Какие особенности юношеского возраста вы можете назвать обществознание 6 класс кратко

Обновлено: 03.05.2024

Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д. Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.

Половое созревание в юношеском возрасте и новые социальные роли

Юность является периодом полового созревания. Это возраст наступления физиологиh2ческой зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:

  • получение полного представления о своей внешности и особенностях тела, формирование навыков их эффективного применения в труде, спорте и других сферах деятельности;
  • осознание гендерной роли в обществе, формирование мужской или женской внутренней позиции, выбор модели поведения;
  • формирование зрелых социальных связей со сверстниками - как мужского, так и женского пола;
  • отстаивание эмоциональной независимости от взрослых;
  • определение собственных склонностей к тому или иному виду профессиональной деятельности (в этот период обучение в школе или вузе нацелено на получение профессиональных навыков);
  • осознание особенностей института брака, подготовка к семейной жизни и ответственности, связанной с партнерством и воспитанием детей;
  • формирование гражданской позиции и социальной модели поведения, укрепление собственных политических, идеологических, экологических и других взглядов;
  • построение внутренней схемы идеалов и ценностей, которые в дальнейшем станут основным руководством для поведения в обществе.

Личностное развитие в юношеском возрасте

По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.

В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:

  • сформированное теоретическое мышление, осознание гражданской позиции и своей роли в обществе, развитое самосознание и рефлексия;
  • развитая система потребностей (общение, карьерный рост, культурное обогащение и т.д.);
  • сформированная индивидуальность характера вследствие осознания собственных интересов и потребностей.

Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.

Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.

Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.

Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:

  • сформированные психологические структуры (основы мировоззрения, самосознание, теоретическое мышление, развитая рефлексия);
  • развитые потребности, составляющие основу личности (внутренняя позиция, стремление к общению, познанию, социальной и профессиональной реализации, нравственные и ценностные установки и т.д.);
  • сформированные особенности характера (осознание своих сильных и слабых сторон, критическое отношение к ним).
  • заниженная самооценка;
  • слабая вера в свои силы;
  • опущенная планка стремлений.

Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.

Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.

Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений. При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными. Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.

Кризис юношества

Профориентация в период юности

Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.

Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.

С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:

  • фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок представляет себе желаемое будущее, не анализируя при этом имеющиеся цели и средства;
  • первичный выбор (12-15 лет) – ребенок имеет недифференцированные представления о различных профессиях и делает свой выбор вне зависимости от собственных склонностей;
  • пробный выбор (16-19 лет) – определение желаемой профессии происходит на основании реальных условий, однако, как правило, юноши и девушки в этом возрасте еще не уверены в собственных силах и могут быстро менять приоритеты; постепенно из множества вариантов выделяются наиболее приемлемые;
  • реалистичный выбор (после 19 лет) – анализ собственных способностей и возможностей для приобретения профессиональных навыков, поиск возможности проконсультироваться с авторитетными лицами.

Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:

  • осознание ценности выбранной сферы деятельности для общества;
  • анализ актуальности профессии в разрезе текущей социальной и экономической ситуации в стране;
  • поиск возможностей для приобретения необходимых профессиональных навыков и практической подготовки;
  • определение профессиональных стремлений, перспектив карьерного роста;
  • выбор других жизненных целей (личностных, семейных и др.) и их согласование с профессиональными;
  • осознание внутренних и внешних препятствий, которые затруднят путь к выбранной цели.

Какие особенности юношеского возраста вы можете назвать?


Повышенная конфликтность с родителями и подростками такого же возраста, употребление табачных и спиртных напитков, резкое изменения взглядов на жизнь.


Напишите социальные роли, характерные для юношеского возраста?

Напишите социальные роли, характерные для юношеского возраста.


СРОЧНО?

Назвать особенности общения с различными возрастными и гендерными группами.


Причины юношеского пессимизма?

Причины юношеского пессимизма.


Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?

Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?


Срочно) помогите пожалуйста придумать вопрос на тему : "общение в юношеском возрасте "?

Срочно) помогите пожалуйста придумать вопрос на тему : "общение в юношеском возрасте ".


Какие особенности искусства вы можете назвать?

Какие особенности искусства вы можете назвать?


Какие пути разрешения семейных конфликтов вы можете назвать?

Какие пути разрешения семейных конфликтов вы можете назвать?


Дети подросткового и юношеского возраста особенно нуждаются в общении, дружбе, признании среди сверстников в этом проявляются потребности1 материальные2 идеальные4 биологические4 социальные?

Дети подросткового и юношеского возраста особенно нуждаются в общении, дружбе, признании среди сверстников в этом проявляются потребности


Особенности подросткового возраста кратко?

Особенности подросткового возраста кратко.


Назвать преимущества трудности и недостатки молодого возраста?

Назвать преимущества трудности и недостатки молодого возраста.


Быстрый скачкообразный переход от одного общественно - политического строя к другому называется революцией.


Мой друг совесть. Совесть почти есть у каждого человека на земле. Благодаря ей мы не можем скрывать лож. Но у некоторых людей её к сожелению нет и этим людям очень плохо, возможно не сейчас, но в будущем точно.



Пар. 1 1)Человека и животных сближает много. Вот : * они живые существа. * Могут питаться, размножаться. * (теперь подумай). Человек отличается от других живых существ, тем что лиши человек обладает деятельностью. 2)Есть два вида инстинктов : вр..


Речь У человека гортань расположена в горле ниже, чем у шимпанзе. Эта особенность позволяет человеку говорить. У наших предков она развилась около 350 тысяч лет назад. Тогда же нам досталась и подъязычная кость. Уникальность этой подковообразной ..



Я счтаю, что реформа более благоприятна для общества. Реформа это преобразование, изменение общественной жизни, она пройдет с меньшими потерями для народа. Революция же понесет за собой экономические проблемы, а как следствие социально - экономичес..


В первую очередь выведите из нее людей ; Позвоните в пожарную охрану по телефону спасения и сообщите о пожаре соседям ; Обесточьте квартиру, отключите электроэнергию ; Если это возможно, попробуйте потушить пожар самостоятельно : водой, мокрой тканью..


Если позволяет время, нужно сказать, кто звонит, назвать номер своего телефона и четко ответить на вопросы диспетчера. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить. Если это телевизор, компьютер, утюг — прежде всего, выдерните ..


Мне очень нравится рисовать потому что это меня вдохновляет, успокаивает. Мне это нравится делать. Это мой талант, И я без него не могу жить. Рисование - это жизнь, не каждый может взять обычный карандаш или кисть и нарисовать с душой как я.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.
Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Цель урока : познакомить учащихся с подростковой жизнью, рассказать об особенностях подросткового периода в жизни человека.

образовательные : выявить положительные и отрицательные стороны самостоятельности.

развивающие: особенности проявления интереса к противоположному полу.

воспитывающие : продолжить формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми людьми у подростков.

Образовательные ресурсы: учебник, справочные материалы, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

1. Фаза урока Вызов.

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу ( проверка домашнего задания)

1.Докажите, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

2.Какие качества характеризуют личность?

3.Назовите черты сильной личности. Подумайте, есть ли в вас эти черты?

4. Какие качества личности вызывают у тебя положительные, а какие отрицательные эмоции?

Детство — это село Краснощеково,
Несмышленово, Всеизлазово,
Скок-Поскоково, чуть Жестоково,
но Беззлобнино, но Чистоглазово.

Юность — это село Надеждино,
Нараспашкино, Обольщаньино,
ну а если немножко Невеждино,
все равно оно Обещаньино.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, учитель делает необходимые пояснения.

План изучения нового материала

1. Легко ли быть подростком?
2. Отрочество — пора мечтаний.
3. Самостоятельность — показатель взрослости.
4. Нужны ли сегодня рыцари.

Через час, еле живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем на самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Проведение физминутки (3-5 минут).

дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 – надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы;

поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

Продолжение урока: Фаза урока Осмысление.

Далее акцентирую внимание на типологических качествах личности подростков

- стремлении к самостоятельности,

Учитель и учащиеся ведут разговор об особенностях мальчиков и девочек. Есть проблемы, которые самое время обсудить с подростками: должны ли девочки быть слабыми, а мальчишки сильными, может ли современное общество обходиться без рыцарей, нужно ли делить работу на женскую и мужскую.
Для того, чтобы повысить интерес к уроку и поддержать эмоциональное настроение учащихся использую методические приемы: сравнение по тематике рисунков мальчиков и девочек (это задание детям дается заранее);

При сравнении рисунков учащиеся должны прийти к выводу о том, что мальчишки предпочитают изображать мужские темы (война, космос, транспорт, техника и т. п.), а девочки — женские (принцессы, замки, цветы, и т. п.).

-диктует слова, которые сразу нужно разделить на две группы. Одни более характерны для девочек, другие — для мальчиков.

Слова: слоник, папочка, солнце, машина, солнышко, собака, растения, цветочки, дед, собачка, дедуля, кошка, кошечка.

Затем анализируя записанные слова, дети убеждаются в том, что уменьшительно-ласкательные чаще употребляются девочками.


Основной вывод , который должны сделать школьники, — все люди разные, различаются между собой девочки и мальчики, мужчины и женщины, и это очень хорошо, потому что мир становится интересным.

Рефлексия содержания учебного материала .: выполнением и обсуждением задания 7 из рабочей тетради.

Читайте также: