Почему школа это ад

Обновлено: 04.07.2024

часто такое слышу и вижу - "опять в этот ад", "еще 6 часов ада", "вышла из дома и пошла в Ад под названием школа". интересно, что сейчас такого делают с детьми в школе, чтобы она казалась им адом? жарят на костре как грешников? лично у меня (недавно закончила школу) и мысли такой не было. ну, не любила некоторые предметы или учителей, еще субботники, но в целом мне в школе нравилось, хотя и училась не особо.
желательно мнение взрослых, потому что ответы детей предсказуемы, "ну, школа это и правда ад, там же учиться заставляют, а это отвлекает от комп. игр, интернета и гулянок с друзьями"

Всем подросткам кажется, что в школе тяжело, сидишь на этих уроках и ждешь пока время тянется, как резина

Я сам, когда ходил в школу звал ее АДОМ :)
Потому что одноклассники и вообще ученики доставали, учиться не хотелось, все халява, халява. и пугало будущее, от этого еще меньше хотелось в школу. Я и сейчас не вижу в ней ничего хорошего. Обученин слишком растянуто, куча бесполезных предеметов, все равно все потом повторяется, потом, ты тратишь очень много времени и на общение с семьей, путешествия, остается мало времени.

а, ну меня одноклассники не доставали, а будущее начало пугать только к концу 9 класса, наверно потому школа и не казалась "адом". Хотя были проблемы с учебой. Да, согласна с вами, многие предметы потом в жизни вообще не пригодятся.

Mo Force Просветленный (33221) У меня примерно также, но учился я отлично и все обалдевали, как ботаник не хочет в школу

Возможно, сталкиваются с непониманием со стороны одноклассниками, издевательствами. Кому-то просто учиться лень

Угроза может исходить от сверстников, от педагогов и от самой системы образования. Адом школа может стать не только для учеников, но и их родителей. Одни стараются забыть произошедшее как страшный сон, другие просто надеются доучиться и боятся огласки.

Белая ворона

Татьяна, 18 лет, первокурсница

— Меня ненавидели все: и одноклассники, и учителя. Я вообще была белой вороной, хотя я никому ничего плохого не делала. Просто им надо было на ком-то вымещать злость. Так часто бывает в школе: выберут одного и долбают, заклёвывают. Моя учеба — это сплошные унижения. Как-то в раздевалке для девочек мне распороли спортивные шорты, и на первом же прыжке через козла они у меня разошлись… ржал весь класс, и физкультурник тоже подхмыкивал.

А ещё зимой мне на новую дублёнку капнули каким-то маслом из рыбных консервов, и вонь стояла такая, что меня даже к директору вызывали и требовали быть чистоплотнее. Так обидно было, я же аккуратистка, всегда чистенькая, выглаженная, прическа аккуратная. У меня одна мама и то постоянно работает. Ей я ничего не говорила. Что она сделает? Защитить некому. К счастью, школа позади, я студентка. У меня новая жизнь, в городе, а не в нашем посёлке, где все друг друга знают и помнят мои унижения. Хочу забыть это всё как страшный сон.

Сломанные мечты

Юля, 16 лет ученица выпускного класса

— Не знаю, чем не угодила одноклассникам, но они избрали меня козлом отпущения и гнобят до сих пор. То подкинут чужой мобильник и обвинят в воровстве, причём просто так, по приколу, им от этого весело. То подставят перед завучем и классной. Вокруг сплошные сплетни и козни. Поэтому я рада, что в этом учебном году заканчиваю школу. Уверена, что ни на одну встречу выпускников не пойду. Мало того, не хочу и на выпускной, хотя для меня это действительно праздник, и скучать я ни по кому не буду.

В седьмом классе чуть глупость не сделала. Тогда меня опозорили, раскидав в туалете у мальчиков фотошопные фото меня голой. Это был не ад, а все круги ада! Первым порывом было броситься с крыши этого мерзкого заведения, чтобы скандал был и расследование с доказательством того, что гадкие картинки смонтированы, и тогда всем мало не показалось бы… Чердак оказался закрыт, а ещё я подумала, что высота не очень большая и вместо конца унижениям я могу остаться калекой.

В детстве мечтала быть учительницей — сейчас ни за что. К школе больше никогда и никакого отношения иметь не хочу. Только бы вытерпеть этот ад и уйти отсюда с гордо поднятой головой.


Фото: © Flickr/ Send me adrift

Педагогический бред

Оксана, 15 лет, отличница

— Я не люблю это вспоминать, до сих пор мурашками покрываюсь. Считаю, что наш класс подвергался репрессиям со стороны учителя русского языка и литературы О.Г. Его фанатичная любовь к собственному предмету чуть ли не до истерик доводила и учеников, и родителей. Он постоянно давал нам задания, как мы их называли, "несовместимые с жизнью". К примеру, мы должны были найти информацию о том, что ел Салтыков-Щедрин на таком-то приёме, какого цвета не переносил Маяковский в нарядах женщин, "какие погоды стояли", когда Тютчев писал своё произведение, не имеющее непосредственного отношения к времени года, и т.д. В итоге вместо действительно подготовки к занятиям мы, вывалив языки, искали ответы на его глупые вопросы.

Я сидела до ночи, поднимала всех знакомых филологов, но даже они не могли помочь. А меня он всегда спрашивал в первую очередь и начинал не с официальной домашки, а с этих дополнительных вопросов. Естественно, мой дневник начал пестреть красными двойками. Кстати, о двойках: их он ставил размашисто, чуть ли не на графы всех предметов, зато четвёрки и пятёрки выводил малюсенькие, корявые. До него я всегда билась за честь школы на олимпиадах, а он мне их все зарубал. Вздохнула с облегчением, только когда он уволился и уехал в другой город. Бедные дети, теперь он их пытает.

Специалисты бессильны

Елена, 41 год, мама ученика начальной школы

— Мне кажется, что учебники и программы обучения составляют самые безграмотные и некомпетентные выпускники педагогических вузов. Те, кто не смог никак себя проявить в профессии: в школу не взяли, в другие места попу на тёплое местечко пристроить не удалось. Вот и решили отомстить всему миру, начав писать совершенно бредовые учебные пособия. Никогда не забуду, как наша семья, включая деда-математика и папу-инженера, выпускника Самарского радиоспутникового университета, не могла решить дурацкую задачу с птичками для первого класса! Мы бились над ней весь вечер, после чего я решила обратиться "за помощью к другу" — сотруднику института Баумана. Какого же было моё удивление, когда спустя три дня Алексей позвонил и спросил, каков был ответ в задаче. Зависла даже Бауманка! Какую логику, неподвластную рациональным решениям, развивают в наших детях? Это была задача в программе по системе "Школа-2100".

Кстати, в той же "Школа-2100", но уже в учебнике по родному языку, элементарное правило "жи-ши пиши с буквой И, ча-ща пиши с буквой А", которое в наше время помнят даже двоечники, расписано было чуть ли не на полстраницы. И оно не одно такое запутанное! В итоге, запутавшись в сумбурных формулировках, новое поколение учеников допускает досадные ошибки.

В современных учебниках бред наблюдается на каждом шагу. То при соединении точек кот получается с клешнёй краба, то детей вынуждают вписывать несуществующие слова или того хлеще — решать задачи не с конфетками и яблоками (как это было в старых, добрых учебниках), а с "порошком счастья".


Фото: © Flickr/ Pat Ramsey

Порошок добра

Юрий, 43 года, отец школьников

— Я помню это задание с "порошком добра". Мы даже после этого к учительнице ходили и к директору школы. А в Комитет по образованию написали коллективную жалобу, расценив условие задачи как пропаганду наркотиков. Оказалось, мы не одни такие были, возмущались родители по всей стране. В итоге из учебников следующего года эта задача исчезла. А ведь кому-то эти жуткие задачки кажутся смешными. На самом деле это смех сквозь слёзы. Руки повырывал бы этим составителям учебников.

Да и чему удивляться, если министры образования в последние годы один другого "образованнее". Я за то, чтобы вернуть старую систему образования и сам подход к школе. Не идти на поводу у иностранных систем обучения, которые уже доказали собственную провальность. А пока могу только посоветовать родителям тщательно проверять написанное в учебниках.

Привитая ненависть

— У моей соседки произошла такая история. Девочка у неё добрая такая, способная, училась на одни пятёрки и четвёрки по всем предметам. Так её туркать учителя стали за то, что помогала одноклассникам — давала списывать домашние работы и подсказывала двоечникам у доски ответы. Было это пару лет назад, она тогда ещё в девятом классе училась. Так вот, классный руководитель в ультимативной форме сказал ей, что, как бы она хорошо ни училась, на уроках и в итоговых больше трояка у неё не будет. Учительница эта звонила её родителям и каждый раз высказывала, какая она негодяйка, на уроках придиралась и буквально доводила до нервного срыва. Инна уже и подсказывать перестала, зашугалась.

Дети, привыкшие, что она помогает, после отказов отвернулись, высмеивать стали. Соответственно, на фоне стресса, обиды и страха девочка с трудом доучилась. ЕГЭ сдала нормально, хотя могла и лучше. Но самое ужасное, что, до этого мечтая о научной работе и учебе в вузе, Инна не пожелала продолжить учёбу и поступать в институт. Сейчас она, к ужасу родителей, работает в "горячем" цехе на заводе учеником мастера. Вот так судьбу поломали способному ребёнку.


Фото: © Flickr/ Helga Weber

Диагноз — идиот

Светлана, 31 год, мама ученика пятого класса

— Мне сложно вспоминать начальную школу, которая для меня и сына стала настоящим кошмаром. Учительница, молодая, фанаберная и жестокая, так запугала и учеников, и большую часть родителей нашего класса, что заставила детей замкнуться. Сын учиться стал хуже, в школу идти не хотел, а всё потому, что ему постоянно говорили, что он идиот! А почему идиот? Тетрадь забыл! Хотя сам урок ответил отлично. Кто дал ей право ставить диагнозы?! Кто дал право клеймить и прилюдно оскорблять?! Столько сил моральных истрачено, столько разочарований во всём этом, что и сказать уже нечего. Из-за неё из класса перевели двоих в другие школы, хотела и своего, но он отказался из-за друзей-одноклассников. Тем более, славу богу, началка для нас закончилась. Надеюсь, что в средней школе таких учителей не будет.

Хамы в школе

Константин, 45 лет, отец троих детей

— Я уверен, что учителям-хамам нечего делать в школе. Педагоги должны быть примером во всём, а не антипримером! Была такая ситуация, когда сын учился в начальной школе. Забыл он альбом для рисования, а урок ИЗО у него первый (тоже глупость — ходят потом весь день все чумазые). Позвонил с просьбой принести. Конечно, к началу урока я не успел. Стучусь, извиняюсь и прошу вызвать на минуту Ивана. Учитель мне через губу, таким повелительно-пренебрежительным тоном, мол, зайдите! И как начала меня, взрослого мужика, которому в дочери годится, отчитывать перед школярами. Еле удержался, чтобы не унизить её в ответ. Побоялся, что вообще моего ребёнка сожрёт, жизни не даст, если уж из-за альбома такой хай подняла. Думаю, она так утверждалась.

Хотел к директору идти, но жена остановила, тоже страшно стало за будущее сына, ведь учитель всегда найдёт к чему придраться. Но потом, спустя год, когда услышал, как она орёт на детей во время урока, не выдержал. Разбирались с ней уже у директора. С тех пор тюкать моего перестала, наоборот, прямо сама уважительность была.

Теперь и сам не боюсь, и другим родителям советую не бояться, а бороться за своих детей! Хамить, конечно, не надо и даже таким, только антипедагогам, уподобляться, но и глотать оскорбления не нужно. Особенно если директор адекватен, как в нашей школе. Скандалы никому не нужны. А, кроме вас, защитить вашего ребёнка некому.

Родители, должны научить детей НЕ ТЕРПЕТЬ унижения в школе.

Когда моей подружке было 8 лет, учительница в школе ударила ее головой о доску. Подружка отвечала у доски, плохо отвечала, и учительница подустала, взбесилась и - ба-бах – простимулировала школьницу… Она часто так делала.

Все сейчас ахнули, ах, ах, как можно! Учительницу такую - на расправу!

Это было давно. Тогда было принято терпеть. Тогда учитель был всегда прав. А директор школы был вообще бог. И если родителей вызывали к директору, они сразу доставали ремень, а ребенок ждал их прихода домой, лежа глубоко под диваном.

Мне нравится, что сейчас все иначе. Не всегда, конечно, но процесс пошел.

На днях мы, мамаши, свергли жуткую учительницу по иностранному языку.

Хороший учитель никогда не позволит себе унижать ученика.

Провокация отличницей

Тогда учительница решила найти себе соратников и вызвала к доске отличницу:

- Вот сейчас Оля нам все расскажет, Оля хорошая, Оля учится, не то что вы все! Скажи, Оленька, ведь невозможно слушать, как мямлит Петров, правда?

- Вы хотите поссорить меня с моим другом? – возмущенно спросила Оля.

И что самое важное – они не боятся рассказать родителям. Потому что родители в большинстве своем на их стороне. Значит, и мы меняемся, значит и нам – “пятерка” за родительство.

“Не будь ябедой. Терпи и не выступай”.

После первого урока у “иностранки” я выслушала жалобы дочери, и мне захотелось убивать. Но что-то внутри меня съежилось и испугалось. Пуганое детство. А вдруг я сейчас пойду жаловаться, а ее не уволят, не отстранят, и потом она еще хуже отыграется на моей дочери? Вдруг мне не поверят?

Вот он - страх жаловаться. Не будь ябедой. Терпи и не выступай.

Терпеть - это хорошо для солдата Джейн и для прочих морпехов. Но дети должны жаловаться, если попали в ситуацию, при которой без взрослых не разберутся.

Мы собрались компанией активных мамаш и пошли к завучу. Мы сказали, что с нашими детьми так нельзя. Что мы требуем другого учителя. Мы не скандалили, мы просто объяснили, что это не должно повториться. Детей в школе не должны оскорблять и унижать. Детей в школе должны учить.

Дома детям мы все сказали примерно следующее: вы пожаловались, и правильно сделали, потому что вы не должны терпеть унижения. Теперь эту учительницу уволят.

Нет, не из-за вас. А из-за своего поведения. Но вы потребовали лучшего для себя, вы боролись с тем, что вам не нравится, и теперь будьте готовы взять на себя ответственность.

Дети почувствовали себя взрослыми, сильными и ценными.

На следующем уроке иностранного языка наш класс встретил чудесный преподаватель, который все понятно объяснял, показывал фильмы в оригинале, без перевода, позволял сидеть на столе, ставил парты в кружочек, шутил, хвалил и не ставил отметок. Дети в восторге.

К чему я это все? К тому, что мы, родители, должны научить детей НЕ ТЕРПЕТЬ. Мы в детстве привыкли к тому, что школа – это привычный ад. В школу не хотеть – это нормально и даже круто. Как в армию. Кто хочет в школу, тот вроде как псих.

Ребенок проводит в школе 11 лет. С 8.30 до 14:00-16:00. Каждый рабочий день. Это очень много. Очень. И представьте, ему там по 6-7 часов в день очень плохо. Ну если сравнить, представьте себе очень тяжелый перелет из Москвы во Владивосток. Долго, дурно, не уйти… И так каждый день! Тратить жизнь на то, что невыносимо. И терпеть?

Ребенок проводит в школе львиную долю дня, терпеть унижения всё это время недопустимо.

Ребенок проводит в школе львиную долю дня, терпеть унижения всё это время недопустимо. Фото: Алексей БУЛАТОВ

А ведь школа может быть любимой. Там может быть интересно, там могут быть друзья и любимые учителя, с которыми хорошо. И если что-то портит это хорошее, надо это что-то убирать, отодвигать, заменять. Чтобы в школе было ХОРОШО! Чтобы с утра туда хотелось идти, чтобы в воскресенье вечером не накатывала депрессия, чтобы с утра не наворачивались слезы. Так бывает. Честно! И наша задача – сделать все, чтобы детям было в школе как минимум комфортно. Надо ходить и добиваться.

Да, все бывает, да, всюду жизнь – и конфликты бывают, и учителей иногда пожалеть хочется. Но в общем надо добиться, чтобы самым любимым, самым ценным нашим людям – детям – было комфортно и хорошо. В школу они, любопытные от природы, пришли учиться, узнавать, смотреть в микроскоп и учить неправильные глаголы, а не сгорать от унижения у доски.

И нечего бояться директора, учителей, смены школы, смены класса. Некоторые в другой район ради школы переезжают, а некоторые – в другой город. И правильно делают. Потому что дети должны быть счастливы.

Возрастная категория сайта 18 +

Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Кажется, современная нам массовая школа может быть хорошей иллюстрацией к этому утверждению.

Интересно, что видел он Школу для всех примерно такой, какая она есть сейчас. С классно-урочной системой. С обязательным для всех детей обучением до определённого возраста.

Однако, воскресни Коменский и познакомься он с той школой, куда мы вынуждены отдавать детей, — он пришёл бы в ужас.

Учиться, быть грамотным — 200-300 лет тому назад было несомненным благом. Учение, во многом, воспринималось так потому, что грамотность (в простейшем понимании, то есть умение читать и писать) не была массовым явлением. Европейские средневековые рыцари-феодалы поголовно были неграмотны, крестьяне — тоже. Читать и писать умели лишь священники и купцы (последние — тоже не все).

Ещё в конце XIX — начале XX вв. в Европе неграмотность была обычным явлением.

Всего за 100 лет положение изменилось кардинальным образом.

Однако результат оказался, на первый взгляд, парадоксальным. Что ненавидят почти все современные дети больше всего? Школу! Что приносит им наибольший вред, вызывает наибольшее беспокойство родителей? Школа!

Причём, это весьма распространённый синдром.

В то же время психологи и педагоги давно уже говорят о том, что весьма опасно для развития человека БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ УЧЕНИКОМ. Оказывается, такие дети отличаются крайней несамостоятельностью, не умеют ставить свои собственные цели и достигать их, очень послушны и всеядны, не разбираются в себе и не в состоянии понять, что же им нравится делать, что нет. После школы многие из них становятся мелкими клерками, не в состоянии ничего достичь, несмотря на хорошие способности.

То есть школа КАЛЕЧИТ ВСЕХ — но по-разному.

Но почему? Как так вышло, что школа, которая мыслилась как несомненное благо, стала явным злом?

И почему современное общество продолжает терпеть школу, не внося никаких существенных изменений в её работу, хотя для всех очевидно, что результаты этой работы — сугубо отрицательные?

Сейчас мало кто читает Яна-Амоса Коменского, даже, как ни странно, из числа педагогов, а уж непедагоги и вовсе не имеют представления о его взглядах.

Так, Коменский считал, что образование есть придание человеку ОБРАЗА БОЖИЯ, то есть того облика, который должен принять человек в соответствии с замыслом Бога. Уместно напомнить, что Ян-Амос был не только педагогом, но и религиозным философом, а также протестантским священником.

Дальше — больше. Да, Коменский считал (как и все прогрессивные люди того времени), что учить нужно ВСЕХ и В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ. Однако он никогда не утверждал, что всех нужно учить ОДИНАКОВО И ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ.

Но современная массовая школа делает всё наоборот: учат всех одному и тому же и одними и теми же методами.

Коменский считал профессию учителя совершенно особой профессией, был уверен, что статус учителей в обществе должен быть очень высоким, они должны пользоваться особым уважением. Сейчас есть такие страны, где это именно так (например, Япония и Финляндия). Но их можно посчитать по пальцам.

В большинстве стран мира учитель — заурядная, нестатусная, достаточно плохо оплачиваемая профессия.

Почему Коменский так мечтал о массовой школе? Потому что в его время это было единственным способом научить детей читать, писать и считать, дать им элементарные представления об окружающем мире.

Почему он ратовал за классно-урочную систему? Потому что, опять же, иначе никак нельзя было научить ВСЕХ. Учителей было мало, книг мало — детей много.

Сейчас мы живём в другом мире. Способов получения информации и способов обучения — сотни. Большинство из них — гораздо совершеннее и эффективнее школы. Все это понимают. Но школа продолжает существовать в неизменном виде. Уроки. Расписание. Звонки.

Что на самом деле нужно человеку для успешного развития?

  1. Разнообразие. Как можно больше впечатлений, событий, самой разной деятельности, общения с самыми разными людьми. Что же делает школа? Она запирает ребёнка в четырёх стенах, заставляет каждый день видеть одно и то же и общаться (если это можно назвать общением) с теми же людьми, совершенно случайным образом оказавшимися его одноклассниками и учителями. Она крадёт массу сил и времени, отнимая их у настоящей жизни.
  2. Свобода выбора. Мы способны идти вперёд, чему-то учиться, только если у нас есть мотивация. А она возникает только при условии, что мы сами решили это выучить. Но школа игнорирует эту элементарную закономерность. В школе ученик вынужден учиться БЕЗ ВСЯКОЙ МОТИВАЦИИ, поэтому он заведомо не усваивает 90% получаемой информации.
  3. Индивидуальный путь в обучении. Мы все разные. Известно, что знаменитый художник Марк Шагал только тогда мог что-то запомнить, когда зарисовывал это. Другой ребёнок идёт другим путём. У всех разный темп, и двигаться медленно — не значит учиться плохо. Что делает школа? Она заставляет детей делать одно и то же и в одном и том же темпе.
  4. Дружба, понимание, любовь. Все знают, насколько эффективнее любимый учитель. Но школа эту закономерность тоже игнорирует. Хотя учитель — гуманитарная деятельность, педагогов сейчас готовят точно так же, как представителей любой другой профессии. Неважно, любишь ли ты детей, способен ли их понимать. Получил диплом — иди учи. Поэтому 90% современных учителей фактически частично не соответствуют занимаемым должностям.

На мой взгляд, это не недоразумение. Просто изменилась цель.

Интересно, что одной из реальных — но никогда открыто не провозглашаемых — целей современной школы стало ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ПОДЛИННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Как раз по-настоящему образованные люди сейчас не нужны. Особенно нежелательно иметь хорошие метафизические, теологические и психологические знания. Да, и психологические. И педагогические тоже! Педагогики сейчас не знают даже почти все профессиональные педагоги.

В школе изучаются законы царя Хаммурапи, теорема Гаусса и Бог знает что ещё — но нет ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, даже самого элементарного.

Ещё раз повторю: это не ошибка, не недоразумение. Это делается СПЕЦИАЛЬНО (хотя и нельзя сказать, что сознательно).

Приведу, на мой взгляд, весьма любопытный пример.

В начале марта 2016 г. в Москве состоялась международная конференция Агентства стратегических инициатив и Школы управления Сколково, посвящённая образованию будущего. В форуме приняли участие представители России, США, Австралии, Голландии, Франции, Индии, ЮАР, Чехии и др. стран.

По мнению членов экспертного совета GEF (их 26, среди них Исаак Фрумин (Россия), Дирк ван Дамм (Франция), Говард Рейнгольд (США) и др.), к 2030 г. станут возможны следующие инновации:

— первые знания (а, возможно, и умения, и навыки!) ребёнок будет получать ещё в утробе матери,

— с целью повышения способностей учеников им будут имплантированы различные гаджеты и технические устройства,

— ценности и морально-нравственный облик детей будут моделироваться цифровым способом и внушаться с помощью онлайн-игр.

Это всё не шутка, не запись бреда больного-шизофреника в сумасшедшем доме. Это говорилось на полном серьёзе, на солидном международном симпозиуме, солидными людьми со множеством учёных степеней.

Однако образ ребёнка — ученика будущего — нарисованный ими, это не живой человек, а РОБОТ.

Вот это их идеал — и идеал современной школы. Недостижимый, да.

Но человек так устроен, что его утопические планы и мечты формируют его самого и решающим образом влияют на его деятельность, его поступки.

Почему современные дети так не любят школу? Они чувствуют, что не нужны здесь. Такие, какие они есть, со своими интересами, мнениями, симпатиями — не нужны и не интересны. То есть школа НЕ СЧИТАЕТ ИХ ЛЮДЬМИ. Для взрослых это привычно, но дети не в состоянии выдержать такого отношения к себе. А ещё они чувствует, что школа душит их, мешает жить, играть, дружить, развиваться.

Да, перерождение социальных институтов (вплоть до полной своей противоположности) всегда было делом совершенно обычным. Школа не исключение.

Здесь же я вынужден констатировать, что школа БУДЕТ ТАКОЙ ЕЩЁ ДОЛГО. Более того, она СТАНЕТ ЕЩЁ ХУЖЕ.

И нам нужно учиться как-то защищать от школы своих детей.

Но это уже тема другой статьи.

Измениться же по сути школа может только после ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ.

То есть, социума, считающего ЛЮДЕЙ СРЕДСТВОМ, а целями — максимальное производство и максимальное потребление.

Сейчас мало кто это сознаёт, но это самая безумная утопия за всю историю человечества. Коммунистическая утопия по сравнению с ней — детская игра.

Вот когда это безумное общество исчезнет — только тогда изменится и школа.

Читайте также: