Как научить детей в детском саду вальс пошагово

Обновлено: 02.07.2024

Танец входит в конкурсную Программу по классическим (отечественным) бальным танцам для возрастной категории исполнителей - 6-7 лет.

Музыка:

Описание танца "Маленький вальс"

Запись танца Ивановой Е.И.

Основные фигуры танца:

Покачивание через смягченные колени (через plié - плие): из стороны в сторону и назад и вперед.

Композиция танца.

Композиция танца занимает 16 тактов музыкального сопровождения.

Исходное положение танца:

Танцующие стоят по кругу парами, лицом друг к другу на небольшом расстоянии. мальчик – спиной к центру, девочка – лицом к центру.

Ноги – в 1 позиции

Руки - во 2 позиции, локти округлены. Кисти соединены в позиции - "за пальчики": Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика, кончики пальцев рук девочки направлены в центр ладоней рук мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. (Мальчик своим большим пальцем придерживает пальцы девочки сверху, а девочка своим большим пальцем придерживает пальцы мальчика снизу.)

Мальчик все фигуры танца начинает с левой ноги.

Девочка все фигуры танца начинает с правой ноги.

Счет танца:

Счет в танце – по тактам, на первую (сильную) долю каждого такта:

1 такт - 1 (2-3), 2 такт - 2 (2-3), 3 такт - 3 (2-3), 4 такт - 4 (2-3).

Движение исполняется на первую долю каждого такта (за исключением 10 такта).

На счет (2-3) каждого такта - пауза.

Предварительно перенести вес тела – на опорную ногу (мальчик – на правую ногу, девочка – на левую ногу).

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик - правой ноги, девочка - левой ноги).

1- Шаг с носка в сторону через смягченные колени по линии танца: мальчик - с левой ноги, девочка - с правой ноги. (Перед шагом - вывести свободную ногу в сторону на носок.)

Встать на ногу, перенести на ногу вес тела (мальчик - на левую ногу, девочка - на правую ногу).

После исполнения шага колени выпрямить.

Свободная нога (у мальчика - правая, у девочки - левая) остается в стороне на носке. (Носок от пола не отрывается.) Позиция ног - выворотная.

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик - левой ноги, девочка - правой ноги).

2- Через смягченные колени перенести вес тела на другую ногу – против линии танца (мальчик – на правую ногу, девочка – на левую ногу). Встать с носка на всю ступню.

Свободная нога (у мальчика - левая, у девочки - правая) остается в стороне на носке. (Носок от пола не отрывается.) Позиция ног - выворотная.

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик - правой ноги, девочка - левой ноги).

3- Через смягченные колени опять перенести вес тела на другую ногу – по линии танца (мальчик – на левую ногу, девочка – на правую ногу). Встать с носка на всю ступню.

Свободная нога (у мальчика - правая, у девочки - левая) остается в стороне на носке. (Носок от пола не отрывается.) Позиция ног - выворотная.

Приставить свободную ногу к опорной ноге в 1 позицию: мальчик приставляет правую ногу, девочка - левую ногу.

Перенести вес тела на приставленную ногу (мальчик - на правую, девочка - на левую).

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик - правой ноги, девочка - левой ноги).

1- Маленький шаг с носка назад через смягченные колени: мальчик – шаг назад левой ногой, девочка – шаг назад правой ногой.

Встать на ногу, перенести вес тела назад на ногу (мальчик - на левую ногу, девочка - на правую ногу).

После исполнения шага колени выпрямить.

Свободная нога (у мальчика - правая, у девочки - левая) остается впереди на носке. (Носок от пола не отрывается.) Позиция ног - выворотная.

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик - левой ноги, девочка - правой ноги).

Счет 2 (первая доля такта) - Через смягченные колени перенести вес тела вперед, на ногу, находящуюся впереди на носке (мальчик – на правую ногу, девочка – на левую ногу). Встать с носка на всю ступню.

Руки возвращаются в исходное положение (соединены во 2 позиции).

2- Приставить свободную ногу к опорной ноге в 1 позицию: мальчик приставляет левую ногу, девочка - правую ногу.

Хлопок двумя руками в ладоши партнера.

Затакт (И) - Смягчить колено опорной ноги (мальчик – правой ноги, девочка – левой ноги)

5- Шаг с носка в сторону, по линии танца: мальчик - левой ногой, девочка - правой ногой. (Перед шагом - вывести свободную ногу в сторону на носок.)

Встать на ногу, перенести на ногу вес тела (мальчик - на левую ногу, девочка - на правую ногу).

После исполнения шага колени выпрямить.

Свободная нога остается в стороне на носке (у мальчика - правя, у девочки - левая). (Носок от пола не отрывается.) Позиция ног - выворотная.

У мальчика руки остаются опущенными вниз, вдоль тела.

Девочка приподнимает руки в бальную позицию.

Мальчик приставляет правую ногу к левой ноге в 1 позицию и исполняет небольшой поклон головой. Колени выпрямлены.

Девочка исполняет реверанс: ставит левую ногу на полупальцы позади правой ноги, смягчает колени (колени - в стороны) и исполняет небольшой поклон головой.

Мальчик подает руки девочке: открывает руки через 1 позицию во 2 позицию, ладонями вверх.

У мальчика – пауза (мальчик стоит в 1 поз. и держит руки во 2 позиции, ладонями вверх).

Девочка подает руки мальчику: поднимает руки через стороны во 2 позицию и спокойно кладет свои кисти сверху в ладони мальчика.

Замечания к танцу "Маленький вальс"

  • Характер танца мягкий, нежный. Движения плавные, не резкие.
  • Все шаги начинаются с носка. Ступни в выворотном положении.
  • Все шаги выполняются с предварительным небольшим смягчением колена опорной ноги.
  • При исполнении покачиваний корпус остается в вертикальном положении. Положение рук также не меняется (корпус и руки не наклоняются, не раскачиваются).
  • Хлопки в свои ладони и в ладони партнера тихие, ласковые (без громкого хлопка соединить ладони рук, приложить их друг к другу).

Подготовительные упражнения

Разучивание танца рекомендуется начинать с изучения следующих подготовительных упражнений.

  • Demi-plié – деми-плие по 1 позиции.
  • Перенос веса тела с двух ног на одну.
  • Выведение ноги на носок - battement tendu – баттман тандю по 1 позиции крестом по одному (правой ногой и левой ногой).
  • Шаг в сторону с носка по 1 поз. (вправо и влево), с предварительным смягчением колена опорной ноги, и приставка свободной ноги в 1 позицию (с правой ноги и с левой ноги).
  • Перенос веса тела с одной ноги на другую из стороны в сторону (по 2 поз.), с предварительным смягчением колена опорной ноги (с правой ноги и с левой ноги).
  • Перенос веса тела с одной ноги на другую назад и вперед (по 4 поз.) с предварительным смягчением колена опорной ноги (с правой ноги и с левой ноги).

Литература

  1. "Танцы и игры для детей 6-летнего возраста". Методическая разработка. Автор Г.М. Кондратенко, СПб ГДТЮ, С.-Пб, 2007 г.
  2. "Ритмика в школе, третий урок физической культуры". Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону "Феникс", 2014 г.

Стишок-загадка для детей о танце "Маленький вальс"

Вальсов много есть на свете,
Кружат взрослые и дети,
А для самых маленьких
И вальс зовется. Маленький!

Видео к танцу "Маленький Вальс"

На видеоматериалах упражнения к танцу и основные фигуры композиции демонстрирует автор танца "Маленький вальс" КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна - руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце Творчества Юных.

Запись выполнена на танцевальных семинарах - практикумах Международного Танцевального Совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.

Видеозапись полной композиции танца выполнена в 2011 г. на Городском конкурсе исполнителей бальных танцев по отечественной программе, посвященном памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова, ежегодно проводимом Комитетом по Образованию СПб и Санкт-Петербургским городским Дворцом Творчества Юных.

Музыкальное сопровождение

Варианты музыки для исполнения "Маленького вальса" (доступно для скачивания):

Ритмикой дети могут заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Исполнение танцев доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Цели: разучить с детьми бальный танец вальс.

Задачи:

Закреплять умение двигаться приставным шагом, лёгким бегом, кружению на носках вокруг себя и под рукой партнёра; отмечать в движении музыкальные фразы.

Упражнять в плавном движении рук.

Учить выразительно передавать в движении содержание песни, двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Методические приемы:

Выразительное вступительное слово музыкального руководителя, эмоциональное и выразительное исполнение вальса. Наглядно-образный показ приемов выполнения отдельных музыкально-ритмических движений.

Беседа как эмоционально-образный прием ознакомления с музыкой, средствами музыкальной выразительности.

Использование интерактивной доски для демонстрации фотографий и рисунков.

Оборудование: фортепиано, интерактивная доска, музыкальный центр, диски CD.

Словарь хореографических терминов.

Бальный танец – современное название танцев, предназначенных для массового исполнения на танцевальных площадках и т. д.

Вальсовая дорожка – движение балансе, выполненное вперёд то с правой, то с левой ноги.

Ход Занятия

Вступительное слово. Рассказ музыкального руководителя сопровождается демонстрацией на интерактивной доске иллюстраций.

Музыкальный руководитель.

Сегодня мы с вами будем разучивать парный бальный танец - вальс.

Первые танцы были медленными, так как никто не сможет танцевать быстро на шероховатом полу в тяжёлых ботинках, подбитых гвоздями. Танцоры либо прыгали на месте, либо медленно шагали. Даже высококлассные танцоры 16 -18 столетия могли двигаться с умеренной скоростью в своих тяжёлых одеждах и напудренных париках.

Скорость пришла на танцевальные площадки вместе с облегчённой одеждой и благодаря специально построенным танцевальным залам.

Вальс произошёл от танца менуэта примерно в 1800 году и связан с именами двух Иоганнов Штраусов - отца и сына. Они написали более 500 музыкальных произведений. Вальс очень популярен и в наше время.

1. Упражнения для разучивания танцевальных движений вальса

Дети встают в круг по одному и выполняют подготовительные упражнения, затем повторяют упражнения в парах.

  1. Шаг вальса – адаптированное балансе для детей.

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать лёгкий, полётный характер танца. Отработать шаг вальса - балансе.

Приставной шаг в сторону.

Программное содержание. Учить слышать сильную долю такта. Отработать движение приставного шага в сторону.


Программное содержание. Учить слышать сильную долю такта. Отработать движение приставного шага вперёд-назад.


Программное содержание. Развивать у детей чувство ритма. Учить двигаться легко, непринуждённо на носках.

  1. Кружение девочки под рукой мальчика с продвижением по кругу: мальчик делает переменный шаг по кругу (2 маленьких шага правой, 2 шага левой), правая рука поднята вверх, девочка правой рукой держится за правую руку мальчика и кружится под ней на носках, мальчик немного проворачивает девочку, помогая ей кружиться.

Программное содержание. Знакомить детей с новым движением парного танца. Учить переменному шагу, кружению под рукой, переходить от одного движения к другому.

  1. Кружение девочки вокруг мальчика: мальчик стоит на колене, подняв правую руку вверх, девочка правой рукой держится за один пальчик мальчика и двигается лёгким бегом вокруг него.

Программное содержание. Знакомить детей с новым движением парного танца. Учить переходить от одного движения к другому.


Программное содержание. Знакомить детей с новым движением парного танца. Учить переходить от одного движения к другому.

Дети стоят напротив друг друга, левая рука мальчика лежит на талии девочки, правая рука соединена с левой рукой девочки, правая рука девочки отставлена в сторону и под плавную музыку двигается плавно (как крылышко у птицы).

Программное содержание. Знакомить детей с новым движением парного танца. Учить переходить от одного движения к другому.

а) Сначала дети исполняют движения вальса по подсказке музыкального руководителя без музыкального сопровождения.

б) Затем дети исполняют танцевальные движения под музыку с остановками после каждого куплета, музыкальный руководитель предварительно проговаривает, какие движения дети должны будут выполнять.

в) Исполнение вальса детьми полностью, с подсказкой музыкального руководителя по ходу исполнения танца.

1 куплет.

Такты 1-4. Шаг вальса – адаптированное балансе для детей в парах по линии танца.

Такты 5-8. Кружение в парах на носках.

Припев.

Такты 1-6. Поворот на 360 градусов.

Такты 7-8. Кружение в парах.

Дети стоят напротив друг друга, левая рука мальчика лежит на талии девочки, правая рука соединена с левой рукой девочки, правая рука девочки отставлена в сторону и под плавную музыку двигается плавно (как крылышко у птицы).

2 куплет.

Мальчик раздвигает руки в стороны ладонями вверх, девочка кладёт руки на ладони мальчика. Дети делают шаг в сторону (девочка всегда вправо, мальчик влево), приставляют ногу сзади к пятке на носок. Движение повторяется с другой ноги. Дети меняются местами на носках. Мальчик оказывается в центре круга, девочка во внешнем круге. Движения повторяются.

Такты 5-8. Кружение девочки под рукой мальчика с продвижением по кругу: мальчик делает переменный шаг по кругу (2 маленьких шага правой, 2 шага левой), правая рука поднята вверх, девочка правой рукой держится за правую руку мальчика и кружится под ней на носках, мальчик немного проворачивает девочку, помогая ей кружиться.

Припев. Движения припева повторяются.

Музыкальный проигрыш.

Такты 1-6. Лёгкий бег в паре по кругу на носках. Мальчик подаёт девочке левую руку ладонью вверх, девочка кладёт свою левую руку ладонью вниз на ладонь мальчика. Правую руку мальчик кладёт на талию девочке, правая рука девочки держится за юбочку.

Такты 7-8. Кружение в паре (позиции рук как в 1-6 тактах).

3 куплет.

Такты 5-8. Мальчик встаёт на колено, правая рука поднята вверх, левая рука за спиной. Девочка правой рукой держится за руку мальчика и бежит вокруг него на носочках по кругу.

Припев. Движения припева повторяются.

По окончании исполнения вальса девочки исполняют реверанс, мальчики поклон головой с приставным шагом вправо-влево.

Музыкальный руководитель подводит итог: дети хорошо справились с исполнением вальса и теперь могут танцевать этот танец на семейных праздниках со своими родителями.


Как научить детей танцевать вальс?
Если бы мы стояли рядом, я бы показала в два счёта, а на бумаге… это как на словах учить целоваться…ну, попробую!


Пара стоит в исходном положении: девочка спиной по ходу движения, мальчик-лицом.


2.Теперь надо чётко определиться: куда будет двигаться круг: вы и дети показали рукой, взглядом и ещё раз убедились, что девочки стоят СПИНОЙ по ходу движения, а мальчики – ЛИЦОМ .


3.Помня о том, что танцевать начинает у обоих партнёров та нога, которая смотрит ИЗ круга , девочка этой ногой делает шаг назад. И, значит, освобождает место для ноги мальчика, как будто приглашает его – я подвинулась. Мальчик ( опять же ногой из круга, мы это чётко помним) тут же занимает это освободившееся место.


4. Девочка, будто бы принимая эту игру, направляет мягко мальчика ВНУТРЬ круга , поворачивая его и слегка продвигаясь, ставит его на своё место, т.е. МЕНЯЕТСЯ с ним местами.


5. А дальше - АБСОЛЮТНО ТОТ ЖЕ АЛГОРИТМ , только теперь уже МАЛЬЧИКИ оказываются спиной по кругу, и опять же! ( мы это помним всегда – ОПЯТЬ, только нога, которая смотрит ИЗ круга), но уже нога мальчика (ведь они повернулись)- уступает место ноге девочки, девочка наступает в эту образовавшуюся нишу, и теперь уже мальчик поворачивает партнёршу внутрь круга и меняется с ней местами. И – поехали…

6. А теперь всё это надо сделать на носочках и мягко, с пружинкой.

Не знаю, понятно ли объяснила, но это тот самый вальс, который танцевали наши мамы и танцуем мы в обычной жизни, – именно по такому принципу : один из партнёров шаг- назад, другой – соответственно шаг вперёд, и поворот!

P.S. Я почему именно так ставлю детей: девочек спиной по кругу, а мальчиков лицом- девчонки посообразительней, и они правильно начнут закручивать мальчика во внутрь круга, это очень важно, если начнут кружиться в обратную сторону, круг сразу разорвётся и пары натолкнутся).

Фрагмент занятия

Обучение ВАЛЬСУ в детском саду

Вы же придумывайте свои , удобные названия и ассоциации, в зависимости от выбранных составляющих танца,зато потом, в процессе разучивания вам достаточно будет сказать шепотом название движения, и дети сразу поймут, о чём речь и быстро перестроятся на нужное па.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по ритмике и хореографии

на тему:

ДЛЯ старших и подготовительных групп.

ПДО ритмики и хореографии

1. Познакомить с бальным танцем – вальс.

2. Познакомить с историей вальса

3. Познакомить детей с музыкальным размером ¾

3. Рассказать о технике исполнения вальса

4. Разучить основные шаги и повороты вальса

Оборудование и материал: подборка литературы по теме, музыкальный центр, музыкальное сопровождение.

Структура занятия:

Основная часть. Изучение материала (познакомить с историей вальса).

Выполнение практических упражнений (разучить основные шаги и повороты вальса).

Ход занятия:

Организационный момент

Подготовительная часть

Движения по кругу:

-Простой шаг на пятках.

-Простой шаг на полупальцах.

-Шаг с высоким подниманием колена.

-Бег - носок вперед.

-Бег – носок назад, колени сгибаются, пятки касаются ягодиц.

-Галоп лицом в круг.

-Галоп спиной в круг.

-Простой шаг, с подъёмом и опусканием рук (вдох – выдох) лицом по линии танца.

Основная часть

Изучение материала. Вальс - это танец, который исполняет­ся под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Вальс считается одним из любимейших танцев во все времена. Им часто открывают балы, и им же заканчивают. Кружась в про­щальном танце, покидают паркет под зву­ки венского вальса пары на конкурсах спортивных бальных танцев.

Моло­дожёны выбирают в качестве свадебного танца именно вальс. И покидают школьный двор выпускники тоже под звуки вальса.

Вальс зародился в окрестностях Вены. Вальс танцевали на балах ещё в начале XVII столетия.

К концу XIX столетия окончательно сформировались две разновидности вальса. Первая –медленный вальс с длинными скользящими шагами. Вторая разновидность – Венский (быстрый) вальс с задержкой шага, который включает в себя один шаг в три такта музыкального размера. Шаги с задержкой до сих пор широко используются в вальсе.

- Давайте послушаем музыку вальса и попробуем отбивать ритм и считать.

Выполнение практических упражнений

Вальсовая дорожка вперёд

И.п. - третья позиция, правая нога впереди.

1-й такт: шаг правой ногой вперёд, с носка на всю ступню.

2-й такт: шаг левой ногой вперёд, на низкие полупальцы, колено прямое.

3-й такт: шаг правой ногой вперёд, с носка на всю ступню. В конце колено немного расслабляется. Далее движение повторяется с левой ноги.

Вальсовая дорожка назад

И.п. - третья позиция, левая нога впереди.

1-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню.

2-й такт: шаг левой ногой назад на низкие полупальцы, колено прямое.

3-й такт: шаг правой ногой назад с подушечки на всю ступню. В конце колено немного расслабляется.

В паре дорожка исполняется в закрытом положении с замкнутой позицией рук. Дорожка исполняется также в раскрытом положении, лицом или спиной по линии танца.

Бальный танец 1870-х годов в характере Вальса в Два Па. Музыкальный размер - ¾. Темп умеренный и умеренно быстрый. Исполняется в паре, с продвижением по кругу. Для танца характерны движения типа Па Шассе и Па Балансе.

Подведение итогов

Сегодня мы узнали об истории вальса, технике его исполнения. Разучили основные шаги и повороты вальса. Наш урок подошел к концу.

Читайте также: