Скребицкий чему научила сказка краткое содержание
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Планируемые результаты: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; нравственно-этически оценивать усваиваемый материал.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
(Пересказ от лица Альки. Взаимооценка.)
- Удалось ли пересказать текст от лица Альки?
- Какие моменты были удачными? Что не получилось?
III. Самоопределение к деятельности
- М. Пришвин, Г. Скребицкий, В. Бианки, Н. Сладков. Что объединяет этих писателей? ( Они писали о природе .)
- Какими качествами должны обладать писатели-натуралисты? ( Наблюдательностью. Они должны любить природу, уметь выражать словами то, что видишь .)
- Когда человек приобретает все эти качества?
- Сегодня на уроке мы узнаем о детстве одного из писателей-натуралистов.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Самостоятельное чтение, с. 71.)
- Прочитайте вводную статью.
- С воспоминаниями о детстве какого писателя мы познакомимся?
- Что вы узнали о Скребицком? ( Он был не только писателем, но и занимался наукой: изучал поведение животных в естественной среде, исследовал их психологию .)
- В рассказе упоминается произведение А.С. Пушкина ≪ Песнь о вещем Олеге ≫ . Прочитайте краткое содержание легенды.
- Сравните значение слов ≪ песня ≫ и ≪ песнь ≫ . ( Песня – словесно-музыкальное произведение для пения, песнь – жанр литературы, близкий к поэме или оде .)
(Слушание текста, с. 71–73.)
- Какие первые воспоминания связаны с ≪ Песнью о вещем Олеге ≫ у Скребицкого? ( Они с братом читали ≪ Песнь… ≫ для гостей, пели с отцом, который аккомпанировал им на рояле. )
- Чем нравилось мальчику это совсем не детское произведение? ( Таинственностью слов, вся песнь была таинственной и непонятной. )
- Найдите и прочитайте значение выделенных слов в словаре на с. 124 учебника.
- Объясните значение фразеологизма ≪ мурашки пробегали ≫ . ( Ощущение озноба от сильного страха, волнения, ужаса .)
- Чего так боялся мальчик? ( Что из темного угла покажется змея .)
- Как характеризует этот эпизод мальчика? ( Мальчик любит все таинственное, неизведанное, он вживается в свои фантазии и сам начинает их бояться .)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Самостоятельное чтение, с. 73–77.)
- Как связаны ≪ Песнь о вещем Олеге ≫ и игра, которой увлеклись мальчики? ( Мальчики решили искать конский череп, в котором живет змея .)
- Расскажите о первом путешествии братьев. ( Примерный ответ . В опасном путешествии мальчикам было не до цветов и не до песен. У самого дна оврага мальчики заметили белевший череп. Они решили сначала бросить камень. Но змея не появлялась. Осмелившись, они подошли поближе и копнули концом рогатины. Но там была не змея, а рог. Коровий рог. И череп был коровий.)
- Почему герой рассказа говорит, что оно ≪ бесславно кончилось ≫ ? Почему так произошло? ( Мальчики не совершили подвига, не убили гробовую змею. Они объясняют тем, что змея должна жить в черепе лошади, а не коровы .)
- Почему, хотя ребята не нашли ни одной змеи, их поиски ≪ не стали менее интересными ≫ ? ( Они учились наблюдательности и увидели много интересного в природе. )
Работа по иллюстрации, с. 72
≪ Истинный богатырь русской живописи ≫ – так называли Виктора Михайловича Васнецова, одного из самых знаменитых русских художников XIX в., автора картин ≪ Аленушка ≫ , ≪ Богатыри ≫ , ≪ Иван-Царевич на сером волке ≫ .
- Рассмотрите иллюстрацию к ≪ Песни о вещем Олеге ≫ В.М. Васнецова – ≪ Олег у костей коня ≫ .
- Что вы можете сказать об Олеге? В каком он состоянии? ( Он удручен .)
- Как вы думаете, он жалеет коня? Или задумался о своей участи?
- В каких красках написана картина? ( Темных, мрачных .)
- Как краски передают настроение и состояние героев? (Ответы учащихся.)
- Какие подтверждения слов героя вы нашли? ( Примерный ответ . Они увидели, что роса похожа на прозрачных жуков, заметили красоту в полете жука, заметили глазастые ромашки, в бабочках увидели порхающие цветы, увидели красоту жизни в воде. Они заметили, что всюду кипит жизнь, похожая на чудесную сказку.)
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Автор говорит, что ≪ Пушкин никогда не мог и помыслить ≫ , что его ≪ Песнь… ≫ сослужит когда-нибудь такую странную службу. Чему автора рассказа научила сказка? (Рассуждения учащихся.)
- Какую роль сыграла природа в развитии воображения мальчиков?
- Можно ли сказать, что у мальчиков богатая фантазия?
Домашнее задание
Рассказать о первом путешествии братьев, которое ≪ бесславно кончилось ≫ .
Материал для учителя
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля (2 августа) 1903 г. в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом и свои увлечения сумел передать мальчику.
Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству. Г. Скребицкий часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи: природоведение и художественная литература. И ему удалось соединить обе эти профессии и стать замечательным писателем-нату-
Георгий Алексеевич заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Г. Скребицкий стал научным сотрудником во Всесо-
юзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он стал
кандидатом биологических наук и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета.
Так в одном человеке объединились две любимые им профессии. Георгий Алексеевич осознал свое истинное призвание – быть певцом родной природы. Свой первый рассказ ≪ Ушан ≫ , о зайчонке-листопаднике, Г. Скребицкий написал в 1939 г., после чего полностью посвятил себя написанию самых разных литературных произведений, посвященных
природе. Его книги всегда пользовались большой популярностью и в нашей стране, и во многих зарубежных странах. Они переведены на многие иностранные языки.
Читайте также: