Ы возможности использования проектной деятельности в организации экономического образования в школе

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация: в статье исследуются проблемы и перспективы внедрения в школах, наряду с традиционными образовательными формами и методами, проектной деятельности, которая рассматривается, как обоснованное продолжение главного направления системы обучения, связанного с переводом умений в навыки, развитием образного мышления ученика и использованием полученных навыков в реальных жизненных ситуациях. В условиях развития Интернета, широкого использования цифровых технологий, достижения лучших результатов в обучении на основе цифровых компетенций, проектная деятельность учит находить и критически оценивать информацию, формирует самостоятельную, мотивированную личность, способную верно реагировать на возникающие, в ходе реализации проекта, вызовы и угрозы. В результатах исследования, формулируется идея о том, что гармонизация традиционных и инновационных форм и методов образовательной деятельности позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания школьников.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Recommendations

Development from April 2016, International (Poland, Lithuania, Russia) project "Determinants of functioning and development of modern tourist market"

Project participants: Poland - Dr Hiski Marcin; Lithuania – Dr Stanaitis, Saulius ; Russia – Dr. Krutikov Valery

Совершенствование инструментов государственного стимулирования развития региона.

Проект по плану совместной работы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (Россия) и Академии Яна Длугоша (г. Ченстохов, Польша).

"Глобальные и региональные туристические рынки - современные особенности, тенденции развития"

Анализ современных тенденций развития мировой индустрии туризма. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию систем государственного стимулирования предпринимательской деятельности в сфере услуг для стран и регионов. . [more]

The opinion of intellectuals: questions and answers

Инновационное финансовое мышление и публичные акционерные общества

Геополитические перспективы российско-китайских отношений в условиях возрастающего доминирования Кит.

Приоритеты политики по стимулированию предпринимательской деятельности

Организация проектной деятельности учащихся в школе является одним из приоритетов современного образования. Широко применяется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше узнать способности и интересы учеников, что способствует развитию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Обращение к методу проектов на современном этапе внедрения ФГОС не является случайным, при грамотной разработанности методического сопровождения эта технология имеет неоспоримую ценность. Хорошо организованный проект, обеспеченный продуманным педагогическим руководством, позволяет ребёнку при его выполнении сочетать различные виды познавательной деятельности, повышать уровень компетентности и развивать функциональную грамотность в предметной области учебной дисциплины, в моем случае - в экономике.

ВложениеРазмер
Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " 22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Нещадим Анастасия Алексеевна,

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЭКОНОМИКИ)

Методика школьного экономического образования – наука молодая. О необходимости формирования экономической грамотности в нашей стране задумываться стали только в 1990-е годы. Однако до сих пор преподавать экономику в российских школах достаточно трудно. Во многом это объясняется узким спектром методических пособий. Но при этом достаточно много школ, в том числе и наша Гимназия, преподает экономику с 10 класса. И учащиеся все чаще стали выбирать социально-экономический профиль. И это не удивительно, ведь экономика окружает нас повсюду: при получении профессии, устройстве на работу, планировании семейного бюджета, уплате налогов. Привить любовь к молодой науке, заинтересовать, развить творческий потенциал, побудить к самостоятельным исследованиям – вот главная моя цель в преподавании экономики.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинноследственные связи.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [14]

На первом занятии я подготовила список тем, которые могут заинтересовать учащихся с учетом определенных обстоятельств:

• учитываю содержание школьной программы;

• учитываю возраст и уровень подготовки обучающихся;

• интересы у учащихся больше познавательные и прикладные;

• учитываю особенности личности обучающихся;

• учитываю практическую значимость ожидаемых результатов.

Формулировка темы должна быть краткой, понятной, проблемной, смыслосодержащей. Необходимо замотивировать учащихся, помочь с поиском информации, обсудить варианты оформления, ознакомить с проведением защиты проектных работ и с системой оцениванием.

На завершающем этапе демонстрации и представлении результата учащийся уже подготовил краткое, четкое и отрепетированное представление своей работы. Ученик заранее проинформирован о порядке выступления. Микроклимат во время защиты должен быть обязательно доброжелательным, поддерживающим ребенка в его выступлении.

Таким образом, организуя проектную деятельность старших школьников, мы убеждаемся в правоте слов “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.

Обращение к методу проектов на современном этапе внедрения ФГОС не является случайным, при грамотной разработанности методического сопровождения эта технология имеет неоспоримую ценность. Хорошо организованный проект, обеспеченный продуманным педагогическим руководством, позволяет ребёнку при его выполнении сочетать различные виды познавательной деятельности, повышать уровень компетентности и развивать функциональную грамотность в предметной области учебной дисциплины.

Действительно, тема проектных работ является актуальной, животрепещущей и очень перспективной. Именно поэтому я выбрала этот механизм формирования общеучебных умений и навыков, а при глубокой проработки этой технологии, при внедрении в учебный процесс даст ребенку не только новый опыт работы, но и решит серьезную учебную задачу, поможет развить функциональную грамотность.

  1. Гершунский Б.С. Образование как результат: грамотность – образованность – профессиональная компетентность – культура – менталитет // Философия образования : учеб. Пособие для высш. И сред. Пед. Учеб. Завдений. М.: МПСИ: Флинта, 1998.
  2. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. / Сост. A.M. Пышкало.- М.: Просвещение, 1974.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.:АРКТИ, 2008. — 80 с. (Метод, биб-ка). ISBN 5-89415-400-6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за.


Особенности организации проектной деятельности на уроке английского языка

При реализации стратегий личностно-ориенгарованного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы уч.


Методическое выступление: "Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).

Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом - приглашать представите.


Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время.


Особенности организации проектной деятельности в условиях МШДО (Муниципальной школы дистанционного обучения).

Дистанционная форма обучения позволяет в достаточной мере реализовать основные положения модульного обучения через самостоятельную, творческую деятельность учащихся, организацию самоконтроля. В статье.

Статья "Внедрение ФГОС: организация проектной деятельности на уроках технологии в школе".


Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность как эффективный метод экономического обучения

В современных динамично развивающихся социально-экономических условиях развития общества происходит пересмотр государственных образовательных стандартов и учебных программ среднего образования на основе компетентностного подхода. На основе современных образовательных технологий происходят изменения в методике преподавания различных дисциплин.

Подготовка экономистов новой формации, глубоко понимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использовать полученные знания на практике как на макро-, так и на микроуровне, имеет исключительно важное значение для России. Важная задача современной высшей школы - формирование профессиональных качеств современного экономиста.

Исследование проблемы профессиональной подготовки учащихся-будущих экономистов потребовало опоры на модель личности экономиста, для разработки которой применялись идеи К.К. Платонова о динамической функциональной структуре личности, так как деятельность экономиста функциональна и динамична. Были выделены когнитивный, креативный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты в модели личности экономиста. Профессиональная деятельность экономиста представляет реализацию профессиональных функций, а это требует развития умений, необходимых для ее выполнения, поэтому каждому компоненту личности экономиста соответствует определенная группа умений: когнитивный компонент – аналитические умения (умение проводить системный анализ информации, синтезировать информацию, сравнивать данные, абстрагировать информацию, проектировать результат); креативный компонент – диагностические умения (умения структурировать полученную информацию, планировать развитие ситуации, принимать решение собственно определенным данным в нестандартных ситуациях, осуществлять инновационные и комбинационные процессы, активный творческий поиск); эмоционально-волевой компонент – прогностические умения (умение обобщать полученные результаты, моделировать информацию, управлять ситуацией и собой, ставить прогноз, организовывать информацию); рефлексивный компонент – коррекционные умения (умение оценивать результат деятельности, анализировать полученный опыт, контролировать ситуацию, корректировать информацию, рефлексировать ситуацию).

Педагогические приоритеты и ценности меняются с развитием общества. Сегодня, в третьем тысячелетии, они смещены на развитие и саморазвитие качеств личности, опирающихся на базовые категории психологии (деятельность, общение, личность), которые составляют процесс труда педагога. В целом труд педагога определяется его результатами: теми позитивными изменениями, которые происходят под влиянием его работы.

В традиционных рамках “знаниевого” подхода к образованию более нет смысла говорить об улучшении качества образования. В настоящее время при обсуждении вопросов нового качества образования, термин “компетентность” все чаще используется для обозначения нового результата образования. Именно так он звучит в российской концепции модернизации образования.

Поэтому сейчас задача стоит добиваться постоянно совершенствования в учебно-методической деятельности, в систематическом обсуждении содержания лекций и методики преподавания семинарских занятий, в повышении профессионального и педагогического мастерства преподавателей. Это поможет обеспечить повышение эффективности учебного процесса [3].

Одним из путей повышения качества и эффективности экономического образования является внедрение в практику обучения прогрессивных педагогических технологий.

Основным качеством любой технологии обучения должна быть подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция учащегося в образовательном процессе, отношение к ученику со стороны преподавателя.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Метод проектов , разработанный американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Особенностью метода проектов, в трактовке Дж. Дьюи, является стремление вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс в условиях решения практико-ориентированных задач [2]. При этом прагматическая направленность решаемой проблемы повышает мотивацию учащихся, т.к. они осознают, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Возникший в голове студента и им самим выполненный на основании его личного опыта проект – лучшая основа для воспитательных целей, так как в процессе выполнения проекта вырабатывается самостоятельность и активная осмысленность. Метод проектов предполагает совместную деятельность учащихся в процессе общения, что повышает эффективность собственных, самостоятельных усилий каждого участника и, в целом, эффективность совместной деятельности.

В основе технологии проектного обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Технология проектного обучения всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология проектного обучения всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Мы в своей работе придерживаемся определения метода проектов, сформулированного Е.С.Полат. Она трактует метод проектов как определенным образом организованную поисковую, исследовательскую, творческую, познавательную деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает процесс достижения результата определенными методами, приемами, что приводит к развитию познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном поле, анализировать, выдвигать гипотезы [6] .

Основными требованиями к использованию технологии проектного обучения являются:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

- выдвижение гипотез их решения;

-обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

учащийся должен уметь четко определить цель,

описать основные шаги по достижению поставленной цели,

концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы;

Развитие критического мышления:

Развитие творческого мышления:

самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;

Умения работать с информацией:

систематизировать и обобщать;

выдвигать обоснованные гипотезы их решения;

статистически обрабатывать данные;

Формирование коммуникативных компетенций:

- работать в коллективе;

владеть культурой коммуникации;

умение адаптироваться к действительности;

Умение составлять письменный отчет:

учащийся должен уметь составлять план работы,

презентовать четко информацию,

иметь понятие о библиографии;

Формирование позитивного отношения к работе:

учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм,

стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.

Технологию проектного обучения целесообразно применять, если:

Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).

Есть значимость результата (теоретическая, практическая).

Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

Возможно структурирование (этапность) проекта.

Используются исследовательские методы:

- формулировка задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления результатов;

- сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;

Результат – материальный продукт.

I . Поисковый (п роблемно-целевой – определяется предметная область, тема, цели, задачи, составляется аннотация).

Выбор темы проекта

Планирование проектной деятельности

Исследование предметной области

Сбор информации по теме проекта

II . Творческий (р азработка сценария - варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование).

Поиск оптимального решения задачи проекта

Выбор инструментов реализации (программных пакетов, технических устройств: компьютер, сканер, фотоаппарат, принтер)

Выбор технологии изготовления итогового продукта (брошюры, презентации, буклета и т.д.)

III . Технологический (п рактическая работа - сбор информации, аналитическая работа).

Выполнение запланированных технологических операций

Текущий контроль качества

Внесение при необходимости изменений

IV . Заключительный (п редварительная защита - промежуточное обсуждение. Защита проекта самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы).

Оценка качества выполнения проекта

Анализ результатов выполнения проекта

Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставки, научно-практические конференции, использование учителями школы в учебном процессе, включение в банк проектов).

Структура проектной деятельности учащихся представлена на рис. 1 [5].

hello_html_m5d97b62b.jpg

Сопоставив рассмотренные возможности проектного обучения с компетенциями, формированию которых должно способствовать изучение экономических дисциплин, мы пришли к выводу, что применение данной педагогической технологии является целесообразным в процессе преподавания экономики.

Список использованных источников

Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления [Текст] / Дж. Дьюи, 1909.

Методики преподавания экономических дисциплин [Текст] / Н. Хужаев, П.З. Хошимов, Т.Т. Джураев, О.Б. Гимранова. - Ташкент, 2005 - 11.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С.Полат. – М., 2000.

Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Текст]: пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 1997.

Полат, Е. С. Личностно-ориентированные технологии обучения [Текст] / Е. С. Полат // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. – М.: ИОСО РАО, 1999.-29

Постникова, Е.В. Формирование умений прогнозирования у студентов-будущих экономистов [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Постникова Екатерина Вячеславовна . - Сам. гос. ун-т, 2006. – 19с.


Метод проектов, несмотря на то, что существует достаточно долгое время, считается педагогической технологией XXI века. Использование метода проектов способствует формированию у учащихся творческого и критического мышления, самостоятельности и способности применять знания при решении разнообразных проблем, а так же грамотности в работе с информацией. То есть, формируются те качества, которые в полной мере соответствуют требованиям современного общества.

Проектная деятельность открывает большие возможности для студента, он может раскрыть свой творческий потенциал на максимум при создании продукта. Эта деятельность позволяет вложить душу, принести пользу и приложить свои знания.

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательскую и творческую деятельность.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Среднего Профессионального образования учащийся в процессе обучения должен овладеть общими и профессиональными компетенциями.

Общие компетенции — это универсальные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся для продуктивной образовательной деятельности.

Профессиональные компетенции — это знания, умения и навыки, которые позволяют учащемуся успешно решать профессиональные задачи.

Метод проектов, как развивающая технология профессионального образования ориентированная на продукт, занимает центральное место в развитии профессиональной компетентности завтрашнего специалиста. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи.

Специфика использования проектной методики на занятиях по экономическим дисциплинам вытекает из специфики самого предмета и из целей и задач, которые стоят перед педагогом. Особое значение имеет практико-ориентированный тип проекта, который реализуется с потенциальным работодателем.

Первое знакомство студентов с проектной деятельностью необходимо начинать в форме презентации метода проектов и проектов прошлых лет с анализом сильных и слабых сторон. На этом этапе роль педагога сводится к тому, что он мотивирует студентов к самостоятельной проектной деятельности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна. Например, педагог дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его.

Возможен и такой вариант, студентам дается материал, на основе которого необходимо выдвинуть идеи для создания продукта проектной деятельности. Они занимаются исследованиям и выбирают конкретный вариант проекта. Затем формулируют задачу, разрабатывают идею и составляют план создания продукта. И в итоге, создают и оценивают продукт.

Преподавателю необходимо определить, как будет организована работа над проектом — индивидуально или же по группам. Как в первом, там и во втором варианте есть свои особенности.

Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности студента. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. Такой проект чаще всего может быть выполнен односторонне.

В свою очередь, групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Тема данного проекта выбрано в соответствии с интересами коллектива студентов. Такие проекты выполнены разносторонне.

Ознакомившись с различными подходами к выделению этапов работы над проектом, мы решили взять за основу наиболее заинтересовавший нас подход, разработанный профессором В. В. Гузеевым, который включает в себя 6 стадий работы над проектом.

На данной стадии необходимо познакомить учащихся с предназначением и структурой необходимой документации. И следует начать с паспорта проекта, который является вступлением к проектной папке.

Как правило, паспорт состоит из следующих пунктов:

1. Название проекта;

2. Предметная область;

3. Типология проекта;

4. Автор(ы) проекта;

5. Руководитель проекта;

7. Задачи проекта (2–4 задачи, акцент на развивающие задачи);

8. Вопросы проекта (3–4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

9. Аннотация проекта (актуальность, личная значимость, краткое содержание;

10. Возможные продукты проекта;

11. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);

12. Возможное распределение ролей в проектной группе.

Содержанием работы на данном этапе будет определение темы и целей проекта. Деятельность педагога заключается в том, что он вводит в курс проектного метода и помогает с постановкой цели, учащиеся же, в свою очередь, активно участвуют в обсуждении с учителем и определяют цели проекта. На данном этапе студентов следует проинформировать по поводу того, как правильно обосновать актуальность работы, четко обозначается структура и план работы. Учителю так же необходимо тщательно продумать ресурсное обеспечение проекта.

Здесь осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета, а также выяснение критериев оценки результатов и распределение ролей участников проекта. Педагог на данной стадии предлагает идеи, а учащиеся определяют задачи и составляют план.

Включает анализ всей информации, полученной в ходе исследования, и на основании этого формулирование соответствующих выводов. Учащиеся занимаются анализом и обработкой информации, а педагог наблюдает и дает советы. Полученные результаты и анализ фиксируются в проектной папке.

На данной стадии учащиеся представляют отчет (результаты исследования, демонстрируют пути решения поставленной проблемы), происходит активное обсуждение с педагогом, где тот, в свою очередь задает соответствующие вопросы.

Затем осуществляется защита проекта, которая направлена на формирование навыков публичного выступления, а также дает возможность самореализации.

На защите предъявляется папка проекта, которая отражает ход работы проектной группы и позволяет педагогу объективно оценивать ход работы над проектом, а также отслеживать рост участников на каждом этапе реализации проекта.

В итоге, проектная папка должна содержать:

1. Паспорт проекта с пошаговым планом выполнения этапов проекта, промежуточными отчетами, записями идей, а также со столкнувшимися проблемами и их решениями.

2. Информацию, полученную в ходе исследования.

3. Результаты исследования и анализ;

4. Рабочие материалы (сценарии, черновики и т. п.)

5. Результаты участия проекта в мероприятиях

От педагога требуется создание необходимых условий для оформления результатов проектной деятельности и презентации продукта, а также стимулирование студентов-участников, чтобы они задавали вопросы. С тем, чтобы у руководителя проекта была возможность оценить коммуникативные способности выступающего. Если проект не индивидуальный, то педагог должен обеспечить публичное выступление и возможность отвечать на вопросы для каждого студента.

Педагог оценивает результаты и сам процесс по соответствующим критериям, учащиеся так же участвуют в обсуждении.

Рассмотрим возможный вариант проекта в рамках дисциплины.

Тип проекта: Практико-ориентированный

Цель и задачи проекта:

- Актуализация знаний основных направлений экономической мысли;

- Формирование коммуникативных и информационных компетенций;

- Формирование навыков работы в группе, защиты и представления работы;

- Содействие воспитанию таких нравственных качеств, как самостоятельность, ответственность и уверенность перед аудиторией.

- Фрагменты из трудов;

- Вопросы и задания.

В выполнение проекта участвует группа из 5–6 человек. Каждая группа работала над определенным направлением экономической мысли. В каждой группе должны быть самостоятельно распределены обязанности по выполнению той или иной деятельности. Реализация проекта производится в течение одного месяца. Необходимая информация изложена в рекомендованном списке литературы, а также возможен самостоятельный поиск студентами источников информации. По окончанию срока проект должен быть защищен, презентован, а также сведен в единую хрестоматию. Каждый вторник и четверг в течение указанного срока с 13.00 до 15.00 будет проходить консультация с руководителем. Проект оценивается по 5-ти бальной системе.

2. Мулина, О. Н. Проектная деятельность студентов — будущих педагогов в формировании инновационных компетенций [Текст]/ О. Н. Мулина// Научный журнал КубГАУ- Scientific Journal of KubSAU.-2013.-№ 85.-С. 614–623.

4. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная деятельность, проектная папка, учащийся, задача, Паспорт проекта, Педагог, решение, Стадий, Электронная хрестоматия.


Проектный метод: воспитывать, обучая

Философ и педагог Джон Дьюи еще сто лет назад предложил поручать учащимся решение значимых для них задач для стимулирования целесообразной деятельности. Сегодня эффективность такой модели обучения и воспитания не вызывает сомнений.

Классическая модель образования, в которой ученик должен за определенный срок усвоить конкретный объём знаний из учебника, не соответствует современной жизни

Наша реальность — стремительная, переполненная информацией и отвлекающими факторами. И сам процесс обучения сегодня требует совершенно иной степени вовлечения, и результат, который должен получить каждый ученик или студент после школы и вуза, должен быть особым: не просто набор знаний, а умение учиться и успешно применять постоянно обновляющиеся знания на практике.

Ключом к такому обучению стал проектный метод, который широко применяется не только в образовании, но и в науке, бизнесе, социальном предпринимательстве, государственном и муниципальном управлении. Первый опыт работы над проектами ребёнок получает еще в школе, а применяет полученные навыки — всю жизнь.

Проектный метод и учитель

Перед современным учителем стоит непростая задача — не просто передать школьнику или студенту конкретные знания, но и научить использовать их на практике, сознательно и систематически применяя в решении значимых жизненных задач. Сегодня авторитет любого взрослого зависит от умения разбудить в ученике подлинный интерес к содержательной деятельности и стать проводником в работе над конкретным проектом.

Педагоги, работающие над проектами, выходят за рамки школьной программы и делают для своих воспитанников гораздо больше:

  • Вдохновляют и мотивируют
  • Делятся знаниями по конкретным предметам
  • Организуют доступ к необходимым ресурсам и экспертам
  • Учат планировать, организовывать конструктивное взаимодействие в командах
  • Направляют и координируют, отдавая предпочтение косвенным методам (наводящие вопросы, обратная связь, уточнение описаний возникающих проблем)
  • Оценивают промежуточные и конечный результат проекта.

Выбор задачи, которая зажжет огонь в глазах учеников — важнейшая задача, которая стоит перед учителем при организации проектной деятельности. Чтобы увидеть такую реакцию, лучше всего предложить детям решить конкретную задачу родного города, села или района, найти способ устранения проблемы, с которой они сталкиваются каждый день. Реализация таких проектов получает отклик у местных жителей, а молодёжь заявляет о своём участии в жизни города.


Ученик Добринского лицея Урюпинского муниципального района Волгоградской области Сергей Муратов представил в финале конкурса проект многофункциональной спортивной площадки в своём городе. Площадка там существовала еще с 2013 года, но заниматься на ней можно было только в холодное время года. Сергей придумал, как переоборудовать площадку, чтобы сделать ее местом активного отдыха в течение всего года.

Участие в конкурсе даёт участникам возможность увидеть конкретные результаты своей проектной работы:


Проект и ученик

Вовлеченный в проектную деятельность ученик или студент решает множество самых разнообразных задач, которые помогают развитию навыков поиска и обработки информации, критического мышления, групповой работы и лидерства, тайм-менеджмента и управления стрессом. А самое главное — работая над интересной задачей, которая может быть воплощена в реальный результат, ребёнок учится получать удовольствие от учебы и работы. Это умение — пропуск к успеху в современном мире, где обучение в течение всей жизни становится нормой, а умение гибко планировать и взаимодействовать в командах необходимо для успеха в карьере.



Успешный проект: основные правила

  • Проблема — социально значимая, имеющая реальные шансы на практическое решение.
  • Проектирование (планирование) — пошаговое планирование проекта, включающее четкое представление о целях, конечном результате, а также о сроках, содержании и результатах каждого этапа проектной работы.
  • Поиск информации, необходимой для успешного решения поставленных задач.
  • Продукт — средство, метод, способ решения проблемы, которой посвящен проект.
  • Презентация — умение убедительно представить проект.



Мария Зинкина, студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности (Республика Мордовия), представила экспертам конкурса экологичнуютехнологию производства бумаги. Изучая процесс производства бумаги из древесины, команда проекта провела ряд экспериментов и разработала собственную технологию изготовления бумаги из сухой травы и листьев. Такое производство является не только экономически выгодным, но и практически безотходным: при обработке растительного сырья образуется раствор, содержащий ценный компонент — лигнин, который может быть использован как топливо. Проект Марии позволит сократить вырубку деревьев и решить проблемы утилизации остатков растительности в населенных пунктах.


Читайте также: