Скребицкий чему научила сказка краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планируемые результаты: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; нравственно-этически оценивать усваиваемый материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(Пересказ от лица Альки. Взаимооценка.)

- Удалось ли пересказать текст от лица Альки?

- Какие моменты были удачными? Что не получилось?

III. Самоопределение к деятельности

- М. Пришвин, Г. Скребицкий, В. Бианки, Н. Сладков. Что объединяет этих писателей? ( Они писали о природе .)

- Какими качествами должны обладать писатели-натуралисты? ( Наблюдательностью. Они должны любить природу, уметь выражать словами то, что видишь .)

- Когда человек приобретает все эти качества?

- Сегодня на уроке мы узнаем о детстве одного из писателей-натуралистов.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Самостоятельное чтение, с. 71.)

- Прочитайте вводную статью.

- С воспоминаниями о детстве какого писателя мы познакомимся?

- Что вы узнали о Скребицком? ( Он был не только писателем, но и занимался наукой: изучал поведение животных в естественной среде, исследовал их психологию .)

- В рассказе упоминается произведение А.С. Пушкина ≪ Песнь о вещем Олеге ≫ . Прочитайте краткое содержание легенды.

- Сравните значение слов ≪ песня ≫ и ≪ песнь ≫ . ( Песня – словесно-музыкальное произведение для пения, песнь – жанр литературы, близкий к поэме или оде .)

(Слушание текста, с. 71–73.)

- Какие первые воспоминания связаны с ≪ Песнью о вещем Олеге ≫ у Скребицкого? ( Они с братом читали Песнь… для гостей, пели с отцом, который аккомпанировал им на рояле. )

- Чем нравилось мальчику это совсем не детское произведение? ( Таинственностью слов, вся песнь была таинственной и непонятной. )

- Найдите и прочитайте значение выделенных слов в словаре на с. 124 учебника.

- Объясните значение фразеологизма ≪ мурашки пробегали ≫ . ( Ощущение озноба от сильного страха, волнения, ужаса .)

- Чего так боялся мальчик? ( Что из темного угла покажется змея .)

- Как характеризует этот эпизод мальчика? ( Мальчик любит все таинственное, неизведанное, он вживается в свои фантазии и сам начинает их бояться .)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное чтение, с. 73–77.)

- Как связаны ≪ Песнь о вещем Олеге ≫ и игра, которой увлеклись мальчики? ( Мальчики решили искать конский череп, в котором живет змея .)

- Расскажите о первом путешествии братьев. ( Примерный ответ . В опасном путешествии мальчикам было не до цветов и не до песен. У самого дна оврага мальчики заметили белевший череп. Они решили сначала бросить камень. Но змея не появлялась. Осмелившись, они подошли поближе и копнули концом рогатины. Но там была не змея, а рог. Коровий рог. И череп был коровий.)

- Почему герой рассказа говорит, что оно ≪ бесславно кончилось ≫ ? Почему так произошло? ( Мальчики не совершили подвига, не убили гробовую змею. Они объясняют тем, что змея должна жить в черепе лошади, а не коровы .)

- Почему, хотя ребята не нашли ни одной змеи, их поиски ≪ не стали менее интересными ≫ ? ( Они учились наблюдательности и увидели много интересного в природе. )

Работа по иллюстрации, с. 72

≪ Истинный богатырь русской живописи ≫ – так называли Виктора Михайловича Васнецова, одного из самых знаменитых русских художников XIX в., автора картин ≪ Аленушка ≫ , ≪ Богатыри ≫ , ≪ Иван-Царевич на сером волке ≫ .

- Рассмотрите иллюстрацию к ≪ Песни о вещем Олеге ≫ В.М. Васнецова – ≪ Олег у костей коня ≫ .

- Что вы можете сказать об Олеге? В каком он состоянии? ( Он удручен .)

- Как вы думаете, он жалеет коня? Или задумался о своей участи?

- В каких красках написана картина? ( Темных, мрачных .)

- Как краски передают настроение и состояние героев? (Ответы учащихся.)

- Какие подтверждения слов героя вы нашли? ( Примерный ответ . Они увидели, что роса похожа на прозрачных жуков, заметили красоту в полете жука, заметили глазастые ромашки, в бабочках увидели порхающие цветы, увидели красоту жизни в воде. Они заметили, что всюду кипит жизнь, похожая на чудесную сказку.)

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Автор говорит, что ≪ Пушкин никогда не мог и помыслить ≫ , что его ≪ Песнь… ≫ сослужит когда-нибудь такую странную службу. Чему автора рассказа научила сказка? (Рассуждения учащихся.)

- Какую роль сыграла природа в развитии воображения мальчиков?

- Можно ли сказать, что у мальчиков богатая фантазия?

Домашнее задание

Рассказать о первом путешествии братьев, которое ≪ бесславно кончилось ≫ .

Материал для учителя

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 г. в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом и свои увлечения сумел передать мальчику.

Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству. Г. Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи: природоведение и художественная литература. И ему удалось соединить обе эти профессии и стать замечательным писателем-нату-

Георгий Алексеевич заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Г. Скребицкий стал научным сотрудником во Всесо-

юзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он стал

кандидатом биологических наук и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета.

Так в одном человеке объединились две любимые им профессии. Георгий Алексеевич осознал свое истинное призвание – быть певцом родной природы. Свой первый рассказ ≪ Ушан ≫ , о зайчонке-листопаднике, Г. Скребицкий написал в 1939 г., после чего полностью посвятил себя написанию самых разных литературных произведений, посвященных

природе. Его книги всегда пользовались большой популярностью и в нашей стране, и во многих зарубежных странах. Они переведены на многие иностранные языки.

Читайте также: