Что собой представляет модель управления с точки зрения эволюции управленческой мысли кратко

Обновлено: 05.07.2024

Практика менеджмента насчитывает уже многие тысячелетия. Любое древнее государство предполагало стройную систему управления. Развитие теории менеджмента проходило постепенно. Отдельные части этой теории можно встретить в Библии, Коране, трудах известных философов, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени.

Современная целостная теория менеджмента – относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет. Ее развитие происходило вместе с изменением практики менеджмента в XX столетии.

В конце XIX – начале XX в. наиболее распространенной моделью управления была автократическая модель: управление основывалось на власти хозяина или менеджера, авторитете руководителя. Имелась сильная персональная зависимость каждого работника от своего непосредственного начальника, больше всего ценилась исполнительность, и вся эта система в целом основывалась на тейлоризме.

В середине XX в. стала господствовать экономическая система, базирующаяся на экономическом принуждении, на материальном поощрении, на мотивации. Экономическая система характеризуется инициативой наиболее активных работников. Эволюция от автократической модели к экономической проходила в первую очередь в фирмах, характеризующихся высокими результатами деятельности.

К середине 60-х годов в практике менеджмента развитых стран сложилась ситуация, при которой ни автократическая, ни экономическая модели управления не могли привести организацию к успеху. Использование любой из этих двух моделей управления, могло привести организацию к поражению в конкурентной борьбе.

В 90-е годы эти модели управления в значительной мере отошли в прошлое. В обстановке конкурентной борьбы утвердилась новая модель управления. Основными характеристиками этой модели являются сочетание экономических и моральных стимулов, коллективизм и приверженность своей работе, собственному коллективу и организации в целом. Каждый работник участвует в деятельности организации, не только осуществляя круг своих обязанностей, но и участвует в поиске и разработке новых видов услуг, новых методов работы, новых социальных технологий. Каждый участвует в деятельности организации, подавая предложения по поводу улучшения методов работы, повышения качества услуг, развития организации. Такая модель сформировалась в конце XX в. в преуспевающих организациях стран Запада и Востока.

Особенность: менеджмент любой организации, как правило, несет в себе элементы всех трех моделей. Но возможно выделить ту модель, к которой в большей степени тяготеет данная организация. Однако, постепенно новая модель становится доминирующей в практике менеджмента.

Новая модель управления – необходимый элемент поведения в условиях современного рынка. Новая модель управления стала больше соответствовать быстрым и непредсказуемым изменениям окружающего мира. Она позволяет быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

1.5. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами

1.5. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами Рис. 1.5.1. Линия организационного развития (по Л. Грейнеру) и эволюция концепций управления человеческими ресурсами Существует несколько подходов к выделению стадий организационного развития. На рисунке 1.5.1

Лекция 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕТЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ

Лекция 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ЭВОЛЮЦИЯ СЕТЕВОЙ КОНЦЕПЦИИ В данной лекции прослеживается эволюция сетевой концепции, характеризуются наиболее известные теоретические взгляды на природу межфирменных сетей. В

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ По мере того. как потребители все в большей степени основывают свой выбор на том, насколько хорошо работают люди, а не изготавливаемые ими изделия, управление человеческими ресурсами становится главным

8.1. Модель управленческой сетки

8.1. Модель управленческой сетки Поведенческая модель эффективного лидера. Вернее, модели. Их разрабатывали в университете штата Огайо, Мичиганском и Техасском университетах. Три модели, которые очень похожи друг на друга. Отчасти они продолжали работы друг друга.

ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли

ЛЕКЦИЯ № 2. Эволюция управленческой мысли 1. Классическая школа в управлении Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Самостоятельной областью деятельности

Эволюция системы управления компании

Эволюция системы управления компании Шкала эволюции системы управления компании разработана мной на основании теории В. Тарасова[9] об уровнях управленческого искусства руководителя. Это вторая шкала Business 3D.О чем идет речь? В процессе развития компании ее система

Подрывные технологии, или новая модель борьбы за будущее

Подрывные технологии, или новая модель борьбы за будущее Хотя подрывные технологии несут с собой целый спектр небывалых перспектив, они могут стать для компании и предвестником ее исчезновения с рынка. Влияние технологий на современное общество и бизнес очень велико. И

7.1. Эволюция управления

7.1. Эволюция управления Любой коллектив людей формируется на основании объективно существующих закономерностей. Заложенные природой механизмы включаются автоматически и проявляются особенно ярко, когда отсутствуют цивилизованные нормы поведения, когда не созданы или

Новая коммуникативная модель

1.1 Эволюция управленческой мысли и управленческие модели

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития. При управлении экономическими процессами эти потребности (точнее новый уровень потребностей) обусловливаются закономерностями и тенденциями развития: материально-технологической базы производства; совокупного работника как носителя творческого, созидательного потенциала; экономической и социальной среды; управленческой науки как таковой.

Ответы на вопросы, которые ставит жизнь, составляют совокупность принципов, подходов, концептуальных взглядов на то, как решать оперативные, тактические и стратегические задачи. Всё это и определяет "плоть" и "душу" моделей управления, которые на момент их формирования представляют, как правило, вершину эволюции управленческой мысли. При том сами модели не застывают, а трансформируются и преобразуются вместе и в соответствии с изменениями, которые происходят в обществе и производительном труде. Модель может неадекватно отражать потребности - и тогда, реализуясь на практике, она сдерживает (а то и отбрасывает назад) экономическое и социальное развитие. Искусство, ответственность и предназначение руководителя в том и состоит, чтобы правильно учесть, проинтегрировать все важнейшие факторы и тенденции и принять на вооружение наиболее эффективную модель.

С содержательной точки зрения эволюция управленческой мысли представляет собой процесс формирования и трансформации совокупности взглядов на систему управления в соответствии с объективными условиями и потребностями экономики в течение исторически длительного периода времени. Управление как практическая деятельность зародилось сразу же как только далёкий предок нынешнего человека стал осознавать себя социальным существом, что было естественной реакцией на потребность в координировании совместных действий людей для достижения общих целей, связанных, прежде всего, с жизнеобеспечением.

Систему управления можно рассматривать и как производную (результат), и как форму проявления общественных отношений. Если общественные отношения носят примитивный характер (например, в доисторический, древний период), то и управление выражается в зачаточном или упрощенном виде. По мере того, как развивались и усложнялись общественные отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности, усложнялось, структурировалось и содержательно обогащалось само управление. Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию, прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека - от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и суперсовременной электронной техники с искусственным интеллектом.

В своем развитии управленческая мысль претерпевала существенные изменения, что позволяет выделить определенные этапы. По мнению А. И. Кравченко, на этих этапах управление изменялось настолько радикально, что можно говорить об управленческих революцияхКравченко А. И. История менеджмента. Учеб. пособие. - М., 2000. С. 32..

Отечественная школа управления и её представители внесли весомый вклад в развитие общемировой управленческой мысли. Российская модель управления, основанная на общинных, артельных и монастырских методах хозяйствования, на протяжении веков показывала свою экономическую состоятельность, позволяя России играть на мировой арене роль великой державы. В промышленном отношении Россия была одной из самых развитых стран мира, и потому управленческая наука здесь развивалась теми же темпами, что и в западных странах. Показательно то, что российские специалисты разработали концептуальные и прикладные основы "тейлоризма" значительно раньше, чем это сделал Ф.Тейлор. В 1860-1870гг. ученые Московского высшего технического училища разработали оригинальную методику рационализации трудовых движений, которая была в 1873г. удостоена специальной медали на Всемирной торговой выставке в Вене. Методика пользовалась спросом и активно применялась в английской промышленности. В начале ХХ в. в Петербургском политехническом институте читался курс "Организация заводского хозяйства". В начале 1920-х годов исследования в области управления были возобновлены, и в результате были сформулированы "основные законы научной организации производства и НОТ". Центром отечественной школы научной организации труда стал Центральный институт труда во главе с талантливым ученым и энтузиастом А. К. Гастевым. Отечественные ученые в отличие от западных изучали не только технику, трудовой процесс, но и рабочего, рассматривая его творящим субъектом. В исследованиях определились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. К первой относились концепции "организационного управления" А.А.Богданова, "физиологического оптимума" О.А.Ерманского, "узкой базы" А.К.Гастева, "производственной трактовки" Е.Ф.Розмирович. Ко второй группе - концепцию "организационной деятельности" П.М.Керженцева, "социальнотрудовую концепцию управления производством" Н.А.Витке, "торию административной емкости" Ф.Р.ДунаевскогоВеснин В. Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996. С. 245.. Одной из основных разработок Центрального института труда стала концепция трудовых установок, содержащая элементы эргономики, инженерной психологии, организации рабочего места, теории трудовых движений, самоорганизации трудового процессе. Рекомендации ЦИТ в виде плакатов распространялись в производственных коллективах и вывешивались на видных местах.

Синтезируя множество направлений научного поиска, Д.М.Гвишиани выделил в эволюции управленческой мысли пять школ управления:

1. Классическая (традиционная) школа. Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.

2. Школа "человеческих отношений". Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.

3. "Эмпирическая" школа. Представители этой школы - П.Друкер, А.Чандлер, Р.Дэвис, Э.Дейл и другие - в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".

4. Школа "социальных систем". Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.

5. "Новая школа науки управления". В школу вошли несколько направлений, в частности, исследование операций, общая теория систем, эконометрика, опирающиеся на математические методы и использование компьютерных технологий для повышения обоснованности принятия управленческих решений. Наиболее яркими представителями этой школы являются Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт, Р.Аккоф.

На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологиии.

Эволюция управленческой мысли [21.12.09]

Тесты:

1. Укажите, какие уровни выделяют в организации:
А. Низовой;
Б. Первичный;
В. Высший;
Г. Средний;
Д. Вторичный.
Ответ: А, В.

2. Технология принятия решения – это:
А. Экспертные методы разработки решений;
Б. Состав и последовательность операций по разработке и выполнению решений;
В. Методы разработки альтернатив и обоснования решений.
Ответ: Б, В.
Т.к. Под технологией принятия решения следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

3. Менеджером – руководителем называется тот, который управляет сначала__________, а затем конкретными функциями.
Ответ: Коллективом.
Т.к. Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации.

4. Структура управления – это количество:
А. Управленческих процедур;
Б. Сотрудников;
В. Уровней и подразделений в пределах каждого уровня.
Ответ: В.
Т.к. Организационная структура системы управления – целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Организационная структура управления отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления.

5. Планирование – это:
А. Сфера деятельности;
Б. Управленческая функция;
В. Объект управления.
Ответ: Б.
Т.к. Управленческие функции объединяют следующие группы: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

Заключение:
Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы организации.
Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих, повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний пытаются отойти от прежней командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модели управления как форма эволюции управленческой мысли.

Становление концептуальных основ теории управления явилось результатом многолетней эволюции взглядов человека на свою управленческую деятельность.

Таблица 1 . Основные положения управления организацией, сформулированные А. Файолем.

Соответствующая степень централизации будет варьировать в зависимости от конкретных условий.

9. Скалярная цепь

Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, до руководителя низового звена.

10. Порядо к

Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость

Справедливость – сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала

Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива

Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух

Союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.

А. Файоль сводил функционирование организации к содержанию деятельности по управлению. Он определил, что для любой деловой организации характерно наличие шести видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, безопасности, аккаутинг, управление.

В 1916 году А. Файоль сформулировал основные функции менеджмента: планирование, организация, распорядительство, координация, контроль.

Заслуга Ф. Тейлора и А. Файоля заключалась в том, что они доказали: эффективно управлять людьми и производством можно только на научной основе.

Концепция Э. Мейо строилась на том, что производительность труда является результатом условий труда и положительной психологической мотивацией. Исследования Э. Мейо показали, что большой эффект достигается поощрением, похвалой, а не наказанием. Исходя из данного постулата, рекомендовалось учитывать не только профессиональные знания для развития производства, но и способности управлять людьми, налаживать с ними здоровые отношения. Особое внимание исследователь уделил фактору сотрудничества, доказав, что неформальные отношения в процессе производства представляют собой силу, с которой нельзя не считаться.

Развивая данную концепцию, инициатива в разработке теории управления перешла от инженеров к психологам и социологам. Среди них значительное место занимают работы выдающегося американского психолога А. Маслоу.

Исследования Абрахама Маслоу вывели иерархию потребностей человека, удовлетворение которых повышает качество трудовой деятельности. Эти потребности, по утверждению А. Маслоу, должны быть в поле зрения администраторов и, по мере возможности, удовлетворяться. Психологом экспериментально было доказано, что низшие (по рангу) потребности: физические, безопасности, социальные, уважения в коллективе – удовлетворить проще, чем потребности в самовыражении и в творчестве, хотя именно они, в основном, стимулируют эффективный труд и решение производственных проблем.

Все это вызвало к жизни новые теории научного менеджмента.

Впервые в истории менеджмента возникла идея о том, что труд, который приносит удовлетворение, содействует психическому здоровью человека. Теория Ф. Герцберга преодолела ограниченность идеи иерархии потребностей А. Маслоу.

Вместе с тем, когда в западном менеджменте господствовали теории Ф. Тейлора и Э. Мэйо, в России закладывались теоретические основы управленческого процесса, основанного на сотрудничестве и доверии к человеку, на психологических методах управления коллективом.

В 60-е годы ХХ века интерес к управлению как научно обоснованной теории значительно возрос. Появились работы, освещающие проблемы управления на производстве и в организации.

Значительный вклад в разработку общей концепции управления в этот период внесли В. Г.Афанасьев, Г. Х.Попов, О. А.Дейнеко и др.

Бурный подъем теоретических изысканий в области управления характеризовался техническими и организационно-кибернетическими подходами.

Дальнейшее развитие теории управления в 70-80-е годы берет направление на разработку политико-экономических аспектов, с преобладанием идейного подхода. В научных разработках данного периода социальная сторона была признана, однако человекоцентриский подход не являлся ведущим.

Осмысление процессов управления в педагогических системах шло своим путем и достаточно долго не пересекалось с теорией социального управления. Практика управления образовательными учреждениями в России многообразнее и богаче его теоретического осмысления.

До ХIХ века термины, идеи, технологии, методы управления вообще не упоминались при анализе процессов педагогического руководства учебными заведениями. Общей особенностью развития двух наук – теории социального управления и теории управления образованием – было то, что осмысление практического опыта шло намного быстрее теоретических обобщений.

Середина ХIХ века ознаменовалась широким общественно-педагогическим движением. Выдающиеся русские классики: К. Д.Ушинский, С. Т.Шацкий, Н. А.Корф, Л. Н.Толстой – прежде всего были действующими педагогами, практически руководившими образовательными процессами. Обобщая свои наблюдения, они выходили на теоретические выводы.

В конце ХIХ века появляется первый учебник об устройстве школы, который заявил о рождении полноправной научно-практической отрасли знаний, называемой школоведением. В этот период появляются работы И. П.Дергача, П. Н.Соломатина, где ставятся вопросы о демократизации процессов управления, излагаются педагогические, экономические требования, которые обязан выполнять руководитель учебного заведения или заведующий.

В первые годы советской школы проблема научного руководства не привлекала к себе внимания. Это можно объяснить, во-первых, преобладанием начальных школ с небольшим количеством учителей и учеников, во-вторых, эти годы характеризуются отрицанием всего, что было свойственно режиму старой, дореволюционной школы.

Характерной чертой этого периода явилось то, что органы народного образования стремились построить новую школу без инспекторов и заведующих, классных наставников и наставниц, где работники несут коллективную ответственность за всю школьную жизнь. Однако большое количество постоянно возникающих вопросов педагогического и административного характера требовало оперативного повседневного решения.

Существующая действительность побудила ввести в систему заведования учебными заведениями, в том числе в школу, принцип единовластия.

Главным основополагающим принципом при решении теоретических и практических задач школьного управления стал сформулированный В. И.Лениным принцип связи школы с политикой.

В 30-40-е годы школоведение стало оформляться в отдельную отрасль педагогического знания, включающую в себя как вопросы внутришкольного управления, так и управление школой вышестоящими организациями.

На этом этапе определилась фигура директора школы как квалифицированного педагога-руководителя, облеченного полномочиями государства и единолично отвечающего за работу коллектива.

Укрупнение школ и усложнение задач, вызвало необходимые изменения в управлении. Иначе были обозначены проблемы управления школой, ибо стало ясно: повышение уровня руководства является условием дальнейшего развития школы. Становится необходимым разделение функций управленческого труда. Остро встают задачи планирования и анализа учебного процесса.

Ведущую роль в руководстве школой отводят функции контроля.

1. Предмет, источники и методы школоведения;

2. Система управления школьным делом;

3. Система непосредственного руководства школой;

4. Подготовка и повышение квалификации учительских и руководящих кадров.

Данная структура курса не является совершенной, но она была новаторской, имеющей существенное значение для развития науки.

Существенным образом изменяется взгляд на роль руководителя школы. Большинство исследователей сейчас едины во взгляде на то, что управление коллективом – это профессиональное действие, наука и искусство. Руководитель коллектива должен иметь профессиональную педагогическую, психологическую и управленческую подготовку, обладать необходимыми организаторскими способностями и сохранять неослабевающее желание взаимодействовать с людьми, управлять трудовыми процессами.

Новый этап управления образовательным учреждением ознаменовался тем, что включил в себя четыре потока научных знаний: теорию управления школой, теорию управления процессом обучения, психологию управления, управление воспитательным процессом в школе.

Большое место в исследованиях этого периода заняли работы по изучению научных основ подготовки и обучения управленческих кадров.

90-е годы открыли новый период в управлении образованием. Побудителем стала новая социальная ситуация, смена ценностных ориентаций. Радикальные изменения в обществе изменили цели и содержание образования. Вследствие этого обнаружились острые противоречия в системе управления образовательными учреждениями.

Кардинальные перемены потребовали перестройки управленческих функций, другой направленности, иных отношений в системе управления. В виду того, что старые нормативные требования потеряли свою актуальность, новые еще не сложились, в науке и практике возник естественный интерес к научному осмыслению педагогической реальности, к поиску новых управленческих подходов.

Развитие теории управления в конце ХХ века способствовало более глубокому и детальному рассмотрению вопросов, связанных с сущностью, содержанием, технологиями и методами управления. Свидетельство этому – более ста диссертаций по управленческой проблематике, защищенных только за последнее десятилетие.

Читайте также: