Поэма человек горький анализ кратко

Обновлено: 14.05.2024

Зоя, добрый день.

Спасибо за статью.
Горький и сам был масштабным человеком и потому развивал эту тему и в своем творчестве. А увлечение ницшеанством кого только не увлекло в начале предыдущего века. Но было переосмыслено и найдено иное решение. Не сверхчеловек, а человек созидающий, продуктивный, милостивый, живущий в согласии с собой и обществом, строящий гуманное общество.

Зоя, спасибо большое.
С наступающим праздником. Добра и любви Вам.

С лучшими пожеланиями,

Здравствуйте, Игорь! Спасибо большое!
Извините, давно не выходила на страницу.
Вы правы, полностью согласна с Вашими мыслями.
Всего доброго!

Зоя, спасибо большое. Рад Вам и рад Вас услышать.

Я тоже не часто, или лучше сказать крайне редко, бываю здесь. Работа, и веду другой, публицистический, канал, он больше о святых, несвятых святых и замечательных людях.

Вам добра и удач. Пусть все у Вас будет хорошо.

С добром и лучшими пожеланиями,

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

горький монолог о человеке

Гордость

горький пешков алексей максимович

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький —

Романтик?

омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо­ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с вос­торгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художе­ственные средства в поэме — эмоциональные эпитеты, резкие контрасты — подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в свет­лые начала жизни.

Горьковский Человек — борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал — это и есть прекрасное в жизни.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом.

В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объ­единенное общей идеей, —
стремлением автора выявить
смысл жизни, истинные ценности о мире.

Ларра — красивый, сильный — спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбран­ная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господ­ство сильной личности.

Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Чувства

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

алексей максимович горький

горький о человеке

На мой взгляд, главным среди них является вопрос о правде – ее сущности и роли в жизни человека. Недаром на протяжении всей пьесы герои мучительно решают, что для них важнее – реальность или иллюзии, правда или ложь.

Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер — возможность творить на сцене, слесарь Клещ — постоянную работу, молодая женщина Настя — любовь.

Таким образом, с самого начала пьесы размышления о человеке ведутся в русле споров о необходимости правды, о мечтах и реальности. Обостряются и усугубляются эти споры с появлением в ночлежке странника Луки.

И мы видим, что до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги по пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в людей веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Даже циник Бубнов изменился под его воздействием – в конце пьесы он приглашает соседей разделить с ним трапезу.

Но после ухода странника ночлежники очень быстро вновь утрачивают свою веру, а Актер, не выдержав суровой реальности, даже кончает жизнь самоубийством. Виноват ли в этом Лука? В определенной степени, да. Он не смог увидеть — ночлежники настолько слабы и забиты, что не способны самостоятельно поддерживать веру в лучшее, свою надежду. Однако в их слабости Лука не виноват – он искренне пытался облегчить жизнь своих временных соседей.

Человек как самая великая загадка природы, большое неисследованное поле, всегда был излюбленной темой, к которой обращался Максим Горький (Пешков Алексей Максимович). Людские чувства и мысли, слабость и сила, надежды и их крушение, социальная и духовная природа находят отражение в героях, созданных пером автора.Человек в творчестве Горького - поистине обширная тема.

человек в творчестве горького

Герои Горького

Персонажи этого писателя - люди начала 20 века, времени мировой войны и трех революций, крушения старого мира и создания нового. Однако, изображая в произведениях своего современника, автор пытается угадать образ человека будущего, нового бурного времени. В нем Алексей Максимович Горький воплощает все лучшее, что видел в своих современниках.

Человек

горький монолог о человеке

В творчестве Горького человек - это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе "Рождение человека" говорится о том, какая это отличная должность - быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью - этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием - "черное чудовище власти". Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения "Макар Чудра", Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, "Старуха Изергиль", когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

горький пешков алексей максимович

Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. Мудрость жизни - это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные люди были в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек - живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова ("Мать"), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев ("Мещане") и Сатин ("На дне"). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие произведения Горького. Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие - ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

алексей максимович горький

Типичный представитель их - Серый. Он согласен рабски служить любой силе, лишь бы она охраняла его покой и сытость. Жизнь представляется для него в образе зеркала, в отражении которого он видит лишь себя. Этот тип очень живуч, поскольку обладает талантами паразита. Его душа пошла, это трон скользкой жабы, а сердце осторожно и трусливо. Он жаждет наслаждений и боится неприятностей и беспокойства, что придает этому образу фальшивость и раздвоенность. Кроме Серого, к данному типу относятся такие герои Горького, как Уж ("Песня о Соколе"), Яков Маякин ("Фома Гордеев"), Бубнов ("На дне"). Это глупые, слабые, пошлые существа, инертные и косные - полная противоположность настоящему Человеку. Произведения Горького, список которых был приведен выше, иллюстрируют данную мысль. Однако есть и другие, горящие, люди. Они тратят свою энергию бурно, полностью отдаются жизни, поют ей гимн. Так, Нил ("Мещане) говорит о том, какое это удовольствие - жить на земле. Ему вторят Буревестник и Сокол ("Песня о Соколе" и "Песня о Буревестнике"), а также революционеры из романа под названием "Мать" и другие.

горький о человеке

Творчество

Таким образом, Человек, полностью уверенный в свободе мысли, бесконечном росте творчества и его бессмертии - вот идеал Горького. Смысл жизни нужно видеть в творчестве, которое безгранично и самодовлеюще. Человек-Бог выше всех придуманных богов. В этот идеал писатель вложил все лучшее, что имели герои того времени. Каждый из нас помнит одну ставшую крылатой фразу. "Человек - это звучит гордо" - торжественно провозглашает Горький.

Монолог о человеке

произведения горького список

В пьесе "На дне", в последнем акте, Сатин произносит небольшой монолог, который является хрестоматийным. В этой речи герой чествует Человека, прославляет его. В его понимании представитель людского рода - центр мироздания, основа всего. На нем замыкается все: смерть, жизнь, великие открытия и свершения. Однако Сатин имеет в виду не каждого конкретного человека, а вид живых существ с этим названием.

Его восхищают возможности, потенциал и мощь представителей человечества. Именно поэтому он думает, что это большое унижение - жалость. Человек, эта "глыба", поэтому достоин только уважения и правды, которую он может выдержать, сколь жестокой она бы ни была.

Герой делает вывод и о жизненном предназначении человека. По его мнению, он "выше сытости". Смысл жизни - вершить глобальное, высокое, революционное. Это мнение разделяет и Горький о Человеке.

Данный монолог - спор с позицией Луки, во всем противоположной. Этот герой рассматривает человека не как собирательный образ, а как отдельного индивида, которому требуется внимание, поддержка, душевная теплота.

Истина, возможно, где-то посередине между мнениями этих двух персонажей.

Пьеса "На дне" - это произведение широкого звучания, передающее всю гамму человеческих чувств и состояний - от речей о Человеке Сатина, вдохновенных и смелых, до смертельного и безнадежного отчаяния Актера.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образ Мысли красной нитью проходит через все произведение, это связующее звено жизненных этапов человека. Уход в безумие, встреча со смертью, уход в пошлость, вера в ложь, обретение мысли – все это композиционные части, которые отражают не только сюжет, но и внутреннюю борьбу человека.

Мысль зоркая, талантливая и постоянно ищущая истину всегда придет на помощь человеку – такова идея текста.

Горький показывает с помощью риторических восклицаний постоянную переменчивость настроения человека от позитивного к негативному, мажорные ноты преобладают.

Есть градация в тексте, это отсутствие мысли и постепенный приход истинной мысли человеку, которая рождает в нем силу, силу к дальнейшим победам.

Очерк содержит философскую проблематику, в которой поднимаются жизненно важные вопросы бытия человека.

Максим Горький поднимает сложный философский вопрос: как зоркая мысль помогает человеку? Мысль представляет позицию правды, пусть эта правда и могла сломить надежду и первые истоки веры, ведь она дает первые ростки счастья.

Жалость, ложь не истина. Ничто так не возвышает человека, как правда. Мы полны пороков, но мысль может нас увести от них.

Но в общем, мировоззрение автора – это любовь к людям, уважение к личности, быть достойным человеком социума. Принципы гуманизма – основная идея образа Мысли.

Горький считает, что творчество способно дать жизнь мысли и обрести истину в жизни человеку:

Мысль как образ рефреном повторяется в каждом абзаце, текст поэтичен, есть звукопись, аллюзии на произведения Горького, ассонансы, много риторических фигур, присутствует диалогичность, что придает драматизма сюжету.

Читайте также: