Педагогические идеи гегеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению влияния церкви на школу, к определенному повышению уровня образования. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, и по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но эту демократизацию еще предстояло осуществить на практике.

Педагогические идеи в философии

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Германии развивалось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название "немецкой классической философии". Его представители внесли особый вклад в развитие педагогики Нового времени. Классики немецкой философии, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И. Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и (что еще более важно) своими философскими теориями.

Иманнуил Кант (1724-1804), будучи профессором университета в Кенигсберге, читал курсы философии и педагогики. Он видел смысл философии в том, чтобы ввести человеческую волю и существование в русло законов, столь же непреложных, что и законы природы. Помышляя прежде всего о самоопределении личности, Кант особо занимался проблемой формирования высокого "нравственного чувства" - голоса совести, "внутреннего судьи".

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев "наукой о нравственности, долге и самообладании", которую приведет в соответствие с определенными, сложившимися до нее формами познания ("категорический императив").

Кант расценивал воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он – то, что делает из него воспитание". Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заключена величайшая тайна усовершенствования природы".

Мощный поток педагогической мысли в конце XVIII — первой трети XIX в. составили идеи классической философии. Ее представители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.-Г Фихте, Г.В.Ф. Гегель, внесли особый вклад в развитие педагогики. Эти мыслители повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и, что еще более важно, своей философией. Их педагогическое творчество перекликалось с собственно педагогическими течениями немецкого Просвещения.

И. Кант сыграл громадную роль в духовном становлении современной цивилизации. Он остро чувствовав принадлежность к возникавшему на волне Просвещения новому, еще хрупкому цивилизованному слою и свой долг просвещать юношество, давать образование всем, кто к нему стремится и кто намерен распорядиться им во благо людей. Подобный настрой хорошо подметил посетивший философа в 1789 г. российский ученый и писатель Н.М. Карамзин.

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев наукой о нравственности, долге и самообладании, которую затем приведет в соответствии с определенными, сложившимися ранее формами познания (категорическим императивом).

В кантианской интерпретации воспитание является прежде всего активностью и усилиями личности, при которых проявляется и укрепляется воля. Подобная педагогика воли предполагала сочетание принуждения и свободы, соблюдение определенной дисциплины, применение наказаний как условий уничтожения дикости в человеке, развития моральной культуры.

Наивысшее значение Кант придавал воспитанию нравственности. В нравственном воспитании им различались две стороны: отрицательная (дисциплина) и положительная (собственно воспитание).

Как писал Кант, дисциплинировать — значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека. не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Моральная культура должна основываться на принципах, но не дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое воспитывает способ мышления. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок привыкал действовать по принципам, а не по каким-нибудь влечениям. Принципы должны рождаться в самом человеке. При моральной культуре следует заранее стараться привить детям понятия о том, что хорошо и что плохо. Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной. Первая забота при моральном воспитании — выработать характер. Характерэто способность действовать по принципам. Сначала это принципы школы, затем принципы человечества.




Шлейермахер высказывался за обновление содержания образования за счет усиления преподавания родного языка, математики, природоведения. Он возражал против унижающих воспитанников наказаний. Основной целью воспитания считал достижение духовного единства детей.

Фихтовское философское учение Я с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимости, активности человеческой личности. Ученый противился повторению чужих идей и взглядов — мертвого образа. Его идеалом было жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Фихте рассматривал воспитание как путь осознания немцами себя как единой нации. Он подчеркивал, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее — культурой общечеловеческой.

Заметный толчок развитию педагогической мысли дали философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В рамках немецкого Просвещения Гегель склонялся к педагогическим идеям неогуманизма.

Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания. (Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию.) Воспитание по сути рождает разумное, духовное существо. Таковым человек становится из самого себя, т.e. формируется сам. Подобный процесс самопорождения является чередой отрицания прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть трудная, раздражающая борьба с самим собой.

В воспитании Гегель, подобно Канту, выделял две стороны: обучение и дисциплину. Последнее формирует чувство подчинения для преодоления детской дерзости и нескромности. Но дисциплина не должна подавлять рефлексию, чувство собственного достоинства личности.

Гегель пытался совместить историю воспитания и человеческой цивилизации. Он усматривал в развитии индивида отражение конкретно-исторического процесса. (Каждый человек – сын своего времени и своего народа.) Это не означало обреченности человека на пассивное существование. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой. Как полагал Гегель, в процессе познания человек создает почву бытия, собственную культуру. Процесс развития личности по сути одновременно есть овладение культурой и воспитание.

Мощный поток педагогической мысли в конце XVIII — первой трети XIX в. составили идеи классической философии. Ее представители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер, И.-Г Фихте, Г.В.Ф. Гегель, внесли особый вклад в развитие педагогики. Эти мыслители повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и, что еще более важно, своей философией. Их педагогическое творчество перекликалось с собственно педагогическими течениями немецкого Просвещения.

И. Кант сыграл громадную роль в духовном становлении современной цивилизации. Он остро чувствовав принадлежность к возникавшему на волне Просвещения новому, еще хрупкому цивилизованному слою и свой долг просвещать юношество, давать образование всем, кто к нему стремится и кто намерен распорядиться им во благо людей. Подобный настрой хорошо подметил посетивший философа в 1789 г. российский ученый и писатель Н.М. Карамзин.

Кант считал, что разумной жизни, личной свободы и спокойствия личность может добиться, овладев наукой о нравственности, долге и самообладании, которую затем приведет в соответствии с определенными, сложившимися ранее формами познания (категорическим императивом).

В кантианской интерпретации воспитание является прежде всего активностью и усилиями личности, при которых проявляется и укрепляется воля. Подобная педагогика воли предполагала сочетание принуждения и свободы, соблюдение определенной дисциплины, применение наказаний как условий уничтожения дикости в человеке, развития моральной культуры.

Наивысшее значение Кант придавал воспитанию нравственности. В нравственном воспитании им различались две стороны: отрицательная (дисциплина) и положительная (собственно воспитание).

Как писал Кант, дисциплинировать — значит обезопасить себя от того, чтобы животная природа человека. не шла в ущерб его чисто человеческим свойствам. Моральная культура должна основываться на принципах, но не дисциплине. Последнее предотвращает злоупотребления, первое воспитывает способ мышления. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок привыкал действовать по принципам, а не по каким-нибудь влечениям. Принципы должны рождаться в самом человеке. При моральной культуре следует заранее стараться привить детям понятия о том, что хорошо и что плохо. Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной. Первая забота при моральном воспитании — выработать характер. Характерэто способность действовать по принципам. Сначала это принципы школы, затем принципы человечества.

Шлейермахер высказывался за обновление содержания образования за счет усиления преподавания родного языка, математики, природоведения. Он возражал против унижающих воспитанников наказаний. Основной целью воспитания считал достижение духовного единства детей.

Фихтовское философское учение Я с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимости, активности человеческой личности. Ученый противился повторению чужих идей и взглядов — мертвого образа. Его идеалом было жизненно действенное знание, которое позволяет объяснить мир. Фихте рассматривал воспитание как путь осознания немцами себя как единой нации. Он подчеркивал, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее — культурой общечеловеческой.

Заметный толчок развитию педагогической мысли дали философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В рамках немецкого Просвещения Гегель склонялся к педагогическим идеям неогуманизма.

Гегель утверждал, что человек является продуктом истории и что разум и самопознание — результат деятельности человеческой цивилизации. Гегель отводил человеку роль творца и созидателя. Он крайне высоко оценивал преобразующую роль воспитания. (Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию.) Воспитание по сути рождает разумное, духовное существо. Таковым человек становится из самого себя, т.e. формируется сам. Подобный процесс самопорождения является чередой отрицания прежнего с частичным удержанием предыдущего. Воспитание есть трудная, раздражающая борьба с самим собой.

В воспитании Гегель, подобно Канту, выделял две стороны: обучение и дисциплину. Последнее формирует чувство подчинения для преодоления детской дерзости и нескромности. Но дисциплина не должна подавлять рефлексию, чувство собственного достоинства личности.

Гегель пытался совместить историю воспитания и человеческой цивилизации. Он усматривал в развитии индивида отражение конкретно-исторического процесса. (Каждый человек – сын своего времени и своего народа.) Это не означало обреченности человека на пассивное существование. Напротив, благодаря воспитанию личность активно участвует в культурной жизни общества, формируется во взаимодействии с окружающей средой. Как полагал Гегель, в процессе познания человек создает почву бытия, собственную культуру. Процесс развития личности по сути одновременно есть овладение культурой и воспитание.

Активные процессы формирования социально-экономических и политических процессов в Европе, связанных с новым уровнем капиталистического производства, не могли не повлиять на все сферы жизни общества, в том числе на развитие науки, образования и культуры в целом. Германия как одна из наиболее динамично развивающихся стран в ХVI – XVII веках закономерно заняла лидирующие позиции во многих областях общественно-политической мысли, включая прежде всего философию, педагогику, образование, оказавшие серьезное влияние на многие страны. Не стала исключением и Российская Империя, на многие десятилетия сформировавшая перспективы своего развития в гуманитарных областях на немецкую классическую философию и нравственные ценности неогуманизма. С этих позиций в условиях модернизации всей образовательной системы современной России, включая не только организационные, но и содержательные компоненты, изучение классического наследия немецких философов и педагогов является одной из актуальных теоретико- методологических и познавательно-научных проблем.

(Примечание. Другими словами, является ли душа человека чистой номинальностью (именем) для обозначения некой совокупности качеств - навыков и физиолопсихологических качеств.)

Положительно на этот вопрос отвечали филантрописты. Или же, напротив, душа является процессуальной целостностью всех своих свойств и способностей, но не сводима ни к одной из них и существует только в качестве их целостности? Причем существует именно так, что о самих этих свойствах души можно говорить лишь в контексте целого. Подобный подход более соответствовал духу педагогики неогуманизма.

(Примечание. В этом случае душа предстает как "реальность идеи человека", пусть и не выраженная материально.)

Филантропизм, основываясь на первом способе решения вопроса соответственно принципам английского эмпиризма, проводил в жизнь прагматические тенденции в педагогике: способности следует развивать посредством обучения; душу-вещь развивать посредством воспитания. Таким образом закладывались основы разделения обучающей и воспитывающей функций образования (хотя не исключалось и взаимодействие между ними). Второй подход был сформирован в рамках немецкой классической философии и явился наиболее развитой формой теоретического выражения идеи классического образования в том виде, в каком ее представляла неогуманистическая педагогика. Возможность единства обучающего и воспитательного моментов образования при этом виделась в построении такого типа учебно-педагогической деятельности, образующим ядром которой явился бы процесс внутренних изменений, претерпеваемых личностью молодого человека при соответствующим образом организованном отношении к классическому наследию прошлого.

Литература

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Становление национальных образовательных систем Германии. Педагогические идеи в философии Канта под влиянием руссоизма. Философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Классики педагогики XIX столетия. Метод элементного образования Песталоции.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.12.2011
Размер файла 25,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Общий взгляд

образовательный кант руссоизм гегель

Вершинами педагогической мысли XIX столетия стали идеи немецкой классической философии, творчество И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Г. Спенсера. Произошло становление национальных образовательных систем.

В XIX в., как никогда остро, проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению уровня общего образования. С другой стороны, значительная часть населения Запада оставалась без какого-либо образования, по-прежнему клерикалы пользовались заметным влиянием в школе. Важная часть программы демократизации школы к концу века была оформлена законодательно, но практически эту демократизацию еще предстояло осуществить.

2. Педагогические идеи в философии

В конце XVIII - первой половине XIX в. в Германии развивалось философское движение, выдвинувшее на первый план диалектику как теорию и метод познания действительности. В истории науки это движение получило название «немецкой классической философии

Заметным толчком в развитии педагогической мысли явились философские труды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Ницше выделял проблему элитарного воспитания - талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Важным условием успеха называл руководство таланта гениальным наставником (особенно на высшей ступени образования).

3. Классики педагогики XIX столетия

Эпоха нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в ряд классиков науки о воспитании и образовании. В их числе следует прежде всего назвать И.Г. Песталоцци, И.Ф Гербарта, Ф.В.А. Фрёбеля, Ф.А.В. Дистервега.

И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами воспитывался в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, никогда не пасовавший перед преследовавшими его неудачами.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткац-ких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение). В сущности, это была попытка соединить обучение и производственную практику.

В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.

В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где с особой тщательностью организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного умственного, нравственного и физического воспитания.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновляет педагогическую работу - поначалу в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805-1826).

Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов.

Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как на генераторы научных педагогических идей.

Путем реализации своей педагогической теории Песталоции разработал метод элементного образования. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые, по его убеждению, заложены в каждом ребенке. Песталоцци разделил педагогический процесс на простейшие элементы. Число, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений, умение ударить, кинуть и пр. - как элементы физического и трудового воспитания и т.д. Указанные элементы Песталоцци предложил сделать первоосновой разностороннего развития личности.

Метод элементного образования - это определенная система развития способностей и упражнений. Метод предполагал взгляд на обыденное как на нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои физические силы и способности.

Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци прежде всего в содержании элементных понятий. Так, программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов:

ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.

Песталоцци оказал заметное влияние на западноевропейскую (особенно немецкую) педагогику XIX столетия (Ф.В.А. Фрёбель, И.Ф. Гербарт, Ф.А.В. Дистервег).

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) - философ, психолог, математик - один из выдающихся педагогов XIX века.

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т. н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Главный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и пр.

Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Он предложил шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в. Ему последовал, например, ряд немецких ученых, в частности Г. Циллер (1817-1882), В. Рейн (1847-1929).

Если объектом внимания И.Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866), сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии.

Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он - автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.

Однако, уже в середине 19 века это направление столкнулось с серьезными проблемами. В частности, в Англии подобная система образования вошла в противоречие с социальной потребностью в специализированном обучении и развитии естественнонаучного образования. В эти годы прошла дискуссия, в которой приняли участие выдающиеся английские естествоиспытатели (Фарадей, Тиндаль, Гершель) о необходимости развития в стране естественнонаучного образования.

Западноевропейский университет имеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились еще в Средние века. В XIX-XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.

Как бы то ни было, в XIX-XX веках на первый план университетского образования вышла наука, хотя в немецких университетах научные исследования выполнялись на высоком профессиональном уровне, в хорошо оснащенных лабораториях и подвергались бюрократическому регулированию, а в английских и французских они были частным делом заинтересованных в этом профессоров и студентов.

Подобные документы

Обучение и научная деятельность Иоганна Фридриха Гербарта. Сущность воспитания, его цели и задачи. Философские и психологические основы педагогики Гербарта. Ступени и ход обучения. Основные принципы, средства и методы нравственного воспитания Гербарта.

реферат [20,1 K], добавлен 16.12.2009

Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук. Феноменологическое понимание образовательных процессов. Историческое развитие философии образования как научной дисциплины. Философские основания его современной парадигмы.

реферат [52,3 K], добавлен 30.03.2011

Научно-педагогическая работа Я.А. Коменского "Великая Дидактика". Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до начала Великой Отечественной войны). Педагогика и советская школа в 1941-1960 годы. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского.

контрольная работа [72,1 K], добавлен 23.03.2015

Современная система образования в Германии. Основные особенности профессии "школьный учитель" в Германии. Средние брутто-зарплаты учителей. Общеобразовательные и специальные дисциплины. Признание иностранных дипломов. Подарки учителям в Германии.

презентация [3,0 M], добавлен 25.10.2016

Анализ образовательных систем современных стран (на примере систем Соединенных Штат Америки, Великобритании, Германии). Основные закономерности, специфические особенности и проблемы развития дошкольного, начального, среднего и высшего образования.

контрольная работа [31,5 K], добавлен 19.10.2010

Содержание проектов Кондорсе и Лепетье по реорганизации народного образования. Деятельность Центральной школы общественных работ в период термидорианской реакции. Педагогические идеи Канта, Гегеля и Локка. Ницше и проблема элитарного воспитания.

реферат [26,2 K], добавлен 18.11.2010

Система начального общего образования в РФ и Германии. Состояние действующей системы начального образования в Успенской общеобразовательной школе Татарского района. План-конспект интегрированных уроков русского языка с ИЗО и математики с конструированием.

Читайте также: