Янкович педагогические идеи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1) изучить деятельность и педагогические взгляды представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века
2) проследить реализацию их педагогических идей в современной школе
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.

Содержание
Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 века.doc

Это руководство было составлено по австрийскому образцу и указывало

учителям главные начала правильного преподавания: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы, таблицы и вопрошение.

Больше всего усилий приложил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических.

Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янковичу.

Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он был привлечен к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I был составлен им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом . Вслед за тем ему было поручено дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом . Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков - европейских, азиатских, африканских и американских.

По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу.

1.3. И.И. Бецкой

И.И. Бецкой родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме. Он был послан для дальнейшего образования в Копенгаген; после этого краткосрочно служил в датском кавалерийском полку,но во время учений получил травмы, что послужило причиной отставки с военной службы.

Бецкой длительно путешествовал по Европе, а 1722 - 1726 годы провел "для науки" в Париже, где состоял секретарем и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II ), которая и в то время, и позднее относилась к нему очень милостиво.

В России Бецкой в первую очередь состоял флигель-адъютантом при отце в Киеве и в Москве, а в 1729 г. определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой зачастую ездил в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны .

Указом 3 марта 1763 г. на него было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, соответственно одним данным, самим Бецким, соответственно другим - профессором Московского университета А.А. Барсовым , по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное среда благородных девиц" (попозже Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 г. он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах. В 1773 г., по плану Бецкого было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и в особенности на формирование воспитательных учреждений. По образцу московского, Бецкой открыл воспитательное обиталище и в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования.

В 1778 г. Сенат на торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль, с надписью: "За влюбленность к отечеству".

В качестве директора канцелярии строений Бецкой способствовал украшению Петербурга казенными постройками и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому (Фальконета), гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада.

Бецкой скончался в Петербурге 31 августа 1795 г. и погребен в Александро-Невской лавре. Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорил: "Луч милости был, Бецкой, ты". Эти слова высечены и на надгробном его памятнике. [Абульхановой К.А. - М., 1998.]

1.4. Е.Р. Дашкова

У каждой эпохи – свое "женское лицо". Олицетворением "просвещенного, осьмнадцатого века" вполне можно считать первого директора Петербургской академии наук, первого президента Российской академии наук, статс-даму двора Екатерины II Великой княгиню Екатерину Романовну Дашкову (и на сей день единственного президента-женщину!).

Имя княгини навеки вошло в историю российской науки. "Она вовсе не хороша! Мала ростом, лоб у нее большой и высокий, глаза не большие – не маленькие, несколько углубленные в орбитах, нос приплюснутый, рот большой, губы толстые, талии вовсе нет, в ней нет ни грации, ни благородства" – такой портрет княгини Екатерины Романовны оставил (после долгой личной беседы с нею) знаменитый французский философ Дени Дидро. Справедлива ли, нет ли оценка французом 27-летней русской княгини, однако с портрета Д. Левицкого на нас смотрит умная, решительная и немного надменная аристократка, чьи дела и поступки пережили впечатления о ее внешности.[ Гершунский Б.С.- М., 1998.]

Удивительный характер Дашковой вобрал в себя застенчивость и прямолинейность, сентиментальный романтизм и жесткость, наивность и проницательность. Но все же главным качеством ее была преданность. Преданность делу, друзьям и Отечеству.

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная графиня Воронцова, была первая женщина-президент Академии наук России. Будучи в 1783-1796 годах первой женщиной-директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии, она способствовала изданию научных трудов и чтению публичных лекций.

Управление наукой попало в надежные руки. Дашкова наладила развитие заглохших было научных направлений, увеличила число воспитанников "на казеном кошту", предприняла издание географических карт разных губерний, содействовала быстрому изданию трудов ученых, положила начало созданию академической библиотеки, принеся в дар собственные книги и книжные редкости, купленные ею в путешествиях по Европе. Наладилась работа типографии, появились дополнительные "бесплатные" места для обучения детей из мелкопоместного дворянства. По ее инициативе были составлены и изданы карты губернских столиц, издано первое собрание сочинений М.В. Ломоносова.

Венцом ее плодотворной деятельности был предложенный императрице "всеподданнейший доклад" о необходимости серьезной проработки русской грамматики и создания особой Академии для изучения "российского слова". В том же 1783 году она была создана, и Дашкова стала и ее президентом. Любопытно: именно Дашковой принадлежало остроумное решение заменить сочетание "iо" в русских словах непривычной в то время буквой "ё". Новое написание было утверждено изданным в 1794 году под ее редакцией орфографическим словарем .

В 1801 году, по вступлении на престол императора Александра I, члены Российской Академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в Академии, но Екатерина Романовна отказалась, проведя остаток жизни в родном Троицком, занимаясь благоустройством своего родового имения. [ Пискунов А.И. – М., 1997.]

Скончалась Екатерина Романовна всеми забытая 4 января 1810 года. Похоронена в Троицком соборе в левом приделе церкви .

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА,

Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И

ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

Мы считаем, что важную роль в образовании детей в современной российской школе играет патриотическое воспитание. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины ХVШ века в России (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. А.Н. Радищев).

Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины ХVШ века в России (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. А.Н. Радищев).

Педагогическая деятельность и педагогические идеи просветителей первой половины ХVШ века в России (И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. А.Н. Радищев).

.Введение
2. Биография
2.1 Происхождение
2.2 В Австрии
2.3 В России
2.3.1 Реформа образования в России
2.3.2 Учебники и руководства
3.Работа в Академии Российской
4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.
5.Заключение
6.Литература
6.1 Источники

Файлы: 1 файл

конт раб янкович.docx

2.3.1 Реформа образования в России

2.3.2 Учебники и руководства

3.Работа в Академии Российской

4.Создание училищ в городах. Деятельность Ф. И. Янковича.

Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Поэтому с таким вниманием рассматриваем опыт человека, который был наделен подлинным талантом воспитателей.

Время Екатерины II интересно в педагогическом отношении не только развитием деятельности государства по народному образованию, но и общественным педагогическим возбуждением, выразившимся во множестве частных проектов относительно устройства просвещения народа.

Данная работа посвящена изучению педагогических взглядов и деятельности яркого представителя российской педагогической науки второй половины XVIII века – Ф.И Янковича.

Актуальность работы заключается в том, что современный педагог должен знать историю развития педагогических идей и видеть связь школы будущего, современной школы и школ прошлого. А также уметь использовать бесценный опыт предыдущих поколений выдающихся педагогов.

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века деятеля российской педагогической науки Ф.И Янковича и проследить их реализацию в современной школе.

В первой главе работы рассматриваются биографические данные выдающихся деятелей российской педагогической науки второй половины XVIII века - Ф.И. Янковича.

Во второй главе, посвященной практической стороне изучаемого вопроса, рассматриваются основные направления их педагогической деятельности. В заключении подводятся основные итоги работы.

Фёдор Иванович Янковский (де Мириево)

2.Фёдор Иванович Янкович (де Мириево) (1741—1814) — сербски й и российский педагог, член Российской Академии (с 1783 года). Являлся разработчиком и активным участником реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII века. Считается одним из последователей Я. А. Коменского.

Серб по происхождению. Родился в 1741 году в местечке Каменице-Сремской (се рб.), недалеко от Петроварадина.

Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переселились в Венгрию. Здесь семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были пожалованы определённые привилегии.

2.2 В Австрии

Образование получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

После окончания университета поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку ставшего впоследствии Карловацким митрополитом (серб.). На этой должности придерживался проавстрийских взглядов, выступал за сотрудничество с католической церквью.

В 1773 году был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв на этой должности участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, по примеру уже введенной в Пруссии разработанной настоятелем Саганского монастыря Фельбигером (англ.). Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

2.3 В России

При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии, передал ей австрийские школьные учебники и охарактеризовал императрице Янковича как:

. человека, трудившегося уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, как знающего язык российский и наш православный закон исповедующего

В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ, во главе с Петром Завадовским. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не вполне соответствовало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялся перевод и переработка учебных руководств. Он должен был готовить материалы по различным вопросам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

13 декабря 1783 года в Санкт-Петербурге была открыта учительская семинария, начальство над которой принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В открытой семинарии Янкович особое внимание уделили организации учебной и воспитательной частей, снабжению семинарии всеми необходимыми учебными пособиями. В кабинете естественной истории он организовал собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых и гербарий. Для класса математики и физики были приобретены необходимые модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи и машины. По настоянию Янковича в семинарии и в главном народном училище были запрещены телесные наказания.

Янкович был директором главного народного училища и учительской семинарии при нём до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобождён от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Приглашенный императрицей Екатериной II Ф. И. Янкович де Мириево в течение двадцати с лишним лет неутомимо трудился на пользу народного просвещения в России.

Были составлены правила для учащихся, но само главное народное училище открылось только в 1783 г. Что же касается учи тельской семинарии, то, хотя комиссия и имела ее в виду, начать свою деятельность она могла лишь тогда, когда училище заработает в полную силу, ибо только окончившие в нем курс ученики были бы в состоянии продолжать специальное образование в учительской семинарии.

Готовящиеся к учительскому званию должны были, прежде всего, изучить все науки по определенным книгам и освоить определенные способы учения, чтобы таким же образом обучать других.

Учителями в низших классах стали молодые люди, подготовленные самим Янковичем, а для преподавания наук в высших классах были приглашены профессора. Воспитанники семинарии учились вместе с приходящими учениками. Для лучшего усвоения семинаристами изучаемых предметов Янкович ввел специальные репетиции. Репетиторами были избранные самим, же Янковичем семинаристы, отличившиеся способностями и успехами. Под руководством репетиторов семинаристы ежедневно повторяли лекции профессоров. Для приобретения навыка в преподавании семинаристы давали уроки в малых народных школах, если учитель там по какой-либо причине отсутствовал. Для практики воспитанников в иностранных языках и углубления их знаний по истории, географии и другим наукам по распоряжению Янковича в семинарию выписывались газеты на немецком языке.

В июле 1786 г. учительская семинария была отделена от главного народного училища, частью которого она являлась. В ней преподавались те же предметы, что и в училище, но более подробно и более основательно, так как большая часть ее преподавателей имела высшее образование.

Главная задача учительской семинарии состояла в том, чтобы научить ее воспитанников способам преподавания (или методам обучения). Эта задача решалась также с помощью собранных в ней учебных пособий, коллекций, моделей и инструментов. Поэтому написание различных учебных пособий и руководств, как для учителей, так и для учеников, было необходимым требованием. И этим делом не только заправлял, но и лично занимался Ф. И.Янкович.

Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Янковича своим вниманием. В 1784 году ему был присвоен чин коллежского советника, а в 1793 году — статского советника. Кроме того, он был награждён орденами св. Владимира — 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 году Екатерина пожаловала ему деревню вМогилевской губернии и в том же году причислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он был награжден чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определена была пенсия в 2000 рублей, а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненско й губернии.

После учреждения в 1802 году Министерства народного просвещения Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 году получившей название Главного правления училищ. Однако, в министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием.

В 1804 году он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы.

Умер 22 мая 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

2.3.1 Реформа образования в России.

Согласно реформе, разработанной Янковичем народные школы должны были составлять три разряда: малые школы (двухклассные), средние школы (трехклассные) и главные школы (четырехклассные).

Теодор Йованович Янкович де Мириево (1741‑1814), известный в России как Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский), – один из самых выдающихся и успешных даже не столько реформаторов, сколько создателей системы российского образования. Серб по национальности, он был крупным деятелем сферы общего и педагогического образования, блестящим филологом, академиком Российской академии наук, убежденным просветителем, автором многих солидных педагогических трудов, талантливым дидактом и методистом-новатором. Деятельность Янковича де Мириево заняла достойное место в истории братских русско-сербских культурных связей, показав их плодотворность и прогрессивный взаимоуважительный характер.

Долгий путь в Россию

Будущий реформатор родился 17 (30) апреля 1741 года в городке Сремска-Каменица в Венгрии. Когда турки в ХV веке захватили Сербию, семья Янковичей, будучи одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами переселились в Венгрию. Здесь члены семьи прославились в многочисленных войнах с турками, за что им были пожалованы привилегии. Отец Теодора – Йован Янкович – был высокопоставленным офицером на службе австрийской короне.

Начальное образование мальчик получил в гимназии своего родного города, затем окончил славяно-латинскую школу. Высшее образование получил в Венском университете, где изучал право, математику, естественные науки, философию и политологию, экономику и педагогику. Наряду с этим он посещал в Вене педагогическую школу и педагогический институт. Такое фундаментальное и вместе с тем прикладное образование во многом обусловило его дальнейшую профессиональную деятельность.
После окончания университета Теодор поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу, ставшему впоследствии митрополитом всего Иллирийского славянского народа. Здесь проявились его выдающиеся лингвистические данные, в том числе отличное владение русским языком, уникальные способности к инокультурному и межконфессиональному диалогу между православной и католической церквями, умение выстраивать отношения в контексте мирного конструктивного диалога.

Янкович сложился как видный организатор школьного дела, оригинальный педагог-методист в австрийской монархии. В 1773 году он был назначен директором народных училищ в Темешварском Банате, провинции, населенной православными сербами, непосредственно подчинявшейся Вене. Существенно, что, будучи полиглотом, Янкович перевел на сербский и румынский языки и адаптировал труды Вольфганга Ратке, Яна Амоса Коменского и Жан Жака Руссо.

Первый опыт осуществления модернизационных процессов Янкович получил, став одним из участников реформы образования, предпринятой в Австрийской империи императрицей Марией-Терезией. Затем все базовые принципы преобразований были перенесены Янковичем в Россию и положены в основу реформы отечественного образования.

В 1774 году императрица за большой вклад в реформу образования и управления в Австрии удостоила Янковича дворянства Австрийской империи с присоединением к его фамилии названия де Мириево по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии.

По его рекомендации Екатерина II решила использовать опыт организации народных школ в Австрии и пригласила Янковича. Так Теодор Йованович Янкович Мириевский отправился в Россию, с которой навсегда связал свою жизнь, став Федором Ивановичем Янковичем де Мириево.

С 1782 до 1801 года деятельность Янковича проходила в Комиссии об учреждении народных училищ, затем, в 1802‑1804 годах, в других училищных комиссиях, разрабатывавших школьное законодательство. В его обязанности входили подготовка материалов и представление их на обсуждение комиссии, которая всегда утверждала их без изменений. Однако лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.

Демиург преобразований

Подчеркнем, что хотя де-юре Янкович де Мириево являлся сотрудником-экспертом комиссии, но де-факто он был в ней главным действующим лицом, причем руководящим: именно им составлялся общий план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, осуществлялись перевод на русский язык и переработка учебных руководств.

Согласно плану предполагалось создать главные, средние и малые народные училища, подготовить учебную литературу и учителей. Чисто технически задуманные преобразования в общих чертах копировали австрийскую систему.

Затем началось массовое открытие училищ по стране. В губернских и уездных городах до конца XVIII в. было организовано около 300 училищ. Создание общеобразовательной школы являлось необходимым условием модернизации страны и дальнейшего продолжения изменений в общественной, интеллектуальной и культурной жизни. Среди всех мероприятий царствования Екатерины II школьная реформа наиболее полно соответствовала идеалам Просвещения.

Учитель учителей

Воистину бесценен вклад, внесенный Янковичем де Мириево в дело педагогического образования. В 1783 году в Санкт-Петербурге по его плану было основано Главное народное училище, директором которого стал Янкович. Благодаря его усилиям при училище 13 декабря 1783 года открылась Учительская семинария, которая превратилась в центр подготовки учителей. Руководство над ней также принял Янкович как директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии. В результате активной деятельности Учительской семинарии по созданию начальной учебно-методической базы были созданы условия для открытия в России новых и реорганизации существующих учебных заведений.

Федор Иванович оставался директором Главного училища и семинарии до 17 мая 1785 года, когда в связи с многочисленными обязанностями по подготовке и проведению реформы образования в России был освобожден от непосредственного руководства этими учебными заведениями.

Создатель учебной литературы

Значительным шагом в реализации реформы было издание учебной литературы. Комиссией был создан комплект учебников и пособий по всем предметам и для всех классов общеобразовательной школы.

В царствование императора Павла I Янкович достиг чина действительного статского советника. Сверх получаемого им жалованья ему была определена пенсия в 2000 рублей.

Это особенно разительно на фоне судьбы его предшественника по реформированию российского образования XVIII века И.И.Бецкого, который вступил в конфликт с императрицей на почве приоритетности вклада в реформирование образования и в итоге умер всеми забытым, нищим и слепым.

Однако в министерстве Янкович не пользовался влиянием. Его историческое время истекло с окончанием царствования Екатерины II.

Умер выдающийся реформатор образования 22 мая (3 июня) 1814 года и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте также: