Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству философия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ответы на билеты по предмету: Право и юриспруденция (Пример)

Содержание

Ответьте на поставленные вопросы.

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

Выдержка из текста

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

И все. И знать, что этот сон — предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

Список использованной литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. М., 2010.

6. Спиркин А. Г. Философия: учебник для вузов. 2-е изд., стер. М.: Гайдарики, 2010.

Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека. Чувство собственного достоинстваэто переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам,

Проблема достоинства была освещена в этических тру­дах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануи­ла Канта. Кант утверждал, что человек как разумное суще­ство никогда не может быть лишь средством подобно про­стой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоин­ство — особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, та­ким образом, достоинство — родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону — это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными вле­чениями, находящейся в тисках необходимости. Чело­век причастен разуму и свободе, и это делает его достой­ным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человечес­кого отношения, должен обладать глубоким самоуваже­нием, признавать в себе существо с особым статусом в

Достоинство человека

бытии. При этом, утверждает великий моралист, каж­дый должен также признавать и уважать достоинство дру­гих людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагаю­щими для рационалистической этической мысли после­дних столетий. Кант основывает достоинство на разумно­сти как собственно человеческом качестве, и, будучи ав­тором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философ­ская западноевропейская традиция усматривает достоин­ство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, кото­рый выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает сво­бодой — вполне Божественной прерогативой — и способ­ностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смирен­ным и испытывать страх божий, и все же он обладает осо­бым достоинством и особой полнотой бытия: он соединя­ет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плот­скую материальную завершенность. В этом смысле чело­век даже выше ангелов, потому что те — только духи, а он — универсальное единство духа и материи, посюсторон­него и потустороннего, смерти и бессмертия.

Достоинство человека — в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно упо­требить свою свободу, добровольно протянув руку навстре­чу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной тра­диции достоинство человека понимается как его способ­ность подняться над детерминацией природными усло­виями, как способность возвыситься и стать над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить

Лекция 5

себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня, катящегося с горы, именно они дают нам право ува­жать и ценить себя.

Достоинство человека

давать человеческое в самом себе. Он испытывает глубо­кую ответственность перед собственной личностью.

Второе понимание достоинства — это акцентировка в первую очередь тех самых качеств надприродности и ду­ховно-психологической свободы, о которых говорит фи­лософия.

• Умение стойко и мужественно встречать выпадаю­
щие на твою долю испытания. Никто из нас не ограж­
ден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый мо­
жет потерять здоровье, близких, работу, те опоры, кото­
рые существуют в нашей жизни и без которых мы не
мыслим себя. Для любого человека может также встать
вопрос о некоем радикальном выборе, который потребу­
ет отказаться от многих благ, может возникнуть долг,
которого не было раньше — необходимость идти на вой­
ну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелоболь­
ным. Встретить такого рода испытания с достоинством
— это значит не растеряться, не впасть в истерику, не
начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это
значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее
гуманного и эффективного решения. Достоинство сохра-

__________________________________ Лекция 5

няет тот, кто после первого шока собирает свою волю в кулак и целеустремленно действует: воюет, трудится, уха­живает — выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает нена­видеть весь мир, не спивается и не впадает в безысход­ную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отрав­лять существование ни себе, ни другим.

Достоинство человека

одобрения. Достоинство — переживание более внутрен­нее, интимное, оно далеко не всегда нуждается, в демон­страции и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале обладание достоинством включает в себя все перечисленные нами понимания: это и чувство безуслов­ной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение обще­ства, связанное с умением заслужить хорошую репута­цию и поддержать свою честь. Исходным и фундамен­тальным моментом является, конечно, первое качество — ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момен­та: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и при­нятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

__________________________________ Лекция 5

Как сохранить достоинство?

Возможно ли, однако, сохранить собственное досто­инство — т. е. самоуважение и почтительное отношение к самому себе, когда мы выходим из сферы высоких фи­лософских размышлений в реальный мир, полный не­взгод, грязи, крови, насилия и унижений? Есть ли усло­вия, препятствующие и способствующие сохранению до­стоинства? Рассмотрим коротко эти вопросы.

В нашей стране за годы крутых социальных перемен незаслуженной бедностью оказалось униженным достоин­ство многих и многих людей: интеллигенции, крестьян,

Достоинство человека

Лекция 5

Здесь мы выходим за рамки разговора о том, в какой мере человек может повлиять на других людей и обще­ство, и неизбежно обращаемся к внутреннему миру, кото­рый все же является самостоятельным регионом бытия, особой сферой, отличной от внешней коммуникации и способной сохраняться в целостности несмотря ни на что.

Другой путь — это путь эскапизма, отказа от ориенти­ров и ценностей того общества, которое выплевывает сво­их членов либо подавляет их. Тот, кто страстно желает в полной мере черпать социальные блага, но не в состоя­нии их получить, очень страдает. Он обижен, разгневан, подавлен, чувствует себя несчастным, исходит бессиль­ной яростью и уже этим лишает себя достоинства. Он сам себе дает низкую цену, потому что страстно хочет

Достоинство человека

Практически в любых обстоятельствах человек может сохранить свое достоинство — внутреннюю самостоятель­ность, собственную точку зрения, оценки, суждения. Он всегда способен относиться определенным образом к сво­ему положению, к своим страданиям и лишениям, не сли­ваясь с ними. Если он добровольно не согласился быть безвольной вещью в чужих руках или игрушкой внешних сил, то он хотя бы внутренне может играть свою игру, быть себе на уме, существовать в пространстве своего соб­ственного, никому не доступного сознания и этим сохра­нять свое достоинство — продолжать воспринимать себя как личность и как ценность. Это возможно и в условиях конц­лагеря, и перед расстрелом, и при тяжелой мучительной болезни. Это, конечно, очень трудно, но это возможно.

У аргентинского писателя Борхеса есть рассказ о чело­веке, которого ведут на расстрел, а он думает о том, что не написал лучшего своего произведения, о котором меч­тал всю жизнь, и он молит Бога дать ему такую возмож­ность. Бог услышал его молитву. В последнее мгнове­ние, когда солдаты уже нажимали на курок, время вдруг остановилось, все замерло, и только один лишь узник сохранил способность действовать и двигаться. Он не­медленно принялся за свой труд. Он писал и писал, об­думывал и воплощал на бумаге обдуманное. Наконец его

_____________________ Лекция 5

труд пришел к концу. И как только автор поставил точ­ку, вечность уступила место времени, грянул выстрел, и наш герой был сражен. Он погиб в тот самый день и в тот самый час, который был назначен для его казни. У этого рассказа много смыслов, но один из них — метафо­ра человеческого достоинства: человек и за мгновение до насильственной, предписанной ему другими смерти мо­жет оставаться мыслителем и творцом — целой вселен­ной переживаний, стремлений, смыслов.

Конечно, гораздо лучше, когда наше достоинство не проходит страшных испытаний и не подвергается ущемле­нию, но, к сожалению, от ударов судьбы никто не ограж­ден, поэтому каждый должен быть готов сам позаботить­ся об автономности своей личности и о собственном до­стоинстве.

Понятие достоинства

Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека. Чувство собственного достоинстваэто переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам,

Проблема достоинства была освещена в этических тру­дах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануи­ла Канта. Кант утверждал, что человек как разумное суще­ство никогда не может быть лишь средством подобно про­стой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоин­ство — особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, та­ким образом, достоинство — родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону — это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными вле­чениями, находящейся в тисках необходимости. Чело­век причастен разуму и свободе, и это делает его достой­ным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человечес­кого отношения, должен обладать глубоким самоуваже­нием, признавать в себе существо с особым статусом в

Достоинство человека

бытии. При этом, утверждает великий моралист, каж­дый должен также признавать и уважать достоинство дру­гих людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагаю­щими для рационалистической этической мысли после­дних столетий. Кант основывает достоинство на разумно­сти как собственно человеческом качестве, и, будучи ав­тором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философ­ская западноевропейская традиция усматривает достоин­ство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, кото­рый выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает сво­бодой — вполне Божественной прерогативой — и способ­ностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смирен­ным и испытывать страх божий, и все же он обладает осо­бым достоинством и особой полнотой бытия: он соединя­ет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плот­скую материальную завершенность. В этом смысле чело­век даже выше ангелов, потому что те — только духи, а он — универсальное единство духа и материи, посюсторон­него и потустороннего, смерти и бессмертия.

Достоинство человека — в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно упо­требить свою свободу, добровольно протянув руку навстре­чу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной тра­диции достоинство человека понимается как его способ­ность подняться над детерминацией природными усло­виями, как способность возвыситься и стать над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить

Лекция 5

себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня, катящегося с горы, именно они дают нам право ува­жать и ценить себя.

Достоинство человека

давать человеческое в самом себе. Он испытывает глубо­кую ответственность перед собственной личностью.

Второе понимание достоинства — это акцентировка в первую очередь тех самых качеств надприродности и ду­ховно-психологической свободы, о которых говорит фи­лософия.

• Умение стойко и мужественно встречать выпадаю­
щие на твою долю испытания. Никто из нас не ограж­
ден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый мо­
жет потерять здоровье, близких, работу, те опоры, кото­
рые существуют в нашей жизни и без которых мы не
мыслим себя. Для любого человека может также встать
вопрос о некоем радикальном выборе, который потребу­
ет отказаться от многих благ, может возникнуть долг,
которого не было раньше — необходимость идти на вой­
ну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелоболь­
ным. Встретить такого рода испытания с достоинством
— это значит не растеряться, не впасть в истерику, не
начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это
значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее
гуманного и эффективного решения. Достоинство сохра-

__________________________________ Лекция 5

няет тот, кто после первого шока собирает свою волю в кулак и целеустремленно действует: воюет, трудится, уха­живает — выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает нена­видеть весь мир, не спивается и не впадает в безысход­ную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отрав­лять существование ни себе, ни другим.

Достоинство человека

одобрения. Достоинство — переживание более внутрен­нее, интимное, оно далеко не всегда нуждается, в демон­страции и нередко является просто состоянием души, не требующим броского поведения.

В идеале обладание достоинством включает в себя все перечисленные нами понимания: это и чувство безуслов­ной собственной ценности, и обладание совокупностью позитивных нравственных качеств, и умение подняться над желаниями и обстоятельствами, и уважение обще­ства, связанное с умением заслужить хорошую репута­цию и поддержать свою честь. Исходным и фундамен­тальным моментом является, конечно, первое качество — ощущение себя личностью, субъектом размышления, воли и выбора. Собственно, все конкретные толкования достоинства основаны на наличии именно этого момен­та: если человек не уважает себя как личность, он не может быть ни нравственным, ни стойким, ни почитаемым со стороны других. Только безусловное самоуважение и при­нятие себя служит основой роста во всех других сферах человеческих отношений.

__________________________________ Лекция 5

Как сохранить достоинство?

Возможно ли, однако, сохранить собственное досто­инство — т. е. самоуважение и почтительное отношение к самому себе, когда мы выходим из сферы высоких фи­лософских размышлений в реальный мир, полный не­взгод, грязи, крови, насилия и унижений? Есть ли усло­вия, препятствующие и способствующие сохранению до­стоинства? Рассмотрим коротко эти вопросы.

В нашей стране за годы крутых социальных перемен незаслуженной бедностью оказалось униженным достоин­ство многих и многих людей: интеллигенции, крестьян,

Достоинство человека

Лекция 5

Здесь мы выходим за рамки разговора о том, в какой мере человек может повлиять на других людей и обще­ство, и неизбежно обращаемся к внутреннему миру, кото­рый все же является самостоятельным регионом бытия, особой сферой, отличной от внешней коммуникации и способной сохраняться в целостности несмотря ни на что.

Другой путь — это путь эскапизма, отказа от ориенти­ров и ценностей того общества, которое выплевывает сво­их членов либо подавляет их. Тот, кто страстно желает в полной мере черпать социальные блага, но не в состоя­нии их получить, очень страдает. Он обижен, разгневан, подавлен, чувствует себя несчастным, исходит бессиль­ной яростью и уже этим лишает себя достоинства. Он сам себе дает низкую цену, потому что страстно хочет

Достоинство человека

Практически в любых обстоятельствах человек может сохранить свое достоинство — внутреннюю самостоятель­ность, собственную точку зрения, оценки, суждения. Он всегда способен относиться определенным образом к сво­ему положению, к своим страданиям и лишениям, не сли­ваясь с ними. Если он добровольно не согласился быть безвольной вещью в чужих руках или игрушкой внешних сил, то он хотя бы внутренне может играть свою игру, быть себе на уме, существовать в пространстве своего соб­ственного, никому не доступного сознания и этим сохра­нять свое достоинство — продолжать воспринимать себя как личность и как ценность. Это возможно и в условиях конц­лагеря, и перед расстрелом, и при тяжелой мучительной болезни. Это, конечно, очень трудно, но это возможно.

У аргентинского писателя Борхеса есть рассказ о чело­веке, которого ведут на расстрел, а он думает о том, что не написал лучшего своего произведения, о котором меч­тал всю жизнь, и он молит Бога дать ему такую возмож­ность. Бог услышал его молитву. В последнее мгнове­ние, когда солдаты уже нажимали на курок, время вдруг остановилось, все замерло, и только один лишь узник сохранил способность действовать и двигаться. Он не­медленно принялся за свой труд. Он писал и писал, об­думывал и воплощал на бумаге обдуманное. Наконец его

_____________________ Лекция 5

труд пришел к концу. И как только автор поставил точ­ку, вечность уступила место времени, грянул выстрел, и наш герой был сражен. Он погиб в тот самый день и в тот самый час, который был назначен для его казни. У этого рассказа много смыслов, но один из них — метафо­ра человеческого достоинства: человек и за мгновение до насильственной, предписанной ему другими смерти мо­жет оставаться мыслителем и творцом — целой вселен­ной переживаний, стремлений, смыслов.

Конечно, гораздо лучше, когда наше достоинство не проходит страшных испытаний и не подвергается ущемле­нию, но, к сожалению, от ударов судьбы никто не ограж­ден, поэтому каждый должен быть готов сам позаботить­ся об автономности своей личности и о собственном до­стоинстве.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

1. Сравните два положения об экономической составляющей человеческого бытия. Какова роль экономического элемента в обществе?

1. Богатство и производящий его труд представляют первый необходимый элемент общественного быта, элемент хозяйственный (экономический), без которого само существование общества было бы материально невозможно.

2. Я считаю, что сюда следует отнести и его индивидуальную деятельность, так как каждый человек индивидуально вносит свой вклад в общественное бытие.
Кейс 2

Вечные вопросы бытия: как жить?

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

И все. И знать, что этот сон — предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Мириться лучше со знакомым злом,

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

Ответьте на поставленные вопросы.

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

1. Нет не всегда. так как порой нам приходится делать что-то, что выбивается за рамки человеческого достоинства. Хотя всё зависит от того, кто и что считает достойным человека.

2. Человек психологически настроен в подсознании. Если у человека безвыходное положение, он вынужден терпеть, так как не имеет выбора бытия, но двигаться дальше.

3. Тут мы видим противостояние понимания судьбы. Она либо предрешена, либо человек сам её творит. И я думаю, что в вопросе быть или не быть человек как бы выбирает: Быть - делать самому, не быть - пускай всё идёт так как положено судьбой, которая, вероятно, предрешена. Тут дело уже в мировоззрении. Делай и будь уверен, что будешь, либо живи и не будь совсем уверен, что будешь.
Кейс 3

Ответьте на поставленные вопросы.

1. В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще?

2. Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?
Ответы.


В общественно-философской, политико-правовой мысли существуют такие вопросы, которые считаются “вечными проблемами”. Одной из таких общефилософский, общеисторических тем, которые присущи для всех эпох развития человечества, является проблема достоинства человека. Эта проблема имеет большое научное, практическое, социальное значение в эпоху коренных исторических поворотов, переоценки всех ценностей. По этой причине эта тема всегда занимает важное место в философии.

В философской литературе достоинство человека — это философское понятие, выражающее позитивное значение личности, его социальной деятельности. Позитивность проявляется, прежде всего, в том, что “человек — высшая ценность”. В этом полном смысла тезисе, в этой идее, содержащей жизненную философию, отражено то, что каждый человек имеет индивидуальную социально-духовную значимость, абсолютную ценность.

Как известно, в человеческом обществе имеются различные ценности: политические, духовные, личные, национальные, общечеловеческие, ложные (преходящие) и истинные (вечные). Анализ любой системы ценностей показывает, что в них ценность и достоинство отдельного человека и всех людей стоит на первом месте. Потому что человек сам везде ищет ценность, стремится познать и проявить свою ценность, своё достоинство. А.Шопенгауэр называет это волей к жизни, Ф.Ницше — волей к господству, А.Адлер — стремлением к значимости.

Итальянский экономист Галиани ещё в XVIII веке утверждал, что “истинное богатство — это человек”. Представитель философского прагматизма У.Джемс писал, что “и в своей познавательной деятельности, и в практической деятельности мы творцы. человек создаёт истину в отношении к миру” [3, 15], человек сам — первейшая истина.

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [5]. Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.

Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. [4]

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Все общечеловеческие ценности, онтологическая основа всех правовых и политических норм, их суть происходят из принципа “Я существую, значит я имею достоинство”. Основная социальная ценность, абсолютное достоинство человека не в том, что он является основной производительной силой в создании материальных и духовных богатств, а в том, что личность существует в пространстве и времени как самостоятельная единица, имеющая свои цели, свои неприкосновенные права и свободы.

Жизнь человека, его достоинство, его ценность своими социологическими и гносеологическими корнями тесно связаны с гуманизмом. Гуманизм — означает “борьбу за всесторонне проявление ценности человека, его свободы, способностей, обеспечение счастья человека, его равноправной, справедливой жизни, создание всех условий для проявления всех принципов человечности” [2, 69].

Индивидуальность, её конкретный вид играет большую роль при переходе к свободному обществу, где ценится человек. Приоритет индивидуальности является сущностным признаком современного мировоззрения, основой и целью прогресса общества. Как подчеркивал И. А. Каримов, “в отношениях человека и государства интересы человека должны быть приоритетными”.

Конечно же, в сложных социальных структурах структурные единицы не ограничиваются человеком. При рассмотрении проблемы ценности и достоинства человека, кроме принципа “Каждый человек — высшая ценность”, необходимо рассматривать также сущность и содержание социально-политического строя, стабильность демократических, правово-политических механизмов, их развитие или кризисное состояние, их направленность на признание ценности человека или на непризнание и т. д. За все это отвечают не невидимые безличные структуры, а реальные люди. Таким образом, если общечеловеческая сущность идеи ценности и достоинства человека имеет характер абсолютных принципов, то, в свою очередь, ей присуща и ответственность.

Имеются различные взгляды, различные подходы к раскрытию понятия “достоинство человека”. В частности, русский философ В.Соловьев пишет, что “ценность человека и его духовное значение впервые проявляются в персональной жизни”.

Таким образом, суть понятия человеческое достоинство видится в онтологической основе прав человека, во взаимном уважении общества и личности, государства и гражданина, человека и человека, то есть в толерантности.Мыслители прошлого видели достоинство и честь человека в его правах и свободах. Без прав человека его ценность становится нереальным понятием. В свою очередь, права человека тоже начинаются с осознания его достоинства и ценности. Следовательно, в общественной жизни “каждый человек — высшая ценность”, и в процессе такого становления личность для государства и общества, государство и общество для личности составляют ценность. Личность в осознании ценности себя и других, должна обладать также и правами человека.

В настоящее время Узбекистан признает и соблюдает международные акты по правам человека. “В Республике Узбекистан демократия основывается на общечеловеческих принципах, согласно им человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью” [1, 7].

1. Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. — Т., 1999.

2. Мустақиллик: Изоҳли илмий-оммабоп луғат. — Т., 2000.

3. Джеймс У.Прагматизм. — М., 1910.

4. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.

5. Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

6. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, достоинство человека, человеческое достоинство, высшая ценность, ценность, Адлер, государство, онтологическая основа, собственное достоинство, Узбекистан.

Похожие статьи

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Достоинство человека- это один из духовных стержней личности.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности.

честь, достоинство, современный мир, достоинство человека, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести. Ключевые слова. личность, достоинство, честь, права и свободы.

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место.

Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство [1, с. 522]. Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы [9, с. 848].

Достоинство характеризуется в правах человека, защита которых ложится на государство. Поэтому цель государства состоит в охране человеческого достоинства.

Компенсация морального вреда при посягательстве на честь.

Конституция РФ [2], наряду с международными договорами, высшей ценностью провозгласила права и свободы человека. Обязанность по их соблюдению, признанию и защите возлагается на государство. Так, в ст. 21 Конституция РФ устанавливает, что достоинство личности.

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой.

Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6].

Традиции и ценности в узбекских семьях | Статья в журнале.

Следовательно, здоровые, сильные, умные, нравственно воспитанные дети являются не только национальным достоинством, но еще они создают основу прочного государства.

Семейные ценности, традиции, обычаи укрепляют нравственную основу ребенка.

Читайте также: