Кто такой бенедикт нурсийский кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Святой Бенедикт" перенаправляется сюда. Для использования в других целях см. Святой Бенедикт (значения).

  • Колокол
  • Сломанный лоток
  • Разбитая чаша и змей, представляющий яд
  • Сломанная посуда
  • куст
  • Crosier
  • Мужчина в бенедиктинском капюшоне держит правило Бенедикта или жезл дисциплины
  • Ворон
  • Против яда
  • Против колдовства
  • Сельскохозяйственные рабочие
  • Спелеологи
  • Инженеры-строители
  • Умирающие люди
  • Фермеры
  • Высокая температура
  • Желчные камни , Германия и Офицеры вооружения
  • то Институт Христа Царя Суверенного Священника
  • Воспалительные заболевания
  • Итальянские архитекторы
  • Заболевание почек
  • Монахи
  • Крапивница
  • Норча, Италия
  • Люди в религиозных орденах
  • Школьники и студенты
  • Слуги, сломавшие вещи своего господина
  • Спелеологи
  • Спелеологи
  • Искушения

Главное достижение Бенедикта - его "Правило святого Бенедикта", содержит набор правила для его монахов. Под сильным влиянием сочинений Джон Кассиан, он демонстрирует сильное сходство с Правило Мастера, но он также обладает уникальным духом уравновешенности, умеренности и разумности ( ἐπιείκεια , Epieíkeia), который убедил большинство христианских религиозных общин, основанных в Средний возраст принять его. В результате его Правило стало одним из самых влиятельных религиозных правил на Западе. Христианский мир. По этой причине Джузеппе Карлетти считал Бенедикта основателем Западное христианское монашество. [6]

Содержание

биография

Помимо короткого стихотворения, приписываемого Марку Монте-Кассино, [7] единственный древний рассказ о Бенедикте находится во втором томе Папа Григорий Iчетыре книги Диалоги, считается, что он был написан в 593 году, [8] хотя подлинность этой работы оспаривается. [9]

Грегори не намеревался писать хронологический, исторически закрепленный рассказ о Бенедикте, но он основывал свои анекдоты на прямых свидетельствах. Чтобы установить свой авторитет, Грегори объясняет, что его информация поступила из того, что он считал лучшими источниками: горстки учеников Бенедикта, которые жили с ним и были свидетелями его различных чудес. Эти последователи, по его словам, - Константин, сменивший Бенедикта в качестве Настоятель Монте-Кассино, Гонорат, который был аббатом Субиако, когда святой Григорий написал свою Диалоги, Валентиниан и Симплиций.

Ранние годы

Он был сыном Римский благородный из Нурсия, [8] современный Norcia, в Умбрия. Традиция, которая Беда принимает делает его близнецом со своей сестрой Схоластика. Если принять 480 за год его рождения, то год, когда он бросил учебу и ушел из дома, будет около 500. Повествование Грегори не позволяет предположить, что он моложе 20 лет в то время.

Бенедикт был отправлен учиться в Рим, но был разочарован жизнью, которую нашел там. Похоже, он покинул Рим не для того, чтобы стать отшельник, но только для того, чтобы найти какое-то место вдали от жизни большого города. Он взял свою старую няню в качестве прислуги, и они поселились в Enfide. [12] Enfide, который в традициях Subiaco отождествляет с современными Affile, находится в Симбруини горы, примерно в сорока милях от Рима и в двух милях от Субиако.


Недалеко от Энфиде находится вход в узкую мрачную долину, проникающую в горы и ведущую прямо в Субиако. Тропа продолжает подниматься, и сторона оврага, по которой она проходит, становится круче, пока не дойдем до пещеры, над которой гора теперь поднимается почти перпендикулярно; а справа он быстро спускается вниз, туда, где во времена Бенедикта, на 150 м ниже, лежали голубые воды озера. Пещера имеет большое отверстие треугольной формы и имеет глубину около десяти футов. По пути из Энфиде Бенедикт встретил монаха, Роман из Субиако, чей монастырь находился на горе над обрывом, нависающим над пещерой. Роман обсудил с Бенедиктом цель, которая привела его в Субиако, и дал ему монашескую одежду. По его совету Бенедикт стал отшельником и три года, неизвестный мужчинам, жил в этой пещере над озером. [4]

Более поздняя жизнь

Грегори мало рассказывает нам об этих годах. Теперь он говорит о Бенедикте уже не как о юности (пуэр), а как мужчина (Вир) Бога. РоманусГрегори рассказывает нам, что служил Бенедикту всем, чем мог. Монах, по-видимому, часто навещал его и в определенные дни приносил ему еду. [12]

Во время вторжения в Италию, Тотила, Король Готы, приказал генералу носить свои королевские мантии и посмотреть, откроет ли Бенедикт правду. Сразу же Бенедикт обнаружил выдачу себя за другое лицо, и Тотила пришел выразить ему должное уважение. [4]

Почитание


Считается, что он умер от лихорадки в Монте-Кассино вскоре после его сестры-близнеца, Схоластика, и был похоронен на том же месте, что и его сестра. По традиции это произошло 21 марта 547 года. [15] Он был назван покровителем Европы. Папа Павел VI в 1964 г. [16] В 1980 г. Папа Иоанн Павел II объявил его со-покровитель Европы вместе с Кирилл и Мефодий. [17] Кроме того, он является покровителем спелеологов. [18]

В Восточная Православная Церковь память святого Бенедикта 14 марта. [21]

В Англиканская община нет единого универсального календаря, а есть провинциальный календарь святых издается в каждой провинции. Почти во всех из них память святого Бенедикта отмечается 11 июля.

Правило святого Бенедикта

Следуя золотому правилу Ora et Labora - молитесь и работайтемонахи каждый день посвящали восемь часов молитве, восемь часов сну и восемь часов физическому труду, священному чтению и / или благотворительности. [4]

Медаль Святого Бенедикта



Эта медаль была впервые отчеканена в 1880 году в ознаменование четырнадцатого столетия со дня рождения Бенедикта и также называется Юбилейной медалью; однако его точное происхождение неизвестно. В 1647 году во время суда над колдовством в Наттернберг возле Меттенское аббатство в Баварии обвиняемые женщины показали, что у них нет власти над Меттеном, который находился под защитой креста. В ходе расследования было обнаружено несколько раскрашенных крестов на стенах аббатства с буквами, которые теперь можно найти на медалях Святого Бенедикта, но их значение было забыто. В конце концов, была найдена рукопись, написанная в 1415 году, с изображением Бенедикта, держащего свиток в одной руке и посох, заканчивающийся крестом в другой. На свитке и посохе были написаны полные слова инициалов, содержащихся на крестах. Затем медали начали чеканить в Германии, которые затем распространились по всей Европе. Эта медаль была впервые утверждена Папа Бенедикт XIV в своих сводках от 23 декабря 1741 г. и 12 марта 1742 г. [23]

преподобный Венедикт Нурсийский

Основатель первого в Европе монастырского ордена, законодатель и реформатор западноевропейского монашества.

Биография

Венедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле), местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу.

По прошествии некоторого времени Венедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал Венедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Венедикт прожил в пещере, он закалился и физически, и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Венедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Венедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.

Постепенно в голове у Венедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Венедиктом оставалось право общего надзора.

Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Венедикта переселиться на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Венедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.

По преданию, Венедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю.

Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Венедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества.

Умер св. Венедикт в 547 г. в Монте-Кассино. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Венедикта покровителем Европы.


В католицизме фигура Бенедикта Нурсийского занимает одно из первостепенных мест. Он даже является святым покровителем всей Европы. Считается, что именно Бенедикт основал первый монашеский орден, создав устав общинной религиозной жизни. Святого почитают во всех странах латинского христианства. Поэтому он носит разные имена. В Италии он Бенедетто, Бендт – в Дании, Венедикт – в краях, где исповедуют православие. Часто бывает так, что Церковь почитает нескольких святых с одним и тем же именем. Бенедикт не является исключением.

Но в данной статье мы расскажем лишь об одном святом, носящем это имя. И это - Бенедикт-отшельник. Фото святого (вернее, изображения гравюр или фресок) вы найдете в данной статье. Мы также расскажем о житии основателя западного монашества и о его пути к Спасению. Существуют и молитвы, направленные к святому Венедикту. Православная церковь тоже почитает его. А где хранятся мощи святого? Обо всем этом мы попробуем рассказать ниже.

Святой Бенедикт, отшельник

Житие отшельника

Бенедикт и Схоластика были детьми знатного и богатого римлянина. Когда сыну исполнилось 18 лет, отец послал его в Вечный город для обучения и создания карьеры. Но мирская суета в Риме была явственней всего. Поэтому Венедикт, не окончив учебы, сбежал из города. Вместе с небольшой горсткой таких же благочестивых мужчин и юношей он поселился в горном селении Аффиде (современное название Аффила), что недалеко от Субиако (в 80 км от Рима). Но и жизнь в этой общине показалась Венедикту недостаточно суровой. Монах Роман из близлежащего монастыря показал ему грот возле запруды на реке Анио. Там и поселился Венедикт. Он провел в гроте три года, и за это время закалился не только физически, но и духовно.

Житие настоятеля монастыря

Слава о благочестивом отшельнике росла и ширилась. К пещере у озера на Анио стали стекаться паломники. Вскоре Венедиктом заинтересовались и монахи из обители Виковаро. Когда у них умер настоятель, они отправили в грот делегацию, умоляя отшельника прийти к ним и занять должность покойного. Венедикт согласился. Спустя какое-то время он открыл, что братия безнадежно погрязла в обжорстве и лени. Все попытки приблизить их жизнь к христианским идеалам окончились неудачей.

Дошло до того, что братия, сговорившись, чуть не отравила своего настоятеля. А потому святой Бенедикт вынужден был бежать. За ним последовали некоторые его приверженцы. Бенедикт разделил их на группы и над каждой поставил настоятеля. Себе же он отвел роль надзирателя за моралью и строгостью нравов. Но и это не сработало. Честолюбие, зависть и желание клириков жить вольготно привели к новому заговору.

Житие святого Бенедикта

Венедикт переселился южнее. Неподалеку от городка Кассино возвышается гора, на вершине которой в начале 6 столетия еще сохранился языческий храм. Венедикт обратил в христианство тех, кто еще приходил к капищу с жертвами, а здание перестроил в церковь. Он поселился на горе, основав монастырь Монтекассино. Разнообразные общины иноков существовали и ранее. Но у них не было каких-либо общих правил, структуры и организации. Основатель первого в истории монастыря прославился тем, что разработал все эти нормы.

Иноки, которые стали жить согласно им, образовали первый религиозный орден – бенедиктинский. В нем подчеркивались два главных принципа: хозяйственной автономии обители и киновии (общежитийства). Устав Святого Бенедикта стал основой и для других монашеских орденов, к примеру, цистерцианцев, траппистов, камальдолийцев и других. Тут следует упомянуть и о сестре героя нашего рассказа. Уже в ранней юности Схоластика решила посвятить себя Богу. Она отказалась выходить замуж и вела весьма благочестивую жизнь. А когда она услышала, что ее брат поселился на горе Кассино, то она основала неподалеку обитель бенедиктинок. Таким образом, Схоластика является основательницей женского монашества.

Устав святого Бенедикта

Устав святого Бенедикта

Смерть святого Венедикта Нурсийского

Согласно Уставу, разработанному основателем западноевропейского монашества, инок должен всегда ночевать в обители. Ведь человек, давший обеты Богу, согласно святому Бенедикту, отшельник, но не анахорет. Монах уходит от мирской суеты в пустоши, но не избегает других таких же служителей Господних. Иноков Венедикт часто сравнивал с воинами, а обитель – с отрядом. И святой сам чтил свой Устав. У них с сестрой было обыкновение встречаться раз в год в городке Кассино и разговаривать на духовные темы.

Незадолго до смерти, Схоластика попросила брата остаться с ней на ночь, для того, чтобы продолжить беседу. Но Венедикт отказался, ссылаясь на Устав. Тогда Схоластика помолилась Богу и разразилась страшная буря. Венедикт волей-неволей вынужден был остаться. А спустя три дня ему было видение голубки, улетевшей на небо. Тогда он понял, что Схоластика знала о приближающейся смерти и хотела попрощаться с братом перед кончиной. Сам Венедикт умер в 547 году и был погребен в Монтекассино.

Где находятся его мощи?

Основанный святым Бенедиктом монастырь Монтекассино был полностью разрушен лангобардами в 580 году. Позже обитель была восстановлена, но очень сильно пострадала во время Второй мировой войны. Исследователями выдвигались предположения, что мощи Венедикта и Схоластики утеряны. Существовали гипотезы, что их останки были перевезены в Субиако (Италия), а возможно, и во Францию. Но в 1950 году, когда архитекторы реставрировали разрушенный бомбардировками монастырь, они обнаружили в крипте хорошо сохранившиеся захоронения мужчины и женщины.

Монастырь святого Бенедикта

Роль святого и его последователей в христианизации Европы

После разрушения монастыря лангобардами, бенедиктинцы при благословении Папы римского Григория Великого разошлись по разным странам, чтобы евангелизировать населявшие там народы. Вскоре новые монастыри возникли во Франкском королевстве, Англии, а в 11 столетии они появляются и в Восточной Европе. Когда стали популярны третьи ордена (организации благочестивых верующих, дающих обеты, но живущих в миру), бенедиктинский орден учредил институт облатов.

Святой Бенедикт покровитель

Святой Бенедикт в православии

Византийская и Римско-католическая церкви кардинально разошлись в 11 столетии. Поэтому они взаимно почитают святых, живших до Великой Схизмы (раскола). Святой Венедикт – один из них. Поэтому в глазах православной церкви он достоин почитания. Единственная разница между латинским и византийским обрядами по отношению к святому Венедикту – в календаре.

Римско-католическая церковь отмечает его день летом, 11 июля. В православии память святого Венедикта чтут 27 (14) марта. Этот день всегда приходится на Великий пост. Поэтому и чествование святого не такое пышное, как в латинском обряде. В Русской православной церкви заграницей есть как минимум пять монастырей и церквей святого Бенедикта.

Иконография

Как узнать Венедикта на картинах религиозного содержания? Его изображают как старого седобородого мужчину в черном одеянии. Но сам основатель монашеского ордена не придумывал ни покрой бенедиктинской рясы, ни ее цвет. Когда появились другие религиозные конгрегации, возникла нужда и отличать иноков. Тем не менее святого изображают в рясе ордена. Чтобы не спутать Венедикта с другими бенедиктинцами, его изображают с определенными атрибутами.

Чаще всего это знаменитый Устав в виде толстой книги или макет здания монастырской церкви. Также в его руках может быть треснувший кубок (упоминание об отравлении), аббатский посох и пучок розог. У ног святого часто изображают ворона с куском хлеба, поскольку считается, что во время отшельничества в пещере пищу анахорету приносила птица.

Святой Бенедикт Нурсийский

Паломничества

Несмотря на то что в крипте Монтекассино обнаружен целый костяк святого Бенедикта, поклониться его мощам можно и в других местах. Самым известным за пределами Италии считается монастырь Бурон. Он расположен в Баварии, в предгорье Альп. Из-за драгоценной реликвии – лучевой кости правой руки святого, - обитель была переименована в Бенедиктбоерн. По преданию, мощи передал баварскому монастырю сам король Карл Великий незадолго до того, как он был провозглашен императором Священной Римской империи (800 год). Кость можно увидеть в драгоценном реликварии, которую создал мюнхенский ювелир Петер Штрайзель в конце 18 столетия. Но, конечно, лучше совершить паломничество в Монтекассино, чтобы помолиться на могиле святого.

Медальон Венедикта

Но можно и не отправляться за тридевять земель. Говорят, что если вы приобретете Медальон святого Бенедикта, козни дьявола обойдут вас стороной. При жизни основатель монашества почитал Распятие и Святые Дары. Говорят, он даже умер во время совершения литургии. Поэтому на отчеканенном в честь святого медальоне с одной стороны изображен он сам, держащий крест в одной руке, а Устав в другой.

Медальон святого Бенедикта

Обращения к Венедикту

Святой католической и православной церквей. Реформатор западноевропейского монашества. Основатель первого в Европе монастырского ордена со строгим уставом, скоро получившим широкое распространение в Западной Европе. Небесный покровитель Европы.

Бенедикт родился около 480 года в коммуне Норча, Италия. Являлся сыном знатного римлянина. Юношей отправлен в Рим на учебу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиле, местечке в горах, расположенном неподалеку от Субиако.

По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако, помогла ему. Монах показал святому пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые прожил в пещере, закалился и физически и духовно.

Слава Бенедикта росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника, а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили святого возглавить их общину. Но из этого ничего не вышло. У него были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате вынужден покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Святой разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на двенадцать групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за ним оставалось право общего надзора.

Около 530 года зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на гору Кассино. Там основал знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.

Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев, святой Бенедикт около 540 года составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества.

В целом, устав святого Бенедикта очень практичен, в нем сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях, так и в хозяйственной деятельности. В нем сильно подчеркнут принцип киновии и принцип монастырской автономии, а также необходимость воспитания смирения, которое важнее суровой аскезы. Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Священного Писания и творений Отцов Церкви, но главная часть молитв до мелочей определена уставом, а индивидуальная работа стеснена до крайних пределов: полагаться на свои силы может только испытанный анахорет.

Бенедикт Нурсийский умер 21 марта 547 года в основанном им монастыре Монте-Кассино .

В 1964 году папа Павел VI провозгласил святого Бенедикта покровителем Европы .

Преподобный Венедикт Нурсийский

Преподобный Венедикт Нурсийский

Св. Венедикт [1] родился между 480 и 490 гг. в Нурсии [2] , не­большом провинциальном городке, расположенном в го­рах к северо-востоку от Рима, в состоятельной и благо­честивой христианской семье. Он на высоте более шестисот ме­тров, где стал жить в полной безвестности. Лишь один мо­нах из общежительного мона­стыря, по имени Роман, знал, где находится Венедикт. Он об­лачил его в схиму и стал тайно носить ему пищу, которую сбе­регал от собственной порции.

Через три года Бог, не хотев­ший скрыть от людей доброде­тель Венедикта, указал на его укрытие одному священнику, и тот на Пасху принес ему еду.

Однажды во время уединенной молитвы ему явился бес в виде черного дрозда. Сразу после этого на него напало пла­мя страшного плотского искушения, столь сильного, что он уже решился было оставить уединение. Но Божественная благодать подсказала ему броситься обнаженным в крапиву и колючий кустарник — так он стяжал славную победу над вожделениями. Получив в дар от Бога плотское бесстра­стие, он, как человек зрелый, с полным правом стал настав­лять в добродетелях других людей.

Тем временем скончался игумен близлежащего монастыря Виковаро, и монахи уговорили Венедикта стать его преемни­ком. Но когда он возложил на них строгую евангельскую дис­циплину, не соответствовавшую их уклончивому поведению, они составили заговор против него и даже решились отра­вить. Стоило Венедикту совершить крестное знамение над предложенным ему кувшином со смертельным напитком, как тот разбился. Со спокойным лицом, без всякой злобы про­тив врагов, он оставил неисправимых и удалился в пустыню, чтобы жить наедине с собой, постоянно предстоять сердцем пред лицом Создателя, не давая душе отвлекаться на внешнее.

Он возрастал в добродетели и созерцании, поэтому у не­го появились многочисленные ученики и знатные римляне доверили ему своих детей: Мавра [15 ян.] и отрока Плакиду [3] . Он организовал в окрестностях двенадцать монастырей, каждый был населен двенадцатью монахами. Во главе обители стоял игумен, дававший отчет человеку Божию обо всем, что касалось общинной жизни и духовного возрастания каждо­го монаха. Венедикт был для них духовным отцом и живым примером совершенного соблюдения монашеского правила. С помощью Божией он входил во все их материальные нуж­ды, а различая тайные помыслы, исправлял их смело, с отцовской любовью, иногда с помощью телесных трудов, что­бы заставить бросить дурные привычки.

Добродетели и чудеса принесли святому новые волнения. Священник по имени Флорент, по наущению диавола поза­видовавший ему, принялся распространять о нем клеветниче­ские слухи, чтобы посетители перестали ходить к Венедикту, а однажды даже послал ему отравленный хлеб. Получив смер­тоносный подарок, Венедикт протянул его ворону, который прилетал к нему ежедневно, чтобы питаться из его рук, и по­просил бросить хлеб в таком месте, где никто его не достанет.

Недостойный священник не переставал досаждать свя­тому, но ничего не мог против него сделать. Тогда он решил добиться падения его учеников. Флорент подослал семерых девушек, чтобы они обнаженными танцевали в монастырском саду на виду у монахов. Боясь стать причиной греха иноков, Венедикт решил не противостоять долее зложелателю, дал последние наставления настоятелям монастырей и покинул Субиако с небольшим числом учеников (ок. 529). Узнав через некоторое время о несчастном случае с Флорентом и его смерти, Божий человек искренне сокрушался и заставил по­каяться одного из своих учеников, который выказал радость.

Они достигли горы Кассино, расположенной на середине пути между Римом и Неаполем. На вершине ее стоял храм, некогда посвященный Аполлону. Первым делом святой раз­бил идола и алтарь, чтобы превратить языческое святилище в церковь в честь св. Мартина Турского [11 н.]. Затем он стал расчищать леса, в которых местные жители еще предавались идолопоклонству, и обращать их апостольским словом. Са­тана, крича от злобы и проклиная Венедикта, тщился ставить монахам препоны во время строительства монастыря. Но всякий раз могущество Божие обращало его в бегство.

Однажды св. Венедикт явился во сне игумену, поставлен­ному им для монастыря в Террачине, и показал расположе­ние всех монастырских зданий, которые он должен был воз­двигнуть.

Однажды Венедикт вернулся с поля и увидел у дверей монастыря бездыханное тело ребенка, положенное туда его отцом. Движимый состраданием, он умолил Господа, ради веры убитого горем отца, вернуть мальчику жизнь. Слова святого обладали божественной силой и могли даже нака­зывать или освобождать души умерших.

В то время войн и нашествий он предсказал, что за разо­рением Рима должно последовать и разрушение лангобар­дами обители Монтекассино (583). Вероятно, предвидя это, он и написал в конце своей жизни Устав, удивительный по духовной глубине и чисто латинской трезвости, ставший настоящей заповедью западного монашества. Основываясь на писаниях святых отцов Пахомия, Василия и Кассиана, а также на монашеских традициях, которые он установил в собственном монастыре, он изложил в нем принципы монастырской жизни.

Через некоторое время после чуда последней беседы со сво­ей сестрой св. Схоластикой [10 фев.] и ее кончины Венедикт однажды, стоя у окна, вдруг увидел, как ярчайший свет про­низал тьму, и в центре этого света он увидел весь мир, как бы собранный в единый солнечный луч. Бестелесно вознесенный над миром в единстве с Создателем, он смотрел на все творение, на все, что ниже Бога, в божественном свете, ко­торый излучало его сердце. Достигнув края будущей жизни, в этом свете он увидел душу Германа, епископа Капуанского, которая возносилась к Небесам (541).

С того момента св. Венедикт больше принадлежал Не­бу, чем земле. Объявив день своей кончины, он попросил открыть для него самого усыпальницу, в которую ранее по­ложили тело его сестры, и после этого был сражен тяжелой горячкой. Его проводили в молельню, там он принял Причастие и стоя, поддерживаемый братьями, подняв руки к не­бу, испустил дух с последними словами молитвы (между 555 и 560 гг.). В тот же день братья увидели, что от монасты­ря до неба проложена дорога, устланная красивым ковром и освещенная бесчисленными факелами. В конце ее находился почтенный старец, который по этому пути восходил к небесной родине.

От мощей св. Венедикта происходили чудеса, но после лангобардского разорения святыня была забыта до перене­сения в монастырь Флери на Луаре (673), получивший с тех пор название Сен-Бенуа-сюр-Луар. Там святым мощам мож­но поклониться по сей день.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Читайте также: