Какие реформы были осуществлены в области просвещения при петре 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.

Внедрение светского образования

Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.

Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.

Готовые работы на аналогичную тему

Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.

реформы Петра I в сфере образования и науки:

Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о военных реформах Петра I можно найти и прочитать здесь . Преобразования Петра I в сфере культуры носили не менее масштабный и даже революционный характер, чем другие реформы первого императора России. Во многом именно культурные реформы Петра I спровоцировали многочисленные восстания, недовольства и подозрения: люди были еще не готовы так резко расстаться с многими вековыми традициями.

Образование и наука

В период правления Петра I образ жизни дворян значительно приблизился к западным стандартам.

Была создана светская система образования, учеба приравнивалась к государственной службе и становилась обязательной для дворян. В 1714 году был издан указ, согласно которому запрещалось жениться дворянам, не получившим хотя бы начального образования (не окончившим циферной школы ).

В образовании акцент сместился с гуманитарных на точные науки. Эти изменения были связаны как с развитием промышленности, так и с потребностью государства в новых офицерских кадрах. Открывались специальные технические школы в Москве и Санкт-Петербурге. Детей дворян отправляли учиться заграницу.

Была значительно изменена письменность. С 1703 года введены арабские цифры, в 1708 -1710 учрежден новый гражданский шрифт.

Первые музеи появились в России также при Петре I. Во время великого посольства в Европу Петру I понравилась идея коллекционирования редкостей и необычных вещей. Так в 1709 г. начинается создание Модель-камеры, ставшей впоследствии основой для военно-морского музея. В 1714 основана, а в 1719 открыта Кунсткамера.

Активно развивалась и сфера светского образования. В 1714 была открыта первая публичная библиотека и ботанический сад в Санкт-Петербурге. В 1724 был издан указ об учреждении Академии наук.

В России были свои выдающиеся ученые, например, Андрей Константинович Нартов, который в 1712 г. изобрел токарный станок.

Публицистика

Главным публицистом и идеологом времен Петра I являлся Феофан Прокопович. Его произведения:

Архитектура

Главным архитектором на службе у Петра I был Доменико Трезини . Среди его творений:


Ра­ди­каль­ные ре­фор­мы, на­ча­тые Пет­ром I, при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию свет­ской шко­лы, пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки соз­дать гос. сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. На­чаль­ные гос. шко­лы соз­да­ва­лись для де­тей дво­рян, гос. слу­жа­щих, за­жи­точ­ных ме­щан и др. со­сло­вий в воз­рас­те от 10 до 15 лет. Для сол­дат­ских де­тей от­кры­ва­лись гар­ни­зон­ные шко­лы. Бы­ли ос­но­ва­ны свет­ские про­фес­сио­наль­ные шко­лы раз­но­го уров­ня, ко­то­рые не толь­ко го­то­ви­ли спе­циа­ли­стов раз­лич­ных про­фи­лей, но и да­ва­ли об­щее об­ра­зо­ва­ние: в Мо­ск­ве – Шко­ла ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук (1701), Гос­пи­таль­ная шко­ла при Су­хо­пут­ном гос­пи­та­ле (1707). Бы­ли от­кры­ты пуш­кар­ская, ин­же­нер­ная, ар­тил­ле­рий­ские, ме­ди­цин­ские, ре­аль­ные (при при­ка­зах, за­во­дах, вер­фях) и др. шко­лы. Поя­ви­лись ци­фир­ные шко­лы – на­чаль­ные об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные шко­лы с ма­те­ма­ти­че­ским ук­ло­ном, ко­то­рые го­то­ви­ли низ­ших тех­ни­ков для войск и ка­зён­ных строи­тель­ных ра­бот (в 1725 – 629 уча­щих­ся), а так­же гар­ни­зон­ные и ад­ми­рал­тей­ские шко­лы (для де­тей сол­дат и мат­ро­сов).

При Петре I в России произошли колоссальные изменения, касающиеся практически всех аспектов жизни страны: политики, экономики, армии, образования. Российский император понимал, что в своем развитии его держава сильно отстает от Европы, оставаясь феодальной страной со слаборазвитой промышленностью, отсутствием массового образования и большой зашоренностью населения.

Необходимость реформ

Необходимость менять курс развития страны возникла задолго до царствования Петра I. Культурная и экономическая отсталость России была угрозой ее целостности и независимости. Нужная была сильная армия, с образованными военачальниками, офицерами, врачами и собственным вооружением. Для управления огромной империей необходимы были грамотные люди.

Самодержец действовал жестко и решительно. Боролся с варварством варварскими методами, что принесло свои плоды. Стала быстро развиваться российская промышленность и значительно выросли объемы внутренней и внешней торговли. Не последнюю роль в развитии страны сыграли просветительские реформы.

Сподвижники

Основными сподвижниками Петра I по реформированию образования стали: Салтыков Ф.С., Брюс Я.В., Татищев В.Н., Курбатов А.А., Скорняков-Писарев Г.Г. и ряд других российских и иностранных ученых, государственных деятелей.

Суть образовательных реформ

Просветительские реформы в России имели разностороннюю направленность. Готовились военные и управленческие кадры, организовывались географические экспедиции, проводились геологические изыскания, велись астрономические наблюдения.

Цифирные школы

Это была первая попытка в России создать общее начальное образование по всей стране. Задачей цифирных школ было обучить поступивших грамоте, счету и подготовить их к поступлению в профессиональные образовательные учреждения, либо к работе на производстве и строительстве. Созданием начальных школ занимались магистраты, коллегии и православная церковь, обладающая необходимым опытом и инфраструктурой. Государственные цифирные школы создавались при различных производствах, воинских соединениях, монастырях, архиерейских домах.

Что примечательно: первопроходцем в этом деле стал архангельский вице-губернатор Курбатов, открывший у себя в городе в 1711 году ряд цифирных школ.

Введение обязательного начального образования

Указом Петра I от 1714 года в цифирных школах были обязаны обучаться дворянские, чиновничьи, дьяческие и подьяческие дети мужского пола от 10 до 15 лет. Со временем к этому списку присоединились купеческие дети.

Преподавателями в цифирных школах служили воспитанники Морской академии и Московской навигацкой школы.

На пути организации начального образования возникли препоны в виде нежелания и неповоротливости местных властей. Местная администрация не хотела выделять помещения для цифирных школ и финансировать их.

Отношение населения к всеобщему образованию

Помимо того родители, в том числе и дворяне с очень большой неохотой отдавали своих детей в обучение. Школы, как правило, располагались далеко и не радовали воспитанников строгим уставом и наказаниями. Однако, без свидетельств об окончании цифирной школы не допускали к венчанию. Мера, прямо скажем, драконовская и желаемых результатов так и не принесла. Школы стояли полупустыми.

Регламент 1721 года

Специальным регламентом 1721 года предписывалось местным властям оказывать всяческое содействие цифирным школам и финансировать их в полном объеме. И все равно цифирные школы не получили должного развития, так как не были приняты дворянским и духовным сословием, стремящимися обособить своих отпрысков от остальных детей. Хотя свою важную роль они, все-таки, сыграли – это было первое массовое начальное образование в России, заложившее фундамент для школьной педагогики.

Навигацкая школа

В навигацкую школу учащихся принимали как на добровольной основе, так и принудительно. Учениками становились мальчики и юноши 12-20 лет из дворян, семей купцов, священнослужителей и приказных. Сначала в школе было 200 учеников, но, постепенно количество увеличивалось.

Навигацкая школа отличалась строгими порядками. К ученикам применяли штрафы и телесные наказания. Интересно, что первые годы после своего образования школой управляла Оружейная палата, и только через несколько лет ее передали в ведение Адмиралтейской коллегии.

В качестве преподавателей пригласили ряд британских специалистов по математическим и морским наукам.

Порядок обучения

В подготовительных классах школы изучались грамота и счет. После этого в цифирных классах: геометрия, тригонометрия, арифметика. В старших классах: навигация, география, астрономия, геодезия. Плюс к этому – фехтование. Как правило, ученики из неблагородных сословий ограничивались подготовительным и цифирным классами и после этого поступали на службу.

Строго срока обучения в школе не существовало. Учеников переводили из одной науки в другую по мере изучения. На место выпустившихся принимали новых учеников.

Выпускники школы шли служить во флот, артиллерию или инженерный корпус, работали и в гражданской сфере, учителями и картографами. Часть выпускников продолжали обучение заграницей.

Преобразование высших классов в Морскую академию

После 14 лет существования и 1200 выпускников высшие классы навигацкой школы (навигацкие или мореходные) перенесли в столицу, где они были преобразованы в Морскую академию. Теперь московская математическая и навигацкая школа стала считаться приготовительным училищем Морской академии. Основным предметом стала математика. Эта школа была первым подобным и самым крупным учебным заведением в Европе. Ее выпускники создали ряд школ, различной направленности по всей стране.

Морская академия

Морская академия считалась элитным учебным заведением и была организована по примеру морских училищ Франции. Изначально предполагалась набирать учиться только отпрысков аристократов. Царь Петр изменил данный порядок, и в Морской академии обучались представители разных сословий.

С подачи директора Морской Академии Нарышкина А.Л. помимо морского дела в ней стали преподавать кораблестроение. Много времени занимала практика – настоящие морские походы.

Выпускники академии славно трудились для Отечества, и не только как моряки, но и как геодезисты, географы, педагоги.

Инженеры, врачи, артиллеристы, переводчики, священнослужители

Большое внимание уделялось обучению на ряд военных и гражданских профессий, для чего были созданы специальные школы. Так в Москве в 1701 году открылась артиллерийско-инженерная школа, где обучались грамоте, счету, пушкарскому делу, инженерным наукам. Школа полностью финансировалась государством и насчитывала порядка 300 учеников.

Также в Первопрестольной в 1703 году учредили инженерную школу численностью 150 учащихся. Выпускники обычно поступали на военную службу.

Не оставил своим вниманием Петр I и церковное образование. Реформировал Духовную академию и повелел учредить архиерейские школы.

Результаты реформы

Образовательная реформа Петра I имела большое значение для всех сфер государственной жизни. Было организовано с нуля множество новых учебных заведений, уже существующие были реформированы с учетом требований времени и европейского опыта.

В России появились грамотные специалисты в разных областях, что дало большой толчок ее развитию. Появилась сильная армия и флот, Россия расширяла свои владения, открывались новые земли, укреплялись границы, развивалось производство и торговля, строились новые города. Кроме того, повышался культурный уровень большой части населения, впервые появилось массовое начальное образование.

Читайте также: