Как соотносится предмет и метод исследования кратко

Обновлено: 30.06.2024

Система "человек-мир" и её всеобщие связи являются предметом философской науки. Однако на протяжении всего существования данной науки неоднократно возникали споры по поводу её предмета и на данном этапе развития понятия предмета философии претерпели значительные изменения по отношению к первоначальному виду.

Сократ и его современники полагали, что философия – это искусство самопознания. А Платон – ученик Сократа говорил, что философия – это познание истинно существующего бытия или так называемого мира идей, который логично противопоставляется материальному миру и миру эмпирических вещей. Аристотель, в свою очередь, утверждал, что философия занимает ведущее место среди других наук, которая занимается исследованием первопричины вещей.

Античной науке характерно восприятие философии как господствующей науки. Греки использовали философию как всякое теоретическое знание, противопоставляемое мифу и житейскому мнению.

Предмет философской науки

В разные эпохи философия служила народу инструментом для выражения своих мыслей и чувств. Так, в Средневековье она активно использовалась в богословии, а в эпоху Возрождения, высвободившись от религии и теологии, мыслители вновь возвращаются к античным истокам и используют философскую науку в качестве всякого теоретического знания.

Фрэнсис Бэкон отождествлял философию с естественной теологией, естественной философией и учением о человеке. Р. Декарт называл философию деревом, корнями которого является метафизика, стволом – физика, а в качестве ветвей он называл все остальные науки.

Вторая половина XVIII – начало XIX в. было ознаменовано тем, что пришло понимание философии как универсальной науки о всеобщем. А в XIX в. философия противопоставляется конкретно-научному знанию.

Г. Гегель говорит о философии как о царице наук, которая занимается изучением всеобщего разума, постигающего самого себя.

И. Кант определяет философию как науку о крайних целях разума.

В XX в. появляется огромное количество определений, характеризующих предмет философского исследования. Неокантианцы утверждают, что философия – это наука о ценностях. Представители марксизма обозначают философию как знание о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм – это рассуждения о бытие человека. Позиция позитивистов заключается в отрицании какого-либо предмета философии. К тому же они говорили, что философская наука бессмысленна в данном её исполнении и требуется создание нового знания, которое станет методологией научного познания.

Однако стоит отметить, что, несмотря на многообразие трактовок предмета философии, нерушимой остаётся идея рациональности философии, при этом всеобщность, понимается мыслителями по-разному, а замечают её и в культуре, и в мире, и в человеке.

Философский метод исследования

Говоря о методе в самом его общем смысле слова, можно сказать, что это система практических или мыслительных приёмов и правил, которых стоит придерживаться, ибо это ведёт к получению необходимого результата.

Философский метод – это совокупность исключительно мыслительных приёмов и правил. Ему присущи характерные особенности, среди которых комплексность и релятивность.

В данном контексте релятивность – это прямая зависимость метода и начальных предпосылок философского рассуждения. Такие предпосылки не всякий раз носят явный и осознанный характер. Стоит заметить особенность философии, которая заключается в том, что точные определения и формулировки являются итогом в размышлениях, а не его начальной стадии.

Философские категории и принципы

Фундаментальный характер носят философские категории и принципы. Всеобщая наука устроена таким образом, что в физике могут определяться причины процессов, при этом вопрос самой причинности ставится именно в философии. Подобное происходит в истории, которая изучает определённые исторические события и факты, вместе с тем философия изучает суть самой истории.

Стоит отметить, что философские категории – это довольно обобщённая субстанция, для которой трудно отыскать правильное определение. В силу этого предпосылки философского размышления могут носить неявный характер. Определяться лишь в том случае, если расширился исторический опыт с течением времени. В этом контексте как раз-таки смена философских эпох является сценой для смены мировоззренческих парадигм и прояснением философских оснований, посредством которых предшественники строили свои теории и идеи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что философский метод по своей сути является зависимым от предпосылок, исходящих от мыслителя. При условии, что метод объясняется особенностями предмета исследований, которые в купе составляют связи, выделяющиеся во всеобъемлющей системе "человек-мир".

Методы современной философии

В современной философии обосновались несколько методов:

  • Диалектический.
  • Феноменологический.
  • Герменевтический.
  • Структуралистский.
  • Антропологический.

Довольно часто исследователи прибегают сразу к нескольким в пределах одного исследования. Основные приёмы, которые применяются при любом философском методе следующие:

  • Рефлексия.
  • Универсализация.
  • Тотализация.

Рефлексия представляет собой обращение мышления к собственным исходным предпосылкам. Универсализация – это вычленение всеобщих форм существования и мышления человека. А тотализация является целостной системой отношений в комплексе "человек-мир".

Помимо всего этого, философский метод включает в себя ещё и универсальные приёмы. Здесь имеются ввиду анализ и синтез.

Анализ – это деление в уме целого до самых исходных частей.

Синтез – подъём в уме от глубоких исходных оснований до новых единых систем, которые образуют единое целое из разных сторон предмета.

Следует уточнить, что анализ и синтез не применяются отдельно друг от друга из-за того, что только их единство даёт возможность выявить основные отношения действительности.

Довольно часто в философии используется абстрагирование. Оно подразумевает под собой мыслительный приём, посредством которого внимание переключается от несущественных свойств и отношений объекта или явления, тем самым давая возможность сконцентрировать внимание на существенных.

Среди распространённых приёмов также стоит сделать акцент на идеализации, которая представляет собой мысленный процесс, направленный на формирование абстрактных объектов, которые по каким-либо причинам не могут существовать в реальности. Данные объекты выражают действительные связи и отношения. Они выступают в качестве предельных связей и отношений, а также являются средством их анализа.

В процессе научного познания к методу предъявляют­ся особые требования. Метод должен соответствовать уровню задач познания и изучаемому предмету. Только с помощью качественного метода можно получить объективные знания о действительности. Но для этого сами методы должны быть изу­чены, усовершенствованы, адаптированы к потребностям поз­навательного процесса. Методология науки, которая имеется в любой развитой науке, как раз и концентрирует все знания о методах познания науки.

Выбор конкретного метода, его приоритетное использо­вание находятся в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод позволяет изучать право, государст­во, политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, прослеживать их причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к пред­мету, метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его выборе и использовании метод может рацио­нализировать познавательную деятельность теоретика, обеспе­чить ее научную корректность и практическую результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные факти­ческие данные, сделать прогноз на будущее.

Всеобщие методы.

Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Всеобщий философский, или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания.

Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания; принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии), а равно законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания).

Всеобщий философский метод предполагает изучение государства и права как явлений, которые определяются природой человека и условиями жизни общества; связаны с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, духовной сферой и др.; находятся в постоянном развитии и обновлении.

Всеобщие методы можно разделить на метафизику и диалектику.

Метафизика – такой подход к познанию, который рассматривает государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями.

Метафизический метод рассматривает государство и права:

· как явления неразрывно между собой не связанные,

· как явления не обусловленные всем ходом общественного (прежде всего экономического) развития,

· как явления лишенные внутренних противоречий, предполагающих их постоянное, объективно обусловленное развитие.

Диалектика – такой подход к познанию, который государство и право рассматривает в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Именно при использовании диалектического метода происходит раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Диалектический подход означает рассмотрение государства и права в непрерывном историческом развитии, взаимодействии, как между собой, так и с другими социальными явлениями, а также признание того, что их развитие происходит вследствие присущих им внутренних противоречий как социального, так и политико-правового характера.

Основные требования диалектико-материалистического подхода к исследованию государства и права заключаются в том, что изучать государство и право необходимо:

· · в их постоянном развитии, конкретно-исторически. Сущность и роль государства и права могут быть правильно поняты только в том случае, если учитывать все особенности, все специфические особенности их возникновения, функционирования и преобразования. Изучение существующих государственно-правовых явлений должно проводиться не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с учетом их предыдущего развития. Принципиально важны при этом ответы на вопросы, касающихся тех принципиальных противоречий, причин и условий, которые предопределили возникновение государства и права, влияют на их развитие в настоящее время, обусловливают тенденции и перспективы их развития в будущем;

· · в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями - экономикой, политикой, классовыми, национальными отношениями, природными и иными факторами, которые обусловливают видоизменения государства и права и испытывают на себе их обратное воздействие. Только при соблюдении этого требования может быть обеспечена полнота и всесторонность исследования государства и права во всех возможных аспектах и достигнута необходимая практическая значимость его результатов;




· · не умозрительно, а в сочетании с юридической практикой, отражающей экономические, политические, социальные потребности общества, их реальную обеспеченность. Именно практика (правотворческая, судебная правоохранительная) определяет цели исследования и является критерием истинности сделанных выводов;

Так использование законов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права позволяет выяснить происхождение, сущность и социальное назначение государства и права, определить формы их существования, закономерности функционирования и развития и на этой основе сформулировать рекомендации по их совершенствованию, прогнозировать их исторические перспективы.

Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития.

Отличия метафизики от диалектики

1. При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами.

Диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.

2. При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета.

Диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета, так как истина в одних условиях может быть ложной в других условиях. Кроме этого, развитие предполагает не только количественные изменения, но и качественные скачки, которые осуществляются при переходе от старого качества к новому качеству.

3. В ходе развития науки метафизика используется на этапе накопления научных фактов.

Диалектика используется на этапе теоретического обобщенного практического материала.

Общенаучные методы.

Общенаучные (или общие методы) методы используются во всех или в большинстве наук, на различных этапах познания для достижения конкрет­ных познавательных целей; по отношение к всеобщему методу они выступают как специальные

Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов.

· · Анализ. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнить и методологически обосновать содержание теории государства и права, выяснить характер взаимосвязи ее различных положений, выявить и сформулировать еще не решенные проблемы.

· · Синтез. Как прием научного познания используется теорией государства и права для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналогические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

· · Индукция. Такой логический прием заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов)

· · Дедукция. Посредствам логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности теории государства и права. Затем, постепенно расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

· · Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Теория государства и права не только констатирует достигнутое, познанное наукой. Ее задача состоит в том, чтобы перейти на основе имеющихся фактов от незнания к знанию, выявить более глубинные закономерности государства и права, их определенные стороны и тенденции их развития.

Исторический метод характеризуется конкретно - историческими, историко-эмпирическими формами материалов;

Логический метод - абстрактно-теоретическими формами.

Обобщенным отражением исторического аспекта в рассмотрении вопросов государства и права является логическое. Это тот же исторический способ, только освобожденный от его формы и случайностей, который позволяет выявить в историческом процессе наиболее существенное, закономерное и выразить в научных категориях

Исторический и логический методы рассматривают государство и право не просто в развитии а в последовательной смене одного исторического плана другим, как правило более прогрессивным и совершенным, при этом ни один из исторических темпов не может рассматривается в качестве исторического образца. Исторический метод. Под историческим понимают реальную объективную действительность, взятую в ее временном движении, развитии и функционировании.

· · Системный подход - это направление в методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, которое ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, на выявление в нем многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Системный подход включает в себя также и структурно-функциональный метод, однако здесь упор делается, прежде всего, на исследование взаимодействия объекта как целостной системы с внешней средой.

· Функциональный метод, используемый в социальных науках, заключается в выявлении у различных социальных объектов способов их существования. Этот метод, заимствованный из естественных наук, вначале активно применялся этнологами при изучении "архаичных" обществ. Известный западный этнолог Б. Малиновский (1884-1942) определял функцию, как "роль, которую культурные и социальные элементы играют в обществе".

· Функциональный метод имеет границы применения. Он позволяет констатировать те функции, которые тот или иной социальный объект выполняет, но не дает ответа на вопрос, почему именно эти функции, а не другие, почему именно в данное время, а не в другое. В теории государства и права этот метод применяется при анализе социального назначения государства и права и др.

· Генетический метод в социальных науках позволяет ответить на вопрос о происхождении явлений, т.е. определить те факты, которые обусловили появление того или иного феномена. В рамках генетического метода хронология тоже имеет значение, но значение это - вторично. Генетический метод предполагает прежде всего поиск причинности в самих фактах. В теории государства и права этот метод используется при решении проблем генезиса права, государства и ряда других проблем.

· Структурный метод в социальных науках - это выявление у социальных объектов определенных констант, т.е. относительно устойчивых внутренних связей. Понятие структуры является понятием очень близким к понятию модели - формальному представлению каких-либо отношений. Может быть несколько моделей одной и той же реальности. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза - диспозиция - санкция; гипотеза - диспозиция.

· Сравнительный метод - это сопоставление одного социального объекта с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для теории государства и права имеет значение сравнение на уровне нормы права. Именно такого рода сравнение позволяет выявить различие норм права по диспозиции: различают нормы права управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Примером использования сравнительного метода является также анализ сходств и различий основных правовых систем современности.

"В научной литературе мы встречаем два наиболее распространенные подходы к решению этого вопроса:

• предмет определяет методологию и метод исследования (ее сторонниками являются, например,. А. Кравец, среди ученых-юристов -. Р. Лукач,. А. Сурилова и др.);

• методология является определенной самостоятельной, независимой от объекта или предмета исследования или, другими словами, логика любого исследования тождественна сама себе (ее сторонниками являются. Г. П. Щедровицкий,. А. Новиков и. Д. Новиков, а среди ученых-юристов. А. Ушаков и др. а ін).

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила того или иного метода обусловлены содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод". В свою очередь "метод расширяется в систему", т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации в практике.

Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны. Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности. Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же. Они взаимопереходят, взаимопревращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию (а через нее в практику), ибо субъект применяет их в качестве регулятивов, предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности, по существу, один и тот же процесс с этими двумя неразрывно связанными сторонами. Не только теория резюмируется в методах, но и методы развертываются в теорию, оказывают существенное воздействие на ее формирование и на ход практики. Однако нельзя полностью отождествлять научную теорию и методы познания и утверждать, что всякая теория и есть вместе с тем метод познания и действия. Метод не тождествен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом, ибо не она есть метод познания, а необходимо вытекающие из нее методологические установки, требования, регулятивы.

Основные различия теории и метода состоят в следующем: а) теория — результат предыдущей деятельности, метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности; б) главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метод — регуляция и ориентация деятельности; в) теория — система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности; г) теория нацелена на решение проблемы — что собой представляет данный предмет, метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений теории в ориентационно-деятельные, регулятивные принципы (требования, предписания, установки) метода.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, и не только той теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета.

Поэтому нельзя "разводить" предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к предмету, никак не зависимое от него и лишь "налагаемое" на предмет чисто внешним образом.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, связей, отношений и т. п. Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

Таким образом, истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета. Поэтому метод всегда был и есть "сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержания", "сам себя конструирующий путь науки" (Гегель). Такое понимание всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где "мы подходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта"*.

Итак, недопустимо рассматривать метод как некий механический набор предписаний, "список правил", на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникающие в жизни. Кроме того, он не есть жесткий алгоритм, по которому строго регламентированно осуществляются познание или иные формы деятельности. Применение же того или иного метода в разных сферах не есть формальное внешнее наложение системы, его принципов на объект познания или действия, а необходимость использования этих принципов не привносится извне. В этом смысле "не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты совокупности множества экспериментально установленных фактов".

Читайте также: