Музейная педагогика в доу как инновационная педагогическая технология презентация

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ Бутурлиновский д/с 1 Сиренко Н.Н." — Транскрипт:

1 МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДОУ Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ Бутурлиновский д/с 1 Сиренко Н.Н.

2 Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологи ю.

3 Принципы музейной педагогики При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы. Наглядность. Доступность. Динамичность. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность). Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе). Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей). Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

4 Педагогические функции музея Образовательные: развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к искусству; Развивающие: активация мышления; развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур; обогащение словарного запаса; Воспитательные: формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; становление умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания; Просветительские: формирование умений, навыков; формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

6 В историческом музее В исторический музей Вместе мы с тобой ходили. Стали ближе и ясней Древности седые были. Видел ты предметы быта Из ожившей старины. Для тебя теперь открыто Прошлое твоей страны!

11 Что за дивные узоры, Полотенца и подзоры! Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз? Что за скатерть получилась? Может, это всё приснилось?

Выступление на пед. совете для воспитателей, отображающее необходимость создания мини-музеев в ДОУ.

1 слайд. Приветствие

2 слайд. Музейная педагогика – отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения, педагогики и психологии.

3 слайд. Цели и задачи мини-музея :

2. Обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ.

3. Обогащение воспитательно -образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представления о музее.

5. Расширение кругозора у дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

4 слайд. Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:

• каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

• воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

• посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

• отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

• итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Виды оформления мини-музея :

1. Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости

(музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).

2. Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже).

(музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).

3. На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Формы работы в мини-музее :

1. Беседы с детьми.

2. Экскурсии для детей и родителей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

5. Работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

7 слайд. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания; консультации; индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей

8 слайд. Направления деятельности музея :

- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини - музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей.

- Экспозиционное (оформительское)

Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:

Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;

Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

9 слайд. Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы: Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

10 слайд. Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ Подго.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ Подго.

Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере л.

Актуальность Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации . Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей.

Принципы музейной педагогики Наглядность Доступность Динамичность Содержатель.

Принципы музейной педагогики Наглядность Доступность Динамичность Содержательность Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями Гуманизм Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии Активность детей в усвоении музейного наследия Подвижность структуры занятий-экскурсий

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: Восприятие По.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: Восприятие Понимание Осмысление Закрепление Применение

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: Игры-развлечения Игры.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: Игры-развлечения Игры-путешествия Игры-графические упражнения Интеллектуально-творческие игры Игры по сюжету литературных произведений

Результативность У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с.

Задачи Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей Фор.

Задачи Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов Воспитывать уважение к другим культурам

Организация мини-музея в детском саду Этапы 1 этап. Постановка целей и задач.

Организация мини-музея в детском саду Этапы 1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания консультации индивидуальная работа 2 этап. Выбор помещения Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов. 3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге 4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм наличие детской мебели для проведения игр, занятий соблюдение правил безопасности, гигиенических норм

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами. 6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики 7 этап. Выбор экскурсоводов Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители. 8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Принципы создания мини-музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интера.

Принципы создания мини-музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации и партнерства Принцип культуросообразности Принцип динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип регионального компонента

Оформление мини-музеев Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея.

Оформление мини-музеев Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

При определении содержания необходимо Заранее подобрать разнообразные музейны.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи Выявление тво.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи Выявление творческих способностей детей Расширение представлений о содержании музейной культуры Развитие начальных навыков восприятия музейного языка Создание условий для творческого общения и сотрудничеств

Схема описания экспонатов в каталоге Рисунок (фотография) экспоната Название.

Схема описания экспонатов в каталоге Рисунок (фотография) экспоната Название Где собран Кем собран Краткая информация об экспонате Как использовать в работе с детьми Дополнительная литература

Презентация: Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования", состоящую из 17 слайдов. Размер файла 2.87 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

Содержание

Презентация: Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования


Слайд 2


Слайд 3

Дошкольное образовательное учреждение становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях предков, знакомится с народным творчеством


Слайд 4

Направление регионального компонента

раскрытие духовных ценностей отечественной литературы; ознакомление с произведениями литературы, музыки, живописи


Слайд 5

Актуальность работы

ознакомление детей с русскими народными сказками путем создания мини-музея


Слайд 6

Цель работы


Слайд 7


Слайд 8

Дошкольное детство -

уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

Фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду


Слайд 12

Основная цель музейной педагогики

приобщение к музеям подрастающего поколения; творческое развитие личности


Слайд 13

Назначение мини-музеев

вовлечь детей в деятельность и общение; воздействовать на их эмоциональную сферу; приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, культуре, этике; развивать у детей исследовательскую, созидательную и познавательную деятельность


Слайд 14


Слайд 15

Курочка Рябушка


Слайд 16

Экспонаты располагаются на полках для открытого и бесконтрольного доступа


Слайд 17

Читайте также: