Возвращение воспитания в школу как важная общественно педагогическая проблема

Обновлено: 05.07.2024

Заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Павел Степанов высказал свою точку зрения, касающуюся вопроса возвращения воспитания в образовательные программы.

21 мая президент России Владимир Путин предложил внести поправки в закон об образовании в части организации воспитательной системы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание учащихся будет составной частью работы образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся.

Он резюмировал, что воспитание будет иметь эффект только тогда, когда детям будет в школе интересно.

«В прошлом году на обеспечение школ цифровым контентом был выделен миллиард рублей, - рассказала президент РАО. - Это очень большая сумма. И, как мне кажется, подходы к его созданию и экспертизе должны быть близки к подходам, которые применяются при формировании федерального перечня учебников. Должны работать научный и научно-методический совет, на который опирается министерство просвещения.

«Если вы помните, изначально при создании "Цифровой образовательной среды" в рамках национального проекта "Образование", речь шла о доведении до каждой школы широкополосного интернета. Речь шла о том, чтобы обеспечить образовательные организации современными компьютерами и другой техникой. Вместе с тем пришло понимание, что нужны и другие подходы к преподаванию, современные методики. И с невероятной, опережающей даже общемировую практику скоростью начал внедряться цифровой образовательный контент.

Она отметила, что «в последние 30 лет масштабных исследований физиологического, психологического развития ребенка, современных проблем обучения и воспитания не было.

«Воспитание в нашей стране пережило разные времена. Были, например, 90-е годы прошлого века, когда многие забыли, что воспитание является определяющим в образовании. Но сегодня воспитание возвращается в школы, становится частью образовательной программы.

Недавно я еще раз внимательно прочитала примерную программу воспитания и искренне порадовалась. Потому что в ней наконец-то появился простой, доступный язык. Есть попытка отойти от негласного постулата (который был долгие годы неизменным), что воспитание – это череда мероприятий.

В преддверии начала учебного года Ольга Васильева дала напутствие учителям и ученикам:

(ПОДТЕМА : новые мысли в воспитательной работе образования:

Подготовила и провела Семёнова Елена Николаевна,

Бежаницкого района,

Псковской области

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Необходимость развития воспитательной компоненты обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодежной среде.

Анализ современных условий жизнедеятельности обучающегося позволил выделить следующие проблемы в воспитании:

Информационное социальное пространство, не имеющее четких внешних и внутренних границ.

Существование и усиление конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.).

Недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся к проблемам их обучения и воспитания, нежелание определенной части родителей сотрудничать с педагогическим коллективом школы, поддерживать действия педагогов в отношении их детей.

Отсутствие системы обмена опытом в сфере гражданского воспитания обучающихся (изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления).

Переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактическое отсутствие форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности.

Рост количества учащихся, состоящих на учёте в КДН (употребление алкоголя, самовольные уходы из дома, хулиганство, употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ).

Существование этих и других проблем определенным образом затрудняет достижение желаемого уровня эффективности учебно-воспитательной деятельности школы. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты .

НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ТЕЗИСОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ФГОС

Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.Обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей .

Возвращение воспитания в школу

Это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена,за последние 20 лет.

3) Отличительная особенность нового стандарта

Одна из задач нового стандарта развернуть школу на воспитание

Переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода

придания образовательному процессу воспитательной функции .

Стандарт основной школы

Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей

Уклад школьной жизни

Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед обучащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей.

Воспитывает весь уклад школьной жизни

Уклад школьной жизни - совокупность норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательных отношений, состав функций и традиции школы.

Школа и семья – это союзники, а не конкуренты. Они должны идти навстречу друг другу. Семья – воспитывает и учит. Школа – учит и воспитывает. Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребенка. Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив школы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательного уклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованию личности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимно ответственного отношения к общему делу.

В новой школе учитель видит в каждом школьнике человека, личность, индивидуальность – вот то главное, от чего зависит воспитание личности созидателя, творца, труженика. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уютно, он не должен испытывать негативных чувств, не должен становиться участником конфликтов

Современный национальный воспитательный идеал

– это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

ориентация на идеал . Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.

следование нравственному примеру . Следование примеру ведущий метод воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

диалогическое общение - диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.

идентификация - Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.

полисубъектность воспитания и социализации - В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.

совместное решение личностно и общественно значимых проблем - Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Воспитание это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника

системно-деятельностной организации воспитания - Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства; периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России

Портрет выпускника - Основная школа

любящий свой край и свою Родину,

знающий свой родной язык,

уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

В комитете по образованию Государственной думы РФ прошло обсуждение концепции духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе. При этом была предложена идеологическая и методологическая основа для разработки ФГОС для общеобразовательной школы.

Функция воспитаниявозвращается в школу
Законодательство в образовании

В комитете по образованию Государственной думы РФ в сентябре прошло обсуждение концепции духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. При этом законодатели не только одобрили проект, но и предложили в дальнейшем рассматривать его как идеологическую и методологическую основу для разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего, и профессионального педагогического, а также дополнительного образования.

Вызовы современного общества

Российский гуманитарный энциклопедический словарь.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников разработана членами-корреспондентами Российской академии образования Александром Данилюком и Александром Кондаковым, а также действительным членом Российской Академии наук Валерием Тишковым. Проект в Госдуме представлял Александр Кондаков, которому пришлось не только рассказывать о принципиально новом документе, призванном стать идеологической и методологической основой общему образованию, но и защищать его, отвечая на вопросы депутатов. Хотя, надо сказать, народные избранники изначально были настроены исключительно положительно, считая, что необходимость разработки подобного документа для всей системы образования в нашей стране назрела давно.

Проект появился в рамках разработки Федерального государственного образовательного стандарта II поколения. В процессе работы над стандартом перед разработчиками встал важный вопрос об определении ключевых проблем и вызовов современному российскому обществу. И вот какая – впрочем, давно известная – вырисовалась картина. Еще в начале ХХ века были нарушены механизмы преемственности поколений, определения и трансляции духовных традиций России. Как следствие, сегодня мы наблюдаем рост национализма и ксенофобии, снижение ценности производительного труда, негативную демографическую ситуацию, снижение физического, социального и психологического здоровья населения и нарастание миграционных процессов. Поскольку именно образование как ведущая социальная деятельность общества является важнейшим ресурсом для стратегического и социально-экономического развития России, и было решено возродить в нашей стране его воспитательную функцию.

Разработчикам было непросто определить современный национальный воспитательный идеал и систематизировать базовые национальные ценности российского общества, на основе которых формулировались цели и задачи духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников (пока речь идет о стандарте начального образования), а также определялись социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития учащихся. Ведь государство фактически решило возвратить в современную школу важнейшую функцию воспитания. При этом впервые с 1917 года в России поднят вопрос о формировании личности гражданина, система нравственных ориентиров которого основана на тысячелетних традициях российского народа.

Так называемый национальный идеал в нашей стране неоднократно менялся и дополнялся. Вот лишь несколько наиболее ярких примеров. В средние века это был образ Христа с идеями, проповедовавшимися в православной Руси. Петр I своими реформами привнес воспитательные идеалы в виде служения Отечеству и новые ценности – науку, искусство и другие. Граф Сергей Уваров вернул на Родину ценность православия и самодержавия, практически сохранив идеалы служения Отечеству. В советское время идеалом был Моральный кодекс строителя коммунизма. А в 1991 году, как и в 1917-м, была предпринята попытка отвергнуть отечественную историю со всеми ее ценностными ориентирами, предоставив россиянам, в том числе и маленьким, развиваться по собственному усмотрению. К чему это привело, объяснять не нужно.

Идеал российского школьника

Член-корреспондент РАО Александр Кондаков в качестве примера рассказал депутатам о том, какое внимание уделяется патриотизму в Соединенных Штатах Америки. Когда Александр Михайлович преподавал в США, его сын пошел в первый класс американской школы. В честь начала занятий американских детей выстроили под звуки национального гимна под американским флагом, а специально для Димы Кондакова из России прозвучал российский гимн. Даже флаг, под которым маленький гражданин другой страны пошел в школу, был российский триколор – его своими руками сшила для своего ученика американская учительница.

При этом под личностной культурой понимается способность и готовность к самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению, способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности – то есть работа на результат.

Формирование семейной культуры подразумевает осознание таких ценностей, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, бережное отношение к жизни человека и забота о продолжении рода.

Социальная культура строится на осознании себя гражданином России, на принятии национальных, нравственных и духовных ценностей, на вере в Россию, чувстве личной ответственности за Отечество, верном восприятии ценностей общества, прав человека, ценностей семьи, гражданского общества, развитости чувства патриотизма и гражданской солидарности, заботе о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержании межэтнического мира и согласия. Кстати, на основе этих задач уже разрабатываются новые школьные учебники.

Каким же видится разработчикам концепции выпускник начальной школы? Прежде всего, это любознательный школьник, активно познающий мир, обладающий умением учиться, любящий свой край, страну. Покидая основную школу, выпускник должен осознавать себя личностью, живущей в обществе, и быть социально активным, понимающим глобальные проблемы современности и своей роли в их решении, носящим ценности гражданского общества, осознающим свою сопричастность к судьбе Родины, владеющим знаниями о ценностях культур, конфессий и мировоззрений. В идеале, это должен быть креативный и критически мыслящий человек, готовый к выбору профессии, личностному выбору и ответственности за свои поступки, разделяющий ценности безопасности и здорового образа жизни, уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними.

Национальный идеал личности – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Наиболее значимой для обсуждения концепции стала тема придания ей официального статуса, причем максимально высокого, поскольку это, по своей сути, идеологическая основа для деятельности образовательных учреждений. И пусть пока она затрагивает только начальное общее образование и не распространяется на учреждения НПО и СПО, в будущем, надо думать, и учреждения профобразования будут ориентироваться на положения концепции.

По мнению одного из разработчиков концепции, если уж она рассматривается как методологическая основа для разработки стандарта общего образования, то, значит, автоматически ее можно расценивать как некое техническое задание для системы профессионального педагогического образования, поскольку образовательные программы, основанные на новой концепции, должен реализовывать подготовленный педагог.

Вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов, сообщив, что РАО поддерживает концепцию заметил, однако, что если воспитанием будет заниматься только школа, изменений в обществе не произойдет. Сколько учитель ни бейся, закладывая в ребенка духовно-нравственные ценности, выйдя на улицу или включив телевизор, он столкнется с другими, отнюдь не положительными образцами поведения. В связи с этим чиновник поддержал идею придания документу более высокого статуса – чтобы на него ориентировалась не только система образования.

Депутат Государственной думы РФ Ирина Роднина обратила внимание коллег на то, что при обсуждении концепции идет разговор о технологиях, сберегающих здоровье, а не развивающих его.

– Беречь здоровье надо после шестидесяти лет, а в ребенке необходимо заложить желание к физическому развитию и физической культуре, – высказала свое мнение всемирно известная спортсменка. – Давайте будем формировать у детей ответственность за свое здоровье с раннего возраста.

– Кроме того, мы игнорируем качества, присущие исконно русскому характеру, – заметил депутат, – гостеприимство, доброту, дружбу и т.д. Также, возможно, есть смысл – наряду с привитием положительных качеств школьникам – воспитывать в них и неприятие отрицательных.

В целом, депутаты, входящие в состав комитета по образованию Госдумы РФ, одобрили и поддержали проект концепции как основу социального заказа системе российского образования. По их мнению, важность этого документа в обеспечении успешной реализации стратегических направлений социально-экономического развития страны и создания условий для воспитания нового поколения граждан России преувеличить сложно. Представители народа рекомендовали Министерству образования и науки РФ, учитывая обозначенные замечания и предложения, обратиться в Правительство России с предложением придания концепции официального статуса.

Читайте также: