Лаборант химического анализа в школе

Обновлено: 05.07.2024

Программа элективного курса “ Лаборант химического анализа” предназначена для учащихся 10-х классов химико-биологического или естественно-научного профиля и рассчитана на 68 часов по 2 занятия в неделю в течение всего года.

Актуальность создания программы объясняется тенденцией профилизации современного образования. Данный элективный курс является предметно-ориентированным и направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в форме практических и исследовательских работ, создания базы для ориентации в мире современных профессий.

Содержание курса раскрывает основы аналитической химии– науки о методах исследования состава вещества, знакомит с различными методами качественного и количественного анализа, помогающими установить, какие химические элементы и в каком количестве содержатся в изучаемом объекте.

Цели элективного курса:

Задачи элективного курса:

В процессе изучения материалов элективного курса ученикам прививается вкус к исследовательской деятельности, закладываются основы общенаучного мышления, умение правильно построить исследовательскую задачу, использовать разные методы, проанализировать и обобщить материал, а участие в работе конференции формирует правильную речь, развивает самостоятельность при составлении докладов, отчетов, формирует привычку к публичным выступлениям.

Привлечение дополнительной информации межпредметного характера в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволит повысить интерес школьников к практической химии, позволит формировать научное мировоззрение, давая химическую картину природы и человека.

Учебно-тематический план

Содержание программы

Ведение. (3 часа)

Научный эксперимент и его роль в познании. Погрешность эксперимента. Оценка погрешностей. Обработка результатов эксперимента. Требования к отчету. Оборудование и реактивы. Химическая посуда общего и специального назначения. Мытьё и сушка посуды. Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Оказание первой медицинской помощи.

Примерное распределение занятий по теме:

Занятие 1. Научный эксперимент. Требования к оформлению отчета.
Занятие 2. Оборудование и реактивы. Мытьё и сушка посуды.
Занятие 3. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.

Тема 1. Основы аналитической химии. (13 часов )

Предмет, задачи и методы аналитической химии. Анализ и синтез. Аналитическая химия-наука о методах анализа вещества. Химический анализ. Виды химического анализа. Качественный анализ: идентификация и обнаружение. Количественный анализ. Стадии аналитического процесса: отбор пробы, подготовка пробы к анализу, измерение, оценка результатов измерения. Значение аналитического контроля в народном хозяйстве и охране окружающей среды. Вклад русских ученых в развитие аналитической химии.

Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов (процентная, молярная, нормальная). Эквивалент. Закон эквивалентов. Закон действующих масс. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.

Ионное произведение воды. Понятия о водородном показателе (рН) растворов. Методы измерения рН. Индикаторы.

Буферные растворы. Механизм буферного действия. Значение буферных растворов в почвоведении и биологии.

Гомогенные и гетерогенные системы. Образование и растворение осадков. Значение реакций осаждения для химического анализа. Коллоидные системы.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Ок-вос. Процессы в химическом анализе.

Примерное распределение занятий по теме 1:

Занятие 1. Предмет, задачи и методы аналитической химии.
Занятие 2. Значение аналитической химии в народном хозяйстве и охране окружающей среды.
Занятие 3. Способы выражения концентрации растворов. Молярная и нормальная концентрации.
Занятие 4. Решение задач по теме: “Способы выражения концентрации растворов”.
Занятие 5. ПР №1: “Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией”.
Занятие 6. Эквивалент. Закон эквивалентов.
Занятие 7. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье.
Занятие 8. Понятие о водородном показателе растворов. Индикаторы.
Занятие 9. ПР №2: “Определение рН растворов с помощью потенциометра”.
Занятие 10. Буферные растворы и их значение.
Занятие 11. Образование и растворение осадков.
Занятие 12. Окислительно-восстановительные реакции.
Занятие 13. ПР №3: “Изучение окислительно– восстановительных свойст перманганата калия и перекиси водорода”.

Желаемые результаты по сформированности умений:

– ознакомление с основами аналитической химии;
– объяснять сущность химических реакций с точки зрения изученных теорий;
– проводить вычисления при решении задач на определение концентраций растворов, на смешивание растворов разной концентрации;
– уметь готовить растворы с заданной концентрацией;
– соблюдать правила техники безопасности при обращении с веществами и химической посудой, лабораторным оборудованием;
– анализировать результаты наблюдаемых опытов и оформлять их в лабораторный журнал.

Тема 2. Основы качественного анализа. (24 часа)

Классификация реакций в качественном анализе. Основные принципы качественного анализа. Дробный и системный анализ. Классификация катионов по аналитическим группам (6 групп). Классификация анионов по растворимости солей бария и серебра и окислительно-восстановительным свойствам. Качественные реакции анионов разных аналитических групп (3 группы). Маскирование.

Примерное распределение занятий по теме 2:

Занятие 1. Основные принципы качественного анализ. Дробный и системный анализ.
Занятие 2,3. ПР№ 4: “Обнаружение катионов 1 аналитической группы (Na + ,K + ,NH4 + ).
Занятие 4,5. ПР№ 5: “Обнаружение катионов 2 аналитической группы (Ag + ,Pb 2+ ).
Занятие 6,7. ПР№ 6: “Обнаружение катионов 3 аналитической группы ( Са 2+ ,Ва 2+ ).
Занятие 8,9. ПР№ 7: “Обнаружение катионов 4 аналит. группы (Al 3+ Cr 3+ Zn 2+ ).
Занятие 10,11. ПР№ 8. “Обнаружение катионов 5 аналитической группы (Fe 2+ ,Fe 3+ ,Mn 2+ ,Mg 2+ ).
Занятие 12,13. ПР№ 9. “Обнаружение катионов 6 аналитической группы (Со 2+ ,Сu 2+ ,Ni 2+ ,Cd 2+ ).
Занятие 14,15. ПР№ 10. “Анализ смеси катионов всех аналитических групп”.
Занятие 16. Классификация анионов на аналитические группы.
Занятие 17,18. ПР№ 11: “Обнаружение анионов 1аналитической группы (SO4 2- ,SO3 2- ,S2O3 2- ,CO3 2- ,PO4 3- ).
Занятие 19,20. ПР№ 12: “Обнаружение анионов 2 аналит. группы (Cl – ,Br – ,I – ,S 2– ).
Занятие 21,22. ПР№ 13. “Обнаружение анионов 3 аналитической группы (NO3 – ,MnO4 – ,CH3COO – ).
Занятие 23,24. ПР№14: “Анализ смеси анионов всех аналитических групп.

Желаемые результаты по сформированности умений:

– учащиеся будут ознакомлены с основами качественного анализа;
– составлять полные и краткие ионные уравнения химических реакций;
– выполнения практических работ по качественному определению катионов и анионов различных аналитических групп;
– логически мыслить при составлении алгоритма выполнения практических работ по анализу смеси катионов и смеси анионов различных аналитических групп;
– оформления результатов практических работ.

Тема 3. Основы количественного анализа. (7 часов)

Задачи и методы количественного анализа: гравиметрический и титриметрический. Классификация титриметрических методов по видам реакций (кислотно-основное, осадительное, окислительно-восстановительное, комплексиметрическое титрование); по применяемым растворам (перманганатометрия, йодометрия, хроматометрия, броматометрия, аргентометрия). Основные операции количественного анализа: взвешивание, отмеривание, титрование, фильтрование.

Титрование. Сущность метода. Установление точки эквивалентности. Индикаторы. Стандартный (титрованный) раствор, способы его приготовления. Стандартизация растворов. Кислотно-основное титрование.

Жесткость воды, причины её возникновения. Виды жесткости. Способ устранения. Определение жесткости воды.

Примерное распределение занятий по теме 3:

Занятие 1. Задачи и методы количественного анализа. Основные операции количественного анализа.
Занятие 2. Классификация титриметрических методов.
Занятие 3. Титрование. Установление точки титрования. Индикаторы.
Занятие 4. ПР№15: “Приготовление и стандартизация 0,1 н. раствора соляной кислоты”.
Занятие 5. Жесткость воды. Способы устранения жесткости.
Занятие 6,7. ПР№16. “Определение временной жесткости воды кислотно-основным титрованием”.

Желаемые результаты по сформированности умений:

– учащиеся будут ознакомлены с основами количественного анализа;
– выполнять процесс титрования;
– понимать сущность титрометрических методов количественного анализа;
– анализировать результаты титрования и проводить расчеты на определение временной жесткости воды;
– выполнять практические работы, применяя специфические навыки.

Тема 4. Применение методов химического анализа в охране окружающей среды и контроле качества продуктов питания. (21 час).

Человек и биосфера, атмосфера, гидросфера. Уровни экологических проблем. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. Характер воздействия вредных веществ на человека. Понятие ПДК (предельно-допустимые концентрации) вредных веществ в атмосфере , гидросфере, пищевых продуктах.

Применение методов химического анализа в охране атмосферы, гидросферы, литосферы. Определение содержания хлоридов в пробах природных и очищенных сточных вод.

Химический состав пищи. Питательные вещества, жиры, углеводы, белки, вода, минеральные вещества, витамины, макро и микроэлементы, пищевые добавки.

Контроль качества продуктов питания. Анализ качества молока и молочных продуктов. Анализ соков и фруктов на содержание аскорбиновой кислоты. Обнаружение крахмала в продуктах питания.

Роль витаминов и лекарственных препаратов для человека. Химические процессы в организме человека. Правильное использование лекарственных препаратов: аспирин, антибиотики, инсулин, природные лекарства. Изучение свойств аспирина и парацетамола.

Экскурсии на очистные сооружения, в хим. лабораторию производства продуктов питания (хлебокомбинат, молокозавод, мелькомбинат, мясокомбинат).

Примерное распределение занятий по теме 4:

Занятие 1. Человек и биосфера, гидросфера, атмосфера. Уровни экологических проблем.
Занятие 2. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды. Понятие ПДК вредных веществ в природе и пищевых продуктах.
Занятие 3. Применение методов химического анализа в охране окружающей среды.
Занятие 4,5. ПР№ 17. “Определение содержания хлоридов в пробах природных и очищенных сточных вод”.
Занятие 6. Химический состав пищи.
Занятие 7. Контроль качества продуктов питания.
Занятие 8,9. ПР№ 18. “Определение качества молока и молочных продуктов: кислотности и содержания белка”.
Занятие 10,11. ПР№ 19: “ Определение содержания аскорбиновой кислоты в соках и фруктах”.
Занятие 12. ПР№ 20: “Обнаружение крахмала в продуктах питания”.
Занятие 13. Роль витаминов и лекарственных препаратов для человека.Химические процессы в организме человека.
Занятие 14. ПР№ 21: “ Изучение свойств аспирина и парацетамола”.
Занятие 15. Химия и здоровье человека.
Занятие 16-20. Выполнение индивидуальных исследовательских проектов.
Занятие 21. Защита проектных работ.

Желаемые результаты по сформированности умений:

– определять макро и микроэлементы, источники загрязнения окружающей среды;
– определять химический состав пищи при выполнении практических работ по исследованию продуктов питания;
– понимать важность контроля за качеством продуктов питания;
– самостоятельно выполнять работы исследовательского характера с применением специфических навыков;
– использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
– творчески мыслить ,наблюдать, описывать процессы, анализировать и делать выводы;
– выполнять химический анализ веществ и иметь представление о профессии лаборанта химического анализа, фармацевта.

Методические рекомендации

Одна из главных задач химического образования – развивать интеллект учащегося, его логическое, образное, теоретическое, эмпирическое мышления. Развитию мышления способствует интерес к предмету. Средством формирования интереса к предмету могут стать практические и исследовательские работы.

В рамках данного элективного курса организуется познавательная деятельность ребят. Занятия организуются по следующим методам: семинары, практикумы и экскурсии. Элективный курс состоит на 53% из практических работ и 7% самостоятельных исследовательских работ учащихся. Поэтому наиболее подходящими формами организации занятий являются парная и групповая. Причем групповое выполнение работы (2-4 человека) благоприятно отражается на качестве ученического эксперимента. Доля самостоятельных исследовательских работ не так велика в связи с тем, что ученическое исследование по предмету возможно только при условии готовности школьника к этому сложному виду деятельности: необходимо, чтобы у обучающихся были сформированы основные экспериментальные умения. Поэтому, выполняя практические работы под руководством учителя, ребята будут развивать организационные (планирование эксперимента, рациональное использование времени, аккуратность и четкость в работе, оформление записей в лабораторный журнал) и интеллектуальные (работа с учебной литературой, описание явлений, сравнение свойств, анализ результатов эксперимента) умения.

В рамках данного курса предусмотрено обязательное ведение рабочей тетради, в которую необходимо записывать весь ход проведения эксперимента, производить необходимые математические расчеты по обработке результатов и формулировать обобщения и выводы по работе. Несмотря на групповое выполнение практикума, отчет о проделанной работе каждый учащийся должен составлять самостоятельно.

При изучении темы “Основы аналитической химии” учитель может использовать информационные технологии: диск “Полный интерактивный курс химии” производства ООО “Физикон”. Данный диск можно применить при проведении семинаров на занятиях №3,6-8,12. Проведение некоторых объёмных практических работ целесообразно проводить на спаренных занятиях на протяжении изучения всего курса.

При изучении темы “Применение методов химического анализа в охране окружающей среды и контроле качества продуктов питания” учитель может использовать мультимедийный диск “Сложные химические соединения в повседневной жизни” из серии “Химия в школе”.

Применение информационных технологий на занятиях повышает интерес учащихся и познавательную активность ребят.

Тематическое планирование элективного курса является примерным и может быть изменено учителем в зависимости от образовательных запросов учащихся и материальной базой школы.

Формой отчетности по изучению элективного курса может быть защита учащимися исследовательских работ, выступление на научных конференциях. Темы исследовательских работ ребята выбирают по окончании изучения первой темы, для того , чтобы у них было достаточно времени для изучения научной литературы, формулировки цели и задачи исследования, выбора методик определения. Кроме того, при изучении темы4 на семинарских занятиях необходимо привлекать ребят выступать с небольшими докладами по темам занятий, которые пересекаются с выбранной ими темой исследовательской работы. Такой опыт будет снимать психологическое напряжение ребят при публичном выступлении, что поможет им в полной мере подготовиться к защите проектных работ по окончании элективного курса.

Лаборант – это работник медицинского, научного, учебного заведения или промышленного предприятия, который занимается подготовкой оборудования и проведением разного рода исследований, анализов и экспериментов.

Если лаборант работает в школе или вузе, то в его обязанности входит подготовка оборудования для проведения практических занятий. В научном или медицинском учреждении он занимается исследованиями, делает заборы для анализа проб воды, воздуха, почвы, продуктов питания.

Историческая справка

Лаборант

Считается, что профессия лаборанта появилась еще в Средневековье. Предшественниками современных научно-технических сотрудников исследовательских подразделений организаций и предприятий можно назвать помощников парфюмеров, аптекарей, подмастерьев ремесленников, занимавшихся изготовлением бумаги, выделкой кож и производством другой мануфактурной продукции.

Вряд ли древние ученые проводили свои исследования без ассистентов: в то, что столько открытий было сделано одиночками-затворниками верится с трудом.

Но до XII столетия нигде не упоминается о людях, помогавших алхимикам, астрономам, медикам, математикам, поэтому факт остается фактом: впервые о тех, кого сегодня называют лаборантами, говорится только в текстах раннего Средневековья.

Описание профессии

Лаборант – это специалист, который отвечает за подготовку и проведение разного рода исследований, содержание в надлежащем порядке рабочего места и инвентаря. Также он выполняет другие функции, которые могут отличаться в зависимости от конкретного места работы.

Специалисты по химическому анализу

Лаборанты, работающие в этой области, анализируют химический состав различных материалов и продуктов. Их основная задача – проверить соответствие предоставленных или самостоятельно отобранных образцов технологическим нормам, стандартам безопасности и другим установленным критериям.

Чаще всего лаборанты химического анализа трудятся на производствах. Они должны:

  • иметь общие знания химии;
  • ориентироваться в выборе используемых схем, моделей, методов и инструментов для осуществления поставленных задач;
  • знать нормы и стандарты, предъявляемые к исследуемым веществам;
  • соблюдать технику безопасности.

При выборе этой профессии нужно учитывать, что тесный контакт с некоторыми химическими компонентами может вызывать аллергические реакции.

Работники экологической отрасли

Лаборант-эколог занимается изучением природных ресурсов и исследованием их влияния на качество жизни людей. Для анализа он может делать заборы грунта, воздуха или воды.

Получить работу по этой специальности можно как в крупных государственных организациях, так и в небольших исследовательских центрах. Для этого вузовский диплом не обязателен, вполне хватит документа об окончании колледжа.

Лаборанты в сфере медицины

Эта профессия предполагает работу с кровью и продуктами жизнедеятельности человека. Также фельдшеры-лаборанты анализируют пищевые продукты, образцы, взятые с рабочих поверхностей, посуды предприятий общепита и т. д.

Работа не очень престижная, но ее совершенно незаслуженно отодвигают на второй план. Ведь для качественной диагностики даже самым опытным докторам необходимо располагать точными результатами лабораторных исследований. Поэтому профессия имеет высокую социальную значимость.

Устроиться фельдшер-лаборант может в больницу, поликлинику, на скорую помощь, в медико-генетический центр или на санитарно-эпидемиологическую станцию. Работа считается довольно стабильной, спокойной и размеренной. От кандидатов требуют диплом о среднем медицинском образовании.

Аналитики

Лаборанты-аналитики путем химического анализа проверяют качество сырья, которое используют для производства материалов и продуктов. Также они исследуют производственные отходы и выбросы, чтобы оценить, не вредны ли они для человека и окружающей среды.

Для получения должности лаборанта-аналитика достаточно диплома колледжа. Трудоустроиться можно в санэпидемстанции, исследовательской лаборатории или на промышленном предприятии.

Стандартные обязанности

Работа

Лаборант – это правая рука руководителя и должен строго выполнять все его поручения. В зависимости от места трудоустройства специалист может выполнять разные обязанности. К основным относятся:

  • подготовка материалов для анализа;
  • подготовка и содержание в надлежащем виде оборудования и инвентаря;
  • занесение в журнал промежуточных и конечных результатов анализов;
  • следование правилам техники безопасности при работе с опасными для здоровья материалами.

Если лаборант работает в учебном заведении, он может помогать преподавателю в подготовке материалов для проведения лабораторных работ.

Образование

Кому подходит

Поскольку лаборанты работают в области изучения различных материалов и их анализа, они должны обладать не только определенными профессиональными, но и такими личными качествами, как:

  • скрупулезность;
  • умение концентрироваться;
  • аналитическое мышление;
  • самоорганизованность;
  • ответственность;
  • внимание к деталям;
  • любознательность.

Кроме того, лаборант должен уметь работать в команде. Ему придется тесно сотрудничать не только со своим руководителем, но и с другими научными сотрудниками. К ценным качествам можно отнести и стремление развиваться. Оно позволит построить карьеру.

Зарплата

В среднем работодатели готовы платить лаборантам 15–30 тысяч рублей в месяц. От 30 до 45 тысяч предлагает четверть нанимателей. Всего 13 % из них оценивают труд такого специалиста в 45–60 тысяч рублей. В основном это большие производственно-исследовательские центры частного типа или филиалы иностранных организаций.

Перспективы профессии

Несмотря на то что человечество уже сделало массу открытий, впереди еще много нового и неизведанного. В исследованиях окружающего мира и его влияния на нас невозможно обойтись без работников научной сферы и, конечно же, лаборантов. Эти помощники, выполняя рутинную работу, готовят почву для совершения гениальных прорывов. Судя по темпам развития всех отраслей науки, профессия не потеряет своей актуальности в ближайшие 50 лет и будет востребованной на рынке труда.

Автор: Даша Пащенко

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия лаборант подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения


Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия лаборант подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

В России много людей занимают должности, которые редко относят к категории высокооплачиваемых и перспективных. При этом выполняемая ими работа приносит огромную пользу обществу и позволяет постепенно развивать различные технологии.

 лаборант химического анализа зарплата

Одной из них является профессия лаборанта химического анализа. Её описание позволит лучше узнать об этой важной и нужной специальности.

Преимущества и недостатки профессии

Перед тем как изучать характеристики профессии лаборанта химанализа, необходимо определиться с её преимуществами и недостатками.

Эта информация поможет будущим рабочим, которые хотят обучаться этой специальности.

Главные достоинства профессии:

  • постоянное нахождение в помещении, где поддерживаются комфортные температурные условия;
  • все этапы работы лаборант выполняет самостоятельно, что исключает вероятность несения ответственности за ошибки других сотрудников;
  • строго ограниченная продолжительность рабочего дня;
  • получение финансовых и других привилегий за вредность работы с химическими веществами.

Лаборант химического анализа описание профессии

У профессии есть не только положительные, но и отрицательные стороны.

Их нужно обязательно учитывать перед тем, как трудоустраиваться на одном из предприятий.

Минусы специальности:

  • постоянный риск для жизни и здоровья;
  • высокая ответственность за допущенные ошибки;
  • работа в несколько смен;
  • нахождение в помещении с опасными химическими веществами;
  • необходимость использования средств индивидуальной защиты (перчатки, респираторы и прочее).

Информация о должности

В различных источниках можно найти подробное описание профессии лаборанта химического анализа. Работа этого специалиста заключается в исследовании и синтезе различных веществ. Такое тестирование позволяет выявить несоответствия стандартным требованиям, предъявляемым к тому или иному химическому составу.

Обучение молодёжи

Обучение лаборантов химического анализа проводят в техникумах и колледжах, расположенных в различных регионах России.

Лаборант химического анализа обучение

Учебный план рассчитан на выпускников школ, которые имеют достаточные знания в области химии. Курс обучения рассчитан на 3 года, по прошествии которых абитуриент сдаёт экзамены и получает профессию лаборанта, химика-аналитика или инженера-химика (зависит от выбора направления).

В России учиться на такую профессию можно в следующих городах:

  • Рошаль;
  • Щелково;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Иркутск;
  • Ангарск;
  • Усть-Илимск;
  • Чита;
  • Владимир;
  • Волгоград;
  • Тольятти;
  • Тамбов;
  • Кемерово;
  • Дзержинск.

Требования к кандидатам

Все претенденты на должность лаборанта химанализа должны соответствовать предусмотренным требованиям.

Лаборант химического анализа

Они не слишком строгие, поэтому занять вакантную должность сможет даже выпускник техникума или колледжа, получивший соответствующее удостоверение.

Согласно должностной инструкции лаборанта химического анализа, кандидаты обязаны обладать некоторыми важными знаниями.

Среди них должны быть такие:

  • основы химии;
  • способы обращения с радиоактивными веществами;
  • характеристики всех используемых во время работы веществ;
  • устройство и правила пользования оборудованием, необходимым для выполнения работы;
  • основы методов анализа полученных данных;
  • правила безопасности на рабочем месте;
  • нормативы пожарной безопасности;
  • санитарные правила;
  • нормативы организации, сотрудником которой хочет стать претендент на должность.

При этом кандидатам не обязательно иметь высшее образование и опыт работы на предприятиях химической промышленности.

Обязанности сотрудников

Лаборант является вспомогательным сотрудником, который занимается проведением химического и физико-химического анализа веществ. Несмотря на это в его обязанности входит довольно много важных функций. Основными из них являются следующие:

Лаборант химического анализа обязанности

  • определение характеристик благородных и редкоземельных металлов;
  • проведение контрольных анализов, необходимых при возникновении каких-либо разногласий (например, между покупателем и поставщиком);
  • проверка сплавов на соответствие предъявляемым требованиям;
  • проведение анализов, связанных с применением радиоактивных или взрывоопасных веществ;
  • участие в разработках новых способов анализа;
  • тестирование новых методов определения характеристик вещества.

В некоторых случаях список обязанностей лаборанта может быть дополнен настройкой и ремонтом используемой техники, а также приёмом образца материала, для которого требуется проведение анализа.

Возможность карьерного роста

Чтобы заниматься более сложными проектами и получать максимально возможную зарплату, необходимо постоянно работать над повышением квалификацию, а также доказывать существующий профессиональный уровень. Для выполнения некоторых работ может понадобиться переподготовка, пройдя которую лаборант совершенствует собственные навыки.

В профессии лаборанта существует 7 квалификационных разрядов:

 должностная инструкция лаборанта химического анализа

  • I и II — выполнение простейших однородных анализов;
  • III и IV — проведение более сложных исследований с возможностью первоначального разделения компонентов;
  • V и VI — определение характеристик с помощью специальных сплавов, изготовленных на основе титана, кобальта и никеля;
  • VII — выполнение работ любой сложности с применением новых методик и специального оборудования.

Права и ответственность

Лаборанты лишь помогают более квалифицированным сотрудникам выполнять поставленные задачи.

Из-за такого ограничений значительно сужаются права лаборанта, и снижается ответственность за допущенную ошибку.

В перечень прав лаборанта входят:

  • внесение предложений по улучшению работы лаборатории;
  • получение данных из справочников и прочей специальной литературы;
  • доступ к информации методического характера, которая необходима для выполнения поставленной задачи;
  • требование от непосредственного руководителя какого-либо вида помощи в организации исследований.

 лаборант химического анализа обязанности

В большинстве случаев лаборанты выполняют простую работу, поэтому вся ответственность за итоговый результат лежит на руководителях исследований.

При этом любые нарушения трудового законодательства России караются в соответствии с установленными нормами.

Лаборанты несут ответственность за следующие нарушения:

  • несоблюдение правил противопожарной безопасности;
  • пренебрежение техникой безопасности при выполнении работ;
  • нарушение трудового распорядка, действующего в лаборатории или на всём предприятии.

Правила охраны труда

Любой сотрудник химической лаборатории обязан соблюдать общепринятые правила охраны труда. Для лаборанта химанализа вводятся несколько дополнительных требований, пренебрежение которыми может привести к серьёзным негативным последствиям.

Правила безопасности:

 лаборанты химического анализа работа

  1. Работу с опасными и вредными веществами можно проводить только в хорошо проветриваемых помещениях или лабораториях, оборудованных специальной системой вентиляции.
  2. Во время выполнения своих обязанностей лаборант должен использовать средства индивидуальной защиты. При этом работодатель должен бесплатно предоставлять сотрудникам необходимым количеством перчаток, респираторов, халатов, сапог и прочих защитных изделий (на день, месяц или год).
  3. При работе с опасными химическими веществами следует соблюдать максимальную осторожность. В противном случае можно нанести серьёзный вред здоровью всех работников предприятия.
  4. После завершения анализа вещества лаборант должен тщательно убрать рабочее место и правильно утилизировать остатки химикатов.
  5. Во избежание утечек вредных веществ, сотрудник лаборатории обязан соблюдать все правила хранения химических составов.
  6. В случае возникновения непредвиденной ситуации лаборант должен максимально быстро принять меры по устранению проблемы. Если самостоятельно это сделать невозможно, то сотрудник обязан оповестить непосредственного руководителя и подробно описать сложившуюся ситуацию.

Профессия лаборанта химанализа не считается почётной и не является популярной среди молодёжи. При этом специалисты в этой области делают важную работу, которая позволяет совершенствовать технологии и улучшать качество жизни людей.

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция лаборанта химии

1.8. Лаборант кабинета химии должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации и эвакуации.
1.9. В случае временного отсутствия лаборанта его работу по подготовке учебного лабораторного оборудования к уроку осуществляет непосредственно учитель химии.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!

2. Функции лаборанта кабинета химии

2.1. Настройка и поддержание имеющегося лабораторного оборудования и ТСО кабинета химии в исправном состоянии.
2.2. Осуществление подготовки лабораторного оборудования и технических средств обучения к их использованию при проведении практических, демонстрационных и лабораторных работ в кабинете химии.
2.3. Правильное хранение и рациональное использование химических реактивов и препаратов.

3. Должностные обязанности лаборанта кабинета химии
3.1.

  • в инвентаризации учебного оборудования кабинета химии;
  • в работе комиссии по списанию предметов оборудования и других материальных ценностей;
  • в определении рационального размещения учебного оборудования в соответствии с требованиями НОТ в кабинете химии;
  • в определении потребности кабинета в предметах учебного оборудования на основании учета израсходованных реактивов и материалов, вышедших из строя приборов, лабораторной посуды, лабораторных принадлежностей и др.;
  • в приобретении и организации доставки в школу учебного оборудования в соответствии с перспективным планом развития кабинета;
  • в приобретении учебного оборудования с целью поддержания в кабинете достаточного количества всего учебного оборудования взамен выбывшего из строя в соответствии с указанием заведующего кабинетом химии;
  • в оформлении и ремонте картотек учебно-методического комплекса по темам предмета, а также картотек справочного раздела.
  • чистоту и порядок размещения предметов оборудования в кабинете химии и лаборантской;
  • содержание в определенном, наиболее удобном для работы порядке приборы, химическую посуду, реактивы и вспомогательные материалы;
  • ведение учета учебного оборудования по установленной учителем химии системе учета (инвентарная книга, книга расходования реактивов и материалов);
  • подготовку сведений о расходе материальных ценностей (оборудование, реактивы и прочие материалы) и их пополнении;
  • оформление актов списания и актов сдачи отходов, содержащих серебро;
  • хранение учебного оборудования в соответствии с требованиями безопасности;
  • обязательное и постоянное присутствие на лабораторных и практических занятиях в кабинете в качестве ассистента учителя при проведении занятий и обеспечения безотказной работы учебного оборудования, безопасности учащихся.

3.4. Лаборант кабинета химии в конце рабочего дня проверяет закрытие всех шкафов, водопроводных кранов, выключает все электроприборы.
3.5. Строго выполняет правила личной гигиены, т.к. имеет дело с химической посудой, загрязненной вредными веществами.

4. Права лаборанта школьного кабинета химии

4.1. Принимать решения, обязательные для выполнения учащимися, и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.
4.2. Знакомиться с перспективным планом развития кабинета химии.
4.3. Получать от учителя химии сведения и материалы, необходимые для своевременной подготовки учебного оборудования к занятиям.
4.4. Принимать активное участие в разработке различных инструкций по охране труда и технике безопасности при проведении различных работ в кабинете химии.
4.5. Ставить перед заведующим кафедрой и администрацией школы вопрос о выполнении в кабинете химии работ, необходимых для обеспечения условий хранения и использования учебного оборудования.
4.6. Давать обязательные распоряжения учащимся школы во время проведения практических и лабораторных работ, при использовании ТСО, имеющегося лабораторного оборудования, реактивов и препаратов.
4.7. Получать от администрации и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.



скачать: Документация для кабинета Химии
52 инструкции с учетом законов на 2 сентября 2021 года!


5. Ответственность лаборанта кабинета химии
5.1. В случае нарушения Устава учреждения, условий Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора, лаборант подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.
5.2.

  • нарушение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом учреждения и локальными актами.
  • ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
  • непринятие решения по вопросам, отнесенным к компетенции лаборанта.
  • некачественную работу по обеспечению сохранности, правильному хранению и использованию учебного оборудования, средств пожаротушения и первой помощи.
  • некачественное и несвоевременное оформление учетно-отчетной документации.
  • низкую исполнительскую дисциплину.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, установленных санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательной деятельности лаборант кабинета химии привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, которые предусмотрены существующим административным законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, лаборант кабинета химии освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным Законом "Об образовании в Российской Федерации".

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

6.1. Осуществляет работу по графику, утвержденному директором общеобразовательного учреждения исходя из 40-часовой рабочей недели, соблюдает свою должностную инструкцию лаборанта по химии в школе.
6.2. Непосредственно планирует свою деятельность на каждый учебный год и четверть под руководством преподавателя химии, план будущей работы представляет на утверждение директору школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. Получает от директора школы и (или) заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими локальными актами.
6.4. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, которые входят в его компетенцию, с учителями химии и коллегами по работе.



скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 2 сентября 2021 года!



скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 3 сентября 2021 года!

Квалификация: Лаборант химического анализа (4 разряд).

Компетенция WSR: Лабораторный химический анализ.

Срок реализации программы: 1 год, 216 часов, 2 раза в неделю.

Реализация программы с применением дистанционных образовательных технологий: Да, теоретический блок.

Программа Лаборант химического анализа направлена на освоение компетенций и получение навыков, применяемых в ходе определения химического состава и свойств образцов питьевых и технических вод, газов, твердых и жидких веществ, для осуществления контроля качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции и отходов производства. Полученные знания могут быть полезны также в экологии, пищевой, химической, фармацевтической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей, металлургической промышленности, а также в сфере народного хозяйства. Без химического анализа невозможно полноценное существование и функционирование передовых отраслей жизни общества – охраны природы, экономики, здравоохранения, оборонной сферы, а также многих смежных областей.

Обучающиеся имеют возможность сдать демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia по компетенции Лабораторный химический анализ и получить международный документ - Skills passport, подтвержадющий профессиональную компетентность.

Читайте также: