Владимир мономах как воспитатель и автор поучения детям кратко

Обновлено: 16.05.2024

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения — это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

Список литературы

1. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. — М., 1968. 2. Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. — Киев, 1891. 3. Древнерусская литература. Изображение общества. — М., 1991. 4. Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. — М., 1968. 5. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — Л., 1986. 6. Памятники литературы Древней Руси. — М., 1978. 7. Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. — М., 1971. 8. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. — СПб., 1992.

Введение

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о. земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагать­ся ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в - проповедях священников.

Выдвигая религиозное воспитание на первое место, Владимир Мономах вместе с тем думал о. земной жизни. Он призывал детей, помолившись богу, приниматься за выполнение житейских обязанностей. Князю, говорил он своим детям, нельзя полагать­ся ни на слуг, ни на воевод: ему нужно самому входить во все дела, в походах и сражениях быть впереди своего войска. Он не рекомендовал людям, как это делало духовенство, целиком посвящать себя служению богу, уходить в монастыри, делаться отшельниками, изнурять себя постом, молитвами, теми средствами служения богу, о которых рассказывалось в житиях святых, в - проповедях священников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель начальных классов МБОУ лицей №13 Хабовец Т.В.

Побеждай ярость любовью, отвечай добром

на зло, скупость побеждай щедростью, лжеца – словом правды.

Сделал ли ты своему ближнему зло, хотя бы

и небольшое, считай таковое большим, а

сделал ты ему большое добро, считай его маловажным; небольшое же добро, оказанное тебе другим, считай большим.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите

ненавидящих вас и смолитесь за обижающих вас и гонящих вас.

(От Матвея, V , 43-4)

Проблема воспитания в современном обществе .

Мир сходит с ума. К экологическим катаклизмам каждый день прибавляются социальные и политические. Вновь и вновь мы слышим о насилии, убийствах, терроре…

Рвется нить, которая связывает наше тело с душой. Духовное начало, именуемое БОГ, постепенно растворяется в хаосе современной жизни. К чему сегодня пришло человечество, забыв нравственные идеалы, заповеди? Духовные ценности, на которых воспитывались целые поколения, утратились. Миром правят деньги, насилие, жестокость.

Как вернуть в сердца людей любовь к ближним, уважение к старикам, доброжелательность к ровесникам, жалость и терпение к ущербным, больным?

Современные педагоги создают сотни научных программ по воспитанию подрастающего поколения, многие из которых опираются на опыт ученых-воспитателей прошлых столетий, где основа состояла из норм христианской морали. Что же практика? Несмотря на представленные системы ценностей, в современном 21 веке выживает сильнейший, без жалости в сердце, без сострадания: сочувствие – слабость. Получается, мы возвращаемся к первобытнообщинному строю, где главенствует естественный отбор выживания.

Как же быть педагогам, воспитателям, родителям, чтобы обрести тот истинный путь к сердцам детей, при котором нация, государство не страшилось бы будущего?

Наш мир компьютеров, высоких технологий, Интернета достаточно многогранен, интересен, несет множество перспектив в различных областях. А как же душа? Этот мир настоящего и будущего ничто перед духовными ценностями русской литературы.

Литература дает нам огромный, глубочайший опыт жизни, тем самым, являясь основой воспитания любого человека. Что, как ни литература развивает чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Искусство слова дает нам понимание жизни, всех её сложностей. С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была простым развлечением. Необходимость в ней появилась тогда, когда людям стало нужно помнить о прошлом, о своих корнях, нравственных и духовных ценностях. Может именно сейчас нашему обществу стоит обратить внимание на опыт предков – вернуться к началу. А вначале было слово…

II . Труды великих педагогов.

Великий князь, выдающаяся личность, умнейший писатель… Спустя столетия, вряд ли найдется человек, который мог бы стать с ним рядом, соперничая как в слове, так и деле.

Такими словами обращается великий князь к читателям своих наставлений, советов.

Злом ответить на причиненную боль – вот то правило, которое царит в нашем мире, 21 веке. Что же говорит об этом Владимир Мономах:

Не раз мы встречаем в наставлении строки – отношение к окружающем:

Как не согласиться с великим князем о том, что хотя бы на время нужно постараться понять другого, не ставить личную выгоду превыше блага ближнего.

Почему же так почтительно Владимир Всеволодич говорит об отношении к гостю? Не райскую жизнь обещает князь своим детям, а ориентирует на достойную жизнь на земле, на которой мы не вечны.

Самый верный путь воспитания интернационализма – это изучение языков, нескольких языков, многих языков. Тогда для нас будет меньше чужих народов.

Вся жизнь великого Владимира Мономаха светится в этом поучении.

2.Святой Димитрий Ростовский и его сочинения.

Интерес к этой уникальной личности связан не только с тем, что Святитель Димитрий – святой покровитель нашего родного города, прежде всего, поражает его судьба и значительность его трудов, как настоящих пособий по современной педагогике!

В 1675 году в возрасте 24 лет Димитрий в сане иеромонаха проповедовал Слово Божие. Димитрий обладал не только живой и увлекательной речью, но и сопровождал проповеди своими мудрыми пояснениями. Многие прихожане приходили в церковь послушать речь Димитрия.

Хотя, розги в учебном заведении 18 века никто не отменял (в некоторых случаях это даже необходимое воспитательное средство, сопровождающее учебный процесс), Святитель Димитрий использовал в воспитании шутки и поощрения как самое надёжное средство исправления. Никогда не наказывал за отставания, поощрял успех. Больше Святитель заботился о нравственном воспитании учащихся.

Искренняя любовь важна, прежде всего, для самого человека, человека любящего. Димитрий говорит о том, что любовь окружающих нужно заслужить делом, словом. Насильно заставить любить нельзя:

Святитель призывает избавляться от зависимости, если таковая имеется, и предостерегает от её вреда:

Своими взглядами по проблемам воспитания Святитель Димитрий сходится с поучениями Владимира Мономаха. Центральной линией, связывающей труды этих двух великих мыслителей, является воспитание лучших христианских качеств: понимание жизни, принятие её со всеми горестями и радостями, любовь, вера в святое, в добро.

III . Основы христианской морали в современной педагогике.

Основа этих трудов – нормы христианской морали. Заповеди Иисуса Христа, проповедовавшего около тысячи лет назад, брали в центр своего творчества не только эти выдающиеся личности, но и многие другие воспитатели-педагоги, для которых воспитание любовью и есть та самая программа развития личности, к которой так стремятся современники.

В этом древнем поучении поражает ясность мысли и красота стиля, четкость изложения и широта поставленных вопросов. Князь, государст­венный деятель, хочет видеть в своих детях также образованных государ­ственных деятелей, отстаивающих интересы всей земли русской. В проти­воположность церковным житиям средневековья и отвлеченным поуче­ниям того времени, произведение Мономаха давало жизненный идеал князя-политика, государственного мужа, культурного человека и забот­ливого хозяина, отвечало на непосредственные запросы русской жизни.

300 детей в Новгороде одновременно обучать грамоте в индивидуаль­ном порядке в то время было невозможно; кроме того, летопись ясно говорит, Ярослав собрал. 300 детей для обучения. Академик Б. Д. Греков считал, что школа, организованная князем Владимиром,, была даже не начальной школой, дававшей лишь уменье читать, писать, считать и петь и сведения по закону божьему, но школой повышенной, дававшей систематическое, серьезное образование.

Есть сведения, что в конце XI в. сестра Владимира Мономаха, княж­на Анна Всеволодовна организовала в Киеве при Андреевском мона­стыре женскую школу с большим числом учениц. Были школы на Волыни, в Галицком, Полоцком и других княжествах, в крупных городах и при некоторых монастырях.

Князья открывали школы не для широких народных масс, а во-пер­вых, для подготовки духовенства (князья при этом стремились, как уже сказано, сделать Русь возможно более независимой от Византии в церковном отношении и поэтому проявляли совместно с церковью заботу о подготовке духовенства из русских людей) и, во-вторых, для подготовки; образованных государственных деятелей, могущих поддерживать общение с Византией и другими крупными странами. Церковь, открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ей духо­венства. Школы, однако, не имели замкнутого характера; в них могли учиться и мальчики других сословий—дети более или менее зажиточных людей.

Наряду со школами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одному из учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или же овладевали грамотой и в некото­рых семьях (например, князей, знатных дружинников) и другими зна­ниями в порядке домашнего обучения. Детей начинали учить с 7-летнего возраста.

Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в поряд­ке индивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источни­ках нет, но по некоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму и церковному пению. Так, в древнерусской бы­лине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится, что мать:

«Дала его учить грамоте,
грамота ему в наук пошла,

Грамотные люди были не только среди социальной верхушки, но и среди зажиточных горожан — купцов и ремесленников.

Сравним этот высокий уровень культуры Киевского государства с современным ему состоянием культуры и просвещения в Западной Ев­ропе.

5.Культура и образование на Руси в XIII—XVIII вв.

Развитие культуры и образования, так высоко стоявшим в Киевском государстве, в XIII—XV вв. в ряде княжеств Руси несколько затормозилось, вследствие падения политиче­ской роли Киева после взятия его татарами, нараставшей феодальной раздробленности русских земель и покорения монголо-татарами многих русских княжеств. Горели города и села. Монастыри, служившие культурными центрами, местом переписки и хранения книг, выполняя в то время роль крепостей, подвергались осаде, пожарам, разрушению. Куль­турные ценности и книги уничтожались.

Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура и образование продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые или вовсе не подвергались татарскому нашествию или были разорены сравнительно не очень сильно. Такой прежде всего была обширная и богатая Новго­родская земля. Сравнительно мало были разорены Тверское и Владимир­ское княжества и начавшее постепенно крепнуть и возвышаться Москов­ское княжество.

В этих княжествах татарское иго очень рано вызвало отпор народных масс, отразившийся и в народном творчестве. Народ сложил целый ряд рассказов и повестей о разорении русских земель. Эти произведения при­зывали к объединению земель для борьбы со страшным врагом.

На устном народном творчестве, на летописях и книгах, содержащих это творчество, воспитывались те люди, которые бились затем за низвер­жение монголо-татарского ига на Куликовом поле и в других местах страны.

В XIII—XV вв. при монастырях и некоторых церквах существовали школы грамоты (так, сохранилась даже миниатюра, изображающая, школу в Троице-Сергиевском монастыре).

Вызванный ученик кланялся учителю в ноги и, стоя, отвечал свой урок. Занятия продолжались до полудня. Затем наступал перерыв на два часа для обеда и отдыха, после чего занятия продолжались еще два часа.

Определенного срока обучения не было. Каждый ученик приобретал навык чтения в зависимости от способностей и прилежания.

Все содержание материала для чтения и письма было в школах грамоты религиозным. Учащиеся учили наизусть молитвы. В некоторых школах грамоты к этому добавлялись еще краткие библейские рассказы. Уроков на дом не задавалось. Ученики все вытверживали, занимаясь у учителя. Каждый учил вслух то, что ему задано; один зубрил азбуку, другой часослов.

Дисциплина была суровая, учитель мог применять и применял нака­зания (розги, стояние на коленях, в углу и т. д.).

Между тем возросшее экономическое и политическое значение Рус­ского государства, освободившегося от татаро-монгольского ига, силь­но расширившего с присоединением Казани, Поволжья и Сибири свои владения, остро ставило вопрос о повышении культуры и, открытии все большего количества школ.

Рост ремесла и торговли, рост городов, потребности церкви и управ­ления обширным государством, усилившиеся связи с Западной Европой и Востоком настоятельно ставили вопрос об открытии школ. Число их в XVI в., хотя медленно, но росло; однако темпы роста школ далеко не соответствовали в XVI в. быстро возраставшей потребности в грамотных людях, тем более, что церковь, в руках которой, как и в Западной Европе, находились тогда школы, заботилась о подготовке грамотных людей только для создания духовенства, но не для подготовки служилых лю­дей, ремесленников, купцов и т.п.

Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть на Руси.

С этим вопросом первая встретилась юго-западная Русь, которая, войдя в состав Литовского государства, еще в 1386 г. соединившегося с Польшей, встала лицом к лицу с западной культурой и школой.

Возникла острая и напряженная борьба между просвещенными хорошо вышколенными представителями католицизма и грамотными православными пастырями. Волей-неволей приходилось подумать о просвещении, хороших, благоустроенных школах. За дело взялись западные православные братства. Они учреждались при церквах или монастырях и от них получали свое название. Членами братств были люди разного звания, чина и положения: митрополиты, епископы, иноки, князья, паны, мещане; иногда вступали целыми приходами. От них требова­лась лишь дружная деятельность на пользу православной веры. Средствами они владели значительными. Самые старые брат­ства — львовское, виленское, киевское, могилевское, луцкое, пинское, оршанское.

Братства активно взялись за обновление школьного дела. Школы должны были служить интересам православной веры и церкви; поэтому в них основательно изучались церковный устав, церковное чтение, пение, Священное писание, учение о добродете­лях и о праздниках. Все обучение велось в строгом православ­ном духе, а догматы веры служили основным предметом изуче­ния, составляли основу вместо учебного курса.

Но религиозный характер обучения составлял одну только сторону организации братских школ. Они имели довольно ши­рокий курс образования, включающий научные светские предме­ты. Это были языки: греческий, славянский (старославянский), русский, латинский, польский. Кроме них преподавались грамма­тика, поэтика, риторика, философия, арифметика. Братские школы находились под значительным греческим влиянием, и первые учителя в них были греками. Поэтому и преобладающим языком был греческий; латинский знали слабее. Из методов обучения был такой (перешедший от иезуитов), как разыгрывание ди­алогов, драматические представления на библейские темы.

В братские школы принимались дети всякого звания. Перед учителем все дети — богатые и бедные — были равны. Сидеть каждый ученик должен был на определенном месте, назначенном ему по успехам. Кто больше будет знать, будет выше и сидеть, хоть он и беден, а кто меньше знает — сидит на низшем месте.

Отдавая сына в школу, отец брал с собою несколько соседей и при них заключал договор о всем порядке учения. В обязанность же учителя входило посоветовать ученику в соответствии с его летами, наклонностями и способностями, какими науками ему следует заниматься. Забрать ученика можно было в присутствии тех же свидетелей, при которых его отдавали в школу. Это нуж­но было для того, чтобы не нанести оскорбления ни ученику, ни учителю. Дети членов братств, сироты обучались бесплатно, за счет братств. Вообще членам братств вменялось в обязанность проявлять заботу о тех детях, которые не имели средств, но же­лали учиться. Для беднейших учеников при братских монасты­рях устраивались специальные помещения для жилья.

Несмотря на многие преимущества братских школ, они все-таки не могли соперничать с католическими. Юношество, искав­шее лучшего образования, по-прежнему направлялось в иезуит­ские коллегии и там попадало под влияние католичества. Поэто­му появилась необходимость создания школы высшего порядка. Такой стала братская школа в Киеве — Киево-могилянская ака­демия.

Крупную реформу братской школы произвел в 1633 г. Петр Могила (1596—1647). Сущность преобразований заключалась в превращении Киевской школы в коллегию по иезуитскому об­разцу. Обучение стало вестись на латинском языке; классов стало восемь: в низшем учили читать и писать, а дальше шли грамма­тика, синтаксис, поэзия, богословие и др. Все способы преподава­ния, а также западная схоластика были перенесены в Академию; большое значение придавалось диспутам.

Потребность в хорошо организованной школе была осознана в Московской Руси. Так появилась эллино-греческая академия (1687), преобразованная затем в Славяно-греко-латинскую акаде­мию. К ней присоединилась славяно-российская школа, нечто вроде приготовительных классов. В академии преподавались: богосло­вие, риторика, логика, физика, математика — все это составляло курс философии.

В связи с этим было два класса: богословский и философ­ский. Богословы сочиняли проповеди и произносили их на па­мять по субботам в своем классе в присутствии философов, а философы в своем классе произносили составленные ими ла­тинские и русские речи. Учитель читал с учениками речи Цице­рона, преподавал всеобщую историю на латинском языке. Учитель по этике преподавал риторику и науку о составлении стихов, латинских и русских, читал с учениками Овидия и Вергилия. Там же изучались география с помощью карт и глобуса, синтак­сис, грамматика. Сверх этого ученики учили катехизис, славян­скую грамматику, греческий, еврейский, французский и немецкий языки и медицину. Математика была поставлена слабо, естество­ведения совсем не было.

Впрочем, курс Московской, как и Киевской академии, постро­енный по образцу западных коллегиумов, мало чем отличался от них. И на Западе не было еще общего образования, светские на­уки и там ценились недостаточно. С течением времени Москов­ская академия преобразовалась в духовную школу (XVIII в.).

Московская академия послужила рассадником образования; долгое время она была в России единственным более или менее организованным учебным заведением среднеобразовательного характера. Там, где была нужда в образованных людях, сейчас же вспоминали о Московской академии и ее выпускниках, они тре­бовались всюду.

Число учеников в академии было от 200 до 600 самого различ­ного происхождения. Были дети священников, дворян (князья Обо­ленские, Голицыны, Долгорукие и др.), разночинцы — дети кан­целяристов, дьячков, солдат, конюхов, новокрещеные инородцы. Принимали учащихся от 12 до 20 лет, учились долго и не стесня­лись пребывания в одном классе по нескольку лет (известно, что были ученики, просидевшие в академии в одном классе по 7 — 10 лет, а в общей сложности — по 20 лет). Впрочем, многих исклю­чали, некоторых с особой "торжественностью". Так, например, "Да­ниловского, яко нерадивого и ленивого ученика, выключить, выгнав его из академии в присутствии учеников до ворот метлами".

Первыми учителями академии были братья Лихуды — греки. И поэтому греческое влияние было велико, занятия велись на греческом языке, в начале XVIII в. введены "учения латинские". Московская академия стала многое заимствовать у Киевской.

В XIX в. академия была перемещена из Москвы в Троицкую Лавру, в ней было восстановлено изучение греческого языка, уси­лено преподавание русского, введены новые предметы, таким об­разом, академия по праву называлась славяно-греко-латинской.

Развитие науки в России

В России начало научной работе было положено правительством Петра I, исходившего из глубокого понимания государственной пользы. Но эта работа быстро нашла себе почву в общественном сознании и не прерывалась в те долгие десятилетия, когда иссякла государственная поддержка научного творчества.

В эти периоды научная работа находила себе другие пути и другую опору. В XVIII и XIX вв. в России почвой, поддерживающей научную работу в изучаемых областях знания, были: высшая школа, государственные предприятия, в связи с завоевательной политикой многовековое стремление внутрь Азиатского материка, развитие горного дела и медицины, искание военной мощи и морского могущества.

Для России чрезвычайно характерно, что вся научная творческая работа в течение всего XVIII и почти вся в XIX в. была связана прямо или косвенно с государственной организацией: она или вызывалась сознательно государственными потребностями, или находила себе место, неожиданно для правительства и нередко

вопреки его желанию, в создаваемых им или поддерживаемых им для других целей предприятиях, организациях, профессиях. Она создавалась при этом интеллигенцией страны, представителями свободных профессий, деятельность которых так или иначе признавалась государством ради приносимой ими конкретной пользы, - профессоров, врачей, аптекарей, учителей, инженеров, -

создавалась их личным усилием, по личной инициативе или путем образуемых ими организаций. Эту работу вели состоящие на государственной службе ученые, чиновники или офицеры, по своему собственному почину творившие научную работу и в тех случаях, когда это не вызывалось государственными потребностями дня.

Важной поддержки была лишена область научных исканий в России наиболее богатого и относительно более образованного (после духовенства) господствующего сословия - поместного дворянства. Описывая сейчас прошлое естествознания в России, поражаешься, до какой степени мало дало ему русское поместное дворянство, как раз то сословие, которое в эту эпоху русской истории приобрело силу и значение и которое всеми своими интересами должно было жить землей, природой. С трудом можно назвать несколько лиц в XVIII столетии, которые работали в его среде вне зависимости от государственного служения или не в

качестве интеллигентов, ушедших от сословной обстановки. Этих лиц больше в XIX в., но можно сказать, что только во второй половине XIX столетия, когда обособленность дворянства кончилась, когда оно избавилось от ярма рабовладения, видим мы заметную струю свободных людей в его среде, творящих по своей свободной воле научную работу, делающих крупное национальное дело. Но в это время в стране появились уже другие элементы из среды буржуазии и обеспеченных интеллигентных слоев, которые дали научной работе нужные ей устои, независимые от государственной организации. Яд рабовладения разрушал живые силы русского поместного дворянства, не мог ужиться со свободным исканием в области естествознания и математики подобно тому, как он разрушил в этой области и навыки европейского общества в плантаторских слоях Америки. Мы не должны забывать, что именно в XVIII в. интерес и работа мысли в области естествознания были широки в образованном европейском обществе во Франции, Англии, Германии, Италии. Среди поместного дворянства здесь в это время выдвинулись многочисленные научные работники. Отражение этого интереса можно всюду проследить и в русском дворянском обществе, но творческого элемента научной работы было проявлено здесь ничтожно мало. Роль русского крепостнического дворянства в области искусства - и даже наук исторических, тесно связанных с

сословным сознанием, - не может даже сравниваться с его ролью в области естественнонаучных исканий и точной научной работы. Долгие годы отсутствовала в России в этой области та сила, которая в лице буржуазии оказала на Западе и особенно в Северной Америке могучее влияние на рост и развитие естествознания. Долгие годы буржуазия в лице русского купечества была далека от интересов научного знания. Едва ли ошибочно поставить это в тесную связь с характером образованности православного духовенства, наиболее близкого ей по культуре. Во второй половине XIX в. заметен в этом отношении ясный поворот. К концу века и сейчас этот элемент научного прогресса становится все более заметным в русской жизни, русская буржуазия вошла в научную творческую работу как личным

трудом, так и организацией нужных для научного развития средств. Можно сказать, что уже теперь ее недолголетняя роль более заметна, чем вековое участие в научной работе русского поместного дворянства.

Европейская научная мысль середины ХVIII в. (прежде всего философия и естествознание) характеризуется распространениемпринципа развития. Сформулировав основные положения диалектического метода познания, принципа развития и принципа историзма в подходе к изучаемым явлениям, Г.Гегель распространил свое учение и на психологию. Он показал, что психику необходимо исследовать не как скопление отдельных фактов и явлений психической жизни, а как целостный процесс формирования и развития, подчиненный определенным закономерностям. Изучение психического развития с позиций диалектического метода впервые потребовало учета качественного своеобразия психики на разных возрастных этапах, в частности, качественного отличия психики ребенка от психики взрослого человека. Такой подход открыл простор для разностороннего изучения различных ступеней развития человеческой психики, начиная с детства.

Распространение идеи развития в естествознании, создание эволюционной теории Ч.Дарвина дало мощный толчок развитию естественных наук. Значительных успехов достигли науки о человеке. Были получены точные научные данные о строении и функциях различных систем человеческого организма. Для психологии особое значение имело изучение мозга и органов чувств (исследования Г.Гельмгольца, И.М.Сеченова и др.).

Успехи естествознаниясулили возможность всестороннего познания человека и расширение возможностей сознательного целенаправленного формирования его внутреннего мира. Это порождало надежду на научное решение общественных проблем. Поэтому интерес к естественным наукам и решению с их помощью философских, мировоззренческих вопросов был очен

Памятники исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Время правления Владимира Мономаха. Учение о малом доброделании. Идеал древнерусского христианина в "Поучении детям" Мономаха. Письмо к князю Олегу Святославичу.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.09.2015
Размер файла 27,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Поучение Владимира Мономаха заслуженно занимает весьма почётное место в ряду памятников исповедального, автобиографического жанра классической русской словесности. Своей известностью произведение обязано прежде всего высоким и личным достоинствам его автора -- выдающейся, легендарной фигуры в истории Руси, а также уникальности памятника, который сохранился в единственном рукописном подлиннике-списке пергаменной летописи писца Лаврентия, датированной 1377 годом.

мономах поучение дети письмо

Несмотря на свою набожность, чистоту жизни и усердие к духовенству, Владимир, однако не был причислен к лику святых, как его сын Мстислав. Может быть, духовенство, весьма уважавшее Мономаха, чувствовало, что его деятельностью руководили, в основном, житейские расчеты.

Владимир для выяснения воли Божией использует, можно сказать, традиционный по тем временам способ: помолившись, открывает Псалтырь, и, прочитав первые слова, использует их как руководство к действию.

В первых же мы встречаем осуждение того беззакония, на которое пытались его подбить князья: „не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие“. Тем самым Мономах хочет показать всю пагубность междоусобных войн, которые часто раздирали в то время Русь.

Итак, взяв повод к нравоучению от этого визита, Мономах от наставлений князьям переходит к поучению о христианской жизни вообще, адресуя свое „Поучение“ в первую очередь своим детям, а затем и любому другому христианину, который будет читать эти строки:

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Да дhти мои, или инъ кто, слышавъ сю грамотицю, не посмhйтеся, но ему же люба дhтий моихъ, а приметь е в сердце свое, и не лhнитися начнеть, тако же и тружатися.

Юношам он, ссылаясь на авторитет святого Василия (видимо имея ввиду поучение св. Василия Великого о том, как юношам извлекать полезное для себя из книг языческих философов) советует:

иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: „Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится“.

душа чисты, нескверньни, телеси худу, кротку беседу и в миру слово господне: „Яди и питью бесъ плища велика быти, при старых молчати, премудрыхъ слушати, старhйшимъ покарятися, с точными и меншиими любовь имhти; без луки бесhдующе, а много разумhти; не сверhповати словомь, ни хулити бесhдою, не обило смhятися, срамлятися старhйших, к женам нелhпымъ не бесhдовати, долу очи имhти, а душю горh, пребhгати; не стрhкати учить легкых власти, ни в кую же имhти, еже от всhх честь. Аще ли кто васъ можеть инhмъ услhти, от бога мьзды да чаеть и вhчных благъ насладится“.

От поучения юношам он переходит к наставлению христианам вообще, рисуя перед глазами читателя евангельский образ человека кроткого, воздержанного в речах, смиренного умом:

Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, „очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, Господа ради“;

Научися, вhрный человhче, быти благочестию делатель, научися, по евангельскому словеси, „очима управленье, языку удержанье, уму смhренье, тhлу порабощенье, гнhву погубленье, помыслъ чистъ имhти, понужаяся на добрая дhла, господа ради“;

Продолжая речь свою, Мономах переходит к самым высоким христианским добродетелям: любви к врагам и ненависти ко греху:

Власть имущим он советует со всеми поступать милосердно:

Наконец, упоминает Владимир о посте и покаянии, которые необходимы христианину как птице необходимо два крыла, и как птица не может лететь с одним крылом, так и христианин не может обойтись без поста или покаяния.

Образное сравнение поста с весной, а покаяния с весенним первоцветом являет покаяние непосредственным следствием поста:

«Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к Светодавцу, скажем: „Слава Тебе, Человеколюбец! “

Затем Владимир переходит к описанию милосердия Божия, говоря:

Поистине, дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив. Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь..

Поистинh, дhти моя, разумhйте, како ти есть человhколюбець богъ милостивъ и премилостивъ. Господь нашь, владhя и животомъ и смертью, согрhшенья наша выше главы нашея терпить, и пакы и до живота нашего.

Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею.

Яко отець, чадо свое любя, бья, и пакы привлачить е к собh, тако же и господь нашь показал ны есть на врагы победу, 3-ми дhлы добрыми избыти его и побhдити его: покаяньемъ, слезами и милостынею.

Более того, опираясь на эти три добрых дела, -- покаяние, слезы и милостыня, -- автор развивает учение о малом доброделании. Он говорит, что Господь не требует от нас великих подвигов, потому что многие люди, видя тяжесть подобных трудов, не исполняют вообще ничего. Господу надо лишь наше сердце, по словам премудрого Соломона (Прит.23, 26). А выражением нашего сердечного горения могут быть и малые дела, которые в глазах Божиих не отличаются от таких великих, как монашество, затворничество или голодание, если они творятся с чистым сердцем:

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

А бога дhля не лhнитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х дhлъ тhхъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко инии добрии терпять, но малым дhломь улучити милость божью.

Затем Мономах, следуя псалмопевцу Давиду, обращается к прославлению величия Божия, которое усматривается во всем творении:

Долгое время считалось, что этот отрывок Мономах заимствовал из Шестоднева св. Василия Великого.

Но ближайшим прототипом этого пассажа, вероятнее всего, является Шестоднев Иоанна Экзарха, который в то время был очень популярен на Руси. [9]

собственного слабого ума наставление.

от худаго моего безумья наказанье.

Первым делом он говорит:

Аще вы богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о грhсhх своих, рекуще: якоже блудницю и разбойника и мытаря помиловалъ еси, тако и нас грешных помилуй! И в церкви то дhйте и ложася. Не грhшите ни одину же ночь, аще можете, поклонитися до земли; а ли вы ся начнеть не мочи, а трижды. А того не забывайте, не лhнитеся, тhмь бо ночным поклоном и пhньем человъкъ побhжает дьявола, и что въ день согрhшить, а тhмъ человhкъ избываеть.

Далее Мономах предлагает практику непрестанного молитвенного делания. Он смело вводит в жизнь такой вид молитвы, который был распространен преимущественно в монастырях:

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам.

Интересен взгляд его на смертную казнь:

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

Ни права, ни крива не убивайте, ни повелhвайте убити его: аще будеть повиненъ смерти, а душа не погубляйте никакояже хрестьяны.

Выступает Мономах против клятвы и божбы, но поддерживает очень необходимый в те смутные времена обычай крестоцелования, которым скреплялись союзы между князьями:

Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей.

Аще ли вы будете крестъ цhловати к братьи или г кому, а ли управивъше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже цhлуйте, и цhловавше блюдhте, да не приступни, погубите душе своеh.

Призывает он также к уважению священнослужителей:

с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога.

с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силh любите и набдите, да приимете от них молитву… от бога.

Затем идет ряд самых разнообразных поучений. Он призывает не иметь гордости в сердце, приводя на ум свою смертность. Увещевает чтить старых, как отца, а молодых, как братьев. В дому не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Предлагает Мономах поучения и военного характера -- не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Призывает он также остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых погибает и душа, и тело.

Во время своих походов необходимо поить и кормить нищих, которые будут встречаться на пути, чтить гостя, откуда бы ни пришел: простолюдин он, знатный или посол. При этом, учитывается и то, что подобными поступками приобретается доброе имя человеку:

ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.

ти бо мимоходячи прославять человhка по всhм землям любо добрым, любо злымъ.

Встречаем мы также призыв больного навестить, покойника проводить.

Не пропустить человека, не поприветствовав его. Об отношении к жене Мономах советует:

Жену свою любите, но не давайте им власти над собой.

Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собою власти.

А в основание всех добродетелей полагает Мономах страх Божий, который, по словам Соломона, является началом Премудрости:

А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Се же вы конець всему: страхъ божий имhйте выше всего.

Особенно восстает автор против лености, которая губит все добрые начинания, и призывает к трудолюбию:

Леность ведь всему мать: «что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится, Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.

Лhность бо всему мати: еже умhеть, то забудеть, а его же не умhеть, а тому ся не учить. Добрh же творяще, не мозите ся лhнити ни на что же доброе, первое к церкви: да не застанеть вас солнце на постели.

Интересное замечание встречаем мы относительно полуденного сна:

Спанье в полдень назначено Богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.

Спанье есть от бога присужено полудне. Отъ чина бо почиваеть и звhрь, и птици и человhци.

Из произведений Мономаха особенно поражает его письмо к Олегу Святославичу. Поводом к его написанию послужили события, произошедшие в 1096 году. Тогда в одной из многочисленных междоусобиц с войсками Олега Святославича недалеко от города Мурома погиб Изяслав -- сын Мономаха. Князь Мстислав, старший сын Владимира Мономаха, пишет письмо Олегу Святославичу, требуя покинуть незаконно захваченные им Суздаль и Муром. В этом письме он предлагает примирение между Олегом и Мономахом. Олег не послушал мирных предложений Мстислава и попытался повернуть свои войска на Мстислава. Но Олег был разбит, бежал в Муром, потом в Рязань и, наконец, покинул пределы Руси.

Мстислав снова увещевает Олега примириться с Мономахом, вернуться на Русь, но находиться только в пределах своей отчины. Олег обязывается подчиниться, и Мстислав ходатайствует перед Мономахом за Олега. В это время и пишет Владимир письмо убийце своего сына. Убийство Изяслава было особенно ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей. О чём же пишет Мономах своему поверженному врагу? Злорадствует ли он? Празднует ли он победу над Олегом или требует отказаться от своих прав в земле Русской?

Нет! Владимир прощает убийцу своего сына, утешает его, предлагает вернуться на Русь и получить княжество. Письмо начинается в покаянном духе:

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

О многострастный и печалны азъ! Много борешися сердцемъ, и одолhвши, душе, сердцю моему, зане, тлhньнh сущи, помышляю, како стати пред страшным судьею, каянья и смhренья не приимшим межю собою.

Далее Мономах пишет, что жизнь человека в руках Божиих и добавляет:

Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: „Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы! “

Егда же убиша дhтя мое и твое пред тобою, и бяше тебh, узрhвше кровь его и тhло увянувшю, яко цвhту нову процветшю, якоже агньцю заколену, и рещи бяше, стояще над ним, вникнущи въ помыслы души своей: „Увы мнh! что створихъ? И пождавъ его безумья, свhта сего мечетнаго кривости ради налhзох грhх собh, отцю и матери слезы“.

На протяжении послания Мономах подчеркивает, что не собирается мстить Олегу, используя, при этом, фразу, которой князья ободряли воинов перед битвой:

… Дивно ли, если муж пал на войне?

… Дивно ли, оже мужь умерлъ в полку ти?

Причем, это письмо не является плодом временного настроения или каких-то других обстоятельств, а целиком и полностью отражает внутренние убеждения Мономаха как истового христианина, прощающего своего врага.

Итак, в своем „Поучении“ Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками „Поучения“ стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.

Вообще „Поучение“ старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в „Поучении“ так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Представление об идеальном князе в "Поучении к детям". Деятельность Владимира Мономаха во внутренней и внешней политике. Поучения, материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописи. Взаимоотношения отца и сыновей в контексте летописных сводов Киевской Руси.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 22.08.2013

Роль Владимира Мономаха в объединении усилий русских князей по укреплению могущества Русской земли, основные направления его внешнеполитической деятельности. Содержание "Поучения"Владимира Мономаха. Развитие литературы и художественного искусства.

курсовая работа [48,0 K], добавлен 25.10.2009

Жизненный путь Великого князя как личности и политического деятеля своего времени. Военные походы Владимира Мономаха. Законодательная деятельность. Политико-правовые и философские воззрения Владимира Всеволодовича. Сочинения князя Владимира Мономаха.

реферат [43,8 K], добавлен 02.11.2007

Биография князя Владимира Мономаха. Новое перенесение мощей Бориса и Глеба. "Русская правда". Победы во многих битвах. Мономахова шапка. Усмирение Минского князя и Новгородцев. Изгнание и бедствие князя Владимирского. "Поучение" Владимира Мономаха.

контрольная работа [36,8 K], добавлен 16.01.2008

Начало княжения Владимира Мономаха на Киевском престоле. Управление Руси Владимиром и его заветы потомкам. Законодательная деятельность Владимира Мономаха. Экономико-политическая деятельность в пределах территории княжеств.

Читайте также: