устами героя своего романа по какой причине кратко

Обновлено: 02.07.2024

Глубокий мыслитель, блестящий писатель и публицист, отдавший свои силы страстной борьбе против феодально-сословного гнета.

Монтескье жил в эпоху, предшествовавшую окончательному краху феодализма во Франции. Старый порядок вступил в непримиримое противоречие с назревшими потребностями общественного развития. Капиталистические отношения властно пробивали себе дорогу: возникали крупные мaнуфактуры, расширялась внешняя торговля. Но господствующие классы абсолютистской Франции — дворянство и духовенство — держали себя по-старому, препятствуя надвигавшейся смене общественных формаций. Огнем и мечом они подавляли попытки крестьянских масс вырваться из оков феодального ига, жестоко расправлялись с ремесленниками, рабочими, городской беднотой. Элементарных политических прав была лишена и молодая, растущая и крепнущая французская буржуазия. Королевский двор полностью дискредитировал себя в глазах подавляющего большинства населения страны. Французский народ справедливо считал королевскую власть злокачественной опухолью на теле своей родины. Приближалась буржуазная революция.

К борьбе третьего сословия против прогнившего феодального режима присоединялись и выходцы из среды господствующих классов. Одним из них был Монтескье, отпрыск именитого дворянского рода, получивший по наследству графский титул и ряд судебных должностей. С 1726 года он целиком отдался литературной и научной деятельности, посвятив себя идейной борьбе с реакцией. Много путешествуя по Европе, много размышляя, Монтескье пришел к решительному выводу о несовместимости королевского деспотизма с народным благом, с развитием промышленности и сельского хозяйства Франции, с расцветом ее культуры.

Монтескье идеалистически подходил к обществу.

Но в то же время, в отличие от многих других просветителей Франции, он не игнорировал экономических факторов, был видным исследователем экономики своего века.

Огромное внимание уделил автор в своем произведении вопросам морали. Он решительно осуждает аморализм господствующих классов феодального общества. Истинная мораль, говорит он, это мораль, основанная на взаимном уважении людей друг к другу и стремлении никогда не совершать несправедливых поступков.

Конечно, абстрактный буржуазный гуманизм XVIII века весьма далек от подлинного гуманизма трудящихся масс, гуманизма пролетарских борцов за освобождение человека от эксплуататорского гнета. Ранние буржуазные гуманисты и не помышляли об уничтожении частной собственности на средства и орудия производства, об искоренении всех форм эксплуатации человека человеком. Они, в конечном счете, хотели лишь замены феодальной формы эксплуатации капиталистической. Тем более не помышлял об уничтожении эксплуататорского строя такой умеренный просветитель, как Монтескье. И все же для своей эпохи его гуманистическая мораль была глубоко прогрессивной. Более того, в наши дни она служит еще одним обвинительным актом против империалистов, нарушающих самые элементарные принципы человечности в отношениях между людьми и государствами. Современные французские реакционеры, выступающие за вооружение германских фашистов — злейших врагов Франции, — попирают славные гуманистические традиции великого француза Монтескье, выступавшего против всех, кто мешает жить простому человеку.

В знаменитом XI письме Монтескье гневным словом бичует чужестранцев, строящих козни миролюбивым народам. Он сравнивает захватчиков, ведущих несправедливые войны, с хищными зверями и разоблачает их во имя справедливости и подлинной добродетели. Вот как повествует Монтескье о борьбе миролюбивого народа, названного им народом троглодитов, против наглого нападения воинствующих захватчиков:

С научной точки зрения, идеалистическая концепция Монтескье, конечно, несостоятельна. Как и все сторонники идеалистического взгляда на общество, он превращает следствие в причину, а причину — в следствие. На самом деле история Рима — это история разложения рабовладельческих отношений. Однако в наивных и теоретически неправильных рассуждениях Монтескье имеется здоровое, рациональное зерно — его вера в могучую силу идей гражданственности и свободы.

В борьбе с феодальным абсолютизмом Монтескье выдвинул великую мысль, что только свободный народ может двигать свою страну по пути прогресса. Эта идея, не до конца осознанная самим Монтескье получила замечательное подтверждение. На протяжении всего последующего общественного развития, и особенно в наши дни, когда народы, освобожденные от гнета империализма, решают грандиозную задачу — достичь в кратчайшие исторические сроки величайшего экономическою, политического и культурного прогресса.

Основные работы Монтескье были переведены на русский язык еще в XVIII веке.

Эти слова Монтескье как нельзя более созвучны мыслям и чувствам всех людей доброй воли нашего времени, совести всех народов. Своим духовным наследием он, подобно всем другим великим представителям мировой культуры, помогает вдохновенной борьбе народов против агрессии, за мир, за дальнейшей прогресс всего человечества.

1.сенат- один из высших государственных органов российской империи. был учрежден петром 1 22 февраля 1711 в составе 10 чел. (9 чл. и обер-

2.сенатор, в ряде государств- член высшего (одного из высших) законодательных органов страны.

3. марсово поле-общественный парк в 7-м округе парижа, между эйфелевой башней с северо-запада и военной школой с юго-запада. находится в западной части города, на левом берегу сены.

потому что они завоевывали земли,брали в плен,пленные были рабами и грабили все ценное и присваивали всё это себе

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

1война африканское государство было охвачено глубоким внутренним кризисом. резкое имущественное неравенство граждан полиса к тому, что масса бедняков оказалась в долговой у богачей

(1689-1755)


Знаменитый французский философ и писатель Шарль-Луи Монтескье, виднейший представитель раннего этапа эпохи Просвещения, принадлежит к плеяде великих людей, которые, по выражению Энгельса, просветили французские головы для приближавшейся революции выступали против феодально-аристократической и католической реакции. Он внес большой вклад не только в национальную, но и в мировую культуру, оказал значительное влияние на формирование свободолюбивых и прогрессивных идей.

Деятельность Монтескье была весьма разнообразной. Он работал в области истории, философии, истории и теории государственного и гражданского права, политической экономии, художественной литературы. Подобно Ж.-Ж. Руссо, Монтескье был прежде всего социологом, т. е. философом, разрабатывающим вопросы общества и государства. В отличие от других французских просветителей, Монтескье сравнительно мало уделял внимания общим вопросам философии (натурфилософия, теория познания, основной вопрос философии и т. п.).

Рассуждение о причинах величия и падения римлян

О духе законов

Несмотря на классовую ограниченность и политическую умеренность этих взглядов, в условиях XVIII века они все же имели прогрессивное значение, подрывая устои старого режима. В начале Великой французской революции эти идеи Монтескье пользовались популярностью среди деятелей прогрессивного лагеря. Но вскоре сама жизнь выдвинула на смену умеренным теориям Монтескье более радикальную идею республики.

Художественное творчество Монтескье теснейшим образом связано с философией XVIII века. Оно насквозь пронизано просветительской философской мыслью как в идейной проблематике, так и в системе образов и в изобразительных средствах. С помощью своеобразного рационалистического творческого метода, характерного для всей литературы Просвещения, Монтескье разрабатывает в своих художественных произведениях важнейшие философские и социологические проблемы, изложенные в его философских, научных сочинениях.

В романе резко критикуется также инквизиция. С негодованием рисует автор жестокость и лицемерие инквизиционного суда, осуждавшего на сожжение и иные мучительные казни невиновных людей и обогащавшегося посредством конфискации имущества осужденных.

«Значение Монтескье для последующей общественной мысли и освободительной борьбы

Впоследствии вокруг имени Монтескье происходит идейная борьба, особенно в период французской революции конца XVIII века, когда феодальные реакционеры и умеренные партии пытались использовать отсталые идеи Монтескье для обоснования своих обреченных классовых позиций, а революционный лагерь, наоборот, поднимал на щит все наиболее прогрессивное в его наследии, делая из него радикальные выводы.

Политический мыслитель и человеколюб, посвятивший многие годы своей жизни глубоким размышлениям над вопросом достижения наиболее разумного и справедливого устройства человеческого общества, Монтескье страстно желал счастья и мира для своей страны и всего человечества. Патриотизм сочетался у него с отсутствием национальной и расовой ограниченности и с гуманистической широтой взглядов.

Как уже отмечалось, Монтескье был весьма умеренным и осторожным человеком как в своем личном поведении, так и в политических концепциях. Однако умеренность и осторожность сочетались у него с гуманностью, чутким и бережным отношением к людям, горячим сочувствием к угнетенным и обездоленным: к неграм, закованным в кандалы и работающим на плантациях под плетью надсмотрщика, к крестьянам, отбывающим барщину и придавленным множеством налогов, к пленным, с которыми варварски обращаются тупые и самодовольные завоеватели,— ко всем жертвам войны, эксплуатации и колониального разбоя. И Монтескье выразил Это в своих произведениях.

Монтескье в России

Монтескье пользовался значительной известностью в России, хотя и в меньшей степени, чем его великий соотечественник и младший современник Вольтер. Он принадлежал к тем передовым деятелям, чьи произведения и идеи были духовной пищей лучших, свободолюбивых людей России XVIII и XIX веков. Радищев, декабристы, Грибоедов, Пушкин, Герцен, Чернышевский проявляли к нему интерес и глубокое уважение. Позже великий русский писатель Л. Н. Толстой высоко ценил Монтескье как обличителя порочных общественных нравов. Толстой считал афоризмы Монтескье классическими, ставя их в один ряд с максимами Ларошфуко, Лабрюйера и Вовенарга, перевел часть их на русский язык и написал вступительную статью к ним (изд. 1908 г.).

В январе 1889 года русская общественность отмечала 200-летие со дня рождения Монтескье (юбилейное заседание Московского юридического общества).

Гуманистические идеи Монтескье

Произведения Монтескье исполнены благородного негодования против войн, мракобесия и Монтескье деспотизма. Значительный интерес представляют мысли Монтескье об ответственности правителей перед народом и государством, его мечты о счастье и благоденствии народов, их мирном экономическом и политическом развитии и прогрессе, страстный протест против колониального угнетения й всех видов рабства.

Вслед за прогрессивными французскими писателями и учеными конца XVII и начала XVIII веков Монтескье осуждал войны. Еще на заре духовного развития его волновала тема человеческих страданий и тесно связанная с нею забота об избавлении людей от губительных последствий военных столкновений.

Милитаризм и агрессивную политику он считает большим бедствием для народов и государств. «. Государи. получили предлог, '|'го6ы содержать большую массу регулярных войск, с помощью ко-8*бесчисленные захватнические войны и послужили одной из причин упадка и гибели древнеримской империи.

Монтескье не только осуждал войны, современные ему, но и войны прошлого, он заботился о том, чтобы и в будущем избавить от них свою страну и все человечество.

Ратуя за мир, Монтескье вместе с тем признает правомерность и справедливость освободительной войны в защиту отечества от иностранных захватчиков.

Разоблачая захватчиков, Монтескье отмечает, что приобретение колоний все же не принесло благоденствия метрополиям.

Монтескье выступал за справедливые и гуманные принципы в международных отношениях, считая их важнейшим условием всеобщего счастья и благоденствия. Отношения между государствами должны быть основаны на взаимном уважении интересов, терпимости, политическом такте. Мир — главнейшее условие благополучия народов, поэтому правители должны всячески избегать войны и стремиться к длительному и устойчивому миру. Всякого рода конфликты между народами должны улаживаться без постороннего вмешательства, в соответствии с принципами справедливости и взаимной выгоды.

Использование международного права теми или иными государственными руководителями в своих корыстных интересах является извращением его и обманом народов.

Несмотря на историческую и классовую ограниченность, наследие Монтескье, направленное против феодально-католической реакции, и сейчас сохраняет свою обличительную и гуманистическую силу. В феврале — марте 1955 года Всемирный Совет Мира торжественно отмечал юбилей Монтескье: 200-летие со дня его смерти.

Читайте также: