Вовлечению детей и родителей в планирование образовательной деятельности в доу
Обновлено: 01.05.2024
Автор: Стоян Татьяна Михайловна
Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
В рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка мы поставили
Цель – максимально заинтересовать родителей и привлечь их к активному участию в образовательной деятельности детского сада, возрастной группы через организацию разнообразных форм сотрудничества, направленных на заинтересованное и тесное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
В целях эффективного взаимодействия с родителями разрабатывается годовой план работы с комплексом мероприятий, направленных на вовлечение родителей в образовательную деятельность.
В своей деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников использую как традиционные, так и активные инновационные образовательные формы сотрудничества в соответствии с ФГОС ДО:
Информационно - аналитические : сбор банка данных по семьям воспитанников - направлена на выявление интересов, запросов родителей: анкетирование, социальные обследования, тесты, тренинги, опрос на любые темы.
Наглядно-информационные : форма используется для ознакомления с работой деятельности сада, жизни группы, особенностями воспитания и развития через презентацию на официальном сайте ДОУ, группы в Контакте в сети Интернет; родительские уголки, включающие: нормативные документы, объявления и рекламы, информационные листы, памятки для родителей, папки – передвижки.
В учебном году работа касается вопросов, связанных с решением задач годового плана ДОУ на текущий учебный год. Через анкетирование родителей, издание информационных папок-передвижек, стендов мы стараемся пояснить родителям значение рассматриваемых вопросов в развитии ребенка. Содержание папок - передвижек включает раздел и из опыта семейного воспитания и развития детей.
К подготовке родительских собраний привлекаются родители с целью развития родительской заинтересованности и инициативы, на собраниях родители делятся опытом семейного воспитания.
Совместная творческая деятельность с детьми: тематические выставки, конкурсы, задания организованные в рамках реализации проектов по образовательным областям основной общеобразовательной программы ДОУ: выставки, конкурсы и задания предоставляют родителям и детям дома организовать совместную творческую деятельность (нарисовать рисунок, смастерить поделку, макет, оформить фотоколлаж, фотовыставку, сочинить сказку, подготовить костюм и пр.); участие родителей совместно с детьми в конкурсах на разных уровнях - республиканских, муниципальных, внутри ДОУ. В процессе совместной подготовки материалов взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
Введение инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников способствуют:
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vasileva_larisa_valerevna.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
Работу выполнила: Васильева Лариса Валерьевна
МДОУ ИРМО «Марковский детский сад
Глава 1 Пояснительная записка ……………………. ………..…. …….3
Глава 2 Методическая разработка ……………………………………..…5
2.1.Формы взаимодействия педагогов с родителями. 6
2.2.Взаимодействие с родителями в соответствии с комплексно-тематическим планированием ДОУ ……. 7
Список литературы. 14
Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия.
Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.
Мы заметили, что не все родители открыто идут на контакт. Не было сплочённости родительского коллектива и не было большой заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду. Каждый интересовался только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами.
В ходе наблюдения за детьми установили, что многие дети младшего дошкольного возраста замкнуты, и раскрываются в общении с детьми и педагогами только тогда, когда говорят о своей семье. А также в процессе совместной деятельности педагогов с детьми мы увидели, что дети предпочитают продуктивную деятельность другим видам детской деятельности.
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Эти наблюдения мы решили обязательно учесть при дальнейшем планировании воспитательно-образовательной деятельности.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Мы поставили перед собой цель : вовлечение родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей.
И для реализации поставленной цели наметили следующие задачи :
- установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей;
- способствование творческому развитию личности детей (учить видеть красоту в обыденных вещах, проявлять фантазию, испытывать чувство радости от процесса труда и от достигнутых результатов);
- развитие у детей коммуникативных навыков,
- формирование уважительных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения.
Формы взаимодействия педагогов с родителями
Педагоги нашего ДОУ используют широкий спектр стандартных форм работы с семьями воспитанников:
- Изучение социального статуса семей , их пожеланий. Это:
- посещение на дому,
- беседы,
- заполнение анкет,
- анонимное анкетирование родителей, чтобы выявить, какие вопросы воспитания и развития детей их интересуют, консультации каких специалистов ДОУ они хотели бы получить. Опыт показывает, что при анонимном анкетировании родители задают разнообразные вопросы, о которых не желают говорить вслух.
- Наглядные формы работы :
- информация о режиме работы, оздоровительных мероприятиях,
- письменные приглашения родителей к участию в детских тематических проектах, праздниках, собраниях,
- оформление фотогазет, персональных и групповых выставок детского творчества.
- Мероприятия для родителей в детском саду – это:
- индивидуальные беседы,
- организация встреч родителей со специалистами ДОУ,
- проведение групповых праздников, развлечений,
- проведение родительских собраний,
Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в участие в воспитательно-образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов с родителями.
Мы добавили такие новые формы взаимодействия , как привлечение родителей:
- для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса,
- к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с комплексно-тематическим планированием,
- к участию в различных конкурсах, проводимых в детском саду.
Взаимодействие с родителями в соответствии
с комплексно-тематическим планированием ДОУ
При изучении животных нашего края итоговым мероприятием стала совместная с родителями поездка в музей природы города Иркутска.
Наши родители и ребята активно участвуют в творческих конкурсах. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие, неповторимость каждой поделки. Пусть основной труд по изготовлению таких поделок часто лежит на старших членах семьи, но дети с каждой последующей поделкой вносят больше своего личного трудового участия и очень гордятся результатом совместного с родителями творчества. Радует, что ребята с уважением рассматривают работы, сделанные другими семьями. Кроме того, дети всегда открыто радуются поощрительным призам, которые им приготовили воспитатели за активное участие в конкурсе. Проигравших у нас не бывает, поскольку каждый родитель стремится, чтобы его ребёнок получил приз.
Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом и даже с родителями своих друзей. Так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведётся в нашем образовательном учреждении успешно.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
О т участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.
Согласно ныне действующему закону "Об образовании в Российской Федерации", родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
По ФГОС ДО образовательная деятельность должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми: учитывая интересы и возможности каждого ребёнка, поддержки и инициативы и самостоятельности детей, учитывать возможность выбора, участие родителей в образовательной деятельности.
В течение учебного года ведётся работа с родителями, используя традиционные и нетрадиционные формы общения.
Дети от природы очень любознательны, обладают значительно большим потенциалом , чем предполагают взрослые, они могут осознанно принимать участие в определении дневных дел.
Приходя утром в детский сад, (в основном у меня мальчишки первые приходят), обращают на какую-либо новую игрушку или игру, интересуются ей, играют, потом показывают другим детям, пришедшим чуть позже, все они делятся впечатлениями. И таким образом можно их подвести к теме дня или недели.
После приветствия и обмена новостями их можно собрать на детский совет (планирование), где используется модель трёх вопросов: что знают, что хотят узнать, что будут делать. Все это не должно длиться долго: не более 20 минут. Обычно мы садимся в круг на коврик. Задумки можно изобразить схематически: предложения одним цветом, то что выполнили- другим.
Дети после совета сами находят необходимые материалы, предлагают игры. В более старшем возрасте дети сами разделяются на подгруппы: девочек в основном привлекает изо-деятельность, а мальчишек- конструкторы… Таким образом, дети используют своё право выбора. Тем временем, мы стараемся поддержать инициативу каждого ребёнка, обеспечивать игровое время и пространство (задача педагога).
В конце дня ежедневно стараемся подвести итоги.
Не забываем и об общих делах: музыкальных занятиях, физо и т.д.
Хочется отметить, что родители с удовольствием включаются в планирование, обсуждают со своими детьми, выносят общее решение, делятся в чатах. Кто-то подходит индивидуально и предлагает новшество для дальнейших действий.
Совместное планирование даёт право выбора детям, отношения между родителями и детьми укрепляются.
Описание моего опыта по вовлечению детей и родителей в планирование образовательной деятельности
Автор работы: Горшкова Валентина Макаровна
Работа: Описание моего опыта по вовлечению детей и родителей в планирование образовательной деятельности
Учреждение: МБДОУ"Детский сад №179", г. Чебоксары
Информация
Ожидают публикации:
2
статьи
более 300
статей
Не опубликовано:
0
статей
Все статьи, опубликованные в нашем интернет-журнале, доступны для просмотра, но не доступны для скачивания. Материалы принадлежат исключительно авторам работ. Все права защищены.
Информация о нас
ИНН: 4217189694; ОГРН: 1184205012144.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 17658.
Дополнительные сведения
Мы работаем в сфере образования с 2004 года и являемся одним из самых крупных интернет-порталов как в РФ, так и в странах СНГ. На данный момент в нашем коллективе трудятся профессиональные редакторы и педагоги с многолетним опытом работы.
Читайте также: