Почему армия нужна и в мирное время кратко

Обновлено: 05.07.2024

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

Образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы : солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Уточнить их представления о родах войск с военной техникой, о защитниках Отечества.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, прививать уважение к Российской Армии, воспитание гражданственности, любовь к Родине, духовно-нравственных качеств личности, чувств ответственности за судьбу Родины. Закрепление знаний об исторических традициях, принятых в обществе. Воспитание коммуникативности, навыков сотрудничества, самооценки, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: Иллюстрации с изображением военных разных родов войск, иллюстрации с изображением военной техники, фотографии, показывающие будни армии : тренировки солдат в спортивной зале, на полосе препятствий, на полигоне.

Ход беседы.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся в даль самолетов звенья -

Это празднует февраль армии рожденье.

Воспитатель. В этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил или сейчас служит, или будет служить. Придет время, и наши мальчики вырастут и тоже встанут в ряды защитников нашей Родины. Я предлагаю не дожидаться этого времени, давайте сегодня с вами представим, что мы стали солдатами. Хотите стать военными? (Ответы детей).

Воспитатель. Что нужно знать и уметь, чтобы стать военными? (Ответы детей). Прежде всего, любой солдат должен много знать о военных войсках и военной технике.

Воспитатель. Мы с вами живем в стране, которая называется Россией. Россия – наше Отечество. На земле много разных стран. Не все страны живут мирно. Иногда бывают войны. Поэтому у каждой страны есть своя армия, то есть вооруженные силы. В армии служат солдаты и матросы, офицеры, генералы и адмиралы. Все они – защитники Отечества!

Воспитатель. Кто такие защитники Отечества? (Ответы детей).

Воспитатель. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. В мирное время они учатся, проводят учебные сражения в морях и лесах, в степях и горах. Изучают военную технику. В армии есть корабли и самолеты, танки и вездеходы. Есть у военных разное оружие. Пистолеты, пушки, минометы, ракетные установки. Вся военная техника должна быть в полном порядке. Есть в армии и такая современная техника, как компьютеры. Еще защитники Отечества изучают военную историю.

А сейчас давайте узнаем, какие войска есть в нашей стране.

Воспитатель. Давайте отгадаем загадку:

Он на страже рубежей

День и ночь в дозоре.

Охраняет он страну,

Друг – собака у него,

Он в стрельбе отличник.

С автоматом на плече.

Это - … (пограничник).

Воспитатель. Послушайте, кто такие пограничники (рассказ сопровождается показом картинок).

Пограничники – это солдаты, которые охраняют границу. В каждом государстве есть пограничные войска. Военнослужащие пограничных войск проводят службу на пограничных заставах. Они стоят на страже границ Родины. Их главная задача - не пропустить через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу, пограничникам помогают специально обученные собаки.

Воспитатель. Слушайте следующую загадку.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется (танкистом)

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, (пехота) (Показать иллюстрации).

Воспитатель: Пехотинцы относятся к сухопутным войскам. Также в сухопутных войсках служат танкисты. Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Танки – самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по любой местности. Танки снабжены пушками и пулемётами. Внутри танка находятся люди – экипаж. (Показать иллюстрации).

Ещё к сухопутным войскам относятся артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные – ракетами. В артиллерии служат артиллеристы. (Показать иллюстрации).

К военнослужащим сухопутных войск относятся военные строители, связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты. (Показать иллюстрации).

Воспитатель. Слушайте следующую загадку.

В небесах стальная птица –

Она быстрее звука мчится.

В кабине штурман и наводчик.

Ведёт её военный … (лётчик).

Воспитатель. А теперь послушайте рассказ про летчиков (показ картинок).

Военно – воздушные силы готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков – это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист, держащий связь с аэродромом, механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. Кроме того, в полете они имеют специальные высотные шлемы. Лётчики –члены экипажа самолёта или вертолёта, должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, смелостью и решимостью, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, должны не бояться высоты и уметь в критической ситуации брать ответственность на себя.

Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)

Самолёты полетели. (руки в стороны)

На поляну тихо сели, (присели, руки к коленям)

Да и снова полетели. (руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Воспитатель. Слушайте следующую загадку.

Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Воспитатель. Так кто ж, ребята, он такой? (Моряк)

Воспитатель:. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот. Большие надводные корабли – линкоры – вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами. Крейсер – это корабль поменьше, а миноносец – корабль сторожевой. Военных, которые служат на флоте, называют моряками. (Показать иллюстрации).

Воспитатель. На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и другими судами. Корабельного повара называют коком. У каждого моряка в команде свои обязанности.

Воспитатель. Есть у России и подводный флот – атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми большими снарядами – торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в открытое море на много месяцев.

Многие подводные лодки помогают пограничникам, если граница с другими странами проходит по морю. (Показать иллюстрации).

Воспитатель. Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. (Показать иллюстрации).

Воспитатель. Дети давайте вспомним на какие группы можно разделить вооруженные силы? (Ответы детей).

Воспитатель. Вооруженные силы можно разделить на три главные группы: это сухопутные, или наземные, войска, которые действуют на суше: военно-воздушные силы – они защищают Родину в воздухе; военно-морские – несущие вахту в морях и океанах.

Воспитатель. Дети, а зачем нужно столько много родов войск? (Ответы детей.)

Воспитатель. Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная : она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Воспитатель. Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Ответы детей.)

Воспитатель. Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Ответы детей.)

Воспитатель. Солдаты тренируются. Давайте посмотрим на эти картинки. Что вы здесь видите? (По одной выставляются фотографии, показывающие будни армии; каждая рассматривается с детьми.)

Воспитатель. Что делают солдаты на этой картинке?

Дети. Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике.

Воспитатель. Зачем это нужно?

Дети. Чтобы быть сильными.

Воспитатель. А что делают солдаты здесь?

Воспитатель. Зачем это нужно?

Дети. Чтобы быть меткими во время боя.

Воспитатель. А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий. Что здесь делают солдаты?

Дети. Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь.

Воспитатель. а как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?

Дети. Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия.

Воспитатель. Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо закончить специальное военное училище. Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?

Дети. Они должны быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими.

Воспитатель. А чтобы такими стать, что нужно делать?

Воспитатель. Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас.

Руки сделали в разлет – получился самолет

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз и делай два.

Руки в стороны держи.

И на друга посмотри.

Опускайся быстро вниз,

На посадку ты садись.

Воспитатель. У некоторых военных профессий есть свои отдельные праздники в другие месяцы года.

В мае – у пограничников,

В июле – у военных моряков,

В августе – у военных летчиков,

В сентябре – у танкистов,

В ноябре – у артиллеристов, ракетчиков и морской пехоты.

— Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).

— Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).

— Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).

— Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).

— Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).

— Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе нашу Родину охраняют пограничники).

— Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Солдат, у которого нет военной техники называется пехотинец).

— Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).

Вот как много профессий в армии. Каждая из военных профессий почетная и важная. Пограничники охраняют границы нашей Родины на суше, военные моряки охраняют морские границы. Танкисты, артиллеристы, ракетчики - все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами. Военный – профессия героическая, уважаемая и очень нужная!

Беседа по вопросам.

1. Что такое армия?

2. Какие рода войск существуют в армии?

3. Чем отличаются друг от друга войска?

4. Почему каждой стране необходима армия?

5. Какая военная техника нужна в армии?

Такое понятие, как армия, существует очень давно. Практически во всех странах есть профессиональная армия. Но учитывая скорость развития современного мира, нужна ли армия? И от чего она нас защитит?

Вопрос очень сложный. Кто-то скажет, что армия обязательно нужна, кто-то что она бесполезна. Давайте немного разберемся что такое на самом деле армия.

В моем понятии армия - это подразделения, состоящие из специально обученных и подготовленных людей, с современными средствами вооружения для защиты своей страны от нападения из вне. То есть армия - это защита населения от врагов. И это действительно должно быть так

Но давайте окунемся в реалии. Современная армия - это не подготовленные подразделения. Это молодые ребята, которых заставили идти служить. Они даже понятия не имеют зачем и куда. И встает первая проблема - государство хочет, чтобы армия была профессиональной, но каждый год меняет десятки тысяч военнослужащих. Какая-то несуразица. Профессионал должен обучаться всегда и постоянно. Его во сне должны разбудить и он четко будет знать что ему отвечать и делать. А эти молодые парни мечтают, чтобы быстрее прошел год и они вернулись к себе домой заниматься реально полезными делами.

Вторая проблема - дедовщина. Никогда не понимал этого. Как можно издеваться в моральном и физическом плане над другими людьми, служащими вместе с тобой? Кто давал такое право? Но к сожалению офицеры, да и руководство в целом, поддерживает это. Они относят дедовщину к мерам воздействия и управления. Бредятина еще та. Господа офицеры, а не пробовали вы сами начать командовать и наводить порядок в казармах, коллективах сами? Может кто-то из вас хоть раз спросил у солдата, почему он так себя ведет? Что сейчас у него в голове и на душе? Зачем это нужно! Ведь проще унизить и избить человека, естественно через других людей, чем помочь ему служить. Ведь служба в армии для многих очень тяжела в психологическом плане. Отсюда и побеги из воинских частей, убийства своих сослуживцев, самоубийства. Сколько матерей не дождалось своих сыновей из армии? И это в мирное время! Спрашивается, разве это армия?!

Есть конечно и плюсы пребывания в армии - это знакомство и дружба со многими хорошими ребятами, стрельба из оружия, танков и т.п. Но минусов намного больше. И не удивительно, что когда солдат уходит на дембель, он бухает как проклятый. Многие списывают это на традиции, но на самом деле причина в другом - в армии получаешь психологическую травму. Она оказывает очень сильное влияние в дальнейших жизненных поступках, хотя мы этого и не осознаем. Отсюда и сны, когда тебя снова и снова забирают служить, подергивания во сне. И разве нужна такая армия?

Еще одной причиной, по которой армия может оказать бесполезной - это мировая эволюция. Сейчас 21-век, и если будет война - то точна не такая, как 2-я мировая. Все будет по-другому. Тем более, что самые развитые страны мира имеют ядерное оружие. И все мы помним про Хиросиму. Только сейчас даже не нужно сбрасывать бомбу с самолета - все решается нажатием кнопки в кабинете. И разве спасет нас армия от этого?

Нужна ли армия в современном мире - скорее нужна, чем нет. Но нужна армия, в которой ты по-настоящему готовишься к жизни и готов защищать страну. Введи в армии человеческое отношение, сделайте процесс службы увлекательным и интересным, добавьте изучение профессий, которые пригодятся в жизни - и молодежь сама будет проситься служить. Но так вряд ли будет, и это всего лишь плоди моего мышления.

В таком случае, для чего нужна армия в мирное время, ее ведь нужно модернизировать и финансово обеспечивать? Давайте рассмотрим данные вопросы подробнее.

Для чего нужна армия в мирное время?

Для чего нужна армия в мирное время

Главные задачи российской армии во время мирной ситуации в стране условно разделяют на 3 составляющих: обеспечение сохранения военно-политических интересов Российской Федерации, поддержание интересов России экономического характера и выполнение силовых операций, которые направлены на обеспечение мира.

Любой из вышеуказанных подпунктов подразумевает выполнение большого количества мероприятий разной специфики с участием военнослужащих, потому стоит рассмотреть каждую непосредственную составляющую, в частности.

Понятие соблюдения ВП интересов Российской Федерации содержит сдерживание угрозы и проявлений агрессии со стороны потенциального врага.

Подобный комплекс мер безопасности содержит ряд мероприятий:

  • заблаговременная процедура идентификации ВП факторов, которые угрожают нападением на территорию Российской Федерации или территорию стран-союзников;
  • поддержание солдат, техники и вооружения в готовности, которая максимально приближена к боевой;
  • положение постоянной готовности вооруженных групп к мобилизации, способных урегулировать локальные конфликты и остановить массовые беспорядки;
  • наличие стратегического потенциала, с учетом технического оборудования и средств либо же методик управления, в таком состоянии, чтобы в любых условиях с гарантией запустить ракеты для нанесения ущерба потенциальному врагу;
  • подготовка к переводу страны на военный режим со стратегическим развертыванием;
  • оборона территории государства.

Главные задачи армии РФ

Итак, приоритетом выступает обеспечение боевой готовности подразделов и разведка в целях обнаружения потенциальной агрессии от других стран.

Относительно защиты интересов Российской Федерации со стороны экономики и политики, функционал армии приведен ниже:

Среди вышеуказанных задач выделяют мероприятия по обеспечению безопасности мирных жителей и ведению экономической деятельности Российской Федерации за пределами страны.

Наконец, выполнение операций с применением военного потенциала во времена не военного характера подразумевает следующие параметры работы армии:

  • гарантированное выполнение Россией всех обязательств, которые обусловлены международными соглашениями и договорами;
  • пресечение организованной деятельности террористов, экстремистов и сепаратистов, в том числе предотвращение террористических акций;
  • применение ядерной мощи в целях сдерживания агрессии потенциального противника;
  • осуществление операций, направленных на поддержку мирного существования, в непосредственных рамках соглашений РФ с международными организациями;
  • введение и соблюдение ВП на территории любого рода субъекта РФ;
  • силовое сохранение санкционного режима;
  • проведение комплексных мер в целях предотвращения катастроф экологического и техногенного характера, а также принятие участия солдат и технического оснащения в удалении последствий.

Зачем нужны вооруженные силы в военное время?

Зачем нужны вооруженные силы в военное время

Зачем нужна армия государству, люди понимают лучше всего во время военных действий. Функционал армии во многом зависит от величины и специфических особенностей военного конфликта, где она будет участвовать. Давайте разберем теоретические вариации, при которых военнослужащие Российской Федерации будут участвовать в настоящих боях.

Конфликт локального типа выступает наиболее незначительным событием. К данному понятию можно отнести любую вооруженную акцию, либо столкновение в стране с применением оружия. Иначе говоря, мелкие агрессивные проявления, не относящиеся к военным действиям. При этом войска требуются в целях устрашения потенциального агрессора и показа мощи, при помощи чего конфликты местного вида могут быть прекращены мирным способом, либо с минимальным числом жертв.

Более масштабной разновидностью конфликта выступает локальная война. Тут, обычно, на границе двух стран, размещенных по соседству, располагаются вооруженные группы, которые могут быть подкреплены войсками из другого региона. Как правило, в локальных войнах при помощи оружия преследуют политические либо экономические интересы непосредственно двух государств.

И все-таки, при определенном развитии событий войны местного типа могут перерасти в более существенные конфликты. Речь идет о региональной войне, где количество участников более двух, но боевые действия проводятся строго в зоне определенного региона, который включает территории морей и воздушное пространство. При начале военных действий между регионами происходит развертывание потенциала экономики, стратегии, а также вооружений.

Важно! Государства, располагающие ядерными боеголовками, будут ставить свои условия ведения боя, угрожая воспользоваться подобной разновидностью оружия.

Наконец, наиболее существенным конфликтом выступают крупномасштабные военные действия. Здесь могут принимать участие любые мировые страны в военных целях с использованием ряда радикальных мер. В подобной ситуации от стран-участников конфликта требуется задействовать все имеющиеся в запасе военные ресурсы.

скажите мне пожалуйста зачем в наше время нужна армия?
что из себя представляет армия?

чему там научат?

кем ты станешь закончив армию?

что ты получишь окончив армию?

все ответы без аргументов без пояснений и ответы типа "Станешь МУЖИКОМ. " не воспринимаются как адекватные ответы ни на 1 из моих выше перечисленных вопросов. просто посмотрю на ваше имя и подумаю что вы страдаете маразмом и пара в психушку либо вам не более года что вы не можете написать ответ думая мозгами. надеюсь что на мой вопрос откликнутся адекватные люди не старше 30 лет.

Сейчас армия просто по привычке осталась, а не спешат ее реформировать потому, что кое-кто деньги на ней греет весьма немалые.

"Закончив" и "окончив" звучит оптимистично. Не хотите на практике получить ответы на ваши вопросы? Вам армия показана.

ровным счетом ничего. и муужиком ты там точно не станешь.. . ничему не учат)) ) ну разве что за собой - жопу подтереть, а то сослуживцы наваляют если от тебя гамном вонять будет - все ж в одном ряду стоять.

Сынок, а тебе не кажется, что не армия тебе должна что-то дать, а ты армии? Вот когда ты это четко уяснишь для себя, тогда тебе и станет сразу ясно для чего она нужна.

Раньше для защиты - а теперь для обучения искусству подметать и рыть.
О какой обороноспособности может идти речь, если страну "защищают" пиздюки, на старом советском оборудовании, которое лет 40 как на свалке должно быть, я не понимаю.
Но вообще, армия это хороший и бесплатный пункт донорских органов для тех, у кого есть деньги. У меня трое соседей по подъезду не вернулись.
А то что вернулось - вскрыть не разрешили

ЗАЧЕМ:
Защита суверенитета государства, как от внешнего, так и от внутреннего давления. "Вес голоса" государства на международной арене (например, защита слабого игрока, если имеются причины) .
ЧТО ИЗ СЕБЯ. . .АРМИЯ:
(имхо - вопрос широкий) Оценка состояния воинских частей производится на основании анализа, только некоторых из них (около 50% процентов от всех воинских частей) . Где наблюдают, там порядок; где не наблюдают, там продают стены от казарм и круглые сутки пишут отчетности о фиктивных военных учениях, других мероприятиях. Около половины от всех воинских частей, мягко говоря, находятся в "ужасном" состоянии.
ЧЕМУ ТАМ НАУЧАТ:
Смотря, где проходить службу и что считать учением. . Конечно, никакого высшего образования (даже первой ступени высшего образования) , при прохождении военной службы по призыву, не получить. . Но нельзя не заметить, что кое-чему все же научить смогут. Например: правильно накладывать жгут, шину и знать, что делать дальше и сколько времени в запасе; пользоваться огнестрельным оружием с безопасностью для себя и окружающих.
КЕМ ТЫ СТАНЕШЬ ЗАКОНЧИВ АРМИЮ:
А кем становится студент окончивший 1-й курс ВУЗа?
ЧТО ТЫ ПОЛУЧИШЬ ОКОНЧИВ АРМИЮ?
Все зависит от особенностей личности и подходящих конкретному человеку условий прохождения службы. Для одних, это будут яркие впечатления, может даже найденный путь в жизни, для других, это может быть неприятным или даже "страшным" воспоминанием, потерянным временем и т. д.

Армия это госкорпорация! Она нужна для оприходывания госденег, выделяемых на рамию!
Военному делу там не учат!
Кем был тем и останешся!
Научишся плохому, ну или наглядно познакомишся с грязью общетсва!

Сказки про "Мужиков" ток сказки, армия не делает из лохав зачотных парней! ИМХО

Для того чтобы изуродовать жизнь одним парням, отнять её у других, превратить в моральных уродов третьих, а в ничтожество четвертых. И всё это делает с нашими русскими парнями наша армия. Тот кто идет в армию попадает в группу риска, т. к. оказывается обзательно окажется в одной из четырех вышеперечисленных групп.

чтобы научиться обращаться с оружием, привыкнуть к жизненным трудностям, не щадя жизни убивать против воли, когда этого требует твоя родина

Научат тому, чему вы хотите научиться. Военному делу серьезно можно научиться только в военном училище. Армия нужна, чтобы потом не содержать чужую армию.

На счет стать мужиком - ерунда, многие как призвались - придурок придурком, так и уволились с такими же мозгами. Горбатого могила исправит. А мне армия дала трехкомнатную квартиру поле 16 лет службы.

Маркин Константин

На первый взгляд, данное решение – обычный судебный акт о возмещении вреда, причиненного гражданину госорганами. Однако обстоятельства, при которых произошло нарушение права, поднимают другую острую, на мой взгляд, проблему – прохождение срочной военной службы по призыву.

Дело в том, что описанные в решении факты могли произойти только с лицами мужского пола. Эта ситуация демонстрирует дискриминацию мужчин и женщин, которая законодательно закреплена в России. При этом не соблюден баланс между правами человека и интересами государства.

Конституция РФ содержит две относящихся к данной ситуации нормы:

  • статью 19, устанавливающую, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола;
  • статью 59, согласно которой защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, несущего военную службу в соответствии с федеральным законом (либо в определенных случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой).

Согласно российскому законодательству женщины имеют право служить в армии (заключая контракт о прохождении военной службы), но не обязаны проходить военную службу по призыву. И они активно реализуют это свое право – в стране есть женский кадетский корпус, женщины учатся в военных училищах, университетах, академиях. То есть у женщин есть выбор. У мужчин же такого выбора нет – они в любом случае, если позволяет здоровье и нет оснований для отсрочки от службы, обязаны служить в армии (или проходить альтернативную гражданскую службу).

В результате только у мужчин (зачастую – помимо их желания и воли) как минимум год выпадает из активной гражданской жизни, в течение которого они:

Как мужчины, так и женщины не выбирали при рождении страну и пол, это не зависело от их воли. Никакой достойной компенсации за то, что государство фактически забирает у них год жизни, мужчины не получают.

Современная армия – это, в первую очередь, высокие технологии, работать с техникой должен специально обученный и заинтересованный в службе персонал.

Фактически служба по призыву в армии сопоставима с отбытием наказания в колонии общего режима, поскольку это:

  • жизнь за забором (нередко с колючей проволокой) практически в подневольном состоянии с ожиданием окончания срока;
  • казенные одежда, питание;
  • жизнь, подчиненная строгому распорядку;
  • полная зависимость человека от воли и усмотрения должностных лиц;
  • обязанность исполнять требования должностных лиц независимо от согласия или несогласия с ними;
  • невозможность жить полноценной семейной жизнью,
  • привлечение людей, как правило, к низкооплачиваемому неквалифицированному труду;
  • уголовная ответственность за побег;
  • наличие специфической субкультуры с неуставными взаимоотношениями;
  • запрет использования средств мобильной связи и т.д.

Если Россия называет себя правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, то это должно не только декларироваться на бумаге.

Понимаю, что мою позицию многие могут не разделять. Поясню – в прошлом я кадровый офицер, в чьем подчинении находились на одинаковых должностях как солдаты срочной службы (мужчины), так и женщины, поступившие на военную службу по контракту. Мне есть с чем сравнивать. Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы мужчина и женщина имели разный набор обязанностей (и способов их реализации) по защите страны.

Считаю, что призыв мужчин для прохождения срочной военной службы должен быть отменен как дискриминационный, а военная служба должна стать полностью контрактной с равными возможностями реализации прав как для мужчин, так и для женщин. Тогда все граждане смогут реализовывать свою обязанность по защите Отечества исходя из своих возможностей, убеждений, осознанно и с большей отдачей.

Что касается защиты прав призывника в судах, здесь тоже не все гладко. Несмотря на то что закон позволяет гражданину оспорить решения призывной комиссии, а также действия или решения воинских начальников, данным правом пользуются далеко не все. Это связано, в первую очередь, с тем, что гражданин либо не знает своих прав, либо у него нет возможности реализовать право на защиту.

Зачастую очень сложно зафиксировать нарушение и получить его доказательства, поскольку военным присуще из всего делать тайну.

Так, в моей адвокатской практике был случай, когда призывнику в военкомате отказали в ознакомлении с личным делом под тем предлогом, что оно составляет некую тайну. Дело было связано с обжалованием решения призывной комиссии о призыве студента второго курса авиационного колледжа (Рыльский районный суд Курской области, гражданское дело № 2а-80/2019). Поскольку военкомат отказывал призывнику в ознакомлении с личным делом и медицинскими документами о состоянии его здоровья, истец не мог представить их в суд. По ходатайству истца суд истребовал личное дело. В судебном заседании мой доверитель попросил ознакомиться с данным документом. Судья стала выяснять мнение представителя военкомата. Та (молодой фельдшер) по неопытности согласилась. Судья тогда возмутилась, спросила у представителя, понимает ли она, на что дает согласие? Но коль скоро представитель военкомата не стала возражать, мы смогли ознакомиться с личным делом призывника (без отдельного обжалования отказа в ознакомлении).

В другом деле, также рассмотренном в 2019 г. (Великоновгородский гарнизонный военный суд, гражданское дело № 2а-3/2019), в суде в открытом судебном заседании был исследован компакт-диск с аудиозаписью разговора моего доверителя с командованием. Но судья отказал нам в возможности сделать копию записи под предлогом, что ответчик (командир воинской части) заявил, что аудиозапись содержит некую охраняемую законом тайну. Отказ суда апелляционная инстанция признала законным.

Очевидно, что в таких условиях крайне сложно отстаивать свою позицию в споре с государством в лице его органов.

В связи с этим призывнику очень важна профессиональная юридическая помощь. Чем раньше с момента нарушения будет подана жалоба, тем больше шансов восстановить нарушенное право или не допустить дальнейших злоупотреблений.

Читайте также: