Философия эпохи возрождения план урока

Обновлено: 17.05.2024

План урока:

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

Отличительные черты эпохи Возрождения:

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир.

  1. Утверждаются принципы гуманизмамировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

  • признание человека в качестве высшей ценности;
  • повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
  • воспевание красоты человеческого тела;
  • внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.

Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки - стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.


Методическая разработка соответствует возрастным особенностям учащихся СПО.

Содержимое разработки

Раздел: Историко - философское введение

Тема: Философия эпохи Возрождения.

Цель: Изучить направления философии эпохи Возрождения.

(Образовательная) Изучить наиболее выдающихся представителей философии эпохи Возрождения;

(Развивающая) Научить анализировать основные понятия философии эпохи Возрождения;

(Воспитательная) Способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине, на примере изучения философии других стран.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска, карта.

Тип урока: Комбинированный урок.

Организационный момент. (3 минуты)

Проверка домашнего задания: рефераты по теме урока (25 минут)

- Философия Средних веков. Предпосылки зарождения средневековой философии?

- Основные черты и главные направления философии средних веков?

- Теоцентризм?

Изучение нового материала. (45 минут)

Основные направления эпохи Возрождения.

Концепция гуманизма.

Историческое значение эпохи Возрождения.

1. Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего — та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени.

Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

2. В философии эпохи Возрождения сформировался антропоцентризм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения. В центре внимания философии оказался уже не Космос и не Бог, а живой и деятельный, стремящийся к свободе Человек. Он рассматривался как венец эволюции жизни на Земле, творец собственного счастья и судьбы. Широко распространилась идея титанизма как якобы всесилия и всемогущества человека, призванного к высокой миссии - быть соучастником божественного миротворения, т.е. человекобогом. В Италии возник гуманизм - широкое идейное течение в литературе, провозгласившее человека высшей ценностью и основной целью общества. Гуманизм стал культом творческой индивидуальности, которая заявила о своих притязаниях творить окружающий мир по меркам собственных интересов и представлений.

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации[

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал занятия позволяет раскрыть особенности эпохи Возрождения (Ренессанса) как культуно-исторической эпохи.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Вид занятия: лекция.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Цель: рассмотреть особенности эпохи Возрождения, охарактеризовать роль искусства, литературы, философии, науки и образования в период Ренессанса; развить умения анализировать исторические события, размышлять над проблемными вопросами, аргументировать свою точку зрения, делать выводы; осознать роль эпохи Возрождения (Ренессанса) в мировой истории.

Макроструктура:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов занятия.

7. Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Приветствие. Проверка присутствующих.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания (устный опрос).

Изучение нового материала.

Новое время – это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих геогра­фических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой ми­ровой войны. Началом Нового времени в Европе стала эпоха Возрождения (Ренессанс).

XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие во Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии.

Главные черты эпохи:

- Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития;

- Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности;

- Развитие наук, искусства, в том числе художественной литературы.

Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

Роль искусства

Философия и религия

Гуманизм

Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

Литература Возрождения

Франческо Петрарка (1304-1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313-1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562-1635).

Философия и наука эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса - Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.


Кратко лишь можно сказать, что Коперник произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники и скульпторы эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Презентация на тему: " Философия эпохи Возрождения Урок 4. План 1. Понятие и основные направления философии эпохи Возрождения. 2. Основные черты философии эпохи Возрождения." — Транскрипт:

1 Философия эпохи Возрождения Урок 4

2 План 1. Понятие и основные направления философии эпохи Возрождения. 2. Основные черты философии эпохи Возрождения. 3. Философские концепции эпохи Возрождения. 4. Историческое место и значение эпохи Возрождения в истории философской мысли.

3 Хронологические рамки эпохи Возрождения Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV веке в Италии и в XV веке в других европейских странах и продолжается вплоть до начала XVII века.

5 Основные направления философии Возрождения НаправлениеАнтичный образец Представители НатурфилософияДосократики Николай Кузанский, Г.Галилей СкептицизмПиррон М.Монтень, Эразм Роттердамский Политическая философия Платон, Аристотель Т.Мор, Н.Макиавелли

6 Основные черты философии Возрождения Антропоцентризм – в центре мировоззрения стоит человек Гуманизм – обоснование самоценности человека, его прав и свобод Эстетизм – ведущая роль искусства Свободомыслие – освобождение от догматического средневекового мышления

7 Антропоцентризм Антропоцентризм Возрождения обозначает, что место бога в центре мироздания занимает человек. Он становится самостоятельным творческим началом, почти равным богу. Микеланджело Давид, Высота – 5,17 м Академия, Флоренция

8 Гуманизм Гуманизм подчёркивает, что конечной целью философии должен являться человек как венец творения

9 Эстетизм Эстетизм обозначает высокую роль творчества в эпоху Возрождения. Сонеты Ф.Петрарки, новеллы Дж.Боккаччо, драматургия У.Шекспира, романы М.Сервантеса, скульптуры Микеланджело, полотна Леонардо да Винчи – всё это классические образцы небывалого подъёма искусства.

10 Франческо Петрарка Итальянский поэт, создатель сонетов, посвящённых возлюбленной Лауре

12 Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт.

14 Микеланджело Буонаротти Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель Оплакивание Христа

17 Дама с горностаем. Леонардо да Винчи Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи

18 Тайная вечеря. Леонардо да Винчи Мона Лиза. Леонардо да Винчи

19 Свободомыслие Свободомыслие подразумевает свободу человеческого мышления. Бог дал человеку свободную волю для того, чтобы он решал практические и теоретические проблемы собственными силами, не уповая при этом на высшие силы.

20 Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо не отрицая существования бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали ближайший советник папы Пия II, кардинал, учёный, философ Николай Кузанский и один из величайших гениев эпохи Возрождения Джордано Бруно.

23 Джордано Бруно ( ) Один из величайших гениев эпохи Возрождения. Отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. И у каждого мира есть свой центр – Солнце.

24 Пантеизм Дж.Бруно Дж.Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевлённость материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в том, что нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; природа и Бог совпадают, Бог растворён в Природе.

25 Джордано Бруно В 1592 году Джордано Бруно был обвинён в ереси и заключён в тюрьму. В 1600 году его сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

26 Реформация Начиная с конца XV века нарастал серьёзнейший кризис римско- католической церкви, который нашёл своё выражение в движении Реформации, захватившем практически все европейские страны. Под Реформацией (от лат. reformatio – преобразование) понимают религиозное социальное движение XVI в. в Европе, направленное на кардинальное изменение традиционных форм религиозной жизни в римско-католической церкви.

28 Основные тезисы Реформации Идеологи Реформации выдвинули новую концепцию церкви, устранявшую противопоставление духовенства и мирян. Фактически отрицалась необходимость католической церкви. Единственным источником религиозной истины провозглашалось Священное Писание, тогда как католическая церковь считала непререкаемым авторитетом постановления Вселенских соборов и суждения римских пап. Критика папской власти: главой истинных христиан является не папа римский, а Иисус Христос

29 Результат движения Реформации Основные тезисы Реформации были восприняты повсюду в Европе. В Европе разразилась настоящая война между сторонниками католицизма и его критиками. Результатом движения Реформации стал раскол римской церкви в XVI в. и создание новой разновидности христианства – протестантизма.

30 Секуляризация Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения было освобождение от господства религии и церковной идеологии. Этот процесс называется секуляризация. В философии усиливаются антицерковные (антисхоластические) и антифеодальные настроения. Формой проявления творческого свободомыслия явился скептицизм голландского философа Э.Роттердамского, гуманизм французского мыслителя М.Монтеня.

31 Эразм Роттердамский ( ) Эразм Роттердамский – крупнейший учёный, которого называют христианским гуманистом. Он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал человека к такому образу духовной жизни, в котором сочетались бы свобода, ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. Философ призывал вернуться к истокам христианства, возродить раннехристианские идеалы. Его основная идея – для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерны двойственность, наличие противоположных свойств.

34 Социальные концепции эпохи Возрождения В философии эпохи Возрождения выдвигаются теоретические модели идеального государства. Одна из них принадлежит английскому мыслителю и политическому деятелю Томасу Мору, основоположнику утопического коммунизма. Томас Мор

36 Политическая философия Возрождения Политическая философия эпохи Возрождения представлена в разных вариантах. Совершенно иную традицию в политической философии представляет итальянский философ Н.Маккиавелли.

37 Никколо Макиавелли ( ) Итальянский философ Н.Макиавелли был одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, кто отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми способами возникает необходимость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью особой силы, каковой и является государство.

40 Макиавеллизм Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастенчиво использующие антигуманные средства при достижении поставленных целей, получили название макиавеллизма.

41 Историческое значение философии эпохи Возрождения Возрождение стало подготовкой к Новому времени Скептицизм позволил перейти от средневековой догматики к свободному творчеству Натурфилософия стала основанием для научной революции XVII в. Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедливости

Читайте также: