Взрослость как психологический период кратко

Обновлено: 08.07.2024

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрасте

Особенности психического развития в зрелом и пожилом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия.
Период взрослости - это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии или субпериода: период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.

1. Психическое развитие в молодости (ранней зрелости)


2. Психическое развитие в возрасте средней зрелости


Зрелость - самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 55-65 лет и зависят от индивидуальности человека). Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т. е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.
Социальная ситуация развития в зрелости - это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Уточняются смысл жизни и жизненные ценности, расширяются профессиональные интересы и возможности. Отмечается стремление к самовыражению, развитие и сохранение идентичности, достижение социальной и личной зрелости.
Центральным возрастным новообразованием зрелости можно считать продуктивность.
Ведущая деятельность - профессионально-трудовая. Профессиональное и личностное самоутверждение.
Новообразование возраста. Зрелость жизненного выбора и решений, самостоятельность и ответственность. Подведение некоторых жизненных итогов, корректировка намеченных ранее целей.
Физическое развитие. Нормативные возрастные изменения, возможности человека медленно, но заметно идут на убыль. Снижается физическое функционирование организма (мышцы теряют свою эластичность), сенсорных способностей (слух становится менее острым), работа нервной системы. Постоянный стресс способствует развитию заболеваний, внимание переключается на состояние здоровья.
Когнитивное развитие. Стабилизация или снижение функционального уровня отдельных познавательных процессов и индивидуальных способностей. Внимание: изменяется объем, переключаемость, устойчивость. Мышление: комплексный характер мыслительных операций. Речь: преобразование ее структуры, изменение качественных параметров.
Эмоциональное развитие. Функционирование эмоциональной сферы осуществляется неравномерно, происходит снижение общей эмоциональности в разных жизненных ситуациях и при выполнении всех видов деятельности. Ощутимее становится физиологический компонент эмоционального реагирования, индивидуальный фон переживаний на повторяющиеся впечатления ослабевает, усиливаясь лишь на сильные раздражители. Переживания имеют неопределенный характер, становятся не такими глубокими, менее поддаются регулированию, реже возникают аффекты. Стоит важная задача понимания других и возможности включения в их чувства.
Социальное и личностное развитие. Освоение многообразия проявлений родительских и супружеских ролей, когда становятся важными проблемы помощи вступающим в самостоятельную жизнь детям и пожилым родителям. Выбор критериев и усложнение оценки себя как профессионала, реализация профессиональной карьеры. Утверждение самодостаточности, максимальное раскрытие внутреннего потенциала человека (избавление от комплексов, осознание своих интересов, стремление максимально полно реализовать себя). Распространение интересов за пределы центрации на себе, на более широкие области идентификации с другими людьми, осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких. Психологическая стабилизация, достижение компетентности (в профессии, семье), достижение пика профессионального и личностного развития.
Кризис возраста. Кризис середины жизни характеризуется критической оценкой и переоценкой того, что было достигнуто в жизни к этому времени в разных сферах. Острота переживания неудовлетворенности при расхождении жизненных планов и их реализации, области наличного и возможного, желаемого, осознание ограниченности времени жизни.
Помощь в развитии. Требуется некоторое ограничение планов на будущее и переформулировка целей на более реалистичные. Развитие эмоциональной гибкости и способности к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям. Самоанализ и выработка новой Я-концепции (способ действий, форма деятельности, соответствующее поведение).


3. Психическое развитие в пожилом и старческом возрасте

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;




— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы; спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Взрослость: молодость и зрелость

1. Взрослость как психологический период.

2. Социальная ситуация и ВВД

1.Взрослость как психологический период .

Ранняя взрослость (20-40 лет)

Средняя взрослость (40-60 лет)

Поздняя взрослость (после 60 лет)

Можно выделить множество признаков взрослости:

- новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;

- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

- преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;

- некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность, умение сострадать);

- социальные и культурные ориентиры для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Характеристики из психологических теорий:

2) социализация и развития длятся всю жизнь, стабилизация психосоматических функций. Достижение максимального уровня развития творческих способностей. Высокий уровень развития вербального интеллекта.

2. Социальная ситуация и ВВД

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности.

ВВД деятельности является труд – это не просто включение человека в производственную сферу деятельности, но и максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Личностное акме – одна из важнейших составляющих вершины зрелости, имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действительно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности., к прошлому и будущему, к близким и далеким людям, доминированию тех или иных ценностей.

Факторы, помогающие или мешающие достижению акме:

- социальные макрофакторы ( социально-экономические условия общества, историческое время, социальная принадлежность, возраст, пол)

- социальные микрофакторы (семья, школа, производственный коллектив, круг общения)

- фактор саморазвития – собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира

Ранняя взрослость

Задачи психосоциального развития в ранней взрослости:

В ранней взрослости основная задача – обретение успешности жизненного пути. Это развитие близости и генеративности; развитие способности любить и трудиться; это компетентность и общественное признание.

Выделяют 3 сферы жизненного я. Эти системы взаимосвязаны.

Личное Я – в зрелости идет непрерывный процесс развития личности и социальной идентичности. Благодаря семье карьере, друзьям человек может менять мир собственных внутренних переживаний и переструктурировать идентичность.

Семейное Я – определенная ниша в структуре семьи – роль родственника. Хоффман, проанализировав процесс отделения человека от семьи, выделил 4 основных типа независимости:

1. эмоциональная независимость – социальная и психологическая независимость молодых людей от родителей, выражающаяся в поддержке и любви;

2. аттитюдная независимость - у молодых взрослых формируются установки, ценности, система убеждений, отличающая от тех, которые свойственны их родителям;

3. функциональная независимость – имеет отношение к способности молодого взрослого содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы;

4. конфликтная независимость предполагает отделение от родителей, при котором молодые люди не испытывают чувство вины и не считают, что они совершают предательство.

После выхода из родительской семьи происходит установление интимных отношений, и формирование своей собственной семьи.

Брак, сожительство. В процессе переговоров достигаются договоренности, которые становятся основой взаимоотношений.

Выбор брачного партнера – тема, которую исследовали различные представители науки. Существует множество теорий объясняющих этот выбор.

Фрейд – мы выбираем человека, похожего на нашего отца или мать (эдипов комплекс), в дальнейшем психоаналитики дополняют, что выбор может быть объяснен тем, каким по счету ребенок человек в своей семье)

Теория комплементарных потребностей Уинча (противоположности притягиваются)

Инструментальная теория подбора супруга (Сентерс). Человека влечет к тому, чьи потребности схожи с собственными или дополняют их.

Одинокие люди – феномен безбрачия. Возможные причины: обстоятельства, взвешенное решение.

Родительство предлагает новую роль отца, матери, тети, дяди. Возрастает нагрузка физическая, эмоциональная, психологическая. Если семья ведет автономную жизнь, то после появления детей, эмоциональные и сексуальные отношения подвергаются испытаниям, это перемена в ролях и отношениях старшего поколения

Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий в семейной жизни.

1 этап. Оставление родительской семьи, обретение независимости.

2 этап. Собственный брак, адаптация к новым социальным ролям, перестройка идентичности.

3 этап. Рождение первого ребенка. Родительство, взаимозависимость, ответственность.

4 этап. Поступление ребенка в школу. Этап проверки их социальной состоятельности.

Я работника. Установки, представления, связанные с профессиональной деятельностью. Что дает работа?

- уровень дохода (заработная плата – реальные деньги, необходимые для жизни)

- распорядок дня (определенные обязательства)

- возможность личностного развития.

Человек работе отдает время, энергию, а ответ работа дает заработок, возможность реализации творческих способностей, повышение самооценки.

Трудоголизм – трудовая деятельность, которой человек увлечен, неодолимый внутренний интерес, Я – идентичность совпадает с Я работника.

Профессиональный цикл – последовательность этапов трудовой деятельности.

Дональд Супер. Стадии профессионального цикла.

1) Этап роста (до 14 лет) – преставления о работе, которая интересна, нравиться;

2) Этап исследования (15-24г) – учеба, исследование профессии;

3) Этап упрочнения карьеры (25-44г) – поступление на работу, профессиональное мастерство; рост по определенной специальности, определение специализации;

4) Этап сохранения достигнутого (45-64л) работники стараются сохранить достигнутые результаты, сохранить достигнутое положение на производстве

5) Этап спада (после 65 лет)

Основная проблема возраста – совмещение семьи и карьеры. Важно обретение психологической гибкости, выбор и нахождение для себя и своей семьи такого образа жизни, который приносил бы максимальное удовлетворение каждому.

Стадии мышления по Пери

1. Начальный дуализм – интерпретация мира и собственного опыта идет авторитарным образом. Поиск истины. Мир может быть плох или хорош, правилен или неправилен.

2. Концептуальный релятивизм – принятие разногласия во мнениях, одобрение разнообразия, необходимость самостоятельно искать ответы на вопросы

3. Самостоятельная выработка позиции (опытный, пробующий путь, твердое определение своих взглядов, принятие ответственности за свое мнение, ценности, образ жизни)

Средняя взрослость

Возраст от 45 до 65 лет. У человека развиваются различные заболевания, уменьшение работоспособности.

В профессиональном цикле достижение плато – (пологой вершины) ровная полоса в жизни, нет продвижения по службе.

Сенсорика – снижение частоты зрения, возможна частичная потеря слуха, снижение вкусовой, обанятельной чувствительности, повышается температурная чувствительность.

Моторика – повышается время реакции, снижаются двигательные навыки.

Морфо-функциональные изменения – скелет утрачивает гибкость, сжимается, кожа, мышцы теряют упругость, снижается объем легких, замедляется функциональность нервной системы, снижается работоспособность.

Сексуальная сфера: у женщины – климакс, неуверенность, проблемы с потенцией у мужчин, изменение осознание самого себя.

Основные болезни: сердечно-сосудистые, диабет, болезни органов дыхания, сильное влияние стресса.

Поздняя зрелость

Геронтология – раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения

Эйджизм – установка общественности, которая неоправданно высоко оценивает молодость, превозносит молодость и дискриминирует старость. Принята в странах запада, в цивилизованных странах.

Этапы поздней взрослости. Бернсайд.

1) 60-69 лет. Предстарческий. Переход на новую ролевую структуру.

2) 70-79 лет. Старческий возраст. Выраженные изменения в психике и в поведении человека. Возрастает раздражительность, нетерпеливость на основе падения общей работоспособности. Резко сужается круг общения. Основная задача – сохранность целостности личности.

3) 80-89 лет. Позднестарческий возраст. Трудность адаптации к миру. Необходима посторонняя помощь для поддержания контактов с миром.

4) 90 и выше – дряхлость.

смена статуса (пенсионер, вдовство), утрата власти, ответственности, автономии, личностное развитие зависит от смысла, который человек вкладывает в события своей жизни.

Образ позитивного функционирования: заботиться о других, сострадает другим, открыт переменам, я-концепция развита, сохраняется ядро

Стили совладающего поведения (Гутман)

Умение справляться с проблемами регрессирует в старости, с возрастом у людей вырабатываются более зрелые формы совладающего поведения:

1 проявление мудрости

3 чувство юмора

У мужчин: переход от активного поведения к пассивному, магическая власть(проекция и искажения).

У женщин: более агрессивны, властны, практичны

Консервированная личностная защита (брюзжание, заявления о своей немощи, желание эмоционально досадить своих близких, проигрывание мини-спектаклей – кошмаров).

Ведущий вид деятельности: стремление сделать то, что еще не успел, передать свой опыт, адаптация к новым условиям, поиск себя в новом качестве, досуговое увлечение, итд.

Сохранение идентичности, приспособление к увядающим физическим силам, к снижению доходов, к утрате близких, установление прочных связей со сверстниками, обеспечивание удовлетворительных жизненных условий. Целостность против отчаяния.

Присутствие, семейная национальная гвардия (критические моменты), арбитры (судьи), сохранение семейной истории

Особенности физического развития.

Старение – универсальный, неизбежный процесс даже при оптимальных условиях жизни.

  1. изменение внешности (генетически заложено время старения)
  2. органы чувств (слух – сильнее у мужчин – понижается чувствительность к высоким тонам. Начинает развиваться подозрительность, замкнутость. Зрение – возникают сложности фокусировки, тускнеет хрусталик, катаракта, разрушается сетчатка. Вкус – уменьшается чувствительность к горькому, любят сладкое. Обоняние уменьшается.
  3. моторика. Изменение строения скелета, снижение оста, хрупкость костей, пористость костей, снижение мышечной массы, веса тела, хуже функционируют мышцы.
  4. развитие внутренних органов (снижение работоспособности, резервных возможностей)
  5. изменение иммунной системы.

Хронические болезни, неправильное питание дефицит железа, калия, кальция, металлов, избыток жиров. Злоупотребление лекарствами.

- среда (сельские жители живут на 5 лет больше, чем городские, семейные на 5 лет дольше холостых)

а)организм – механизм, который постепенно изнашивается

в) клетки теряют возможность восстанавливаться

г) иммунные клетки начинают нападать на здоровые

д) теории генетического запрограмирования, клеточный таймер или гипофиз выделяет определенный гормон, который начинает процесс старения с определенной скоростью.

3. старость как когнитивная проблема

1 снижение скорости обработки информации в процессе познания, повышается время реакции

2. память: сенсорное хранилище (способность воспринимать и удерживать меньше информации, чем молодые), кратковременная память, большая избирательность в запоминании, тритичная память (на отдаленные события) сохранена.

3. мудрость – когнитивное свойство, экспертная система знаний, ориентирована на практические стороны жизни, позволяет выносить взвешанные суждения. Кульминация интеллекта.

Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

  • ранняя взрослость (молодость),
  • средняя взрослость,
  • поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:

  • новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
  • способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
  • преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
  • некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) потребностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся личностей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества:

  • более эффективное восприятие действительности и более комфортные взаимоотношения с ней;
  • принятие себя, других и природы;
  • спонтанность;
  • сосредоточенность на проблеме;
  • отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности);
  • независимость от культуры и окружения;
  • постоянная свежесть оценок;
  • социальное чувство;
  • глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения;
  • демократический характер; нравственная убежденность;
  • невраждебное чувство юмора;
  • креативность.

Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить, прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упорного труда над собой:

  • необходимо стремиться самозабвенно отдаваться переживаниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;
  • в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;
  • прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка) ;
  • быть честным с самим собой и принимать на себя ответственность; не бояться не понравиться другим людям;
  • необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующейся личности в виде следующего перечня черт:

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода.

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей.

С давних пор существуют различные подходы к периодизации зрелости. По древней китайской классификации зрелость разделяют на четыре периода: с 20 до 30 лет — возраст вступления в брак; с 30 до 40 — возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 — познание собственных заблуждений; с 50 до 60 — последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возрастные периоды с временами года, и соответственно зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

В наше время тоже существуют различные подходы к выделению периодов зрелости. Д. Б. Бромлей (1966) зрелый возраст делит на четыре стадии: раннюю взрослость (21–25 лет), среднюю взрослость (25–40 лет), позднюю взрослость (40–45 лет) и предпенсионный возраст (55–65 лет), являющийся переходным к старости.

Б. Г. Ананьев раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет). У Г. Крайг имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти). Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия.

Все авторы сходятся в том, что зрелость расчленяется на раннюю и позднюю. Однако относительно возрастных границ периода взрослости среди психологов отсутствует единое мнение (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Возрастные границы зрелости

В данной книге я буду исходить из периодизации Б. Г. Ананьева, согласно которой период зрелости длится от 20 до 60 лет, а все, что позже, — это период пожилого возраста.

Если давать краткую характеристику возрастным периодам зрелости, то необходимо отметить следующее.

Ранняя зрелость — это этап вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом.

Другие подходы к возрастной периодизации. Построение возрастной периодизации осуществляется не только на основе паспортного возраста , который показывает, сколько лет человек прожил с момента рождения. Выделяют и другие разновидности возраста, имеющие большую практическую значимость для медицины, геронтологии, психологии.

Биологический возраст помимо наследственности в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфофункциональному статусу, т. е. биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью (большой запас жизненных сил и отсутствие факторов риска).

Психологический (субъективный) возраст определяется тем, каким по возрасту человек себя ощущает, а также уровнем эмоциональной и интеллектуальной насыщенности жизни. От него зависит сжатость масштаба картины прошлого и будущего. При сжатом масштабе картины будущего активность человека возрастает. Он стремится к взаимодействию с новыми жизненными ситуациями, к развитию, к жизненным переменам, что находит отражение в большей субъективной событийной насыщенности сжатого по времени будущего. Для людей с пролонгированным будущим характерна меньшая интенсивность субъективной событийной насыщенности на каждый временной отрезок (Е. И. Головаха, А. А. Кроник, 2008).

Мы судим о возрасте исключительно по количеству прожитых лет, но это не всегда верно. Бывает, что у тридцатилетнего, ведущего нездоровый образ жизни, сердце и легкие выглядят на все 50. А иногда у пятидесятилетнего больше энергии, чем у его двадцатилетнего коллеги. И двадцатилетний может оказаться слишком осторожным и осмотрительным, а восьмидесятилетний — рискованным и бесстрашным. Эти три возраста не соответствуют друг другу. Лишь хронологический возраст наступает упорно и неумолимо, как смена времен года. Остальные два могут шагать в ногу с первым, забегать вперед или отставать. Если некоторые люди и могут дожить до 110 лет согласно хронологии, то весьма сомнительно, чтобы биологический и психологический возрасты забегали вперед более чем на 20 лет.

Дж. О’Коннор, Ян Макдермот, 1996. С. 124–125.

А. В. Козлова с соавторами (2009) выявили, что чем больше паспортный возраст человека, тем в большей степени субъективный возраст расходится с ним в сторону занижения последнего. Так, у людей 17–23 лет расхождение составляет 1, 2 года, 24–35 лет — 4,4, у людей 36–55 лет — 9,7, 56–65 — 12,3 года, и только у людей старше 65 лет этот показатель несколько снижается — 10,0 лет.

Аналогичная закономерность получена также М. П. Карпенко с соавторами (2009) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Календарный возраст и его субъективное восприятие людьми разного возраста

Вместе с биологическим возрастом психологический возраст объединяется в понятие функционального возраста.

Выделяют также социальный возраст , который показывает, как человек себя ведет в определенном биологическом возрасте в соответствии с ожиданиями общества (от лиц зрелого возраста ожидаются: обзаведение семьей и детьми, продвижение по служебной лестнице; от пожилых ожидают степенного поведения, спокойной жизни). С точки зрения социологии и социальной психологии социальный возраст — это метафора, обобщенное понятие, отражающее уровень усвоения социальных норм человеком и усвоенную, принятую им для себя социально-возрастную роль. Это качественная, а не количественная характеристика, потому измеряется не в годах, а в качественных социально-нравственных показателях.

Наконец, в христианской психологии говорят о духовном возрасте , который определяет меру духовного развития человека.

В настоящее время произошло размывание традиционных жизненных периодов, которое привело к большей гибкости критериев социального возраста по сравнению с прошлым. Студентами становятся люди в 30–40 лет и даже позже; многие супружеские пары откладывают рождение первого ребенка к середине или концу третьего десятка жизни; браки, разводы и повторные браки встречаются на протяжении всей жизни, а не только в период ранней взрослости (Bernice, Dail Neugarten, 1987).

Основой периодизации жизненного пути является именно социальный возраст. Рассуждение строится на основании приписывания каждому периоду комплекса нормативно-ролевых характеристик, проистекающих из возрастного разделения труда и социальной структуры общества.

Каждый из этих комплексов характеристик выступает как производное некоего ключевого события: брака, рождения ребенка, продвижения по карьерной лестнице и т. п.

Как воспринимают свой возраст представители шести психотипов

Интеллигенты, для которых образование, самосовершенствование и личностный рост являются определяющими ценностями, при выделении жизненных этапов ставят акцент на прохождении ступеней образования и дальнейшем профессиональном развитии.

Карьеристы, как представители психографического типа, ориентированного на успех, который для них находит выражение в карьерном росте и сопутствующем повышении материального благосостояния, определяют жизненные этапы как ступени, которые необходимо пройти для достижения вышеупомянутого успеха. В данном контексте получение образования упоминается как необходимый этап для обеспечения карьерного роста.

Дискурс о жизненных этапах гедонистов тоже определен направленностью векторов их ценностного поля. Например, для них характерно связывать тот или иной период не просто с браком, а с первой любовью. Или определять события, происходившие на данном этапе, как приносившие удовольствие.

Независимые, как и гедонисты, склонны выделять в жизненном пути наиболее интересные, позитивные этапы, соотнося их с происходящими на этих этапах событиями.

А. Белоусова, А. Добросовестнова, 2008.

Часто говорят о пенсионном возрасте , границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического — количества прожитых лет.

Разграничения на периоды являются условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический возрасты не всегда совпадают.

Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 17 Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности

Глава 17 Психологический возраст и периодизация психического развития индивидуальности Психологический возраст личностиНесмотря на свою кажущуюся очевидность, мысль о необходимости изучения специфических закономерностей созревания индивида и развития

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости

Мир для меня или я для мира? Бухгалтерия взрослости Недавно судьба подарила мне удивительную встречу. Я имела счастье общаться с Александром Васильевичем Суворовым, единственным в мире слепоглухим доктором психологических наук, профессором нескольких ведущих

1.3. Изменение психических функций в период взрослости

1.3. Изменение психических функций в период взрослости Сенсорная сфераЗрение. Острота зрения сохраняется на одном уровне до 50 (Кравков С. В., 1950; Рыбалко Е. Ф., 1968 (рис. 1.2); Kline, Shieber, 1985) или даже до 62 лет (Slataper, 1950), а затем в быстром темпе начинает снижаться.Цветовая

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости

1.4. Изменения эмоциональной сферы в период взрослости Изменения эмпатии. Возрастные изменения уровня эмпатии у женщин и мужчин по данным Е. П. Ильина и А. Н. Липиной представлены в табл. 1.4.Уровень эмпатии неуклонно повышается от юношеского возраста, достигая максимального

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости

1.5. Изменения мотивационной сферы в период взрослости В период ранней взрослости происходят существенные изменения в потребностях и интересах молодых людей. Они начинают проявлять интерес к совершенно новым для них вещам и в то же время утрачивают интерес к тому, что

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости

1.6. Изменение психомоторной сферы в период взрослости Мышечная сила у мужчин растет до 25 лет, а затем начинает снижаться и в возрасте свыше 50 лет уменьшение достигает 10 кг и больше (рис. 1.13). У женщин максимум мышечной силы достигается раньше — в 21–22 года, затем тоже

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости[3]

1.7. Изменение личностных свойств в период взрослости[3] Ответственность как черта личности в период зрелости практически остается на стабильном уровне (Е. П. Ильин, Е. Черницкая). Так, в возрасте 25–30 лет она равнялась 5,4 балла, в возрасте 31–40 лет — 5,0, в возрасте 41–50 лет — 5,3 и

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол

4.5. Профессиональная карьера в период взрослости и пол Профессиональная карьера проходит ряд этапов. Первый — адаптация к выполняемой деятельности, к условиям труда и коллективу; длится около пяти лет. Второй этап — упрочение своего профессионального статуса; работник

Общая характеристика и периодизация подросткового возраста

Общая характеристика и периодизация подросткового возраста Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов – на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях

Чувство взрослости подростка и его особенности

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости

5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости Юношеский возраст был назван Э. Эриксоном периодом психосоциального моратория, который является продолжением подросткового возраста вплоть до момента взрослости. Молодому человеку дается некоторая отсрочка в

Читайте также: