Методы педагогического воздействия в доу

Обновлено: 17.05.2024

Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.

Тенденция превращения обучения и воспитания в субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др).

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной темы заключается в том, чтобы поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание.

Цель работы - исследование методик организации педагогического взаимодействия
Задачи исследования:

Анализ литературы по выбранной теме.

Определение сущности и роли педагогического взаимодействия.

Изучение методов и приемов педагогического взаимодействия.

Понятие о педагогическом взаимодействии

Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.

Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:

1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;

2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.

В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие:

1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

2) деятельностно-творческий характер взаимодействия;

3) направленность на поддержку индивидуального развития личности; 4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

Таким образом, чтобы достичь целей воспитания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности;

б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

в) создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности воспитанников;

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.

Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.

Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.

Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.

1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.

2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.

3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.

4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.

5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.

Стратегии и приемы педагогического взаимодействия

Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.

Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:

- Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.

- Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.

- Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.

Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.

Методы

Формирование взглядов,
обмен информацией

Организация
деятельности

Стимулирование
оценки и самооценки
Диалог.
Доказательство.
Инструктаж.
Лекции.
Призыв.
Внушение.
Повествование.
Поручение.
Требование.
Состязание.
Показ образцов и примеров.
Создание ситуации успеха.
Перспектива.
Упражнение.
Замечание.
Ситуация контроля.
Поощрение и наказание.
Ситуация критики и самокритики.
Доверие.
Общественное мнение.
В основе - убеждение В основе – упражнение. В основе – самооценка

И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с учащимися:

  • Проявление внимания, уважения.
  • Педагогический такт.
  • Интерес.
  • Доброта.
  • Забота.
  • Поддержка.
  • Положительная установка.
  • Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.

В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются:
на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием);

косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей);

опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц).

Характерные черты требований:

глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему;

разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления;

любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца;

педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей.

1. Первичное требование - предельно конкретное указание. Его функция - вызов конкретного поступка.

2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку.

3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения.

4. Требования - моральные нормы. Функция - формирование моральных норм и превращение их в привычку.

5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов.

Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого.

Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований.

Можно выделить несколько основных форм косвенных требований.

требование - выражение доверия;

2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение:

требование - выражение недоверия;

Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как:

- одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование);

- применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными.

Опосредованные требования - более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие.

Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.

В данной работе рассматривались ведущие проблемы, сущность и условия педагогического взаимодействия, его роль в воспитании детей, а также как правильно организовать педагогическое взаимодействие и какие приемы можно при этом использовать.

Проведя теоретический анализ данной проблемы, раскрывая цель и задачи можно сделать вывод, что проблема педагогического взаимодействия является ведущей в области педагогики, потому что условия жизни изменяются. Новый взгляд на отношения к личности ребенка требует изменений и в организации педагогического взаимодействия с ним. Действительно, педагогическое взаимодействие осуществляет воспитательную функцию. По этой проблеме у педагогов существует полное единство взглядов. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля.

Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка.

Словесные методы – объяснения, указания, рассказы об окружающем и т. п. играют важную роль в обучении детей раннего возраста. Эффективность их при работе с малышами зависит от доступности их пониманию, эмоциональной выразительности, образности. Чтобы слово нужным образом повлияло на маленького ребенка, оно должно опираться на его чувственный опыт. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными методами воспитания и обучения.

Практические методы. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только слушать педагога, наблюдать то, что он показывает, но и самим практически действовать с предметами, обнаруживая их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

Методы прямого воздействия включают в себя постановку перед ребенком той или иной практической задачи (например, собрать пирамидку, построить из кубиков домик и т. п., показ образца способа действия, помощь взрослого в его выполнении. Использование методов прямого воздействия эффективно не только для овладения ребенком предметно-практической деятельностью, но и в других сферах его развития – художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. При этом методы прямого воздействия не должны подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность.

Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия. При его использовании воспитатель не ставит перед детьми какой-либо конкретной задачи и не определяет прямо способы ее решения. Он дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности. Очень важно в практической работе с детьми раннего возраста сочетать методы прямого и косвенного воздействия так, чтобы первые не превалировали над вторыми. Методы косвенного воздействия незаменимы при организации творческих видов деятельности детей – игры, рисования, лепки, конструирования и др.

Метод проблемного воспитания и обучения направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи (например, открыть коробочку с секретом, собрать машинку из конструктора, выложить узор из мозаики и т. п.). Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений (например, притягивание магнитом металлических предметов, окрашивание воды разными красками и т. п.).

Наглядные методы включают в себя непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг, диапозитивов и др. Наглядность в обучении должна опираться на все виды чувственного опыта ребенка: зрение, слух, осязание. Последнее особенно важно для обучения самых маленьких.

Эффективность использования наглядно-практических методов и игровых приемов на занятиях по развитию речи

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения детей был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, по мнению Л. Эльконина – это наглядность.

Наглядные методы используются часто в детском саду. К ним можно отнести экскурсии, рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по картинам. Наглядные методы направлены на накопление содержания речи, а также используются для закрепления словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

В Детском саду наиболее ценными в отношении речевого развития ребенка являются занятия по развитию речи, где используется различный наглядный материал. Ребенку - дошкольнику показывают как предметные, так и сюжетные картины, которые являются ценным материалом для развития речи. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребенка наглядными образами, расширить активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображенного предмета. Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения и пояснения сверстников, высказываться по поводу изображенного. Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях; развивает интонационную выразительность речи и умение составлять по картине небольшой рассказ.

Для детей часто большую трудность представляет последовательное изложение речевого материала. В этом случае могут помочь Серии картинок, которые являются своеобразным планам, они помогают ребенку наглядно установить связь различных эпизодов, выделить главное в сюжете. Достоинством использования картин является также то, что они помогают постепенно преодолеть ошибки в построении предложений.

Очень интересным приемом наглядного метода, по моему мнению, является рисование.

Существует еще и такой прием как незавершенный рисунок, который незаменим для развития творческих способностей, как в рисовании, так и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т. д. Затем воспитатель вместе с ребенком рассматривает рисунок и обсуждает получившееся.

Дети дошкольного возраста часто испытывают затруднения в составлении описательных рассказов. В этом могут помочь карты-схемы, предложенные Т. А. Ткаченко (заслуженным логопедом, автор более 70 книг и развивающих пособий для детей). Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. Эти схемы можно использовать не только для развития связной речи, но и для развития воображения.

Кроме наглядных методов на занятиях по развитию речи используются и практические методы.

Цель этих методов — обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения. Они используются для решения всех речевых задач. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.

Ни для кого не секрет, что игра пронизывает все дошкольное детство ребенка. В своих работах Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала: " Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания".

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Методы и приемы развития речи в детском саду. -НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности.

Приемы и методы проблемного обучения в детском саду Технологии проблемного обучения в детском саду Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между.

Методы и приемы формирования временных представлений у детей 4–5 лет Время – это одна из важных составляющих реальности, в которой мы существуем. Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

М етоды педагогического воздействия на детей

При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.

Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

Правила управления детским коллективом.

С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).

Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.

Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.

Реально оценивать возможности воспитанников.

Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников — детей).

Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).

Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.

Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.

Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.

Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).

Основные методы педагогического воздействия на детей

Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.

1. Методы убеждения – это воздействие через слово.

Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

— Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

— Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

— Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

— Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.

— Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

— Открытый диалог педагога с детьми.

— Обмен впечатлениями, сотрудничество.

— Совет, рекомендация, консультирование педагога.

— Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

— Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

— Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.

— Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

— Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

-Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

— Привлечение ребёнка в качестве помощника.

Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

— Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

— Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

— Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

— Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействие.

а. Открытая педагогическая оценка:

Поощрение. Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это демонстрация малейшего успеха.

Это благодарность, вручение грамоты — персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.

Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

Это вызов родителей.

Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

Это исключение из системы общения.

Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

Это строгий контроль в разных видах деятельности.

Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

- не всякое наказание может решить поставленную задачу;

- наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

- наказание должно следовать непосредственно за проступком;

- наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

- наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

- наказания должны быть последовательными.

- коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

- наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

- меры физического воздействия со стороны педагога;

- наказания унижением личности и ущемлением других прав.

б Скрытая педагогическая оценка.

Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.

В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.

Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его диагностика // Справочник заместителя директора школы. – 2009. — №6



Специфика обучения детей дошкольного возраста определяет выбор методов и приемов для этих целей. Их классификация предусматривает разделение всех дидактических методов на три группы в зависимости от преобладающей формы мышления, которая задействуется и развивается в ходе их применения. Рассмотрим методические приемы в ДОУ.

Наглядные методы и приемы

Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

Наблюдение

Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

  • на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
  • на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
  • на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

Демонстрация

Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

  • предметы, натуральные объекты;
  • предметные или дидактические картинки;
  • книжные иллюстрации;
  • репродукции;
  • макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:

  • диафильмы;
  • слайды;
  • видеофильмы;
  • компьютерные программы.

Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.

Практические методы и приемы

Практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его на вкус и т.п. Выделяют четыре основных метода.

Упражнения

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают нескольких видов.

  • Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.
  • Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством учителя. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.
  • Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может слепить сложный по своей конструкции объект.

Система использования метода упражнений должна строиться на основе принципа постепенного усложнения условий их выполнения.

Эксперимент

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

  • определить, какой предмет тонет, какой нет;
  • превратить снег в воду;
  • провести опыты с глиной;
  • установить свойства воска таять и т.д.

Благодаря такому методу воспитатель формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Моделирование

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители) или предметно-схематические (например, при работе с календарем природы).

Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

  • инсценизация;
  • загадывание загадок;
  • введение соревновательных элементов;
  • организация игровой ситуации;
  • выполнение педагогом игровых действий;
  • чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

Словесные методы и приемы

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ или чтение

Рассказ — эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей. С помощью рассказа можно облечь учебный материал в образную форму.

Педагогу предлагается использовать литературные произведения или сочинять рассказы из личного жизненного опыта. Воспитатель, озвучивая рассказ для детей, передает свое отношение к той истории, которую повествует. Использовать рассказ можно в ходе любого занятия. По окончании слушания рассказа воспитатель должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.

Более сложным вариантом данного метода является пересказ ребенком услышанного текста или составление собственного высказывания по образцу или на заданную тему.

Беседа

Беседа — диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Обязательным условием проведения беседы является наличие у детей некоторого объема знаний по обсуждаемой теме.

Можно использовать такие виды бесед:

  • познавательная;
  • этическая;
  • вступительная;
  • обобщающая.

В ходе беседы каждый ребенок имеет возможность поделиться своим мнением и опытом со всем коллективом. Беседы можно проводить после прослушивания литературного произведения или просмотра видеофильма. Беседы являются обязательным структурным элементом экскурсий и прогулок.

Словесные методические приемы широко применяются в детском саду на занятиях по развитию речи. К ним относятся:

  • речевой образец — воспитатель дает образец правильного произношения, построения предложений, использования интонации и т.д.;
  • повторное проговаривание — многократно повторяется звук, слово или фраза для усвоения или запоминания (например, заучить скороговорку, запомнить правильное употребление ударения в слове);
  • постановка вопросов — воспитатель обращается к детям с целью получить ответы на интересующую тему.

Также к словесным приемам относятся:

  • объяснение — воспитатель раскрывает значение слова или дает инструкцию к проведению наблюдения;
  • указание — воспитатель разъясняет способ действия или нормы поведения.

При изолированном применении словесных методов в работе с дошкольниками они имеют низкую эффективность. Необходимо дополнять их наглядными или практическими методами. Это будет способствовать развитию речи детей, творческого воображения, познавательной активности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: