Почему такой способ защиты чести был распространен в дворянской среде кратко

Обновлено: 04.05.2024

С одной стороны, прекрасно, что высшей ценностью для любого дворянина стала его личная честь. Но с другой стороны, дворянское общество однозначно утвердилось во мнении, что защитить и восстановить личную честь или честь семьи может только сам дворянин, законы в этом случае бессильны, а любое вмешательство властей только оттягивает неминуемую развязку. При этом законы, категорически запрещающие дуэли, мягче не стали.

Российское дворянство, созданное Петром I, далеко не сразу пришло к такому пониманию личной чести. Собственно, о какой чести мог говорить дворянин, при обращении к монарху униженно называвший себя холопом и не смевший даже думать о сатисфакции, если его оскорбило лицо, стоящее выше в иерархии власти. Ситуация стала медленно меняться только во времена правления Елизаветы. Окончательно же разрушила старое представление дворян о своем месте и значении в государстве Екатерина II.

Именно при Екатерине дворяне получили личную свободу и возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Но понадобилась смена поколения, чтобы дворянство утвердилось во мнении, что и личная честь не принадлежит государству и защитить её можно только самостоятельно. Для защиты чести российское дворянство теперь признавало только два способа: дуэль или принесение обидчиком публичного извинения. Естественно, что количество дуэлей резко возросло, а главное, они стали более кровавыми.

В век Екатерины дуэлянты предпочитали выяснять отношения на шпага или саблях, поэтому смертельных исходов было относительно немного. Во времена Александра I, когда главной причиной дуэлей стало оскорбление чести, оружие стали выбирать более смертоносное — пистолет. Собственно, причин для этого было две: пистолет практически уравнивал шансы, так как стрелялись на близком расстоянии (обычно 10−15 шагов), когда промазать трудно, да и вероятность убить или тяжело ранить обидчика резко возрастала.

Л. Тимошенко. Дуэль. Иллюстрация к роману

Уравнивание шансов было немаловажно, так как теперь на дуэлях часто дрались люди, существенно отличавшиеся и возрастом, и общественным положением, и умением владеть оружием. Понятно, что чиновник предпочитал не рубиться на саблях с кавалерийским офицером, а стреляться. Особенностью русской дуэли этого времени было и то, что её часто стремились закончить если не смертью противника, то его серьезной раной. В Европе подчас сам факт выхода на дуэль свидетельствовал о том, что честь защищена, но в России для этого требовалось пролить кровь обидчика или получить его извинения.

А.Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом

Высокие представления дворян о собственной чести устраивали и монархов, недаром же за дуэли, проведенные в соответствии с установившимися правилами, наказания были символическими, хотя закон предусматривал смертную казнь. Зачастую происходило наоборот, тот, кто следовал букве закона, наказывался строже или становился для дворянской среды чужим, его просто переставали принимать. В этом отношении характерна дуэль генерал-майора Бахметьева и штабс-капитана Кушелева. За шесть лет до дуэли Бахметьев оскорбил четырнадцатилетнего юнкера Кушелева, который тогда не смог вызвать офицера на дуэль. Через годы судьба свела их снова, и вызов состоялся. Дуэль пытались предотвратить многие, но безуспешно. Оба стрелявших промазали, видимо, не без умысла. После чего Бахметьев извинился перед Кушелевым и попросил простить обиду.

Самое интересное началось после дуэли. О ней стало известно властям, последовал очень жесткий приговор суда, предусматривающий разжалование дуэлянтов и лишение их дворянства. Александр I приговор не утвердил, суровые наказания для участников дуэли и секундантов заменили на чисто символические. Больше других пострадал бывший секундантом граф Венансон, которого заключили в крепость, а затем сослали на Кавказ. Пикантность в том, что именно граф донес о состоявшейся дуэли.

В это время в дворянской среде появилось и понятие корпоративной чести, особенно в армии. Честь своей роты, полка, армии, вида войск офицер должен был защищать, как и свою собственную. Если при офицере пренебрежительно отзывались о его полке или сослуживцах, он был обязан вызвать говорившего это на дуэль. В противном случае считалось, что он разделяет это мнение и в полку ему не место. Выходом из подобной ситуации было увольнение со службы или перевод в другой вид войск, но вероятность, что такого офицера примут в другой полк, была крайне низка.


На грани нормированности и жестокости (в смысле исхода схватки) в России XVIII века существовала дуэль. Будучи официально запрещенной еще со времен Петра I, она тем не менее долгие десятилетия оставалась частью русской дворянской культуры. Ее не поощряли, за нее наказывали, но одновременно с этим на нее же нередко закрывали глаза. Дворянское сообщество, несмотря на все запреты, не поняло бы и уж тем более не приняло бы обратно дворянина, который отказался бы защищать свою честь на дуэли. Разбираемся, почему ни один уважающий себя дворянин не мог оставить оскорбление без внимания и что отличало дуэль от убийства.

Таким образом, русская дуэль — это ритуал решения конфликтов, который существовал на достаточно ограниченном отрезке русской истории, с середины XVIII до середины XIX века.

Первоначально дуэль рассматривалась как нарушение общественного спокойствия и порядка, самосуд и оскорбление власти, но к XIX веку она превратилась в частное преступление, то есть покушение на жизнь и здоровье конкретного человека. В обществе отношение к ней было разным. Большая часть дворянства воспринимала дуэль как данность, некое наследие, которое не зависит от личного мнения и воли. Она позволяла дворянам почти физически ощутить свою честь, к тому же до определенного времени поддерживала в них чувство ответственности за свои поступки. Ну, а кровожадность дуэли, как правило, осуждалась лишь стариками и женщинами, то есть теми, кто не принимал в ней непосредственного участия.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.


Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Участники дуэли

Главное и неоспоримое условие для участия в дуэли — равенство соперников.

Во-первых, драться на дуэли могли только дворяне, так как, в понимании людей того времени, хотя остальные сословия и могли обладать личным достоинством, но понятие чести было присуще только дворянству. Простолюдин не мог оскорбить или задеть дворянина: в этом случае оскорбление воспринималось не как унижение достоинства, а как бунт против вышестоящего. Конфликты дворян с мещанами, купцами и прочими сословиями, граница связи с которыми была более размыта, решались исключительно через суд, а дворянская честь при этом не страдала.

Во-вторых, драться на дуэли могли только мужчины — женщина считалась неспособной на оскорбления, и ее слова редко воспринимались всерьез. Тем не менее женщина могла быть инициатором конфликта.

В-пятых, под строгим запретом были дуэли между родственниками, поскольку они относились к одному роду и, следовательно, должны были совместно защищать единую идею, а не бороться друг с другом. Наконец, кроме всего вышеперечисленного, на дуэли было запрещено драться больным людям, также против своего заимодавца не мог драться должник.

В идеальной ситуации перед дуэлью все участники были равны, однако на практике достигнуть полного равенства было достаточно сложно

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Проводилась дуэль чаще всего за городом, по возможности в безлюдном месте

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Дуэль в литературе: Печорин и Грушницкий


Условия дуэли были очень жесткими, дуэлянты боролись на краю пропасти — обычно жестокость условий подразумевала обязательный смертельный исход

К тому же, решая конфликт, Печорин с Грушницким нарушили немало правил в ритуале проведения дуэли. Во-первых, Печорин слегка опаздывает на дуэль, желая показать свое истинное отношение к дуэли как к бессмысленному действию, однако его поступок, наоборот, расценивается как трусость и намеренное желание сорвать поединок.

Во-вторых, Грушницкий, поддавшись эмоциям, стреляет в безоружного противника — грубейшее нарушение, поскольку не дает шансов противнику и противоречит дуэльному кодексу, согласно которому дуэль не убийство, а равный поединок. Наконец, Печорин готов простить Грушницкого, несмотря на нарушения и нанесенное ему ранение, и по правилам Грушницкий обязан принять такое перемирие, но вместо этого он подталкивает Печорина к ответному выстрелу и погибает. Дуэль Печорина и Грушницкого не следует традиции, а потому не имела права состояться.

Дуэль в жизни: Грибоедов и Якубович

Импульсом к дуэли стал конфликт Шереметева и Завадовского из-за балерины Истоминой, с которой у Шереметева были отношения. Будучи знакомым с балериной, Грибоедов привез ее в дом Завадовского, тем самым ненароком втянув себя в конфликт. Шереметев, не знавший, с кем стреляться, отправился за советом к известному бретеру и офицеру А.И. Якубовичу, который взял на себя дуэль с Грибоедовым.

Первая дуэль Шереметева и Завадовского состоялась 12 ноября 1817 года: Шереметев получил серьезное ранение в живот, от которого впоследствии скончался в возрасте 23 лет. Дуэль Грибоедова и Якубовича состоялась через год, 23 октября, в Тифлисе. Считается, что Грибоедов пытался уклониться от поединка, но он все же состоялся — на дуэли поэт был ранен пулей в левую руку и лишился одного пальца. Именно по этой детали спустя много лет впоследствии в Тегеране был опознан его растерзанный труп.

Дуэльные поединки в общественном сознании тесно ассоциируются с дворянским сословием. Во многом это убеждение подпитывается и массовой культурой, создавшей вокруг дуэлей определенный романтический ореол. На самом деле аристократия далеко не всегда обладала монопольным правом на дуэли, хотя большая часть подобных поединков действительно происходила между представителями дворянского сословия. Причиной этому была сформировавшаяся в Западной Европе традиция болезненного отношения к дворянской чести.

Распространение дуэлей в Российской Империи

Всплеск интереса к дуэльной теме возник только во времена Екатерины Великой. Это было связано с тем, что дворянская молодежь того времени все чаще приобщалась к дворянским традициям Европы, и перенимала присущие им представления о чести. В итоге, всплеск дуэлей в Российской империи приходится на конец восемнадцатого – начало девятнадцатого века.

Характерной особенностью российских дуэлей стала их большая жестокость, из-за чего многие западные авторы считали ее варварством. В Европе того времени смертельные случаи были достаточно редки – считалось, что для восстановления чести достаточно подвергнуть жизнь обидчика риску. Европейские дуэлянты стрелялись с достаточно большой дистанции, и если оба из них промахивались, то, в большинстве случаев, дуэль считалась оконченной. В Российской же империи дистанция между бойцами была меньше, что уменьшало вероятность промаха, кроме того, дуэлянты гораздо чаще бились до смертельного исхода.

Дуэльное оружие

Первоначально для дуэльных поединков использовалось холодное оружие, которое было у дуэлянтов с собой в момент вызова. Чаще всего это были шпаги и даги. Со временем же, эволюция дуэльных кодексов привела к тому, что шансы обоих поединщиков начали пытаться уравнять путем выбора одинакового оружия. Впрочем, фехтовальные дуэли все еще очень зависели от умений бойцов, а потому после появления пистолетов, большинство дуэлянтов перешли на них. При этом для дуэлей производились специальные комплекты из двух абсолютно одинаковых пистолетов. Сейчас увидеть такие комплекты можно в музеях всего мира, посетить которые Вы сможете вместе с онлайн казино Гейминатор. Его администрация гарантирует всем честную игру и своевременные выплаты, а для постоянных посетителей предусмотрена бонусная программа.

В наше время традиция дуэлей окончательно отошла в прошлое. Конечно, некоторые политические деятели иногда вызывают своих оппонентов, но этот шаг можно рассматривать только как пиар.

Дворянское понятие о чести в известном нам виде появилось в послепретровские времена. Честь времен местничества вырастала из сознания непоколебимости места рода и человека в государстве. Боярин или дворянин допетровских времен не думал кровью восстанавливать честь на поединке. Благородные подданные больше доверяли государству и традиции в плане регулирования отношений и меньше связывали понятие чести со своей личностью. И потому, например, в Уложении царя Алексея Михайловича вообще не упоминалось наказание за дуэль. Наказание было за любой вооруженный конфликт в присутствии царя. Вооруженные драки не были связаны с честью.

Реформы Петра I сломали и уничтожили эти представления. Император внес в сознание дворян двойственность. С одной стороны, у дворянина самоуважение и сознание своей личностной ценности. С другой, каждый более чем когда-либо чувствовал себя рабом по отношению к царю и государству. Десятилетиями длилось противостояние двух сторон, принимая самые разные формы – от поддержки самодержавия Анны Иоанновны в 1730 году до участия в дворцовых переворотах 1741 и 1762 годов. Эта длительная борьба привела к образованию духовно свободного дворянского меньшинства.

Право на поединок стало знаком независимости от государства и мерилом общественной ценности личности. Петр I понимал, что появление в армии иностранных офицеров, обучение русских дворян в Европе принесут в Россию дуэльный обычай, и делал все возможное, чтобы опасность пресечь. Он превентивно ввел “Патент о поединках и начинании ссор” в “Уставе воинском”, ориентируясь на германское антидуэльное законодательство. С течением времени закон охватит все виды вооруженного самосуда (ведь каждая дуэль - риск потери ценного кадра). Однако методы Петра и последующих правителей не смогли остановить дуэльный хаос. Придушенная законом и оттесненная в армейское захолустье, дуэльная традиция развивалась.

Чтобы дуэли стали обыденным явлением в России, понадобился решающий в личностном плане фактор: вырванный у самодержавия серией дворцовых переворотов манифест о вольности дворянства. Главную роль сыграла декларированная в манифесте отмена телесных наказаний. В самом деле – о какой защите чести можно говорить, если тебя могли высечь по воле государя. И после манифеста 1762 Потемкин бил и унижал дворян, но воспринималось это как отвратительное исключение. Унижения гвардейских офицеров при Павле I воспринимались соответственно. Конспирировавшие против Потемкина офицеры, и вломившиеся в Михайловский замок соратники Палена защищали свою честь.

Дуэль стала массовым явлением во времена елизаветинского царствования с разнонаправленностью его тенденций. С одной стороны – ослабление самодержавия, реформаторский напор клана Шуваловых, расширение прав Сената, т.е. движение к частичному ограничению самодержавия 1730 года. С другой – фактическое отстранения рядового дворянства от участия в решении судеб Отечества, окончательная стабилизация империи, введение режима наместников. Дворянство было жестко интегрировано в государственную машину и окончательно лишено самостоятельной роли.

Все эти факторы мощно стимулировало дуэльную активность среди дворянской молодежи. Через дуэли дворяне вырабатывали новую систему взаимоотношений, в основе которой были все еще туманные понятия чести и достоинства. Отсутствие разработанной “идеологии чести”, приводило к тому, что поединок стал универсальным средством для решения проблем. По всей России происходили поединки, бескровные и кровавые, где не было дуэльного кодекса. В этих бесчисленных, происходивших вопреки закону схватках дворяне вырабатывали понятную мысль – поединок или потеря самоуважения.

При правлении Павла I каждый дуэлянт знал, что рискует если не головой, то уж карьерой. Последствия участия в дуэли понятно раскрываются на примере графа Александра Ивановича Рибопьера. Рибопьер был исключен из службы, награды и имущество было отняты, а его посадили в казематы. Сестру и мать отправили в ссылку. Ближайшие родственники были отстранены от двора. Из-за суровых мер наказания дуэли будут происходить редко, но будут известны далеко за пределами России.

Дуэли снова станут массовыми в период Тильзитского мира. Возбужденная позорным миром, дворянская молодежь находила выход энергии в поединках. Дуэли же во время Отечественной войны 1812 года были редчайшими явлениями и не доходили до смертельного исхода. Дворяне реализовывали себя в кровопролитных сражениях.

После завершение Отечественной войны поединки снова заняли заметное место в жизни дворян. Снова требовался выход сил и способ противостояния аракчеевской регламентации. Образование тайных обществ, всплеск самосознания дворянства внесли в дуэли новый колорит. Именно в этой среде выработался тип “идейного дуэлянта”, знакомый нам всем по произведениям Пушкина и Лермонтова.

Последствия политики Николая I выявились к концу 19 века. Его стремление быть единственным судьей в делах чести и сокращение полномочий офицерских собраний сильно пошатнули нравственные устои дворянства. Атмосфере в России стремительно изменялась. Подлость и пренебрежение общественным мнением не вредили положению в обществе и карьере.
В конце 19 века еще будут дуэли. Столыпин вызовет на поединок депутата Федора Родичева. Будут стреляться Гумилев и Волошин. Но это уже будут не те дуэли. Классическая русская дуэль изжила себя вместе с мечтой дворянства о создании общества, построенного на законах чести, общества гордых, независимых, уважающих друг друга людей.

Читайте также: