Воспитательные проекты в дополнительном образовании кратко

Обновлено: 04.07.2024

В статье раскрывается воспитательный потенциал современного дополнительного образования детей. Обосновывается новый смысл воспитания в сфере дополнительного образования детей в свете законодательных изменений об усилении воспитательной составляющей в образовании.

Самое надежное, но и самое
труднейшее средство сделать людей лучшими
есть приведение в совершенство воспитания.
А.В. Суворов

На современном этапе работать и принимать решения в воспитательной деятельности по наитию уже нельзя, надо осуществлять переход от эмпирических представлений о ребенке к научно обоснованным и в полной мере использовать этот материал [2]. Важно учитывать специфику дополнительного образования детей, его отличия от основного (базового) образования. Основное образование и дополнительное образование детей несут две разные функции: основное (базовое) направлено на воспроизводство культуры нации; а дополнительное образование на развитие потенциала к самореализации каждого растущего человека в этой культуре. Объективно воспитательный аспект современного дополнительного образования детей преобладает, это вид и подвид образования, который сегодня выступает в единстве его двух неразрывных частей — обучения и воспитания. Очень важно избежать гипертрофированности процесса обучения, переноса традиций классно-урочной системы на учебные занятия детского объединения дополнительного образования детей. Нам кажется, что этого не должно быть, так как на всех этапах становления и развития внешкольного образования, внешкольного воспитания и современного дополнительного образования предметная деятельность, профиль, направленность были вторичны, рассматривались как ресурс, как средство развития личности взрослеющего человека. И сегодня дополнительное образование детей объективно определяет воспитание в качестве доминанты, рассматривая его как приоритетную составляющую современного дополнительного образования детей.

К сожалению, сегодня в дополнительном образовании детей и взрослых заложен программный подход, основой современного дополнительного образования как вида и подвида образования является дополнительная общеобразовательная программа (общеразвивающая и предпрофессиональная), а не учреждение (организация) дополнительного образования детей. И дополнительные общеобразовательные программы могут реализовывать и другие организации и учреждения. Безусловно, это сказалось на атмосферности дополнительного образования, на комфортности для ребенка территории, среды, пространства организации дополнительного образования.

Исходя из того, что разработка дополнительной общеобразовательной программы (общеразвивающей и предпрофессиональной) осуществляется самостоятельно самой организацией дополнительного образования, то моделирование воспитания в ДОД, разработка и реализация программы воспитания относятся к компетенции самой организации дополнительного образования детей (далее — ОДОД) и организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы. Они могут самостоятельно определять вид, содержание, форму и уровень модели, модуля, программы воспитания.

Необходимо определить точки размышления, подумать над тем, какие подходы могут быть к моделированию, проектированию программы воспитания в организации дополнительного образования.

Объективно в современной социокультурной ситуации есть потребность в реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ, и поиск вариантов разработки воспитательного модуля ОДОД, рабочих программ воспитания, направленных на реализацию воспитательного потенциала предметной деятельности в дополнительном образовании детей идет с учетом приоритетов государственной, региональной и муниципальной политики в области воспитания.

Варианты воспитательной практики организаций дополнительного образования детей показали, что могут быть разные подходы к разработке программ воспитания в ОДОД, так, например, это могут быть:

При этом заметим, что воспитательный вектор дополнительного образования детей задается, прежде всего, на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Ключевым может являться разработка воспитательной модели организации дополнительного образования детей. Общая цель воспитательной модели в ОДОД — воспитание развитой и социально ответственной личности, создание условий и возможностей для самореализации и развития талантов через реализацию воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ для каждого ребенка. Воспитывающая деятельность в ОДОД имеет две важные составляющие: индивидуальную работу с каждым ребенком и формирование детского коллектива.

Сегодня перед обществом и, в первую очередь, перед образованием, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вот почему главное при разработке и реализации воспитательной модели — центрация воспитания на развитии личности: ориентация на идеал; культуросообразность, коллективность и диалогичность воспитания; личностно-персонифицированный подход; сетевое взаимодействии с разными субъектами дополнительного образования детей. Воспитание в дополнительном образовании — по сути, восхождение к субъектности взрослеющего человека.

Воспитательная модель ДОД направлена на решение следующих основных задач: сохранение приоритета воспитания в сфере дополнительного образования детей; развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка; обоснование основных подходов к определению содержания и организации воспитательной деятельности; представление примеров воспитательной практики дополнительного образования; формирование целостной воспитательной составляющей организации дополнительного образования детей на основе учета региональных, территориальных, институциональных социокультурных особенностей; описание системы возможных форм и способов воспитательного диалога взрослого и ребенка в организации дополнительного образования; содействие расширению воспитательного статуса педагога дополнительного образования; определение возможности личностного развития детей в процессе реализации воспитательного потенциала дополнительных общеобразовательных программ; обоснование комплекса организационно-педагогических условий и средств воспитательной составляющей направленностей дополнительных общеобразовательных программ; расширение состава субъектов воспитания, координации их усилий, укрепление социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей; внедрение в педагогическую практику организаций дополнительного образования детей новейших достижений в области теории и практики воспитания; содействие формированию государственно-общественного сотрудничества и взаимодействия в сфере дополнительного образования детей; развитие и совершенствование системы психолого-педагогической поддержки и медико-социальной реабилитации детей.

Воспитательная модель в ОДОД учитывает приоритетные направления воспитания в ДОД — личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; освоение детьми социальных навыков и ролей (нравственного человека, гражданина, профессионала, работника, семьянина и др.); развитие культуры социального поведения растущего человека с учетом быстрой информатизации общества, роста динамики социально-экономических изменений; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред.

В основе процесса воспитания детей в ОДОД лежат конституционные и национальные ценности современного российского общества. Основные обобщенные ценности: осмысление, созидание, коллективизм, которые должны найти свое отражение в основных направлениях организации воспитывающей деятельности ОДОД.

Несомненно, в каждой отдельной ОДОД и в деятельности каждого отдельного педагога дополнительного образования комплекс воспитательных приоритетов может быть уникальным, связанным с условиями деятельности, особенностями контингента детей, спецификой образовательной деятельности.

С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в воспитательном модуле ДОД отражаются образовательные отношения сотрудничества ОДОД с семьями детей, со всеми субъектами образовательных отношений, а также с ДОО, ОО, СПО, ВПО. Только при подобном подходе возможно воспитать юного россиянина как гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Реализация воспитательной модели ОДОД предполагает социальное партнерство с другими организациями.

Составной частью воспитательной модели является рабочая программа воспитания дополнительной общеобразовательной программы, как не формальный документ, а продукт личностного творения педагога дополнительного образования, его гражданской и профессиональной направленности, его понимание современности и личной роли в преобразовательной деятельности. Разработка рабочей программы воспитания дополнительной общеобразовательной программы — это творческий акт педагога дополнительного образования, путь к профессиональному достоинству и самоуважению.

Программа воспитания имеет концептуальные основания и приоритетные принципы построения.

В качестве методологических ориентиров Примерной программы выступали системный, гуманистический, аксиологический, субъектно-деятельностный, культурологический, антропологический, синергетический, комплексный, акмеологический, экзистенциальный, полисубъектный (диалогический), гуманитарный и другие подходы.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает решение четырех групп воспитательных задач.

Первая группа реализует педагогическое сопровождение экзистенциального выбора. Педагоги должны помочь ребенку в его нравственном самоопределении, помочь ответить на главные вопросы жизни: каким быть и каким должен быть проект своего будущего существования? Это возможно только при доверии ребенка педагогу. А со стороны педагога необходима реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с воспитанником, ориентированных на идеальное представление о нравственном облике современного человека, на формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.

Вторая группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение социального выбора и помогает ребенку ответить на следующие вопросы: с кем быть, как строить свои отношения с людьми, как обеспечить свое участие в улучшении окружающей жизни? Дополнительное образование предоставляет ребенку возможности приобретения для него нового социального опыта.

Третья группа воспитательных задач предполагает педагогическое сопровождение профессионального выбора, которая помогает ответить ребенку на вопрос кем быть?

Четвертая группа воспитательных задач связана с инкультурацией и предполагает педагогическое сопровождение овладения ребенком нормами общественной жизни и культуры, помогает ответить на вопрос что такое красота жизни и искусства?

Главный акцент сделан на усиление воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Для этого предлагается включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для гражданско-нравственного и патриотического воспитания, использования получаемых знаний для решения реальных социальных проблем сообщества, региона, страны, а главное для личного самоопределения и самореализации. Именно поэтому необходима разработка и внедрение организациями дополнительного образования детей программ воспитания. Также предлагается: реализация образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.); включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей воспитательного модуля, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения; внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков на территории муниципалитета, в социуме (по месту жительства); поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия муниципалитетов, регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны.

Развитие интеллектуального потенциала, поиски отбор талантливых учеников, оказание им поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, аккумулировать творческий потенциал.

Проектная деятельность учащихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида с различным контингентом учащихся.

Понятие о проектной деятельности.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социально-культурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции..

- конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

- форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Проектная деятельность является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

  • обучение планированию (ученик должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, предоставлять четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
  • вести подготовку обучающихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения);
  • в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, каждый участник проекта получает индивидуальную оценку;
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Оформление учебного проекта

Любой проект состоит из:

  • пояснительной записки , в которой Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через схемы, рисунки, быть может чертежи к окончательному проектному решению;
  • материального воплощения проекта (изделие, опытный образец, макет или другое, а так же тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.);
  • публичной защиты выполненного проекта и его результатов.

В пояснительной записке должно быть отражено:

1. Выбор и обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование идей.

2. Описание этапов конструирования объекта.

3. Выбор материала для объекта, дизайн-анализ.

4. Процесс изготовления изделия, графические материалы.

5. Подбор инструментов, оборудования и организация рабочего места.

6. Техника безопасности при выполнении работ.

7. Экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама.

8. Использованная литература.

9. Приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

Выделяются три этапа выполнения проекта:

- поиск и обоснование проблемы,

- выбор оптимального варианта решения,

- анализ предстоящей работы.

- планирование технологических процессов,

- разработка технологической документации,

- организация рабочего места,

- выполнение технологических операций,

- корректировка объекта деятельности,

- контроль и испытание,

Алгоритм выполнения проекта


Через проблему – к практическому результату

Метод проектов в руках педагога дополнительного образования есть своеобразный педагогический инструмент, с помощью которого осуществляется лично-деятельностный подход в дополнительном образовании детей и взрослых. Проблема формирования проектного мышления в контексте целостного развития неадаптивной личности при профильном обучении в учреждениях дополнительного образования приобретает особую актуальность. Превращение проектирования в предмет обучения и в основу содержания образования предполагает:

  • включение учеников в процесс создания новых организационно-деятельностных форм при работе в образовательных проектах;
  • обучение школьников соответствующим способом – целепологанию, самоопределению, позициированию, проблематизации и т.д.

При использовании в обучении метода проектов в корне меняются отношения педагог-учащийся.

определяет цель деятельности

помогает ему в этом

открывает новые знания

рекомендует источники знаний

раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавателно-трудовую деятельность

содействует прогнозированию результатов выбора

создает условия для проявления активности

несет ответственность за результаты своей деятельности

помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности

Одним из условий оптимизации проектной и исследовательской деятельности учащихся является возможность грамотного руководства проектом. Работа по методу проектов требует от педагога не столько преподавания, сколько создания условий для активной деятельности учащихся: он должен стать инициатором, координатором, менеджером, консультантом, экспертом. Ему самому нужно владеть навыками проектирования, чтобы научить этим навыкам учащихся.

Дополнительное образование по своей изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным на свободный выбор многообразия видов и форм деятельности, как со стороны педагогов, так и со стороны ученика. А это в свою очередь подводит к тому, что сама сфера дополнительного образования выступает как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. При этом, вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей получения более глубоких, в том числе специальных знаний, профессиональной ориентации в целом саморазвития человека.

В проектной деятельности учащиеся:

- овладевают навыками работы с источником информации, технологиями, овладевают навыками самоорганизации;

- учатся ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность;

- учатся принимать решения, моделировать, проектировать.

В ходе работы над проектом у учащихся развиваются навыки работы в группе, формируется культура публичного выступления и т.д.

Проектное и учебно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех уровнях, так и в рамках дополнительного образования).

Преимущества проектной деятельности в дополнительном образовании – нет жесткого регламентирования предмета, приветствуется инициативность, фантазия, творчество, креативность, есть возможность обучающимся проживать различные роли и самим преобразовывать окружающую действительность.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность воспитанника, соответствующую его личным интересам.

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого - групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции;
  • разнообразные виды деятельности и широкий спектр, предлагаемых детям направлений развития и обучения.
  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ребенка;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • проявлению творческих способностей и коммуникативных навыков
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению накопленных знаний и умений в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Проектная деятельность во Дворце творчества детей и молодежи ведется в соответствие с технологией - поэтапно. Работа над проектом начинается с постановки целей. Грамотно сформулировать цели - особое умение. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. В таком случае проектная деятельность выводится на уровень технологии.

Примером такой работы может служить интеграционный проект Дворца творчества, посвященный 65-летию Великой Победы "И помнит мир спасенный:"

В начале учебного года мы подумали: " Война, все, что с ней связано - святая тема для большинства людей, живущих в нашей стране. Но, что это значит для каждого человека? Нужно ли помнить об этом молодым людям, живущим спустя много лет после окончания Великой Отечественной Войны? И что значит - помнить о войне?"

Наверное, наша память должна быть выражена каким-то конкретным действием, усилием рук, души, ума - делом.

Мы обратились с предложением объединиться и сделать что- то каждому в отдельности и в то же время сообща - вместе.

Так зародилась идея о нашем общем проекте:

На наше обращение откликнулись педагоги вместе с ребятами. Кто-то уже не первый год конкретными действиями поддерживает ветеранов Великой Отечественной Войны, кто-то впервые задумался о войне.

Цель проекта: создание условий для социальной реализации личности воспитанников, гражданского становления.

Проектная деятельность - технология дополнительного образования. Теория вопроса.

Проектирование - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Этапы работы над проектом.

1. Предпроект (подготовительный).

Определение цели, выявление проблемы, формулирование темы проекта, прогнозирование результата

2. Этап планирования работы над проектом.

3. Аналитический этап.

Сбор информации, систематизация данных, постановка эксперимента, изготовление моделей (макеты, сценарии).

4. Этап обобщения.

Оформление результата, выбор способа представления результата

5. Итоговый этап.

Презентация полученных результатов, осмысление результатов.

Требуют хорошо продуманной структуры, целей и методов исследования, экспериментальных опытных работ, методов обработки результатов

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, четко планируется конечный результат

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.

Направлены на подбор информации о каком-либо объекте. Продумываются методы получения и обработки информации.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура с координацией этапов работы. Особое значение имеет презентация с последующей оценкой результата.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (предпроектный).

Разработка поэтапной работы над проектом

Дворца творчества детей и молодежи, посвященного 65-летию Великой Победы

"И помнит мир спасенный:"

Этап. Содержание. Сроки проведения.
1. Подготовительный этап. Погружение в тему проекта.
  • беседа
  • показ видео-ролика
  • встречи с участниками ВОВ
  • просмотр художественных и документальных фильмов о войне

Возможные формы или способы представления результата - продукт:

компьютерная презентация; спектакль; стенд; видеофильм; пано; выставка (художественная, фото, декоративно-прикладные и т.д.); музыкально-литературная гостиная; семейный архив; отдельные и совместные композиции (хореографические, музыкальные, поэтические)

Работа по индивидуальным планам.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДУМАННОГО

Примеры проектов коллективов.

Коллектив. Форма конечного результата. Название.
Хоровая студия "Малиновка"

Фольклорный ансамбль "Рябинушка"

Круглый стол участников проекта

Обращение к участникам Круглого стола.

Сегодня 11 марта 2010 года

Мы собрались обменяться опытом и подвести промежуточные результаты проекта Дворца творчества, посвященного 65-летию Великой Победы.

Пришло время самых активных действий!

6 мая 2010 года во Дворце творчества пройдет Форум "И помнит мир спасенный:"

Если ты и твой коллектив еще не присоединились к нашему общему делу, вы можете: сделать пригласительные билеты на наш Форум собрать информацию о родных и близких - участниках ВОВ, кого мы можем пригласить на наш Форум.

Программа работы Круглого стола.

Ход подготовки проектов в детских объединениях

  • воспитанники компьютерного класса "Алькор"
  • воспитанники разновозрастного отряда "Надежда"
  • воспитанники водно-спортивного клуба "Водолей"
  • воспитанники оркестра русских народных инструментов "Росинка"

Предложения коллективов о совместной работе: Мастерская современного танца, Детский научный клуб.

Подготовка к презентации проекта.

Форум воспитанников, педагогов и родителей Дворца творчества.

Форум - это место, где встречаются единомышленники, люди объединенные общим делом.

На нашем Форуме собрались ребята и взрослые из разных коллективов Дворца, занимающиеся различными видами деятельности, связанными с музыкой, спортом, хореографией, компьютерными технологиями. Но, объединила нас тема Великой Отечественной Войны и Великой Победы нашего народа в этой страшной войне.

В нашем проекте приняли участие ребята и взрослые из 28 коллективов Дворца. Это результат совместных усилий детей и их родителей, бабушек и дедушек. Из семейных архивов извлечены годами хранимые реликвии, собрана и осмыслена информация о людях, прошедших страшные испытания войны, о ходе боевых действий.

Каждая представленная работа нашего Проекта - это дань памяти погибшим и благодарность живым, участвовавшим в Великой Отечественной Войне.

16.00 Встреча участников и гостей Форума.

Вручение программы и памятного значка.

16.00 - 17.00 Выставка проектных работ. Авторские презентации.

Вручение дипломов участникам комплексного проекта Дворца творчества "И помнит мир спасенный:"

17.00- 18.15 Музыкально-поэтическая композиция.

Торжественное награждение участников Форума и воспитанников Дворца по итогам учебного года.

Воспитательная система работы в объединениях дополнительного образования детей

- цели, задачи, приоритетные направления

- субъекты воспитательной системы и пути достижения цели

1. Концепция воспитательной системы

Воспитательная система объединяет все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности в целостный образовательный процесс, который обеспечивает удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие, социализацию и реализуется в процессе реализации проектов различной направленности. Воспитательная система помогает выбрать обучающимся самостоятельно пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями и сплачивая коллектив в дружную семью.

Педагогическая миссия коллектива в процессе воспитания и создания дружного коллектива – это внедрение системообразующих ценностей, через сотворчество, общение, взаимодействие и педагогическую поддержку.

Цель воспитательной системы - Создание условий для становления здоровой и социально мобильной личности, с устойчивым нравственным поведением, мотивацией к познанию и творчеству, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

  1. Обеспечить психологический комфорт и помочь адаптироваться обучающимся в условиях дополнительного образования:

- формировать благоприятную среду для личностного развития подростка

- социально поддерживать воспитанников ориентируя их на преодоление трудностей

- организовать активную, творческую жизнедеятельность обучающихся

- развить внутреннюю мотивацию подростка

  1. Выстроить отношения сотрудничества между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса:

- активно использовать возможность ближайшего социума

- формировать ценностно-смысловое равенство ребёнка и взрослого, где взрослый создаёт условия, а решения принимает сам обучающийся.

- пропагандировать коллективный характер деятельности, удовлетворяющий потребность в общении, готовности прийти на помощь другому.

В кружки дети идут целенаправленно, выбирая тот, в котором хотят заниматься. Поэтому перед педагогом стоит задача построения учебно-воспитательного курса таким образом, чтобы он соответствовал потребностям обучающегося, чтобы кружковец чувствовал себя на занятиях комфортно и уверенно.

Действует система преемственности в кружках. Например, дети, посещающие кружки начально-технического моделирования после завершения курса обучения переходят в кружки спортивно-технической направленности. Адаптационный период проходит быстро, благодаря участию в реализации проектов и воспитательных мероприятий, в которых кружковец принимает участие в течении всего времени обучения.

Воспитание ребёнка происходит в процессе обучения и общения его с кружковцами и педагогами. Дети занимаются по программам, в которых предусмотрено право выбора индивидуального маршрута кружковца. При этом педагог учитывает индивидуальные возможности и потребности каждого ребёнка. Во всех видах деятельности присутствует атмосфера творчества и созидания.

  1. Сотрудничество между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса:

Для решения поставленных задач педагогический коллектив обращается к возможностям социокультурной среды, к семье.

Первые социальные заказчики на образовательные услуги–родители. Поэтому чтобы найти эффективные способы решения проблем в воспитании детей педагог вовлекает в процесс обучения и воспитания родителей, используя различные формы:

- вовлечение родителей в работу Попечительского Совета;

- приглашение родителей на дни открытых дверей, открытие и закрытие кружкового сезона (приложение) и другие массовые мероприятия;

- организация выставок - передвижек работ кружковцев в организациях и предприятиях, где работает большее число родителей кружковцев;

- дни семьи, родительские конференции

- привлечение родителей в реализацию проектов.

Учреждение имеет свои традиции сотрудничества с различными организациями, которые строятся на договорной основе. С каждым годом связи расширяются, появляются новые партнёры, благодаря которым решаются новые задачи

  1. Основные направления реализации воспитательной системы и способы достижения целей.

Для успешной реализации воспитательной системы определили следующие приоритетные направления работы:

Развитие системы патриотического воспитания и гражданского образования кружковцев, способной обеспечить решение задач по развитию социальной инициативы школьников на основе формирования патриотических чувств и сознания, правовой и нравственно-этической культуры.

Были организованы фото кроссы, выставки с привлечением людей пожилого возраста, недельные акции милосердия: ко Дню пожилого человека, Дню Сталинградской битвы и Дню Победы.

Проект привлёк внимание жителей города и общественности к проблемам добра и милосердия, ведь в акциях милосердия и фото кроссе принимали участие не только дети, но и их родители, коллеги по работе.

Сформировав с детства нравственные представления о добре и милосердии к пожилым людям, мы в дальнейшем получим достойного гражданина нашей страны. Этот проект рассчитан на несколько лет и будет реализоваться дальше.

На заседаниях клуба дети учатся общаться друг с другом, учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять тактичность, вежливость, принимать обоснованные требования взрослых, проявлять заботу о самом себе и многому другому.

Соуправление между всеми участниками воспитательного процесса

Целью создания единого деятельного пространства является система соуправления между всеми участниками воспитательного процесса, которая обеспечивает успешную работу на основе взаимодействия, требовательности, уважения, ответственности, творческого сотрудничества всех участников. Вопросы связанные с самоуправлением решаются и контролируются на педагогических и методических советах, на которые по мере необходимости приглашаются представители общественных организаций, Президент Совета кружковцев, родители. Плодотворными были педсоветы по темам: "Совершенствование системы воспитательной работы, через развитие самоуправления в коллективе кружка", «Творческая роль педагога в формировании у кружковца качественной подготовки к самостоятельной жизни и труду", "Самоуправление на СЮТ, как средство развития самостоятельности, творческой инициативы саморазвития личности" и др.

Детское самоуправление

Совет милосердия

Кружковцы изготавливали сувениры и вручали их на день инвалида детям-инвалидам, а на Новый год наряжались Дедом Морозом и Снегурочкой и ездили по домам с поздравлениями и подарками.

Бюро поздравлений

Кружковцы из бюро поздравлений не всегда дожидаются официального праздника. Начиная с 1-го сентября они поздравляют кружковцев и педагогов с Днём знаний, открытием кружкового сезона, Днём открытых дверей, новогодними праздниками и многими другими датами. Не забывают поздравлять шефов, спонсоров с профессиональными праздниками и юбилеями.

Члены бюро поздравлений используют различные формы: изготавливают весёлые открытки-сюрпризы, сувениры, оформляют двери кабинетов, устраивают мини-концерты.

Пресс-центр

Комиссия по правам кружковцев

За годы работы Клуба утвердились заповеди членов клуба:

  1. Каждый день делать не менее одного хорошего дела.
  2. Необходимо научиться с большим вниманием относиться к своему здоровью.
  3. Быть всегда открытым для счастья и доброты.
  4. Не лениться и не пасовать перед трудностями.

5.Здоровый и веселый человек больше помнит, больше знает, ярче живет.

Воспитательная система помогает выбрать обучающимся самостоятельно пути преодоления жизненных препятствий, сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами, идеями и сплачивая коллектив в дружную семью.

Читайте также: