Вводили ли теоретические понятия фв в школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой.

2. Обучение школьников самостоятельному формулированию цели занятий; выбору адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведению занятия, осуществлению контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.

3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой.

4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности.
Цель ФВ конкретизируются в педагогической практике применительно к возрастной периодизации детей и соответствующим этапам школьного образования:

5. младший школьный возраст 6-10 лет (I-IV классы);

6. средний (подростковый) школьный возраст 11-15 лет (5-9 классы);

7. старший (юношеский) возраст 16-18 лет (10-11 классы).

8. Задачи физического воспитания школьников подразделяют на 3 группы:

10. развивающие (оздоровительные);

12. Они конкретизируются в дальнейшем по возрастным этапам.

13. Образовательные задачи. Решение этих задач предусматривает:

15. б) обогащение двигательного опыта за счет выполнения разнообразных упражнений, формирования жизненно необходимых умений и навыков, закрепления и совершенствования их.

16. В младшем школьном возрастена основе умений и навыков дошкольного периода обучают школе движений: простым движениям руками, ногами, туловищем. Учат координировать их, т.е. управлять ими в пространстве, во времени, по усилиям. Осваивают простые упражнения основной гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр.

18. В старшем школьном возрасте проводится углубленное изучение техники наиболее сложных двигательных действий, в том числе и прикладных. Физические упражнения выполняются в меняющихся условиях при повышенных физических нагрузках, что позволяет довести их выполнение до совершенства. На спортивных играх осваивается тактика действий.

19. Оздоровительные задачи. Они содействуют гармоническому формированию организма школьников (развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, способствуют активизации обменных процессов) и укреплению их здоровья. Это достигается обеспечением оптимального развития физических качеств для конкретного контингента учащихся (по возрасту и полу), формированием правильной осанки и закаливанием организма.

20. Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятным температурным воздействиям внешней среды; рекомендуется проводить на всех этапах школьного обучения.

21. Воспитательные задачи. В процессе физического воспитания осуществляется всестороннее развитие личности ребенка, содействующее его нравственному воспитанию (формированию черт личности, патриотизма, коллективизма, гуманизма, честности, правдивости, сознательной дисциплины и др.), умственному воспитанию (усвоению специальных знаний по физической культуре, биомеханике; способности анализировать свои двигательные действия и делать выводы, обобщения; развивать творческое мышление при подготовке и выполнении различных вариантов двигательных действий), трудовому воспитанию (физической подготовке к труду и вооружение специальными умениями и навыками), эстетическому воспитанию (пониманию прекрасного, развитию чувства красоты, гармонического развитого человеческого тела, движений и умения воплощать ее в двигательной деятельности, пониманию музыки и ее взаимосвязи с движениями и т.п.).

22. К воспитательным задачам относится формирование организаторских навыков, судейских знаний и умений для проведения занятий физическими и спортивными упражнениями (средние и старшие классы).


становится возможным при правильной постановке ФВ в связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием.

С умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе ФВ оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой ФУ, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе ФВ составляют необходимое условие для нормального умственного развития. В результате осуществления оздоровительных задач ФВ повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

С нравственным. С одной стороны, правильно организованное ФВ способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по ФВ.

С эстетическим. Занятия ФУ создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Связь эстетического и ФВ основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

С трудовым. Систематические занятия ФУ формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие.

ТМФВ является одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя ФК, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач ФВ.

Источниками возникновения и развития теории и методики ФВ являются:

1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности ФВ и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

2) практика ФВ. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику ФВ к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования ФК в стране;

5) результаты исследований как в области теории и методики ФВ, так и в смежных дисциплинах.

П. Ф. Лесгафт (1837-1909).

С 1861г, окончив медико-хирургическую академию, начал разрабатывать основы теории развития человеческого организма.

1874 – статья по вопросам гимнастики (говорилось об основах естественной гимнастики, главным образом с точки зрения влияния ее на организм).

1875 – уезжает в Европу

Его труды, написанные в последние годы:

1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста

2. Основы теоретической анатомии

3. Семейное воспитание

Начиная с 1874 руководил физическим воспитание учащихся военно-учебных заведений.

1894 – первым предложил открыть курсы, где мужчины и женщины занимались бы вместе.

Создал свою систему ФВ: основные положения теории ФВ:

1. Умственное и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо общества.

2. Важная задача Ф. образования – выработать умение сознательно воспринимать получаемый от упражнений результат, т.е. анализаторов.

3. Гармоническое развитие – правильное сочетание умственной и физической сил человека., их непрерывная связь.

4. Постепенное последовательное напряжение в упражнении с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Выпускники колледжей первоначально поддерживали связь со студенческими спортивными клубами, а в н. XIX в. стали создавать любительские клубы и проводить соревнования между ними. В Англии начиная с 30-х гг. между командами учащихся школ регулярно проводились соревнования по бегу, прыжкам и спортивным играм. В 40-е гг. ФВ, осуществляемое посредством спорта и игр, уже было включено в число обязательных предметов некоторых учебных заведений, а затем и всех школ.

1. К с. XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного ФВ и спорта.

2. В развитии ФВ в мире выделяются два направления – гимнастическое и спортивно-игровое. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт ФВ за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации ФУ, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.

3. В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

4. Организованные формы ФВ и спорта в основном практиковались среди молодежи с целью ее военно-физической подготовки.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины изменения форм ФК в начале Нового времени по сравнению со средневековым?

2. Вклад прогрессивных буржуазных мыслителей в разработку теории школьного ФВ?

3. Причины возникновения национальных гимнастических систем?

4. Особенности немецкого, шведского, сокольского и французского направлений ФВ.

5. Формирование спортивно-игрового направления ФВ.

6. Особенности развития ФКиС в начале Нового времени.

Лекция 6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ

План:

1. Новые зарубежные системы ФВ в.п. XIX – н. XX в.




Выпускники колледжей первоначально поддерживали связь со студенческими спортивными клубами, а в н. XIX в. стали создавать любительские клубы и проводить соревнования между ними. В Англии начиная с 30-х гг. между командами учащихся школ регулярно проводились соревнования по бегу, прыжкам и спортивным играм. В 40-е гг. ФВ, осуществляемое посредством спорта и игр, уже было включено в число обязательных предметов некоторых учебных заведений, а затем и всех школ.

1. К с. XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного ФВ и спорта.

2. В развитии ФВ в мире выделяются два направления – гимнастическое и спортивно-игровое. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт ФВ за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации ФУ, созданы новые спортивные снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время.

3. В ряде стран оформляются контуры современных видов спорта, создаются первые национальные физкультурно-спортивные организации, начинают проводиться национальные соревнования. Возникла необходимость в создании правил, положений соревнований. Все это создало благоприятную почву для зарождения международного спортивного движения.

4. Организованные формы ФВ и спорта в основном практиковались среди молодежи с целью ее военно-физической подготовки.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины изменения форм ФК в начале Нового времени по сравнению со средневековым?

2. Вклад прогрессивных буржуазных мыслителей в разработку теории школьного ФВ?

3. Причины возникновения национальных гимнастических систем?

4. Особенности немецкого, шведского, сокольского и французского направлений ФВ.

5. Формирование спортивно-игрового направления ФВ.

6. Особенности развития ФКиС в начале Нового времени.

Лекция 6. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ВО ВТОРОЙ ПЕРИОД НОВОЙ ИСТОРИИ

3. Значение ФВ школьников:

1.Создает прочный фундамент гармоничного ФР и
здоровья для успешного формирования
производственно-трудовых, воинских и родительских
навыков.
2. Обеспечивает высокий уровень физической и
умственной работоспособности.
3. Помогает рационально использовать досуг.
4. Последовательно повышает нравственную,
интеллектуальную, эстетическую и трудовую
культуру подрастающего поколения.

4. Правовая основа ФВ школьников

9.
Стандарт
устанавливает
требования
к
результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу
начального общего образования:
личностным,
включающим
готовность
и
способность
обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ
гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, а также систему основополагающих
элементов научного знания, лежащих в основе современной научной
картины мира.

7. Возрастная периодизация школьников

ПЕРИОДЫ
Год
жизни
8
По биологическим признакам
По педагогическим
соображениям
мальчики
девочки
Второе детство
Второе детство
Младший школьный
возраст
(1-4 классы)
Подростковый
возраст
Средний школьный
возраст
(5-9 классы)
9
10
11
12
13
14
Подростковый
возраст
15
16
17
18
Юношеский
возраст
Юношеский
возраст
Старший школьный
возраст
(10-11 классы)

8. ЦЕЛЬ ФВ школьников - формирование физической культуры личности по средствам физкультурной деятельности (А.П.Матвеев)

ЦЕЛЬ ФВ школьников формирование физической культуры
личности по средствам физкультурной
деятельности (А.П.Матвеев)
• 1-4 классы – с общеразвивающей
направленностью;
• 5-9 классы – с общеприкладной
направленностью;
• 10-11 классы – с профессионально-прикладной и
оздоровительно-корригирующей
направленностью.

10. В процессе физического воспитания в школе решается комплекс задач:

• Воспитательные (сформировать сознательное и
активное отношение к физической культуре, как средству
оздоровления),
• Обучающие (главная - сформировать программные
умения и навыки),
• Оздоровительные (главная - удовлетворить
естественную биологическую потребность учащихся в
движении, повысить уровень физической подготовленности и
физического здоровья).

11. Особенности ФВ в школе

Физическая культура
является основным предметом, который
изучается как учебная дисциплина и дает
аттестацию (оценку) в аттестат зрелости.
Обязательный и равноправный предмет в
учебном плане школы.
Это закреплено Уставом школы, Положением о школе.

12. Особенности ФВ в школе

13. Особенности ФВ в школе

На изучение ФК выделается 3 академических часа
в неделю.
Базовая часть содержания ФК в школе
составляет основу общегосударственного
стандарта.
Вариативная часть физической культуры
обусловлена необходимостью учета
индивидуальных способностей детей,
региональных, национальных и местных
особенностей работы школы.

14. Распределение часов по ФВ (на примере программы В.И.Ляха)

Возраст
Часть программы
Базовая
часть
Вариативная
часть
1-4 кл.
52 часа
5-9 кл.
48 часов
10-11 кл.
42 часа
78 часов
72 часа
63 часа
16 часов
20 часов
26 часов
24 часа
30 часов
39 часов

15. Особенности ФВ в школе

16. Особенности ФВ в школе

Физическая культура
взаимодействует
с природными факторами (солнцем,
воздухом, водой),
с материально-технической базой,
с климатическими условиями.

17. Особенности ФВ в школе

Физической культурой
занимаются все дети, но они
распределены на группы:
-основную (здоровые дети);
-подготовительную (дети после заболеваний);
-специальную медицинскую (дети с хроническими
заболеваниями).

18. Особенности ФВ в школе

В основной группе
(здоровые дети осваивают
программы по ФК на основе
ФГОС, с учетом
синсетивных периодов
развития физических
качеств)

19. Особенности ФВ в школе

20. ФВ в СМГ

21. Особенности ФВ в школе

22. Особенности ФВ в школе

23. Особенности ФВ в школе

24. Средства ФВ школьников

1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
Традиционные
Подвижные игры
Спортивные игры
Легкоатлетические упражнения
Гимнастика
Лыжная подготовка
Плавание
Единоборства
Туристическая подготовка
Нетрадиционные
Национальные виды спорта и игры
Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)
Пластик-шоу
ППФП, полоса препятствий
Детская Йога
Йога
Ритмическая гимнастика,
Шейпинг
Атлетическая гимнастика

25. Гимнастика

26. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ

28. ПЛАВАНИЕ В ШКОЛЕ

31. Структура урока – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания урока

Первый уровень:
последовательность частей урока
Второй уровень:
последовательность физических
упражнений
Третий уровень:
последовательность действий
педагога и занимающихся

Требования к современному уроку ФК
1. Достижение конкретности и чёткости формулирования задач и обеспечение
комплексности их решения.
2. Адекватность подбора средств для решения педагогических задач.
3. Необходимость учёта имеющегося передового научно-практического опыта.
4. Дифференциация и индивидуализация обучения.
5. Достижение высокой моторной плотности (70-80 %).
6. Оценка деятельности учащихся по темпам индивидуального прироста.
7. Обязательность наличия домашних заданий и контроля за их выполнением.
8. Обеспечение соответствия МТБ школы основным требованиям стандарта.
9. Организация работы по привитию навыков самостоятельного приобретения
знаний по ФК.
10. Необходимость реализации в ходе урока межпредметной интеграции.

33. Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия:

1). дни здоровья и спорта,
2). подвижные игры и соревнования,
3). спортивные праздники,
4) спартакиады, туристические слеты,
походы.

34. Оптимальная недельная модель школьного физического воспитания

Уроки
ФК
Домашние
задания по
ФК
двигательного
содержания
Гимнастика
до занятий
З х 45
=
135
мин
4 х 20
=
80 мин
6 х 15
=
90 мин
17,2
%
10,2
%
11,4
%
Утренняя
гимнастика
Час
здоровья
7 х 15 3 х 40
=
=
105 мин
120
мин
13,4
%
15,3
%
Самостоятельные
тренировочные
занятия
Внеклассные
формы
Суммарная
величина
всех форм
ШФВ
3 х 40
=
120 мин
3 х 45
=
135 мин
785
мин
15,3
%
17,2
%
100
%
785 мин : 45 мин ~ 17,4 акад.час / нед.
17,4 акад.час : 7 дн. = 2,5 акад.час /день (соответствует примерной норме
двигательной активности школьника)

36. Оценка успеваемости по Физической культуре учитывает:

1) знания,
2) технику владения
программным материалом,
3) физкультурно-оздоровительную
деятельность,
4) спортивную деятельность,
5) уровень развития двигательных
способностей.

39. Формы проверки успеваемости по ФК:

1.Экзамен:
теоретическая часть,
практическая часть
2.Олимпиада:
Тесты по теории,
Практические задания по видам спорта

40. 3.ВФСК ГТО (1- 5 ступени)

Виды испытаний (тесты) включают:
- Челночный бег 3х10м, бег 30м, 60м
- Бег на 1000 м,
-Подтягивание из виса на перекладине,
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу,
- Поднимание туловища из положения лежа
на спине (кол-во раз),
- Прыжок в длину с места, с разбега,
-Наклон вперед из положения стоя.
Тесты по выбору
- Метание мяча,
- Бег на лыжах 1км, 2 км
-Плавание
ступень
возраст
1
6-8 лет
2
9-10 лет
3
11-12 лет
4
13-15 лет
5
16-17 лет

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Основные понятия теории физического воспитания

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин "физическое развитие" включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка - профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура - часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

2. Развитие теории ВФ ребенка.

ТФВ изучает цель, задачи, принципы, формы, средства ФВ; показывает связь ФВ с другими науками, другими видами воспитания (умственное, нравственное); раскрывает принципы и методы обучения физ.упражнениям; уделяет внимание формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, различных форм планирования, различных форм занятий; выявляет специфику ФВ детей дошкольного, школьного, подросткового и т.д. возраста и пожилых людей.

Связь ТФВ с другими науками

ТФВ связана с естественными, общественными и педагогическими науками. Естественные (анатомия, физиология, гигиена, биомех., биохим.). ЕН составляют естественнонаучную основу ТФВ. Учение Сеченова и Павлова позволяют проникнуть в закономерность формирования двигательных навыков и развитие физических качеств, что помогает правильно строить процесс воспитания и обучения.

Биомеханика позволяет изучить технику физ.упр., оценивать качества их выполнения, намечать методы исправления ошибок и достижения наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

Биохимия – науки, изучающая химические процессы в организме человека, в частности в мышцах под влиянием физ.упр. позволяя совершенствовать методику их проведения.

Психология и педагогика позволяют узнать возрастные и индивидуально-психологические особенности человека, что способствует правильному подбору методов и приемов обучения и воспитания для достижения результатов.

Вывод: ТФВ тесно связана с естественными, общественными и педагогическими науками, которые используют для обоснования и подбора средств, методов обучения движения разработки, методики проведения занятия, правильного подбора методов и приемов в соответствии с психологическими и возрастными особенностями личности.

Из истории развития ТФВ

Научные основы ФВДДВ

ТФВДДВ – наука об общих закономерностях ФВ ребенка. методической основой теории является учение К.Д. Ушинского, П.Ф. Лезгафта, Гориневского, Аркина.

ТФВДДВ имеет общий предмет изучения с общей теорией ФВ, вместе с тем специализируется на изучении закономерностей физического воспитания ребенка во всех его возрастных периодах (от рождения до 7 лет). А значит, теория познает общественные закономерности управлением развития ребенка в процессе воспитания и обучения. Изучение особенно каждого возрастного периода, обобщение научных данных и практический опыт определяют задачи ФВ, раскрывают их сущность, определяют наиболее действенные ср-ва и методы целесообразной формы организации всего процесса ФВ. Важной задачей ФВДДВ является формирование здорового, крепкого, закаленного жизнерадостного и инициативного ребенка, хорошо владеющего собственными движениями, любящего физ.упр., самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и активной творческой деятельности в последующие годы. На основании результатов научных исследований ТФВДДВ учитывает психофизические возможности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Методы исследования в теории физического воспитания.

Теория и методика физического воспитания как интеграционная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук - социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Исследование начинается с краткого введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, цель, научная новизна и практическая значимость исследования, его предмет и объект, гипотеза и задачи эксперимента.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и осмыслении теоретической и научно-практической литературы. Обобщение и анализ литературных источников позволяют глубже понять проблему физического воспитания. Наиболее широко применяются методы педагогического исследования, которые рассмотрим подробнее.

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии деятельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педагогического процесса.

Наблюдение может быть непосредственным, опосредованным, открытым, скрытым. Оно специально организуется, при этом разрабатывается система фиксации фактов, включающая в себя наблюдение за деятельностью педагога и ребенка. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужденной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. В процессе наблюдения рекомендуется использовать разнообразные методы регистрации наблюдаемого: видео, аудиозаписи, фото и киносъемка и т.д.

Учитываются параметры движения, функционального состояния организма, хронометраж отдельных видов деятельности. Например: измеряются показатели психофизических качеств, физической подготовленности; проводится измерение: жизненной емкости легких посредством спирометрии; мышечной силы рук - ручным динамометром; временных показателей по отдельным частям тела при выполнении различных форм организации двигательной деятельности - секундомером и т.д. Таким образом, в теории физического воспитания используются инструментальные и безынструментальные средства измерений разных физиологических и психофизиологических состояний.

Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, количество участников, качество наблюдения.

Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей. Возможна стенография беседы помощником (воспитателем или кем-то из сотрудников дошкольного учреждения).

Результаты беседы могут быть представлены таблицами. Возможна математическая обработка се результатов.

Анкета как метод исследования

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Изучение документации и продуктов деятельности

Этот метод широко используется в исследованиях по физическому воспитанию. Изучается документация, система планирования и учета разнообразных форм двигательной деятельности. Изучаются данные физического развития, физической подготовленности, техники выполнения тех или иных движений ребенком и т.д.

Педагогический эксперимент - организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, его знаний, интереса к намеченной проблеме, умения четко определить цель, продуманности системы и серьезного осмысления поставленных задач.

Педагогический эксперимент обычно состоит из констатирующего, формирующего и итогового. Каждый этап эксперимента имеет свои задачи.

В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте - разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.

В заключительной, или итоговой, части экспериментальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физическому воспитанию в практике детских учреждений.

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора.

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

5. Физические упражнения – основное средство физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

Читайте также: