Проект логопеда и физинструктора в доу

Обновлено: 30.06.2024

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процес.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процес.

Приоритетные задачи ФГОС ДО охрана и укрепление физического и психического зд.

Приоритетные задачи ФГОС ДО охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от … психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья, (пункт 1.6 ФГОС ДО)

Особенности развития моторной сферы у детей с ОНР плохая координация движений.

Особенности развития моторной сферы у детей с ОНР плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения упражнений; трудности при выполнении движений по словесной инструкции; отставание в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам; недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, дискоординация движений.

Направления коррекционно-развивающей деятельности Речевая моторика: - специал.

Направления коррекционно-развивающей деятельности Речевая моторика: - специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая и артикуляционная гимнастика). Мелкая моторика: - развитие мелкой моторики рук, - развитие координации движений. Общая моторика: - укрепление опорно-двигательного аппарата; - развитие физических способностей; - специальные корригирующие упражнения. Массаж и самомассаж. Закрепление и совершенствование правильного произношения через игру.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Программно-методическое обеспечение

Особенности планирования занятий тематический принцип отбора материала, с пос.

Особенности планирования занятий тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий; концентрированное изучение темы; составление комплекса речевого материала для развития движений согласно тематического плана работы; подбор учителем-логопедом материала для произношения и для проговаривания текста ; составление инструктором по физической культуре комплекса упражнений.

Задачи совместной коррекционно-развивающей деятельности Развитие слухового, з.

Задачи совместной коррекционно-развивающей деятельности Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Развитие речевого и физиологического дыхания. Формирование темпо-ритмической выразительности речи. Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях. Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением. Развитие словесной регуляции действий и функций активного внимания.

Особенности организации и проведения занятий Раздел по развитию общих двигате.

Особенности организации и проведения занятий Раздел по развитию общих двигательных умений и навыков дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Особенности организации и проведения занятий Подвижные игры планируются в соо.

Особенности организации и проведения занятий Используется сюжетная форма пров.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию С.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию Совместное обследование детей ПМПк ДОУ

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию К.

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию

Формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию «.

Документационное обеспечение Перспективное планирование физкультурно-речевых.

Документационное обеспечение Перспективное планирование физкультурно-речевых занятий. Тетрадь взаимодействия учителя логопеда и инструктора по физической культуре. Лист контроля специалиста за речью детей (звуки поставленные и автоматизированные логопедом). Протоколы заседаний ПМПк ДОУ.

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с родителями Консультация «Как организовать двигательную актив.

источник шаблона Выполнила ЗАПИВАЛОВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА, учитель информатики.

Краткое описание документа:

1 слайд

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

2 слайд

Главной задачей дошкольных учреждений являет­ся коррекция отклонений в развитии ребенка с особыми возможностями здоровья. Успеш­ное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при усло­вии использования комплекса разнообразных средств и методов, способствующих всестороннему развитию ребенка, в том числе укреплению здоровья и физическому развитию.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется взаимодействием учителя логопеда и инструктора по физической культуре.

3 слайд

Наряду с общей соматической ослабленностью и замедлен­ным развитием логомоторных функций детям с нарушениями речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которые прокомментированы на слайде.

3 слайд

Учитывая выявленные особенности детей были выделены основные направления деятельности субъектов коррекционно-образовательного процесса, которые нуждаются в координировании:

- специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая и артикуляционная гимнастика)

2. Мелкая моторика:

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие координации движений

3. Общая моторика:

- укрепление опорно-двигательного аппарата

- развитие физических способностей

- специальные корригирующие упражнения

3. Массаж и самомассаж

5. Закрепление и совершенствование правильного произношения через игру

- физкультминутки, динамические паузы

- коррекционные игры и упражнения

- подвижные игры

4 слайд

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, которая представлена на слайде.

Совместная деятельность учителя-логопеда

и инструктора по физической культуре

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года на ПМПк ДОУ учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с результатами логопедического обследования (навыков мелкой моторики), заключениями областного ПМПК, психологическими и возрастными особенностями детей.

Инструктор по физической культуре знакомит с результатами обследования двигательно-моторного развития.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и обсуждаются планы коррекционно-развивающих физкультурных занятий. Для детей, чьи результаты диагностики выявляют большие проблемы-составляются индивидуальные маршруты развития. В середине учебного года на заседании ПМПк ДОУ вносятся необходимые коррективы в планирование индивидуальной работы с детьми. В конце учебного года на итоговом заседании ПМПк ДОУ подводятся итоги проделанной совместной коррекционно-развивающей деятельности.

5 слайд

6 слайд

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Благодаря этому дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему составляется комплекс речевого материала для развития движений. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре решаются задачи, которые перечислены на слайде

8 слайд

Особенности коррекционно- развивающей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

9 слайд

10 слайд

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Работа над стихотворными текстами сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь.

11 слайд

Хочется выделить наиболее эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию.

1. Совместное обследование детей.

2. Планирование и проведение занятий в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом.

3. Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

12 слайд

4. Тематические мини-педсоветы.

13 слайд

14 слайд

9. Проведение интегрированных занятий и совместных речевых праздников

10. Взаимопосещение и анализ занятий, панорамные просмотры.

15 слайд

Документационное обеспечение взаимодействия учителя логопеда и инструктора по физической культуре перечислено на слайде

16 слайд

Большинство родителей готовы активно участвовать в развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Поэтому методическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи является важным разделом коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, включающей:

17 слайд

18 слайд

Таким образом, преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре к в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Роль движений чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического и речевого развития [9]

Вместе с тем, исследования И.П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

У детей с речевыми недостатками отмечается:
– нарушение общей и мелкой моторики,
– заторможенность,
– повышенная утомляемость,
– нарушение координации,
– отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все это ставит перед педагогами ряд задач, при исполнении которых, можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Ни для кого не секрет, что сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при условии тесной взаимосвязи в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре.

Приоритетное направление деятельности нашего учреждения: физическое развитие, коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Многолетняя статистика набора детей в логопедические группы детского сада свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей: ОНР второго и третьего уровня, ФФН, дизартрии.

Необходимость дополнительной работы, направленной на исправление наиболее сложных нарушений, подтолкнула к разработке цикла интегрированных физкультурно-речевых занятий, проводимых в рамках кружка совместно учителем – логопедом и инструктором по физической культуре.

Цель. Коррекция речевого развития детей с помощью развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

1. Развитие сенсорного уровня детей старшего дошкольного возраста, организации их речи и движений.

  1. Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация.
  2. Формирование речевого и физического дыхания.
  3. Работа по развитию моторики:
    а) общей,
    б) мелкой,
    в) лицевой и артикуляционной.

2. Закрепление познавательно-речевого и грамматического материала.

3. Предупреждение нарушения зрения детей, используя здоровьесберегающие упражнения (зрительная гимнастика).

Основные направления:
– оздоровительное;
– физическое;
– коррекционное.

Было решено применять следующие коррекционно-оздоровительные виды деятельности:

Общеразвивающие упражнения позволяют укрепить опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую систему, развивать координацию движений общей моторики и двигательную память, формировать правильную осанку. Подбираются с учетом лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития “ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная гимнастика способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.

Зрительная гимнастика включает в себя упражнения на профилактику нарушения зрения. Также подбирается с учетом лексической темы.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала, проходимого на фронтальных логопедических занятиях.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных задач, координации речи и движений, снятия психоэмоционального напряжения, воспитания навыка взаимодействия в группе и подчинения инструкциям.

Релаксация включает в себя упражнения на расслабление мышц рук, ног, лица, шеи, туловища, снятие мышечного и эмоционального напряжения. В основном проводится в положении лежа, под музыку.

Учитывая лексические темы, по которым работают логопедические группы и, используя виды деятельности, описанные выше, был составлен перспективный план работы кружка (Приложение 1), который соответствует программе Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной “Логопедическая работа по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе”.

Работа кружка предусматривает небольшую по количеству наполняемость (8–10 человек). Отбираются нуждающиеся в дополнительной коррекции дети, с низким уровнем усвоения программы, с нарушениями моторики. Они обычно не активны на фронтальных занятиях, боятся ответить неправильно, невольно сравнивая себя с более успешными сверстниками, страдают от заниженной самооценки. Поэтому необходимо ставить их в условия “успешности”, что проще сделать в подгруппе примерно одного уровня речевого развития.

Занятия кружка были разработаны в виде игры – путешествия, объединенными одним сюжетом, чтобы дети воспринимали их скорее как развлечение, а не как обучение. В гости к детям приходит персонаж – клоун Клепа, кукла, изготовленная из резины и ткани, с подвижными руками и ногами. Клепа выполняет задания и упражнения вместе с детьми, пытается разобраться с понятиями. Помогая ему справится, ребята стараются выполнять все максимально хорошо, пытаясь быть примером.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и дидактических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушением речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Занятия проводятся еженедельно, с последней недели сентября по первую неделю мая. Конспекты занятий № 1, 2 представлены в Приложении 2, Приложении 3. В мае месяце проводится обследование моторики и речи.

В результате данного курса дети, посетившие от 50% до 100% занятий, значительно улучшили свои показатели в речевом развитии. Следует отметить, что в упражнениях, напрямую связанных с развитием моторики: тесты на развитие мелкой моторики и графических навыков, нормативы общего физического развития, развитие подвижности артикуляционного аппарата, результаты детей данной группы соответствуют возрастной норме или очень близки к ней. Так же, обращает на себя внимание, возросшая познавательная и речевая активность детей, как на занятиях кружка, так и на фронтальных занятиях основной программы логопедических групп. У детей, которые по ряду причин не посетили большинство занятий кружка, присутствовали не регулярно, увеличение познавательной и речевой активности не отмечено.

Занятия кружка “Речевичок” помогли достигнуть поставленной цели благодаря систематичности, продуманности и целенаправленности данного вида работы. Анализ результатов указывает на необходимость их продолжения с нуждающимися детьми подготовительных логопедических групп, и позволяет рекомендовать подобные виды коррекции для интегрированной работы учителей – логопедов и инструкторов по физической культуре.

Одной из главных задач на учебный год является отработка модели взаимодействия специалистов с воспитателями для осуществления комплексного речевого развития детей.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Давно известно огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка. Было доказано, что чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Аналогичные работы были проведены в области формирования так называемой моторной речи. Выяснилось, что широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию почти вдвое ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.

Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне коры, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Таким образом, при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей.

Учитывая эти факты, в нашем ДОУ деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в тесной взаимосвязи.

Мы ставим перед собой совместные педагогические задачи:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- развитие фонематического слуха;

- развитие грамматического строя;

- развитие монологической речи;

- развитие коммуникативных навыков.

Развитию мелкой моторики способствует гимнастика:

- упражнения для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;

- упражнения, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;

- упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;

Также мы развиваем мелкую моторику детей с помощью специально подобранных упражнений для рук:

- перекладывание мелких предметов;

- разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;

- круговые движения кистями;

- руки в замок – круговые движения влево - вправо, вперед - назад;

- пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;

- тренировка руки в захвате мячей различного диаметра и др. ;

Очень важно развивать речевое дыхание. Для этого мы используем в своей работе дыхательную гимнастику, серию упражнений на дыхание:

- дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха (вдох-выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот);

Фонематический слух мы развиваем с помощью музыкально-ритмических упражнений, спортивных речевок, которые развивают и артикуляцию.

Воспитывая навык грамотного изложения правил спортивных игр, мы развиваем не только грамматический строй речи, но и монологическую речь. Также на занятиях по физической культуре мы пополняем словарь ребенка спортивной терминологией. Участие ребенка в спортивных мероприятиях способствует развитию у него коммуникативных навыков.

Мы можем добиться успехов в развитии речи детей только усилиями всех педагогов, работающих с этими детьми (то есть комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). Цель нашей работы – логопедизация всего учебно-воспитательного процесса. Таким образом, на физкультурных занятиях мы не только укрепляем здоровье ребенка, но и можем скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Месяц Неделя Учитель-логопед Инструктор по физкультуре

5 Закрепление пройденного материала. Дыхательное упражнение на дифференциацию носового и ротового дыхания. Диагностика физического развития.

4 Звуки [з - з']. Темы:

«Поздняя осень. Изменения

М. п/и «Изобрази домашнее

Февраль 1 Звуки [ж - з], [щ]. Тема:

3 Звуки [р – л]. Тема:

4 Звуки [с – ж – з]. Темы:

3 Звуки [ц - с], [в]. Темы:

Май 1 Звуки [о - э]. Тема: «Школа. Школьные

Диагностика физического развития.

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно.

Представление инструктора по физической культуре ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на …., инструктора по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Ембаевский детский сад комбинированного.

Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Кочергина Лариса.


Дети — это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но ведь мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью.

В. А. Сухомлинский

В современном мире наблюдается заметное увеличение количества детей с нарушениями речи. Кроме того, часто речевой дефект усложняется сопутствующей патологией, начиная от задержки интеллектуального развития и заканчивая нарушениями поведения.

Конечно же, без профессиональной помощи всех специалистов ДОУ (педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя и медицинского работника) коррекционно-образовательная деятельность учителя — логопеда не представляется возможной. Взаимодействие — обмен мыслями, переживаниями, общение.

Наша задача — создать единое коррекционное пространство для ребенка с нарушениями речи, что будет способствовать реализации принципа комплексности в современной педагогике. Таким образом, темпы общего и речевого развития детей становятся более высокими, эффективность специального обучения повышается, улучшается функциональная готовность детей к школьному обучению, адаптация к новым условия образования.

Воспитатели, взаимодействуя с ребёнком с нарушениями речи, соблюдают единый речевой режим в непосредственной образовательной деятельности и во время режимных моментов, развивают мелкую моторику, осуществляют индивидуальную работу с детьми по заданию учителя — логопеда.

Педагог — психолог осуществляет коррекцию основных психических процессов. Включает в свои занятия упражнения, способствующие снятию состояния тревожности. Дети становятся более уверенными в себе, повышается их самооценка.

Музыкальный руководитель работает над речевым дыханием и голосом, интонационной выразительностью речи. Автоматизирует ранее поставленные учителем — логопедом звуки.

Медицинский работник помогает всем специалистам ДОУ изучить анамнестические данные воспитанников и учитывать состояние их здоровья в ходе коррекционно-образовательного процесса.

Хотелось бы более подробно остановиться на взаимодействии учителя — логопеда с инструктором по физической культуре.

  1. Развитие речевого дыхания. В физкультурные занятия в обязательном порядке включаются упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание, сочетание речевого и неречевого выдоха, а также длительность и плавность выдоха.
  2. Развитие моторики:

– Развитие общей моторики (использование речевых игр; речи, сопряжённой с движениями и т. д.).

– Развитие мелкой моторики (включение в занятия статических и динамических упражнений для развития ручной и пальчиковой моторики).

– Развитие чувства ритма (упражнения, требующие выполнения движений в такт заданному ритму и способствующие воспроизведению ритмического рисунка по памяти).

В каждое своё занятие инструктор по физической культуре включает те или иные упражнения, способствующие максимально возможному выравниванию речевого и физического развития детей.

Польза такого сотрудничества учителя — логопеда и инструктора по физической культуре проявится не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Перспективный план работы инструктора по физической культуре встаршей группе сТНР

Недели

Темы

Дыхательные упражнения

Подвижные упражнения

Сентябрь

Покидаем детский сад (шаги на месте).

Я рассказываю маме (показывают на себя, потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят (показываю на себя, потом на других ребят).

Как мы хором песни пели, как играли в чехарду, что мы пили, что мы ели, что читали в детсаду (далее движения по тексту).

– Плавно соединить руки округло над головой и произнести протяжно: о-о-о. Резко опустить руки вниз и произнести коротко: о.

Я люблю свою лошадку (скачут на воображаемой лошадке),

Причешу ей шерстку гладко (поглаживающие движения сверху вниз по туловищу),

И верхом поеду в гости (скачут на воображаемой лошадке).

Октябрь

Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой),

Ветер в поле поет (изображают рупор),

Дождик моросит (взмахи руками перед собой),

Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте).

Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек).

Огород у нас в порядке — мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород, поливали огород (действия по тексту).

Лето все она толстела (показывают руками круг перед собой),

Разрасталась вширь и ввысь (руки в стороны, а затем вверх).

А теперь ей тесно белой (руки разведены в стороны),

Говорит — посторонись! (отталкивающие движения руками).

В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)

Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают нераспустившийся цветок).

Следил наш старый дедушка, известный садовод (изображают старого дедушку с палочкой).

Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)

Румяный сладкий плод (пощипывают щеки).

Протяжно произнести звук А, затем звук У.

На веселом огороде лук, и редька, и чеснок, закружились в хороводе влево-вправо — скок-поскок! (идут по кругу, взявшись за руки).

И капуста не дремала — пела песни и плясала (ставят руки на пояс, кружатся вокруг себя);

И включился в дружный хор тугощекий, алый-алый, разудалый помидор (надувают щеки и выставляют ножки, руки держат на поясе).

Ноябрь

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем (маршируют).

В шапочке нарядной, светло-шоколадной (изображают шапочку).

Ты не прячь, грибок (закрывают лица руками),

Под листок свой бок! (руки на поясе).

– Вдохнуть и на выдохе произносить: И-И-И-И.

– Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ-И-И-И.

Опустел скворечник, улетели птицы (машут руками, как крыльями),

Листьям на деревьях тоже не сидится (приседают).

Целый день сегодня все летят, летят (встают, идут по кругу и машут руками).

Видно, тоже в Африку улететь хотят (бегут по кругу).

Вдохнуть и на выдохе произносить: А-а-а-О-о-о-У-у-у.

Шапка шерстяная, наверху помпон (изображают шапку и помпон),

В этой шапке можно бегать зимой (бегут).

Шапка шерстяная вышла хороша (руки на поясе, а затем показывают на воображаемую шапку).

Обувь, одежда, головные уборы

Глубоко вдохнуть и на выдохе протяжно произносить: Н-а-а-а-а.

Туфельки нарядные (правая нога вперед, на носок),

Туфельки парадные (левая нога вперед, на носок),

Лаковые, с ремешком (правая нога вперед, на пятку),

И подошва с каблучком (левая нога вперед, на пятку).

Декабрь

– Вот мы шарик надуваем, а рукою проверяем (руки на диафрагме).

Шарик лопнул — выдыхаем.

Наши мышцы расслабляем.

Мастера пустили в дело (шагают на месте)

Много быстрых, ловких рук (перекрестные движения руками перед собой).

Получайте свой заказ! (предлагают заказ)

Все по мерке, в самый раз (движение руками от головы до ног).

Зима. Зимние забавы

– Работа над голосом. Болит зуб — о-о-о; охаем: ох-ох; пропевание гласного О — тихо, громко.

Давай дружок, смелей дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).

Его улыбка так светла! (показывают улыбку).

Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держа воображаемую метлу).

Работа над голосом:

Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (дети идут по кругу друг за другом).

У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши):

Под столом ремень и брюки (приседают),

Николай — неряха (грозят пальчиком и качают головой).

– Выделение голосом ударного слога:

Ка — ко — ку

Ка — ко — ку

Ка — ко — ку

Устала наша бабушка (дети стоят в кругу),

Присела на порог(приседают):

Подумала, поохала, потом тихонько встала (встают),

Пошла вокруг да около искать внучка сначала (идут по кругу друг за другом).

Произнесение скороговорок со сменой ударения:

Искры брызнут в серебре (руки над головой, пальцы растопырены).

Сразу станет в доме празднично, закружится хоровод (берутся за руки и становятся в хоровод).

Дед Мороз спешит с подарками — наступает Новый год (идут по кругу с воображаемым мешком за плечами).

Январь

– Работа над голосом: пропеть гласные А, Э. Затем то же самое с поворотом головы вправо-влево.

Зарумянились кустарники не от утренней зари (пощипывают щеки).

Засветили снегири (взмахнуть руками, как крыльями).

Переливы бубенцовые мне слышны издалека (ритмичные хлопки в ладоши).

Дикие животные зимой

Произнесение слоговых рядов со сменой ударения:

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Бда — бдо — бду — бды

Вот летят, кружась, снежинки (взмахи руками, разведенными в стороны)

Кружевной плетут узор (вращательные движения рук перед собой),

На поляны, на тропинки (показывают влево, вправо)

Ляжет сказочный ковер (широко разводят руки в стороны).

Кто теперь заметит зайку в белой шубке на снегу? (поворачиваются друг к другу лицом и показывают друг на друга).

Ну-ка, где он? Угадай-ка, в поле или на лугу? (приседают, прячут лицо, показывают влево и вправо).

Февраль

Звуком Э спеть знакомую детям песенку.

На скамейку я встаю, еле ящик достаю (поднимаются на носочки и тянутся за руками вверх).

Посыпались из ящика письма настоящие (приседают — встают с вытянутыми вперед руками).

Работа над голосом:

а — о — у

а — о — у

а — о — у

(выделяем голосом заданный звук)

От зеленого причала оттолкнулся теплоход (шаг вперед, руки опущены).

Он назад шагнул сначала (два шага назад).

А потом шагнул вперед (два шага вперед) –

Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо).

Лиловые цветочки тихонько подняла (взмахи рук снизу вверх).

Средь листьев она прячется, не любит лезть вперед (закрывают лицо руками),

Но всякий к ней наклонится (наклоняются, не касаясь руками пола)

И бережно возьмет (тихонько встают).

Работа над голосом: волк воет — в-в-в; филин кричит — фу-бу, фу-бу, самолет летит — у-у-у.

В пограничников играем, землю нашу охраняем (идут друг за другом, маршируя).

Мы гурьбой садимся в санки, мчимся вихрем в жаркий бой (бегут друг за другом, размахивая над головой воображаемым оружием).

Мы — танкисты, санки — танки, враг — сугробы под горой (идут друг за другом, приложив руку к голове — козырьку).

  1. Гомзяк О., С. Говорим правильно в 5–6 лет. Конспекты фронтальных занятий. — Москва: ГНОМ, 2014. — 126 с.
  2. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. — Москва, 2015. — 317 с.
  3. Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. — СПб: Детство-пресс, 2010. — 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): рука, физическая культура, голова, круг, ребенок, упражнение, взмах руками, кип пик, нарушение речи, речевое дыхание.

Похожие статьи

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи.

упражнение, исходное положение, речевое дыхание, заболевание органов дыхания, дыхательный аппарат, дыхательная гимнастика.

Цель: Оптимизация мышечного тонуса; развитие речевого дыхания, координация речи с движением, коррекция нарушений осанки.

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда.

Руки поднять вверх над головой, крутить канат руками.

Левой рукой удерживать канат наверху, двигаясь большими шагами по кругу.

Часто в речи детей с нарушениями речевого развития наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет.

Коррекция речевых нарушений в процессе. | Молодой ученый

Коррекция речевых нарушений в процессе физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей

Формирование грудобрюшного типа дыхания у детей.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

Выполнять маховые движения обоими руками одновременно, имитируя взмах крыльев.

Физкультурно-оздоровительная деятельность в группах.

В наши дни физическая культура считается одним из решающих факторов среди всего комплекса условий

То же выполняют правой рукой. Физкультурно-оздоровительные мероприятия после дневного сна для

Глубже разминаем — размять по кругу кулачками рук.

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного.

В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, целесообразно использовать такие виды самомассажа, как

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и

От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали

Следствие слабого развития мелкой моторики руки — общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками.

Читайте также: