Бунин иоанн рыдалец анализ кратко

Обновлено: 16.05.2024

Иван Рябинин, которого называют Иоанном Рыдальцем, бродит по округе и бросается на господ с лаем. Умершего юродивого князь велит похоронить в церкви, а потом и себя рядом с ним.

За минуту

В скромной церкви неподалеку от станции Грешное похоронены князь и его холоп Рябинин по прозвищу Иоанн Рыдалец. Когда-то вельможа приезжает в село Грешное провести остаток жизни. В Новый год чудаковатый барин заставляет священника служить панихиду по старому году. В тот же день Ивана Рябинина секут розгами за то, что бросается на князя с лаем.

Иван с детства рос набожным и послушным. Родители женят сына, но к жене он не прикасается, а все читает Писание. Однажды Ваня видит в окно кучера, посланного отцом. Он едет к церкви, но вдруг оказывается в степи раздетым и плачущим. Его привозят в деревню, и отец сажает сына на цепь.

Однажды он срывается и бродит по округе, кидаясь и лая на господ. Иван умирает, и хозяин приказывает похоронить его возле церкви, а потом и себя рядом с Рыдальцем. Раз в год приезжает на станцию дама в трауре с молодым корнетом. Они идут к могилам князя и Иоанна. Корнет крестится, а дама плачет, читая надписи на плите юродивого.

Смысл рассказа

Смысл книги

Со временем люди стали почитать Ивана как святого. На его могилу приходят помолиться жители села, иногда заезжают богомольцы и из других городов.

В рассказе тесно связаны друг с другом цивилизация и деревенская глубинка. Они неотъемлемы друг от друга и, несмотря на явное противостояние, всегда находятся рядом. Цивилизованный мир символизирует большой американский паровоз, который везет знатных людей на Кавказ. Экспресс следует в объезд глубинки, о которой никто уже и не помнит. Но несмотря на запущенность даже у глухой деревни есть своя достопримечательность — могила юродивого Иоанна Рыдальца, в святости которого не сомневаются люди из высших слоев общества.

Русский человек всегда тяготел к чему-то мистическому. Он склонен наделять сверхъестественными чертами те события, которые таковыми не являются. Так произошло и с Иваном Рябининым. Очевидно, что этот человек был не более, чем душевнобольным. Однако его поведение, отличающееся от общепринятого, привлекло внимание общества. Не находя другого объяснения, кроме как божественного промысла, люди нарекли его юродивым. Даже старый князь, чье умственное развитие явно превосходило интеллект жителей деревни, в конце жизни поверил в святость Иоанна, изъявив желание быть вместе с ним похороненным.

Своим произведением автор хочет донести до читателей мысль о том, что несмотря на стремительное развитие науки, техники и иных благ цивилизации, в сущности русского человека всегда останется тяга к сверхъестественному и необъяснимому. Это присуще как обычным людям, так и правящим верхушкам общества. Поэтому необходимо научиться отличать шарлатанов от действительно одаренных и уникальных в способностях людей. Прежде всего стоит всему искать рациональное объяснение. Только оставив предрассудки можно развиваться и двигаться вперед. Несомненно, в мире есть чудесные и необъяснимые с научной точки зрения явления, но их гораздо меньше, чем считают люди.

Помимо прочего необходимо уважительно и с заботой относиться ко всем людям, не делая исключений. Ведь при жизни Ивана люди его сторонились и даже побаивались. Только после смерти его стали почитать святым. Судьба героя могла бы сложиться по-другому, если бы люди проявляли к нему тепло и заботу. Поэтому, относя себя к цивилизованному обществу, нам следует оправдывать такое звание, помогая окружающим и отказавшись от суеверий и предрассудков.

Тему особенностей русской национальной жизни, русского национального характера И.А. Бунин продолжает и в рассказе "Иоанн рыдалец". Основное действие здесь обрамлено образом железной дороги. С одной стороны - пышущий мощью паровоз, благополучные, хорошо одетые люди, с другой - бесприютное пространство русских степей, нищие мужики, одиночество, холод.

С этими местами связано предание о местном юродивом Иоанне рыдальце. Рассказывают, что когда-то барин, живший в этих местах, приказал выпороть юродивого, пугавшего его своими выходками. Того пороли неоднократно. Однажды барин узнал, что юродивый умер, и неожиданно вдруг завещал похоронить его самого рядом.

Эта история говорит о многом. Кто-то увидит в ней отражение и преломление вечной тяги русского человека к мистическому, высокому, иррациональному, духовному подвижничеству. Но отношение самого Бунина не было столь однозначным. Как-то писатель заметил:

rXQ4vMcFY2ZvF3SOuEWXDkJwIgiAulq.jpg

Писатель отмечает и предупреждает, что русский человек зачастую неспособен отличить настоящую подвижничество, святость от шарлатанства, а то и просто от душевной болезни.

Примечателен финал рассказа. На сельское кладбище приезжают люди благополучные, просвещенные для того, чтобы поклониться праху местного юродивого, принятого ими за настоящего святого.

Тема войны проходит черной полосой через весь роман Шолохова "Тихий Дон".

Сначала автор описывает жизнь и быт простых и добродушных людей, настоящих тружеников - донских казаков. Они живут, создают семьи, рожают детей, любят, ревнуют, ненавидят, а также усердно работают.

Но никому не нужная и непонятная война все меняет. Рушатся судьбы, несчастные люди страдают от горя, беды, смертей близких, от невозможности жить, как раньше.

Шолохов показывает душевные муки своих героев, которые не могут понять, где правда и зачем вообще воевать, убивать и умирать.

Война не может принести ничего, кроме горя. Эту тему Шолохову удалось очень хорошо показать и раскрыть.


Андрей Гаврилович Дубровский был человеком гордым и обладал независимым характером. Поэтому случай на псарне послужил началом настоящей вражды между им и Троекуровым.

Что же реально случилось на псарне?

Троекуров повел гостей осматривать псарню. Псарня действительно была великолепна, в ней было много собак, имелись специальные отделения для щенков и беременных, за собаками ухаживали как за знатными господами.

Дубровский, сам страстный охотник, невольно завидовал количеству и ухоженности собак и потому все время хмурился. Это заметил Троекуров и спросил, понравилась ли Дубровскому псарня. Дубровский ответил, что наверное крестьяне Троекурова живут в худших условиях.

Эти слова уже задели псаря, который заметил, что в таких псарнях и некоторым дворянам было бы хорошо жить.

Конечно псарь позволил себе лишку, но так как его замечание умилило Троекурова, тот не обратил внимания на то, что эта шутка задела Дубровского, чье имение конечно было бедным и он тут же уехал.

Так началась знаменитая ссора.

Дубровский показал себя гордым и даже надменным, не склонным к компромиссам, не умеющим угождать и поддакивать.

Мир, изображаемый А.А. Блоком в его поэзии, поначалу максимально удален от реальной жизни. Но чем дальше, тем ближе подходит поэт к тому миру, в котором живет, взаимодействует с ним, и это взаимодействие подчас оказывается довольно страшным. Пример - стихотворение "Все ли спокойно в народе. "

55G3Q7vjn22imMZXcRM3nIEUWsRCzb3.jpg

Кажется, что эти стихи разворачивают нас от мистического пространства раннего цикла в более реальным стихам зрелых лет. Но что такое здесь "посох железный"? Какой император убит?

Стихи датированы 1903 годом. Нет еще никакой революции.

Это стихи о предчувствии революции, но не той, которая будет в России в 1905 году, а революции как таковой, как вечной идеи, правящей миром, которая вторгается и разрывает мир на части. Революция здесь - нечто мистическое. и "посох железный" - образ, пришедший в эти стихи из Апокалипсиса.

В этом стихотворении не реальность превращается в некоторый символ. На символ реальность "напыляется", как на магнит железная стружка.

Сказка Гаршина "Attalea princeps" - это история борьбы за свободу, стремления освободиться от уз.

Гордая бразильская пальма росла в теплой оранжерее, но ей хотелось обрести свободу. Она воспринимала тепличные условия в которых ее содержали как оковы, а саму оранжерею как темницу, хотя в той было и светло и тепло, и воды хватало.

Она с презрением слушала перебранку других растений о том, что кому-то не дали вдоволь воды, а кому-то и так хорошо, и призывала другие растения объединиться, чтобы вместе добыть свободу.

Пальма не знала, что ее ждет за стеклом, она пробила-таки крышу и оказалась под холодным осеннем дождем. Она замерзала и погибала, и ее срубили.

Это сказка о прекрасной мечте, исполнение которой обернулась трагедией.

Мораль сказки "Attalea princeps" в том, что не следует стремится к неизвестности. Она может оказаться куда страшней даже очень неприятной реальности. Иногда мечты наши сбываются совсем не так, как мы того хотели.

Жизнь и смерть, их неотступное, великое противостояние – уже источник постоянного трагизма для бунинских героев. Не чья-то “злая воля”, не вмешательство какого-то лица мешает благополучию. Что нужно сыну богатея Романа Шаше (“Я все молчу”)? “Он по селу гулял в поддевке тонкого сукна, в сапогах с лакированными голенищами, наигрывал польки на дорогой ливенке… Он ли не в рубашке родился!” Но некий внутренний зов низвергает его в пропасть унижений, нищеты, физической убогости, когда, с выдавленными в драке глазами и переломанным

носом, сипло орет он в церковной ограде, среди подобных ему калек, предвещая скорый “конец света”:
Придет время,
Потрясется земля, небо,
Все камушки распадутся,
Престолы Господни нарушатся,
Солнце с месяцем померкнет,
И пропустит Господь огненную реку…
В судьбе Шаши, по Бунину, таится “странность”, загадка России и русского национального характера, склонного к совершенно непредсказуемым действиям (“Из нас, как из древа, и дубина, и икона”,- повторял писатель пословицу). “Странен” Иван Рябинин, богомольный юноша из жалкого сельца с символическим названием Грешное,

который под воздействием необъяснимого видения стал юродивым, обличителем “этой” жизни (подобно своему великому тезке пророку Иоанну Крестителю), хотя бы и пророком “местного” масштаба. Но странен и князь, приехавший в именьице доживать век (“мал ростом и чуден был он”), который заставил священника служить панихиду “по старому году”. И нещадно наказывая Иоанна Рыдальца за его “лай”, князь поразил всех своим предсмертным приказанием: “Схороните же сего безумца возле церкви, а меня, вельможу-князя, положите рядом с ним, с моим холопом”.

Не одна, но две тайны уходят с кончиной отмеченного чудачествами “вельможи-князя” и его ставшего святым смерда в маленьком и жалком селе Грешном, мимо которого катится европейская цивилизация: громадный американский паровоз, вагон-ресторан, бритые лакеи во фраках с золотыми пуговицами, худой англичанин с трубочкой в зубах. Цивилизация, которая, по Бунину, греховна и обречена.

Железнодорожная станция возле степного села Грешное совсем новая. Через неё проезжают великолепные поезда, везущие богатых людей на Кавказ. Генералы, иностранцы и сухощавые дамы с лорнетами не знают, что в небогатой церковке Грешного покоится прах святого-юродивого.

Сыграли свадьбу, но молодожёны друг дружки не коснулись, вышли из спальни заплаканные, и Ваня снова за Писание засел. Потом все пошли к обедне, только один Ваня дома остался. Отец прислал за ним работника, велел ехать в церковь и взять с собой деньги и новые лапти.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: