Почему шпон для изготовления мозаичного набора должен быть абсолютно сухим 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мозаичный набор, выполненный из тонких однослойных фанерок, очень хрупок, поэтому его наклеивают на прочную деревянную основу. Этот процесс называется фанерованием. Лучшей основой для наборов служат древесностружечные и столярные плиты, многослойная клееная фанера, мебельные щиты, заготовки из пиломатериалов хвойных и лиственных пород.

Древесностружечные плиты изготовляются из стружек, пропитанных связующими карбомидными синтетическими смолами и высушенных под прессом. Столярные плиты имеют реечную основу, зафанерованную с обеих сторон в один или два слоя лущеным шпоном.

Фанера, применяемая в качестве основы под мозаику, может быть толщиной от 6 мм и выше. Если предполагается осуществлять фанерование в горячем прессе, нужно вначале запрессовать пробную фанерку, чтобы посмотреть, как она будет вести себя. Дело в том, что отдельные марки фанеры изготовляются на белковых клеях и под воздействием тепла в плитах пресса расслаиваются.

Мебельные щиты могут употребляться только стандартного размера, без пиления на мелкие заготовки, так как представляют собой легкие конструкции с сотовым или древесностружечным заполнением внутреннего пространства, ограниченного рамкой, и облицованы двойным слоем шпона.

Заготовки из пиломатериалов должны быть высушенными, выдержанными. Имеющиеся сучки необходимо высверлить и в эти углубления вклеить деревянные пробки той же породы. Причем направление волокон в пробке и в основе должно совпадать.

Поверхность под приклеивание (фанерование) должна быть совершенно ровной. Если не заделать неровности на основе, они приведут к дефектам фанерования, отчего может быть испорчена мозаика. Все мелкие неровности, вырванные волокна, трещины, задиры, заколы необходимо аккуратно зашпаклевать.

Шпаклевку делают так: в клей, которым будет производиться фанерование, засыпают 20—30% перетертого древесного угля (можно использовать рисовальный уголь) или древесной муки. Быстро, но тщательно перемешивают и затирают этой замазкой замеченные дефекты. Наносят замазку металлической лопаткой-шпателем. Дают массе затвердеть, а затем прошлифовывают поверхность.

Так как многие виды клея, применяемые в деревообработке, быстро застудневают, схватываются, рекомендуется готовить и использовать замазку энергично и небольшими порциями. Если после высыхания клеевая масса несколько просядет в углублении, шпаклевание повторяют вновь. После замазывания шпаклевка засыхает, а поверхность вновь зачищается.

На поверхности древесностружечных плит часто встречаются пятна от смолы, масла, парафина, образовавшиеся при их изготовлении. Поэтому, чтобы моваика надежно приклеилась, плиту нужно хорошо прошлифовать или откалибровать, т. е. выстрогать вручную или на фуговальном, рейсмусном, фрезерно-шлифовальном станках.

Подготовка шпона

У фанеры (шпона) различают правую и левую стороны. На левой стороне есть мелкие трещинки и разрывы волокон, получаемые при строгании шпона на станке. Поскольку основным фактором мозаичного изображения является декоративная выразительность узорного рисунка фанеры, мозаичисты, как правило, не обращают внимания на эти почти невидимые разрывы волокон. К тому же в процессе отделки они затираются и становятся невидимыми. Но при подборе однородного шпона к наклейке на щиты эта особенность фанеры учитывается и левая сторона идет к основе.

Нужно следить за тем, чтобы на эту оборотную сторону приклеивалась фанера той же породы, что и на лицевой, мозаичной стороне. Причем направление волокон в них должно совпадать. Если мозаика склеивается из фанерок разных пород, где направление волокон нередко перекрещивается, оборотная сторона должна заклеиваться шпоном такой породы, которая доминирует в мозаике.

Существует и еще более совершенное оборудование — станки для склеивания делянок с помощью термопластичной смоляной нити, перебегающей змейкой через шов с делянки на делянку. Эта нить расплющивается горячим валиком и прочно соединяет фанерки в общую плоскость. В таком виде, нитью вниз, шпон приклеивается на основу. В зависимости от способа фанерования применяются различные виды клея. Клей может быть животного или синтетического происхождения.

Клей животного происхождения

Из животных клеев для фанерования издавна применялись столярно-желатиновые или глютиновые: костный, мездровый, рыбий.

Рыбий клей был в большом почете, когда Петр I вел грандиозное строительство новой столицы. Например, сохранился указ Петра I от 3 октября 1721 года, по которому в городовую канцелярию было передано пятьдесят восемь пудов двадцать фунтов рыбьего клея.

Для надежного склеивания необходимо применять жидкий раствор клея или расплавлять его до такого состояния, чтобы он проник в открытые полости клеток и в межклеточные пространства древесины, а затем затвердел.

Клеевой рабочий раствор приготовляют в специальных сосудах-клееварках. Клееварка представляет собой двойной металлический сосуд, наружняя часть которого по форме напоминает усеченный конус. В этот срез вставляется цилиндрический стакан. Его края отбортованы и ложатся на край среза внешнего сосуда так, чтобы одно дно не соприкасалось с другим. В конический сосуд наливают воду, погружают в нее цилиндрический стакан и в нем приготовляют клеевой состав. При нагревании клей не подгорает, так как сосуд, в котором он находится, не касается огня. Прогрев клея идет благодаря паровой и водяной бане, образуемой при кипении воды в наружном сосуде.

Клеевой рабочий раствор глютиновых клеев приготавливают следующим образом.

Плитки клея разбивают на мелкие кусочки, кладут в клееварку, заливают холодной водой и оставляют мокнуть на 6—12 часов. Клей получается лучше, если вода будет холодной, но кипяченой. Он набухает до тех пор, пока не превратится в серую слизистую однообразную массу. Невпитавшуюся воду сливают, а набухший клей варят на медленном огне до полного растворения. Чтобы не образовалась жесткая корка при варке и в процессе работы, сосуд с клеем прикрывается крышкой. Клей считается готовым, если он полностью растворился в воде и в нем не осталось твердых кусочков. Держать клей на огне более двух часов не рекомендуется. Нельзя также варить его без водяной рубашки: повышается температура и он теряет свои связующие качества.

Температура рабочего раствора глютиновых клеев должна быть в пределах 40—80°.
Если требуется сделать много наборов, то клей следует время от времени подогревать, но не держать непрерывно на огне. Когда клей загустеет и пересохнет, его разогревают в клеянке, добавив кипяченой воды.

Если клей жидковат, он просачивается насквозь через поры некоторых пород на лицевую сторону, образуя на мозаике грязные пятна. Этим страдают клен, лиственница и в особенности бук. Чтобы уменьшить просачиваемость, в рабочий раствор клея добавляют до 10—15% измельченного, просеянного мела.

Рыбий клей готовится так же, как и костный с мездровым. Но в отличие от них рыбий клей хорош своей прозрачностью, бесцветностью и при просачивании сквозь шпон не портит мозаику. Глютиновые клеи сохраняют жизнеспособность сотни лет.

Синтетический клей для мозаичных работ

Сравнительно недавно стали применяться для фанерования синтетические смоляные клеи. В основе их лежат мочевиноформальдегидные (карбамидные) смолы. Для ускорения затвердевания синтетических клеев к ним примешивают небольшое количество специальных отвердителей: хлористый аммоний, щавелевая кислота и 40% молочная кислота.

Под воздействием тепла прессовых плит клей с отвердителем быстро схватывается (от 25—45 сек. до нескольких минут). Рабочий раствор клея с отвердителем сохраняет жизнеспособность 2—8 часов. Потом он затвердевает в светлое необратимое вещество.

Без добавления отвердителя мочевиноформальдегидный клей сохраняется по нескольку месяцев, особенно при хранении в холодных условиях (до — 20°С).

Синтетическая смола требует чистоты в работе. Не рекомендуется пользоваться посудой и кистями, на которых остались следы других клеев. Для работы с ними требуется эмалированная, металлическая, фарфоровая или стеклянная посуда.

При подогреве из синтетических клеев выделяется бесцветный газ с удушливым запахом — формальдегид. Он опасен для слизистых оболочек глаз, рта, носа. Поэтому в мастерских над участком горячего фанерования должна быть вытяжная вентиляция для отсоса газа.

Фанерование

Фанерование — очень ответственная операция. Небрежность в этом деле может вконец испортить работу.

Качество фанерования зависит от многих причин: от применяемых пород, от характера основы, от особенностей клея, от температуры клеевого состава, плит пресса, а также помещения. Если в помещении холодно, глютиновые клеи не затвердеют, а превратятся в массу, напоминающую студень.

Схема фанерирования в притирку больших плоскостей:а-притирка второй полосы шпона; б-прирезка кромок, в-удаление срезков

Рабочий раствор мездрового, костного или рыбьего клея быстро наносят на основу тонким, ровным слоем врастирку, не дав ему остыть, сразу накладывают мозаичный набор (бумагой кверху) и начинают фанерование.

В работе с синтетическими клеями есть больше времени для подготовительных операций. Есть даже время на разравнивание клеевого раствора и выдержку его перед фанерованием. Разравнивают этот клей кусочком клееной фанеры с ровной кромкой. Водя ее ребром по поверхности основы, очищают лишний клей.

Бытуют два способа приклеивания набора к основе: притиркой и запрессовкой.

а) Фанерование способом притирки.
Для фанерования наборов способом притирки чаще всего применяют два вида столярно-желатинового клея — костный и мездровый.

Фанерование способом притирки осуществляется с помощью притирочного молотка в следующем порядке.

  1. Подготовленную выравненную основу укрепляют неподвижно.
  2. Быстро намазывают ее тонким ровным слоем горячего клея.
  3. Накладывают набор на основу (бумагой кверху) и плотно прижимают руками; чтобы у набора не закручивались края кверху (от увлажнения снизу клеем), его слегка протирают мокрой тканью. Сильно поверхность набора увлажнять нельзя, так как клеевая лента может отстать и при фанеровании будут сдвинуты детали мозаики.
  4. Берут левой рукой молоток за головку, а правой — за конец ручки и, начиная от середины набора, с нажимом притирают его к основе, выдавливая к краям лишний клей. При этом клей под шпоном движется упругим валиком. Нажимать надо сильно, но осторожно, чтобы не порвать тонкую фанеру, на которой выполнен набор. В процессе приклеивания периодически проводят пальцами по поверхности набора. Пальцы чутко улавливают, в каком месте остался сгусток клея. Его нужно разогреть утюгом и немедленно удалить. Только когда пальцы не ощущают вздутий над набором, можно прекратить фанерование.

Шпон наклеивается с двух сторон: сверху мозаика, а снизу простая фанерка. Это дает возможность сохранить первоначальную, исходную форму заготовки. Иначе она изогнется горбом или пропеллером. Широкие плоскости фанеруют по частям). По частям наносят и клей, чтобы он не затвердевал раньше времени. Сначала накладывают одну полоску шпона, закрывающую намазанную клеем часть поверхности, и притирают ее. Чтобы не было щелей, второй лист накладывают на первый несколько внахлест и притирают молотком. Затем, прорезав по середине нахлеста, удаляют перекрывающиеся полоски шпона, а шов тщательно проглаживают утюгом и притирают молотком.

Как видно из этой технологии, мозаичные плоскости более или менее крупного размера нельзя фанеровать способом притирки, иначе мозаику придется резать на куски и удалять нахлестнувшиеся участки.

Притирка довольно примитивный, очень трудоемкий способ фанерования, имеющий ряд недостатков. И все же его знать необходимо, так как иногда наборы приклеивают на готовое изделие, которое невозможно зажать в пресс. В этом случае притирочный молоток незаменим.

б) Фанерование способом запрессовки.

Значительно более прогрессивным является способ запрессовки. Качество работы при этом повышается, а риск испортить набор снижается до минимума.

Прессовать наборы можно различного рода механизмами и приспособлениями гидравлического, винтового, пневматического характера. Наиболее совершенными в настоящее время являются многопролетные (многоэтажные) гидравлические прессы с плитами, обогреваемыми перегретым паром или электричеством. Такими механизмами оснащены мебельные предприятия.

В условиях кружка или студии, а также в домашней обстановке можно работать и на холодном прессующем устройстве, так как объем работ невелик и сроки исполнения мастера устанавливают себе сами. (Конструкция этих приспособлений может быть довольно простой. Например, для фанерования небольших работ нередко используют различного рода струбцины.

Наиболее просто фанеровать наборы глютиновыми клеями способом запрессовки в хомутовых струбцинах.

Запрессовка осуществляется следующим образом: основу покрывают с одной стороны горячим раствором жидкого клея. На нее набор накладывают вверх бумажными лентами.

Все это накрывают листом бумаги, например газетой, и переворачивают на обратную сторону, которую также намазывают клеем. На клеевой раствор накладывают лист шпона, равный по размеру набору. При этом направление волокна на этой фанере и основное направление волокон на древесине набора должны совпадать. Затем и эту сторону накрывают бумагой.

Схема фанерования в хомутовых струбцинах:
1 — деревянные поперечные бруски; 2 — деревянные плиты; 3 — металлические прокладки; 4 — прослойки бумаги; 5 — шпон; 6 — основа для мозаики

К этому моменту должен быть готов пресс: хомутовые струбцины разведены на соответствующее расстояние. В них вложена прочная ровная плита по размерам несколько шире фанеруемой детали. На плиту кладут нагретую до 70—80°С металлическую прокладку (из цинка, меди, дюралюминия). При чрезмерном перегреве прокладки клей под набором пересыхает, крошится, и фанера начинает отслаиваться. Слабо нагретая пластина не растопит клей, и он застынет неравномерными сгустками, поэтому температура прогрева металлических пластин до 70—80°С наиболее подходит для нормального процесса фанерования.

Как уже отмечалось, на оборотную сторону основы наклеивают лист шпона для того, чтобы он не позволял коробиться основе при высыхании клея и сильной усадке. Усадке подвергается и древесина при высыхании после ее увлажнения клеем. Эта двойная усадка может согнуть основу. Чтобы подобного не случилась, с обратной стороны основы приклеивается лист фанеры, в результате чего она остается ровной. Когда фанеруются заготовки из пиломатериалов (массив древесины), то волокна оборотной рубашки и основное направление волокон в деталях мозаики должны располагаться под углом в 45—90° к направлению волокон в основе. То же условие относится и к наклеиванию шпона на клееную фанеру. При работе с древесностружечными плитами оно отпадает.

Намазанная клеем основа должна быть несколько выдержана, чтобы влага впиталась в дерево, хорошо смочив клеевым раствором фанеруемую плоскость. Выдержка зависит от многих причин: от марки и густоты клея, от его состава, температуры помещения и древесины, применяемого прессующего устройства, температуры плит пресса и т. д. Например, открытая выдержка глютинового покрытия может колебаться от 2—3 минут до 2 часов.

Давление на мозаичный набор при фанеровании также зависит от многих причин. При нормальном клеевом составе давление колеблется от 4 до 10 килограммов на квадратный сантимер. Чтобы не ошибиться и не поставить под угрозу гибели мозаичный набор, лучше сделать 1—2 пробных запрессовки.

Не всегда удается подобрать в мозаике шпон одинаковой толщины. Поэтому при фанеровании, чтобы не было непршклееганых деталей и воздушных пузырей под набором, следует поступить так: между набором, накрытым бумагой, и металлической прокладкой помещают слой фетра или толстого сукна, который позволит равномерно распределить давление на все участки мозаики.

Фанеруемое изделие находится под давлением до тех пор, пока клей не отвердеет. Режимы фанерования, зависят от применяемого клея. Например, глютиновые клеи (костный, мездровый, рыбий) при холодных плитах требуют 6—8 часов, а при подогреве плит до 70—80° С время сокращается до 1,5—2 часов.

Чтобы клей не просачивался через тонкую фанерную рубашку или мозаичный набор, его раствор делают в достаточной мере концентрированным. Для глютиновых клеев концентрация должна быть в пределах 33—60%. Более густой клей делать не следует, иначе для хорошего, качественного фанерования потребуется дополнительный подогрев плит и повышенное давление. И даже при таких условиях густой клей не всегда равномерно расходится по поверхности, застывая под мозаичным покрытием буграми и сгустками. На этих местах элементы мозаики быстро выкрашиваются.

Вынутый из пресса щит, фанерованный мозаичным набором, должен быть выдержан определенное время для того, чтобы клеевой шов приобрел большую прочность, чтобы уравновесилось напряжение по всей плоскости щита, равномерно распределилась влага клея. Для этого глютиновые клеи выдерживают 1—2 суток при горячем прессовании и 3— 5 суток — при холодном.

Синтетические клеи годятся как для холодного, так и для горячего пресса. Рабочий состав клея представляет собой смесь: на 100 частей смолы добавляют от 0,5 до 1,5 части отвердителя.

В зажатом состоянии мозаичный набор с основой может находиться разное время. Все зависит от температуры плит. Если плиты горячие (100—120°), то клей отвердеет за 2—8 минут. Если температура плит ниже, то времени требуется больше. При холодном прессовании синтетическими клеями продолжительность выдержки под давлением составляет от 4—5 часов до одних суток.

Обычно мозаичный набор наклеивают бумагой кверху, но синтетический клей позволяет делать и иначе: в отдельных случаях, когда не требуется особая точность в подгонке деталей и на наборе мало клеевой ленты, допускается фанерование лентой вниз к основе. Только для этого требуется горячий пресс и хорошее давление.

Способ фанерования нужно продумывать заранее, еще до того как набирается мозаика. Если, например, набор будет приклеиваться бумагой вниз, к основе, то отпадает необходимость поворачивать рисунок на противоположную сторону при переводе его с кальки на фанерный фон.

Вынутые из пресса щиты, фанерованные синтетическими клеями, выдерживают от 2—3 часов до суток. После этого приступают к шлифовке набора и отделочным операциям.
Если приходится фанеровать криволинейные поверхности, применяются различные приспособления: контрпрофильные колодки, реечные, а также сыпучие цулаги, представляющие собой мешки с нагретым песком, приспособления с гибкими Сталиными лентами и т.д.

Следующий этап работы над набором — подготовка его под прозрачные покрытия. Для этого выполняется ряд операций.

Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри обычно является плоский нож-резак (рис. 46). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частей мозаики.


Рис. 46. Плоский нож-резак

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 47). Лезвие ножа изготовляют из полотна слесарной ножовки толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить перегрева и последующего снижения твердости лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.


Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка

Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.

На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.


Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 50, д). Для распиливания шпона используют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.


Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.


Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону

При резании шпона из твердых пород вначале по линейке делают неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, потом — с большим нажимом, таким образом перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).

При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).

Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).

Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).


Рис. 51. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).


Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.


Рис. 53. Наборы с объемным изображением

Практическая работа № 14

Выполнение мозаичного набора

  1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
  2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
  3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображения.)
  4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

Новые слова и понятия

Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.

14. Технология изготовления мозаичных наборов

Во избежание последующих трещин в мозаичных наборах шпон должен быть очень сухим.

Плоский нож-резак

Рис. 45. Плоский нож-резак

Инструментом для резания древесины и выполнения маркетри является плоский нож-резак (рис. 45). Он похож на стамеску-косяк, но имеет укороченное лезвие и косой срез ручки. Такой ручкой притирают полоски клеевой ленты при склеивании ею частичек мозаики.

Для удобства выполнения резьбы применяют ножи с различными лезвиями и ручками (рис. 46). Лезвие ножа изготавливают из полотна пилы по металлу толщиной 1. 1,5 мм. Затачивают нож с углом заострения 10. 15° и с углом скоса 35. 45°. Чтобы не допустить отжига (посинения) лезвия при заточке, его периодически окунают в воду и охлаждают.

Лезвие заточенного ножа тщательно правят на брусках и оселках, придавая ему малый угол заострения, остроту режущей кромке и гладкость боковым поверхностям.

приемы выполнения резьбы

На рис. 47 изображены приемы выполнения резьбы. Резьбу можно выполнять одной рукой и двумя, с движением лезвия к себе и от себя.

Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.

Для изготовления узких полосок шпона применяют двойной нож-резак (рис. 49, д). Для распиливания шпона применяют нож-пилку. Циркулем-резаком вырезают круги. Притирочным молотком приглаживают приклеиваемые к облицовываемой (украшаемой) поверхности наборы из листов шпона.

Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой резинового линолеума.

Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. Наносят рисунок вставки (гнезда) на фоновый шпон (рис. 48, а) и вырезают контур резаком (рис. 48, б). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 48, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 48, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 48, е). Полученный набор наклеивают на основу.

Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 49, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.

При резании шпона из твердых пород вначале делают по линейке неглубокие надрезы с легким нажимом на нож, а затем с большим нажимом и перерезают шпон за несколько проходов. Чтобы шпон при резании не растрескивался, на него предварительно наклеивают бумагу.

Во избежание обламывания вершин острых углов вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 49, б). Закругления вырезают по волокнам в направлении по стрелкам, с той стороны, с которой не будет сколов волокон (рис. 49, в).

Последовательность выполнения вставок

Рис. 48. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через кальку; б — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки клейкой лентой с лицевой стороны мозаики

Если производят вырезку гнезд, то, чтобы не растрескивался контур гнезда, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.

Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают в виде многоугольника, врезая в поверхность носок ножа (рис. 49, г).

Если вырезается множество криволинейных контуров в виде завитков и виньеток, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 49, д).

Круги и кольца вырезают циркулем с резачком за несколько проходов круговыми движениями, с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах вырезают вначале внутреннюю окружность, а затем - наружную.

Вырезание вставок мозаики

Рис. 49. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б —остроугольных фигур; в - окружности; г -закруглений с надрезами; д - двойным ножом по шаблону

Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис.50).

Набор с косым расположением полосок

Рис. 50. Набор с косым расположением полосок

Для изготовления шахматного набора (рис. 51) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают через одну полоску в лист (рис. 51, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 51, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 51, в).

Склеенный из полосок лист можно разрезать под углом и получить набор с косым расположением полосок или многократный набор.

Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют и для декоративных, объемного изображения наборов паркетного типа (рис.52). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в рядом расположенных листах шпона.

шахматное изображение

Мозаичные наборы наклеивают на основу. Основой называют плиту или фанеру, на которую наклеивают мозаичный набор из листов шпона.

Практическая работа

Выполнение мозаичного набора

1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображений.)
4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.

О Резак, вставка, гнездо, основа, набор (шахматный, с косым расположением полосок, объемного изображения паркетного типа).

1. Какие инструменты применяют для вырезания мозаичных наборов?

2. Какие приемы вырезания вставок и гнезд вы знаете?

3. В какой последовательности вырезают гнезда и вставки?

4. Как избежать раскалывания шпона при вырезании гнезд и вставок?

5. Как выполняют шахматный набор и набор с объемным изображением?


Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.


Книги и учебники согласно календарному плануванння по технологии 7 класса скачать, помощь школьнику онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

+

Скорее всего, чтобы в последствии не образовывались зазоры на стыках мозаики

Ответ

+

чтобы в последствии не образовывались зазоры на стыках мозаики

Ответ

+

ответ: Шпон должен быть абсолютно сухим, что бы не появлялись трещины, после приклеивания набора к основе.

Объяснение: Для мелких деталей применяют шпон из древесины, со слабой выраженной текстурой - груши, липы, березы. Для более крупных - шпон из клена, ореха, дуба, ясеня, вяза, палисандра, карагача.

Читайте также: