Юнгианский анализ сновидений кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сновидение Юнг считал рудиментом бессознательной психической деятельности. В целостном процессе душевной жизни отдельные сновидения выглядят как случайные переживания, хотя и могут сопровождаться сильными аффектами, так что при пробуждении сновидец убежден в их значимости и важности. Однако содержание сновидения редко сохраняется в сознании дольше двух-трех дней, за исключением небольшого количества снов, производящих слишком яркое впечатление или снящихся периодически, на разных этапах жизни. "Причины такого исключительного положения сновидения лежат в его особенном способе возникновения: оно не проистекает, подобно другим содержаниям сознания, из явственно видимой, логической и эмоциональной континуальности пережитого; сновидение — рудимент той психической деятельности, которая имеет место во время сна. Уже этот способ возникновения изолирует сновидение от прочих содержаний сознания, но еще более обособляет сновидение от них его своеобразное содержание, которое находится в разительном контрасте к сознательному мышлению" (67, с. 155).
Сновидения в аналитической психологии принято считать важным фактом душевной жизни, поскольку они являются формой, способом прямого вмешательства трансцендентной функции, в череду психических событий. Последняя представляет собой функцию связи между противоположностями, сознанием и бессознательным, различными типами свойственной им установки. Она есть, как указывает Юнг, естественный процесс смены образов и символов, спонтанно проявляющихся в снах и видениях. Смысл сновидения, задаваемый трансцендентной функцией, зависит от того, насколько нуждается в компенсации сознательная установка сновидца. Если она слишком односторонняя, то сновидение занимает противоположную позицию, если особых крайностей не наблюдается, то оно довольствуется вариантами изображения реальной ситуации, "если же положение сознания правильное (адекватное), то сновидение полностью смыкается с ним, подчеркивая одновременно свои собственные тенденции, иначе потерялась бы его своеобразная автономия" (67, с. 190). Поэтому смысл сновидения может быть понят только при помощи человека, который его видел, с учетом его актуальной жизненной ситуации.
Примером, иллюстрирующим данное положение, может служить серия сновидений, принадлежащих 40-летнему мужчине:
1. Я нахожусь в городе, где прошли мое детство и юность. Я брожу по улицам, не могу их узнать, но все же знаю, где я, и наконец прихожу к дому, в котором раньше жила моя семья. Мне очень хочется зайти в нашу бывшую квартиру, но я понимаю, что там сейчас живут совсем другие люди, чужие. Я все-таки вхожу и вижу: там все другое, все изменилось. Мне очень грустно, и я просыпаюсь с ощущением пустоты и какой-то потерянности, ненужности. Проснувшись, я думаю, что не нужно было делать этого, т.е.входить в квартиру.
Примерно через месяц приснился следующий сон, который, по мнению сновидца, имел отношение к первому
2. Я снова в своем родном городе. Я сижу один за деревянным столом во дворе дома, где мы жили. Ко мне подходит группа людей, это мои друзья и знакомые. Потом я понимаю, что это — знакомые моей молодости, и думаю, что они вряд ли меня узнают. Но кто-то из них говорит: "Сережа!" — и начинается общий разговор. Среди них девушка, отношения с которой были давно и остались какими-то незаконченными. Вернее, я во сне знаю, что между нами что-то не закончено. Кто она, как ее зовут, я не помню. На ней свободный светлый плащ, я хорошо запомнил его. Я знаю, что мы должны с ней уйти от остальных, но сон на этом заканчивается (мы так и не уходим).
Последнее сновидение, приснившееся через полгода
3. Я опять в городе своей юности, стою на обочине широкой асфальтированной дороги, по которой идет много людей. Похоже, что они возвращаются с гулянья, типа маевки, на них праздничная одежда. Я вижу женщину в светлом плаще, таком же, как в предыдущем сне. Но я узнаю плащ и вижу, что это моя жена. Она берет меня под руку и мы уходим вместе со всеми.
Все три сновидения связаны с изменениями, происшедшими в жизни сновидца. В силу определенных политических и социальных событий он оказался оторванным от мест, где родился и вырос, фактически стал гражданином другого государства. Сергей Николаевич (назовем его так) остро переживал разрыв с родиной, невозможность возвратиться в родные места, в страну, которую он всегда считал своей. Первое сновидение показывало всю тщетность намерения вернуться обратно, подчеркивало, что там теперь все другое. Бессознательное в противовес сознательной установке твердит: этого делать не нужно.
Второй сон приснился, когда ностальгическая тоска стала менее острой, сознательная установка была направлена на взаимодействие с людьми, вариант которого и показан в сновидении. Сюжет третьего сновидения смыкается с реальным положением дел, бессознательное показывает, что жизнь среди людей всюду одна и та же ("везде есть жизнь, и тут была своя", как пишет И.Бродский). Своеобразная тенденция прослеживается в фигуре жены, одетой в плащ, принадлежавший подруге молодости. Эта деталь делает сновидение немного странным и потому запоминающимся.
В аналитической психологии, в отличие от психоанализа, важным считается не каузальный, а финальный (телеологический) способ рассмотрения сновидения. Речь идет о том, что юнгианство занято ответом на вопрос, зачем снится данное сновидение, что оно хочет сообщить, а не вопросом почему снится то-то и то-то и откуда взялись те или иные образы и сюжеты. Финальностью сна Юнг называет его психологическую целеустремленность. Это цель-смысл, цель-назначение. Сновидение всегда есть бессознательное послание, нуждающееся в том, чтобы быть услышанным.
Что же касается каузального способа истолкования, то в аналитической психологии он утрачивает свой редуктивный характер, точнее, сама редукция как сведение к первопричине оказывается несколько иной. В основе образов сновидений лежит преимущественно архетипическая символика, поэтому редукция в процессе интерпретации уступает место амплификации, обогащению имеющихся содержаний дополнительными значениями встретившихся в сновидении символов.
Телеологическое рассмотрение сновидения затруднено тем, что трансцендентная функция хотя и не действует без намерения и цели, результаты ее работы трудны для понимания. Корректирующие и направляющие влияния исходят из бессознательного и призваны не столько помочь в разрешении актуальных проблем сновидца, сколько изменить чересчур одностороннюю установку его сознания. Значительна роль трансцендентной функции и в стимулировании совести. Она дает иную, по сравнению с сугубо личной, перспективу, смещает точку зрения. Кроме того, возможное решение, подсказанное бессознательным, выглядит как исходящее из объективного источника.
При финальном способе толкования образы сновидения имеют особый внутренний субъективный смысл, вся полнота которого лежит в разнообразии символических выражений сновидения, а не в их однозначности. Изменяющиеся образы сновидений релевантны изменению психологической ситуации в целом или ее отдельных сторон.
В качестве примера приведем сновидение молодого человека 25 лет:
Я вижу себя на футбольном поле, где играют две команды с неполным числом игроков. Они в яркой, красивой спортивной форме, но играют слабо. Я говорю, что мог бы сыграть за одну из команд, и начинаю играть в несвойственном мне качестве — полузащитником, хотя я всегда играл нападающим. Играю я в своей обычной одежде, не в форме. Играю очень плохо, слабо, намного ниже предела своих возможностей. Но тренер говорит мне: "Ты великолепно играл".
Во второй части сновидения я оказываюсь уже на другом спортивном стадионе, я одет в форму, при мне красивая спортивная сумка, в которой лежит новенький белый футбольный мяч. Я хочу присоединиться к игрокам на поле, которые пока не играют, а заняты разминкой. Затем я замечаю в другом конце стадиона небольшую группу девушек, одетых в короткие белые юбки и разноцветные майки. Я подхожу к ним и спрашиваю, чем они занимаются — это теннисистки. Потом девушки уходят, и я вижу, что обе команды уже начали матч, и у них полный состав, так что я не могу играть с ними. Я хочу уйти, но обнаруживаю, что моим новеньким мячом играют какие-то дети. Они возвращают мне мяч, но он весь измазан смолой битумного покрытия. Я было вспылил, а потом подумал: "Это же дети, что с них взять. А мяч можно попробовать отмыть бензином".
Каузально-редуктивное толкование этого сна сводится к тому, что молодой человек в прошлом действительно был спортсменом, и именно футболистом. Все содержание сновидения обусловлено его прошлым, а девушки отражают естественные потребности неженатого юноши. По поводу испачканного мяча сновидец замечает, что отец в детстве всегда учил его беречь свои вещи, в частности, спортивный инвентарь, и говорил о том, что в чужих руках все рвется и портится гораздо быстрее.
Финальный путь толкования начинается с вопроса "зачем?" В данном сновидении выражена бессознательная компенсация сознательного восприятия сновидцем нынешнего этапа своего жизненного пути. Внешне последняя выглядит достаточно успешной: Андрей Ч., оставив спорт, работает преподавателем в вузе, и его новая специальность, по его собственным словам,"отражает всегдашнюю мечту моей жизни". Однако "играет" он пока слабо, хотя и коллеги по работе тоже, в основном, "слабые игроки". И хотя непосредственный руководитель (тренер в сновидении) хвалит Андрея, сон показывает, что похвала эта — скорее аванс, нежели истинная оценка его успехов.
В реальной жизни Андрей достаточно критично оценивает деятельность своих коллег, чья красивая спортивная форма во сне отражает их внешний имидж и самодольство, не подкрепленное реальными профессиональными достижениями. Сновидение говорит ему: ты сам играешь очень слабо, так что твое отношение к их притязаниям —такой же точно продукт неадекватной самооценки. А тренер тебя перехваливает, так что особенно не гордись.
Вторая часть сновидения будет понятна, если задать сновидцу вопрос: в какой жизненной сфере ты остаешься ребенком? Это, безусловно, отношения с девушками, с которыми он "играет в игры". Андрей отрицает наличие в себе "плейбоя", точнее, считает этот Я-образ безвозвратно ушедшим в прошлое. Сновидение поправляет: это далеко не так. В целом сон хорошо контрастирует с сознательной установкой, испытывающей своеобразное "головокружение от успехов": ты еще далеко не великий филолог и зрелый мудрец, во многом ты продолжаешь оставаться игроком, плейбоем.
Теперь о субъективном смысле символов, которые сновидение выбрало далеко не случайно. Игра как символ отсылает к одной из философских трактовок человека как homo ludens, человека играющего. Андрей восхищается творчеством Г.Гессе, чья "Игра в бисер" во многом повлияла на жизненные идеалы юноши. В своей нынешней профессии он высоко ценит возможности игры с ценностями и смыслами человеческой культуры, от которой он был далек в качестве профессионального спортсмена.
Архетипическая символика игры отсылает к идеям творчества, самореализации, легкости без усилия. Кроме того, как известно, взрослый играет, чтобы выиграть, а ребенок — ради самого процесса игры. Для Андрея характерно сложное, амбивалентное отношение к обоим типам игровой мотивации. Ему хочется выиграть, но сам процесс игры (как "игры в бисер") влечет его куда сильнее. Сновидение намекает, что быть "всего лишь ребенком" также является ценностью для самоактуализирующейся личности (проблема самоактуализации на данном этапе жизни для Андрея — главная). С другой стороны, ребенок — это тот, кто играет, пока взрослый разговаривает с девушками. Наличие у себя инфантильных черт Андрей признает лишь вынужденно, столкнувшись с фактами, против которых не поспоришь.
Как видно, результат финального толкования существенно отличается от выяснения причин того, откуда взялись персонажи и сюжет сновидения. Приведенное здесь толкование, как и в аналогичном, очень похожем примере Юнга, открывает молодому человеку глаза на многое, мимо чего он прежде проходил и не задумывался. Однако проходя мимо всего этого, он уходил и от самого себя. Поэтому, когда он пытается жить, не принимая во внимание это обстоятельство, то живет односторонне и несовершенно.
Юнг указывает, что, хотя сновидения вносят свой вклад в психическую саморегуляцию бессознательно и автоматически, возвращая все вытесненное и проигнорированное сознанием, компенсаторное значение их символики часто выходит за рамки судьбы и нужд отдельного индивида. Существуют психологические компенсации, которые простираются очень далеко. В этих случаях всегда необходимо помнить о том, что каждый человек в некотором смысле репрезентирует все человечество и его историю. Символика сновидений содержит много общечеловеческих мотивов, а то, что было потребно человечеству, нужно в некоторых случаях и каждому в отдельности. Поэтому для юнгианского аналитика крайне важно хорошо знать мифологию и историю религий, которые были и остаются массовыми способами компенсации коллективного бессознательного.

Сущность и функции сновидений

Пример сновидения, отражающего скрытый комплекс

Я встречаюсь со своим другом Алексеем из Владивостока (город, в котором сновидец жил в молодости) Встреча происходит где-то на берегу моря, но мы сидим в моей квартире, слушаем музыку, беседуем, потом ложимся спать. Утром я просыпаюсь от шума, выглядываю в окно и вижу, что люди быстро покидают город, так как по радио объявляют о приближении урагана. Мои родители тоже собираются уходить. Я говорю: "Ну что вы все такие истерические, ничего страшного не случится". Затем выглядываю на улицу, смотрю на небо и вижу, что оно сплошь покрыто серыми тучами. Прикидываю, какой силы будет ураган и решаю, что дом должен выдержать. Друг и родители тем временем уходят. Я через некоторое время выхожу из дома, добираюсь до автобусной остановки и вижу, что стою на ней один. Проходит 51-й троллейбус, люди идут мимо меня, мимо, мимо, не обращают внимания, все заняты одним — поскорее уйти. Я задумываюсь — друг ушел вместе с родителями или один, если один, то он может заблудиться, и где его сейчас искать?
При толковании первое, что привлекает внимание — то, что сновидца зовут так же, как и друга в сновидении — Алексеем. Т.е. друг олицетворяет самого сновидца. Ураган символизирует личностный рост, индивидуацию и происходящие при этом изменения, перемены в жизни. Большийство людей (но не сновидец) испытывают страх перед изменениями, это относится также и к родителям Алексея. Но отношение его самого к изменениям скорее амбивалентное: одно Я остается (дом выдержит, т.е. сновидец уверен в своей способности совладать с проблемами, которые несут с собой трансформация и рост). Другое (друг) уходит вместе с родителями (Алексей их любит, но ощущает и отчуждение из-за того, что они многое в нем не понимают), поступает так, как все нормальные люди. Алексей остро чувствует свое одиночество из-за того, что он не такой, как другие — занят самоактуализацией, ценит духовность, имеет свое собственное "мужество быть". Его ценности мало востребованы поколением сверстников, и в силу личностного своеобразия он до сих пор так и не встретил женщины, с которой мог бы разделить содержание жизни.
Одиночество ("я стою один, а люди проходят мимо, мимо, мимо") — тягостное чувство, и не удивительно что время от времени Алексея посещают мысли о тщете его поисков, о бессмысленности самореализации, за которую приходится так много платить. Фактически сновидение изображает автономный комплекс, относящийся к разочарованию в жизни и чувству экзистенциального одиночества (а не заблудился ли я? где мне искать себя и то, что я ищу в своей жизни?).
На уровне сознания Алексей отрицает наличие таких сомнений, что, собственно, и доказывает успешность их вытеснения. Его жизнь внешне выглядит благополучной, но тому, кто хорошо знает Алешу, это сновидение покажется удивительно точным изображением его проблем. Собственно, вышеприведенное толкование Алексей и принял после замечания аналитика о том, что оно — очень грустная и правдивая картина его жизни. Этот сон приснился после того, как в процессе анализа Алексею показалось, что и терапевт его не понимает, неправильно интерпретирует его личность и поступки, считает его ребенком и т.п. Реактивно сновидение отразило субъективное усиление чувства отчуждения, одиночества и непонятости.
Обобщенное понимание сущности сна в аналитической психологии сводится к тому, что сновидение — это спонтанное самоизображение актуального положения бессознательного в символической форме, основная функция его — компенсация слишком односторонней установки сознания. Поэтому анализ сновидений является важной частью психотерапевтической работы, цель которой — содействие процессу индивидуации. Однако Юнг предостерегал против излишней переоценки сновидений. "У многих людей, — говорил он, — возникает (под впечатлением от какой-то рафинированной и словно намеренно появляющейся компенсации) предубеждение, будто на самом деле сновидение имеет моральное намерение: оно предостерегает, порицает, утешает, предсказывает и т.д. Из-за этого полагают, что бессознательное знает все лучше, и легко склоняются к тому, чтобы приписать сновидению выводы, а затем — соответственно — разочаровываются, если сновидения им ничего не говорят. Мой опыт свидетельствует, что при некотором знании психологии сновидений легко наступает что-то вроде переоценки бессознательного, что вредит сознательной решимости. Бессознательное же функционирует удовлетворительно только тогда, когда сознание выполняет свои задачи на грани возможного" (67, с. 196).
При изучении сновидений приходится сталкиваться с проблемами, далеко выходящими за пределы изведанной области гуманитарных наук, будь то психология, философия или культурная антропология. Нам все еще неведома сущность бессознательной психики. А поскольку, считал Юнг, замысел любого исследования состоит не в том, чтобы вообразить себе, будто в твоем распоряжении имеется единственно верная теория, а в том, чтобы, подвергая сомнению все теории, постепенно приближаться к истине, то необходимо четко представлять основные этапы процесса интерпретации сновидения, их специфику и цель — только при таком условии мы выполним приведенное выше пожелание основоположника аналитической психологии.

Основные этапы интерпретации сновидения

сны по юнгу

Мы подошли к самой сути теории Юнга о сновидениях. Его ключевая гипотеза заключалась в том, что абсолютно все сны являются компенсацией. Роль сновидения состоит в том, что оно изменяет, уравновешивает и корректирует сознание, таким образом восстанавливается психический баланс, что в конечном итоге ведет к целостности. Сон компенсирует те аспекты личности, которыми мы пренебрегаем, и вносит равновесие в любую одностороннюю позицию. Например, застенчивый и незаметный мужчина часто видел сны о великих исторических деятелях, таких как Наполеон и Александр Македонский. Такие яркие встречи с историческими знаменитостями компенсировали его чувство собственной незначительности, которое всегда заставляло его вежливо держаться в тени.

Для чего нужны сны по Юнгу?

Компенсирующая функция сновидений — это психическое средство саморегуляции. Тело стремится поддерживать постоянную температуру, оно потеет, когда температура поднимается, или дрожит, когда температура падает. Так и психика стремится обрести индивидуальность, что становится возможным, только когда все ее компоненты находятся в равновесии и обретают целостность. Компенсация становится проявлением организующей, целенаправленной функции бессознательного, которое ощущает неустойчивость сознательной позиции. Оно находит или создает символы сновидения, которые могут урегулировать и уравновесить ситуацию, и таким образом, следуя указаниям бессознательного, сознание может достичь большей полноты.

Юнг оспаривал утверждение, что сны просто воспроизводят события предыдущего дня. Сны редко повторяют события в точности. Они округляют, добавляют или вычитают что–то. Юнг полагал, что такая трансформация — добавление, вычитание или округление (абсурдность сновидения) — носит компенсирующий характер. Компенсация расширяет фрейдистские представления об осуществлении желаний. Обе концепции признают, что часть содержания сновидений отвергается сознанием. Тем не менее их отличие состоит в том, что юнгианское сновидение стремится к целостности через гармонию и равновесие, а фрейдистское сновидение опускается до удовлетворения детских желаний. Первое предполагает интеллектуальную оценку, которая не нуждается в пересмотре, оно изобретательно и подвижно, а второе — слепой автомат.

С точки зрения Юнга, материал, полученный из бессознательного, может восприниматься даже болезненно, потому что бессознательное показывает спящему неприятные аспекты его жизни, на которые сам человек не хотел бы обращать внимание. Сны выражают то, что эго не знает или не понимает.

Классификация снов по Юнгу

Желая понять сновидение, Юнг всегда считал правильным спросить: какие позиции сознания требуют компенсации? Хотя компенсирующие сновидения и преобладают, существуют и другие сны. Они могут быть проспективными, архетипическими, экстрасенсорными или травматическими.

Прогнозирующие (проспективные) сны

Архетипические (большие) сны

Некоторые сновидения выходят за рамки того, что представляется важным для личности. Такие сны часто используют неожиданные и даже непостижимые символы (абсурдность сновидений), и их отношение к спящему трудно понять. Эти сны часто отличаются живостью образов, которая захватывает внимание. Люди годами хранят память о таких сновидениях и считают их своим богатством. Это архетипические сны. Их отличает уникальность, потрясающая сверхъестественность; эстетически богатая структура; геометрический, схожий с мандалой рисунок, мифологическое и метафизическое мышление; сильнейшее чувство понимания смысла, который они несут в себе.

Архетипические сны приходят из коллективного бессознательного и появляются в символической форме снова и снова в мифах, религиозных мотивах и сновидениях. Часто такие сны создают особый смысловой контекст, поскольку они являются ярчайшим невербальным и потому невыразимым опытом. Даже если сон непонятен, он обогащает опыт человека, потому что он больше похож на самодостаточные и осознанные видения, а не на лоскутное покрывало наших привычных снов, которые участвуют в реорганизации памяти.

Как понять архетипические сны?

Однако необходимо подчеркнуть, что чисто архетипический сон в некотором роде заблуждение. Несмотря на архетипическое содержание, во сне почти всегда присутствует некий личный элемент. Возможно, более правильно рассматривать не архетипические сновидения, а архетипические образы или мотивы, которые составляют сон. Сновидение, в котором есть один или несколько таких элементов, требует развернутого архетипического описания.

Юнг считал сновидение психической реакцией сознания на реальную ситуацию — события, мысли, эмоции, надежды, страхи и конфликты, которые переполняют жизнь каждого человека. Сон, говорил он, всегда содержит бессознательное дополнение или аспект, компенсирующий текущую жизненную ситуацию человека. Сознательная ситуация обычно возникает из опыта столкновения с комплексом или в результате проблемы, о которой сложилось неверное суждение. Ошибочными могут быть решение, позиция по отношению к другому человеку или самооценка.

Важность сознательной ситуации в анализе сновидений проявляется, когда одинаковые образы возникают в сновидениях разных людей. Можно ли интерпретировать такие образы одинаково для всех сновидений? Как Артемидор почти две тысячи лет тому назад, Юнг заявил, что обстоятельства спящего определяют анализ.

Как интерпретировать разные типы снов по Юнгу – метод объективной и субъективной трактовки

Когда контекст сна установлен, необходимо определить уровень, на котором сон станет понятным. Юнг утверждал, что сны можно интерпретировать как на субъективном, так и на объективном уровне. Субъективная интерпретация в этом контексте не имеет привычного оттенка чего–то мнимого, личного или иллюзорного. Вопрос стоит так: фигуры людей и событий предстают во сне такими же, как и в реальной жизни, или они отражают грани личности спящего?

Фигура считается объективной, когда появляется во сне как реальный человек, который находится в реальных отношениях со спящим. Она субъективна, когда ее появление во сне отражает какую–то часть личности самого спящего. Объективный подход используется, если фигура сна — это человек, который важен для спящего, таким человеком предположительно может быть член его семьи или близкий друг. Но если фигура сна не особенно важна для спящего, предпочтительно использовать субъективный подход. Дальние родственники, если человек их давно не видел, исторические персонажи и даже незнакомые фигуры при интерпретации сновидения будут трактоваться субъективно. Эти люди становятся персонификацией какой–то части личности спящего.

Другой критерий для выбора объективной или субъективной интерпретации — это манера, в которой изображается фигура сна. Если некто хорошо знакомый спящему проявляется с фотографической точностью ( таким как есть), фигура сна интерпретируется объективно. Но если сон рисует фигуру неточно, то заведомо ложные черты, скорее всего, принадлежат самому спящему или отражают его поведение в конкретной ситуации.

Субъективная интерпретация сновидений уже не столь противоречива, как тогда, когда Юнг впервые предложил ее в качестве альтернативы объективному подходу, тогда преобладавшему. Фрейдистский анализ трактует содержание сновидения в терминах нашего повседневного опыта, который непосредственно или в виде импульса направлен на других людей или внешние объекты. Многие из современных теоретиков сновидений, включая самих неофрейдистов, стали все больше использовать субъективную интерпретацию. Юнг был первым аналитиком, предложившим особый критерий для определения того, как следует понимать сон — объективно или субъективно.

Трактовка снов по Юнгу с помощью расширения прямых ассоциаций

Для понимания образов сновидения Юнг использовал метод расширения прямых ассоциаций, а не технику свободных ассоциаций, предложенную Фрейдом. В последнем случае, если во сне человек увидел быка, серия последовательных ассоциаций могла выглядеть следующим образом: корова, молоко, бутылка, ребенок, плачет, голодный. Согласно Юнгу, этот метод приводит к тому, что ум свободно блуждает, уводя человека в сторону от изначальных образов сна. Его метод прямой ассоциации не позволяет потоку мыслей отклоняться, снова и снова возвращая его к оригинальному образу.

Этот метод приводит человека к тому, что ассоциируется с самим образом быка — большой, сильный, опасный, племенной бык, — пока ассоциации не достигнут точки, где смысл образа сможет проявиться. Юнг соглашался, что свободные ассоциации могут привести к ценным психологическим открытиям, но эти открытия часто не имеют ничего общего с посланием, которое несет сон. Точно так же можно выбрать в словаре любое случайное слово и использовать его как начальный образ.

Юнг предпочитал расширение образов сновидения, технику, которая выявляет более широкий, а потому более глубокий смысл символов тем, что помещает их в мифологический и сверхличностный контекст. Первый шаг — изучение личных ассоциаций, связанных с образом сна, скажем, с образом быка. На следующем шаге определяется культурный смысл, связанный с этим образом. Образ быка для испанца обычно связан с кровавой схваткой и отличается по смыслу от того же образа в восприятии индуса, который каждый день видит, как быки свободно бродят по улицам. На более глубоком уровне расширения можно попытаться обнаружить архетипы, связанные образом.

В третьей фазе аналитику могут помочь конкретные сказки, мифы или религиозные практики. Для индуса это может быть бык Нанди, который нес на себе бога Шиву, и таким образом определяется религиозный элемент сновидения. Точно так же у древних египтян священный бык Апис почитался как реинкарнация бога Птаха, а в Персии бык был связан с культом Митры. Эти мистические связи помогают спящему обратиться к надличностным категориям его жизни. Далее в нашей книге мы рассмотрим особые архетипические образы, которые являлись Манишу Павле в юности и Кавите Найар перед ее замужеством. Эти поразительные сновидения были для них исключительно важны и стали поворотными моментами их жизни.

В чем разница трактовки разных типов снов по Юнгу и Фрейду?

Фрейд утверждал, что сны отражают прошлые конфликты, от которых человека нужно защищать. Он говорил: откройте мне ваши сны, и я покажу вам причину вашего беспокойства. А Юнг считал, что сны способствуют индивидуации. И потому он говорил так: откройте мне ваши сны, и я покажу, к чему вы стремитесь и что преграждает вам путь. Фрейд видел прошлое каждого из нас — детство. Юнг заглядывал дальше и видел будущее человека — зрелость. Оба утверждали существование и важность бессознательных аспектов разума, и оба считали, что сновидения несут в себе послания из бессознательного.

Фрейд решил проблему снов с помощью противопоставления явного и тайного содержания сна. Для него явный сон — только фасад, ложное или искаженное проявление основных тайных мыслей сновидения. Юнг не соглашался с ним и полагал, что внешний фасад и есть сновидение, и другого не существует. Он считал, что образы сновидения говорят сами за себя.

По Фрейду, сон сам по себе бесполезен, он лишь дает толчок свободным ассоциациям, которые приводят к единственно важному скрытому содержанию. Поэтому неудивительно, что Фрейд считал сновидение абсолютно асоциальным: оно никак не связано с кем–то еще; оно возникает внутри субъекта как компромисс между противоборствующими душевными силами; оно непонятно даже самому человеку, а потому неинтересно для других людей. Для Юнга сновидение может стать частью непрерывного диалога. Он советовал рассматривать сны как серию эпизодов, а не как отдельный эпизод. Так смысл символа может найти подтверждение в следующих снах. Диалог со сновидениями может предвосхитить будущие образы, так как весь процесс разворачивается последовательно, и все, что произойдет, связано с предыдущими образами — протосимволами. Поэтому Юнг полагал, что крайне важно вести дневник сновидений, в то время как Фрейд решительно отговаривал своих пациентов записывать сны.

Теории Юнга и Фрейда о функции сновидений и их методы интерпретации, похоже, отражают их собственный опыт сновидений. Сны Юнга — это связные повествования. Они отражают необыкновенно высокие уровни сознания и наполнены символами, мифологическими и/или сверхъестественными сюжетами и необыкновенно сильными эмоциями. Сны Фрейда — это нестройная череда личных воспоминаний и повседневных проблем. В интерпретациях Юнга сновидение предстает в виде единой метафоры, которая при расширении легко впитывает новый материал. Фрейдистский метод свободных ассоциаций пробуждает личные воспоминания, фрагментарные и разрозненные. Их окутывает зыбкий туман далекого прошлого.

Юнгианский анализ — это хорошо разработанная и нацеленная прежде всего на практику система психотерапии, которая долгое время успешно применяется в клинике для диагностики и лечения самой разнообразной психической патологии. Методы аналитической психологии адекватны также при психотерапевтической работе с детьми и подростками, и также в педагогике и социальной реабилитации. Они могут быть использованы для анализа мифологии, сравнительного религиоведения и этиологии, создавая тем самым особую сферу — аналитическую культурологию.

Сравнительный анализ житейской психологии и научных представлений .

. материалам. 2. Сделать сравнительный анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка. Структура работы. Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения. Глава 1. Семейные факторы .

Изучение теоретических и практических аспектов юнгианского анализа

Задачи:

— дать определение понятию о юнгианском анализе;

— охарактеризовать применение юнгианского анализа в психологическом консультировании и психотерапии.

Глава 1. Понятие о юнгианском анализе. Теоретические основы

Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог. К. Г. Юнг. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии.

Характерной особенностью юнгианского анализа является внимание к скрытым областям человеческой психики — бессознательному, а также выделение особого слоя — коллективного бессознательного (или коллективной психики) и определение его содержаний как архетипов, которые являются динамическими факторами психического функционирования. Подробная феноменология архетипов и ее связь с клиническими проявлениями — еще одна особенность аналитической психологии. Подчеркивание телеологической функции психики и ее плюралистичности и связанную с этим возможность широкой вариативности интерпретаций можно считать важным преимуществом данного метода. Бережное отношение к феноменам психики, отказ от грубой редукции психических содержаний, восстановление в правах творческой фантазии — неоспоримые достоинства аналитической психологии.

Юнгианский анализ сновидений

Один и тот же сон можно интерпретировать разными способами и на разных уровнях. Концепция архетипов Юнга нашла своё отражение и при толковании сновидений. Важно выделить главных персонажей сна:

· Персона (маска) – то, как мы представляем себя в социуме. Во сне эта часть психики может быть представлена различными атрибутами. Это может быть одежда, костюмы, косметика, имидж, автомобиль и т.п.

Во сне все персонажи чёрного цвета или в чёрной одежде могут выражать нашу тень. Так чёрное животное во сне может символизировать теневой инстинкт.

Презентация на тему: Психика и организм

. деятельности) Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных . начинающейся работы мысли. Структура мышления: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, формирование понятий. Виды . (низкая контактность, немногословие, пессимизм, замкнутый образ жизни, серьезность, добросовестность, пассивность, медлительность); циклоидный (периодические .

· Самость – архетип целостности и единства. Обычно во сне представляется в символах той духовной традиции, к которой принадлежит человек. Буддист увидит мандалу, христианин – святых или Христа. Однако самость может найти выражение в виде НЛО, космического корабля, всего круглого, четверичного.

Юнгианский анализ мифа

Психические растройства (на примере произведения О. Уайльда "Портрет .

. Дориан ГрейДориан Грей, с которым произошла вся история, был молодым человеком, который отличался необыкновенной красотой. Его прекрасная внешность вдохновляла художника Бэзила Холлуорда, который написал портрет Дориана.Увидевший портрет Дориан, . портрет, изображавший юного Дориана, а на полу лежало тело страшного старика, которого удалось узнать лишь по кольцам на пальцах.ЗаключениеДориан Грей .

Итак, мы видим, как через динамику фильма, в психике разворачивается определенный процесс.

Дориан получает наследство и приезжает в Лондон, встречает художника и лорда и постепенно скатывается в беспорядочный образ жизни – начало напоминает притчу о блудном сыне, который отделился от отца, чтобы обрести самостоятельность и развиваться дальше, но не справляется с задачей, терпит кризис. Отделение от отца – своеобразная инициация Грея во взрослую жизнь.

Дориан, поначалу, искренний парень, влюбляется в девушку, но под давлением окружающих отвергает ее – в символическом смысле означает, что эго стояло перед выбором принятия части себя (женской части себя), спроецированного вовне на конкретного человека. Кроме этого, в этот момент поднимается вопрос ответственности – готов ли Грей стать ответственным человеком, отвечающим за свои слова и поступки (пообещал-сделай, не сможешь сделать – не обещай).

Это своеобразное испытание для Дориана, которое он проваливает, поддавшись общественному мнению социума и авторитета (влияние архетипа тени) лорда.

Предательство себя – неприятный процесс. Как бы на людях Грей не показывал себя успешным, красивым и счастливым – внутри него все больше нарастала досада по поводу собственной внутренней слабости. Ведь он ничего не мог сделать из того, что хотела его душа – он полностью реализовывал массовые ценности, навязанные ему извне. А то, что он хотел, проявить чувства к неодобряемой социумом особе – ему пришлось подавить в себе, он понимал, что не может этого, что он слаб духом и подвержен влияниям.

Чтобы уйти от внутренней ущербности, Дориан решает стать особенным, настолько особенным, чтобы все ему завидовали, а он больше никогда не страдал. И его желание материализует художник, написав волшебный портрет.

Мы рассмотрели психологические роли персонажей и остановились на символизме портрета Дориана, обладающего мистическими свойствами страдать за него.

Что же за функция в психике индивида может страдать, болеть, брать на себя все ошибки Эго?
Определенно, по мифологеме фильма, это функция бессознательного. Дориан однажды изъявил намерение остаться вечно молодым — и бессознательное, как чудесный источник дало ему такую способность. Но как и в историях с джином, сатаной, исполнителем желаний — такая способность несет в себе и дар, и проклятие.

Психические растройства (на примере произведения О. Уайльда «Портрет .

. Дориан ГрейДориан Грей, с которым произошла вся история, был молодым человеком, который отличался необыкновенной красотой. Его прекрасная внешность вдохновляла художника Бэзила Холлуорда, который написал портрет Дориана.Увидевший портрет Дориан, . портрет, изображавший юного Дориана, а на полу лежало тело страшного старика, которого удалось узнать лишь по кольцам на пальцах.ЗаключениеДориан Грей .

Психика Дориана расщепляется на две противоположных сущности — Эго, отождествленное с персоной (маской), впавшее в инфляцию, возомнившее себя богом (самостью); и Тень Дориана — воплощающая подавленные качества, вытесненные из сознания, которые Персона не хочет видеть в себе. Вторую, теневую сущность и олицетворяет портрет Дориана Грея.
Грею приходится жить в страхе перед социумом и в страхе перед собственной внутренней сущностью. Персона на поверхности, Тень спрятана в дальнем углу чердака.

Осознавание собственной внутренней гнили приносит Дориану чуть ли не большие страдания, чем если бы он потерял молодость и состарился.

Защищая свою Персону от разоблачения, Дориан идет даже на убийство друга-художника, а так, как он был для Грея последней связующей нитью с Самостью, обрыв этой нити убивает всяческую надежду на восстановление психической целостности Грея — и он спасается от преследуемых его кошмаров тем, что уезжает странствовать по миру в поисках новых впечатлений, отвлекающих его от собственного прогнившего внутреннего мира, образ которого покоится на чердаке.

Лорд, боясь за свою дочь, не желая, чтобы Грей испортил ей жизнь, решает найти секрет молодости Дориана и делает дубликат ключа от чердака.
Концовка фильма весьма символична. Грей все так же продолжает защищать свой портрет и намерен помешать лорду, но тот поджигает картину и запирает Дориана наедине с горящим портретом, который он пронзает шпагой. И в конце фильма лорд показывает слегка обгоревший портрет, но с молодым Дорианом Греем.
Именно последняя сцена, наводит на мысль, что Дориан Грей сумел победить в себе демона. Чувства к дочери лорда на мгновение дали ему силы для встречи со своей Тенью, изображенной на портрете.

Гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

. отечественной лингвистике 4. Исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея. Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В . социализация, а не генетика [Электронный ресурс] URL: blogs/razlichiya-mejdu-mujchinami-i-jenschinami--eto-soc/697635 20. Джон Грей. Мужчины с Марса, женщины с Венеры [Электронный ресурс] URL: .

Приняв решение убить сущность на портрете, Дориан совершает очень мужественный и жертвенный поступок, поднимается над жалостью к себе и превосходит интересы своей Персоны. Это важный момент — отречение от эгоизма и зацикленности на себе. Дориан поднимается над своим Эго и начинает действовать в интересах других людей, а именно девушки, в которую влюблен. Когда Дориан Грей отвергал аниму — он погрузился в эгоизм, когда принял ее — смог подняться над своим эго и победить тень.
Что означает подняться над Эго? В психике, в бессознательном, есть различные структуры, называемыми архетипами. Они имеют изначальную, надличную природу и, активируясь, влияют на Эго. У Дориана в первой половине фильма был период бессознательного отождествления с архетипом Вечного Дитя. В момент же встречи со своей Тенью, Дориан, своим волевым усилием пробуждает архетип Героя и отождествляется с ним, жертвуя собой ради любимой.

Примеры похожих учебных работ

Психические растройства (на примере произведения О. Уайльда «Портрет Дориана .

. 2. Дориан ГрейДориан Грей, с которым произошла вся история, был молодым человеком, который отличался необыкновенной красотой. Его прекрасная внешность вдохновляла художника Бэзила Холлуорда, который написал портрет Дориана.Увидевший портрет Дориан, .

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

Презентация на тему: Психика и организм

. деятельности) Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; . акцентуацией); социальные (по отношению человека к жизни, обществу, моральным ценностям). Типология характеров: гипертимный .

Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

. возможно даже одна вторая, часть нашей жизни протекает в бессознательном состоянии. Целиком бессознательно раннее детство . человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов. Юнг представлял психику человека в .

3.3.2. Структура психики по Юнгу

. представлен концептуальный анализ разнообразных глубинных процессов человеческой психики. Юнг дают потрясающую картину психической жизни посредством введения коллективного бессознательного. Соотношение классического психоанализа и подхода Юнга: 1. .

Процесс индивидуации

процесса индивидуации с движением солнца — восход в сторону ясности и определенности в период первой половины жизни и схождение в направлении смерти во второй половине жизни 2 — но подобные обобщения имеют постоянные поправки и модификации в каждом конкретном случае, в частности в процессе анализа.

В своем акценте на процессе индивидуации как центральном понятии аналитической психологии Юнг ясно выделял глубокую важность и уникальную ценность конкретной человеческой жизни. Приоритет подобной точки зрения отзывается эхом во всех мировых религиях, но упущен во многих современных массовых движениях, в которых индивид сведен к социальной, экономической или военной функции. В этом смысле индивидуация — это противовес угрожающей утрате человеческих ценностей в мире, который организован исключительно на технологической или идеологической основе.

На протяжении всей своей жизни Юнг проявлял глубочайший интерес к религиозному переживанию. Он вовлек себя в изучение восточных религий, постиг алхимию как неортодоксальную религиозную и психологическую практику и выявил преобразующие ритуалы, которые, как оказалось, все еще не потеряли своей силы в Западной христианской традиции. Так как Самость феноменологически возникает в той же самой образной структуре, которую очень часто связывают с божеством, она воздействует в такой же степени, что и Бого-образ в рамках психического. Связь между этим образом и тем, что теологические рассуждения относят к Божественному, остается открытой, хотя зачастую не всегда. Нуми-нозные переживания появляются в ряде сновидений и кажутся способными в случае их ассимилирования к созданию глубоких и длительных изменений в личностной структуре,— эффект, аналогичный некоторым религиозным обращениям и ряду пиковых переживаний в бодрствующей жизни.

Процесс индивидуации, выделяемый в теории Юнга и побуждаемый анализом, приводит к непрерывному диалогу между эго,— ответственным центром сознания,— и таинственным религиозным центром всеобщей психики, центром, который Юнг назвал Самостью: одновременно и центром эго, и трансцендентным ему;

началом, понуждающим эго к процессу индивидуации с тем, чтобы развернуть в общий строй все еще кажущиеся отдельными и не зависимыми эго-состояния. Мы не знаем природу Самости; это понятие, которое допускает обсуждение наблюдаемых в нем проявлений психического, но само не поддается прямому объяснению.

Глава 2 Природа сновидений

Феноменология сновидений включает события, не переживаемые в мире бодрствующем: внезапные сдвиги во времени и пространстве, изменения возраста, присутствие людей, о которых известно, что они умерли, или фантастические люди и животные, которые никогда не существовали. Возможно, наиболее радикальный сдвиг, переживаемый в сновидении,— смещение самой эго-идентичности от одного персонажа к другому или даже не к персонажу вообще, а к сновидческому эго, которое наблюдает за событиями как бы с позиции блуждающего всеведения.

В последние несколько десятилетий было проведено значительное количество работ, касающихся нейрофизиологических состояний человека в связи со сновидениями. Полученные данные позволили исследователям определять с известной точностью, когда спящий субъект находится в состоянии REM (rapid eye movement), то есть в состоянии, восходящем к стадии сна 3 с быстрыми движениями глаз. Разбуженный в таком REM-состоянии субъект с большой долей вероятности (хотя и не всегда) может поведать о своем сновидении, происходившем на момент пробуждения. Существует, однако, ряд отчетов о сновидениях, полученных не из REM-состояний сна. Еще в период начала широких исследований появились интригующие данные, указывавшие на связь направления движений глаз с содержанием переживаемого сновидения, хотя такие наблюдения до сих пор не получили достаточного подтверждения, чтобы стать общепринятыми.

Поскольку REM-состояние составляет большую часть времени, отведенного на сон у младенцев и маленьких детей, и постоянно уменьшается с возрастом, то здесь прежде всего видится биологическая детерминация подобного состояния, а не просто обслуживание психологических потребностей субъекта. REM-coh обнаружен также и у большинства видов животных, у которых психологические факторы являются самодостаточными в гораздо меньшей степени. REM-coh может изначально представлять процесс информирования, связанный с бинокулярностью зрения или служить целям периодического сигнального оповещения центральной нервной системы на протяжении ночи.

Но какой бы ни была биологическая основа сновидения, по всей видимости, у человека оно само обслуживает определенный процесс, необходимый для здоровой психической деятельности. Фрейд приписывал сновидению роль охранителя процесса сна от вторжения вытесненных импульсов — положение, разделяемое далеко не всеми и даже входящее в противоречие с современными исследованиями в области сновидений. В противоположность этому позиция Юнга заключалась в том, что сновидение само по себе компенсирует ограниченные взгляды бодрствующего эго, позиция, согласующаяся с гипотезой информационных процессов, но выходящая далеко за пределы простого усвоения новых данных.

Сновидения как компенсация

Существуют три пути, следуя которым сновидение можно

рассматривать как компенсаторное, и все они важны в понимании клинического применения сновидений. Первый: сновидение может компенсировать временные искажения в структуре эго, направляя последнее к более всеобъемлющему пониманию установок и действий. Например, некто, рассердившийся на приятеля и обнаруживший, что гнев очень быстро себя исчерпал, может увидеть сон, в котором он неистово гневается на этого приятеля. Вспомнившийся сон приводит к уделению дальнейшего внимания к порции вытесненного гнева, возможно вытесненного по невротическим причинам. Для сновидца здесь также может оказаться важным осознание того, какой комплекс был констеллирован (активирован) в данной ситуации.

В толковании сновидений важно никогда не чувствовать, что сон исчерпан. В лучшем случае в сновидении можно обнаружить подходящее текущее значение, но и оно может измениться в свете

Дополнительная польза в толковании сновидений состоит в том, что эго удерживает в сознательной памяти остаток сновидения, позволяя индивиду обнаруживать сходные мотивы в повседневной жизни и занимать соответствующую установку или предпринимать соответствующие действия, в результате которых уменьшается необходимость в бессознательной компенсации всей данной проблемной области.

Использование неистолкованных сновидений

Персонификации в снах, включая образы сцен и неодушевленные предметы, отражают структуру психологических комплексов в личном бессознательном; все они представлены архети-пическими сердцевинами в объективной психике и являются объектами деятельности центрирующей и индивидуирующей силы Самости или центрального архетипа. Те отдельные комплексы, которые объективировались и приобрели образные формы в самом сновидении (включая отдельную констелляцию эго сновидения), отражают автономную активность Самости в отношении эго (как

бодрствующего, так и в сновидении). Поэтому, до известной степени, удается уяснить, что Самость делает с комплексами, объединяющими эго и другие содержания психического. Подобные наблюдения могут использоваться в неинтерпретативных случаях,— и это, фактически, лучшее из того, что можно применить в не-юнговских терапиях.

Мотивы сновидения могут относиться к настоящему или прошлому, указывать на конкретных людей, живых или мертвых, или изображать фигуры, неизвестные в бодрствующей жизни. Последние скорее всего оказываются персонифицированными частями собственной психики сновидца. Разобравшись с этим более внимательно и детально, можно выявить, что это за части и какие составляющие прошлого опыта эго сконстеллированы в сознательной психике на момент сновидения. Психотерапевтическое внимание к выявленным областям, даже и без формального интерпретирования сновидения, может вести терапевтический процесс в том же самом направлении, что и естественный поток индивидуации.

Когда комплексы представлены (как в техниках гештальта), на них сфокусирована дополнительная психическая энергия, и на выходе следует ожидать увеличение осознавания. Такое разыгрывание (enactment), однако, не составляет того самого использования сновидения, как в случае юнговского истолкования, поскольку фокус в подобного рода разыгрываниях направлен на сам скон-стеллированный комплекс, а не на использование данного комплекса в общей структуре сновидения.

Когда клиницист приобретает навык в толковании сновидений, последние могут служить дополнительным фактором в диагностической и прогностической оценке, а также быть тонким индикатором-помощником в установлении или изменении способов лечения, необходимости госпитализации и варьировании частоты психотерапевтических сеансов. Очень серьезно больной молодой шизофреник, например, часто видит себя сидящим в автомобиле, который начинает катиться назад, теряя управление. И это происходит всякий раз перед тем, как у этого молодого человека начинается обострение психотических симптомов, и ему требуется более интенсивное лечение. В некоторых случаях верным оказывалось и обратное: ему мог присниться явный успех или успешное овла-

Толкование сновидения и имагинальные техники

Современная психотерапия использует не только толкование сновидения, но и многие имагинальные (образные) техники или приемы. Последние представляют собой разыгрывания, сконструированные для утилизации человеческого воображения: повышения активности правого полушария, смягчения не соответствующих установок предположений и идентификаций, лежащих в основе невротических переживаний. Я рассматриваю такие имагинальные техники как разыгрывания (enactments) в отличие от отреагиро-вания (acting-out) являющегося бессознательным (и, как правило, нежелательным) структурированием переживания в отношении к нераспознанным, бессознательным конфликтам. 7

Эго-идентичность и структура комплексов

В большинстве случаев целью клинического использования сновидений является стремление помочь сновидцу более ясно увидеть многочисленные формы его собственной личностной структуры, которая обычно не осознается и попросту отреагируется в мир, зачастую доставляя человеку невротические неприятности, заставляющие его искать профессиональной помощи. Эта работа терапевта по сути напоминает естественную спонтанную активность сновидений, поскольку сами сновидения уже пытаются вывести личность из невроза и запустить процесс индивидуа-ции. Сновидения снятся вовсе не для того, чтобы анализироваться и толковаться, но их понимание сообщает нам, где бессознательное уже пытается изменить образ эго в сторону здоровья и индивиду ации.

Изменения в настроении могут визуализироваться в виде перемен в структуре комплексов, лежащих в основе образа эго. До некоторой степени эго способно производить такие изменения, когда кто-то, скажем, напоминает самому себе о важных личных приоритетах в амбивалентной ситуации. Но это не более серьезно, чем напоминание о намерении избавиться от лишнего веса в ресторанном меню. Имея дело с более важными вещами, необходимо иметь и более глубокие уровни изменения идентичности, однако эти необходимые изменения лежат вне сферы сознательного выбора эго. На своем уровне эго должно попросту делать то, что оно может, после чего ждать действия трансцендентной функции и результатов этого действия,— символо-производящей способности психического, которая обладает возможностью изменять конфликт противоположностей путем выработки символического решения, делающего относительными обе враждующие противоположности в более широких пределах смысла.

безопасным местом, в котором жизнь проходит целиком вместе во время тревожного перехода от старого эго-образа к нарождающемуся, более всеохватывающему и постигающему новому.

Более сложные сновидения иллюстрируют тот же самый принцип. Мужчина среднего возраста, который одно время хотел стать священником, но после этого сделал неплохую карьеру в другой области, вел чрезвычайно активную половую жизнь. Будучи разведенным со своей женой (с которой он тем не менее сохранял половую связь), он имел длительные еженедельные встречи с замужней приятельницей; в другое время он посещал местный бар, где находил женщин для случайных половых контак-

Этот пример помогает также понять, что сама по себе тень не является положительной или отрицательной. Тень — это всего лишь образ альтер-эго, персонифицирующий те содержания, которые не приписывает себе сознательная личность. Тень может выглядеть негативной с точки зрения доминирующего эго-образа из-за диссоциации и частичного вытеснения из эго, но ее действительные содержания оказываются положительными или отрицательными в зависимости от состояния наличествующего эго-образа.

Структура комплекса, связанного с эго-идентичностью, часто биполярна или даже более усложненная. Относительно простой биполярный комплекс имеет два паттерна идентичности, организованных специфическим образом. Один полюс часто приписывается эго как паттерн идентичности, в то время как координирующий противоположный полюс либо вытеснен в тень (со случайными проявлениями), либо спроектирован на лицо во внешнем окружении, обычно на близкого члена семьи, где он определяет безличностный паттерн взаимоотношения между эго и тем лицом, на которое спроектирован противоположный паттерн. Это, по сути, безличностная структура связи, которая одновременно вмешивается в индивидуацию того лица, которое бессознательно осуществляет проекцию, и препятствует достижению устойчивого личного взаимоотношения с тем лицом, на которое эта проекция направлена.

Другим примером биполярной структуры является паттерн господства/подчинения, где один полюс взаимосвязи рассматривается как господствующий, а другой — как подчиненный. В такой безличностной взаимосвязи, основанной на данном паттерне, большинство взаимодействий между этим двумя лицами осуществятся в пространстве упомянутого паттерна: один будет подчиненным, а другой окажется доминирующим. Но часто возникают

Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.

Читайте также: