Восстановительная практика в деятельности школьных служб примирения

Обновлено: 05.07.2024

1. Формы и методы работы восстановительной медиации

2. Служба примирения – является социальной службой, действующей в образовательной организации на основе добровольческих усилий

Школьная служба примирения
Служба примирения – является социальной службой, действующей в
образовательной организации на основе добровольческих усилий учащихся.
Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде всего
70
команда
единомышленников
(взрослых
и
детей),
которая
решает возникшие в школе конфликты или
противоречия через восстановительные программы, а также
30
распространяет
в школе восстановительную культуру.
ШСП - группа подростков с руководителем взрослым,
организационно
вписывающаяся
в структуру школы, целью
2008
2009
2010
2011
работы
которой
является
содействие
профилактике
Название графика
правонарушений
и социальной реабилитации участников
конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов
восстановительного подхода.

3. Школьная служба примирения

5. Основные документы регламентирующие работу ШСП

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Акты совета Европы (7)
Международные акты ООН и организации ООН (9)
Международные акты имеющие обязательную Силу (5)
Законодательство РФ (10)
ФЗ РФ .Распоряжения.
Судебно-правовая реформа (методические рекомендации)
Всероссийская ассоциация восстановительной
медиации(методические рекомендации)
Программа ШСП
Положение ШСП
Устав
Приказы
План работы ШСП
Журнал учёта примирительных встреч
Бланки договора, согласия на участие в примирительных
встречах, протокол встречи.
Мониторинг деятельности
Анализ работы.

6. КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

7. КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Конфликты, свойственные людям, можно
разделить на три уровня.
внутриличностными – например, когда ктото решает для себя, принять ли ему
предложение занять рабочее место или нет
межличностными – например, когда кто-то
спорит со своим партнером по повожу того,
как потратить деньги;
и межгрупповыми – когда в конфликт
вовлекаются общины, регионы, народы.

Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить
конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная
сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от
самих сторон – как сам процесс, так и его результат.
ПРОЦЕССЫ,
СЛУЖАЩИЕ ДЛЯ
РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТОВ
При медиации в процесс вступает
третья сторона – посредник, цель
которой помочь первым двум
договориться.
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход.
Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их
конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны
выполнить соответствующее решение

10. Медиатор не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы

11. Типы восстановительных программ

Программа примирения
Данная программа организационно
представляет собой добровольную встречу
правонарушителя (обидчика) и пострадавшего
(жертвы). Встреча проходит в присутствии
подготовленного ведущего (ведущих-детей)
программы, который организует
конструктивный диалог сторон. Допускается
присутствие родителей, психологов,
социальных педагогов.

12. На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

13. Круги заботы

• Программа проводится в случае, когда семья ребенка не
выполняет своих воспитательных функций или распадается
(например, из-за алкоголизма или наркомании родителей), и
необходимо создать круг людей, которые могут оказать
ребенку поддержку. Этих людей надо найти и вместе с ними
обсудить, кто и какую ответственность готов взять на себя и в
чем будет заключаться его помощь ребенку. Такими людьми
могут быть родственники, учителя, соседи, руководители
детских клубов и т.д. Вопрос об ответственности обсуждается и
с самим ребенком. По результатам встречи обычно
составляется реабилитационная программа, которая может
быть представлена в Комиссию п делам несовершеннолетних,
милицию и другие органы для того, чтобы сделать
реабилитацию комплексной. Во встречах (кругах заботы)
участвуют психологи, социальные работники и другие
специалисты.


В числе семей, находящихся в ситуации кризиса, дети в которых
подвергаются риску социального сиротства, есть такие, где родители не
считают, что ребенок уходит из дома или они сами отказываются от него по
причине отсутствия взаимопонимания и конфликтных отношений.
Они, как правило, уверены в том, что уходы и отказы связаны с недостатками
в характере ребенка, невозможностью заставить его подчиняться и т.д. Если в
ходе подготовки такой семьи к восстановительным процедурам не удается
переориентировать родителей и создать мотивацию на примирение,
представляется возможным временно встать на точку зрения родителей и
предложить им помощь, поскольку это соответствует их потребностям.
Как правило, в таких случаях, родители, не признавая необходимости
примирения и налаживания отношений со своим ребенком, фактически
отказывают ему в осуществлении заботы и поддержки.
В этой ситуации необходимо создавать некоторый эквивалент первичной
социальной среды, поддерживающей подростка.
Социальный работник в ходе обследования семьи одновременно исследует
социальное окружение этой семьи, определяет возможных участников Круга
заботы - родственники, социальный педагог, психолог, учителя, класс, где
учится подросток, коллеги с места работы родителей и т.д.
Во время встреч с ними определяет, насколько каждый из них заинтересован
в осуществлении не только заботы о ребенке, но и социализирующих
воздействий на него.

16. Школьные конференции

17. Выбор типа программы

ВЫБОР ТИПА ПРОГРАММЫ
• Если есть жертва и нарушитель (обидчик), то проводится программа
примирения
• Если есть две конфликтующие стороны, то проводится медиация
• Если конфликт произошел в семье, то проводиться семейная
конференция
• Если в конфликте участвует большая группа (класс), то проводится
школьная или общественная конференция.
• Если в конфликте участвуют учителя и родители (а также если дело
передано в полицию), то нужно согласовать вопрос проведения
программы с взрослым куратором
• Присутствие родителей обязательно в случае если дело
передано из милиции, КДН или суда. Или же в случае большого
ущерба, вопрос о возмещении которого согласуется с
родителями. Однако участие родителей в разговоре на встрече
должно быть минимально.

Если вы получили информацию не от непосредственного
участника, уточните, берет ли источник информации на
себя какую-то ответственность или просто передал вам
информацию.
При возбуждении уголовного дела, по которому проходят
ученики школы, куратор решает вопрос о целесообразности
проведения примирительных процедур.
Если вопрос решен положительно, проведена
примирительная процедура и получен положительный
эффект для сторон, школьная администрация может
ходатайствовать перед правоохранительными органами или
судом о приобщении к материалам уголовного дела
примирительного договора, а также иных документов в
качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание
вреда, причиненного потерпевшему в соответствии со ст.20
и ст.21 УПК РФ, а также ч.1, п. "К" ст.61 УК РФ.

19. Условия, при которых ситуация конфликтная может быть рассмотрена службой

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СИТУАЦИЯ КОНФЛИКТНАЯ МОЖЕТ БЫТЬ
РАССМОТРЕНА СЛУЖБОЙ
Есть конфликт, его стороны известны и они признают свое участие в конфликте
или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту);
Сторонам больше 10 лет.
Информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не
будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике,
обсуждение на классном часе и т.п.). Если рассмотрение на педсовете уже
было, то ведущие должны быть готовы столкнуться с последствиями
эскалации конфликта или отказаться от работы над этим случаем.
Со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку
иначе пережитые чувства начинают стираться. (Возможны исключения). Кроме
того, не рекомендуется брать ситуацию в тот же день, когда она произошла.
Это нужно, чтобы чувства сторон немного улеглись. Поэтому если возможно,
лучше проводить предварительные встречи на следующий день или даже
позже.
В основном, программа работает со следующими ситуациями: драки, кражи,
побои и издевательства, конфликты в коллективе и с учителями и т.п.
В случае, если разрешения ситуации на программе не произошло, стороны
вправе обращаться в любые другие структуры (в соответствии с
законодательством).

20. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Задача
Техники
Вступительная речь ведущего программы на предварительной
встрече
Выслушивание личной истории человека
Если человек испытывает сильные
эмоциями, мешающие ему адекватно
реагировать на ситуацию, необходимо
снизить сильные эмоции (важно помнить,
что человек при сильных эмоциях может
просто замкнуться и даже быть на все
согласным).
Понимание интересов, его нужд и
потребностей. А также выяснение способа
выхода из ситуации, который предлагает
человек
Активное слушание и перефразирование
Техника признания эмоций и чувств человека.
Техника называния чувств
Активное слушание
Паузы
Откладывание разговора
Предложение воспользоваться
восстановительным путем и получить
согласие на участие в программе
Соотнесение возможностей программы с нуждами
человека (см. "Потребности жертв и
правонарушителей")
Активное слушание
Резюмирование
Заключительная речь ведущего на предварительной встрече

21. Организация встречи

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТРЕЧИ
• Договориться по телефону.
• Попросить организовать встречу куратора, или
представителя администрации, который
предварительно предупредит человека или даже
приведет его. Опасность заключается в том, что
ведущего могут воспринять, как представителя
администрации, что сильно усложнит установление
доверия.
• Можно непосредственно подойти к человеку и
предложить ему поговорить о ситуации. Но перед этим
надо убедиться, что он доверится вам. Делать это
лучше в спокойной обстановке, когда вокруг никого нет,
и человек не торопиться.
• Возможны и другие варианты. Примерное время
предварительной встречи – от получаса до двух часов.
• Начинать лучше со встречи с правонарушителем

22. Вступительная речь ведущего на предварительной встрече


Добрый день.
Мы собрались сегодня на эту встречу по поводу ситуации, произошедшей с
вами. (Участники и ведущие садятся в круг или вокруг стола, взрослые и
родители – как правило – на задний план).
Я хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (…), его
родители (…), социальный работник (…). Я – ведущий сегодняшней встречи.
Меня зовут (…). Мой помощник (…)
Я хочу напомнить, что основными участниками данной встречи являетесь Вы.
Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а
помочь Вам сорганизовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. И в
этом смысле я здесь постараюсь сохранять нейтральность к сторонам (но не к
самой ситуации).
Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по
собственному желанию (Я правильно поняла?) и вправе покинуть ее, как
только посчитаете нужным.
Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я
предлагаю ввести следующие правила:

23. Правила!

• Прошу Вас говорить по очереди;
• Прошу Вас воздержаться то каких-либо
оскорблений;
• Прошу Вас соблюдать конфиденциальность
этого разговора;
• Очень хотелось бы не выяснять вопросы
вины, а вместе искать выход из
создавшейся ситуации

24. Продолжение вступительной речи


Вы согласны с предложенными правилами, или хотели бы внести свои
предложения и дополнения?
В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) может попросить отдельной
беседы наедине (кокуса).
Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным.
Также при Вашем желании встреча может быть перенесена или продолжена
в другое время. (Но обычно такие встречи продолжаются от полутора до трех
часов).
Прошу вас отключить мобильные телефоны.
Есть ли ко мне вопросы или мы можем начинать?
Итак, прошу вас рассказать о произошедшем, последствиях и вашем
отношении к этому. Остальных прошу не перебивать.
Как правило, в начале обращаются к жертве. Но это не абсолютное правило.
Особенно, если жертве трудно говорить и она молчит.
В ходе работы ведущему необходимо параллельно удерживать внимание на
нескольких аспектах встречи. Это и задачи ведущего, и эмоциональное
состояние сторон (выражаемое, в том числе и невербально, жестами), и
текст, который говорят стороны, и другие аспекты программы.

26. В конце встречи

27. Навыки слушания и ведения беседы

НАВЫКИ СЛУШАНИЯ И ВЕДЕНИЯ
БЕСЕДЫ
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Да?
Это интересно…
Понимаю…
Можно ли поподробнее?
Правила хорошего слушания
слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на
невербальные проявления собеседника (мимика, позы,
жестикуляция);
проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если
это необходимо, приемы активного слушания;
не давай советов; не давай оценок
• Активное слушание позволяет решить важнейшую из проблем —
проблему доверия, ибо доверие возникает тогда, когда собеседник
чувствует искренний интерес к нему, как к человеку.

28. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ

УТОЧНЕНИЕ
• Уточнение может быть направленным на
конкретизацию и выяснение чего-либо ("Ты
сказал, что это происходит давно. Как давно это
происходит?", "Ты именно в четверг не хочешь
идти в школу"). Уточнение может также относится
ко всему высказыванию другого человека
("Объясни, пожалуйста, что это значит?", "Не,
повторишь ли еще раз9", "Может быть
расскажешь про это поподробнее?").
ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ
• Главная цель перефразирования — уточнение
информации
• Ключевые слова: "Ты говоришь. ", "Как я понимаю. ",
"Другим словами, ты считаешь".
• Если я вас правильно понял, вы говорите, что…
• Так вы сказали, что…

29. РЕЗЮМИРОВАНИЕ

30. ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОДТЕКСТА

• Проговаривание того, о чем хотел бы сказать собеседник,
дальнейшее развитие мыслей собеседника.
ПЕРЕХОД ОТ КЛЕЙМЯЩЕГО СТЫДА К ВОССТАНАВЛИВАЮЩЕМУ СТЫДУ
Надо обсуждать не личность нарушителя, показывая, насколько он не
прав. А, помогая выразить чувство стыда (что не принято в нашей культуре,
поскольку воспринимается часто другими, как слабость) показать, что через
примирение и разрешение конфликтной ситуации он сможет "очиститься"
от содеянного правонарушения. То есть, обсуждаем не личность, а
конфликт и способы выхода из него.

31. Техники организации диалога

33. ТИПЫ ВОПРОСОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В КОНТАКТ
( работа психолога)
• Вербальные сигналы, располагающие к контакту
1 Отчетливое приветствие
2 Обращение к человеку по имени
3. Предложение сесть
• Невербальные сигналы, располагающие к контакту
1.Проксемика
2.Позы
3.Мимика
4.Взгляд
5.Такесика — движение собеседников в пространстве
• Не допускаются:
1.ритмические движения
2.движения большой амплитуды
3.резкие движения
4. неритуализированные прикосновения

35. Оформление документации


Журнал учёта примирительных встреч
Согласия на участие в ШСП
Регистрационная карточка
Протокол результатов встреч
Примирительный договор
Мониторинг работы
Отчёты восстановительных процедур
Анализ работы ШСП и других программ

Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога

В нашей стране в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать педагогику сотрудничества .

1. Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога для повышения его эффективности и самоорганизации класса.

Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, школьные восстановительные конференции и т. д.

Человечность в отношениях

В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации, а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека.

При этом и для самого учителя ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д.

Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять.

Сила сообщества

Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества.

Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта?

Я считаю, что педагогика изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые. Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих. Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение к конфликтной ситуации направляет человека или на разрушительный путь, или на конструктивный.

Конфликт может стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать.

Создание воспитательной ситуации

2. Восстановительные программы и их элементы

в работе классного руководителя и педагога

Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют восстановительные программы и их отдельные элементы:

— я был очень рад, когда узнал что ты ….

— мне было приятно понять, что…

— меня расстраивает, когда происходит…

— мне обидно, когда мой труд не ценится, и когда я чувствую к себе негативное отношение…

— я сожалею, что мой труд по подготовке к уроку, в который я вложил много сил — остался незамеченным…

Помогают сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с идеей коучинга , где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:

Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию. Их можно давать письменно в качестве подготовки к беседе, если две стороны разгорячены, в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление жертвы.

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной) ситуации вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного.

Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию.

Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса.

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

Подробнее см. ниже в пункте №4.

Восстановительные программы:

Также в случае конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации

3. Восстановительный подход и школьные службы примирения в процессе воспитания и социализации

На мой взгляд, воспитание должно включать: способность взаимодействовать в обществе, не нарушая законов, не причиняя вред окружающим, нравственно оценивать и решать сложные человеческие взаимоотношения. Воспитание — это сформированность определенной позиции, определенный взгляд человека на происходящие с ним ситуации.

.5. Ребенок во взрослом мире

Фото из музея Белфаста

Принятие на себя ответственности за последствия своих действий и их влияние на свое будущее.

Ответственность в том числе предполагает способность предполагать, какие последствия своих действий и исправлять негативные последствия. Ответственность — когда человека осознает себя значимой частью происходящих событий и что от его действий зависит направление их развития.

Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

Трансляция культурных ценностей

Ценности — это не то, что проговаривается и декларируется взрослыми (за исключением узкого круга людей. которых ребенок уважает), а реализация ценностей взрослыми в собственных сложных ситуациях. Если взрослый призывает ребенка, например к дружбе и прощению, а в собственных конфликтах применяет угрозы и наказание, грубость и силу, то что стоят его слова? И чему учатся окружающие его дети, ощущая на себе страх и наказание?

Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп.

Человечность и забота в отношениях

Способность видеть другого не только в социальной роли учителя, ученика и т.д. Чем меньше понимания другого, тем больше вероятность в конфликте сформировать образ врага. Если мы понимаем человека, то мы понимаем, как можно скорректировать свое или его поведение, чтобы не вступать в жесткое противостояние.

Опора на ресурс сообщества

В городах и мегаполисах одно из тех немногих мест, где может сформироваться сообщество — это школы .

При разрозненном сообществе одноклассники почти не общаются друг с другом и не дорожат отношениями. Такое возникает в недружных классах, где каждый сам по себе. В таком обществе уровень насилия достаточно высок, поскольку им некого стыдиться и не страшно терять уважение. На другой стороне оси – чрезмерная взаимозависимость, когда никто не может действовать самостоятельно, в соответствии со своими убеждениями. Такая ситуация возникает в подростковых группировках, где подростки не могут идти против группового давления. Они совершают насилие не потому, что хотят этого, а потому что так требуют правила их группировки, иначе они потеряют авторитет в глазах лидера и статус в группе. Низкий уровень конфликтности и правонарушений будет находиться между этими крайними вариантами.

  • Включение детей во взрослые отношения

Ребенок в мире взрослых (фото из музея в Японии)

Практика внедрения медиативных восстановительных технологий в ОО.

Содержимое разработки

Конфликты в школе и восстановительная медиация ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних. Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Конфликты в школе и восстановительная медиация

ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери

Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.

Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов. Алла Баркан (педиатр и детский психолог) Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов.

Алла Баркан (педиатр и детский психолог)

Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства ,

в которых отражается борьба двух-трех лидеров

и их группировок за первенство в классе.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная.. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная..

Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

Практика показывает, что Осознание случившегося и договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Практика показывает, что Осознание случившегося и

договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Организация работы ШСП в моу сош №15 Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года. Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

Организация работы ШСП в моу сош №15

Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года.

Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

Коновалов Антон Юрьевич

Профессиональный медиатор и тренер по медиации,

автор концепции школьных служб примирения,

Научный сотрудник и Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы.

Член Ассоциации управляющих советов образовательных учреждений г. Москвы

Член Европейского форума по Восстановительному правосудию.

ШСП МОУ СОШ №15 сотрудничает с - Межрегиональным общественным

в частности с президентом ОЦ

Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.

Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с

- институтом Государства и Права РАН г. Москвы.

и Коноваловым Антоном Юрьевичем

Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции, научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.

В марте, каждого года в Институте государства и права РАН г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.


Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ. Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм. Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.

Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм.

Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.

• Конституция Российской Федерации;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Семейный кодекс Российской Федерации;

• Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

• Приказ МОУ СОШ №15 «Об утверждении локального акта и составе комиссии от

01.09.2014 №66;

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. В основе деятельности ШСП лежит:

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности ШСП лежит:

Основные направления деятельности школьной службы примирения :

  • Разбор уже случившихся конфликтных ситуаций;
  • Профилактика и предупрекждение конфликтных ситуаций через волонтерскую деятельность и команду ШСП.

Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

ШСП опирается на следующие принципы: Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе . Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности . 25

ШСП опирается на следующие принципы:

Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе .

Принцип нейтральности ,

запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Принцип конфиденциальности ,

предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности .


Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15 № Типы конфликтов 1. 2014-2015 уч.год 2. Межличностные конфликты 2015-2016 уч.год. 4 3. Между родителями учащихся 1 Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети) 2016-2017 уч.год 7 4. 2 2017-2018 уч.год 3 6 Причинение материального ущерба (порча имущества, кража) 5. 5 2 3 1 Длительные пропуски занятий в результате конфликта 6. 3 --- 3 Между учащимися и педагогами --- 7. --- Между детьми и родителями 3 --- --- --- В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору. Итого --- --- --- --- --- 9 1 1 2 14 17 --- 7

Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15

Типы конфликтов

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год.

Между родителями учащихся

Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети)

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

Причинение материального ущерба (порча имущества, кража)

Длительные пропуски занятий в результате конфликта

Между учащимися и педагогами

Между детьми и родителями

В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору.

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • обеспечить открытость деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • оздоровить социально-психологическую обстановку в образовательной организации .

На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации служб примирения

в образовательных организациях

на примере работы МОУ СОШ №15 г. Тверь

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте. Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте.

Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

О проекте ШСП – 2

О проекте ШСП – 2

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Школьные службы примирения (ШСП) становятся важным элементом развития школьного самоуправления, содействуют формированию конструктивных взаимоотношений и доверительной атмосферы в коллективе.

С 2015 года специалисты Центра оказывают организационно-методическую помощь по созданию ШСП и обучают педагогических работников образовательных организаций.

Приглашаем вас к участию в ежемесячных семинарах-практикумах в онлайн-режиме:

Если Вам необходима индивидуальная консультация, звоните по тел 8 (499) 172-12-94.

Читайте также: