Какие реформы были осуществлены в области просвещения при петре 1 кратко
Обновлено: 02.07.2024
Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.
Внедрение светского образования
Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.
Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.
Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.
Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.
Готовые работы на аналогичную тему
Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.
реформы Петра I в сфере образования и науки:
Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.
Развитие науки и техники в Петровскую эпоху
Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о военных реформах Петра I можно найти и прочитать здесь . Преобразования Петра I в сфере культуры носили не менее масштабный и даже революционный характер, чем другие реформы первого императора России. Во многом именно культурные реформы Петра I спровоцировали многочисленные восстания, недовольства и подозрения: люди были еще не готовы так резко расстаться с многими вековыми традициями.
Образование и наука
В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам.
Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы ).
В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу.
Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт.
Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера.
Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук.
В России были свои выдающиеся ученые, например, Андрей Константинович Нартов, который в 1712 г. изобрел токарный станок.
Публицистика
Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович. Его произведения:
Архитектура
Главным архитектором на службе у Петра I был Доменико Трезини . Среди его творений:
Радикальные реформы, начатые Петром I, привели к возникновению светской школы, предпринимались попытки создать гос. систему образования. Начальные гос. школы создавались для детей дворян, гос. служащих, зажиточных мещан и др. сословий в возрасте от 10 до 15 лет. Для солдатских детей открывались гарнизонные школы. Были основаны светские профессиональные школы разного уровня, которые не только готовили специалистов различных профилей, но и давали общее образование: в Москве – Школа математических и навигацких наук (1701), Госпитальная школа при Сухопутном госпитале (1707). Были открыты пушкарская, инженерная, артиллерийские, медицинские, реальные (при приказах, заводах, верфях) и др. школы. Появились цифирные школы – начальные общеобразовательные школы с математическим уклоном, которые готовили низших техников для войск и казённых строительных работ (в 1725 – 629 учащихся), а также гарнизонные и адмиралтейские школы (для детей солдат и матросов).
При Петре I в России произошли колоссальные изменения, касающиеся практически всех аспектов жизни страны: политики, экономики, армии, образования. Российский император понимал, что в своем развитии его держава сильно отстает от Европы, оставаясь феодальной страной со слаборазвитой промышленностью, отсутствием массового образования и большой зашоренностью населения.
Необходимость реформ
Необходимость менять курс развития страны возникла задолго до царствования Петра I. Культурная и экономическая отсталость России была угрозой ее целостности и независимости. Нужная была сильная армия, с образованными военачальниками, офицерами, врачами и собственным вооружением. Для управления огромной империей необходимы были грамотные люди.
Самодержец действовал жестко и решительно. Боролся с варварством варварскими методами, что принесло свои плоды. Стала быстро развиваться российская промышленность и значительно выросли объемы внутренней и внешней торговли. Не последнюю роль в развитии страны сыграли просветительские реформы.
Сподвижники
Основными сподвижниками Петра I по реформированию образования стали: Салтыков Ф.С., Брюс Я.В., Татищев В.Н., Курбатов А.А., Скорняков-Писарев Г.Г. и ряд других российских и иностранных ученых, государственных деятелей.
Суть образовательных реформ
Просветительские реформы в России имели разностороннюю направленность. Готовились военные и управленческие кадры, организовывались географические экспедиции, проводились геологические изыскания, велись астрономические наблюдения.
Цифирные школы
Это была первая попытка в России создать общее начальное образование по всей стране. Задачей цифирных школ было обучить поступивших грамоте, счету и подготовить их к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, либо к работе на производстве и строительстве. Созданием начальных школ занимались магистраты, коллегии и православная церковь, обладающая необходимым опытом и инфраструктурой. Государственные цифирные школы создавались при различных производствах, воинских соединениях, монастырях, архиерейских домах.
Что примечательно: первопроходцем в этом деле стал архангельский вице-губернатор Курбатов, открывший у себя в городе в 1711 году ряд цифирных школ.
Введение обязательного начального образования
Указом Петра I от 1714 года в цифирных школах были обязаны обучаться дворянские, чиновничьи, дьяческие и подьяческие дети мужского пола от 10 до 15 лет. Со временем к этому списку присоединились купеческие дети.
Преподавателями в цифирных школах служили воспитанники Морской академии и Московской навигацкой школы.
На пути организации начального образования возникли препоны в виде нежелания и неповоротливости местных властей. Местная администрация не хотела выделять помещения для цифирных школ и финансировать их.
Отношение населения к всеобщему образованию
Помимо того родители, в том числе и дворяне с очень большой неохотой отдавали своих детей в обучение. Школы, как правило, располагались далеко и не радовали воспитанников строгим уставом и наказаниями. Однако, без свидетельств об окончании цифирной школы не допускали к венчанию. Мера, прямо скажем, драконовская и желаемых результатов так и не принесла. Школы стояли полупустыми.
Регламент 1721 года
Специальным регламентом 1721 года предписывалось местным властям оказывать всяческое содействие цифирным школам и финансировать их в полном объеме. И все равно цифирные школы не получили должного развития, так как не были приняты дворянским и духовным сословием, стремящимися обособить своих отпрысков от остальных детей. Хотя свою важную роль они, все-таки, сыграли – это было первое массовое начальное образование в России, заложившее фундамент для школьной педагогики.
Навигацкая школа
В навигацкую школу учащихся принимали как на добровольной основе, так и принудительно. Учениками становились мальчики и юноши 12-20 лет из дворян, семей купцов, священнослужителей и приказных. Сначала в школе было 200 учеников, но, постепенно количество увеличивалось.
Навигацкая школа отличалась строгими порядками. К ученикам применяли штрафы и телесные наказания. Интересно, что первые годы после своего образования школой управляла Оружейная палата, и только через несколько лет ее передали в ведение Адмиралтейской коллегии.
В качестве преподавателей пригласили ряд британских специалистов по математическим и морским наукам.
Порядок обучения
В подготовительных классах школы изучались грамота и счет. После этого в цифирных классах: геометрия, тригонометрия, арифметика. В старших классах: навигация, география, астрономия, геодезия. Плюс к этому – фехтование. Как правило, ученики из неблагородных сословий ограничивались подготовительным и цифирным классами и после этого поступали на службу.
Строго срока обучения в школе не существовало. Учеников переводили из одной науки в другую по мере изучения. На место выпустившихся принимали новых учеников.
Выпускники школы шли служить во флот, артиллерию или инженерный корпус, работали и в гражданской сфере, учителями и картографами. Часть выпускников продолжали обучение заграницей.
Преобразование высших классов в Морскую академию
После 14 лет существования и 1200 выпускников высшие классы навигацкой школы (навигацкие или мореходные) перенесли в столицу, где они были преобразованы в Морскую академию. Теперь московская математическая и навигацкая школа стала считаться приготовительным училищем Морской академии. Основным предметом стала математика. Эта школа была первым подобным и самым крупным учебным заведением в Европе. Ее выпускники создали ряд школ, различной направленности по всей стране.
Морская академия
Морская академия считалась элитным учебным заведением и была организована по примеру морских училищ Франции. Изначально предполагалась набирать учиться только отпрысков аристократов. Царь Петр изменил данный порядок, и в Морской академии обучались представители разных сословий.
С подачи директора Морской Академии Нарышкина А.Л. помимо морского дела в ней стали преподавать кораблестроение. Много времени занимала практика – настоящие морские походы.
Выпускники академии славно трудились для Отечества, и не только как моряки, но и как геодезисты, географы, педагоги.
Инженеры, врачи, артиллеристы, переводчики, священнослужители
Большое внимание уделялось обучению на ряд военных и гражданских профессий, для чего были созданы специальные школы. Так в Москве в 1701 году открылась артиллерийско-инженерная школа, где обучались грамоте, счету, пушкарскому делу, инженерным наукам. Школа полностью финансировалась государством и насчитывала порядка 300 учеников.
Также в Первопрестольной в 1703 году учредили инженерную школу численностью 150 учащихся. Выпускники обычно поступали на военную службу.
Не оставил своим вниманием Петр I и церковное образование. Реформировал Духовную академию и повелел учредить архиерейские школы.
Результаты реформы
Образовательная реформа Петра I имела большое значение для всех сфер государственной жизни. Было организовано с нуля множество новых учебных заведений, уже существующие были реформированы с учетом требований времени и европейского опыта.
В России появились грамотные специалисты в разных областях, что дало большой толчок ее развитию. Появилась сильная армия и флот, Россия расширяла свои владения, открывались новые земли, укреплялись границы, развивалось производство и торговля, строились новые города. Кроме того, повышался культурный уровень большой части населения, впервые появилось массовое начальное образование.
Читайте также: