Вспомните статью раскольникова о преступлении в чем суть теории раскольникова о двух разрядах кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главный герой романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” недоучившийся студент Родион Романович Раскольников идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов XIX века. В сентябре 1865 г. в письме к главному редактору журнала “Русский вестник” М. Н. Каткову, где позднее было опубликовано “Преступление и наказание”, Достоевский следующим образом изложил основное содержание романа: “Молодой человек, исключенный из студентов университета,

мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. “Она никуда не годна”, “для чего она живет?”. “Полезна ли она хоть кому-нибудь?” и т. д. – Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.

убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства – притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”, чем уже, конечно, “загладится преступление”.
На основе этих носящихся в воздухе “недоконченных идей” Раскольников создает свою собственную довольно стройную теорию. Он так излагает ее основы: “…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными.

По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и много различны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего.

Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, – это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление… Впрочем, тревожиться много нечего: масса никогда почти не признает за ними этого права, казнит их и вешает (более или менее)… Первый разряд всегда – господин настоящего, второй разряд – господин будущего.

Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать”.
Однако при столкновении с живой жизнью теория двух разрядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разоблачения Раскольников пересматривает если не саму теорию, то свое место в ней: “…Он с омерзением почувствовал вдруг, как он ослабел, физически ослабел.
“Я это должен был знать, – думал он с горькою усмешкой, – и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. Я обязан был заранее знать… Э! Да ведь я же заранее и знал. ” – прошептал он в отчаянии.
Порою он останавливался неподвижно перед какою-нибудь мыслию:
“Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается. Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!”
Одна внезапная посторонняя мысль вдруг почти рассмешила его:
“Наполеон, пирамиды, Ватерлоо – и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью, – ну каково это переварить хоть бы Порфирию Петровичу. Где ж им переварить. Эстетика помешает: “полезет ли, дескать.

Раскольников же пытается определить, где же он сделал ошибку: “Старушонка вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха пожалуй что и ошибка, не в ней и дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я. не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…

Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается”. Принцип, через который пытается переступить Родион Романович, – это совесть.

Стать “властелином” ему мешает всячески заглушаемый зов добра. Раскольников все больше думает о раскаянии, и не случайно заставляет Соню Мармеладову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, любовь к Соне в конце концов побуждает его донести на самого себя, признаться в двойном убийстве.

Однако и на каторге Раскольников все еще уверен, что теория двух разрядов людей правильна, просто он себя ошибочно не к тому разряду отнес, за что и расплачивается. Лишь приезд Сони и новое обращение к Евангелию побуждают Родиона в корне пересмотреть всю прежнюю жизнь и отказаться от следования теории, рассматривающей большинство человечества только как материал для немногочисленных наполеонов. Раскольников приходит к христианским моральным ценностям, и в финале эпилога “Преступления и наказания” “начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”. В этом новом мире
христианской нравственности для теории двух разрядов людей уже нет места.

Ниже представлено краткое содержание статьи Раскольникова "О преступлении", суть и смысл статьи, ее роль в развитии сюжета романа.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Статья Раскольникова "О преступлении": краткое содержание, смысл, суть


История написания и публикации статьи

За полгода до совершения преступления бедный студент-юрист Раскольников пишет статью под названием "О преступлении". Молодой человек относит статью в одну из петербургских газет "Еженедельная речь". Однако эта газета вскоре закрывается и Раскольников теряет надежду на, что статью опубликуют:

". я действительно написал, полгода назад, когда из университета вышел, по поводу одной книги, одну статью, но я снес ее тогда в газету "Еженедельная речь", а не в "Периодическую"." (часть 3 глава V)

За два месяца до преступления статья Раскольникова неожиданно появляется в газете "Периодическая речь" (это издание объединилось с закрывшейся "Еженедельной речью" и унаследовало ее материалы). Судя по всему, редакторам понравилась смелая статья Раскольникова, поэтому они решили ее напечатать:

Это правда-с; но, переставая существовать, "Еженедельная речь" соединилась с "Периодическою речью", а потому и статейка ваша, два месяца назад, явилась в "Периодической речи"." (часть 3 глава V)

В это время сам Раскольников не догадывается, что его статья опубликована. Он также не подозревает, что статью уже прочитал следователь Порфирий Петрович. Конечно, статья не могла не насторожить такого умного, проницательного следователя, как Порфирий:

"Два месяца назад имел удовольствие в "Периодической речи" прочесть." (Порфирий о статье, часть 3 глава V)

Раскольников узнает о публикации статьи от самого Порфирия, когда вскоре после преступления Раскольников и Разумихин приходят в гости к Порфирию. Статья была опубликова без упоминания полного имени автора, Порфирий Петрович установил личность автора через своего знакомого, редактора той газеты:

В ходе первой встречи Порфирий Петрович расспрашивает Раскольникова о сути его статьи. Молодой человек понимает, что его литературное произведение вышло очень невовремя и может вызвать подозрения.

Краткое содержание статьи Раскольникова "О преступлении"

Текст статьи "О преступлении" в романе не приводится, однако ее смысл и краткое содержание можно понять из первой беседы Раскольникова и Порфирия Петровича. Текст этой беседы можно найти в части 3 глава V.

В своей статье Раскольников описывает психологическое состояние преступника в ходе преступления, а также излагает свою теорию о двух рязрядах людей.

По мнению Раскольникова, люди делятся на два разряда — "низший разряд" ("обыкновенные люди", "материал") и "людей, которые двигают мир" ("собственно люди", "Наполеоны"). Именно эта теория становится причиной преступления Раскольникова.

Следователь Порфирий Петрович пересказывает суть статьи Раскольникова так:

"Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на то, что существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут. то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан." (часть 3 глава V)

"Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные." (часть 3 глава V)

"Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово." (часть 3 глава V)

". первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными." (часть 3 глава V)

"Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте. В этом только смысле я и говорю с моей статье об их праве на преступление. " (часть 3 глава V)

"Первый разряд всегда — господин настоящего, второй разряд — господин будущего. Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те, и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Одним словом, у меня все равносильное право имеют. " (часть 3 глава V)

". но что действительно оригинально во всем этом, — и действительно принадлежит одному тебе, к моему ужасу, — это то, что все-таки кровь по совести разрешаешь, и, извини меня, с таким фанатизмом даже. В этом, стало быть, и главная мысль твоей статьи заключается. Ведь это разрешение крови по совести, это. это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное. " (часть 3 глава V)

Следователь Порфирий Петрович считает статью Раскольникова нелепой, фантастичной и мрачной, но при этом искренней и смелой:

"Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния; она мрачная статья-с, да это хорошо-с. Статейку вашу я прочел, да и отложил, и. как отложил ее тогда, да и подумал: "Ну, с этим человеком так не пройдет!" Ну, так как же, скажите теперь, после такого предыдущего не увлечься было последующим! Ах господи!" (Порфирий — Раскольникову, часть 6 глава II)

Статья Раскольникова становится одной из "косвенных улик", помогающих Порфирию Петровичу расследовать дело:

"А как начали мы тогда эту вашу статью перебирать, как стали вы излагать — так вот каждое-то слово ваше вдвойне принимаешь, точно другое под ним сидит! Ну вот, Родион Романыч, таким-то вот образом я и дошел до последних столбов. " (Порфирий — Раскольникову, часть 6 глава II)

Это было краткое содержание статьи Раскольникова "О преступлении", ее суть и смысл, ее роль в развитии сюжета романа, история написания и публикация статьи.

Мотивы преступления лежат в преступном, безобразном состоянии
мира, который вызывает у Раскольникова отвратительные чувства,
из этих чувств рождаются мысли, каждая из которых стремится к одному
из полюсов, затем в результате борьбы двух противоположных идей
побеждает идея Наполеона, идея власти.

Раскольников хотел доказать, что он настоящая личность, как Наполеон,
поэтому и совершил убийство.
Эта его теория, философская идея, которая оправдывает преступления
вообще.
Суть её доносится сначала в статье, которую Раскольников написал
еще за год до совершенного преступления, затем в его размышлениях
и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Раскольников убежден, что все люди разделяются на два разряда:
на низший (людей обыкновенных) , то есть на материал, служащий
для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных,
имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.
"Обыкновенные люди - это те, которые живут в послушании, это
"твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными
презрения.
"Необыкновенные" люди - разрушители. Это сильные люди. От имеют право
преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит-перешагивать
через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон,
Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью.
Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами.
Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе,
желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне:
"Мне надо было узнать тогда.. . вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я
переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?
Тварь ли я дрожащая или право имею? ".

два типа людей есть да. но расколников пренадлежит к той группе которых можно мочить без угрызения совести.
по моей теории есть два типа людей сейчас. первый типо это люди бабла. которые прендледат деньгам. и за них все делают. а второй типо людей это люди бога которые все делают по совести.
а число дьявола на руке и на голове ето ни что иное как число (сумма) денег которую задумает человек. а потом руками эту сумму отрабатывает.

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.

Суть теории Раскольникова

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы, резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Причины преступления

Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:

Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:

При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:

— Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
— Это человек-то вошь!
— Да ведь и я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру. Это всё не то; ты справедливо говоришь. Совсем, совсем, совсем тут другие причины. Я давно ни с кем не говорил, Соня. Голова у меня теперь очень болит.
— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

Крах теории Раскольникова

Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:

О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:

Достоевский о теории Раскольникова

Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:

Д.И. Писарев о теории Раскольникова

— Что делаешь?
— Работу…
— Каку работу?
— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
— А ты в колодезь не плюй.
— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
— А тебе бы сразу весь капитал?
Он странно посмотрел на нее.
— Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.
— Часть 1, Глава III

Читайте также: