Воспитательная деятельность в доу от проектирования к успешной реализации

Обновлено: 07.07.2024

1.Ребёнок как уникальная развивающая личность, его здоровье, интересы, потребности.
2.Педагог как личность, носитель культуры и образования. Уважение к нему, предоставление возможности проявить инициативу, самостоятельность, забота о его социальном благополучии.
3.Качество как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству через самообразование.
4.Культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса в рамках единого творческого образовательного пространства.
5.Командная работа как основа достижения успеха.
6.Семья как основная среда личностного развития ребёнка; ориентация на её образовательные запросы, содружество с ней.

Подготовила:
Морару С. В.
1 квалификационная категория.
ГБДОУ детский сад № 4
г. Санкт –Петербург
2016 г.

Аннотация: Статья освещает особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ, приводятся конкретные сведения о составлении программы по разделам.

ВложениеРазмер
osobennosti_proektirovaniya_i_realizatsii_programmy_vospitatelnoy_raboty_dou_v_sovremennyh_usloviyah.docx 20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Существенные изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, демократизация и гуманизация этой социальной отрасли повлекли за собой возникновение нового подхода к организации воспитательно - образовательного процесса в образовательных учреждениях.

В основу р азработки собственной программы воспитания ложится примерная рабочая программа воспитания, которую выступает своеобразным конструктором для создания индивидуальной рабочей программы воспитания. Благодаря этому каждое дошкольное образовательное учреждение имеет возможность корректировать содержание основных разделов программы: например, дополнить или исключить те или иные материалы, получая именно ту программу, которая бы соответствовала реальной деятельности дошкольной организации в области развития и воспитания детей.

Рассмотрим разделы программы воспитательной работы ДОУ.

В первом разделе целесообразно разместить информацию о самом ДОУ: отразить специфику его расположения, особенности его социального окружения, описать источники положительного или отрицательного влияния на воспитанников, указать имеющихся партнеров учреждения, поделиться оригинальными воспитательными находками учреждения, его принципами и традициями воспитания и обучения детей.

Во втором разделе необходимо сформулировать цель, которую ставит перед собой ДОУ, и ряд частных задач для ее достижения. Как правило, содержание данного раздела заимствуется из примерной программы воспитания, однако каждое дошкольное образовательное учреждение имеет право уточнить и скорректировать реализуемые задачи. Это зависит от особенностей ООП и контингента детей, посещающих учреждение.

В четвертом разделе должен быть представлен самоанализ воспитательной работы в ДОУ.

Стоит отметить, что желательно привлечь к разработке программы воспитания родительскую общественность, используя при этом все многообразие форм взаимодействия. После составления проекта программы воспитания нужно представить их на рассмотрение родителям воспитанников, при этом учитывая их мнение и по необходимости внося корректировки.

Отметим, что грамотно составленная программа воспитания должна быть короткой и ясной и содержать только конкретное описание работы с воспитанниками.

В заключение хочется отметить, что каждая программа воспитания должна быть единственной и уникальной в своем роде, объясняется это тем, что образовательная и развивающая среда каждого ДОУ также уникальна и своеобразна.

Список информационных ресурсов:

1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы по дополнительной общеобразовательной программе "Разговор о правильном питании" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих учреждение дополнительного образования .

Описание системы работы по дополнительной общеобразовательной программе "Разговор о правильном питании" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих учреждение дополнительного образования .



Особенности планирования работы воспитателя в современных условиях

Основой образовательного процесса является планирование. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация пед.


Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват.


laquo;Финансовая грамотность для малышей».


"Событийная модель воспитательной работы в ДОУ как условие успешной социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация для воспитателей

Трочина Елена Петровна

« Истинным и ценным является только то,

что полезно людям, что дает практический результат,

Педагог - только помощник в познании того, что заинтересовало ребенка. Однако, учитывая возраст воспитанников дошкольных учреждений, эта технология не универсальна.

Проектная деятельность используется не вместо непрерывной непосредственно организованной регламентированной деятельности, а наряду с ней, как компонент системы образования, вариант организации совместной и самостоятельной деятельности.

Идеи проектного обучения в России возникли в начале XX века параллельно с разработками американских педагогов.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг. 19 века: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г.Кагарова, М.В. Крупениной.

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это завершенный процесс продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и всей группы, или организации.

Метод проектов - это новый подход к организации обучения , при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование образовательной деятельности отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектирования образовательной деятельности заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей , а не просто является носителем готовых знаний.

Проектный метод в образовательной деятельности позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно - образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества , в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют .

Условия, необходимые для успешной реализации проектирования образовательной деятельности:

• Учёт интересов ребёнка.

• Деятельность без принуждения.

• Тематика из близкого окружения.( Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.)

• Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

• Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

• Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

• Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов , используемых в практике ДОУ:

. По составу участников : дети, родители, сотрудники ( индивидуальный,

парный, групповой и фронтальный. )

По продолжительности:

- краткосрочные - 1-2 недели, несколько занятий);

- средней продолжительности (1-3 месяца);

- долгосрочные (учебный год).

По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ;

развитие коммуникативных навыков ).

По тематике.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этапорганизационно-подготовительный:

 подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

 изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

 пополнение предметно-развивающей среды.

На I этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после

чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно - диагностический (можно отнести к

 анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;

 формирование банка данных об уровне родительской компетентности в

знании обозначенной темы(совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности).

3 этап – практический:

 коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

 реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями,

активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,

 обобщение и распространение опыта работы.

На III этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

 анализ достижения целей и полученных результатов;

 определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в

Как результат работы организуется выставка проекта. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта :

1. Определить цель проекта.

2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие,

3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных

партнеров: школа, библиотека, театр.

4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).

5. Подбор материалов, средств для реализации проекта (наглядный

материал, аудио, видео).

6. Предложить домашние задания родителям и детям.

7. Реализовать проект.

8. Представить итоговый продукт совместной деятельности

(мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории,

9. Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ,

сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).

Типы проектов:

3. ролевые, игровые.

4. информационно - практико-ориентированные.

В своей работе я использовала информационно - практико-ориентированный долгосрочный проект.

Цель: сбор информации о профессиях взрослых, составление альбомов, рассказов, подбор литературы; ознакомление с ней участников проекта; анализ и обобщение собранных фактов (дети собирают информацию , и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы ); приобщение родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудничеству с детским садом.

Особенности:

 Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы

результат деятельности участников;

 Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах

Актуальность проекта.

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, профессий своих близких людей, подвести к пониманию, что любой труд в нашей стране почетен и уважаем.

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Цель проекта:

Воспитание любви и уважения к семье, труду взрослых.

Задачи проекта:

 продолжать развивать познавательные способности у детей,

активно включать их в творческо-поисковую деятельность;

 развивать связную речь;

 воспитывать нравственные и эстетические чувства;

 укреплять детско-родительские отношения;

 приобщать родителей к совместной деятельности с детьми.

Информация, знания, впечатления полученные детьми и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – сюжетно - ролевых играх, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок рисунков, составлении фотоальбома, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.

Ожидаемый результат:

 Формирование у воспитанников любви, чуткого отношения к своей семье, уважение к людям разных профессий.

 Повышение интереса родителей к заявленной проблеме.

 Подбор литературно-поэтических произведений о семье, труде взрослых.

 Подбор репродукций картин, открыток, фотографий о семье, профессиях родителей, просто знакомых людей.

 Подбор музыкальных произведений: песен о семье, о разнообразных профессиях взрослых.

 Беседы и анкетирование родителей на предмет важности проекта

 Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”:

 Беседа “Моя дружная семья”

 Конкурс стихов о семье, профессиях взрослых в группе.

Продукт проекта.

 Оформление книжного уголка.

 Оформление альбома стихов,загадок, пословиц, поговорок о профессиях.

 Оформление альбома рассказов детей о профессиях взрослых (при участии родителей).

Что мы знаем? (Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);

Что мы хотим узнать? (Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы? )

Что мы узнали? (Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чемунаучились дети. )

Таким образом, проектирование образовательной деятельности в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения. Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.

Используя в работе проектирование образовательной деятельности, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению.

Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная образовательная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольное образование – главная ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому важно правильно организовать обучение в ДОО. Правильно сформировать учебный процесс – внедрить проекты в детском саду.

Ребёнок с раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать основные навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Инновации определяют новые методы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет как педагог, так и дети. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Данный проект заключался в создании уникальной развивающей среды на территории дошкольного учреждения, с помощью которой можно развивать познавательный интерес у детей, дать возможность педагогу творчески подойти к реализации ОП, помочь родителям стать участником воспитательно - образовательного процесса. В ходе проекта постепенно создавалась и обогащалась среда различными элементами, объектами с целью поддержания детского интереса. На каждом участке детского сада есть герои из различных сказок, где дети с интересом рассматривают их, называя не только название сказки, но и ее героев. Все это способствует развитию речи, умственных способностей и наблюдательности, формированию мышления, внимания, памяти.

На каждом участке ДОУ есть клумбы, цветочные островки, газоны с цветами. Дети ухаживают за цветниками, поливают, рыхлят землю, собирают семена, что имеет большое воспитательное значение. Следовательно, формируется у дошкольников трудовые навыки и умения, развивается эстетическое отношение к окружающему миру.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и

педагоги, а также родители, которые были не только источниками

информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в

процессе работы над проектом, но и стали непосредственными

участниками образовательного процесса.

Наряду с вышеперечисленными пунктами хотелось бы рассмотреть конкретные примеры проявления традиций и их нововведений. Так, на сегодняшний день практически в каждом детском саду установлены площадки по обучению и организации развивающей среды по Правилам дорожного движения для детей. Во время дневной прогулки воспитатели наглядно обучают детей изо дня в день этим правилам. Это новация, которая вошла в реализации только за последние два десятилетия.

Не изменяя традициям, можно отметить всеми известные детские игры, в которые дети играют в дошкольном образовательном учреждении из поколения в поколение. Также, многие детские игрушки совершенствуются, которые минимизируют травмы ребенка и являются безопасными. Таким образом, одно из важных требований, которое регламентируется это всестороннее развитие личности ребенка, развитие конструктивного взаимодействия внутри группы, выполняется благодаря традициям в содержании образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и новациям.

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Портфолио воспитателя. Презентация опыта работы Добрый день, коллеги! Хочется поделиться своим портфолио воспитателя. Сл. 1 Начиналось оно совсем не как портфолио, а просто это был конверт.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Сегодня эффективную педагогическую систему невозможно представить без высокоэффективных программ и технологий.

Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения. Это выводит проблему проектирования на одно из первых мест в теории педагогики и практике образовательной деятельности.

Педагогическое проектирование и его приложения исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Н.О. Яковлевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и др. Однако, несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Н.О. Яковлева так рассматривает определение педагогического проектирования “исходя из классических представлений о сущности проектирования, сохраняя его ключевые особенности, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели образовательно-воспитательной системы, ориентированной на массовое использование” [2].

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической деятельности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.

В современных условиях в дошкольном учреждении уделяют должное внимание такому виду управленческой деятельности, как проектирование развития. И это не случайно, так как главным назначением проектирования является обеспечение целенаправленности развития личности ребенка, его знаний, умений, навыков и применения их в качестве основы принятия собственных решений.

Назначение проектирования состоит в исследование целей, выявление основных противоречий обучения и постановка проблемы. Исследование условий реализации вырабатываемой технологии обучения. Разработка дидактических средств технологии обучения, реализация проекта, исследование эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию.

  • Проектирование призвано придать четкую направленность процессу развития компетентности ребенка;
  • Проектирование на основе анализа результатов диагностики призвано смоделировать технологию регуляции управления процессом развития личности.
  • Проектирование призвано признать создать условия для образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

Используя технологию проектирования в образовательном процессе дошкольного учреждения, педагог должен ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Проектирование – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Отсюда можно сделать вывод, что активное применение проектирования в детском саду дает возможность ребенку дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.

Рассмотрим вариант механизма проектирования предложенный Евдокимова Е.С., который может быть применен в дошкольном образовательном учреждении.

Механизм проектирования в ДОУ

Разработка проектов

Реализация технологии проектирования в дошкольном образовательном учреждении начинается с определения актуальной для дошкольников проблемы и разработки проекта. Педагог готовит предварительный план решения проблемы. Дети по ходу реализации проекта или в процессе планирования вносят спои предложения. Таким образом, дети становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие.

Роль педагога

Технология дает возможность реализовать функции воспитателя как организатора детской продуктивной деятельности: авторитетного источника информации, консультанта, эксперта.

Развитие мотивации

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка перед героями любимых сказок, сверстниками и взрослыми, благодаря знакомству с различными точками зрения субъектов совместной деятельности, возможности высказать и обосновать свою позицию на те или иные явления.

Организация предметно-познавательного пространства группы (автономно оборудованной детской мсдиатеки – библио-аудио-видеотеки)

Успешность реализации детьми многих проектов (в первую очередь исследовательских и информационных) определяется возможностью обратиться к источникам знания. В пространстве групповой комнаты взрослые сосредоточивают документы на различных носителях информации: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать различные способы познания окружающего мира.

Совместная деятельность

  • совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом:
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями. Возможны следующие формы коллективной деятельности взрослых и детей: совместно-индивидуальная, совместно-взаимодействующая, совместно-последовательная. Постепенное усложнение форм организации коллективной деятельности – от совместно-индивидуальнои и совместно-взаимодействующей (в паре и небольшой подгруппе) в среднем дошкольном возрасте к совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей (в группе) деятельности в старшем возрасте стимулирует развитие умения согласовывать совместные действия детей (обсуждать содержание, распределять обязанности, помогать друг другу).

Реальные возможности индивидуализации образовательного процесса

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от других.

Контроль и оценка деятельности дошкольников

Контроль внешний уступает место оцениванию результатов работы над проблемой. Оценивается продукция: соответствие проекту, своевременность выполнения, ее качество. Вместе с тем необходимо периодически знакомить детей с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.

Результаты проектирования:

1. Полученный продукт

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль, урожай овощей и пр.

2. Культурное развитие ребенка

3. Развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

В ходе совместной с детьми работы над проектом педагоги содействуют восхождению к культуре, т. е. совершению воспитанниками самого наивысшего, на что они способны, — быть добрее, смелее, решительнее, внимательнее и пр. Улучшается микроклимат в детском саду.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог также создаст культурное поле в самой его личности. В этом поле больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к Миру взрослых и безопасности.

4. Участие родителей в совместном с воспитателями введении ребенка в контекст культуры

Родитель принимает активное участие в создании культурных традиций детского сада как реальный, а не декларируемый субъект образовательного процесса. Участие родителей в создании и реализации проектов пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. [1]

Дошкольные годы – важный период в становлении свободной, автономной компетентной личности. Педагоги, проектируя развитие дошкольника, должны уделять внимание не только формированию знаний, умений, навыков и адаптации к социальной жизни, но и обучению его через проблематизацию, совместный поиск решений, моделирование гуманитарных и естественнонаучных отношений; предоставление ему возможности самостоятельного овладения нормами культуры.

  • Передача знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту;
  • Развитие способностей, которые соответствуют, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста;
  • Создание условий необходимых детям для закрепления своих знаний, проявления своих способностей в разных целях деятельности, т.е. формирование субъекта своего социального, интеллектуального, физического, личностного развития

Одним из вариантов проектирования может выступать разработанная нами модель развития воспитанников детского сада. Она имеет следующую структуру:

Читайте также: